Никто до и после пророка Мухаммада (ﷺ) не видел человека, подобного ему. Всегда ли было запрещено изображать пророка Мухаммеда

Мне не раз приходилось слышать и читать о запрете изображения людей и животных в исламе. "Ну да" - думал я, - "народ-то дикий". При этом я как-то не сопоставлял эту информацию со своим представлением о современных мусульманских странах. Не может же у них, действительно, не быть фотографий в паспорте, портретов президента, детских книг с картинками, телевидения и кино. На вопрос о том, как в Иране обстоят дела с фотографией, shakty ответила мне, что местные очень любят фотографировать и фотографироваться. Ну я и решил покопать, откуда у этого запрета ноги растут и как обстоит дело сейчас

Изначальной посылкой для запрета являются несколько хадисов (хадис - запись о жизни, деяниях и речах пророка Мухаммеда).

Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: “Оживите то, что вы творили

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Всевышнего: “Может ли быть кто-то грешнее того, кто приписывает себе умение творить, подобно Моему творению?! Пусть сотворят хотя бы пылинку, хотя бы семечко, хотя бы одно ячменное зернышко”

Сложность с хадисами заключается в том, что их много, они иногда неточно перефразируют друг друга, бывают противоречивы или достаточно туманны, а потому подвержены разным, часто противоположным, толкованиям. Есть два общепринятых направления в развитии мысли об изображении существ в Исламе

Посыл: нельзя выступать в роли творца
Толкование: художник или скульптор не должен создавать что-то лишь ради того, чтобы сделать самый точный или прекрасный образ. Художник - не творец собственного, а лишь пытается показать то, что создал Аллах. В частности, для изображения лица должно быть достаточно основных черт; художник не должен привносить в изображение какое-то "свое" видение.

Посыл: нельзя создавать идола, которому человек может молиться.
Толкование: никакие образы не должны быть предназначены для молитвы. Находясь в доме, они не должны располагаться перед взором молящегося человека, чтобы не отвлекать его от молитвы и со стороны не показалось, что человек молится этим образам. Особо стоит избегать скульптур.

Потому в первую очередь имеет смысл говорить о том, какие цели преследовал художник, зачем он создал изображение и как собирается применять. Здесь можно привести еще два занимательных хадиса:


Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
– “Ангелы не заходят в помещения, где находится тамасиль (идолы, скульптуры живого);
– “Ангелы не заходят в помещения, где находится собака или сура;

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: “Я приходил вчера к тебе туда, где ты был, но не смог зайти. В том помещении были статуэтка мужчины, занавеска с изображениями, а также щенок”. Пророк попросил изменить контуры головы у статуэтки так, чтобы она стала подобен дереву, из занавески сделали две подушки, на которые садились, а щенка вывели на улицу. За щенком присматривали внуки Пророка Хасан и Хусейн

Мусульманские толкователи проявили гибкость и демократичность еще в средние века, сделав из хадисов выводы о том, что изображения запретны не всегда. Все же прямые запреты в Коране касаются только идолов. Еще со времен Мухаммеда допускалось, что предметы, на которых имеется изображение животных или людей и к которым применимо слово “мумтахэн” (то, к чему относятся без какого-либо внимания, уважения, безразлично) не несут в себе запретности; кроме того, в разное время чеканились монеты с профилем. И несмотря на негативное отношение религии к таким вещам, имеется ряд средневековых памятников зодчества исламской культуры, на которых можно встретить изображения людей и животных.

В начале 20 века египетский реформатор ислама шейх Мухаммед Абдо издал фетву, где говорилось, что мусульмане могут заниматься изобразительным искусством и скульптурой, что опасность поклонения идолам миновала. И действительно, в наши дни мусульмане свободно фотографируют, рисуют, смотрят и снимают кино, создают статуи...

И разрушают их.

Иначе обстоит дело со всем, что касается изображения Аллаха, а также пророков и святых. По мусульманскому учению бога нельзя видеть, осязать или обонять - его изображения совершенно запретны. Что же касается запрета на изображения святых, это не отражено в религиозном каноне и является продуктом толкований. И в этой области есть свои исключения, в частности, во время процессий шиитов можно видеть изображения святых шиитских имамов (но они сделаны намеренно простыми, плоскими), а сунниты могут изображать пророка с закрытым лицом. Известен и ряд средневековых изображений Мухаммеда с открытым лицом.

Французское издательство «Белин» приняло решение заретушировать изображение пророка Мухаммеда в выпускаемых им учебниках для старших классов. В пособие по истории, в главу, посвященную пророку, авторы поместили репродукцию миниатюры XIII века «Мухаммед в Медине проповедует перед своими учениками».

