Экологические проблемы в произведениях современных белорусских писателей. Сочинение: Экология в произведениях современных писателей

Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературы, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Список, в основном, предназначен читателям старше 16 лет, хотя некоторые книги доступны и читателям более младшего возраста. А детям предлагаем обратиться к произведениям В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка, М. Пришвина, К.Паустовского, Дж.Даррелла, А. М. Орлова, И. М. Пивоваровой, в которых тоже затрагиваются вопросы взаимоотношения человека и природы.

Экологическая обстановка в мире и в нашей стране вызывает растущую тревогу, ожесточённую полемику на научных заседаниях, в кабинетах власти, на встречах с общественностью. Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и писателей. В художественных произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.
Человек - дитя природы, поэтому вне природы и без природы невозможно существование человечества. Человек должен всё время помнить, что он совершеннейшее творение природы и именно ему природа доверила своё будущее.

1.Адамсон Д. Рожденная свободной / Д. Адамсон; пер. с англ. Л. Жданова; авт. вступ. ст. В. Эрлихман; ил.: Н. Строгановой, М. Алексеева; дизайн обл. И. Лицук. - Москва: Бертельсманн Медиа Москау, 2015. - 159 с.: ил. - 12+
В знаменитой трилогии Джой Адамсон - "Рожденная свободной", "Живущая свободной" и "Свободные навсегда" - рассказывается о судьбе львицы Эльсы, еще маленьким львенком попавшей к супругам Адамсон, и ее потомства. Читатели узнают много интересного о природе Кении, об удивительных повадках животных Африканского континента.

2.Айтматов Ч. Т. Плаха: роман / Ч. Т. Айтматов; оформ. серии А. Кудрявцева. - М. : АСТ; [Б. м.] : Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 351 с. - (Детская классика). -12+
Роман затрагивает самые серьезные нравственные проблемы. Судьба героев неразрывно связана с историей волчьей семьи, и Плаха у каждого своя - наивный Авдий погибает от рук наркоторговцев, Бостон сам вершит кровавое правосудие, а синеглазая волчица Акбара, у которой люди отняли волчат, в отчаянии крадет ребенка…

3.Алексиевич С. А. Чернобыльская молитва // Цинковые мальчики; / С. А. Алексиевич. - Москва: Эксмо-Пресс, 2001. - 447 с.-16+
Главной техногенной катастрофе XX века посвящена четвертая книга знаменитого художественно-документального цикла «Голоса Утопии» Светланы Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года «за многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». «Совпали две катастрофы: космическая — Чернобыль, и социальная — ушел под воду огромный социалистический материк. И это, второе крушение, затмило космическое, потому что оно нам ближе и понятнее. То, что случилось в Чернобыле, — впервые на земле, и мы — первые люди, пережившие это». «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции — книга увеличилась на треть из-за восстановленных фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным соображениям.

4.Астафьев В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В. П. Астафьев; дизайн обл. В. Обласова. - Санкт-Петербург: Лениздат: Команда А, 2014. - 511 с. - (Лениздат-классика). - 6+
Нравственно-философское повествование об ответственности человека за все живое вокруг, о трудном и мучительном стремлении его к миру и гармонии в природе и в собственной душе.

5.Брин Д. Красный свет / /Научная фантастика. Ренессанс: антология / пер. с англ. В. Двининой [и др.] ; пер. биогр. ст В. Полищук; оформ. А. Золотухина; ил. на обл. М. Ставика. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - С. 209-214- (Лучшее). -16+
На обзорных экранах корабля с Земли отразился красный луч, содержащий сообщение: «Заглушите двигатели и готовитесь к встрече». Кто же это мог быть? Оказалось — это корабль сверхминиатюрных размеров с агентом Корпуса Неукоснительных Прагматиков на борту. Что же ему надо? Агент просит отказаться от использования звездных двигателей, поскольку это нарушает экологию.

6.Брэдбери Р. Д. И грянул гром // Канун всех святых: повесть; Рассказы / Р. Д. Брэдбери; пер. с англ. ; авт. предисл. Н. Караев; оформ. А. Саукова. - Москва: Издательство "Э", 2016. - 638 с. - (Шедевры мировой классики) (Библиотека классической литературы).-16+
"И грянул гром!.." Как наказание? Избавление? Знак? Для природы важен каждый мотылёк, каждая травинка. Поэтому каждое наше действие имеет последствие. В прошлом, в сегодняшнем дне... На будущее.

7.Буторин А. Р. Метро 2033: Север: фантастический роман / А. Р. Буторин; авт. идеи Д. Глуховский; оформ. обл. И. Яцкевича. - Москва: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 312 с. - (Вселенная Метро 2033).
"Север" - удивительная книга, непохожая ни на одну другую в серии "Вселенная Метро 2033". В ней вообще нет метро! Так же, как бункеров, бомбоубежищ, подземелий и сталкеров. Зато есть бескрайняя тундра, есть изломанные радиацией еловые леса и брошенные города-призраки, составленные из панельных коробок. И искрящийся под солнцем снежный наст, и северное сияние во все неизмеримо глубокое тамошнее небо. И, конечно, увлекательная, захватывающая с первых же страниц история!

8.Васильев Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей : роман / Б. Л. Васильев; худож. А. А. Ушин. - Л. : Лениздат, 1981. - 168 с. - (Школьная библиотека).-12+
Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. Но в конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, — любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…

9.Веллер М. Б. Вавилонская : роман / М. Веллер; Оформ.С.В.Шумилина. - СПб. : АСТ, 2006. - 334 с. -18+
Пророческий роман 20 века о злоключениях Москвы в экологических катастрофах.

