Османская империя сегодня. Османская империя в XVI - XVII вв

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

В самом начале своего исторического пути османы были вассалами сельджукского султана, чьей столицей был город Конья.

В 1331 году, когда османы начали расширять территорию своего государства, они завоевали город Бурса. В то время он был центром шелкоткачества. Этот город очень быстро приобрел для них важное значение из-за своего стратегического расположения на склонах горы Улудаг. До сих пор в городе существует множество памятников эпохи ранних османов. Главная мечеть города УлугДжами расположена в центре. Строительство мечети велось в 1396-1400 годами по приказу султана Баязида I. Руководил ее постройкой архитектор Али Неджар. Особенностью Улуг-Джами служат 20 куполов, расположенных по пять в четыре ряда. Существует предание, что их возвели вместо 20 отдельных мечетей, которые пообещал построить султан за победу над крестоносцами в битве при Никополе в 1396 году. Над мечетью возвышаются два минарета.

Стены мечети богато украшены каллиграфическими надписями в разных стилях. Изначально их было 192. 41 мастер каллиграфии трудился над ними. В наше время можно наблюдать 132 надписи, принадлежащие кисти 21 мастера.

В мечети также экспонируется уникальный минбар, которому более 600 лет. Он сделан из орехового дерева без единого гвоздя, и на его боковых панелях изображена звёздная карта нашей галактики.

Среди многочисленных украшений Улугджами есть и такие, значение которых до сих пор не разгадано: на воротах, смотрящих на север, изображено три символа: крест, звезда Давида и третий символ, значение которого до сих пор остается загадкой. Также на окне, с левой стороны от северных ворот, которое выходит на минарет, стоят решетки, по форме которые также напоминают крест.

Под центральным куполом мечети расположен фонтан для омовений, из которого через 33 отверстия вода вытекает в особый бассейн. По свидетельству знаменитого турецкого путешественника Эвлия Челеби вода подавалась в мечеть прямо со склонов горы Улудаг.

Мечеть сильно пострадала во время землетрясения 1855 года, а пожар 1889 года уничтожил значительную часть ее интерьера. Последние значительные видоизменения мечети были произведены в 1951-59 годах.

Рядом с мечетью Улу Джами расположены мавзолеи первых султанов Османской империи. Самый интересный их них – мавзолей султана Мурата II, построенный в 1451году. Согласно османским источникам он хотел быть похороненным под открытым небом, поэтому могила султана лишь обнесена оградой.

Еще одной достопримечательностью Бурсы является Ещиль Джами (Зеленая мечеть), построенная в 1415 – 1424 годах. Под одним куполом расположены два зальных помещения, а в центре мечети бьет фонтан. Стены мечети выложены глазированными плитками зеленого цвета. (Отсюда и ее название). Изразцы были изготовлены мастерами – выходцами из Тебриза, и в частности Мухаммедом аль-Маджнуном.

Бурса известна также своими термальными источниками, обладающими лечебным эффектом.

В 14 веке, когда османы вторглись в Европу, они решили перенести свой административный центр в Эдирне.

Первое, что видит путешественник, приблизившись к городу – мечеть Сильмийе, возвышающуюся над ним. Она считается венцом творчества великого османского архитектора Мимара Синана и построена в 16 веке.

Она расположена в самом центре города и окружена старинными зданиями медресе, хаммама и другими мечетями размером поменьше.

Построенная по приказу султана Селима II, она обладает потрясающими пропорциями. Внизу у мечети расположен рынок, который является вакфом –доходы от его деятельности направляются на содержание храма. Около нее расположен еще один шедевр – Караван-сарайРустема-паши, также построенный Синаном в 1561 году. Сам Рустем-паша никогда не видел его, так как умер до окончания его строительства. Теперь караван-сарай служит отелем для туристов.

За чертой города расположен комплекс султана Баязита II. Во времена Османской империи он использовался как лечебница для душевнобольных. Среди методов лечения, применявшихся в этой клинике, были прослушивание звуков воды, льющейся из фонтана и музыка. В то время такая забота о людях с психическими отклонениями, проявляемая властями Османской империи выглядела как полная противоположность отношению к таким людям в Европе. «Просвещенные» европейцы сумасшедших сажали на цепь и держали в тюрьмах вместе с преступниками.

Теперь в этом комплексе - музей медицины.

Недалеко от этого места расположен Кыркпинар – бывшая летняя резиденция султанов. В ней они спасались от стамбульского зноя в тени деревьев у ручья. Здесь ещё можно увидеть остатки летнего дворца и различных зданий. Это место также знаменито своими состязаниями по традиционной турецкой «масляной борьбе», которые проводятся здесь каждый год в мае.

Ильдар Мухамеджанов

Спустя много лет после распада Великого Сельджукского императорства в Малой Азии возникло новое могущественное тюрко-мусульманское государство – Османская империя.

Во времена похода Чингиз хана в Центральную Азию около 70 тысяч тюрок-огузов переселились в Анатолию. В 1231 году Эртогрул из огузского рода гайы привел своих соплеменников к границам Анкары, и, обязавшись охранять границы с Византией, получил от сельджукского султана поселок Союдпу и эйлаг Доманчы в виде икты. В скором времени эти огузы подчинили себе соседних византийских правителей. После смерти Эртогрула его сын Осман бек (1289-1326) возглавил гайы, положил конец существованию Конийского султаната и в 1299 году создал свое государство. Завоевание Бурсы в 1326 году стало поворотным пунктом в истории этого государства. Османы навечно завладели анатолийской частью Мраморного моря. С 1329 года Бурса стала столицей. Сын Османа Казн – Орхан бек (1326-1359) занялся государственным строительством. Он определил органы власти государства и их задачи. Османская империя была поделена на области и округа.

Для того чтобы овладеть Константинополем, следовало в первую очередь захватить город Никея. В битве при Малтепе в 1329 году Орхан Казн победил византийцев, захватил Никею и переименовал ее в Изник. Так Византия потеряла одну из своих главных опор в Анатолии. В 1337 году османы захватили город Никомедию и переименовали его в Измит.

В 30-х годах XIV века византийский император обратился за помощью к османам, чтобы утихомирить внутренние распри. Пришедший на помощь Сулейман паша разгромил мятежных сербов. Воспользовавшись моментом, османы в 1354 году захватили Гелиболу и окрестные византийские крепости.

Османская империя – о бразование

Пришедший к власти в 1359 году Мурад I (1359-1389) принял титул султана. В 1361 году он занял Эдирну и сделал ее своей столицей. В XIV веке государства Балканского полуострова были обессилены внутренними феодальными междоусобицами, а также войнами между собой. В 1370 году Византия, а затем и Болгария признали свою подчиненность османам. В 1371 году и сербы, проиграв Чирменскую битву, признали свою зависимость от османов, обязавшись платить дань и поставлять солдат. Мобилизовав все силы, сербы 25 июня 1389 года выступили против османов на Косовом поле, но потерпели жестокое поражение. Султан Ильдырым Баязид I (1389-1402) положил конец независимости Сербии, захватив территории до берегов Дуная. В 1393 году пала столица Болгарии Тырново, в конце XIV века большая часть Боснии и полностью Албания оказались захваченными османами. Венгерский король Сигизмунд с помощью французских, немецких, английских и чешских рыцарей организовал крестовый поход. В 1396 году в битве близ Никополя крестоносцы потерпели поражение, и завоевание Болгарии османами завершилось. Готовясь к захвату Константинополя, Ильдырым Баязит I построил крепость Анадолухисар.