Весьма оживленной вышла дискуссия в Египте о возможности экранизации истории зарождения ислама. Главный вопрос дискуссии касался возможности показывать пророка Мухаммеда, его сподвижников и семейство на экране. Одни богословы утверждали, что экранизация жизни основателей ислама неправомерна с точки зрения шариата, другие высказывали противоположное суждение. В частности, один из известных шейхов университета Аль-Азхар говорил, что показывать на экране сподвижников Мухаммеда допустимо с условием, что актеры должны отличаться хорошей репутацией, быть правдивыми, честными и богобоязненными. Cыграв роли сподвижников пророка, актеры должны затем отказаться от актерского дела до конца жизни . Дискуссия мусульманских богословов в Египте завершилась решением, что неправомерно показывать на экране Мухаммеда, его сподвижников и жен, но запрет этот отнюдь не распространяется на экранизацию истории ислама.

В наше время изображения живых существ хотя и встречаются повсеместно, но все же не всегда приемлемы. Нельзя дарить мусульманину статуэтки - он может не пожелать видеть их в своем доме. Многие мусульмане, когда приходит время намаза, накрывают имеющихся в комнате кукол и фотографии платками, чтобы их молитва не показалась адресованной этим изображениям.

Любопытно, что в древней Аравии дети бедуинов играли в кукол, сделанных из подручных материалов, а также в деревянные игрушки. Пророк Мухаммед знал об этом и не возражал - на этот счет имеется несколько хадисов. Потому и современным мусульманским детям разрешено иметь игрушки.

Продавцы египетских магазинов игрушек говорят, что Фулла продается намного лучше, чем Барби, потому что больше соответствует исламским ценностям. Помимо одежды в комплекте с куклой продается и розовый коврик для ежедневных молитв, а также разноцветные наряды и никабы (вуаль, закрывающая лицо). Фулла хранит свое целомудрие, поэтому пока у производителей не стоит в планах создание мусульманского аналога Кена, друга Барби. Однако на рынке появились Фулла-доктор и Фулла-учительница – это почитаемые в исламском мире женские профессии.

Вот тут-то розовый коврик для намаза напрочь порвал мне шаблон:)
Приятного прочтения, и обязательно задавайте интересные и сложные вопросы на новые темы . Если я не знаю ответа, мне будет интересно его найти!

Анас ибн Малик

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был не слишком высоким, но и не слишком низким. Кожа у него была не слишком белоснежной, но и не слишком смуглой. Волосы не были ни кудрявыми, ни прямыми. Когда ему было со¬рок лет, Аллах послал его в качестве пророка. После этого он тринадцать лет жил в Мекке и десять – в Медине. Когда ему было шестьдесят три года, и количество седых волос в его бороде не превышало двадцати волосков, он скончался согласно воле Аллаха».

Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среднего роста, не слишком высоким, но и не слишком низким. У него было прекрасное телосложение. Волосы были не кудрявыми и не прямыми. У него была смуглая кожа. Он ходил, чуть наклонившись вперед».

Бара ибн Азиб (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Волосы у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) были не кудрявые и не прямые. Он был среднего роста, широкоплечим. Волосы ниспадали до мочек ушей. На нем была

красная хулла. У него было прекрасное телосложение. У него было смуглая кожа. Я не видел человека, более красивого, чем он».

Бара ибн Азиб (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Я не видел более красивого человека, чем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который был одет в хуллу и был хорошего телосложения. Его волосы ниспадали до плеч. Он был широкоплечим. Он был не высоким и не низким».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среднего роста. Пальцы рук и ног были толстыми. У него была большая голова, черепные кости были крупными. Волосы, растущие на груди, были тонкими и длинными. Когда он шел, то наклонялся, словно спускался с высокого места. До него и после него я не видел человека, подобного ему».

Ибрахим ибн Мухаммад (радыйаллаху анху) говорил:

«Описывая Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Али рассказывал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среднего роста среди своих соплеменников. Волосы были не кудрявые и не прямые. Он не был полным, лицо не было круглым, а была лишь небольшая округлость. У него была красная кожа. Глаза были черными, а ресницы длинными. Он был широкоплечим. Волос на теле было не слишком много. На груди у него были тонкие волосы. Пальцы рук и ног были толстоваты.

Он ходил быстро, словно спускался сверху вниз. Когда он смо¬трел, то поворачивался всем туловищем. Между двумя плечами находилась печать пророчества. Он был последним пророком. Был самым щедрым человеком. Именно он был самым правдивым человеком, мягким и прекрасным товарищем. Кто вне¬запно увидел его, того охватывало чувство страха. Кто, близко познакомившись, дружил с ним, тот любил его. Каждый, кто описывал его, говорил, что ни до него, ни после него не видел человека, подобного ему».

Абу Иса со слов Абу Джафара Мухаммада ибн аль-Хусейна передавал, что Асмаи описывал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) следующим образом:

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был высокого роста. Некий араб сравнил его с сильно натянутой тетивой лука. Он был человеком невысокого роста, будто все части тела переплелись между собой. Его волосы были сильно кудрявыми или волнистыми. Он был полным человеком, круглолицым, с красноватой кожей. У него были темно-черные глаза с длинными ресницами. Он был широкоплечим. Его тонкие волосы, словно прутья, спускались от груди к животу.

У Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) были крупные пальцы. Он ходил быстро, словно спускался сверху вниз. Арабы говорят: «Мы спускались сверху вниз». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был человеком с мелкими черепными костями. Когда говорили о крупной черепной кости, то имели в виду начало лопаточных костей. Ему были присуще такие качества, как содружество, дружба. Он был самым прекрасным товарищем».

Суфьян ибн Ваки (радыйаллаху анху) говорил:

«Джумай ибн Умайр ибн Абдуррахман аль-Иджли прочи¬тал из своей книги и сообщил, что потомок Абу Хала, который был мужем Хадиджы из племени Бани Тамим по имени Абу Абдуллах со слов одного из сыновей Абу Хала передал, что аль-Хусейн ибн Али рассказывал: «Мой дядя Хинд, сын Абу Хала, был человеком, который часто описывал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Так как я очень хотел этого, то попросил его описать внешний вид и образ Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Мой дядя Хинд рассказал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был благородным человеком, и в глазах людей он был великолепен. Его лицо сияло, словно луна на четырнадцатую ночь. Он был немного выше, чем низкорослый человек, и немного ниже высокого человека.

Голова была немного большой. Волосы были не кудрявыми и не прямыми. Когда волосы на правой стороне головы делились, он разделял их по обе стороны головы. Если они не делились, то оставлял их как есть. Когда он распускал волосы, они доходили до мочек ушей. Цвет кожи был блестящим. Лоб был широким. Брови были изогнуты и срастались между собой. Между двумя бровями была вена, которая набухала в минуты гнева. Нос был длинноватым, ноздри были тонкими. На носу была небольшая горбинка. От него исходил свет, бросавшийся в глаза. Борода была густой. Щеки были прямыми, без ямочек. Рот был большим. Между зубами была щербинка. Волосы на груди были тонкие. Его шея блестела, словно статуя, изваянная из мрамора.

У него был нормальный физический вид. Он был немного полноватым (мутамасик). Живот и грудь были на одном уровне. Был широкоплечим. Кости головы были крупными. Те места туловища, которые были без волос, блестели. У него были волосы, которые линией опускались вниз и соединяли между собой ямочку в верхней части груди и живот. За исключением этих мест на сосках и животе волос не было. На руках, плечах и на верхней части грудной клетки были густые волосы.

Кости рук были удлиненные, ладони широкие. Пальцы рук и ног были крупными и длинными. Так как ноги были у него прямыми, вода тут же стекала с них. Он ступал сильными шагами, словно хотел что-то выбить из земли. Шел он, наклонившись вперед. Он ходил с серьезным видом. Ходил размашистыми шагами. Когда он шел, то наклонялся, словно спускался с высокого места. Когда поворачивался, то поворачивался всем телом. Его взгляд всегда был направлен вниз, а не вверх. Он больше смотрел на землю, чем на небеса. Его взгляд в большинстве случаев был задумчив. При ходьбе пропускал друзей вперед. Когда встречал кого-либо, то спешил первым поздороваться с ним».

(Данная статья содержит историческое изображение пророка Мухаммеда).

Если отвлечься на время от обсуждения вопроса, оскорбительно ли для верующих сатирическое изображение пророка, существует отдельная и сложная дискуссия о том, запрещает ли ислам в принципе любые графические образы Мухаммеда. Для большинства мусульман такой запрет абсолютен: изображения Мухаммеда и всех остальных пророков в исламской вере безусловно запрещены и считаются идолопоклонством. Этот запрет существует во многих исламских странах. Исторически исламское изобразительное искусство основано на геометрических или каллиграфических мотивах и не имеет фигуративных аспектов.

Мусульмане обычно приводят суру в Коране, в которой пророк Ибрахим спрашивает: "Что это за изваяния, которым вы поклоняетесь? " На что ему отвечают: "Мы знаем, что наши отцы поклонялись им ". Ибрахим ответил им: "Так значит, и вы, и ваши отцы явно заблуждались ".

Однако, как указывает профессор Мона Сиддики из Эдинбургского университета, в Коране отсутствует прямой запрет на изображение пророка. Запрет возник на основе изучения хадисов - отдельных сказаний о жизни и высказываниях Мухаммеда, собранных после его смерти.

Сиддики указывает на многочисленные изображения Мухаммеда, созданные мусульманскими художниками в период существования Монгольской и Османской империй. В некоторых из них лицо пророка скрыто, но не подлежит сомнению, что это он. Как считает историк, художники вдохновлялись глубоким религиозным чувством.

"В большинстве случаев эти изображения создавались не ради идолопоклонства, а в силу любви и уважения ", - говорит ученый.

В какой же момент изображения Мухаммеда стали считаться запретными, или "харам"?

По словам Кристины Грубер, профессора исламского искусства в Университете штата Мичиган, многие такие изображение, которые относятся к XIV веку, предназначались только для личного употребления.

"Часто это были предметы роскоши, создававшиеся для состоятельных людей и хранившиеся в их библиотеках ", - говорит она. Некоторые из иллюстраций представляют собой миниатюры с изображениями персонажей из Корана.

