Никто до и после пророка Мухаммада (ﷺ) не видел человека, подобного ему. Портрет пророка и о приятном запахе, исходившем от него

Что касается моральных качеств Пророка Мухаммада, то мы не в силах перечислить их все, но расскажем о некоторых из них.

Высокие моральные качества Пророка Мухаммада подтверждаются и в Кур`ане. Сказано в Суре 68 «Аль-Калям», Аяте 4 означающее: «Воистину, у тебя — высочайшая нравственность и прекраснейшая культура».

От А’иши и её отца Абу Бакра, да будет доволен ими Аллаh, переданы следующие слова: «Мораль Пророка соответствовала Кур`ану». Передал это изречение имам Муслим в книге «Сахих». То есть у Пророка Мухаммада была высокая мораль, о которой повелел Аллаh в Кур`ане. Кто хочет знать, какова мораль Пророка, пусть изучает Священный Кур`ан. Каждое из хороших качеств, о которых повелел Аллаh, имел Пророк Мухаммад. самым красивым среди людей и внешностью и поведением. Аль-Бара’ ибн ‘Азиб, описывая Пророка говорил: «Посланник Аллаhа был самым лучшим из людей по красоте и по морали».

Пророк Мухаммад очень много поклонялся Аллаhу, был очень богобоязненным, молился ночью и днём. Его язык никогда не прекращал упоминать Аллаhа, поэтому А’иша говорила, что Пророк Мухаммад упоминал Аллаhа всегда.

Ибн ‘Умар сказал: «Во время урока Пророка Мухаммада, они повторяли сто раз слова, смысл которых: «О Аллаh прости меня, прими моё покаяние, воистину Ты - Всемилостивый и Принимающий покаяние».

Всем известно, что Пророк Мухаммад не совершал больших и малых грехов, указывающих на подлость совершившего их. Он говорил эти слова из-за своей благодарности и покорности Аллаhу и повторяя такие слова возвышалась степень Пророка. Пророк Мухаммад очень любил совершать Намаз и рассказывал всем о его пользе.

Мугира ибн Шу’аба говорил, что Пророк молился так долго, что у него от усталости опухали ноги.

Сказал Анас ибн Малик: «Последним завещанием, которое Пророк оставил перед смертью, были слова: «Намаз и то, что в ваших силах»».

Пророк всегда уповал на Аллаhа, он был твёрдо убежден в том, что всё, что происходит во вселенной, происходит по Воле Аллаhа, Его Знанию и Предопределению, поэтому Пророк часто говорил: «Аллаh предопределяет и делает всё, что Он хочет».

Также Пророк Мухаммад обучал некоторых из своих дочерей, чтобы они говорили каждый день: «Что хотел Аллаh — было, чего Он не хотел — не было».

А’иша рассказывала о Пророке, что если была необходимость выбрать какое-нибудь решение из двух, он выбирал соответствующее Шари’ату [которое не является грехом] и лёгким для выполнения.

Прекрасные черты Пророка Мухаммада, сочетались со строгостью в соблюдении Повелений Аллаhа. Если речь шла о Шари’ате, то он всегда был непреклонным. Он выполнял все требования, содержащиеся в Кур`ане. Он не гневался, если кто-то наносил ему личную обиду по жизненным вопросам, но он гневался, если было нарушение повелений Создателя.

Это происходило лучшим образом, и это было ради Аллаhа. Он больше всех ревностно относился к соблюдению Повелений Всевышнего.

Храбрость

Пророк Мухаммад был самым смелым и отважным из всех людей.

Честность

Пророк Мухаммад был самым правдивым, ему всегда и во всём можно было доверять. Ещё до получения Пророческой миссии он обладал такими прекрасными нравственными качествами, как: щедрость, храбрость, честность, правдивость, всегда держал данное им слово, выполнял обещанное. Именно поэтому он ещё до получения Пророчества получил прозвище «аль-Амин», что означает честный, доверенный.

Пророк шутил и иногда проводил весело время со своими сподвижниками, но его шутки были всегда правдой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаhа!» , Пророк сказал: «Я шучу, но и шутя, говорю только правду».

Пророк был покорным Всевышнему Аллаhу всегда, в любой ситуации.

Скромность

У нашего Пророка Мухаммада, не было гордыни. Он сам чинил свою обувь, сам штопал свою одежду, помогал домашним по хозяйству.

Пророк Мухаммад почитал Пророков, которые были до него.

Пророк Мухаммад, скромно относился ко всем людям: и ко взрослым, и к детям. Когда с кем-то разговаривал, обычно, на собеседника смотрел краем глаза, никогда не рассматривал человека в упор.

Пророк Мухаммад, не проявлял злости и высокомерия, его сердце было открыто для всех. Он никогда не ругал ни жену, ни служащего. Он никого в жизни из мусульман не бил своей рукой.

Пророк Мухаммад очень любил скромных людей, и из его ду’а было следующее: «О Аллаh, даруй мне быть скромным, и жить скромным, и умереть скромным, и даруй мне быть собранным вместе со скромными».

Застенчивость

Абу Са’ид Аль-Худрий отмечал, что Пророку Мухаммаду, были присущи такие похвальные качества, как: стыдливость и застенчивость, которые отражались на его лице. Он был самым застенчивым из всех людей и имел прекрасное воспитание.

Отношение к другим

Пророк Мухаммад, никогда не мстил, он был прощающим. От Анаса ибн Малика передают, что он сказал: «Я шёл с Пророком, на нём была накидка из Наджрана с грубой подкладкой. Его догнал бедуин и резко потянул за отворот накидки так, что я увидел след от этого на шее Пророка. Бедуин сказал: «О Мухаммад! Вели, чтобы мне дали из имущества, которое даровал тебе Аллаh». Пророк обернулся, улыбнулся и велел подать ему».

Отношение к родственникам, бедным и слабым

Пророк Мухаммад наилучшим образом поддерживал связи со своими родственниками. Он был сострадательным к бедным, сиротам и слабым. Он был самым скромным, с любовью относился к нуждающимся, сопровождал их в последний путь и посещал больных. Он всегда заботился о других, помогал бедным и нуждающимся, раздавал им еду, даже если не хватало самому и семье. Поэтому иногда ему приходилось долго голодать, и тогда он привязывал к животу плоский камень, так как это помогало ему выпрямиться.

Его первая жена Хадиджа говорила: «Никогда! Клянусь Аллаhом! Во веки веков Аллаh не даст тебе позора и стыда! Воистину, ты поддерживаешь родственные связи, говоришь только правду, выносишь много усталости, делишься пропитанием с неимущими, угощаешь и радуешь гостей. Ты помогаешь восторжествовать истине!».

Пророк с милостью относился к слабым и больным людям. Поэтому велел тем имамам, которые возглавляют Намаз, чтобы они не удлиняли его.

Отношение к соседям

Пророк Мухаммад, завещал хорошо относится к соседям, призывая к хорошему отношению к ним. Пророк сказал Абу Зарру: «О Абу Зарр, если ты готовил что-то, то готовь больше и приглашай своих соседей».