В начале XV века, воспользовавшись тем, что Ильдырым Баязит I был занят осадой Константинополя, эмир Тимур совершил набег на Восточную Анатолию и с победой вернулся в Азербайджан. В период повторного похода Тимура 28 июля 1402 года на Анкарской равнине произошло одно из крупнейших сражений средневековья. Османы потерпели поражение, а султан Баязид попал в плен. Победа Тимура спасла Европу от османского завоевания. Узнав о результате битвы, обрадованный Папа Римский приказал три дня звонить в колокола по всей Европе и возносить благодарственные молитвы. Затем наступил 11-летний период борьбы за власть в Османской империи.

Султан Мурад II (1421-1451) восстановил могущество Османский империи. Он победил в 1444 году близ Варны венгеро-чешских крестоносцев во главе с Яносом Хунядином, а в 1448 году повторно разгромил этих крестоносцев уже на Косовом поле. Сын Мурада II – Мехмет II (1451-1481) весной 1453 года осадил Константинополь, захватил гавань Золотой Рог и после 53-дневной осады заставил город сдаться. Последний византийский император Константин XI погиб. Византийская империя перестала существовать. Константинополь переименовали в Истанбул (Стамбул) и сделали столицей Османского императорства. Мехмет II получил прозвище “Завоеватель”.

В 1475 году Крымское ханство попало в вассальную зависимость от Османского государства. В 1479 году окончательно подчинилась Албания, а с Венецией был заключен мирный договор, по которому:

1) острова Эгейского моря отходили к Турции, а острова Крит и Корфу достались Венеции;

2) Венеция обязалась выплачивать 1000 дукатов ежегодной дани, но получила право беспошлинной торговли.

Во второй половине XV века Молдова, Валахия, Морейское греческое княжество и Афинское герцогство также попали в подчинение султана. Основную часть османской армии составляла феодальная конница, называемая “акынчы”. Орхан Казн впервые создал наемные пешие войска, т.к. во время осады крепостей конница становилась неэффективной. Одним из новшеств в армии была организация войсковых частей, составленных из так называемых “янычаров”. Это были регулярные пехотные войска, сформированные из молодых христиан, принявших мусульманство и получавших содержание из государственной казны.

После султана вторым по значимости в государстве был главный визирь. Он хранил государственную печать, руководил политической деятельностью. Финансовыми делами ведал дефтердар.

Вся территория страны была поделена на административные единицы – пашалыги и санджаки. Формы земельной собственности составляли государственные земли, земли султанской семьи (хассе), земли вакуф, мюльк. Вместо жалованья наемным воинам стали раздавать земли, называемые “тимар”. В 1375 году султан Мурад I создал еще одно условное землевладение – зиямат.

Все податное население Османской империи называлось реая. Земледельцы-мусульмане платили ашар – налог в размере одной десятой части доходов. У немусульман брали подушный налог – испенджа, их не призывали на военную службу.

Османская империя в XVI – первой половине XVII веков

Захватив в начале XVI века на Ближнем Востоке большие территории, Османская империя стало самым большим государством в регионе.

Султан Селим I (1512-1520) захватил в 1516 году Халеб, Дамаск и Палестину, а в 1518 году – Египет. В том же 1518 году османский флот под командованием Хейреддина Барбаросса нанес тяжелое поражение испанскому флоту, Алжир также попал под влияние Османского императорства. Завоевания султана Селима I увеличили территорию императорства в 2,5 раза. Султан Сулейман I Кануни (“законник”, другое прозвище – “великолепный”) в 1521 году захватил Белград, считавшийся ключом от дверей в Центральную Европу. В 1526 году в битве у города Мохач османы разгромили венгеро-чешское войско короля Лайоша II и захватили столичный город Буду. Султан Сулейман I возвел на венгерский престол своего вассала – Яноша. Чтобы наказать австрийского герцога Фердинанда, напавшего на Буду, Сулейман I в 1529 году осадил Вену. Но неблагоприятные погодные условия и истощение боезапасов вынудили его снять осаду.

В 1556 году Османская империя были присоединены Триполи и его окрестности, а в 1564 году Тунис. Таким образом, вся Северная Африка оказалась захваченной. Османское императорство раскинулось на трех континентах (Азия, Европа, Африка). Авторитет Сулеймана I в мире был очень высок. В 1535 году между Османским императорством и Францией был заключен “Договор мира, дружбы и торговли”, вошедший в историю под названием “Капитуляция”. Договор был поделен на главы (по латыни “капитуляция” означает “глава”), поэтому документ был так назван.

Многочисленные войны требовали больших средств. Поэтому правительство вынужденно увеличивало налоги, а это вело к обнищанию крестьянских хозяйств. Сокращение числа военных трофеев, потеря воинского искусства привели к усилению внутренних противоречий.

Расчленение земельных владений тимар и зиямат, а также отказ от военной службы части янычаров, превратившихся в крупных земельных собственников, привели к кризису военно-ленной системы. Султан Селим II (1565-1574) запретил деление земель тимар и зиямат, чем попытался затормозить этот негативный процесс.

Восстания XVI – начала XVII веков также нанесли серьезный удар по социально-экономическим и политическим устоям страны. Западная дипломатия сумела предотвратить дальнейшее завоевание Европы, направив военную мощь османов против государства Сефевидов.

Воспользовавшись войной Сефевидов с Османская империя, Португалия закрепилась в Персидском заливе.

Османская империя - одна из сильнейших держав Европы и Азии, существовавшая на протяжении более 6 веков. На этом уроке вы познакомитесь с историей этого государства: узнаете о месте и времени создания этой империи, ее внутреннем устройстве, ориентирах во внешней политике. Период XVI-XVII вв. - это период наивысшего расцвета и могущества Османской империи, в дальнейшем это государство будет постепенно ослабевать, и после Первой мировой войны Османская империя перестанет существовать.

Пер-вая боль-шая по-бе-да ев-ро-пей-цев над тур-ка-ми.

1672-1676 гг. - Поль-ско-ту-рец-кая война. Турки уста-нав-ли-ва-ют кон-троль над Пра-во-бе-реж-ной Укра-и-ной, при-над-ле-жав-шей Речи Поспо-ли-той. Пер-вые столк-но-ве-ния между вой-ска-ми Осман-ской им-пе-рии и Рос-сии про-изо-шли из-за Ле-во-бе-реж-ной Укра-и-ны.

1683-1699 гг. - Ве-ли-кая Ту-рец-кая война.