Широкое распространение книгопечатания в конце XVIII века поставило ислам в сложное положение, говорит Грубер. Европейская колонизация многих стран исламского мира, а также распространение христианства и других западных идеологий также сыграли свою роль.

Ислам отреагировал на это подчеркиванием своих отличий от христианства, которое всегда опиралось на традицию публичной иконографии. Изображения Мухаммеда стали исчезать из обращения, а имамы вели все более активную борьбу с идолопоклонством.

Однако имам Кари Азим из мечети Макка в Лидсе, одной из крупнейших в Британии, отрицает, что отношение к изображениям пророка менялось в течение истории. Он утверждает, что появление хадисов, которые содержат запреты на изображения живых существ, должно восприниматься в качестве автоматического запрета на изображение Мухаммеда.

По его словам, средневековые изображения должны интерпретироваться в их историческом контексте: "Большая часть этих изображений относятся к вознесению пророка в рай, когда Мухаммед изображается верхом на лошади ".

Азим отрицает, что эти изображения являются портретами пророка Мухаммеда. По его словам, сюжеты этих изображения часто неясны.

Профессор Хью Годдар, директор Алвалидского центра по изучению ислама в современном мире при университете Эдинбурга, с такой точкой зрения не согласен и считает, что отношение ислама к изображениям пророка не раз менялось.

"Ни Коран, ни хадисы не обладают единодушием по этому вопросу. В последующие века среди различных мусульманских общин существовали разные представления по этому поводу ", - говорит историк.

Арабский богослов Мухаммад ибн Абд Ваххаб, который считается основателем ваххабитского учения, принятого среди суннитов в Саудовской Аравии, сыграл ведущую роль в этом вопросе.

"При нем споры стали гораздо более ожесточенными. Среди ваххабитов было распространено враждебное отношение к идее поклонения чему-либо, кроме Аллаха, включая и самого пророка. За последние 200-300 лет взгляды на это вопрос неоднократно менялись ", - говорит Годдар.


Рисунок из иранской рукописи XVI века, изображающий вознесение пророка Мухаммеда в рай

Ситуация со скульптурными или иными трехмерными изображениями пророка была всегда куда более определенной. Для некоторых мусульман, отмечает Годдар, отвращение к изображениям пророка распространялось на отказ принимать любые изображения живых существ, как людей, так и животных.

Однако такой запрет существовал не везде - например, многие мусульмане-шииты придерживаются несколько иной точки зрения. По словам бывшего имама Хассана Юсефи Эшкавари из Ирана, ныне проживающего в Германии, даже в наши дни в домах многих иранских шиитов можно найти изображения пророка Мухаммеда.

"Религиозных запретов на такие изображения никогда не было, их можно увидеть в магазинах и в домах. Они не считаются оскорбительными ни с религиозной, ни с культурной точек зрения ", - отмечает он.

Различия в подходе к этому вопросу можно связать с традиционными расхождениями между суннитами и шиитами. Однако, по мнению Грубер, те, кто считает, что такой запрет существовал изначально на протяжении всей истории ислама, неправы.

Но многие мусульмане не согласны с такой позицией.

"Коран молчит по этому поводу, - говорит доктор Азам Таммими, бывший глава Института исламской политической мысли. - Но все исламские власти сходятся в том, что пророк Мухаммед и все остальные пророки являются безупречными и безгреховными фигурами, и поэтому не могут подвергаться никакому осмыслению, особенно, если оно может привести к неуважению к пророку ".

Его не убеждают доводы в том, что в средние века существовали изображения пророка, и это может указывать на то, что абсолютного запрета тогда не было.

"Наверняка уже тогда такие изображения подвергались осуждению богословов ", - говорит он.

Было два периода иконоборчества : в VIII и IX веках. В это время изображения святых были запрещены, в церквях могли находиться только христианские кресты . В новейшее время различные группы протестантов участвовали в спорах о допустимости икон святых. В целом разногласия вызывает вопрос, не становится ли изображение важнее того, что оно собственно изображает . В одних хадисах содержится прямой запрет на изображения живых существ, в других к таким изображениям относятся спокойно, но нигде не одобряют их. Из-за этого большинство мусульман избегает изображений Мухаммеда и других пророков ислама, к примеру, Исы и Мусы .

Изображение Мухаммеда в исламской литературе

В хадисах и других литературных произведениях раннеисламского периода имеются описания портретов Мухаммеда. Абу Ханифа ад-Динавари , Ибн аль-Факих , Ибн Вахшия и Абу Нуайм аль-Исфахани рассказывают историю о том, как византийский император Ираклий I принимает двоих жителей Мекки . Он показывает им сундук с отделениями, в каждом из которых хранится по портрету пророка, в том числе портрет Мухаммеда. Садид ад-Дин аль-Казаруни рассказывает такую же историю о посещении мекканцами короля Китая . Ибн Вахшия и Абу Нуайм рассказывают ещё одну историю, в которой мекканский купец, поехавший в Сирию, посещает христианский монастырь, где хранится несколько скульптур и картин, изображающих пророков и святых. Там же он видит портреты Мухаммеда и Абу Бакра , не опознанных христианами . В истории XI века говорится о том, как Мухаммед позировал придворному художнику сасанидского шахиншаха Кавада II . Каваду портрет настолько понравился, что он хранил его под подушкой .