Отношение к сподвижникам

У Пророка Мухаммада, было мягкое сердце, он с милостью относился к окружающим. Аллаh описал его в Кур`ане милостивым.

Анас служил Пророку 10 лет. За это время Пророк ни разу не высказал ему возражения и не упрекнул его ни в чём. Он ни разу не сказал ему: «Уфф», ни разу не спросил его: «Почему ты так сделал?» или «Почему ты не сделал это?».

Пророк хорошо относился к своим сподвижникам. После общения с Пророком каждому из них казалось, что он больше всех дорог Пророку. Если они радовались чему-то, то Пророк радовался вместе с ними. Если он видел сподвижников, находящихся в тяжёлом состоянии, у него от чувства сострадания и жалости к ним текли слёзы. Однажды Пророк посетил Са’да ибн ‘Убадата и увидел, что тот очень сильно болеет и заплакал по причине этого.

Он проявлял глубокую заботу о каждом из сподвижников, участвовал в их захоронении, всячески хлопотал за них. Пророк Мухаммад очень хорошо относился к своим сподвижникам и жёнам, и когда он последний раз поднялся на минбар , то сказал следующее: «Следуйте ансарам , так как они — это моя община и те, кому я доверяю. Они сделали то, что от них требовалось. И если кто-то из них хорошо к вам относится, то примите это, а если кто-то из них обидел вас, то простите его». Передал это имам Аль-Бухарий.

Посланник Аллаhа был прекрасным другом для своих сподвижников. Он стоял рядом с ними в их радости и печали, когда те были и сильны, и слабы.

Щедрость

О щедрости Пророка Анас говорил: «Кто подходил к Пророку с какой-либо просьбой, то всегда получал то, о чём просил».

Сказал Хаким ибн Хизам: «Я попросил кое-что у Пророка и он дал мне это. Тогда я попросил ещё раз и он снова дал мне то, что я просил. Затем я снова попросил его, и он также дал мне то, что я просил». Ученые хадисоведы согласны в том, что этот хадис достоверный.

Анас передал, что мужчина попросил у Пророка Мухаммада отару овец между двух гор (то есть много, сколько бы поместилось между двух гор), и он дал их ему. Этот же, придя к своему народу, сказал: «Ну, же! Народ мой, принимайте Ислам, и Пророк одарит вас, и вы ни в чём не будете нуждаться».

Сообщается, что ‘Абдуллаh ибн Масляма сказал, что Ибн Абу Хазим передал от своего отца Сабля следующее: «Одна женщина пришла к Посланнику Аллаhа и принесла тканный халат с красивой отделкой и сказала: «Я сама своими руками соткала этот халат, и принесла его тебе, как подарок». Пророк принял этот подарок, а когда он вышел к нам, одетый в него, один человек попросил: «Подари его мне! Как он прекрасен!» И Пророк сказал: «Да», после чего отдал свой новый халат этому человеку. Люди стали укорять его: «Ты поступил некрасиво! Пророк надел этот халат потому, что нуждался в нём, а потом ты обращаешься к нему с такой просьбой, зная о том, что он никогда не отказывает просящему!», - он же сказал им на это: «Поистине, клянусь Аллаhом, я просил его не для того, чтобы носить, а только для того, чтобы потом он послужил мне саваном!»». Сабль сказал: «Впоследствии этот халат действительно стал для него саваном». Передал это имам Аль-Бухарий.

Скромность и аскетизм Пророка

Пророк Мухаммад. не стремился к благам мирской жизни. Аль-Байhакый, Ат-Тирмизий и Ибн Маджаб передали от ‘Абдуллаhа следующий рассказ который свидетельствует о большой скромности и аскетизме Пророка Мухаммада. Однажды Пророк Мухаммад лежал на циновке, и на его теле остались следы. ‘Абдуллаh начал гладить это место и предложил Пророку постелить что-нибудь сверху циновки. На это Пророк ответил, что его жизнь на земле временна, и он похож на путника, идущего к цели и сделавшего небольшую остановку в тени дерева у дороги и продолжающего свой путь далее.

Он говорил: «Эта дунья ничего не стоит. В этой жизни нужно быть как путешественник, который остановился под тенью дерева, чтобы передохнуть и продолжить свой путь». Передал это изречение Ат-табараний.

Пророк был очень умеренным в еде. Никогда не выражал недовольство из-за еды, если понравится - ел, если нет - оставлял.

А’иша рассказывала, что однажды к ней зашла женщина с двумя детьми и попросила милостыню. Мать верующих сказала: «Я не нашла ничего кроме одного финика». Один финик в доме лучшего создания? Это по причине отдаленности от мирской жизни и её наслаждений.

Пророк не оставил после себя дворцов и наследства. А’иша сказала: «Пророк Мухаммад умер и не оставил после себя динара или дирхама». Он оставил после себя знания.

Терпение Пророка

Наш любимый Пророк был терпеливым и достойно переносил трудности на пути распространения истинной религии — нашей великой религии Ислам!

Когда умер Абу Талиб, дядя нашего Пророка, неверующие из рода Курайш стали предпринимать попытки вредить Пророку, так как думали, что уже никто не защитит нашего любимого Пророка! Они жаждали навредить Пророку. Приведем несколько историй об этом.

__________________________________

Просьба-мольба у Аллаhа.
Трибуна с которой имам читает проповедь.
Мусульмане, которые жили в Медине и помогли переселенцам, когда Пророк совершил туда переселение.
Мирская жизнь.

Вам может понравится

То, что будет Шафаат в Судный День — является истинной. Шафаат делают: Пророки, богобоязненные учёные, шаhиды, Ангелы. Наш Пророк Мухаммад наделён правом особого великого Шафаата. Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском будет просить о прощении тех, кто за совершил большие грехи из его общины. Передано в правдивом хадисе: «Мой Шафаат для совершивших большие грехи из моей общины». Передал его Ибн Х иббан. Для тех, кто не совершил больших грехов, Шафаат не понадобится. За одних делают Шафаат до попадания в ад, за других после попадания в него. Шафаат делают только за мусульман.

Шафаат Пророка будет делаться не только за тех мусульман, которые жили во время Пророка Мухаммада и после этого, но тех, которые были из предыдущих общин [общин других Пророков].

Сказано в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия’», Аят 28) означающее: «Не делают Шафаат они, кроме как за тех, для кого Шафаат одобрил Аллаh». Первым делает Шафаат наш Пророк Мухаммад.