1683 г. - осада тур-ка-ми Вены, ав-стрий-ской сто-ли-цы; раз-гром турок под Веной вой-ска-ми поль-ско-го ко-ро-ля Яна Со-бес-ко-го. Об-ра-зо-ва-ние новой Свя-щен-ной лиги, на-прав-лен-ной про-тив осма-нов. В нее вошли Ав-стрия и Речь Поспо-ли-тая (1683), Ве-не-ция (с 1684), Рос-сия (с 1686).

1699 г. - Кар-ло-виц-кий мир. Ав-стрия по-лу-чи-ла боль-шую часть Вен-грии, Тран-силь-ва-нию, Хор-ва-тию и часть Сло-ве-нии. Речь Поспо-ли-тая вер-ну-ла свои укра-ин-ские вла-де-ния. Впер-вые Осман-ская им-пе-рия не по-лу-чи-ла ни новых тер-ри-то-рий, ни кон-три-бу-ции. До-стиг-нут пе-ре-лом в борь-бе между Осман-ской им-пе-ри-ей и хри-сти-ан-ски-ми го-су-дар-ства-ми.

За-клю-че-ние

XVI-XVII вв. были вре-ме-нем по-ли-ти-че-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и куль-тур-но-го рас-цве-та Осман-ской им-пе-рии. Рас-ки-нув-шись на трех кон-ти-нен-тах, им-пе-рия непре-рыв-но рас-ши-ря-ла свои вла-де-ния с XIV в. и вплоть до по-ра-же-ния под Веной в 1683 г. С этого мо-мен-та осма-ны стала те-рять при-об-ре-тен-ные ранее тер-ри-то-рии.

Упа-док во-ен-но-го мо-гу-ще-ства Осман-ской им-пе-рии был свя-зан с ее эко-но-ми-че-ским и тех-но-ло-ги-че-ским от-ста-ва-ни-ем от стран Ев-ро-пы. Но и в по-сле-ду-ю-щие два века Тур-ция оста-ва-лась силь-ным про-тив-ни-ком хри-сти-ан-ских го-су-дарств, в т. ч. Рос-сии. .

Па-рал-ле-ли

Осман-ская им-пе-рия воз-ни-ка-ет на ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья; ве-ли-кой му-суль-ман-ской им-пе-ри-ей ран-не-го Сред-не-ве-ко-вья был . Араб-ский ха-ли-фат также воз-ник в ре-зуль-та-те стре-ми-тель-ных за-во-е-ва-ний, на-тис-ку ара-бов долго никто не мог про-ти-вить-ся. Ара-бы-му-суль-мане также пы-та-лись объ-еди-нить все на-ро-ды под зна-ме-нем ис-ла-ма, на-ме-ре-ва-ясь под-чи-нить все хри-сти-ан-ские стра-ны. Араб-ские пред-во-ди-те-ли тоже стре-ми-лись к об-ла-да-нию Кон-стан-ти-но-по-лем. И в ха-ли-фа-те про-ис-хо-ди-ло со-еди-не-ние гре-че-ско-го ан-тич-но-го, гре-ко-ви-зан-тий-ско-го, пер-сид-ско-го куль-тур-но-го на-сле-дия и тра-ди-ций. До-стиг-нув пика сво-е-го мо-гу-ще-ства, ха-ли-фат стал сла-беть, те-рять земли - таков удел всех им-пе-рий.

На данном уроке речь пойдет о развитии Османской империи в XVI-XVII вв.

Османская империя появилась еще в XIV веке. Она была основана племенем турок-османов на территории полуострова Малая Азия. В течение первых двух столетий своей истории османам удалось не только отразить нападение крестоносцев, но и значительно расширить свои территории.

В 1453 году был захвачен Константинополь - столица Византийской империи. С той поры до сегодняшнего дня он носит турецкое название - Стамбул (рис. 1) . В XV веке были присоединены османами территории Балканского полуострова, Крыма, большая часть арабского востока, территории северной Африки. В середине XVI века, в период правления султана Сулеймана I (рис. 2), Османская империя достигла вершины своего могущества. Ее территории составляли 8 млн км 2 . Население достигало 25 млн человек.

Рис. 2. Султан Сулейман I ()

Рассмотрим устройство Османского государства того периода.

Османская империя возглавлялась султаном . Султан являлся не только политическим лидером государства, но и военным, а также, отчасти, и религиозным. Таким образом, судьба страны во многом зависела от личных качеств того или иного правителя. Также с стране существовали особые отдельные религиозные общины - миллеты (община людей одной веры, обладающая определенной автономией и расположенная в специально отведенном для этого квартале города).

Общины-миллеты в Османской империи :

Армяно-григорианская

Греко-православная

Иудейская

Все общество империи делилось на две основные категории населения: аскеры (военнослужащие и чиновники государства) и райя (податное сословие, горожане и крестьяне).

Важной и своеобразной частью Османского общества был Янычарский корпус (регулярная пехота Османской империи) (рис. 3) . Он состоял из турецких невольников, а в эпоху развитой империи он состоял из юношей-христиан, которых с раннего детства обучали в духе радикального ислама. Фанатично верующие в Аллаха и своего султана янычары являлись грозной воинской силой. Янычары считались личными рабами султана. Условия их жизни были весьма специфическими. Они проживали в специальных полуказармах, полумонастырях. Они не могли жениться, вести собственное хозяйство. Они располагали правом частной собственности, но после смерти янычара все его имущество отходило в распоряжение полка. Помимо военного искусства янычары изучали такие предметы, как каллиграфия, право, языки и многое другое. Это давало возможность янычарам добиваться значительных успехов и на гражданской службе. Многие турки мечтали, чтобы их дети попали в янычарский корпус. С XVII века в него начинают принимать и детей из мусульманских семей.

Османские правители мечтали завоевать Европу и обратить ее население в ислам. В XVI - XVII вв. турки столкнулись в ряде войн, с такими государствами, как Австрия, Венгрия, Речь Посполитая и другими. Успехи османов были настолько велики, что временами казалось, что этот грандиозный план реально выполним. Европейские державы, увязшие в своих внутренних распрях, не могли оказать достойного сопротивления туркам. Несмотря на временные успехи, к концу войн оказывалось, что европейцы проигрывали. Ярким примером этому послужит битва при Лепанто (1571 год) (рис. 4). Венецианцы смогли нанести разгромное поражение турецкому флоту, однако к концу войны венецианцы так и не получили помощи ни от кого из своих европейских соседей. Они потеряли остров Кипр и выплатили Турции контрибуцию размером 300 тысяч золотых дукатов.

Рис. 4. Битва при Лепанто (1571) ()

В XVII веке начинают проявляться признаки упадка Османского государства. Они были вызваны рядом междоусобных войн за трон. Кроме того, в это время обостряются отношения империи с ее восточным соседом - Персией . Все чаще туркам приходится сражаться сразу на два фронта.