10.Вознесенская Ю.Н. Звезда Чернобыль : роман / Ю. Н. Вознесенская; оформ. серии Е. Вишняковой. - Москва: Лепта Книга: Вече: Грифъ, 2015. - 255 с. -16+
Пронзительный роман знаменитой православной писательницы Юлии Вознесенской "Звезда Чернобыль" рассказывает о судьбе трех сестер, чьи жизни перечеркнула Чернобыльская катастрофа, и о любви, которая побеждает страх, смерть и дает надежду на будущее. Произведение издается в России впервые. Написанный в лучших традициях реалистической русской литературы, роман включает в себя и документальный материал, взятый автором из советских газет, сообщений по радио и телевизионных передач, поэтому ценен не только как художественное произведение, но и как историческое свидетельство.

11.Воннегут К. Колыбель для кошки : роман / К. Воннегут; пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой; дизайн Э. Кунтыш. - М. : АСТ; [Б. м.] : Астрель, 2011. - 222 с. -18+
Фантастическая и одновременно пугающе правдоподобная история об опасном изобретении талантливого ученого, поставившем мир на грань катастрофы.

12.Воробьев Л. И. Долгая жизнь : рассказы / Л. И. Воробьев. - Л. : Лениздат, 1971. - 230 с. : ил. -12+
Воробьев Л. И. Земной закон: рассказы / Л. И. Воробьев; худож. В. Комаров. - М. : Современник, 1976. - 239 с. : ил. -12+
Воробьев Л. И. Недометанный стог : рассказы и повести / Л. И. Воробьев. - М. : Современник, 1985. - 477 с. : ил. -12+
Рассказы новгородского писателя о простых людях и природе.

13.Гиберсон Б. Жизнь в тайге: рассказы / Б. Гиберсон; пер. с англ. Л. Л. Яхнина; худож. Г. К. Спирин. - М. : Рипол Классик, 2011. - 40 с. : цв.ил. - (Шедевры книжной иллюстрации). -8+
Книга рассказывает о жизни в бореальном лесу, или тайге. Этот лес занимает одну треть зеленого покрова нашей планеты. Сохранить этот лес - наша общая задача.

14.Глуховский Д. А. Метро 2033: фантастический роман / Д. А. Глуховский. - М. : АСТ, 2013. - 384 с. : портр. - (Future corp.)-16+
Двадцать лет спустя Третьей мировой войны последние выжившие люди прячутся на станциях и в туннелях московского метро, самого большого на Земле противоатомного бомбоубежища. Поверхность планеты заражена и непригодна для обитания, и станции метро становятся последним пристанищем для человека. Они превращаются в независимые города-государства, которые соперничают и воюют друг с другом. Они не готовы примириться даже перед лицом новой страшной опасности, которая угрожает всем людям окончательным истреблением. Артем, двадцатилетний парень со станции ВДНХ, должен пройти через все метро, чтобы спасти свой единственный дом - и все человечество. «Метро 2033» — культовый роман-антиутопия, один из главных российских бестселлеров нулевых. Переведен на 37 иностранных языков, заинтересовал Голливуд, превращен в атмосферные компьютерные блокбастеры, породил целую книжную вселенную и настоящую молодежную субкультуру во всем мире.

15.Дик Ф. Мечтают ли андроиды об электроовцах? : Фантастические романы / Филип Дик. - М. : Центрполиграф, 1992. - 445 с. : ил. - (Осирис; вып.16). 16+
После ядерной войны Земля превратилась в выжженную, умирающую пустыню. Вымерли почти все животные. Большинство людей давно перебрались на другие колонизированные планеты солнечной системы. Те же, кто был вынужден остаться, влачат жалкое, унылое существование в городах, тоже приходящих в упадок. Один из таких людей — Рик Декарт — профессиональный охотник на андроидов. Рик получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов, нелегально прибывших на Землю. Но в ходе охоты у него невольно возникают сомнения. Рик задаётся вопросом — а гуманно ли это, уничтожать андроидов?

16.Елинек Э. Дикость: О! Дикая природа! Берегись! : проза / Э. Елинек, И.С. Алексеева. - СПб. : Амфора, 2006. - 363 с. - (Читать[модно]). -16+
Вовсе не сама природа и ее совершенство стали темой этой книги, а те "деловые люди", которые уничтожают природу ради своей выгоды. Именно против них направила Елинек все богатство своего языка, полного язвительной, можно сказать, ядовитой сипы. Пожалуй, это атака на некую коалицию, существующую сейчас между так называемыми "защитниками лесов" и теми, кто в действительности этими лесами владеет. Это произведение отнюдь не милое художественное рукоделие, ничего не прибавляющее и не убавляющее. В нем одно переходит в другое и все связано со всем. Это механизм человеческой жизни.

17.Залыгин С. П. На Большую землю: роман, повесть, рассказы / С. П. Залыгин; худож. А. Елисеев. - М. : Молодая гвардия, 1985. - 495 с. : портр. - (Библиотека юношества).
В книгу писателя, лауреата Государственной премии СССР, вошли роман "Тропы Алтая", повесть "Наши лошади" и рассказы "На Большую Землю", "Пик половодья" и "Санный путь". Роман посвящен исследователям Горного Алтая - чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами. Два поколения ученых составляют "Карту растительных ресурсов" Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек - покоритель природы - вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

18.Калугин А. Сеющие ветер / А. Калугин - М.: Эксмо-Пресс, 1999.-23 с.-16+
Эколог Закладин послан в командировку на планету Штрак, знаменитую производством так называемого штракового масла. Вся экономика планеты держится на этом, но последнее время полям растений, из которых это масло вырабатывается, стала угрожать постоянная опасность в виде местной фауны - пластунов, им объявлена настоящая война, но приведет ли силовой метод к победе?..

