Западная Украина в составе Австрийской империи в XIX в. Украинские земли в составе Российской и Австрийской империй в конце XVIII — первой половинеXIX в Западно украинские земли в составе австрийской империи

1. Создание Австро-Венгерской империи. Политические реформы в империи и изменения административно-территориального устройства западноукраинских земель 8 февраля 1867 г. в результате переговоров австрийского правительства с лидерами венгерских политических партий была создана Австро-Венгерская империя. 21 декабря 1867 г. император Франц Иосиф I утвердил австро-венгерское соглашение и конституцию. Австрийская империя была превращена в двуединое(дуалистическую) государство, получившее название Австро-Венгерской империи. Венгрия обрела политическую и административную автономию, она имела собственное правительство и парламент - сейм.

Некоторые изменения произошли и в положении западноукраинских земель, входивших в состав империи. Хотя Галичиной руководил австрийский наместник из числа польских магнатов, край получил ограниченную автономию. Еще в 1861 г. во Львове начал свою работу Галицкий областной сейм. Преимущество в нем получили польские помещики и предприниматели, но избирательное право (право избирать и быть избранным в Галицкий сейм) имели и украинцы, в частности крестьяне. Имперское правительство отказалось удовлетворить давнее украинское требование - разделить Галичину на две административные единицы - украинскую (Восточная Галичина) и польскую (Западная Галиция). Как и до 1867 г. существовало «Королевство Галиции и Лодомерии».

Внутреннее самоуправление было предоставлено также Буковине, однако доступ украинцам в Буковинский сейм был ограничен: в нем доминировали румыны и немцы.

Закарпатье стало частью Венгрии и никакого самоуправления не получило.

2. Социально-экономическое положение западноукраинских земель во второй половине XIX в. Несмотря на промышленный переворот, начавшийся в Австрийской империи еще в 30-х - 40-х гг., в последню треть XIX в. Австро-Венгрия оставалась одной из отсталых стран Европы с многочисленными феодальными пережитками.

Развитие промышленности и рыночных отношений в различных областях Австро-Венгрии проходило неравномерно. Наибольшего промышленного развития достигли Чехия и Австрия, а Галичина, Буковина, Закарпатье, а также Словакия, Босния и Герцеговина и некоторые другие области ощутимо отставали в своем социально-экономическом развитии.

Восточная Галиция, Северная Буковина, Закарпатье сохраняли < strong> аграрный характер экономики , большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Развитие экономики на западноукраинских землях все больше определялось интересами крупной фабричной промышленности западных и центральных провинций империи.

Промышленность западноукраинских земель под властью Австро-Венгрии в последнюю треть XIX в. почти полностью находилась в руках иностранных капиталистов (немецких, австрийских, канадских). На протяжении 70-х - 80-х гг. XIX в. здесь также происходил интенсивный процесс формирования фабрично-заводской промышленности , главным образом нефтедобывающей, мукомольной, спиртоводочной, лесоперерабатывающей отраслей. На этих предприятиях стали широко применяться паровые двигатели.

Но в экономической структуре Австро-Венгрии западноукраинским землям отводилась роль рынка сбыта готовых товаров и источника поступления сырья и рабочей силы в индустриально развитые провинции. Западная промышленность не могла выдержать конкуренции дешевых товаров и начался упадок . Имперское правительство фактически не принимало мер для развития промышленности в Западной Украине. Западноукраинским предпринимателям не предоставлялись налоговые льготы, которыми пользовались в западных провинциях. Доступ западноукраинским товарам на рынки Австро-Венгрии и соседних стран был фактически закрыт. В то же время существовали льготы для вывоза из края сырья и полуфабрикатов.

Провозглашенная в 1848 г. крестьянская реформа , главным положением которой была отмена крепостного права, была осуществлена в 50-х гг. Правительство сделало все, чтобы потери помещиков были минимальными и чтобы они получили все необходимое для приспособления к новым условиям хозяйствования.

После реформы Западная Украина оставалась краем помещичьих латифундий. Крупным землевладельцам, которые имели 5 и более тыс. гектаров, принадлежало более 40% всех земель. Несмотря на большие остатки крепостничества, сельское хозяйство Западной Украины во второй половине XIX в. постепенно развивалось по-рыночному: в помещичьих и богатых крестьянских хозяйствах работали вольнонаемные рабочие. К концу XIX в. на западноукраинских землях насчитывалось свыше 400 тысяч постоянно занятых и периодически наемных рабочих. Все шире применялась сельскохозяйственная техника, углублялась специализация районов.

3. Проблема аграрного перенаселения и начало массовой трудовой эмиграции западных украинцев. В конце XIX в. в сельском и лесном хозяйстве Западной Украины было занято 75% всего населения. Активная дифференциация крестьянства привела к тому, что на рубеже веков в западноукраинских землях насчитывалось почти 80% бедняцких, 15% середняцких и только 5% экономически крепких зажиточных крестьянских хозяйств. Для крестьянского землевладения этой эпохи было характерно увеличение количества крестьянских хозяйств в результате дробления, которое сопровождалось прогрессирующим уменьшением земельных наделов.

На этой почве остро встала проблема аграрного перенаселения в западноукраинских землях и началась массовая трудовая эмиграция западных украинцев. Основными причинами массовой трудовой эмиграции стали:

Обнищание большинства крестьян, нехватка земли, поиски спасения от голодной смерти;

- малые заработки или полное отсутствие их;

Страх еще не разоренных крестьян перед будущей нищетой;

Бремя национального гнета и политического бесправия. Ища выход из критического положения, западноукраинские крестьяне начали выезжать за границу - в Канаду, США, Аргентину, Австралию, Бразилию и т.д. В конце XIX в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало 250 тыс. человек, а из Закарпатья - 170 тыс. В дальнейшем этот процесс имел тенденцию к росту.