Дело усугублялось рядом крупных восстаний. Особенно сильными были восстания крымских татар (рис. 5) . Кроме того, в XVII веке на политическую арену выходит новый враг - это казаки (рис. 6) . Они постоянно совершали грабительские набеги на турецкие территории. Справиться с ними не было никакой возможности. В конце XVII века состоялась крупнейшая война, в ходе которой османам пришлось столкнуться с коалицией европейских государств. В эту коалицию вошли такие страны, как Австрия, Польша, Венеция и Россия. В 1683 году турецкая армия смогла дойти до австрийской столицы - Вены. На помощь австрийцам пришел польский король Ян III Собеский (рис. 7), и осаду Вены туркам пришлось снять. В битве под Веной турецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Результатом стал подписанный в 1699 году Карловицкий мир . По его условиям Турция впервые не получила ни территорий, ни контрибуции.

Рис. 5. Крымские татары ()

Рис. 6. Казачье войско ()

Рис. 7. Польский король Ян III Собеский ()

Стало очевидным, что времена безграничного могущества Османской империи прошли. С одной стороны, XVI-XVII вв. в истории Османской империи - это время ее наивысшего расцвета. Но с другой стороны, это время, когда увлеченная внешней политикой империя начала отставать от запада в своем развитии. Внутренние неурядицы расшатали Османскую империю, и уже в XVIII веке бороться с Западом на равных османам будет не под силу.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

3. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. - М., Эксмо, 2003.

4. Широкорад А.Б. Султан Сулейман Великолепный и его империя.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. -М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Когда появилась Османская империя и на каких территориях она образовалась?

2. Расскажите о внутреннем устройстве Османской империи.

3. С какими государствами Османская империя чаще всего воевала? Каковы были причины войн?

4. Почему в конце XVII века Османская империя начинает постепенно ослабевать?

Османская империя в XV - XVII веках. Стамбул

Османская империя, созданная в результате завоевательных походов турецких султанов, занимала на рубеже XVI-XVII вв. огромную территорию в трех частях света - в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, разнообразными климатическими условиями и хозяйственно-бытовыми традициями было делом непростым. И если турецким султанам во второй половине XV в. и в XVI в. удавалось в целом решать эту проблему, то главным слагаемым успеха были: последовательная политика централизации и укрепления политического единства, хорошо организованная и отлаженная военная машина, теснейшим образом связанная с тимарной (военно-ленной) системой землевладения. И все эти три рычага обеспечения могущества империи прочно удерживались в руках султанов, олицетворявших всю полноту власти не только светской, но и духовной, ибо султан носил титул халифа - духовного главы всех мусульман-суннитов.

Резиденцией султанов с середины XV в. вплоть до крушения Османской империи был Стамбул - центр всей системы управления государством, средоточие высших органов власти. Французский исследователь истории османской столицы Робер Мантран с полным основанием видит в этом городе воплощение всей специфики государства османов. «Несмотря на многообразие территорий и народов, находившихся под властью султана, - пишет он, - на протяжении всей своей истории османская столица, Стамбул, была воплощением империи вначале благодаря космополитической природе своего населения, где, однако, турецкий элемент был главенствующим и преобладающим, а затем благодаря тому, что она представляла собой синтез этой империи в виде ее административного и военного, экономического и культурного центра».

Став столицей одного из самых сильных государств эпохи Средневековья, древний город на берегах Босфора в очередной раз в своей истории превратился в политический и экономический центр мирового значения. Он вновь стал важнейшим пунктом транзитной торговли. И хотя великие географические открытия XV-XVI вв. привели к перемещению главных путей мировой торговли из Средиземного моря в Атлантику, черноморские проливы оставались важнейшей торговой артерией. Стамбул в качестве резиденции халифов приобрел значение религиозного и культурного центра мусульманского мира. Бывшая столица восточного христианства стала основным бастионом ислама. Мехмед II перенес свою резиденцию из Эдирне в Стамбул только зимой 1457/58 г. Но еще до этого он приказал заселить опустевший город. Первыми новыми жителями Стамбула стали турки из Аксарая и армяне из Бурсы, а также греки из Морей и с островов Эгейского моря.

Новая столица не раз страдала от чумы. В 1466 г. в Стамбуле ежедневно гибло от этой страшной болезни по 600 жителей. Мертвецов не всегда успевали хоронить вовремя, ибо в городе не хватало могильщиков. Мехмед II , который в этот момент вернулся из военного похода в Албанию, предпочел переждать страшную пору в македонских горах. Менее чем через десять лет на город обрушилась еще более опустошительная эпидемия. На этот раз весь двор султана перебрался в Балканские горы. Эпидемии чумы бывали в Стамбуле и в последующие века. Десятки тысяч жизней унесла, в частности, эпидемия чумы, свирепствовавшая в столице в 1625 г.

И все же число обитателей новой турецкой столицы быстро увеличивалось. Уже к концу XV в. оно превысило 200 тыс. Чтобы оценить эту цифру, приведем два примера. В 1500 г. лишь шесть европейских городов имели население численностью более 100 тыс. - Париж, Венеция, Милан, Неаполь, Москва и Стамбул. В регионе Балкан Стамбул был самым большим городом. Так, если Эдирне и Салоники в конце XV - начале XVI в. насчитывали по 5 тыс. хозяйств, облагаемых налогами, то в Стамбуле уже в 70-х годах XV в. было более 16 тыс. таких хозяйств, А в XVI в. рост населения Стамбула был еще более значительным. Селим I переселил в свою столицу много валахов. После завоевания Белграда в Стамбуле обосновалось много ремесленников-сербов, а покорение Сирии и Египта привело к появлению в городе сирийских и египетских ремесленников. Дальнейший рост населения был предопределен быстрым развитием ремесла и торговли, а также широким строительством, которое требовало множества рабочих рук. К середине XVI в. в Стамбуле насчитывалось от 400 до 500 тыс. жителей.

Этнический состав жителей средневекового Стамбула был разнообразен. Большую часть населения составляли турки. В Стамбуле появились кварталы, заселенные выходцами из городов Малой Азии и названные по именам этих городов - Аксарай, Караман, Чаршамба. В короткий срок в столице сложились и значительные группы нетурецкого населения, преимущественно греческого и армянского. По приказу султана новым жителям предоставлялись дома, опустевшие после гибели или увода в рабство их прежних жителей. Новоселам предоставлялись различные льготы с целью поощрения занятий ремеслом или торговлей.

Самой значительной группой нетурецкого населения были греки - выходцы из Морей, с островов Эгейского моря и из Малой Азии. Греческие кварталы возникали вокруг церквей и резиденции греческого патриарха. Поскольку православных церквей было около трех десятков и они были разбросаны по всему городу, кварталы с компактным греческим населением возникли постепенно в разных районах Стамбула и в его пригородах. Стамбульские греки играли важную роль в торговле, рыболовстве и мореходстве, занимали прочные позиции в ремесленном производстве. Большинство питейных заведений принадлежало грекам. Значительную часть города занимали кварталы армян и евреев, также селившихся, как правило, вокруг своих молитвенных домов - церквей и синагог - либо вблизи резиденций духовных глав своих общин - армянского патриарха и главного раввина.