В китайской легенде XVII века император Китая приглашает Мухаммеда ко двору, но Мухаммед в ответ присылает свой портрет, который настолько очаровывает императора, что он принимает ислам. После этого портрет, выполнивший свою миссию, исчезает .

Изображения и описания, созданные мусульманами

Словесные описания

Один из самых ранних источников, книга Ибн Сад аль-Багдади «Большая книга разрядов », приводит множество словесных описаний Мухаммеда. Одно из них, приписываемое Али ибн Абу Талибу , сообщает, что он был среднего роста, с тёмными волнистыми волосами и длинными ресницами, близко растущими бровями, блестящим лбом, крупным черепом, красноватой кожей, широкими плечами и мясистыми ногами и ладонями. От шеи до пупка у него росли волосы .

Атар Хусейн приводит другое описание в книге «Послание Мухаммеда». Согласно Хусейну, Мухаммед был чуть выше среднего роста, крепкого телосложения и мускулист. У него были длинные пальцы, длинные волнистые волосы и густая борода, в которой на момент смерти было 17 седых волосков. Мухаммед описывается как очень привлекательный. Он ходил в быстром темпе, с тростью, и всегда старался быть занятым. Не говорил понапрасну, всегда по делу, не был эмоционален. Обычно носил чистые рубаху, штаны, шарф на плечах и тюрбан .

Метафорические изображения

На протяжении всей исламской истории изображения Мухаммеда были редки , хотя их существует значительное количество, в основном в виде иллюстраций к манускриптам . Первые изображения также были иллюстрациями, в книгах с персидскими миниатюрами . Книга «Варка и Гулшах», хранящаяся в библиотеке Топкапы , содержит наиболее ранние из известных изображений пророка. Книга создана до или во время Монгольского завоевания Анатолии в 1240-х. Несмотря на то, что до нынешних времён дошло мало ранних изображений живых существ, изобразительное искусство было давним традиционным ремеслом в исламских землях с VIII века, к примеру, оно процветало в Аббасидском халифате .

Грубер провёл анализ изображений от подробных, демонстрирующих тело и лицо, в XIII-XV веках до более абстрактных в XVI-XIX веках . Переходная разновидность, появившаяся в начале XIII века, содержит изображение Мухаммеда без лица, вместо этого на лице написано «О, Мухаммед!» или аналогичная надпись. Возможно, такие изображения имеют отношение к суфизму . Иногда надпись позже закрывалась вуалью или изображением лица, чтобы художник оставался богобоязненным, но другие могли увидеть лицо . Согласно Груберу, многие подобные изображения позже подверглись порче - лица были стёрты или соскобленны, так как мнения о допустимости подобных изображений изменились .

Имеется несколько дошедших до нас персидских манускриптов периода господства монголов , включая Марзубаннаму 1299 года. Оставшиеся памятники минувших поколений Аль-Бируни содержит 25 изображений, на пяти из которых Мухаммед, включая две завершающих. На одной из последних иллюстраций изображены Мухаммед и Али ибн Абу Талиб в традиционной суннитской интерпретации . Согласно Кристиане Грубер, имеются и другие иллюстрации в книгах, пропагандирующих суннизм , в частности, несколько работ, посвящённых мираджу начала XIV века , хотя некоторые другие историки датируют эти картины джаларидским периодом .

Также изображения Мухаммеда находятся в персидских работах династий Тимуридов и Сефевидов , а также в османском искусстве вплоть до XVII века и дальше. Вероятно, наиболее детальные иллюстрации к жизни Мухаммеда находятся в копии биографии Сиери Неби , завершённой в 1595 году и заказанной султаном Османской империи Мурадом III для сына, будущего Мехмеда III . В этой книге более 800 иллюстраций . Одна из самых часто встречающихся сцен с Мухаммедом - это мирадж; с XV по XX век в Персии и Турции появляется бесчисленное множество произведений на этот сюжет . Данные изображения также используются для празднования годовщины мираджа в 27-й день месяца раджаб . Пересказ этого чуда имел религиозный смысл, и хотя проще найти описания празднований XVIII и XIX веков, имеются упоминающие его манускрипты значительно более раннего времени .

Самые ранние изображения Мухаммеда иногда не содержат ореола пламени, а первые ореолы были круглыми, как христианские нимбы . Позже появляется ореол в виде пламени, охватывающего голову пророка или его целиком, даже зачастую скрывая его тело . Если тело Мухаммеда при этом видно, то лицо может быть закрыто; такой тип ореола появился с начала правления Сефевидов was done out of reverence and respect. .

