Пост прошедшее время в немецком название. Прошедшее время (Präteritum)


Как было сказано в предыдущем уроке, к прошедшему времени относятся три видовременных формы: это Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt. Этот урок будет посвящен первому из них.

Правила образования Präteritum

Как вы помните, глаголы в немецком языке делятся на сильные и слабые: тип глагола влияет на то, как образуется форма прошедшего времени. Основными формами глагола являются инфинитив, претерит (Präteritum) и причастие II (Partizip II), которые используется для формирования некоторых других временных форм. Сильные глаголы меняют гласную в корне, слабые не меняют гласных и образуют три формы по образцу: путем прибавления к основе глагола приставки ge- и суффикса -t. Например:
gehen – ging – gegangen – cильный глагол
machen – machte – gemacht – слабый глагол

Если основа глагола оканчивается на -t или -d, перед суффиксом -t появляется соединительная гласная «е». Например: arbeiten – arbeitete – gearbeitet . Помните, ударение падает на первый слог после приставки, и произносится он с твердым приступом.

Чтобы отличить сильный глагол от слабого, вы можете консультироваться со словарем, где после сильных глаголов указываются изменения корневых гласных. Например: waschen (u,a) – мыть. Если расшифровать, получится waschen (wusch, gewaschen). Помимо этого, список сильных глаголов упорядочен в разнообразных таблицах; одну из таких таблиц вы можете найти в уроке 3.

У некоторых глаголов причастие образуется без добавления приставки -ge .

Это:
1) все слабые глаголы, оканчивающиеся на -ieren : studieren – studierte – studiert;
2) сильные и слабые глаголы с неотделяемыми приставками be-, ent-, er-, miss-, ver-, zer- : bekommen – bekam – bekommen;
3) слабые глаголы с приставками de(s)-, dis-, in-, re- : reparieren – reparierte – repariert.

У глаголов с отделяемыми приставками во второй форме (претерите) приставка ставится после основной формы, а в третьей - после приставки ge-: einladen – lud ein - eingeladen.

В предложении отделяемая приставка образует рамочную конструкцию.

Любой напечатанный текст, как правило, написан при помощи претерита: эта форма образует повествование, в то время как в разговорный речи чаще используется Perfekt. Претерит изменяется по лицам и числам, причем формы 1-го и 3-го лица в единственном числе совпадают. Формы 1-го и 3-го лица во множественном числе совпадают тоже. Рассмотрим пример спряжения сильного и слабого глаголов в претерите.

kaufen — kaufte — gekauft — покупать
ich kaufte wir kauften
du kauftest ihr kauftet
er/sie/es kaufte sie/Sie kauften

Приведем еще несколько примеров употребления глаголов в претерете:
1) Arnold lud Monika zum Tee ein . — Арнольд пригласил Монику на чай.
2) Wir arbeiteten am Samstag im Garten . — В субботу мы работали в саду.
3) Er war nicht zy Hause . — Его не было дома.
4) Gestern rief sie mich an . — Вчера она мне позвонила.
5) Sie tanzte die ganze Nacht . — Они танцевали всю ночь.
6) Unsere Freunde kammen uns besuchen . — Наши друзья пришли нас навестить.

Теперь пора проверить, как хорошо вы усвоили информацию урока. Будьте внимательны и не стесняйтесь возвращаться к правилу!

Задания к уроку

Упражнение 1. Проспрягайте следующие глаголы. (Формы неправильных глаголов вы сможете найти в уроке 4.)
Glauben, bekommen, fragen, denken, haben.

Упражнение 2. Раскройте скобки, используя нужное окончание глагола в претерите.
1. Gestern (gehen) wir ins Kino.
2. Sie (ед.ч.) (arbeiten) sehr viel.
3. Ich (lesen) ein interessantes Buch.
4. Er (trinken) viel Kaffee.
5. Ihr (sein) freundlich.
6. Es (sein) kalt.
7. (spielen) du Klavier?
8. Sie (мн.ч.) (schreiben) einen Brief.
9. Ich (wohnen) in Moskau.
10. Er (haben) eine Wohnung in Berlin.

Ответ 1.

Ответ 2.

1. gingen
2. arbeitete
3. las
4. trunk
5. wart
6. war
7. spieltest
8. schrieben
9. wohnte
10. hatte

Употребляются в трех формах: разговорной (Perfekt), книжной (Imperfekt, или Praeteritum), а также особой предпрошедшей «плюсквамперфект». Что привлекает изучающих язык Шиллера и Гете, так это то, что правила употребления не такие жесткие. Так, к примеру, на севере Германии в разговорной речи часто используется претерит. В Австрии же и Швейцарии чаще скажут в перфекте.