19.Калугин А. Форс-мажор /А. Калугин.-М: Эксмо, 2008. - 16+
Если глюки оказываются не совсем глюками, а кошмары обретают полное правдоподобие, стоит задуматься: может, это кому-то надо? Может, этот «кто-то» крайне заинтересован, чтобы Петр Максин стал послушным орудием чьей-то злой воли и выполнил «миссию», даже не подозревая об этом? А если вдруг заподозрит неладное, заартачится, то его и ликвидировать недолго. Вряд ли поводом к международному скандалу станет исчезновение обыкновенного эколога, присланного в отсталую Россию спасать и просвещать упертых русских, никак не желающих присоединяться к такому удобному единому мировому информационному пространству. Однако когда за дело спасения Родины и человека берется Государственная Безопасность, сценарии поджигателей и диверсантов можно выбрасывать на помойку, будь они хоть трижды гениальные пришельцы или четырежды продвинутые гости из будущего…

20.Каста С. Зеленый круг: роман / С. Каста; пер. со швед. М. Конобеевой; оформ. А. Колбиной. - Москва: КомпасГид, 2013. - 333 с. - (Поколение www.). -12+
Климат на планете сильно изменился. Ливни и наводнения сменяются страшной засухой, однако человечество по-прежнему не хочет задуматься о будущем. Чтобы противостоять всеобщему равнодушию, четверо подростков из школы искусств Фогельбу организуют тайное общество "Зеленый круг".

21.Лесной чародей: рассказы о природе Нечерноземья / сост., авт. вступ. ст., авт. примеч. В. Пелихов. - М. : Современник, 1988. - 431 с. - (Сельская библиотека Нечерноземья). -12+

22.Леонов Л. М. Русский лес: роман / Л. М. Леонов; авт. вступ. ст. В. Ковалев. - М. : Художественная литература, 1988. - 704 с. - (Библиотека советского романа). -16+
"Русский лес" положил начало новому экологическому самосознанию, которое во многом определило всенародное движение за возрождение поруганной земли, Родины, за выживание человечества.

23.Логинов М. В. Ключ от города Антоновска: повесть / М. В. Логинов; ил. А. Шевченко; оформ. серии А. Рыбакова. - Москва: Детская литература, 2015. - 234 с. - (Лауреаты 3 Международного конкурса имени Сергея Михалкова). - 12+
Над городом нависла экологическая угроза, которой взрослые не в силах противостоять. И тогда на защиту родного Антоновска встают дети.

24.Лондон Д. Зов предков: повесть, рассказы / Д. Лондон; пер. с англ. М. Богословской [и др.] ; оформ. серии О. Горбовской. - М. : Эксмо, 2012. - 190 с. : ил. - (Классика в школе). -12+
В своих рассказах Джек Лондон делает сопоставление человека и природы. Писатель показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого. Скрытым подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, а рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Во времена Лондона слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед.

25.Маринина А. Б. Казнь без злого умысла: роман / А. Б. Маринина; ил. на обл. И. Хивренко; разраб. серии А. Саукова. - Москва: Эксмо, 2015. - 478 с. - (А. Маринина. Больше чем детектив).-16+
Анастасия Каменская и ее бывший коллега Юрий Коротков приехали в далекий сибирский город Вербицк. Настин брат собирается построить здесь дорогой пансионат, и попросил их найти подходящее место.
Однако, властям Вербицка не до московских инвесторов. В самый разгар предвыборной гонки по городу прокатилась волна таинственных убийств экологов. Люди во всем винят чиновников. Уж больно рьяно мэр и его друзья отстаивают звероферму, притаившуюся в глухом таежном лесу...

26.Митчелл, Дэвид. Облачный атлас : роман / Д. Митчелл; пер. с англ. Г. Яропольского; сост. серии: А. Гузмана, А. Жикаренцева; оформ. серии С. Шикина. - М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2012. - 702 с. - (Интеллектуальный бестселлер). -18+
И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга Дэвида Митчелла пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

27.Нойхаус Н. Кто посеял ветер /Н. Нойхаус - М.: Эксмо, 2014.- 432 с.-16+
Конфликт, возникший в общине городка Таунуса, вначале не казался сотрудникам криминальной полиции опасным. Фирма "ВиндПро" собралась строить комплекс ветрогенераторов на лугу рядом с лесом, а местная организация защитников экологии во главе с владельцем земли была резко против. Последний даже отказался от огромной компенсации за луг. Но когда вначале произошел взлом офиса фирмы и погиб ее ночной сторож, а затем убили лидера "экологистов", отдел полиции К-2 отнесся к делу со всей серьезностью. Старший комиссар Пия Кирххоф сразу же избрала версию противостояния фирмы и погибшего эколога основной. Но вскоре ей пришлось убедиться в том, что дело это гораздо сложнее и запутаннее, чем предполагалось вначале, и что мотивы преступлений выходят далеко за рамки бизнеса, политики и экологии.

28.Паттерсон Д. Последнее предупреждение / Д. Паттерсон - М.: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. -18+
Максимум Райд и пятеро ее друзей, которые в результате безумных экспериментов ученых обрели способность летать, помогают группе экологов, исследующих глобальное потепление. Но даже в Антарктиде, царстве вечного холода, члены стаи Макс не будут в безопасности. Ведь тот, кто контролирует их силу, сможет контролировать весь мир...

29.Рай земной: зарубежная проза на экологические темы : сборник / Р. Абернати [и др.] ; пер. с ин. яз. ; сост. Р. Л. Рыбкин; авт. предисл. В. Андреев. - Москва: Радуга, 1990. - 671 с. -16+
В сборник вошли произведения более 20 писателей, объединенные общей темой - тревогой за судьбу природы и человечества перед лицом серьезных экологических проблем.

30.Распутин В. Г. Прощание с Матерой : повесть / В. Г. Распутин; оформ. серии О. Горбовской. - Москва: Эксмо, 2015. - 255 с. - (Классика в школе).-16+
Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами - его книги переведены на многие языки мира.
В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации.

31.Риэль Й. Мальчик, который хотел стать человеком : художественная лит-ра / Й. Риэль; пер. с дат. Л. Горлиной; ил. П. Перевезенцева. - Москва: Самокат, 2011. - 197 с. : ил. - (Точка отсчета)-12+
Книга не об экологической катастрофе, но, скорее, о том, как ее избежать. То есть как относиться к природе бережно, как научиться с ней взаимодействовать, как не истреблять животных, которые тебе не сделали ничего плохого. И самое главное - как не брать у природы лишнего!