Армяне составляли вторую по численности группу нетурецкого населения столицы. После превращения Стамбула в крупный перевалочный пункт они стали активно участвовать в международной торговле в качестве посредников. Со временем армяне заняли важное место в банковском деле. Весьма заметную роль играли они и в ремесленном производстве Стамбула.

Третье место принадлежало евреям. Вначале они занимали десяток кварталов у Золотого Рога, а затем стали селиться в ряде других районов старого города. Появились еврейские кварталы и на северном берегу Золотого Рога. Евреи традиционно участвовали в посреднических операциях международной торговли, играли важную роль в банковском деле.

В Стамбуле было немало арабов, преимущественно выходцев из Египта и Сирии. Поселились здесь и албанцы, в большинстве своем мусульмане. В турецкой столице жили также сербы и валахи, грузины и абхазцы, персы и цыгане. Здесь можно было встретить представителей практически всех народов Средиземноморья и Ближнего Востока. Еще более пестрой картину турецкой столицы делала колония европейцев - итальянцев, французов, голландцев и англичан, занимавшихся торговлей, врачебной или аптекарской практикой. В Стамбуле их обычно именовали «франками», объединяя под этим названием выходцев из разных стран Западной Европы.

Интересны данные о мусульманском и немусульманском населении Стамбула в динамике. В 1478 г. в городе было 58,11% мусульман и 41,89% немусульман. В 1520- 1530 гг. это соотношение выглядело так же: мусульман 58,3%, а немусульман 41,7%. Путешественники отмечали примерно то же соотношение и в XVII в. Как явствует из приведенных данных, Стамбул весьма отличался по составу населения от всех других городов Османской империи, где немусульмане были обычно в меньшинстве. Турецкие султаны в первые века существования империи как бы демонстрировали на примере столицы возможности сосуществования завоевателей и покоренных. Впрочем, это никогда не заслоняло разницу в их правовом статусе.

Во второй половине XV в. турецкие султаны установили, что духовными и некоторыми гражданскими делами (вопросы брака и развода, имущественные тяжбы и пр.) греков, армян и евреев будут ведать их религиозные общины (миллеты). Через глав этих общин султанские власти взимали также различные налоги и сборы с немусульман. Патриархи греко-православной и армяно-григорианской общин, а также главный раввин иудейской общины были поставлены в положение посредников между султаном и немусульманским населением. Султаны покровительствовали главам общин, оказывали им всевозможные милости в качестве платы за поддержание в их пастве духа покорности и повиновения.

Немусульманам в Османской империи был закрыт доступ к административной или военной карьере. Поэтому большинство жителей Стамбула - немусульмане обычно занимались ремеслом или торговлей. Исключение составляла небольшая часть греков из богатых семей, живших в квартале Фанар на европейском берегу Золотого Рога. Греки-фанариоты находились на государственной службе, преимущественно в должностях драгоманов - официальных переводчиков.

Султанская резиденция была центром политической и административной жизни империи. Все государственные дела решались на территории дворцового комплекса Топкапы. Тенденция к максимальной централизации власти выразилась в империи уже в том, что все основные государственные ведомства располагались на территории султанской резиденции или рядом с ней. Этим как бы подчеркивалось, что особа султана является средоточием всей власти в империи, а сановники, даже самые высшие, лишь исполнители его воли, причем их собственная жизнь и имущество целиком зависят от властелина.

В первом дворе Топкапы были расположены управление финансами и архивами, монетный двор, управление вакуфами (землями и имуществом, доходы от которых шли на религиозные или благотворительные цели), арсенал. Во втором дворе находился диван - совещательный совет при султане; здесь же помещалась султанская канцелярия и государственная казна. В третьем дворе находились личная резиденция султана, его гарем и личная казна. С середины XVII в. один из дворцов, сооруженных рядом с Топкапы, стал постоянной резиденцией великого везира. В непосредственной близости от Топкапы были устроены казармы янычарского корпуса, где обычно размещалось от 10 тыс. до 12 тыс. янычар.

Поскольку султан считался верховным вождем и главнокомандующим всех воинов ислама в священной войне против «неверных», сама церемония восшествия турецких султанов на престол сопровождалась обрядом «опоясания мечом». Отправляясь на эту своеобразную коронацию, новый султан прибывал к мечети Эйюба, расположенной на берегу залива Золотой Рог. В этой мечети шейх почитаемого ордена дервишей мевлеви опоясывал нового султана саблей легендарного Османа. Возвращаясь в свой дворец, султан выпивал у янычарских казарм традиционную чашу шербета, приняв ее из рук одного из высших янычарских военачальников. Наполнив затем чашу золотыми монетами и заверив янычар в неизменной готовности бороться против «неверных», султан как бы заверял янычарское воинство в своем благорасположении.

Личная казна султана в отличие от государственной обычно не испытывала нехватки средств. Она постоянно пополнялась самыми различными способами - данью из вассадьных дунайских княжеств и Египта, доходами от вакуфных учреждений, бесконечными подношениями и подарками.

На содержание султанского двора тратились баснословные суммы. Дворцовая челядь исчислялась тысячами. В дворцовом комплексе жило и кормилось более 10 тыс. человек - придворные, султанские жены и наложницы, евнухи, слуги, дворцовая стража. Особенно многочислен был штат придворных. Здесь были не только обычные придворные чины - стольники и ключники, постельничие и сокольничие, стремянные и егеря, - но и главный придворный астролог, хранители шубы и чалмы султана, даже стражи его соловья и попугая!

В соответствии с мусульманской традицией султанский дворец состоял из мужской половины, где находились покои султана и все официальные помещения, и женской, называвшейся гаремом. Эта часть дворца была под неослабной охраной черных евнухов, глава которых имел звание «кызлар агасы» («господин девушек») и занимал одно из высших мест в придворной иерархии. Он не только всевластно распоряжался жизнью гарема, но и ведал личной казной султана. В его ведении были также вакфы Мекки и Медины. Глава черных евнухов был особой, приближенной к султану, пользовался его доверием и обладал весьма большой властью. Со временем влияние этого лица стало столь значительным, что его мнение оказывалось определяющим при решении важнейших дел империи. Не один великий везир был обязан своим назначением или смещением главе черных евнухов. Бывало, правда, что и начальники черных евнухов кончали плохо. Первой персоной в гареме была султанша-мать («валиде-султан»). Она играла немалую роль и в политических делах. Вообще гарем всегда был средоточием дворцовых интриг. Многие заговоры, направленные не только против высших сановников, но и против самого султана, возникали в стенах гарема.

Роскошь султанского двора была призвана подчеркнуть величие и значимость повелителя в глазах не только его подданных, но и представителей других государств, с которыми Османская империя имела дипломатические отношения.

Хотя турецкие султаны обладали неограниченной властью, случалось, что они сами становились жертвами дворцовых интриг и заговоров. Поэтому султаны всячески стремились обезопасить себя, личная охрана должна была постоянно ограждать их от неожиданного нападения. Еще при Баязиде II было установлено правило, запрещавшее вооруженным людям приближаться к особе султана. Более того, при преемниках Мехмеда II любое лицо могло приблизиться к султану только в сопровождении двух стражников, бравших его под руки. Постоянно принимались меры, исключавшие возможность отравления султана.