В это время также имела место и временная (сезонная) заработная эмиграция из Западной Украины в Венгрию, Румынию, Австрию, Германию, Францию, Россию. Но в целом трудовая эмиграция западных украинцев (всего до Первой мировой войны за границу выехало свыше 1 млн человек) лишь частично решала проблему аграрного перенаселения и смягчало ситуацию на селе.

4. Украинское национальное и общественно-политическое движение на западноукраинских землях во второй половине Х IX в.

4.1. Последствия конституционных реформ в Австрийской империи. В западноукраинских землях украинское национальное и общественно-политическое движения приобрели больший размах после конституционных реформ в Австрийской империи в 60-х гг. Эти реформы создали прочный фундамент для активизации национальной и общественно-политической жизни всех народов империи, и в частности украинского. Утверждение парламентаризма постепенно меняло общественную психологию. Массы населения с молчаливых подданных превращались в доверяющих власти, граждан. Декларирование, хоть и формальное, равенства всех народов империи пробуждало национальное достоинство - первое необходимое основание национального возрождения.

В 60-е гг. XIX в. вследствие фактического запрета украинского языка в Российской империи усилился наплыв украинской литературы в Галичине, что значительно активизировало здесь процессы национального самоопределения. Но галицкое украинство раскололось на москвофилов и народников, которые соперничали между собой.

4.2. Москвофильство (русофильство). Основателями и лидерами москвофильства были Д. Зубрицкий, Б. Дидицький, Н. Малиновский, А. Добрянский. Оно было порождено сложными условиями национальной жизни в Австро-Венгрии. Первоначально оно имело относительно прогрессивный характер. В нем объединились, с одной стороны, сопротивление насильственному ополячиванию, утрата иллюзий и надежд на австрийское правительство, которое поддерживало курс на подавление украинства в Галичине силами польского дворянства, а с другой - неверие в возможность украинской нации и поиск опоры в этнически родственном государстве. < /p>

Предпосылками возникновения москвофильства были: потеря украинским народом собственной государственности; многовековое иностранное порабощение; раздробленность и обособленность отдельных земель; денационализация образованной элиты; низкий уровень национального сознания масс.

Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России.

4.3. Народовцы. Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. XIX в. и возникли народовцы, которые ориентировались на украинский народ и выступали за внедрение украинского языка и литературы во все сферы жизни.

Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Костомарова. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.

Лидерами народников были Василий Барвинский, Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Вахнянин. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. во Львове был основан первый украинский театр, в 1861 г. - культурно-образовательная организация «Русская беседа», в 1861 г. -« Просвита». Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. во Львове Литературного общества им. Т. Шевченко, которое в 1892 г. реорганизовалось в Научное общество им. Т. Шевченко.

Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г. в Галицкий сейм, когда украинцы, возглавляемые москвофильским Русским советом, смогли провести трех своих представителей.

В 1890 г. Ю. Романчук, С. Сембратович, О. Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа. Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. недовольные действиями друг друга стороны отказались от «новоэрийской ПОЛИТИКИ».

В 1890 г. значительная часть народников объединилась в Русско-Украинскую радикальную партию, резко осудив политику «Новой эры» и продолжила оппозиционную борьбу. В 1899 г. основная часть народников части радикалов образовали Украинскую национально-демократическую партию.

4.4. «Просвещение». «Просвита» - украинское-культурное общество, основанное во Львове 8 декабря 1868 г. группой народников. Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях. Общество «Просвита» в Галичине родилось в противовес антиукраинским течениям в культурной жизни: колонизаторскому, поддерживаемому царской властью, - с одной стороны, и москвофильскому - с другой.

Главной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях. В начале 90-х гг. XIX в. «Просвещение» начало открывать собственные читальни. Деятельность филиалов координировало главное отделение во Львове. Общество издавало произведения ведущих украинских писателей, школьные учебники, популярные брошюры, газеты и журналы, литературно-научные альманахи. Через печатные издания, читальни, широкую сеть кружков «Просвещение» несло в народные массы культуру, знания и национальное сознание и была важным фактором консолидации галицких украинцев.

4.5. Радикалы. В середине 70-х гг. в Галичине появляется молодая интеллигенция, которая стала критически оценивать деятельность как москвофилов, так и народников, и стремилась предоставить украинскому движению более революционный характер. Под влиянием М. Драгоманова молодые украинские политические деятели И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий и другие обращаются к социализму. Так в украинском движении возникла так называемая радикальная течь.

Радикалы критиковали существующий строй, москвофилов и народников, стремились защищать интересы крестьян и рабочих в конкретных делах. Они вступали за национальное и социальное освобождение украинского народа, воссоединение украинских земель в единое государство.

Радикалы активизировали деятельность всех украинских патриотов Галиции. Они пришли к осознанию необходимости объединения своих усилий в рамках единой организации. Такой организацией стал Народный совет, созданный народниками в 1885 г. Эта организация ставила перед собой задачу продолжить дело Главного Русского совета 1848 г. Народный совет стал прообразом политической партии. В 1890 г. во Львове радикалы создали Русско-Украинскую радикальную партию - первая украинская политическая партия.

Министерство аграрной политики Украины Прибрежненский аграрный колледж НАУ

Методическая разработка лекционного занятия № 4 по дисциплине «История Украины».

Преподаватель Лозовская Т. Н.

Евпатория -2009г.

Тема: Украинские земли под властью Российской и Австрийской империи в 19в.