Томас Арнольд (1864-1930), ранний историк исламского искусства, утверждал, что в исламских странах живопись никогда так не была столь используема в религии, как в буддизме и христианстве . Мечети никогда не украшали картинами и росписями, никогда не демонстрировали иллюстративный материал при прозелитизме и в религиозном обучении . Соответственно, не существовало школ религиозной живописи, как в христианстве .

Изображения Мухаммеда во многих странах Ближнего Востока запрещены. К примеру, в 1963 году доклад о хадже гражданина Турции был запрещён в Пакистане, так как содержал репродукции миниатюр, на которых находилось лицо Мухаммеда.

Современный Иран

Несмотря на запрет, в Иране изображения Мухаммеда встречаются. Шииты не столь нетерпимы к ним, как сунниты , и на иранских открытках и плакатах их можно встретить .

С конца 1990-х годов востоковедами были обнаружены различные напечатанные в Иране изображения Мухаммеда в виде подростка в тюрбане . У этих картин есть несколько вариантов, все они либо содержат отсылку на легенду о происхождении изображения и эпизод в жизни Мухаммеда, либо просто надпись «Мухаммед, посланник божий» . Некоторые версии приписывают изображение Бахире , христианскому монаху, встретившему молодого Мухаммеда в Сирии. Таким образом создатели картины дистанцируются от неё и показывают, что ничего дурного не сделали .

Основой таких картин стала фотография молодого тунисца, сделанная немцами Ленертом и Ландроком в 1905 или 1906 году. Это фото появлялось на открытках и в печати до 1921 года . Данное изображение было популярно в Иране как диковина .

Кино

  • См. также Фильмы о Мухаммеде

Фильмов о Мухаммеде очень мало. Фильм «Мухаммед - посланник Бога » 1976 года не показывает внешность ни Мухаммеда, ни многих членов его семьи. Когда требовалось показать, что Мухаммед присутствует в сцене, камера демонстрировала обзор с его местоположения . О фильме каирским университетом Аль-Азхар и Шиитским советом Ливан было выпущено две известные фетвы , осуждающие демонстрацию жён Мухаммеда .

В 1926 году в Египте ожидался выход фильма о ранних годах исламской истории. Узнав об этом, университет Аль-Азхар выпустил фетву, напоминающую общественности о запрете изображения Мухаммеда и членов его семьи. Король Ахмед Фуад I отправил актёру Ю́суфу Вахби́ предупреждение, угрожая депортацией и отзывом гражданства .

Некоторые современные шиитские учёные занимают мягкую позицию по отношению к изображениям Мухаммеда и членов его семьи, Ахль аль-Байт . В фетве иракца Али Систани , шиитского марджа ат-таклида , говорится о том, что Мухаммеда разрешено изображать даже в фильмах и на телевидении, если это изображение сделано с уважением . Религиозный мультфильм «Мухаммед: последний пророк » был выпущен в США в 2004 году .

Изображения, выполненные немусульманами

Изображения Мухаммеда были очень редки до появления печатного пресса . Мухаммед изображён на нескольких средневековых картинах, обычно в неприглядной манере, зачастую на его изображение влияло краткое упоминание в «Божественной комедии ». Иногда Мухаммеда рисовали среди других «влиятельных людей», один из примеров такого изображения хранится в здании Верховного суда США . Оно создано в 1935 году, и также содержит портреты Хаммурапи , Моисея , Конфуция и других. В 1997 году его изображение вызвало полемику, в результате которой в туристическую литературу были внесены изменения: теперь изображение описано как «выполненная с добрыми намерениями попытка выразить уважение Мухаммеду», которая «не имеет отношения к его внешности» . В 1955 году по запросу послов из Индонезии, Пакистана и Египта из здания суда в Нью-Йорке была убрана статуя Мухаммеда .

  • Европейские изображения Мухаммеда

Конфликты в XXI веке

Начало XXI века было ознаменовано несколькими прениями об изображениях Мухаммеда, как в контексте карикатур, фильмов и мультфильмов, так и в отношении исторических картин.

В декабре 1999 года немецкий новостной журнал Der Spiegel опубликовал на одной странице изображения «апостолов морали» - Мухаммеда, Иисуса , Конфуция и Иммануила Канта . В течение следующих недель редакция получила множество писем с протестами, петициями и угрозами из-за публикации портрета Мухаммеда. Турецкий канал Show TV показал телефонный номер редактора, которому с тех пор ежедневно поступали звонки . Надим Эльяс, глава совета мусульман Германии , сказал, что «изображение не следовало печатать, чтобы не расстраивать верующих». Он рекомендовал закрасить лицо Пророка белым . В июне 2001 года Шпигель опубликовал изображение Мухаммеда с закрашенным лицом на главной странице . Картина 1847 года была опубликована ранее, в 1998 году, в особом выпуске, посвящённом исламу, и не вызвала проблем в тот раз .

В 2002 году полиция Италии сообщила о том, что ею был предотвращён теракт в Болонье: исламский террорист собирался взорвать базилику, где находится фреска с изображением Мухаммеда .