32.Рубанов А. В. Хлорофилия : роман / А. Рубанов; компьютер. дизайн А. Фереза. - Москва: Астрель: АСТ, 2010. - 314 с. -16+
Россия, XXII век. Все население переехало в столицу, а Сибирь сдана в аренду китайцам. "Никто никому ничего не должен" - девиз, под которым живет Россия-Москва на китайские деньги. А однажды за двое суток Москва поросла травой с телебашню! Савелий Герц, специальный корреспондент журнала "Самый-самый", узнает - по тайным каналам: китайцы уходят из Сибири! Катастрофа! Что ждет страну в будущем? Одно пока не вызывает ни у кого сомнения: трава безобидна для человека... Но так ли это?

33.Саймак К. Город: фантастические романы / К. Саймак. - Баку: Олимп, 1993. - 414 с. - (Галактика фантастов)-18+
Куда приведет человека развитие цивилизации и безумная жажда власти над природой и себе подобными? Какими будут последствия применения новейших технологий и создания все более разрушительных видов оружия? А что, если когда-либо в будущем обитателям Земли придется все начинать заново? Кто будет в ответе за судьбы мира? "Город" - культовый роман мастера "гуманитарной" НФ Клиффорда Саймака, завоевавший Международную фантастическую премию!

34.Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц / А. Сент-Экзюпери; пер. с фр. Н. А. Галь; рис. автора. - Москва: Эксмо, 2014. - 103 с. : цв.ил. - (Самые любимые книжки). -6+
Эта печальная, мудрая, человечная сказка предназначена, скорее, взрослым, чем детям. В ней рассказано о самом важном: о дружбе и любви, о долге и верности, об ответственности человека за все живое…Читая эту чудесную историю, и улыбнешься, и взгрустнешь, и непременно задумаешься, над тем, что не всегда можно понять разумом… Как говорил Маленький принц — «увидишь сердцем».

35.Сенчин Р. В. Зона затопления : роман / Р. В. Сенчин; худож. С. Филиппова; дизайн перепл. И. Сальниковой. - Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. - 383 с. - (Проза Романа Сенчина). -16+
В новом романе Сенчина «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город - на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» - среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, - не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

36.Сесброн Ж. Елисейские поля : рассказы / Ж. Сесброн; пер. с фр.; сост. В. Каспаров; авт. предисл. Г. Косиков. - Москва: Известия, 1987. - 220 с. : ил. - (Библиотека журнала "Иностранная литература"). -16+
Рассказы на экологическую тему.

37.Стругацкий А. Н. Пикник на обочине : фантастический роман / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий; дизайн: Г. В. Смирновой, В. Н. Ненова. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с. - (Сталкер).-16+
После внеземного вторжения Земля оказалась поделена на зоны. Вдоль радианта Пильмана расположились территории, опасные для жизни людей. Но чем больше ученые исследовали загадочные участки, тем больше вопросов оставалось без ответов.
Книга о бесконечной проблеме нравственного выбора, фантастических приключениях и непростых судьбах. Произведение экранизировано в 1979 году и стало основой для популярной компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.».

38.Толстая Т. Н. Кысь : роман / Т. Н. Толстая; дизайн О. Пащенко. - испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2011. - 414 с. - 18+
Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.
Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

39.Уиндем Д. День триффидов / Д. Уиндем. - М.: Издательство: АСТ, Neoclassic, 2016 г. - 290 с. -16+
«Если день начинается воскресной тишиной, а вы точно знаете, что сегодня среда, значит, что-то неладно». Однажды, вечерней порой, жители Лондона с интересом наблюдали необычное явление - зеленый звездный дождь, озаривший все небо. Наутро свидетели загадочного явления проснулись слепыми, а вскоре стало ясно, что зрения лишилось почти все население Земли. В мире грядут большие перемены. Те немногие, кто сумел сохранить зрение, получают почти безграничную власть и доступ к накопленным человечеством ресурсам. Но беда, как известно, не приходит одна - и в действие вступает третья сила: триффиды, разумные хищные растения, способные передвигаться и охотиться на людей. Сложная система безопасности, созданная для сдерживания очень ценных, но чрезвычайно опасных растений, дает сбой, и триффиды вырываются на свободу…

40.Фомбель Т. Тоби Лолнесс : роман в 2 кн. / Т. Фомбель. - Москва: КомпасГид, 2013 - 2015.
Кн. 1: На волосок от гибели / Т. де Фомбель; пер. с фр. Е. Л. Кожевниковой; ил. Ф. Пласа. - 3-е изд., стереотип. - 2015. - 312 с.: ил.
Кн. 2: Глаза Элизы / Т. де Фомбель; пер. с фр. Е. Л. Кожевниковой; ил. Ф. Пласа. - 2-е изд., стереотип. - 2014. - 331 с.: ил.
Первая из двух книг - "На волосок от гибели" - знакомит с главным героем и сказочным миром, в котором разворачиваются события романа. Крошечный мальчик Тоби и его семья живут на огромном Дереве. Отец Тоби, учёный, создал механизм, способный превращать древесный сок в энергию. Он отказывается раскрыть секрет своего великого изобретения, потому что уверен: оно может погубить Дерево и его народ. Семью Лолнесс отправляют в тюрьму. Сбежать удаётся одному Тоби, но с этого момента жизнь мальчика висит на волоске.
Во второй книге романа о крошечном древесном мире - "Глаза Элизы" - читатель узнает, что Дереву, на котором живут Тоби Лолнесс и его семья, по-прежнему грозит смертельная опасность. На Вершине царит злодей Лео Блю. Элиза в плену у врага, на людей Травяного племени объявлена охота. Скрываясь ото всех, Тоби борется со злом, и он не одинок. Этой зимой решится судьба Дерева. Сможет ли Тоби спасти хрупкий мир и своих родных? Удастся ли ему отыскать Элизу?..