Административно-территориальное устройство украинских земель в составе иностранных государств. Численность населения и его этнический состав. Кризис крепостничества и развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Обострение социально-экономических противоречий в Украине. Крестьянские восстания. Начальный этап национального возрождения. Становление украинской интеллигенции. Деятельность декабристов в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство, Личность Т. Шевченко. Участие Украины в русско-турецких войнах (1806-1812), (1828-1829), присоединение Бессарабии к России. Война с Наполеоном 1812г. Характер политики Австрии к украинскому населению. Реформы Марии-Терезии и Иосифа, их роль в развитии национально-культурной жизни Галичины и Буковины. Общественно-политическое движение. Буржуазная революция 1848г. Отмена крепостничества. Головна Руська Рада. Обострение социально-классовых противоречий. Крестьянские восстания. Отмена крепостного права в Российской империи. Буржуазные реформы 60-70гг 19в. Развитие буржуазных отношений в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота. Украинское кооперативное движение. Особенности экономического развития Галичины, Северной Буковины, Закарпатья. Социальная структура украинского населения. Этномиграционные процессы. Культурно-просветительский этап национального движения. Украинофилы. Громадское движение. Валуевский циркуляр. Эмский указ. Кризис громадского движения. Деятельность российский народнических групп в Украине. Зарождение украинского социализма. Революционно-демократическое движение. Начало пролетарского движения. Политико-административный статус западноукраинских земель. Народовское и москвофильское течения национально-освободительного движения. Зарождение национально-политического движения в Украине. Появление украинских политических партий.

Количество часов : 2

Форма проведения : лекция

Цели : - Формировать у студентов систему знаний о сущности социально-политических процессов, их объективную обусловленность, взаимосвязь;

Уметь анализировать и оценивать явления политического развития украинского общества в контексте мировой истории, сопоставлять исторические процессы с эпохами;

Использовать полученные знания для прогнозирования общественных процессов;

Воспитывать патриотическое отношение к Украине.

Межпредметные связи: основы экономики, основы правоведения, социология, политология, культурология

Учебно-методическая литература : Бойко О. Д. История Украины.-К.: академия, 2001.

Брайчевский М. Конспект истории Украины.-К., 1994.

Грушевский М. История Украины.-К., 1991-1998.

Субтельный О. Украина: история.-К., 1996.

Основные понятия : русско-турецкая война, Бухарестский мир, русско-французская война, драгуны, азовское казацкое войско, кризис, урочная система выполнения барщины, казенные земли, ревизии, десятина, кредит, залог, военные поселения, промышленный переворот, производительность труда, рационализация производства, товарное производство, рынок, пошлина, сепаратизм, общественно-политическое движение, автономия, альманах, политизация, масонство, декабристы, опришки, цензура, статус.

Личности этого периода : Сенявин Д, Лазарев М., Казарский А., Грейг А., Кармелюк У., Капнист В., Котляревский И., Максимович М., Муравьев-Апостол С., М., Пестель П., Бестужев_Рюмин М., Волконский С., Костомаров Н., Кулиш П., Кобылица Л., Штолюк М., Шевченко Т., Гоголь Н.

Ход занятия:

Оргмомент. Актуализация знаний.

Назвать периодизацию истории Украины

Назвать хронологические рамки каждого периода

Проанализировать основные периоды формирования украинской народности

Вспомнить источники права и назвать их

В состав каких государств входили украинские земли в 14-18вв

Что такое унии

Объяснить термины: казачество, Украина, освободительная война, Гетманщина, автономия Украины.

Проанализировать причины, движущие силы и итоги освободительной войны

Назвать систему органов власти и управления в Гетманщине

3.Объснение нового материала.

1.Социально-экономическая и политическая ситуация в Украине в 1пол. 19в., 2пол. 19в.

2. Отмена крепостного права и реформы 60-70-х гг. в Украине, их значение.

3. Западноукраинские земли в составе Австро-Венгерской империи в 1 пол. 19в., общественно-политическое и государственное устройство украинских земель во 2 пол. 19в.

4.Культура Украины в 19в.

Украина конца 18-1пол.19вв. будучи зависимым государством не могла вести самостоятельную внешнюю политику. Оставаясь материальной базой, стратегическим плацдармом и источником пополнения армии Российской империи, она участвовала в русско-турецких войнах 1806-1812 и 1828-1829гг., русско-французской войне.

В конце 18- 1пол.19в. помещичье хозяйство Украины, основанное на труде крепостных крестьян, переживало упадок. Старые формы ведения хозяйства не отвечали требованиям времени, а новые – помещики внедрять не могли. Сельское хозяйство оказалось в тяжелом переходном состоянии, которое называлось кризисом.

В 1пол.19в. в Украине с опозданием, медленно, но неуклонно формируются рыночные отношения. Для развития капитализма необходимы следующие условия: свободное накопление капитала, широкий внутренний рынок, вольнонаемная рабочая сила. Эти факторы экономического развития в этот период времени еще не были в достаточной степени сформированы. Но огромное значение имел начавшийся в это время промышленный переворот.

Зарождение и развитие рыночных отношений в Украине сопровождалось ростом городского населения, оживлением внутренней и внешней торговли. Однако зависимое положение Украины в составе Российской империи уже в 1пол.19в. превращало украинскую территорию в рынок сбыта и источник сырья. Следствием потери Украиной своей государственности было и заселение ее городов главным образом неукраинцами. Эти обстоятельства оказали отрицательное влияние на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие Украины. (Понятие урбанизации).

Кризис крепостнического хозяйства сопровождался обострением отношений между помещиками и крестьянами. Крестьяне Украины часто прибегали к вооруженным протестам. За первую половину 19в. В различных регионах Украины – на Левобережье, Слобожанщине, Правобережье и Юге – произошло несколько сот крестьянских восстаний. Особенно крупное - в Подолии под руководством У. Кармелюка, на Киевщине – «Киевская казатчина».