Карикатуры

В 2005 году датская газета опубликовала несколько карикатур, на многих из которых был изображён Мухаммед. В конце 2005 и начале 2006 датские мусульмане устроили несколько акций протеста и широко распространили информацию о скандале . Согласно профессору исламской истории Чикагского университета Джону Вудсу, мусульман разозлили не только сами изображения, но и намёки на то, что Мухаммед поддерживал терроризм . 12 февраля 2008 датская полиция арестовала троих мужчин, вовлечённых в заговор с целью убийства автора одного из комиксов Курта Вестергора .

Ещё один скандал , прошедший в 2007 году, был вызван арестом бангладешского художника Арифура Рахмана за «неуважение к Мухаммеду». Правительство конфисковало тираж бенгальской газеты Prothom Alo , в которой были опубликованы карикатуры следующего содержания: мальчик, держащий на руках кошку, говорит со стариком. Старик спрашивает, как зовут мальчика, и тот отвечает: «Бабу». Старик попрекает мальчика за то, что тот не упомянул имя Мухаммеда прежде своего, а затем показывает пальцем на кошку и спрашивает, как её зовут, на что мальчик отвечает: «Мухаммед, кошка». Карикатура вызвала бурю в Бангладеш, местные исламисты требовали казнить Рахмана за богохульство . Группы людей сжигали экземпляры газеты . В Бангладеш нет закона о богохульстве, хотя радикальные исламисты и требовали его ввести. В итоге Арифур отсидел четыре месяца в тюрьме и был назван узником совести организацией Международная амнистия .

Википедия

В 2008 году несколько мусульман протестовали против включения изображений Мухаммеда в статью «Мухаммед» Английской Википедии . Онлайн-петиция за удаление изображений собрала 450 000 подписей с декабря 2007 по февраль 2008. В петиции отмечается репродукция османского манускрипта XVII, изображающая Мухаммеда, когда тот запрещал добавлять 13-й месяц к лунному году (наси ) . Джереми Хензелл-Томас, колумнист журнала «The American Muslim», назвал петицию «даром тем, кто ищет возможности дискредитировать ислам и посмеяться над мусульманами» .

Википедия отказалась удалять изображения, в сообществе обсуждали возможность создания инструмента, который бы позволил посетителям выбрать, хотят ли они видеть эти изображения; в результате обсуждения было решено отвергнуть данное предложение . На особой подстранице находится список часто задаваемых на эту тему вопросов и ответов, где указано, что Википедия не цензурирует материал в угоду одной из групп людей .

Метрополитен-музей

Давайте нарисуем Мухаммеда

  • Основная статья: Everybody Draw Mohammed Day

Протестом против угроз художникам стала акция «Everybody Draw Mohammed Day» (день, когда все нарисуют Мухаммеда). Начавшись из-за действий Comedy Central, запретившего эпизод Южного парка, позже получил международную поддержку. 20 апреля 2010 года в Интернете появился плакат, сопровождавшийся текстом, призывавшим нарисовать Мухаммеда 20 мая 2010 года в качестве акции против ограничения свободы слова .

Charlie Hebdo

Офис французского сатирического издания Charlie Hebdo 2 ноября 2010 года подвергся атаке зажигательным снарядом, а кроме того сайт газеты был взломан. Эти действия последовали в ответ на обещание выпустить специальный номер с Мухаммедом в качестве «главного редактора». В сентябре 2012 журнал опубликовал несколько карикатур на Мухаммеда, на некоторых из них он был изображён голым.

7 января 2015 года группой террористов произведено нападение на офис издания, в результате чего погибло 12 человек и ранено 11.