Известна история, которую мы уже приводили ранее, но стоит её упомянуть ещё раз. Правитель АбуДжа’фар сказал: «О Абу ‘Абдуллаh! При чтении дуа мне повернуться в сторону К ыблы или встать лицом к Посланнику Аллаhа?». На что имам Малик ответил: «Зачем ты отворачиваешь своё лицо от Пророка? Ведь он будет в Судный День будет делать Шафаат в пользу тебя. Поэтому повернись лицом к Пророку, проси его Шафаат, и Аллаh дарует тебе Шафаат Пророка! Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 64) означающее: «И если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли бы к тебе и попросили прощения у Аллаhа, и Посланник Аллаhа попросил прощения за них, то они получили бы милость и прощение Аллаhа, ведь Аллаh — Принимающий покаяния мусульман, и Милостив к ним»».

Все это является важным доказательством, что посещать могилу Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , просить его о Шафаате является дозволенным, со слов учёных, а главное — самого Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском .

Воистину в Судный День, когда солнце будет близко к головам некоторых людей, и они будут утопать в собственном поту, тогда они станут говорить друг другу: «Пойдем к нашему праотцу Адаму для того, чтобы он совершил Шафаат за нас». После этого они придут к Адаму и скажут ему: «О Адам, ты - отец всех людей; Аллаh создал тебя, даровав тебе почётную душу, и велел Ангелам совершить тебе земной поклон [в качестве приветствия], сделай же Шафаат за нас перед твоим Господом». На это Адам скажет: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат. Ступайте к Нуху (Ною)!». После этого они придут к Нуху и будут просить его, он ответит так же как и Адам и отправит их к Ибраhиму (Аврааму). После этого они придут к Ибраhиму и будут его просить о Шафаате, но он ответит как и предыдущие Пророки: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат. Ступайте к Мусе (Моисею)». После этого они придут к Мусе и будут просить его, но он ответит как и предыдущие Пророки: «Я не тот, кому дан великий Шафа’ат, ступайте к ‘Исе!». После этого они придут к ‘Исе (Иисусу) и будут просить его. Он ответит им: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат, идите к Мухаммаду». После этого они придут к Пророку Мухаммаду и будут просить его. Тогда Пророк склонится в земном поклоне, он не поднимет головы до тех пор, пока не услышит ответ. Ему будет сказано: «О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, делай Шафаат, и твой Шафаат будет принят!». Он поднимет голову и скажет: «Моя община, о Господь мой! Моя община, о Господь мой!».

Пророк Мухаммад, сказал: «Я самый главный из людей в Судный День, и самый первый, кто выйдет из могилы в День Воскрешения, и самый первый, кто будет делать Шафаат, и самый первый, чей Шафаат будет принят».

Также Пророк Мухаммад, говорил: «Мне был дан выбор между Шафаатом и возможностью для половины моей общины вхождения в Рай без мучений. Я выбрал Шафаат, потому что в нём больше пользы для моей общины. Вы думаете, что мой Шафаат предназначен для богобоязненных, но нет, оно для больших грешников из моей общины».

Абу hурайра сказал, что Пророк Мухаммад говорил: «Каждому Пророку было дарована возможность просить у Аллаhа особое дуа, которое будет принято. Каждый из них сделал это при жизни, а я оставил эту возможность для Судного Дня, чтобы сделать Шафаат за мою общину в Тот День. Этот Шафаат, по Воле Аллаhа, будет дарован тем из моей общины, кто не совершал ширк».

После переселения из Мекки в Медину Пророк Мухаммад совершил Хадж только один раз, и это было в 10 году хиджры, незадолго до его смерти. Во время Паломничества он несколько раз выступил перед людьми и дал верующим прощальное напутствие. Эти наставления известны как «Прощальная проповедь Пророка». Одну из этих проповедей он произнес в день ‘Арафат — в году (9-го Зуль-Хиджа) в долине ‘Уранах (1) рядом с ‘Арафатом, а другую — на следующий день, то есть в день Праздника Курбан-Байрам. Эти проповеди слышало много верующих, и они пересказывали слова Пророка другим — и так эти наставления передавались из поколения в поколение.

В одном из рассказов говорится, что в начале своей проповеди Пророк так обратился к людям: «О люди, слушайте меня внимательно, ибо я не знаю, буду ли среди вас в следующем году. Послушайте же, что я скажу, и передайте мои слова тем, кто не смог присутствовать сегодня».

Существует много передач этой проповеди Пророка. Лучше всех других сподвижников изложил историю последнего Хаджа Пророка и его прощальную проповедь Джабир ибн ‘Абдуллах. Его рассказ начинается с момента, когда Пророк отправился в путь из Медины, и в нем подробно описывается все происходившее до завершения Хаджа.

Имам Муслим передал в своем сборнике хадисов «Сахих» (книга «Хадж», глава «Паломничество Пророка Мухаммада») от Джа’фара ибн Мухаммада, что его отец сказал: “Мы пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху, и он стал знакомиться с каждым, а когда очередь дошла до меня, я сказал: «Я — Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн». < … > Он сказал: «Добро пожаловать, о, мой племянник! Спрашивай, о чём хочешь». < … > Потом я попросил его: «Расскажи мне о Хадже Посланника Аллаха». Показав девять пальцев, он сказал: «Воистину, Посланник Аллаха девять лет не делал Хадж. На 10-й год было объявлено о том, что Посланник Аллаха собирается в Хадж. И тогда в Медину пришло много людей, которые хотели выполнить Хадж вместе с Пророком, чтобы брать с него пример».

Далее Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал, что, отправившись в Хадж и прибыв в окрестности Мекки, Пророк Мухаммад сразу направился в долину Арафат, проехав местность Муздалифа без остановок. Там он оставался до захода солнца, а затем на верблюдице поехал в долину ‘Уранах. Там в день Арафат Пророк обратился к людям, и [воздав хвалу Аллаху Всевышнему] сказал:

«О, люди! Также, как вы почитаете священными этот месяц, этот день, этот город, так же священны и неприкосновенны ваша жизнь, ваше имущество и достоинство. Воистину, каждый ответит перед Господом за свои дела.

Времена невежества остались в прошлом, и его недостойные обычаи отменены, в том числе кровная месть и ростовщичество. <…>

Будьте богобоязненны и проявляйте доброту в отношениях с женщинами (2). Не обижайте их, помня, что взяли их в жены с дозволения Аллаха как доверенную на время ценность. Вы имеете права в отношениях с ними, но и они имеют права по отношению к вам. Они не должны пускать в дом тех, кто вам неприятен и кого вы не хотите видеть. Руководите ими с мудростью. Вы обязаны кормить и одевать их так, как это предписывает Шариат.

Я оставил вам ясное руководство, следуя которому вы никогда не собьетесь с Истинного пути -это Небесное Писание (Куран). И [когда] вас спросят обо мне — что же вы ответите?»

Сподвижники сказали: «Мы свидетельствуем, что ты донёс до нас эту весть, выполнил свою миссию и дал нам искренний, добрый совет».

Пророк поднял указательный палец вверх (3), а затем показал им на людей со словами:

“Да будет Аллах свидетелем!”». На этом заканчивается хадис, переданный в сборнике имама Муслима.

В других передачах Прощальной проповеди также приведены такие слова Пророка;

«Каждый отвечает только за себя, и не будет наказан отец за грехи сына, а сын — за грехи отца».