Важной страницей антикрепостнической борьбы крестьянства Украины были восстания военных поселенцев. Эти волнения убедительно свидетельствовали, что подавляющее большинство населения Украины выступает против крепостничества и готово ради его ликвидации на активную вооруженную борьбу.

- « Николаевская реакция»

Острый кризис в обществе порождал неудовлетворенность не только в крестьянстве. Недовольство возникало среди той части зажиточных и образованных граждан, которым было не безразлично будущее страны. Они начали поиск выхода из кризиса. Этот поиск новых путей общественного развития сопровождался дискуссиями, острой идейной борьбой, вовлечением в политику ранее равнодушных к ней людей. Все это в комплексе было общественно-политическим движением.

Федерация

- « История руссов»

Политика

Шовинизм

- « Любовь к истине»

- «Малороссийское общество»

Особенностью общественно-политического движения Украины было наличие в нем, кроме украинского, русского и польского течений, которые отражали интересы русского и польского населений Российской империи. Представители каждого из этих течений имели свои взгляды на прошлое и будущее украинского народа. При этом большие надежды они возглавляли на поддержку украинского населения.

- «Союз Спасения»

-«Союз благоденствия»

Южное общество

- «Русская Правда»

Конституция Н. Муравьева

- «Общество соединенных славян»

- «Малороссийское общество»

Шпицрутен

Организация и деятельность Кирилло-Мефодиевского братства(1846-1847гг.) открыла новый этап в борьбе украинского народа за свое национальное и социальное освобождение. Главной целью общества считало достижения Украиной государственной независимости с демократическим строем в федеративном союзе таких же независимых славянских государств. Это была первая попытка украинской интеллигенции перейти от культурного к политическому этапу борьбы за национальное освобождение и развитие Украины.

- «Книга бытия украинского народа»

- «Устав славянского общества»

Национальная элита

Панславизм

Конфедерация

Начало 2 пол 19в. В российской империи ознаменовалось крестьянской реформой, которая создала условия для быстрого экономического развития Надднепрянской Украины.

Тайный комитет, манифест, недоимки.

Кризис феодально-крепостнического строя

Особенности экономического развития украинских земель накануне реформ

Прогресс и регресс

Чайковский М., Герцен А.

Чтобы приспособить страну к новым условиям социально-экономического развития, к потребностям рыночной экономики правительство проводит реформы административно-политического управления. Но реформы касались только местного самоурправления, судебной системы, народного образования, армии, цензуры. Проводя реформы в различных сферах жизни общества, правительство мало учитывало местные и национальные особенности.

Судебная

Земская

Реформа городского самоуправления

Реформа образования

Военная реформа

Финансовая реформа

Цензурная реформа

Реформы открыли перспективы быстрого промышленного развития Надднепрянской Украины.(количество населения, полезные ископаемые, географическое положение). Начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.

Украинский индустриальный район

Первая ж/д линия

Протекционизм

Западноукраинские земли (Восточная Галиция, Буковина, Закарпатье) в 1 пол. 19в. Находились в составе Австрийской империи. Как и на Надднепрянщине, подавляющее большинство украинского населения работало в сельском хозяйстве. Украинской шляхты в крае не было, украинская интеллигенция была малочисленной. Поэтому украинцами управляли иностранцы: в Галиции – польская шляхта, в Буковине – румынские бояре, в Закарпатье – венгерские феодалы.

В Результате реформ Марии – Терезии и Иосифа (аграрная, религиозная, образовательная) положение украинцев было частично улучшено. Однако преемники реформаторов отказались от большинства нововведений своих предшественников. Вновь вводились многодневная барщина, новые налоги и повинности. Положение крестьян ухудшилось настолько, что они вынуждены были убегать от своих господ.

В Западной Украине 1 пол. 19в. Была отмечена крестьянскими протестами, которые принимали различные форы: от письменных жалоб до побегов и вооруженной борьбы.

- «Холерные бунты»

Опришки

Первая половина 19в. Стала в западноукраинских землях началом национального возрождения. Во главе возрождения встало Греко-католическое духовенство – единственная образованная социальная группа украинцев, которая сохраняла национальное самосознание.

- « Общество Греко-католических священников»

-« Русская троица»

-« Русалка Днестровая»

В 1848г. европейские народы восстали против режима самовластия монархов с требованием демократии, политического равноправия. Активными участниками революции 1848-1849гг. стали западные украинцы. Правительство вынуждено было пойти на уступки (отмена барщины). Революция содействовала ускорению самоорганизации украинцев. Была создана Головна руська рада - первый в истории украинцев Австрийской империи политический орган.

Центральная рада народова

- «Зоря Галицька»

Сервитуты

- «матица»

- « Руський собор»

Несмотря на все притеснения, украинская культура в 1пол.19в. продолжает развиваться. Благодаря развитию капитализма росла потребность общества в просвещении и науке. С ростом национального самосознания все отчетливее стали проступать национальные черты в литературе, театре, музыке, архитектуре.

Образование и наука

Украинская литература, театр, музыка

Архитектура, скульптура, живопись

ОсиповскийТ., Остроградский М., Максимович М., Костомаров Н., Маркевич Н., Котляревский И., Гулак-Артемовский П., Квитка-Основьяненко Г., Кулиш П., Гоголь Н., Шевченко Т., Вербицкий М.

Харьковский университет, приходские школы, уездные училища, гимназии, лицеи, Львовский институт Оссолинских, университет Святого Владимира, Нежинская гимназия, ректор, декан,

Самостоятельная работа (задания).