41.Хаксли О. Обезъяна и сущность // Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы: Пер. с англ. / О. Хаксли. - М.: НФ "Пушкинская библиотека", ООО "Издательство ACT", 2002. - 986, с. - (Золотой фонд мировой классики).
«Обезьяна и сущность» (1948) — одно из самых известных произведений Олдоса Хаксли наряду с романом «О дивный новый мир». Фантастическая антиутопия, своеобразное предупреждение писателя о грядущей ядерной катастрофе, которая сотрет почти все с лица земли, а на обломках былой цивилизации выжившие будут пытаться построить новое общество. Но ничего хорошего это новое общество не принесет: тотальный контроль Церкви над всей жизнью людей, запрет на любовь, на страсть и, как следствие, совершенно извращенные отношения между людьми. А поклоняться это новое общество будет не Богу, а Дьяволу по имени Велиал. Повесть «Обезьяна и сущность» как никогда актуальна. И кто знает, не сбудутся ли на самом деле пророчества Хаксли через 100 лет?

42.Хэрриот Д. О всех созданиях - больших и малых : рассказы / Д. Хэрриот; пер. с англ.: И. Г. Гуровой, С. В. Струкова. - Переизд. - Москва: Захаров, 2015. - 493 с.: ил.-16+
Записки ветеринарного врача, практикующего в английской провинции. 30-60 годы прошлого века. С любовью и юмором автор, ветеринарный врач по специальности, рассказывает о домашних животных и их взаимоотношениях с человеком. В своей книге он делится с читателями воспоминаниями об эпизодах, встречающихся в практике ветеринарного врача. Несмотря на, казалось бы, довольно прозаические сюжеты, отношение врача к четвероногим пациентам и их владельцам - то теплое и лиричное, то саркастическое - передано очень тонко, с большой человечностью и юмором. Любовь к своей профессии, сопричастность к страданиям больных животных, радость или грусть по поводу их состояния передаются настолько живо, что читатель чувствует себя как бы непосредственным участником происходящих событий.

43.Чехов А. П. Дядя Ваня // Вишневый сад : пьесы / А. П. Чехов; оформ. Е. Савченко. - СПб. : Азбука; [Б. м.] : Азбука-Аттикус, 2013. - 317 с. - (Мировая классика).
Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. В уста главного героя доктора Астрова Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

44.Этвуд М. Год потопа : роман / М. Этвуд; пер. с англ. Т. Боровиковой; оформ. А. Старикова. - Москва: Издательство "Э", 2016. - 507 с. - (Интеллектуальный бестселлер. Читает весь мир). -18+
"Год потопа" - это амбициозная панорама мира, стоявшего на грани рукотворной катастрофы - и шагнувшего за эту грань; мира, где правит бал всемогущая генная инженерия, и лишь вертоградари в своем саду пытаются сохранить многообразие живой природы; мира, в котором девушке-меховушке прямая дорога в ночной клуб "Чешуйки" - излюбленное злачное заведение как крутых ребят из Отстойника, так и воротил из охраняемых поселков Корпораций.


09 февраля 2017 г.

Экология в произведениях современных писателей

"Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они смогли открыть и покорить".

Современный писатель В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". К сожалению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Далее автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Вспомним проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций.

В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу". Конечно же, всем хорошо известна целительная сила природы. Я думаю, что человек должен стать и её хозяином, и её защитником, и её умным преобразователем. Полюбившаяся неторопли - вая речка, берёзовая роща, неугомонный птичий мир... Мы не будем им вредить, а постараемся защитить.

В этом веке человек активно вторгается в естественные процессы оболочек Земли: добывает миллионы тонн полезных ископаемых, уничтожает тысячи гектаров леса, загрязняет воды морей и рек, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озёр не может, не отразится на здоровье людей, особенно в районах с плотным населением. Печальны экологические последствия аварий на АЭС. Эхо Чернобыля прокатилось по всей европейской части России, и ещё долго будет отражаться на здоровье людей.

Таким образом, человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с этим и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Д.В.Глушенков.


Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Якобы “обновленная Россия”. Неправда, это. Реально то, что мы сегодня имеем адекватную квазирыночной экономике квазидемократическую идеологию. Это и есть настоящая катастрофа идеологии, катастрофа экологии культуры. Этими мыслями, вместе с моим другом из Краснодара Н.И. Першиным, мы выпустили накипевший в душе Россиянина пар от нашествия на нашу Родину так называемой западной культуры, начиная с...

2 беседа 15. Современная поэзия (Д. А. Пригов, Вс. Некрасов, Т. Кибиров) 2 лекция,практическое занятие. Несколько экз. текстов 16. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. 2 семинар-беседа Требует тщательной подготовки. 17. Заключительная игра “Постмодерн пикчерз представляет” 2 КВН, творч. задания Две команды. Некоторые за-дания...

В ходе работы над диссертацией, могут быть использованы в лекционно-практических курсах по истории современной русской литературы. Особый интерес представляет пограничная сфера взаимодействия литературоведения с психологией и классической философией, также исследующими проблемы катарсиса. Стоит отметить широкую репрезентацию авторов двух литературных направлений, в последнее время все больше...


Научно-исследовательская работа
Образ природы в лирике кузбасских поэтов
Выполнила:
Князева Елизавета Евгеньевна
учащаяся 5 класса