«Воистину, мусульмане — братья друг другу, и не разрешено мусульманину брать то, что принадлежит его брату, кроме как с его разрешения».

«О, люди! Воистину, ваш Господь — Один-Единственный Создатель, у Которого нет соучастников. И праотец у вас один — Адам. Нет преимущества у араба перед не арабом или у темнокожего перед светлокожим, кроме как по степени богобоязненности. Для Аллаха наилучший из вас — самый богобоязненный».

В завершении проповеди Пророк сказал:

«Пусть те, кто слышал, передаст мои слова тем, кого здесь не было, и, возможно, некоторые из них поймут лучше некоторых из вас».

Эта проповедь оставила глубокий след в сердцах людей, слушавших Пророка щ. И, несмотря на то, что с того времени прошло много сотен лет, она по-прежнему волнует сердца верующих.

_________________________

1 — ученые, кроме имама Малика, сказали, что эта долина не входит в Арафат

2 — Пророк настоятельно призывал соблюдать права женщин, быть добрыми по отношению к ним, жить с ними так, как это повелено и одобрено Шариатом

3 — этот жест не означал, что Аллах находится на Небе, так как Бог существует без места

Известны чудеса многих Пророков, но самые удивительные были у Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском .

Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний даровал Пророкам особые чудеса. Чудо Пророка (муджиза) — это необыкновенное и удивительное явление, дарованное Пророку в подтверждение его правдивости, и этому чуду невозможно противопоставить что-либо подобное.

Священный Коран это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن — это самое великое чудо Пророка Мухаммада, которое длится по сей день. Все в Священном Коране — правда, от первой и до последней буквы. Он никогда не будет искажен и сохранится до Конца Света. И об этом сказано в самом Коране (сура 41 «Фуссылят», аяты 41-42), означающее: «Воистину, это Священное Писание — великая Книга, хранимая Создателем [от ошибок и заблуждений], и ни с какой стороны ложь не проникнет в нее».

В Коране описаны события, которые происходили задолго до появления Пророка Мухаммада, а также те, которые будут происходить в будущем. Многое из описанного уже произошло или происходит сейчас, и мы сами являемся очевидцами этого.

Коран был ниспослан в те времена, когда арабы обладали глубокими познаниями в области литературы и поэзии. Когда они услышали текст Корана, то, несмотря на все их красноречие и превосходное знание языка, они не смогли ничего противопоставить Небесному Писанию.

0 непревзойденной красоте и совершенстве текста Корана сказано в аяте 88 суры 17 «Аль-Исра», означающее: «Даже если бы люди и джинны объединились, чтобы сочинить нечто, подобное Священному Корану, это не удалось бы им, даже если бы они помогали друг другу».

Одно из самых удивительных чудес, доказывающих высочайшую степень Пророка Мухаммада — это Исра и Мирадж.

Исра — это чудесное ночное путешествие Пророка Мухаммада# из города Мекка в город Кудс (1) вместе с архангелом Джибрилем на необычном верховом животном из Рая — Бураке. Во время Исра Пророк видел много удивительного и выполнял Намазы в особых местах. В Кудсе в мечети Аль-Акса для встречи с Пророком Мухаммадом были собраны все предыдущие Пророки. Все вместе они выполнили коллективный Намаз, в котором Пророк Мухаммад был имамом. А после этого Пророк Мухаммад поднялся на Небеса и выше. Во время этого восхождения (Мирадж) Пророк Мухаммад видел ангелов, Рай, Арш и другие грандиозные создания Аллаха (2).

Чудесное путешествие Пророка в Кудс, Вознесение на Небеса и возвращение в Мекку заняли меньше трети ночи!

Еще одно необыкновенное чудо, дарованное Пророку Мухаммаду — когда луна раскололась на две половины. Об этом чуде сказано в Священном Коране (сура «Аль-Камар», аят 1), означающее: «Один из признаков приближения Конца Света — это то, что раскололась луна».

Это чудо произошло, когда однажды курайшиты-язычники потребовали от Пророка доказательств, что он правдив. Была середина месяца (14-е число), то есть ночь полнолуния. И тогда произошло удивительное чудо — диск луны разделился на две части: одна была над горой Абу Кубайс, а вторая — ниже. Когда люди увидели это, то верующие еще больше укрепились в своей вере, а неверующие стали обвинять Пророка в колдовстве. Они послали гонцов в дальние территории узнать, видели ли там, как луна разделилась на части. Но, вернувшись, гонцы подтвердили, что и в других местах люди это видели. Некоторые историки пишут, что в Китае есть древнее строение, на котором написано: «Построено в год раскола луны».

Еще одно удивительное чудо Пророка Мухаммада — когда при огромном количестве свидетелей вода била ключом между пальцами Посланника Аллаха.

Такого не было у других Пророков. И хотя Мусе было дано чудо, что вода появилась из скалы, когда он ударил по ней своим посохом, но когда вода вытекает из руки живого человека — это еще более удивительно!

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Джабира такой хадис: «В день Худайбия люди испытывали жажду. У Пророка Мухаммада в руках был сосуд с водой, которой он хотел делать омовение. Когда люди подошли к нему, Пророк спросил: «Что случилось?» Они ответили: «О, Посланник Аллаха! У нас нет воды ни для питья, ни для омовения, кроме той, что у тебя в руках». Тогда Пророк Мухаммад опустил свою руку в сосуд — и [тут все увидели, как] вода начала бить ключом из промежутков между его пальцами. Мы утолили жажду и выполнили омовение». Некоторые спросили: «Сколько вас было?» Джабир ответил: «Если бы нас было сто тысяч, то нам бы хватило, а нас было тысяча пятьсот человек».

С Пророком Мухаммадом разговаривали животные, например, один верблюд пожаловался Посланнику Аллаха, что хозяин плохо с ним обращается. Но еще более удивительно, когда в присутствии Пророка разговаривали или проявляли чувства неживые предметы. Например, пища в руках Посланника Аллаха читала зикр «Субханаллах», а высохшая пальма, служившая опорой Пророку во время проповеди, стонала от разлуки с Посланником Аллаха, когда он стал читать проповедь с минбара. Это случилось во время джумуа, и много людей были свидетелями этого чуда. Тогда Пророк Мухаммад сошел с минбара, подошел к пальме и обнял ее, и пальма всхлипывала, как маленький ребенок, которого успокаивают взрослые, пока не прекратила издавать звуки.

Еще один удивительный случай произошел в пустыне, когда Пророк встретил одного араба-идолопоклонника и призвал его к Исламу. Тот араб попросил доказать истинность слов Пророка, и тогда Посланник Аллаха подозвал к себе дерево, находящееся на краю пустыни, и оно, повинуясь Пророку, пошло к нему, бороздя корнями землю. Подойдя, это дерево трижды произнесло Исламские свидетельства. Тогда этот араб принял Ислам.