Разговорная форма прошедшего времени

В речи для передачи событий прошлого используется Perfekt. По-русски оно называется «прошедшее совершенное время». Образуется перфект с помощью вспомогательного глагола haben либо sein + Для слабых глаголов Partizip II неизменяемый, образуется с помощью прибавления приставки ge- и суффикса -t к основе глагола. Например: machen - gemacht; malen - gemalt. Неправильные глаголы в прошедшем времени в немецком языке не поддаются логическому объяснению. Их форму нужно запоминать. К примеру: gehen - gegangen, lessen - gelesen.

Что касается употребления того или иного вспомогательного глагола, то здесь правило следующее:


Стоит обратить внимание на то, что отличаются правила употребления вспомогательных глаголов в Германии и других странах. Так, в Австрии, Швейцарии, Баварии, Южном Тироле (Италия) глаголы сидеть, лежать, стоять употребляются с sein. Хотя здесь мы не видим никакого изменения состояния:

  • Ich bin gesessen - Я сидела.
  • Mein Freund ist auf dem Bett gelegen - Мой друг лежал на кровати.
  • Wir sind eine Stunde lang im Regen gestanden - Мы целый час стояли под дождем.

В Германии же (причем в ее северной и центральной частях, не в Баварии) используется в данных случаях вспомогательный haben.

Претерит

Для глаголов в прошедшем времени в немецком языке в повествовании и текстах массмедиа используется Praeterit. Это - так называемый книжный вариант прошедшего.

Образование такой формы для правильных глаголов очень просто. Нужно просто добавить после основы суффикс -t.

Сравните: Я учусь. - Ich studiert. Но: Я учился. - Ich studierte.

Такие же, как и для настоящего времени, кроме единственного лица третьего числа. Там форма совпадает с первым лицом.

Сравните: Я учился и он учился. - Ich studierte und er studierte.

Прошедшее время мы используем также, когда рассказываем сказку своему ребенку, рассказываем биографию какой-то известной личности. Иногда можно говорить в претерите и в разговорной речи. К примеру, если рассказываете друзьям о том, как провели отпуск. Например: Ich war in Thailand. - Я был в Таиланде. Ich ging oft zum Strand. - Я часто ходил на пляж.

Стоит обратить внимание на то, что, несмотря на то, что язык повествования - простое прошедшее, в книгах и рассказах все же можно встретить перфект. Он используется, если в повествовании встречается диалог двух или более героев.

Употребление плюсквамперфекта

Сложная временная форма в немецком языке - так называемый Plusquamperfekt. Он употребляется для подчеркивания соотношения двух действий, которые произошли в прошлом. Также используется для того, чтобы отметить, что одно действие вытекает из другого.

Обычно употребляется с глаголами прошедшего времени. В немецком языке для подчеркивания соотношения этих действий, употребляются слова тогда (dann), после того (nachdem), раньше (frueher), месяц назад (vor einem Monat), год тому назад (vor einem Jahr) и другие.

  • Meine Freundin rief mich an und sagte mir, dass sie vor einem Monat nach Wien gefahren war. - Моя подруга позвонила и сказала мне, что месяц назад уехала в Вену.
  • Nachdem ich die Uni absolviert hatte, fang ich mit der Arbeit an. - После того, как я закончила университет, я начала работать.
  • Mein Freund hatte die Fachschule beendet, dann trat er ins Institut ein. - Вначале мой друг закончил техникум, затем поступил в институт.

Модальные глаголы немецкого языка в прошедшем времени

В основном Modal Verbe употребляются в простом претерите. Это облегчает речь, не приходится говорить целых три глагола, если использовать перфект.

Сравните: Он не должен был лгать. - Er sollte nicht luegen. Ich hat nicht lugen gesollt. Вторая фраза гораздо сложнее для восприятия.

Строится форма прошедшего времени для модальных глаголов просто. Нужно просто убрать все умлауты и основы, добавить суффикс -t и личное окончание, и получится спряжение глаголов в прошедшем времени. Немецкий язык, в принципе, очень логичен.

Исключением является глагол moegen. Для него форма прошедшего времени - mochte. Я люблю читать газеты. - Ich mag Zeitungen lesen. Но: Я любил читать газеты. - Jch mochte Zeitungen lesen.