4.Итог занятия. Оценивание.

5.Домашнее задание.

Как развивались города и торговля во 2 половине 19в.

Дать характеристику Западноукраинских земель в составе Австро-Венгрии во 2 пол. 19в., сравнить с Надднепрянской Украиной

Рефераты: - Наш край в 1половине 19в.

Крымская (Восточная) война и Украина

Причины и начало трудовой эмиграции украинцев во 2 пол. 19в.

Крым во 2 пол. 19в.

Личности 19века.

Украинская культура 19в.

НОВАЯ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

В 70-80-е pp . XVIII в. австрийскими императорами Марией Терезой и Иосифом II был проведен ряд реформ, в том числе ограничение и ликвидация барщины, предоставление крестьянам элементарных общественных прав (жениться без разрешения господина, переселяться и т.д.). Но впоследствии эти реформы были свернуты.

Промышленность в первой четверти XIX в. находилась в состоянии застоя. В 1841 г. в Восточной Галиции насчитывалось 183 мануфактуры, что составило 3,6 общего их количества в Австрии. Лишь с 1843 г. в Галичине появились первые две паровые машины, тогда как во всей стране их действовало уже 231. Большинство городов была промышленно неразвитыми. В 1849 г. Львов имел 68 тыс. населения, Черновцы - 18 тыс., Тернополь - 16 тыс., Ужгород - 7 тыс.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начал выкристаллизовываться национальное движение. На его подъема и активность имели сильное влияние два фактора: 1) польское восстание 1831 г. и возражения поляками вообще украинского вопроса в Галиции; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине. Началась пропаганда украинского языка, работа над украинским словарем и изучением истории своего края.

В июне 1848 г. в Праге был созван съезд представителей славянских народов Австрийской империи - Первый славянский конгресс. Украинский вопрос обсуждался на Галицко-русской секции, где большинство имели поляки. Несмотря на это, польская делегация вынуждена была согласиться на равноправие украинского языка в школах и учреждениях, на отдельные гимназии для поляков и украинцев; преподавание в лицеях и университетах должно было вестись на двух языках, а в сейме и делопроизводстве украинский язык должна была быть уравнена с польской, и оба народа должны были иметь свою гвардию. Это была первая польско-украинская справедливая сделка, но в связи с наступлением на Прагу австрийских войск Конгресс был распущен, и соглашение осталась нереализованной.

ЗАПОМНИ

В 60-70-х p . XIX в. произошла определенная либерализация общества, что способствовало прогрессу страны, открыло перспективы ее развития на пути превращения из феодальной на буржуазную монархию.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое через крепостничество и низкую агрокультуру находилось на низком уровне.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В мае 1848 г. представители украинской либеральной буржуазии, интеллигенции и униатского духовенства создали во Львове украинскую политическую организацию «Главную русскую раду» на главе с епископом Г. Яхимовичем. Она начала издавать первую газету на украинском языке - «Зорю Галицкую», символом украинского народа провозгласила галицкий герб - золотого льва на голубом фоне и желто-голубой флаг.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительное общество «Просвещение», основанное в 1868 г. народниками во Львове. Оно издавало произведения украинских писателей, школьные учебники, газеты, организовывало читальни. К 1912 г. «Просвещение» выдала 445 названий книг общим тиражом 3 млн 115 тыс. и насчитывала 77 филиалов и 2364 библиотеки. В нее входили 197 тыс. человек. «Просвещение» выделяло стипендии для студентов, вела антиалкогольную и антинікотинову пропаганду.

В ноябре 1848 г. вспыхнуло вооруженное восстание во Львове, где выдвигались требования введения автономии в Восточной Галичине. Восстание возглавил депутат австрийского рейхстага Лукьян Кобылица. Оно потерпело поражение. В Северной Буковине в 1848 г. крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи владения.

Несмотря на поражение буржуазно-демократической революции 18481849 гг. в Австрии, кризис феодализма в этой империи еще более обострилась, шел процесс развития капиталистических отношений. В 1867 г. принята конституция, по которой Австрийская империя стала двойственной, превратившись в Австро-Венгерскую. А согласно переписи населения в 1900 г. в Галичине проживало 7 млн 185 тыс. человек, из них 42,3 % составляли украинцы. Украинцы составляли также большинство населения западноукраинских земель (с 6,4 млн - 4,6 были украинцы).

В уездах, где украинцев было больше 90 % населения, официальным языком была только польская. Первую украинскую гимназию удалось открыть во Львове в 1867 г. и за 40 последующих лет их было открыто только 5, тогда как поляки имели 4 высшие учебные заведения, 96 гуманитарных и 14 реальных гимназий.

В общественно-политическом движении на западноукраинских землях доминировали два течения: москвофильская и народовская.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело создание в 1892 г. наукового товариства ім. Т. Г. Шевченко (НОШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Общество имело три секции: филологическое, историко-философскую, математико-естественно- врачебную, при которых действовали типография, книжная и библиотечная комиссия. НОШ мало и свой музей. Некоторое время возглавлял НОШ выдающийся историк М. С. Грушевский. К 1914 г. Общество выдало 300 томов научных трудов на русском языке по различным отраслям, а больше всего - из украиноведения.

В середине 70-х годов в Галичине разворачивается радикальный революционно-демократическое движение во главе с И. Франко и М. Павлы ком. В 1890 г. учреждается Русско-Украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социальной ориентации). В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия - УНДП и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. - Католический русско-народный союз. УНДП и УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП по своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины становится главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине.