Примечания

  1. T. W. Arnold. An Indian Picture of Muhammad and His Companions: [англ. ] // The Burlington Magazine for Connoisseurs. - 1919. - Vol. 34, no. 195 (June). - P. 249-251+253. - JSTOR .
  2. Jonathan Bloom & Sheila Blair. Islamic Arts. - London: Phaidon, 1997. - P. 202.
  3. Larsson, Göran. Muslims and the New Media. - Ashgate, 2011. - P. 51. - ISBN 978-1-4094-2750-6 .
  4. Devotion in pictures: Muslim popular iconography - The prophet Muhammad // Бергенский университет
  5. Eaton, Charles Le Gai. Islam and the destiny of man. - State University of New York Press , 1985. - P. 207. - ISBN 978-0-88706-161-5 .
  6. Томас Уокер Арнолд: «It was not merely Sunni schools of law but Shia jurists also who fulminated against this figured art. Because the Persians are Shiites, many Europeans writers have assumed that the Shia sect had not the same objection to representing living being as the rival set of the Sunni; but such an opinion ignores the fact that Shiisum did not become the state church in Persia until the rise of the Safivid dynasty at the beginning of the 16th century».
  7. Islamic Figurative Art and Depictions of Muhammad (неопр.) . religionfacts.com. Дата обращения 6 июля 2007.
  8. Gruber (2010), p.27
  9. Cosman, Pelner and Jones, Linda Gale. Handbook to life in the medieval world , p. 623, Infobase Publishing, ISBN 0-8160-4887-8 , ISBN 978-0-8160-4887-8
  10. Gruber (2010), p.27 (цитата) и 43
  11. Gruber (2005), pp. 239, 247-253
  12. Brendan January. The Arab Conquests of the Middle East . - Twenty-First Century Books, 1 February 2009. - P. 34. - ISBN 978-0-8225-8744-6 .
  13. Omid Safi. Memories of Muhammad: Why the Prophet Matters . - HarperCollins, 2 November 2010. - P. 171. - ISBN 978-0-06-123135-3 .
  14. Arnold, Thomas W. Painting in Islam, a Study of the Place of Pictorial Art in Muslim Culture. - Gorgias Press LLC, First published 1928, reprint 2002–11. - P. 91–9. - ISBN 978-1-931956-91-8 .
  15. Dirk van der Plas. Effigies dei: essays on the history of religions . - BRILL, 1987. - P. 124. - ISBN 978-90-04-08655-5 .
  16. Ernst, Carl W. Following Muhammad: Rethinking Islam in the Contemporary World . - UNC Press Books, August 2004. - P. 78–79. - ISBN 978-0-8078-5577-5 .
  17. Devotion in pictures: Muslim popular iconography - Introduction to the exhibition , Бергенский университет
  18. Richard Halicks . Images of Muhammad: Three ways to see a cartoon, Atlanta Journal-Constitution (12 февраля 2006).
  19. Office of the Curator. (неопр.) (PDF). Information Sheet, Supreme Court of the United States (8 мая 2003). Дата обращения 8 июля 2007.
  20. Explaining the outrage , Chicago Tribune (8 февраля 2006).
  21. Grabar, Oleg (2003). “The Story of Portraits of the Prophet Muhammad”. Studia Islamica (96): 19-38. JSTOR .
  22. Asani, Ali. Celebrating Muhammad: Images of the Prophet in Popular Muslim Piety. - Columbia, SC: University of South Carolina Press (англ.) русск. , 1995. - P. 64–65.
  23. Leslie, Donald. Islam in Traditional China. - Canberra: Canberra College of Advanced Education, 1986. - P. 73.
  24. Ibn Sa’d - Kitabh al-Tabaqat al-Kabir , as translated by S. Moinul and H.K. Ghazanfar, Kitab Bhavan, New Delhi, n.d.
  25. USC-MSA Compendium of Muslim Texts (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 марта 2006. Архивировано 9 февраля 2006 года.
  26. Gruber (2005), p.231-232
  27. F. E. Peters. Jesus and Muhammad: Parallel Tracks, Parallel Lives . - Oxford University Press , 10 November 2010. - P. 160–161. - ISBN 978-0-19-974746-7 .
  28. Jonathan E. Brockopp. The Cambridge companion to Muḥammad . - Cambridge University Press , 30 April 2010. - P. 130. - ISBN 978-0-521-71372-6 .
  29. Gruber (2005), p. 240-241
  30. Grabar, p. 19; Gruber (2005), p. 235 (from where the date range), Blair, Sheila S., The Development of the Illustrated Book in Iran , Muqarnas , Vol. 10, Essays in Honor of Oleg Grabar (1993), p. 266, BRILL, JSTOR says «c. 1250»
  31. J. Bloom & S. Blair. Grove Encyclopedia of Islamic Art . - New York: Oxford University Press , Inc., 2009. - P. 192 and 207. - ISBN 978-0-19-530991-1 .
  32. Gruber (2005), 229, and throughout
  33. Gruber (2005), 229
  34. Gruber (2010), pp. 27-28
  35. Gruber (2010), quote p. 43; generally pp. 29-45
  36. Gruber, Christiane. The Ilkhanid Book of Ascension. - Tauris Academic Studies, 2010-03-15. - P. 25. - ISBN 1-84511-499-X .
  37. Tanındı, Zeren. Siyer-i nebî: İslam tasvir sanatında Hz. Muhammedʹin hayatı. - Hürriyet Vakfı Yayınları, 1984.
  38. Gruber (Iranica)
  39. Gruber (2010), p.43
  40. Arnold, 95
  41. Gruber, 230, 236
  42. Brend, Barbara. Islamic Art , p. 161, British Museum Press.
  43. Schimmel, Annemarie, Deciphering the signs of God: a phenomenological approach to Islam , p.45, n. 86, SUNY Press, 1994, ISBN 0-7914-1982-7 , ISBN 978-0-7914-1982-3
  44. Pierre Centlivres, Micheline Centlivres-Demont: Une étrange rencontre. La photographie orientaliste de Lehnert et Landrock et l’image iranienne du prophète Mahomet , Études photographiques Nr. 17, November 2005 (in French)
  45. Gruber (2010), p. 253, приводит открытку, купленную в 2001.
  46. Name (required).