Посланник Аллаха мог вылечить человека одним прикосновением руки. Однажды у сподвижника Пророка по имени Катада выпал глаз, и люди хотели удалить его. Но когда они привели Катаду к Посланнику Аллаха, он своей благословенной рукой вложил выпавший глаз обратно в глазницу, и глаз прижился, а зрение полностью восстановилось. Сам Катада говорил, что выпавший глаз настолько хорошо прижился, что теперь он не помнит, какой именно глаз у него был поврежден.

А также известен случай, когда слепой попросил Пророка вернуть ему зрение. Пророк посоветовал ему терпеть, ведь за терпение есть вознаграждение. Но слепой ответил: «О Посланник Аллаха! У меня нет поводыря, и очень тяжело без зрения». Тогда Пророк велел ему сделать омовение и выполнить Намаз из двух ракатов, а затем читать такое дуа: «О Аллах! Прошу Тебя и обращаюсь к Тебе через нашего Пророка Мухаммада — Пророка милости! О Мухаммад! Я обращаюсь через тебя к Аллаху, чтобы моя просьба была принята». Слепой сделал так, как повелел Пророк, и прозрел. Сподвижник Посланника Аллаха? по имени Усман Ибн Хунайф, который был свидетелем этого, сказал: «Клянусь Аллахом! Мы еще не расстались с Пророком, и прошло совсем немного времени, как тот мужчина вернулся зрячим».

Благодаря баракяту Пророка Мухаммада малого количества пищи хватало, чтобы накормить много людей.

Однажды Абу Хурайра пришел к Пророку Мухаммаду и принес 21 финик. Обратившись к Пророку, он сказал: «О Посланник Аллаха! Почитай мне дуа, чтобы в этих финиках был баракят». Пророк Мухаммад брал каждый финик и читал «Басмаляh»(4), затем повелел позвать одну группу людей. Они пришли, досыта поели фиников и ушли. Затем Пророк позвал следующую группу и затем еще одну. Каждый раз люди приходили, ели финики, а они все не заканчивались. После этого Пророк Мухаммад и Абу Хурайра ели эти финики, но финики все равно остались. Тогда Пророк Мухаммад собрал их, положил в кожаный мешочек и сказал: «О Абу Хурайра! Если захочешь есть, засунь руку в мешочек и возьми оттуда финик».

Имам Абу Хурайра сказал, что он кушал финики из этого мешочка на протяжении жизни Пророка Мухаммада, а также при правлении Абу Бакра, а также Умара, а также Усмана. И все это из-за дуа Пророка Мухаммада. А также Абу Хурайра рассказывал, как однажды Пророку принесли кувшин молока, и его хватило, чтобы насытилось более 200 человек.

Другие известные чудеса Посланника Аллаха:

— В день Хандак сподвижники Пророка копали ров и остановились, наткнувшись на огромный камень, который не могли разломать. Тогда пришел Пророк, взял в руки кирку, три раза произнес «Бисмилляhир-рахманир-рахим», ударил по этому камню, и тот рассыпался, как песок.

— Однажды к Пророку Мухаммаду пришел человек из местности Ямама с новорожденным ребенком, завернутым в ткань. Пророк Мухаммад обратился к новорожденному и спросил: «Кто я?» Тогда, по Воле Аллаха, младенец сказал: «Ты — Посланник Аллаха». Пророк сказал ребенку: «Пусть Аллах дарует тебе благословение!» И этого ребенка стали называть Мубарак (5) Аль-Ямама.

— У одного мусульманина был богобоязненный брат, который держал Пост-сунну даже в самые жаркие дни и выполнял Намазы-сунну даже в самые холодные ночи. Когда он умер, его брат сидел у его изголовья и просил у Аллаха милости и прощения для него. Вдруг покрывало сползло с лица умершего, и он сказал: «Ас-саляму аляйкум!». Удивленный брат ответил на приветствие, а затем спросил: «Разве такое бывает?» Брат ответил: «Да. Отнесите меня к Посланнику Аллаха — он обещал, что мы не расстанемся, пока не увидимся».

— Когда отец одного из сахаба умер, оставив после себя большой долг, этот сподвижник пришел к Пророку и сказал, что у него нет ничего, кроме финиковых пальм, урожая которого даже за много лет не хватит для выплаты долга, и попросил помощи у Пророка. Тогда Посланник Аллаха обошел вокруг одной груды фиников, а затем вокруг другой и сказал: «Пересчитай». На удивление, фиников хватило не только для выплаты долга, но и еще осталось столько же.

Аллах Всевышний даровал Пророку Мухаммаду великое множество чудес. Перечисленные выше чудеса — лишь малая их часть, ведь одни ученые говорили, что их было тысяча, а другие — три тысячи!

_______________________________________________________

1 — Кудс (Иерусалим) — священный город в Палестине

2 — Важно заметить, что восхождение Пророка на Небеса не означает, что он поднимался к месту, где якобы находится Аллах, так как Аллаху не присуще находиться в каком-либо месте. Думать, что Аллах находится в каком-либо месте — это неверие!

3 — «Аллаху не присущи недостатки»

4 — слова «Бисмилляhир-рахманир-рахим»

5 — слово «мубарак» означает «благословенный»

Анас ибн Малик

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был не слишком высоким, но и не слишком низким. Кожа у него была не слишком белоснежной, но и не слишком смуглой. Волосы не были ни кудрявыми, ни прямыми. Когда ему было со¬рок лет, Аллах послал его в качестве пророка. После этого он тринадцать лет жил в Мекке и десять – в Медине. Когда ему было шестьдесят три года, и количество седых волос в его бороде не превышало двадцати волосков, он скончался согласно воле Аллаха».

Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среднего роста, не слишком высоким, но и не слишком низким. У него было прекрасное телосложение. Волосы были не кудрявыми и не прямыми. У него была смуглая кожа. Он ходил, чуть наклонившись вперед».

Бара ибн Азиб (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Волосы у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) были не кудрявые и не прямые. Он был среднего роста, широкоплечим. Волосы ниспадали до мочек ушей. На нем была

красная хулла. У него было прекрасное телосложение. У него было смуглая кожа. Я не видел человека, более красивого, чем он».

Бара ибн Азиб (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Я не видел более красивого человека, чем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который был одет в хуллу и был хорошего телосложения. Его волосы ниспадали до плеч. Он был широкоплечим. Он был не высоким и не низким».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среднего роста. Пальцы рук и ног были толстыми. У него была большая голова, черепные кости были крупными. Волосы, растущие на груди, были тонкими и длинными. Когда он шел, то наклонялся, словно спускался с высокого места. До него и после него я не видел человека, подобного ему».

Ибрахим ибн Мухаммад (радыйаллаху анху) говорил:

«Описывая Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Али рассказывал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среднего роста среди своих соплеменников. Волосы были не кудрявые и не прямые. Он не был полным, лицо не было круглым, а была лишь небольшая округлость. У него была красная кожа. Глаза были черными, а ресницы длинными. Он был широкоплечим. Волос на теле было не слишком много. На груди у него были тонкие волосы. Пальцы рук и ног были толстоваты.