Научный руководитель:
Карелина Ольга Михайловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №1 города Белово
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc477713045 \h 3Образ природы в лирике кузбасских поэтов. PAGEREF _Toc477713046 \h 4Заключение PAGEREF _Toc477713047 \h 11Список использованной литературы PAGEREF _Toc477713048 \h 12
ВведениеЛирика - один из трёх родов литературы, основное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделённой любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцанием картин природы.
За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
Писателям, поэтам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.
Тема «Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека. Писатели и поэты 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти. Назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф.
2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения совпадает с целью нашей работы – привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в сфере экологии, и улучшение состояния экологической безопасности страны.
Образ природы в лирике кузбасских поэтов. «Чувство природы – одно из основных
звеньев этико-эстетического воспитания,
стоит выпасть этому звену, и нравственный
мир терпит ущерб… Растите, обязательно
растите в человеке чувство природы».
Ф. Гладков
Образы природы наиболее часто встречаются в стихотворениях русских поэтов. Кузбасские поэты не исключение. В большинстве случаев эти мотивы окрашены любовью, восхищением, преклонением перед силами окружающего мира. Но все чаще поэты обращают внимание читателя на проблему «человек и природа», в которой первый является разрушителем прекрасного мира природы. Кузбасские поэты в полный голос заявили о всеобщем увлечении планами перестройки сибирской природы на благо человека, увидев теневую сторону процесса.
Одним из поэтов, обратившихся к проблеме разрушения природы человеком, является Евгений Буравлев. В поэме «Земля» поэт гневно клеймит неразумное обращение с природой, протестует против бесконечного “покорения” Земли, против её разбазаривания, против “доведения Земли до ручки”. Вообще у поэмы "Земля" была трудная судьба: её долго не принимали в печать редакторы, не увидевшие в ней злободневного смысла, актуальной темы. В поэме возник образ обеспложенной и замусоренной Земли, образ-предостережение. В шестидесятые годы, он казался беспочвенным преувеличением. А это было предвидение.
В ней пронзительно прозвучала тема природных сил, заглохших по вине человека, тема земли, ставшей черным, бесплодным полем.
В произведениях Виктора Баянова "смятенный вид родного края" не стал ведущим мотивом, но поэт не остался безразличным к проблеме уничтожения природы человеком. Это же "бомба замедленного действия", которую как-то надо обезвредить, не довести до "критической массы", после чего сожалеть уже будет поздно. А пока ведь есть только сожаленье, то есть воспоминание о здоровой природе, когда-то данной нам "задаром". Баянов, кажется, перешагнул эту стадию сентиментального сожаления, что-то более веское и суровое слышится в его стихах:
Ты б к роднику сейчас приник?
Он, вспомни, здесь, средь чернотала.
Но трактор траки вмял в родник –
И он заглох, его не стало.
Оказывается, поэт имеет в виду вполне конкретный адресат, источник беды ему ясен. Ведь не сами машины наступают на леса, не сами собой загрязняются реки. Автор говорит о неумных головах, о равнодушных руках, теряющих землю, и теряющих вполне безразлично, если не сказать – невменяемо.
Как это трудно – «быть в ответе за каждую песенку птичью» и творить новую землю! Из книг Игоря Киселева можно составить отдельный сборник, посвященный теме убыли, дефицита природы.
И это реальность современной жизни: природа ждет от нас милосердия, пощады. Об этом стихотворение "Молитва лани". Это именно молитва – обреченная природа взывает к не слышащему ее человеку. Монолог лани – мольба вернуть ей подлинную жизнь, ту, для которой она родилась:
Отпусти мня в лес, в кольцо
Быстрых рек, где трава и птицы!
Посмотри: на твое лицо
Тень от клетки моей ложится!
Подхватывает тему убыли природы Валентин Малахов:
Там, где ели и сосны шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…

Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы

Но страдают не только поля и леса, животный мир также гибнет. У Игоря Киселева беззащитный и обреченный зверь пытается вразумить человека, намекая на нравственную глухоту "царя природы".
Именно, сыновьего чувства, так не хватает современным людям, привыкшим видеть в природе только сырье, мастерскую или кладовую. Как будто только для нас жила земля, копила и хранила богатство и красоту миллиарды лет, чтобы люди, явившись, дали волю своему необузданному аппетиту.
Наша задача состоит в том, чтобы сохранить чувство меры, не впасть в сплошное отрицание или безудержную хвалу прогрессу механизмов. Если речь о черном снеге, об отравленной реке, о сведенных под корень лесах, - а их можно было хотя бы на треть сохранить, - если о воздухе, которым все труднее дышать, то конечно, здесь уместнее будет раздумье. Здесь надо взывать и к разуму, и к чувству.
Сминая многомиллионную жизнь вокруг, мы духовно калечим самих себя, да еще и обездоливаем судьбы отдаленных потомков, которым жить на этой земле. Лишать землю нажитого ею до нас, ну не разбойное ли это дело?
Но много ли проку в сожаленьях? Что может быть поэзия, зачем бьет она колокол, если не от нее зависит судьба ручьев и рек? Разве спасешь леса песней? Поэт верил в силу слова. Ведь только слову дано проникать в самые глубины, в тайники сознания, и оно, слово, - оружие совести.
Валентин Малахов также создавал стихотворения об убыли природы. Они немногочисленны, но тревога и озабоченность в них выношенные.
Там, где ели и солнце шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
И предсмертно деревья стонать.
Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшие сосны закат.
Нет, не все в этом мире прогресса
Сердцу я объясню своему…
Я с надеждой гляжу на подлесок
И пророчу бессмертье ему.
Поэт не может не верить в человеческий разум, в понимание того, что в наше время природа уже не успевает своими силами залечивать раны, нанесенные ей прогрессом. Природа взывает о помощи, но эта помощь чаще оказывается предательской. Но опять-таки в финале победил прирожденный оптимизм автора. Ведь трудно будет жить человеку, если он потеряет веру в то, что реки вновь станут чистыми, леса – густыми.
И все-таки противоречие цивилизации и природы – вопрос надолго. Здесь важнее всего найти меру, такт, памятуя, что сама природа идет путем совершенствования. Как выразился Василий Федоров, "вы как бы у самой реки спросите, куда б она сама хотела повернуть". Может быть, надо больше всего, чтобы культ машины не затмил, не уничтожил начисто древний культ природы?
Друзья мои! Процесс необратим.
Природа возвращение осудит.
Не будет ликвидации плотин.
И возрожденья мамонта не будет.
Нет, поэт не оставляет нас в неведении, в гадании о том, что же будет и что от нас требуется. Он выражает свою мысль с предельной, может быть, даже слишком уверенно звучащей прямотой:
Друзья мои! Теперь необходим
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим вечно.
В стихотворениях Виктора Коврижных мы видим продолжение темы – развитие цивилизации и итоги:
На отвале, как на БАМе
Мы прокладываем путь.
Солнце жаркими ручьями
Льется на спину и грудь.
Здесь безжизненно и голо:
Камни, пыль да зноя звон,
Да испуганное соло
Заблудившихся ворон…
Впереди бульдозер замер.
Машинист, задрав стекло,
Подзывает нас руками-
Что-то там произошло…
Из камней, из опаленных,
Как по воле волшебства
Робко бьет фонтан зеленый
Молодого деревца.
Он пульсировал сквозь камни
Юный кленик, жизни- грамм.
И резным своим дыханьем
Щекотал ладони нам.
Поэт испытывает причастность, ответственность за то, что своим, казалось бы, созидательным трудом человек наносит вред родной природе:
Льет породу в рощу экскаватор,
Вздыбились отвалы позади.
Все равно я буду виноватым,
Хоть сияет орден на груди.
Подберу к мелодии металла
Молодой черемухи слова.
Вспыхнет свет заводов до Урала,
Но цветы погаснут и трава…
Видно так начертано судьбоюИ скажу известною строкой:
Людям свет несу одной рукою,
Высыхают реки от другой.
Не преувеличиваю долю,
Загадала так Природа-мать:
Нянчить свет удобно мне в ладонях
И … топор убийственный держать.
Заброшенных отвалов становится все больше год от года. И матушка-природа пытается возобновить жизнь, уничтоженную человеком: появляются цветы и растут грибы. А вот на действующих отвалах - тоска. Ничего не растёт. Только камни породные. Двигаются они вдаль и вширь, раздавливая всё на своём пути. Полюбоваться природой можно, съездив за границу. Свою-то угробили экскаваторами...
Опять смутил локальный катаклизм -
отвал карьера справа от Белова,
как недостроенный в боях социализм,
возвысился нелепо и сурово.
Я знаю: ваши помыслы чисты.
Но движутся отвалы постоянно,
раздавливая травы и кусты,
согласно предписаниям и планам.
В стихотворениях Виктора Коврижных изображена страшная картина природы, загубленной человеком, во имя собственного благополучия. В каждой строчке – крик души, призывающий остановиться и посмотреть вокруг, что останется после нас?!
Породой выбиты поля,
Согласно планам и науке.
Кричала, корчившись, земля,
Берез заламывая руки!
Во имя свергнутых святынь,
За всех безжалостно забытых,
Бродили синие глаза
Невинных ангелов убитых.
ЗаключениеРассмотрев стихотворения кузбасских поэтов, мы выявили единую тему – красота родной земли и тревога за неё.
Наши земляки-литераторы обозначили эту тему как наиважнейшую, самую жизненную, которую решать надо всем миром и сейчас, а иначе наши потомки будут любоваться природой лишь в художественных книжках.
Здесь слово может стать и становится делом. И только дела могут завершить тему, то есть поэзия стимулирует срочную и большую работу по оздоровлению среды нашего обитания.
Список использованной литературыКазаркин А.П. Пульс времени. Этюды о поэтах Кузбасса. – Кемеровское кн. Изд-во, 1985.
Киселев И.М. Ночные реки: Стихи.- Кемерово: Кн. изд-во, 1980.
Коврижных В.А. Избранное время. Стихи. «Сибирский писатель». – Кемерово, 2011.
Федоров В.И. И верою и правдою: Стихотворения. Поэма. – Кемеровское кн. Изд-во, 1988.


Приложенные файлы

Выставка подготовлена в связи с Годом литературы в России и посвящена писателям и поэтам Кемеровской области.

Будучи неповторимыми каждый в своём роде, в то же время все вместе писатели составляют основу общего потока, объединяющего отдельные ручейки в одну мощную реку под названием «литература». Совокупность имён, совокупность представленных на выставке произведений даёт достаточно полное представление о современной самобытной литературной жизни Кузбасса. Разделы «Проза» и «Поэзия» отражают текущее состояние кузбасской литературы.

ПРОЗА

Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет.
Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота
и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.
Паустовский К. Г.

Советский и российский писатель, прозаик, член Союза писателей СССР с 1966 года, автор свыше двадцати книг.

Родился 12 мая 1933 года на Алтае в селе Васильчуки. После окончания Новокузнецкого педагогического института работал в областных газетах Кузбасса, в геологической партии. С 1963 по 1968 год был главным редактором Кемеровского книжного издательства. С 1971 по 1983 годы возглавлял Кемеровскую писательскую организацию. Редактировал альманах «Огни Кузбасса» (1966 – 1986). Первый рассказ был опубликован в газете «Комсомолец Кузбасса» в 1953 году.

Мазаев, Владимир Михайлович. Синь-тайга
[Текст]: повести, рассказы, картинки с таежных троп / Владимир Михайлович Мазаев. – Кемерово: Офсет, 2012. – 267, с.

В сборник прозы «Синь-Тайга» вошли повести: Набат сердца; Пещёра; Прекрасная моя тунгусочка; рассказы: Жив останусь – свидимся; Багульник – трава пьяная; Черёмуховые холода; Синь-Тайга; Нюрка из Тарлашки; У костра догорающего; Траектория Любви; Лихоманка; Картинки с таёжных троп: Под сенью северной ночи; Ситуация над Саргинским хребтом; Ночь длинных «Ножей»; Летим бомбардироваться!; Осенняя светомузыка; Декабрьские мелодии.

Тотыш, Юрий Софронович. Бочаров
[Текст]: документальный роман / Юрий Софронович Тотыш. – Кемерово: Весть, 2013. – 225, с.: фот.

Это документальный роман о жизни и работе Виктора Ивановича Бочарова – известного в стране шахтостроителя, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почётный шахтёра, Почётный гражданин г. Нерюнгри. Коллективы, которыми он руководил, создали сотни угольных и других промышленных предприятий, построили города – Березовский в Кемеровской области и Нерюнгри в Якутии. Книга насыщена малоизвестными историческими фактами крупнейших строек Якутии и Кемеровской области.