Поскольку братоубийство в династии Османа было узаконено еще при Мехмеде II , на протяжении XV и XVI вв. десятки принцев окончили свои дни, иные в младенческом возрасте, по воле султанов. Однако даже такой жестокий закон не смог оградить турецких монархов от дворцовых заговоров. Уже в период царствования султана Сулеймана I двое его сыновей, Баязид и Мустафа, были лишены жизни. Это было результатом интриги любимой жены Сулеймана султанши Роксоланы, которая столь жестоким способом расчищала путь к престолу для своего сына Селима.

От имени султана страной управлял великий везир, в резиденции которого рассматривались и решались важнейшие административные, финансовые и военные дела. Осуществление своей духовной власти султан перепоручал шейх-уль-исламу - высшему мусульманскому духовному лицу империи. И хотя этим двум высшим сановникам самим султаном была доверена вся полнота светской и духовной власти, реальная власть в государстве сплошь и рядом сосредоточивалась в руках его приближенных. Не раз бывало, что государственные дела вершились в покоях султанши-матери, в кругу близких ей лиц из придворной администрации.

В сложных перипетиях дворцовой жизни важнейшую роль неизменно играли янычары. Янычарский корпус, на протяжении нескольких столетий составлявший основу турецкой постоянной армии, был одной из прочнейших опор султанского трона. Султаны стремились завоевать сердца янычар щедростью. Существовал, в частности, обычай, по которому султаны должны были при вступлении на престол делать им подарки. Этот обычай со временем превратился в своеобразную дань султанов янычарскому корпусу. С течением времени янычары сделались чем-то вроде преторианской гвардии. Они играли первую скрипку почти во всех дворцовых переворотах, султаны то и дело смещали высших сановников, не угодивших янычарской вольнице. В Стамбуле находилось, как правило, около трети янычарского корпуса, т. е. от 10 тыс. до 15 тыс. человек. Время от времени столицу потрясали бунты, которые обычно возникали в одной из янычарских казарм.

В 1617-1623 гг. янычарские бунты четыре раза приводили к смене султанов. Один из них, султан Осман II, был возведен на трон в четырнадцатилетнем возрасте, а через четыре года убит янычарами. Это произошло в 1622 г. А через десять лет, в 1632 г., в Стамбуле вновь вспыхнул янычарский бунт. Возвратившись в столицу из неудачного похода, они осадили султанский дворец, а затем депутация янычар и сипахи ворвалась в покои султана, потребовала назначения угодного им нового великого везира и выдачи сановников, к которым у бунтовщиков были претензии. Мятеж удалось подавить, как всегда уступив янычарам, но их страсти уже так разбушевались, что с наступлением священных для мусульман дней рамазана толпы янычар с факелами в руках носились ночами по городу, угрозами поджога вымогая деньги и имущество у сановников и зажиточных горожан.

Чаще всего рядовые янычары оказывались простым орудием в руках противостоявших друг другу дворцовых группировок. Глава корпуса - янычарский ага - был одной из самых влиятельных фигур в султанской администрации, его расположением дорожили высшие сановники империи. Султаны с подчеркнутым вниманием относились к янычарам, периодически устраивая для них всевозможные развлечения и зрелища. В самые трудные для государства моменты никто из сановников не рисковал задерживать выплату жалованья янычарам, ибо это могло стоить головы. Прерогативы янычар оберегались так тщательно, что дело доходило порой до печальных курьезов. Однажды случилось так, что главный церемониймейстер в день мусульманского праздника по ошибке допустил к целованию мантии султана командующих кавалерией и артиллерией ранее янычарского аги. Рассеянный церемониймейстер немедленно был казнен.

Янычарские бунты были опасны и для султанов. Летом 1703 г. восстание янычар окончилось свержением с престола султана Мустафы II.

Бунт начался довольно обычно. Его зачинщиками стали несколько рот янычар, которые не пожелали выступить в назначенный поход в Грузию, сославшись на задержку в выплате жалованья. Бунтовщики, поддержанные значительной частью янычар, находившихся в городе, а также софтами (учащимися духовных школ - медресе), ремесленниками и торговцами, оказались практически хозяевами столицы. Султан и его двор находились в это время в Эдирне. В среде сановников и улемов столицы начался раскол, часть примкнула к мятежникам. Толпы бунтовщиков громили дома неугодных им сановников, в том числе дом стамбульского градоначальника - каймакама. Один из ненавистных янычарам военачальников, Хашим-заде Муртаза-ага, был убит. Руководители мятежников назначили на высшие посты новых сановников, а затем послали к султану в Эдирне депутацию, потребовав выдачи ряда придворных, которых они считали повинными в расстройстве государственных дел.

Султан попытался откупиться от бунтовщиков, направив в Стамбул большую сумму для выплаты жалованья и выдачи денежных подарков янычарам. Но это не принесло желаемого результата. Мустафе пришлось сместить и отправить в ссылку неугодного мятежникам шейх-уль-ислама Фейзуллах-эфенди. Одновременно он собрал в Эдирне верные ему войска. Тогда янычары 10 августа 1703 г. двинулись из Стамбула на Эдирне; уже в пути они провозгласили новым султаном брата Мустафы II - Ахмеда. Дело обошлось без кровопролития. Переговоры между командирами бунтовщиков и военачальниками, возглавлявшими султанские войска, закончились фетвой нового шейх-уль-ислама о низложении Мустафы II и восшествии на престол Ахмеда III. Непосредственные участники бунта получили высочайшее прощение, но, когда волнения в столице улеглись и правительство опять контролировало положение, некоторые из главарей мятежников были все же казнены.

Мы уже говорили, что централизованное управление огромной империей требовало значительного правительственного аппарата. Руководители основных государственных ведомств, среди которых первым был великий везир, вместе с рядом высших сановников империи составляли совещательный совет при султане, именовавшийся диваном. Этот совет обсуждал государственные вопросы особой важности.

Ведомство великого везира именовалось «Баб-и али», что означало дословно «Высокие врата». На французском языке - языке дипломатии того времени - это звучало как «La Sublime Porte», т. е. «Блистательные [или Высокие] врата». В языке же российской дипломатии французское «Porte» превратилось в «Порту». Так «Блистательная Порта» или «Высокая Порта» надолго стало в России наименованием османского правительства. «Портой Оттоманской» порой называли не только высший орган светской власти Османской империи, но и само турецкое государство.

Пост великого везира существовал с момента основания османской династии (учрежден в 1327 г.). Великий везир всегда имел доступ к султану, он вершил государственные дела от имени суверена. Символом его власти была хранившаяся у него государственная печать. Когда султан приказывал великому везиру передать печать другому сановнику, это означало в лучшем случае немедленную отставку. Нередко этот приказ означал ссылку, а порой и смертный приговор. Ведомство великого везира руководило всеми государственными делами, в том числе и военными. Его главе подчинялись руководители других государственных ведомств, а также бейлербеи (наместники) Анатолии и Румелии и сановники, управлявшие санджаками (губерниями). Но все же власть великого везира зависела от многих причин, в том числе таких случайных, как прихоть или каприз султана, интриги дворцовой камарильи.