Малоземелья и безработицы, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х годах XIX в. были закарпатцы. На конец XIX ст. украинская община в США насчитывала более 200 тыс. человек. Переселялись также в Канаду, Бразилию, Аргентину. В начале XX в. в Южной Америке проживало около 20 тыс. украинцев. Они основывали здесь поселения, фермы, открывали магазине, сделав свой вклад в развитие этих стран.


В результате трех разделов Польши, а также захватнической политики Австрийской империи в конце XVIII в. в ее состав вошли три западно-украинские территории – Восточная Галичина, Северная Буковина и Закарпатье.

Галичина вместе с частью польских земель была выделена в отдельный край – “королевство Галичины и Лодомерии” с центром во Львове, оно в административном отношении разделялось на 19 округов (12 из которых – Украинская Восточная Галичина). В 1786 г. на правах отдельного округа к Галичине была присоединена Буковина с центром в Черновцах. Закарпатье входило в состав Братиславского наместничества. Следовательно, находясь, в составе одного государства, западноукраинские земли были расчленены на три части.

Основной сферой экономики западноукраинских земель оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое из-за наличия крепостного права и низкого уровня агрокультуры развивалось крайне медленно. Помещики вели свое хозяйство экстенсивными методами.

Промышленность находилась в состоянии застоя. На 1841 г. в Восточной Галичине насчитывалось 183 мануфактуры, что составляло
3,6 % от их общего количества в Австрии. Большая часть городов были промышленно неразвитыми.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начинает кристаллизоваться национальное движение. На его рост и активизацию повлияли два фактора: 1) польское восстание 1831 г и отрицание поляками украинского вопроса в Галичине; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине.

Центром национального движения на западноукраинских землях становится Львов, а его авангардом выступает общественно-культурное объединение «Русская троица» (с 1833 г.). Его основатели Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий. Все они выступали за развитие национального литературного языка на народной основе, против попыток латинизации. В 1836 г. представители «Русской троицы» издали в Будапеште альманах «Русалка Днестровая», который по содержанию (возвеличивание истории Украины, поэтизация народных героев) и формою (народный язык, фонетическое правописание) был феноменальным явлением литературы того времени. Этот альманах доказал, что украинцы Восточной и Западной Украины – единый народ.

Деятельность «Русской троицы» положила начало новому этапу в развитии национального движения на западноукраинских землях, переход от культурологических проблем к социально-политическим.

В 1848 – 1849 гг. в большинстве европейских стран произошли революции, с целью ликвидации феодальных пережитков, ограничения власти монархов. В некоторых странах эти революции имели национально-освободительный характер, отсюда произошло их название – “Весна народов”. Самым большим успехом революции в Австрийской империи стала отмена крепостничества – 16 апреля 1848 г.


По конституции 1867 г. Австрийская империя превратилась в дуалистическую - Австро-Венгерскую монархию. Галичина и Буковина подчинялись – Австрии, Закарпатье – Венгрии. Таким образом, в империи господствовали две нации – немецкая и венгерская. В Восточной Галичине, не смотря на численное преимущество украинцев, административные должности занимали в основном поляки и немцы. Трижды наместником Галичины назначался поляк Голуховский, который проводил антиукраинскую политику. Это привело к усилению общественно-политического движения, которое в 60-80 гг. XIX в. было представлено двумя основными течениями: москофилами и народниками .

Москофильство – языково-литературное, затем общественно-политическое течение, которое объединяло часть консервативной интеллигенции и духовенства, ориентированного на Москву. Москофилы выступали за неприкосновенность существующего режима, не воспринимали некоторые существенные аспекты капитализма, они отрицали право украинского народа на самостоятельное развитие. Их лидерами были Д. Зубрицкий, В. Дилыцкий.

Народовцы – политическое течение либерального направления, которое берет начало от Львовского кружка, основанного в 1861 г. группой молодых писателей и общественных деятелей. Это была украинофильская тенденция в общественно-политическом движении, которая выступала за единство украинских земель, развитие украинской литературы и языка. Лидерами народовцев были: В. Шашкевич, В. Барвинский.

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительское товарищество «Просвита», основанное в 1868 г. народовцами во Львове. Они издавали произведения украинских писателей, газеты, организовывали читальни.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело созданное в 1892 г. Научное товарищество им. Т. Шевченка (НТШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Некоторое время НТШ возглавлял выдающийся украинский историк М.С. Грушевский.

В середине 70-х гг. в Галичине разворачивается радикальное революционно-демократическое движение во главе с И. Франком, М. Павликом. В 1890 г. была основана Русько-украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социалистической ориентации. В своей программе РУРП выдвигало требование достижения политической, экономической и культурной самостоятельности украинского народа, его государственной независимости и объединения его земель.

В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия (УНДП) и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. – Католический русско-народный союз. УНДП И УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП относительно своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины стала главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине. С возникновением партий национальная идея из групповой становится массово-политической.

Малоземелье и безработица, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения, преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х гг. XIX в. были закарпатцы. Они положили начало формированию западного направления украинской диаспоры.

Вывод: ВXIX в. на смену феодально-крепостническим отношениям пришли новые, более прогрессивные – буржуазные. После отмены крепостного права и других буржуазных реформ были созданы все условия для роста производительных сил на украинских землях.

На этом фоне усиливается общественно-политическое движение против колониальной политики царизма, социального и национального гнета. Политическая жизнь значительно активизируется, и на смену дворянскому периоду приходит разночинский период в развитии национального движения, затем зарождаются различные политические партии. Украина подходит к новому этапу своей истории – этапу бурных событий начала ХХ в.