Как выучить прошедшее время в немецком

Самой распространенной формой является перфект, поэтому его следует в первую очередь выучить. Если с правильными глаголами проблем не будет и все запомнить легко, то неправильные лучше учить в форме таблицы. Есть определенные закономерности, к примеру, «группа ei - ie -i e»: Bleiben - blieb - geblieben; schreiben - schrieb - geschrieben, steigen - stieg - gestiegen. Можно разбить все известные глаголы на подобные подгруппы и заучивать наизусть.

Такую таблицу можно брать на первых порах всякий раз, приходя на урок немецкого языка. Глаголы в прошедшем времени проще всего запоминать именно так.

Что касается вспомогательных sein и haben, то проще всего заучить группу первых. Таких глаголов гораздо меньше. Именно поэтому запомнить их будет проще. Спряжение глаголов в прошедшем времени немецкого языка необходимо запоминать вместе со вспомогательным. Это отображается и в словарях. Если в скобках рядом с глаголом стоит (s), значит, вспомогательным глаголом будет sein, а если (h), то haben.

14 декабря 2017

Претеритум в немецком языке используется не так часто, как перфект (прошедшее совершенное время), но без него нельзя никак читать литературные произведения. Ведь в книжном языке чаще всего используется именно форма Praeteritum.

Что представляет собой форма прошедшего времени

В немецком языке Praeteritum («претеритум», также «претерит») используется для обозначения событий прошлого. С латинского языка указанное слово переводится как «прошедшее мимо». Также данную форму можно назвать повествовательным временем. Если Perfekt (перфект) используется преимущественно в разговорной речи, то претеритум в немецком языке характерен для книжной речи. Когда ведется развернутое связное повествование (книга, роман, рассказ), используется также Praeteritum.

Когда используется претеритум в немецком языке

Считается, что разница между прошедшим временем и перфектом заключается в том, что Perfekt связан как-то с событием в настоящем времени. Поскольку в разговорной речи почти все события связаны с настоящим (нет ведь смысла говорить о том, что неважно), то в быту используется преимущественно прошедшее совершенное время. Претеритуму же остается роль книжного времени, языка СМИ. Также он используется в рассказах о событиях в прошлом. Например, человек рассказывает о том, что он делал летом, в прошлом году/десятилетии и т. д. И то, поскольку эта форма употребляется редко, она уже звучит слишком литературно. Поэтому даже в рассказах от первого лица о событиях прошлого используют часто также прошедшее совершенное время - Perfekt.

Претеритум в немецком языке используется и ныне наравне с перфектом, если используются глаголы haben, sein, а также модальные. К примеру, фразу «я был вчера в институте» переведут скорее как Ich war gestern im Institut, нежели Ich bin gestern im Institut gewesen. И в предложении «Ребенок хотел подарок на Рождество» скорее будет употреблен глагол в простом прошедшем времени. Das Kind wollte ein Geschenk zu Weihnachten (не Das Kind hat ein Geschenk… gewollt).

Скажем еще несколько слов о том, как изменяются модальные глаголы в прошедшем времени. Умлаут в данном случае уходит, добавляется суффикс t. Например, основа от глагола müssen (должен) в претеритуме будет звучать как muss+t+личное окончание. Если умлаута нет, то он, соответственно, и не добавляется. Ich soll - Ich sollte, Wir wollen - Wir wollten.

Как образовать форму прошедшего времени

Глаголы в претеритум в немецком языке могут образовываться по двум различным формулам. Образуется простое прошедшее время с помощью суффикса t, который добавляется к основе глагола. Имеем следующую формулу:

Претеритум=основа глагола+t+личное окончание. Данная формула относится только к слабым глаголам.

Пример следующий: Ich studiere значит "Я учусь, обучаюсь в университете или институте". Но Ich studierte значит "Я учился".

Если основа глагола оканчивается на согласные «д», «т», то между основной и суффиксом прошедшего времени ставится также гласный звук е - для облегчения произношения. Так, Ich arbeite значит "Я работаю (сейчас или вообще)", но Ich arbeitete - "Я работал".

Это как Past в английском языке, там даже суффикс прошедшего времени похожий - (е)d. И равно, как и на языке Шекспира, в немецком есть нерегулярные глаголы. Для неправильных (сильных) глаголов формула будет уже другая:

Основа+измененная основа (для каждого разная, нужно заучивать наизусть)+личные окончания.