Высокий пост в столице империи означал необычайно большие доходы. Высшие сановники получали от султана земельные пожалования, приносившие колоссальные денежные суммы. В результате многие высшие сановники накапливали огромные богатства. Например, когда сокровища великого везира Синан-паши, умершего в конце XVI в., попали в казну, их размеры настолько поразили современников, что рассказ об этом попал в одну из известных турецких средневековых хроник.

Важным государственным ведомством было управление кадиаскера. Оно осуществляло руководство органами юстиции и суда, а также школьными делами. Поскольку в основе судопроизводства и системы обучения лежали нормы шариата - мусульманского права, ведомство кадиаскера подчинялось не только великому везиру, но и шейх-уль-исламу. До 1480 г. существовало единое ведомство кадиаскера румелийского и кадиаскера анатолийского.

Финансами империи управляло ведомство дефтердара (букв, «хранителя реестра»). Управление нишанджи было своего рода протокольным департаментом империи, ибо его чиновники оформляли многочисленные указы султанов, снабжая их искусно выполненной тугрой - монограммой правившего султана, без которой указ не получал силы закона. Вплоть до середины XVII в. ведомство нишанджи осуществляло также связи Османской империи с другими странами.

Многочисленные чиновники всех рангов считались «рабами султана». Многие сановники и в самом деле начинали свою карьеру настоящими рабами на дворцовой или военной службе. Но и получив высокий пост в империи, каждый из них знал, что его положение и жизнь зависят только от воли султана. Примечателен жизненный путь одного из великих везиров XVI в. - Лютфи-паши, который известен как автор сочинения о функциях великих везиров («Асаф-наме»). Он попал во дворец султана мальчиком в числе детей христиан, принудительно набиравшихся для службы в янычарском корпусе, служил в личной гвардии султана, сменил ряд постов в янычарском войске, стал бейлербеем Анатолии, а затем Румелии. Женат Лютфи-паша был на сестре султана Сулеймана. Это помогало карьере. Но он лишился поста великого везира, как только осмелился порвать со своей высокорожденной супругой. Впрочем, его постигла далеко не худшая участь.

К казням в средневековом Стамбуле были привычны. Табель о рангах отражалась даже в обхождении с головами казненных, которые обычно выставлялись у стен дворца султана. Отрубленной голове везира полагалось серебряное блюдо и место на мраморной колонне у дворцовых ворот. Менее крупный сановник мог рассчитывать лишь на простую деревянную тарелку для своей слетевшей с плеч головы, а уж головы рядовых проштрафившихся или безвинно казненных чиновников укладывались без всяких подставок на землю у стен дворца.

Особое место в Османской империи и в жизни ее столицы занимал шейх-уль-ислам. Высшее духовенство, улемы, состояло из кадиев - судей в мусульманских судах, муфтиев - исламских богословов и мюдеррисов - преподавателей медресе. Сила мусульманского духовенства определялась не только его исключительной ролью в духовной жизни и администрации империи. Оно владело огромными земельными угодьями, а также разнообразным имуществом в городах.

Только шейх-уль-ислам обладал правом толковать любое решение светских властей империи с точки зрения положений Корана и шариата. Его фетва - документ, одобряющий акты высшей власти, - была необходима и для султанского указа. Фетвы санкционировали даже низложение султанов и их восшествие на престол. Шейх-уль-ислам занимал в османской официальной иерархии место, равное великому везиру. Последний ежегодно наносил ему традиционный официальный визит, подчеркивая уважение светских властей главе мусульманского духовенства. Шейх-уль-ислам получал огромное жалованье от казны.

Османская бюрократия не отличалась чистотой нравов. Уже в указе султана Мехмеда III (1595-1603), изданном по случаю его восшествия на престол, говорилось о том, что в прошлом в Османской империи никто не страдал от несправедливости и вымогательства, ныне же сводом законов, гарантирующих справедливость, пренебрегают, а в делах административных присутствуют всевозможные несправедливости. С течением времени коррупция и злоупотребление властью, продажа доходных местечек и безудержное взяточничество стали очень распространены.

По мере роста могущества империи османов многие европейские государи стали проявлять все большую заинтересованность в дружественных отношениях с нею. Стамбул часто принимал иностранные посольства и миссии. Особенно активны были венецианцы, чей посол побывал при дворе Мехмеда II уже в 1454 г. В конце XV в. начались дипломатические отношения Порты с Францией и Московским государством. А уже в XVI в. дипломаты европейских держав вели в Стамбуле борьбу за влияние на султана и Порту.

В середине XVI в. возник сохранившийся до конца XVIII в. обычай обеспечивать иностранные посольства на время их пребывания во владениях султанов довольствием от казны. Так, в 1589 г. Высокая Порта выдавала персидскому послу сто баранов и сто сладких хлебов в день, а также значительную денежную сумму. Послы мусульманских государств получали содержание в большем размере, нежели представители христианских держав.

В течение почти 200 лет после падения Константинополя иностранные посольства располагались в самом Стамбуле, где для них было отведено специальное здание, называвшееся «Эльчи-хан» («Посольский двор»). С середины XVII в. послам были предоставлены резиденции в Галате и Пере, а в Эльчихане располагались представители государств - вассалов султана.

Прием иностранных послов проводился по тщательно разработанному церемониалу, который должен был свидетельствовать о мощи империи османов и могуществе самого монарха. Высоких гостей стремились поразить не только убранством султанской резиденции, но и грозным видом янычар, которые в таких случаях тысячами выстраивались перед дворцом в качестве почетного караула. Кульминацией приема был обычно допуск послов и их свиты в тронный зал, где они могли приблизиться к особе султана лишь в сопровождении его личной охраны. При этом по традиции каждого из гостей вели к трону под руки двое из стражей султана, отвечавших за безопасность своего господина. Богатые подарки султану и великому везиру были непременным атрибутом всякого иностранного посольства. Нарушения этой традиции были редки и, как правило, дорого обходились виновникам. В 1572 г. французский посол так и не удостоился аудиенции у Селима II, ибо подарков от своего короля он не привез. Еще хуже обошлись в 1585 г. с австрийским послом, также явившимся ко двору султана без подарков. Его просто заточили в темницу. Обычай подношения даров султану иностранными послами просуществовал до середины XVIII в.

Сношения иностранных представителей с великим везиром и другими высшими сановниками империи также были обычно сопряжены с множеством формальностей и условностей, а необходимость делать им дорогие подарки оставалась до второй половины XVIII в. нормой деловых отношений с Портой и ее ведомствами.

