Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха . В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил
1.4. Считает ли религия, что Бог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)?
«Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» () .
Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно .
Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне . Учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания .
1.5. Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога?
Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» как сказал о св. Григорий Богослов.
«Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» (св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая»
(св. Никита Студийский).
Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение о Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует . При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116) .
1.6. Считает ли религия, что Бог есть любовь?
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»
()
.
1.8. Считает ли религия, что Бог обладает ?
«По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
()
Аллах является источником добра и зла, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу.
1.9. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является хитрость?
Хитрость и лукавство – свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему.
Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие.
Аллах «замышляет хитрость» (86.16) , «хитрит», поскольку «Аллах – лучший из всех хитрецов» (3:54) , «обманывает» (4.142) . «Поиздевается», «увеличит беззаконие» (2:15) . «Запутывает козни» (105:2) .
1.10. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является гордость?
Гордость – свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых.
«Гордое достоинство – Мое покрытие». Гордость – атрибут сущности Аллаха .
1.11. Считает ли религия, что Бог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его?
«Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
()
.
«Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи» .
1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло?
Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»
()
.
«Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ()
. «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога»
()
.
«Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем
()
.
Аллах является источником зла.
2.3. Создан ли видимый мир Богом?
Бог создал материальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33).
Вначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир .
2.4. Создан ли человек Богом?
2.5. Создан ли человек только Богом или Господу нужны помощники в творении человека?
Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия.
Аллах прибегает к помощи ангелов, человеческая душа и тело творятся с помощью ангелов .
2.6. Создал ли Бог иных разумных существ, помимо ангелов и человека?
Ангелы и люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога.
Аллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое обличье.
2.7. Может ли всемогущий Бог по Своему желанию прекратить творить?
Да, может.
Нет, не может.
Аллах творит непрестанно.
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
3.1. Какова цель сотворения человека? | Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения . «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…” (св. Максим Исповедник) |
Бог создал для исполнения закона. |
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? |
Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 23:2 ) |
Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6-8). |
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? |
||
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? |
||
Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди . Разрыв общения с Богом через противление Его воле. |
Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха. |
|
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? |
Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» |
|
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? |
Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» . «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» . |
|
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей? |
Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом. |
|
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей? |
Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. |
|
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха? |
Человеку необходим Спаситель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» |
|
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла? |
Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» . |
Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом «Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49). |
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог? |
Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю. |
Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 96) . |
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом? |
Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему . |
Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной . |
3.14. Сколько жен может иметь мужчина? |
До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую . |
|
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену? |
ХРИСТИАНСТВО |
ИСЛАМ |
|
4.1. Дает ли Бог Свое Откровение человеку? |
||
4.2. Общается ли Бог в Откровении с человеком непосредственно или только через созданных Им посредников? |
Бог раскрывает Себя и общается с человеком в непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (). |
Аллах раскрывается человеку только через ангела. Единственным исключением является Муса (Моисей), с которым Аллах говорил лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел Аллаха и не общался с Аллахом. |
4.3. Что является вершиной и полнотой Божественного Откровения? |
Вочеловечивание Самого Бога: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». |
Явление Мухаммеду ангела Джибрила, который в пещере несколько раз схватывал и сжимал его, заставляя его напрягаться до предела , вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!» . |