Особенности претерита

Следует запомнить то, что в единственном числе в первом и третьем лицах глаголы совпадают. Это нужно всегда держать в уме, когда будете использовать в немецком языке претеритум. Предложения для примера следующие:

"Я делал домашнее задание." - Ich machte die Hausaufgabe. В третьем лице формы глагола совпадают. Er (он) machte die Hausaufgabe.

Особенностью немецкого языка также является особая группа глаголов, которые представляют из себя нечто среднее, промежуточное между сильными и слабыми. Так, они также приобретают в прошедшем времени суффикс t, однако в претерите изменяется корневая гласная. Так, это глаголы «думать» (denken). Ich denke - Ich dachte. Здесь е изменяется на а. Другие глаголы следующие:

Bringen - приносить (Ich bringe, однако Ich brachte).

Rennen - бежать (Ich renne, но Ich rannte).

(Er)kennen - знать (соответственно - узнавать) (Ich (er)kenne, однако Ich (er)kannte).

А также глагол nennen - называть (Ich nenne - Ich nannte).

Одним словом, ничего сложного. Главное, просто во всем разобраться.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Präteritum употребляется в связном повествовании или описании для выражения совершившегося, прошедшего действия.

Особенностью всех глаголов в форме Präteritum является
1. отсутствие личных окончаний в 1 и 3 л. ед. ч.
2. отделяемые приставки отделяются и выносятся на последнее место в предложении.

Образование формы Präteritum слабых глаголов :

Основа глагола + суфф. -(е)te + личное окончание (кроме 1 и 3 л. ед. ч.)

malen (mal-)

arbeiten (arbeit-)

ich malte wir malte n ich arbeitete wir arbeitete n
du malte st ihr malte t du arbeitete st ihr arbeitete t
er sie malte n er sie arbeitete n
sie malte sie arbeitete
es Sie malte n es Sie arbeitete n

Сильные глаголы образуют форму Präteritum следующим образом:

Основа глагола с измененной корневой гласной + личное окончание (кроме 1 и 3 л. ед. ч.)

nehmen

gehen

ich na hm wir nahmen ich gi ng wir gi ngen
du na hmst ihr na hmt du gi ngst ihr gi ngt
er sie na hmen er sie gi ngen
sie na hm sie gi ng
es Sie na hmen es Sie gi ngen

При образовании Präteritum , а также Perfekt сильных глаголов следует знать три основные формы глагола Infinitiv – Präteritum – Partizip II , напр.

kommen – kam – gekommen
gehen – ging – gegangen
schreiben – schrieb – geschrieben

Первая форма – это уже известный вам , то есть начальная форма глагола, вторая – это форма глагола в Präteritum в 1 или 3 л. ед. ч., от которой следует образовывать все личные формы. И третья форма потребуется для образования другого прошедшего времени Perfekt . Все три формы следует выучивать наизусть, и они всегда стоят в таблице в конце словаря.

Кроме сильных глаголов, три формы которых образуются не по правилам, существует несколько глаголов, сочетающих при образовании Präteritum признаки и сильных (изменение корневой гласной), и слабых глаголов (прибавление суффикса -te ). К таким глаголам относятся:

bringen – brachte
verbringen – verbrachte
kennen – kannte
brennen – brannte
nennen – nannte

а также модальные глаголы , теряющие умлаут:

können – konnte
müssen – musste
wollen – wollte
mögen – mochte
sollen – sollte
dürfen – durfte

И отдельно следует, конечно, запомнить 3 основные формы вспомогательных глаголов:

sein – war – gewesen
haben – hatte – gehabt
werden – wurde – geworden

Упражнения / ÜBUNGEN

1. Проспрягайте в Präteritum глаголы:

— warten — stoppen — sich kümmern – holen – versorgen – schenken – richten — gratulieren —

2. Прочитайте следующий текст и заполните пробелы глаголами в Präteritum. Выпишите и выучите 3 формы этих глаголов.

3. Опишите вчерашний день фермерской семьи Мюллер, используя претеритум. Опирайтесь на таблицу в начале статьи. Начните рассказ, например, так:

Gestern begann der Tag für die Familie Müller wie immer sehr früh. Der Vater und die Mutter
standen um 6 Uhr auf…

4. Опишите свой собственный вчерашний день. Чем он вам понравился (не понравился), чем вы занимались в рабочее (свободное) время? Напишите не менее 15 предложений.