При объявлении войны послов сажали в темницу, в частности в казематы Едикуле, Семибашенного замка. Но и в мирное время случаи оскорбления послов и даже физического насилия над ними или произвольного тюремного заключения не были явлением чрезвычайным. К представителям России султан и Порта относились, пожалуй, уважительнее, чем к прочим иностранным послам. За исключением заточения в Семибашенный замок при возникновении войн с Россией русские представители не подвергались публичным унижениям или насилиям. Первый московский посол в Стамбуле, стольник Плещеев (1496), был принят султаном Баязидом II, а ответные грамоты султана содержали уверения в дружбе Московскому государству, да и весьма добрые слова о самом Плещееве. Отношение султана и Порты к российским послам в последующие времена, очевидно, определялось нежеланием ухудшать отношения с могущественным соседом.

Однако Стамбул был не только политическим центром Османской империи. «По своему значению и как резиденция халифа Стамбул стал первым городом мусульман, столь же сказочным, как и древняя столица арабских халифов, - отмечает Н. Тодоров. - В нем было сосредоточено огромное богатство, которое составили добыча победоносных войн, контрибуции, постоянный приток налогов и других поступлений, доходы с развивавшейся торговли. Узловое географическое положение - на скрещении нескольких основных торговых путей по суше и морю - и привилегии в снабжении, которыми Стамбул пользовался на протяжении нескольких веков, превратили его в крупнейший европейский город».

Столица турецких султанов обладала славой красивого и процветающего города. В великолепный природный рисунок города хорошо вписались образцы мусульманского зодчества. Новый архитектурный облик города возник не сразу. Обширное строительство велось в Стамбуле долгое время, начиная со второй половины XV в. Султаны позаботились о восстановлении и дальнейшем укреплении городских стен. Затем начали возникать новые здания - султанская резиденция, мечети, дворцы.

Гигантский город естественным образом распадался на три части: собственно Стамбул, находившийся на мысу между Мраморным морем и Золотым Рогом, Галата и Пера на северном берегу Золотого Рога и Ускюдар на азиатском берегу Босфора, третий крупный район турецкой столицы, выросший на месте древнего Хрисополя. Основную часть городского ансамбля составлял Стамбул, границы которого определялись линиями сухопутных и морских стен бывшей византийской столицы. Именно здесь, в старой части города, сложился политический, религиозный и административный центр Османской империи. Здесь находились резиденция султана, все правительственные учреждения и ведомства, важнейшие культовые сооружения. В этой части города по традиции, сохранившейся с византийских времен, располагались крупнейшие торговые фирмы и ремесленные мастерские.

Очевидцы, дружно восхищавшиеся общей панорамой и местоположением города, были столь же единодушны в разочаровании, возникавшем при более близком знакомстве с ним. «Город внутри не соответствует своему прекрасному внешнему облику, - писал итальянский путешественник начала XVII в. Пьетро делла Балле. - Напротив, он довольно безобразен, поскольку никто не заботится о том, чтобы держать улицы в чистоте... из-за небрежности жителей улицы стали грязными и неудобными... Здесь очень мало улиц, по которым легко могут проехать... дорожные экипажи - ими пользуются только женщины и те лица, которые не могут ходить пешком. По всем остальным улицам можно ездить только верхом или идти пешком, не испытывая при этом большого удовлетворения». Узкие и кривые, в большинстве своем немощеные, с непрерывными спусками и подъемами, грязные и мрачные - такими выглядят в описаниях очевидцев почти все улицы средневекового Стамбула. Только одна из улиц старой части города - Диван Иолу - была широкой, сравнительно опрятной и даже красивой. Но то была центральная магистраль, по которой султанский кортеж обычно проезжал через весь город от Адрианопольских ворот до дворца Топкапы.

Путешественников разочаровывал вид многих старых зданий Стамбула. Но постепенно, по мере расширения Османской империи, турки воспринимали более высокую культуру покоренных ими народов, что, естественно, отражалось и на градостроительстве. Тем не менее в XVI-XVIII вв. жилые дома турецкой столицы выглядели более чем скромно и отнюдь не вызывали восхищения. Европейские путешественники отмечали, что частные дома стамбульцев, за исключением дворцов сановников и богатых купцов, представляют собой малопривлекательные сооружения.

В средневековом Стамбуле насчитывалось от 30 тыс. до 40 тыс. зданий - жилых домов, торговых и ремесленных заведений. В подавляющем большинстве это были одноэтажные деревянные дома. Вместе с тем во второй половине XV-XVII вв. в османской столице было сооружено немало зданий, ставших образцами османской архитектуры. Это были соборные и малые мечети, многочисленные мусульманские духовные училища - медресе, дервишские обители - текке, караван-сараи, здания рынков и различных мусульманских благотворительных учреждений, дворцы султана и его вельмож. В первые же годы после завоевания Константинополя был выстроен дворец Эски Сарай (Старый дворец), где 15 лет располагалась резиденция султана Мехмеда II .

В 1466 г. на площади, где некогда находился древний акрополь Византия, было начато сооружение новой султанской резиденции - Топкапы. Она оставалась местопребыванием османских султанов до XIX в. Строительство дворцовых зданий на территории Топкапы продолжалось в XVI-XVIII вв. Главную прелесть дворцовому комплексу Топкапы придавало его расположение: он находился на высоком холме, буквально нависая над водами Мраморного моря, его украшали прекрасные сады.

Мечети и мавзолеи, дворцовые здания и ансамбли, медресе и текке были не только образцами османской архитектуры. Многие из них стали и памятниками турецкого средневекового прикладного искусства. Мастера художественной обработки камня и мрамора, дерева и металла, кости и кожи участвовали во внешней отделке зданий, но особенно их интерьеров. Тончайшая резьба украшала деревянные двери богатых мечетей и дворцовых зданий. Изумительной работы изразцовые панно и цветные витражи, искусно выполненные бронзовые канделябры, знаменитые ковры из малоазиатского города Ушака - все это было свидетельством таланта и трудолюбия многочисленных безымянных умельцев, создавших подлинные образцы средневекового прикладного искусства. Во многих местах в Стамбуле были сооружены фонтаны, строительство которых считалось у мусульман, высоко чтивших воду, делом богоугодным.

Своеобразный облик придавали Стамбулу наряду с мусульманскими культовыми сооружениями знаменитые турецкие бани. «После мечетей, - отмечал один из путешественников, - первые предметы, поражающие приезжего в турецком городе, - здания, увенчанные свинцовыми куполами, в которых сделаны в шахматном порядке отверстия с выпуклыми стеклами. Это «гаммамы», или общественные бани. Они принадлежат к лучшим произведениям архитектуры в Турции, и нет городишка, такого жалкого и бездольного, где бы не было общественных бань, открытых с четырех часов утра до восьми вечера. В Константинополе их до трехсот».

Бани в Стамбуле, как и во всех турецких городах, были для жителей также местом отдыха и встреч, чем-то вроде клуба, где после омовения можно было многие часы проводить в беседах за традиционной чашечкой кофе.

Подобно баням неотъемлемую часть облика турецкой столицы составляли рынки. В Стамбуле было много рынков, в большинстве своем крытых. Существовали рынки по продаже муки, мяса и рыбы, овощей и фруктов, мехов и тканей. Был и специаль