Материалы » Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Первые признаки растущего интереса к культурным аспектам национальной проблемы появляются в начале XIX в. в древнем городе Перемышле - центре греко-католической епархии, где была семинария и богатые библиотеки. Перемышльское духовенство славилось своей образованностью. В течение нескольких десятилетий эта самая западная точка исторической территории Украины играла для австрийских украинцев почти такую же роль в развитии их национального самосознания, какую для российских украинцев примерно в то же время выполняла ее самая восточная часть - Харьковщина. Самым выдающимся представителем перемышльского кружка был Иван Могильницкий - высокопоставленный церковный иерарх, который ведал в епархии делами начального образования. В 1816 г. при поддержке епископа Михаила Левицкого Могильницкий организовал так называемое "Клерикальное общество", первоначальная цель которого состояла в популяризации Священного писания для украинских крестьян на их родном языке. Это было событие, идущее вразрез с тогдашними полонофильскими настроениями западно-украинской элиты. Кроме влияния Гердера и харьковских романтиков, Могильницкий и его единомышленники, по-видимому, руководствовались и более "земными" соображениями: ведь не имея украинских церковных текстов и вынужденно пользуясь польскими, западно-украинские крестьяне постепенно легко могли бы перейти из греко- в римо-католичество.

Практические результаты деятельности общества Могильницкого были достаточно скромны и свелись к изданию нескольких молитвенников и букварей, а само оно вскоре распалось. Это общество привлекло внимание к языковому вопросу, остававшемуся главным для западно-украинской интеллигенции на протяжении следующих десятилетий. Кроме перемышльского кружка, в 1820-е годы еще несколько антикваров-одиночек в Восточной Галичине собирали исторические и фольклорные материалы. Это историки Михайло Гарасевич и Денис Зубрицкий, а также лингвисты и этнографы Иосиф Левицкий и Иосиф Лозинский. Однако влияние их работ на развитие национального самосознания в Западной Украине было ограниченным, ибо все они были написаны на латыни, немецком или польском.

В 1830-е годы центр деятельности, направленной на подъем национального самосознания, переместился во Львов. Здесь выходят на авансцену молодые; идеалистически настроенные семинаристы, увлеченные гердеровскими идеями. Лидером их кружка был 21-летний Маркиян Шашкевич. Юноша имел несомненные поэтические дарования, а его увлеченность и страсть передавались всем окружающим. Вместе со своими близкими единомышленниками - высокообразованным Иваном Вагилевичем и энергичным Яковом Гбловацким - Шашкевич создал творческое трио, ставшее известным под названием "Руська трійця". В 1832 г. вокруг них сплотилась группа студентов, задавшаяся сложной целью: поднять местный диалект до уровня литературного языка, не прибегая при этом к церковнославянским и иностранным заимствованиям. Решение этой задачи они считали единственным условием, при котором крестьяне получат доступ к образованию и будут лучше жить, а веками подавляемая самобытность украинской культуры найдет наконец свое выражение.

Греко-католическим иерархам сама идея литературы на простом, необработанном крестьянском наречии, с использованием упрощенного кириллического письма, представлялась достаточно смелой, если не безумной. Шашкевичу и его друзьям было ясно дано понять, что на поддержку церкви они могут не рассчитывать. Зато их горячо поддержали единомышленники в Российской империи. "Руська трійця" быстро нашла общий язык с такими украинофилами, как Измаил Срезневский, Михайло Максимович и Осип Бодянский. Вдохновлял "Руську трійцю" и пример друзей на Западе - деятелей чешского национального движения, вступившего в стадию расцвета. С помощью чеха Карела Запа, служившего в галицкой администрации, молодые львовяне вступили в оживленную переписку с такими опытными "национальными будителями" и пылкими славянофилами, как словаки Ян Колар и Павел Шафарик, словенец Бартоломей Копитар и чех Карел Гавличек.

Ближайшим практическим результатом деятельности "Руської трійці" явилось издание альманаха "Русалка Дністровая"-. Здесь были собраны народные песни, а также стихи и статьи на исторические темы, написанные на местном диалекте. Местный цензор - греко-католический священник Венедикт Левицкий - запретил публикацию альманаха во Львове, и Шашкевич с товарищами лишь в 1837 г. смогли выпустить его в далеком Будапеште, причем почти все 900 экземпляров, отправленных во Львов, были конфискованы полицией.

Хотя "Русалка Дністровая", задуманная в качестве периодического издания, с самого начала потерпела крах, пример ее все же показывал, что и язык западно-украинского крестьянина мог стать основой литературного языка. Авторы и составители альманаха привлекли внимание к простому народу и его "неиспорченной" культуре. Под влиянием "Русалки Дністрової" начинался медленный, но неуклонный процесс переориентации западно-украинской интеллигенции на свой собственный народ. И уже недалек был тот час, когда из самого этого народа начнет выходить большая часть интеллигенции.

Именно так, медленно и трудно, пробивала себе дорогу национальная идея в Украине. К середине XIX в. идея эта еще не вышла за рамки достаточно узкого круга интеллигентов, на свой страх и риск решавших вопрос о том, в чем же, наконец, состоит сущность украинской нации. На пути от этого раннего, так называемого "культурнического", этапа национального самосознания к этапу политического самоопределения предстояло преодолеть многочисленные и сложные препятствия.

В украинском обществе - преимущественно крестьянском, провинциальном и традиционалистском, - кроме интеллигенции, не было никакой иной социальной группы, способной к восприятию новой идеи национального самосознания. Более того, утверждая, что украинцы - особая, отдельная нация, а украинский язык может стать самостоятельным литературным языком, интеллигенты наталкивались на скепсис и злословие своих же образованных земляков, для которых притяжение престижных и более развитых культур, в особенности польской и русской, оказалось поистине непреодолимым. Однако "национальные будители" не сдавались, ибо, с одной стороны, видели успешные примеры решения всех этих вопросов западнославянской интеллигенцией, с другой же стороны, они считали, что их деятельность нужна ими же идеализированному "простому народу".