Он ходил быстро, словно спускался сверху вниз. Когда он смо¬трел, то поворачивался всем туловищем. Между двумя плечами находилась печать пророчества. Он был последним пророком. Был самым щедрым человеком. Именно он был самым правдивым человеком, мягким и прекрасным товарищем. Кто вне¬запно увидел его, того охватывало чувство страха. Кто, близко познакомившись, дружил с ним, тот любил его. Каждый, кто описывал его, говорил, что ни до него, ни после него не видел человека, подобного ему».

Абу Иса со слов Абу Джафара Мухаммада ибн аль-Хусейна передавал, что Асмаи описывал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) следующим образом:

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был высокого роста. Некий араб сравнил его с сильно натянутой тетивой лука. Он был человеком невысокого роста, будто все части тела переплелись между собой. Его волосы были сильно кудрявыми или волнистыми. Он был полным человеком, круглолицым, с красноватой кожей. У него были темно-черные глаза с длинными ресницами. Он был широкоплечим. Его тонкие волосы, словно прутья, спускались от груди к животу.

У Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были крупные пальцы. Он ходил быстро, словно спускался сверху вниз. Арабы говорят: «Мы спускались сверху вниз». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был человеком с мелкими черепными костями. Когда говорили о крупной черепной кости, то имели в виду начало лопаточных костей. Ему были присуще такие качества, как содружество, дружба. Он был самым прекрасным товарищем».

Суфьян ибн Ваки (радыйаллаху анху) говорил:

«Джумай ибн Умайр ибн Абдуррахман аль-Иджли прочи¬тал из своей книги и сообщил, что потомок Абу Хала, который был мужем Хадиджы из племени Бани Тамим по имени Абу Абдуллах со слов одного из сыновей Абу Хала передал, что аль-Хусейн ибн Али рассказывал: «Мой дядя Хинд, сын Абу Хала, был человеком, который часто описывал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Так как я очень хотел этого, то попросил его описать внешний вид и образ Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Мой дядя Хинд рассказал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был благородным человеком, и в глазах людей он был великолепен. Его лицо сияло, словно луна на четырнадцатую ночь. Он был немного выше, чем низкорослый человек, и немного ниже высокого человека.

Голова была немного большой. Волосы были не кудрявыми и не прямыми. Когда волосы на правой стороне головы делились, он разделял их по обе стороны головы. Если они не делились, то оставлял их как есть. Когда он распускал волосы, они доходили до мочек ушей. Цвет кожи был блестящим. Лоб был широким. Брови были изогнуты и срастались между собой. Между двумя бровями была вена, которая набухала в минуты гнева. Нос был длинноватым, ноздри были тонкими. На носу была небольшая горбинка. От него исходил свет, бросавшийся в глаза. Борода была густой. Щеки были прямыми, без ямочек. Рот был большим. Между зубами была щербинка. Волосы на груди были тонкие. Его шея блестела, словно статуя, изваянная из мрамора.

У него был нормальный физический вид. Он был немного полноватым (мутамасик). Живот и грудь были на одном уровне. Был широкоплечим. Кости головы были крупными. Те места туловища, которые были без волос, блестели. У него были волосы, которые линией опускались вниз и соединяли между собой ямочку в верхней части груди и живот. За исключением этих мест на сосках и животе волос не было. На руках, плечах и на верхней части грудной клетки были густые волосы.

Кости рук были удлиненные, ладони широкие. Пальцы рук и ног были крупными и длинными. Так как ноги были у него прямыми, вода тут же стекала с них. Он ступал сильными шагами, словно хотел что-то выбить из земли. Шел он, наклонившись вперед. Он ходил с серьезным видом. Ходил размашистыми шагами. Когда он шел, то наклонялся, словно спускался с высокого места. Когда поворачивался, то поворачивался всем телом. Его взгляд всегда был направлен вниз, а не вверх. Он больше смотрел на землю, чем на небеса. Его взгляд в большинстве случаев был задумчив. При ходьбе пропускал друзей вперед. Когда встречал кого-либо, то спешил первым поздороваться с ним».

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Если то, что я делаю, – на пользу мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, задача моя легка и благословенна.

Мухаммед Пророк

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

Если то, что я делаю, – в ущерб мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, то избавь меня от исполнения этой задачи.

Мухаммед Пророк

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

(Данная статья содержит историческое изображение пророка Мухаммеда).

Если отвлечься на время от обсуждения вопроса, оскорбительно ли для верующих сатирическое изображение пророка, существует отдельная и сложная дискуссия о том, запрещает ли ислам в принципе любые графические образы Мухаммеда. Для большинства мусульман такой запрет абсолютен: изображения Мухаммеда и всех остальных пророков в исламской вере безусловно запрещены и считаются идолопоклонством. Этот запрет существует во многих исламских странах. Исторически исламское изобразительное искусство основано на геометрических или каллиграфических мотивах и не имеет фигуративных аспектов.

Мусульмане обычно приводят суру в Коране, в которой пророк Ибрахим спрашивает: "Что это за изваяния, которым вы поклоняетесь? " На что ему отвечают: "Мы знаем, что наши отцы поклонялись им ". Ибрахим ответил им: "Так значит, и вы, и ваши отцы явно заблуждались ".

Однако, как указывает профессор Мона Сиддики из Эдинбургского университета, в Коране отсутствует прямой запрет на изображение пророка. Запрет возник на основе изучения хадисов - отдельных сказаний о жизни и высказываниях Мухаммеда, собранных после его смерти.

Сиддики указывает на многочисленные изображения Мухаммеда, созданные мусульманскими художниками в период существования Монгольской и Османской империй. В некоторых из них лицо пророка скрыто, но не подлежит сомнению, что это он. Как считает историк, художники вдохновлялись глубоким религиозным чувством.

"В большинстве случаев эти изображения создавались не ради идолопоклонства, а в силу любви и уважения ", - говорит ученый.

В какой же момент изображения Мухаммеда стали считаться запретными, или "харам"?

По словам Кристины Грубер, профессора исламского искусства в Университете штата Мичиган, многие такие изображение, которые относятся к XIV веку, предназначались только для личного употребления.

"Часто это были предметы роскоши, создававшиеся для состоятельных людей и хранившиеся в их библиотеках ", - говорит она. Некоторые из иллюстраций представляют собой миниатюры с изображениями персонажей из Корана.

Широкое распространение книгопечатания в конце XVIII века поставило ислам в сложное положение, говорит Грубер. Европейская колонизация многих стран исламского мира, а также распространение христианства и других западных идеологий также сыграли свою роль.

Ислам отреагировал на это подчеркиванием своих отличий от христианства, которое всегда опиралось на традицию публичной иконографии. Изображения Мухаммеда стали исчезать из обращения, а имамы вели все более активную борьбу с идолопоклонством.