4.4. Должен ли человек стремиться искать познания Самого Бога? |
Люди созданы «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» |
Человек может искать лишь исполнения шариата (араб. правильный путь) – предписаний закона Аллаха. |
4.5. Может ли человек соединиться с Богом? |
Бог открывает каждому человеку возможность познать Себя вплоть до того, чтобы люди стали «причастниками Божественного естества» (), соединились с Ним. Познавая Бога, человек соединяется с Ним чрез дар нетварной Святого Духа – дар обожения. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). Человек – храм Святого Духа. |
Аллах не может соединиться с человеком, обитать в человеческой душе, уме и сердце. |
4.6. Может ли Господь Сам лично раскрыть Себя каждому человеку? |
Благодатью Святого Духа каждому верующему: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (). |
Аллах не раскрывается каждому человеку. |
4.7. Может ли Господь лично общаться с каждым человеком? |
Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и . «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» |
Аллах не желает общаться с человеком. Даже Мухаммед лично не общался с Ним. |
4.8. В каких отношениях находится Бог с человеком? |
В отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати. «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» |
Аллах – господин, а человек – раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб (19.88-93). |
4.9. Что Бог требует от человека? |
Исполнения евангельских любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (). Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов. |
Исполнение предписаний шариата – закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добавляется джихад. |
4.10 Требует ли Бог исповедания веры? |
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (). «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (). |
Требуется произнесение шахады: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха». |
4.11. Заповедует ли Бог любовь к Себе? |
Любовь к Богу – первая и наибольшая заповедь «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» |
Совершенная вера выражается в любви к шариату – закону Аллаха, а не Аллаху. Высшие чувства к Аллаху – рабская покорность и повиновение. |
4.12. Заповедует ли Бог любовь ко всякому человеку? |
Бог заповедует нелицеприятную, совершенную любовь человека к человеку. Различие между врагом и ближним уничтожено Христом: «Любите врагов ваших» «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» |
Возможна любовь только к единоверцу, но и здесь установлена ненависть (например, в случае мести или ряда его проступков, нарушающих шариат). |
4.13. Заповедует ли Бог молитву? |
Да, по возможности непрестанную. |
Да, пятикратную (араб. cалят). |
4.14. Является ли молитва ритуалом, для которого необходимы внешние условия? |
Пост (араб. саум) установлен лишь для награды в будущей жизни. |
|
4.18. Заповедует ли Бог войну с иноверцами? |
Заповедана духовная борьба с дьяволом и падшими духами – врагами человеческой души. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (). |
Определен джихад как «священная война» с иноверцами. «Когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с неверными и лицемерами. Будь жесток к ним!» (9.73). |
4.19. Допустимо ли мученичество за веру? |
||
4.20. В чем состоит мученичество? |
Мученик (исповедник, свидетель Христа) – христианин, добровольном перенесший гонения за Христа вплоть до лишения жизни от руки гонителей. |
Мученик (араб. шахид – погибший со свидетельством веры) – мусульманин, погибший во время джихада, на войне с иноверцами. |
4.21. Присутствует ли почитание природных явлений и паломничество к ним? |
Запрещено почитать явления природы. |
Присутствует поклонение метеориту (черному камню, араб. хаджар аль-асвад) в Каабе. Мусульмане целуют его или касаются рукой (обряд такбиль). Поклонение – часть хаджа (араб. паломничество), паломничества в Мекку. Хадж – один из пяти столпов ислама . |
4.22. Существуют ли ритуалы (внешние механические действия) чрез которые достигается спасение? |
Отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека. |
Например, семикратный бег между холмами Сафа и Марва во время хаджа, бросание камней в столбы с целью побивания шайтана, жертвоприношения животных и пр . |
4.23. Существуют ли таинства, в которых Бог особенно близко общается с человеком? |
Установлены священнодействия в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа. |
Отвергается благодатное общение Бога и человека. |
4.24. Обещает ли Господь человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни? |
Да. Но при этом предопределение — один из столпов ислама. Для того, чтобы преодолеть это очевидное противоречие, понятие предопределение подменяется предвидением . |
|
4.25. Какое вознаграждение ожидает человека в раю? |
«Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3). |
Мусульман ожидают плотские удовольствия. Они будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями. (56. 15-22) . Совершенного познания Аллаха достигнуто не будет. |
4.26. Признает ли религия священную книгу? |
Да, Библию. |
Да, Коран. |
4.27. Какова природа священной книги? |
Написана пророками и апостолами по вдохновению Святого Духа. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» В ней присутствует как Божественная, так и человеческая воля. Христиане верят в Бога, а не в текст. Библия не является Богом. Исконный смысл Библии может быть передан на всех языках мира. |
Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран – проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на арабском языке – это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке |
4.28. Как религия оценивает другую? | Признает всецело ложным учением. | Называет христиан «людьми Писания», частично исказившими истину Аллаха. |
ХРИСТИАНСТВО |
ИСЛАМ |
||
5.1. Кем себя считал? |
Иисус Христос считал Себя воплотившимся Богом, Богочеловеком – совершенным Богом и совершенным человеком, Сыном Божьим по естеству, Второй ипостасью Святой Троицы – Словом Бога. «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Ап. 1. 17.18) «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш ()». «Видевший Меня, видел Отца» (). «Я и Отец – одно» «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (). «Сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (). |