ПОЭЗИЯ

Поэзия это не «лучшие слова в лучшем порядке», это – высшая форма существования языка.
Иосиф Бродский

Бурмистров Борис Васильевич (08.08.1946, Кемерово) – поэт, публицист. Окончил Сибирский политехнический техникум. Работал механиком в городах Кузбасса. Председатель правления СП Кузбасса, секретарь правления СП России. Академик Петровской академии наук и искусств. Живет в Кемерово. Публиковался в журнале «Сибирские огни», «День и ночь», «Наш современник». Первая книга – «Не разлюби» (Кемерово, 1989). Автор книг «Душа», «Поклонись земле русской» (обе – 1992), «Песочные часы», «Лирика» (обе – 1995), «Живу и радуюсь, и плачу...» (1999), «День зимнего солнцестояния» (2001), издается в Кемерово и Москве. Лауреат премий им. В. Д. Федорова, им. Н. Клюева.

Бурмистров, Борис Васильевич. Русской напето судьбой
[Текст]: новые стихи / Борис Васильевич Бурмистров. – Кемерово: Дом литераторов Кузбасса, 2012. – 68 с.

Свое творчество посвятил людям, живущим рядом, отчему дому, родному краю и городу, которые стали для него источником вдохновения.

В сборник вошли такие стихотворения как «Вопрошение», «В этой жизни короткой и вечной», «Время назад никогда не вернется», «То посев, то снова жатва», «Неудачи и удачи», «Время к маю, вновь тают снега», «Так просто – ногу стремя», « Мой ангел», «Жертвоприношение», «Код Вселенной» и др.

Горянец Эдуард Максимович родился в 1939 году в г. Ленинграде. В 1942 году был вывезен из блокадного Ленинграда, почти всю трудовую жизнь проработал на ПО «Прогресс», в настоящее время пенсионер. Член Союза Кузбасских писателей, член Союза писателей Кузбасса. Автор поэтических сборников: «Чего душе не хватает?», «Образ твой», Госпожа Любовь», «Почка вербы обомлевшей», Наперекор судьбе», «Душа ранимая», «Через бездну разлуки», Хрустальный родник», «В плену любви», «Казацкая шашка» и др. За последние четыре года было выпущено более 18 поэтических сборников. Неоднократно публиковался в литературных журналах России «Южная звезда», «Дальний восток», «Начало века», «Огни Кузбасса» и т.д.

Горянец, Эдуард Максимович. История моего Кузбасса
[Текст]: в стихах / Эдуард Максимович Горянец. – Кемерово: Типография, 2014. – 182, с.

В Кузбассе вышла книга известного кузбасского поэта Эдуарда Максимовича Горянца «История моего Кузбасса». Это поэма в стихах об истории Кузнецкой земли с древнейших времен до новейшего времени. Она снискала большое внимание со стороны читателей и других писателей, которые очень высоко оценили поэтичность и красоту слова. Историки же отмечают четкость событий и действий, описанных в поэме. Данная книга пока является единственным историческим произведением в Кузбассе, написанным на поэтическом художественном языке.

Мурзин Дмитрий Владимирович родился в городе Кемерово в 1971 году. Окончил Кемеровский Госуниверситет математический факультет и Литературный институт имени М.Горького. Печатался в журналах «Москва», «Огни Кузбасса», «Наш современник», «Новый Берег», «День и ночь», «Острова», «Сетевая поэзия», «Конец эпохи», «Почтовый ящик», «Алконостъ», в сборниках стихов «Площадь Пушкина», «Поэты Кемеровского университета», «Дороже серебра и злата». Автор книг: «Белое тело стиха» (1997), «Ангелопад» (1998), «Полноценный валет» (совместно с Алексеем Гамзовым) (2001) и «Носитель языка» (2006). Член Союза писателей России.

Фeдоров Василий Дмитриевич (1918 – 1984) – советский поэт, прозаик, очеркист. Родился 23 февраля 1918 года в Кемерово, в многодетной семье рабочего-каменщика. В семье был девятым ребенком. Детство и юность поэта прошли в деревне Марьевке Яйского района Кемеровской области. Его трудовая деятельность началась в колхозе. В 1947 году увидела свет первая книга В. Д. Фёдорова «Лирическая трилогия». В 1950 году Фёдоров окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1955 году вышла его вторая книга – «Лесные родники», в том же году – «Марьевские звезды», в 1958 году – «Дикий мед» и «Белая роща». Две книги Василия Фёдорова – «Третьи петухи» (1966 год) и «Седьмое небо» – удостоены Государственной премии РСФСР им. М. Горького 1968 года.Умер поэт 19 апреля 1984.

Федоров, Василий Дмитриевич. Книга Веры
[Текст]: [стихи и поэмы] / Василий Дмитриевич Федоров; [сост. А. Северный]. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. – 363 с.: в обложке.

Василий Федоров был и остается крупнейшим поэтом современности, выдающимся мастером русского стиха, который своим творчеством щедро обогатил великое наследие русской классической поэзии. Поэмы и стихи Василия Федорова – как память века!

Тема родины занимает значительное место в творчестве Василия Федорова. Федоровский образ родины рисуется через пространство и движение, ощущается как ветер, как бушующая вольная дикая стихия, в которой совмещаются восторг и отчаяние.

Юров Геннадий Евлампиевич, родился в Кемерово в 1937 году на Красной Горке. Работал журналистом в газетах Томска, Кемерово и Магадана. Был редактором Кемеровского книжного издательства, руководил литературной студией «Притомье», затем Кемеровской писательской организацией. Работал собственным корреспондентом журнала «Российская Федерация» по Западной Сибири. Работал главным редактором краеведческого альманаха «Красная Горка». Поэт и публицист, автор одиннадцати поэтических книг и четырех книг прозы.

Публиковался в журналах: «Наш современник», «Москва», «Роман газета», «Смена», «Работница», «Огни Кузбасса» и др.

На заметку

Познакомиться с творчеством современных писателей можно на следующих сайтах:

«Огни Кузбасса»

Официальный сайт Союза Кузбасских писателей

Официальный сайт Союзписателей России