Однако имам Кари Азим из мечети Макка в Лидсе, одной из крупнейших в Британии, отрицает, что отношение к изображениям пророка менялось в течение истории. Он утверждает, что появление хадисов, которые содержат запреты на изображения живых существ, должно восприниматься в качестве автоматического запрета на изображение Мухаммеда.

По его словам, средневековые изображения должны интерпретироваться в их историческом контексте: "Большая часть этих изображений относятся к вознесению пророка в рай, когда Мухаммед изображается верхом на лошади ".

Азим отрицает, что эти изображения являются портретами пророка Мухаммеда. По его словам, сюжеты этих изображения часто неясны.

Профессор Хью Годдар, директор Алвалидского центра по изучению ислама в современном мире при университете Эдинбурга, с такой точкой зрения не согласен и считает, что отношение ислама к изображениям пророка не раз менялось.

"Ни Коран, ни хадисы не обладают единодушием по этому вопросу. В последующие века среди различных мусульманских общин существовали разные представления по этому поводу ", - говорит историк.

Арабский богослов Мухаммад ибн Абд Ваххаб, который считается основателем ваххабитского учения, принятого среди суннитов в Саудовской Аравии, сыграл ведущую роль в этом вопросе.

"При нем споры стали гораздо более ожесточенными. Среди ваххабитов было распространено враждебное отношение к идее поклонения чему-либо, кроме Аллаха, включая и самого пророка. За последние 200-300 лет взгляды на это вопрос неоднократно менялись ", - говорит Годдар.


Рисунок из иранской рукописи XVI века, изображающий вознесение пророка Мухаммеда в рай

Ситуация со скульптурными или иными трехмерными изображениями пророка была всегда куда более определенной. Для некоторых мусульман, отмечает Годдар, отвращение к изображениям пророка распространялось на отказ принимать любые изображения живых существ, как людей, так и животных.

Однако такой запрет существовал не везде - например, многие мусульмане-шииты придерживаются несколько иной точки зрения. По словам бывшего имама Хассана Юсефи Эшкавари из Ирана, ныне проживающего в Германии, даже в наши дни в домах многих иранских шиитов можно найти изображения пророка Мухаммеда.

"Религиозных запретов на такие изображения никогда не было, их можно увидеть в магазинах и в домах. Они не считаются оскорбительными ни с религиозной, ни с культурной точек зрения ", - отмечает он.

Различия в подходе к этому вопросу можно связать с традиционными расхождениями между суннитами и шиитами. Однако, по мнению Грубер, те, кто считает, что такой запрет существовал изначально на протяжении всей истории ислама, неправы.

Но многие мусульмане не согласны с такой позицией.

"Коран молчит по этому поводу, - говорит доктор Азам Таммими, бывший глава Института исламской политической мысли. - Но все исламские власти сходятся в том, что пророк Мухаммед и все остальные пророки являются безупречными и безгреховными фигурами, и поэтому не могут подвергаться никакому осмыслению, особенно, если оно может привести к неуважению к пророку ".

Его не убеждают доводы в том, что в средние века существовали изображения пророка, и это может указывать на то, что абсолютного запрета тогда не было.

"Наверняка уже тогда такие изображения подвергались осуждению богословов ", - говорит он.

Черты благословенного лица Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) оказывали сильное воздействие на людей. От него исходила та совершенная красота духа, которая отражалась на его благословенном лице. Он был самым
светлым и красивым из людей. Те, кто его видел, отмечали, что он был прекраснее луны в четырнадцатый лунный день, когда луна полна, светла,завершена, ясна. Джабир (радияллаху анху) говорил, что однажды он посмотрел сначала на луну на ясном, глубоком, безоблачном ночном небе, затем посмотрел на светлое, чистое лицо Пророка, и лицо Пророка показалось ему прекраснее этой луны (Дарими, Мукаддима,1, 30). С лица Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), сиявшего божественным светом, не сходила улыбка. У всех, кто его видел, он вызывал чувство благоговения и трепета.
Однажды подошел к нему бадави (житель пустыни) и, испугавшись его величия, пришел в сильное волнение. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поспешил успокоить его и проговорил: «Не волнуйся, я не властитель… я сын простой женщины из племени Курайш, которая питалась сушеным мясом» (Ибн, Маджа, Ат’има, 30).
Айша (радияллаху анху) говорила о красоте Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Женщины, приглашенные Зулейхой на обед, увидев Пророка Йусуфа (алейхиссалям) не смогли оторвать от него глаз и вместо фруктов порезали себе пальцы, однако если бы они увидели Пророка Мухаммада, они бы изрезали свою печень и не заметили бы этого». Айша (радияллаху анху) говорила о том, что его прекрасное сердце придавало его лицу необыкновенный свет и что его лицо отливало лунным светом. Из далека он казался самым красивым из людей, а те, кто приближались к нему, понимали, что он в то же время наилучший из них…