Одним из показателей активизации общественно-политического движения было возникновение политического кружка петрашевцев в Петербурге и Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве.

Тайная политическая организация, названная в честь прославленных славянских просветителей "Славянским обществом св. Кирилла и Мефодия", возникла в Киеве в январе 1846г. Общество предполагало освобождение и объединение славянских народов, находившихся под гнетом иноземных захватчиков - турецких, австрийских, венгерских и немецких феодалов. Основатели общества учитель Н.И. Костомаров, чиновник Н.И. Гулак и студент В.М. Белозерский своей первоочередной целью ставили распространение идей единства славянских народов. Эти трое входили, так сказать, в "ядро заговорщиков". Два других видных деятеля и уже известных писателя - Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко - лишь косвенно были связаны с кирилло-мефодиевцами, но эта связь была использована как повод для их ареста. Оказалось, что общество было не только не очень большим, но и не слишком активным: за 14 месяцев своего существования оно лишь несколько раз собиралось на многочасовые философско-политические диспуты (на одном из них как раз и присутствовал доносчик Петров) да подготовило несколько программных документов.

Среди этих последних особого внимания заслуживает написанная Костомаровым "Книга бытия украинского народа". Национальный вопрос, явно стоявший в центре внимания кирилло-мефодиевцев, решался в широком контексте панславизма. Документ содержал требование свободного развития культур "всех славянских народов". Более того, предлагалось сформировать славянскую федерацию наподобие Соединенных Штатов Америки, со всеми подобающими демократическими институтами и со столицей в Киеве. По мнению Костомарова и его единомышленников, современное им украинское общество, самое униженное и угнетенное из всех славянских обществ, одновременно является и "самым равноправным", поскольку не имеет своей собственной знати. Вот почему Украине в программе кирилло-мефодиевцев отводилась решающая роль: именно она должна была возглавить движение всех славянских народов к будущей равноправной федерации. Автор "Книги бытия..."в псевдобиблейском стиле описывает грядущее "воскресение" своей страны: восстав из могилы, она призовет братьев-славян, и поднимутся славяне, и станет Украина свободной республикой в нерушимом славянском союзе... И тогда все народы укажут то место на карте, где обозначена Украина, и рекут: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"...

По-видимому, большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества (кроме Шевченко и некоторых других) сомневались в способности своих "мечтательных и нежных" земляков совершенно самостоятельно управлять своей судьбой.

При относительном единстве в понимании того, что следует делать, кирилло-мефодиевцы расходились в вопросе о том, что важнее и с чего начать. Костомаров полагал, что важнее всего братство и грядущий союз всех славян. Шевченко страстно призывал к социальному и национальному освобождению украинцев. Кулиш подчеркивал необходимость первоочередного развития украинской культуры. При этом большинство членов общества придерживались эволюционных взглядов, считая лучшими средствами достижения целей образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. Шевченко и Гулак, доказывавшие, что только революция способна принести чаемые перемены, остались в меньшинстве. Впрочем, эти расхождения между кирилло-мефодиевцами не следует преувеличивать, ибо, вне всякого сомнения, всех их объединяли общие ценности и идеалы, а более всего - страстное желание изменить к лучшему социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Несмотря на относительно невинный характер Кирилло-Мефодиевского общества, царское правительство решило все же примерно наказать его организаторов. Однако при определении степени наказания был проявлен "индивидуальный подход". Костомаров, Кулиш и другие умеренные члены общества отделались сравнительно легко - кратковременной ссылкой, как правило, в губернские города России, после чего им было разрешено вернуться к преподаванию, Литературным и научным занятиям. Гулаку пришлось три года отсидеть в Шлиссельбурге кой крепости (Костомаров, правда, тоже около года провел в "Петропавловке"). Значение Кирилло-Мефодиевского общества представляется весьма важным для всей последующей украинской истории. Во-первых, это была первая попытка интеллигенции, пусть и неосуществленная, продвинуть национальное развитие от "культурнического" этапа к политическому. Во-вторых, эта попытка привлекла внимание царского правительства (которое до сих пор пыталось разыграть "украинскую карту" против "польского засилия в западных губерниях") к потенциальной опасности "украинофильства". Расправа с кирилло-мефодиевцами явилась первым сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов и ознаменовала начало долгой и непрестанной борьбы, развернувшейся между украинской интеллигенцией и имперской администрацией.

К сказанному следует добавить, что процесс распространения национального самосознания с самого начала неодинаково протекал в Восточной Украине и в Западной. На Левобережье в то время казацкие традиции и память о вековом самоуправлении были еще крепки, да и сама интеллигенция была более многочисленной и образованной, чем на Правобережье, - потому и начало национального самоосмысления выглядело достаточно многообещающим. Но как только это самоосмысление перешагнуло определенные, "дозволенные" рамки, оно встретило в лице царского правительства безжалостного и непобедимого врага - что и показала расправа с кирилло-мефодиевцами.

В Восточной Галичине успехи национального движения были более скромными, а главным его противником оказалась консервативная греко-католическая элита. Драмы здесь разыгрывались более тихие, и "национальные будители" медленно, но верно продолжали делать свое дело. И вот что еще было важно: несмотря на существенные различия трудностей и задач, западные и восточные украинцы начинают проявлять друг к другу взаимный интерес - и это после целых столетий, в течение которых между ними не было практически никаких связей. Так постепенно начинался процесс национальной интеграции.