* * *
Незадолго до перехода Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в мир иной его дочь Фатыма (радияллху анха), обратившись к отцу, произнесла:
– О! Пророк Аллаха! В скором времени я более не увижу Вашего лица.
Из глаз ее потекли невольные слезы. После этого Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подозвал Али (радияллаху анх) и сказал ему:
– О, Али, опиши мое лицо. Читать написанное обо мне – то же, что видеть меня.
Благочестивый Али (радиаллаху анху) так описал лицо Пророка (салляллаху алейхи ва саллям):
«Пророк был среднего роста. Волосы его были и не вьющиеся, и не прямые, а волнистые, средней длины. Он был круглолицым, светлокожим, с крупными черными глазами и длинными ресницами. У него были крупные кости и широкие плечи. Ладони и ступни ног были мягкими. Ходил он легко, словно спускался с холма. Когда он смотрел направо или налево, то поворачивался всем телом. Меж лопаток он был отмечен печатью Пророчества.
Это свидетельствовало о том, что Он – последний Пророк».
«Он был самым щедрым, правдивым, милосердным, дружелюбным и надежным из людей. При неожиданной встрече люди бывали потрясены до испуга его величием. Однако те, кто знали его и слушали его проповеди, любили его всем сердцем. Те, кто рассказывал о Пророке (ссалляллаху аляйхи ва саллям), говорили: “Мы пытаемся выразить словами неповторимые достоинства Пророка. Да помилует его Аллах и приветствует!».
С тех времен сохранились словесные описания очевидцами Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Наиболее полные описания его личности и внешности (салляллаху алейхи ва саллям) были собраны в книгах Имама Тирмизи «Аш – шамаилин Набавийе…» и Каады Абуль — Ийаз в произведении «Китабу — ш — Шифа фи тарифи хукукуль Мустафа».
Его лицо было самым прекрасным и чистым среди всех лиц. Однажды ученый-иудей Абдуллах бин Салам с нетерпением расспрашивал о Мухаммаде (салляллаху алейхи ва саллям) и, увидев его, воскликнул:
– Человек с такими чертами лица не может лгать! – И в скором времени принял Ислам.
Сын Абу Рамса рассказывал:
– Мне показали Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В миг нашей встречи, увидев его лицо, я не смог удержатся и произнес: «Эта почтенная
личность – Посланник Аллаха и истинный Пророк!»
Он обладал такой красотой, такой внушительностью и лучезарным обликом, что особого обоснования, более ясного знамения или дополнительного подтверждения его высокой миссии и не требовалось.
Для полной передачи образа Пророка Мухаммада (саляллаху алейхи ва саллям) и тем более его прекрасного облика («нурун ала нур» — «наложение света на свет») недостаточно слов. Не стоит забывать, что человеческое сознание не способно в полной мере познать духовную сущность Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). В истории известен случай, который подчеркивает, что внешние черты духовно богатых людей неуловимы и изменчивы.
Супруг женщины по имени Гурджу Хатун (которая являлась духовной ученицей Мавляны) получил назначение в город Кайсари. Гурджу Хатун приказала известному художнику сельджукского дворца Аинуд Давлу отправиться к Мавляне и в тайне от него написать его портрет. Художник, по своей простоте, рассказал все Мавляне, который с улыбкой сказал:
– Хорошо, выполняй повеление твоей госпожи!
Художник начал работать над портретом. При этом самым удивительным было то, что лицо, которое он писал на холсте, всякий раз принимало совершенно другое выражение, отличное от предыдущего. Он начинал писать
заново, и так продолжалось много раз. В конце концов, художник стал свидетелем поразительного явления. Внешность Мавляны менялась двадцать раз. Осознав свое бессилие, художник отказался от намерения писать портрет великого мудреца и припал в знак уважения к его руке. Все искусство и мастерство художника растворилось в начертанных им же самим линиях.
Происшедшее заставило художника о многом задуматься. В изумлении он погрузился в глубокие размышления. Находясь в состоянии поиска душевного равновесия, художник говорил:
– Если мудрец этой веры обладает такими способностями, то каков же Пророк Ислама?
Интересно, в какой мере описания внешности отразили духовную сущность Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)? Несомненно одно – каждый может представить себе облик Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) в зависимости от степени и глубины чувств, питаемых к нему, в зависимости от богатства словарного запаса и поэтического воображения.
И мы, несмотря на свои недостатки, решили передать описания облика Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) в той степени, насколько полна наша душа отражениями его духовной красоты.
После того, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) перешел в другой мир, его тело, наполненное светом, земля сохраняет в первозданной чистоте…
Абу Бакр (радияллаху анху) в состоянии глубокой печали и грусти, глядя на бренное тело Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), воскликнул:
– Твоя смерть прекрасна, как была прекрасной твоя жизнь, о, Расулуллах! –
и дотронулся губами до благословенного чела.

* * *
Словесные портреты Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) называли «хилье», а описание качеств личности Пророка – «шамаили». Эти тексты были двух видов: маленького размера, написанные на тонкой бумаге и носимые мусульманами, из любви и уважения к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) на груди, и большие настенные листы, украшенные тонким золоченым растительным орнаментом. «Шамаили» имелись практически в каждом мусульманском доме. Считается, что видеть их и с любовью вспоминать о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям) может стать поводом получения, по Воле Аллаха, бараката и спасения от болезней, пожаров, бедности, печалей и от мгновенной смерти.
Непревзойденный образец графического искусства «хилье» принадлежит перу каллиграфа Хафыза Османа Ефенди (вторая половина 17 века), который возвел в канон композиционное построение текста «шамаили».
Коротко о том, что размещается на листе «шамаили».
1. Начало: обязательное написание «Бисмилляхи рахмани- ррахим» — «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». 2. Центр: написание текста «хилье» в форме овала или четырехугольника.
3. Полумесяц изображен под овальным текстом «хильи», напоминающем солнце и украшен толченым золотом. По сторонам, в овалах, написаны имена четырех благочестивых халифов:
4. Абу Бакр,
5. Омар,
6. Осман,
7. Али.
Иногда в этих местах писались имена Пророка (Ахмад, Махмуд, Хамид),
иногда – имена десяти сахабов, при жизни обрадованных вестью о Рае.
8. Аят: здесь размещались аяты о Пророке. Чаще всего следующие: «Мы послали тебя лишь как милость для миров», «Нет сомнения в том, что ты, о, Пророк, совершенен нравом», «То, что Мухаммад – Пророк Аллаха достаточно свидетельства Аллаха».
9. Нижняя часть шамаили: продолжение текста хилье
или дуа.
10, 11. С обеих сторон части «тазаин» — украшения.

О ПРИЯТНОМ ЗАПАХЕ, ИСХОДИВШЕМ ОТ ПРОРОКА (салляллаху алейхи ва саллям)

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) с рождения был высоконравственным, духовно и физически чистым. И все, что исходило из его тела, не имело какого-либо неприятного запаха. Напротив, из его тела исходил особый аромат, который был приятнее запаха любых благовоний. Анас (радияллаху анху) говорил: «Ни запах амбры, ни благоухание мускуса не могли сравниться с запахом, исходившим от тела посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)». В этом же хадисе Анас (радияллаху анху) говорил, что не было парчи и атласа мягче и нежнее ладоней Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал «кайлула» – полезный для духовного и физического здоровья кратковременный (15 минут) дневной сон, когда солнце находилось в зените. В это время мать Анаса (радияллаху анху), Умм Суляйм (Румайса), близкая родственница Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), начала собирать в сосуд капельки пота с прекрасного лица спящего. Проснувшись, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил: «О, Умм Суляйм, что ты делаешь?». Она ответила, что не могла позволить, чтобы этот прекрасный аромат роз растворился в воздухе, поэтому собрала эти капельки пота и добавила в сосуд с благовониями, ибо их аромат лучший из всех благовоний (Сахих Муслим).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил приятные запахи. Запахи были одной из трех вещей (среди которых намаз и женщины (как слабые, беззащитные создания Аллаhа)), по отношению к которым Всевышний Аллах вселил в сердце Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) любовь (Насаи, Ишратун – ниса, 1, (7, 61)).

Дома и в дороге он всегдаимел при себе сосуд с благовониями (Абу Давуд, 4, 107 (4162)). Он своим примером учил людей пользоваться благовониями и жить в чистоте. О том, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выходил на улицу, люди узнавали по аромату, который распространялся перед его приближением. Анас бин Малик (радияллаху анху) так рассказывал: «Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) проходил по одной из улиц Медины, люди, внимая приятный запах, говорили, что здесь проходил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Мы узнавали о приходе Пророка по приятному запаху, которым наполнялось пространство» (Ибн Саад, Табакат, 1, стр. 398 – 399). Джабир (радияллаху анху)
говорил, что если Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пожимал кому-нибудь руку, то после этого рука человека благоухала целый день, а если Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) возлагал свою руку на голову кого-либо из детей, то этого ребенка всегда можно было отличить по запаху от всех остальных
(Табарани, аль – Муджамус-сагыр, 1, стр. 38-39).
Из книги Осман Нури Топбаш «Самый любимый человек»