Считал себя грешным человеком. |
|
5.4. Явил ли окружающим свое смирение? |
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». |
Фактически обожествлял себя. Например, «благословлял» своих последователей слюной, соплями, потом, кровью, мочой и другими выделениями. Это подтверждается достоверными хадисами и авторитетными мусульманскими богословами! |
|
5.5. Явил ли Свою любовь людям? |
Да, явил Свою любовь вплоть до добровольных страданий и смерти. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». |
Некоторые добрые поступки не идут ни в какое сравнение с совершёнными злодеяниями. |
|
5.6. Имел ли семью, жен и наложниц? |
Число жен точно не определено – от 11 до 25. При этом имел множество наложниц. На своей любимой жене Айше Мухаммед женился, когда ей было шесть лет, а ему пятьдесят. |
||
5.7. Допускал ли обогащение нечестным путем и богатство для себя? |
На Земле жил Странником: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (). «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» |
В том числе и нажитое путем грабительских набегов на караваны, выкупа за захваченных пленных, работорговли и пыток людей, спрятавших деньги. |
|
5.8. Допускал ли ложь? |
«Кто из вас обличит Меня в неправде?» (). Считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (). |
Отдавая приказы убивать, одобрял убийство с помощью лжи. Например, убийство Кааба бин аль-Ашрафа или убийство Абу Рафиа Абдуллаха бин Абу-ль-Хукайка. |
|
5.9. Как относился к врагам? |
Учил о любви к врагам и прощению ненавидящих и обижающих. Даже в момент страданий на кресте, молился за своих убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (). |
Применял месть вплоть до физического уничтожения. Например, убивал поэтов, писавших о нем сатирические стихи, приказал убить двух женщин, певших о нем смешные песни. |
|
5.10. Применял ли насилие для распространения религии? |
Пытавшемуся защищать Его с помощью силы сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (). |
Вел непрестанные религиозные войны, насильно обращая в свою веру. Совершил девятнадцать военных походов. Имел восемь мечей, четыре копья, четыре кольчуги, четыре лука. Считал, что можно нападать на спящих иноверцев, даже если при этом пострадают их женщины и дети. |
|
А. Воскрешал ли мертвых? Б. Исцелял ли слепых, прокаженных, немых, глухих и бесноватых? В. Проницал ли мысли и деяния людей? |
Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей. |
||
5.12. Умер ли естественной смертью? |
Был распят на кресте вместе с разбойниками. «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» |
||
5.13. Оставил ли учеников и последователей? |
В том числе 11 апостолов в полной растерянности. |
Вооруженную общину. |
|
5.14. Предсказал ли свою смерть и обещал ли снова явиться своим ученикам после смерти? |
«Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (). «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». (). |
||
5.15. Явился ли после смерти и вознесся ли на небо? |
Явился самим одиннадцати апостолам, сказав: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (). |
||
5.16. Что оставил ученикам после своей смерти? |
Самого Себя: «Я с вами во все дни до скончания века» |
Призыв к дальнейшим войнам, имущество, власть, захваченных в плен людей и территории. |
|
5.17. Существует ли гробница? |
В xраме Гроба Господня, в Иерусалиме. |
В Медине. |
|
5.18. Лежит ли в гробнице тело основателя религии? |
Гробница пуста. «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам» |
Примечания к таблице I
На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова» (). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» ().
Примечания к таблице V
«Махмуд бен Ар-Раби был тем, на чьё лицо пророк выплёвывал воду из своего рта. Урва рассказал, что всякий раз, когда пророк совершал омовение, его последователи дрались за оставшуюся (после омовения) воду.» Сахих Бухари, книга 4, хадис 188, передал ибн Шихаб
«Клянусь Аллахом, всякий раз, когда посланник Аллаха плевал, его плевок попадал в руки одного из его сподвижников, который растирал (этим плевком) своё лицо и тело. Если он приказывал им, они выполняли его приказы немедленно. Если он совершал омовение, они дрались за оставшуюся (после омовения) воду.»Сахих Бухари, том 3, книга 50, хадис 891, рассказали Аль-Мисвар бин Маарама и Марван
Уважаемые мусульмане, уважаемые читатели таблицы!
В наш адрес иногда приходят письма от возмущённых мусульман. Авторы таких писем в большинстве случаев стремятся указать, что исламское вероучение не соответствует представленному в таблице, а представляет собой нечто принципиально иное. Они утверждают, что есть некий «настоящий ислам», а все изложенные представления неверны. Они не приводят серьезных аргументов, не апеллируют к первоисточникам. Напротив, они стремятся выдать свои представления о Боге за основу исламского вероучения.
Авторам подобных писем мы напоминаем, что исламское вероучение противоречиво и в его рамках невозможно адекватно выразить представления о Боге. Человеку изначально присущи представления о Боге как о возвышенном, всецело духовном, любящем, сострадательном, нравственно совершенном Существе, источнике Добра и Благости, и именно такие представления содержатся в христианстве.
Мы понимаем, что каждый человек стремится к таким возвышенным представлениям о своем Творце и отвергает противоположные. Не наша вина в том, что подобные представления не явлены в исламском вероучении. Авторы таблицы не несут ответственности за исламские представления о Боге и моральные нормы. Мы призываем лишь сравнить их с христианскими.
Выступление митрополита Волоколамского Илариона в университете Аль-Азхар (Каир, Египет, 13 июня 2011 г.)
13 июня 2011 года в ходе рабочей поездки в Египет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на встрече с преподавателями и студентами университета Аль-Азхар.
Уважаемые преподаватели и студенты университета Аль-Азхар!
Благодарю вас за возможность встречи и, надеюсь, доброй беседы в стенах старейшего и авторитетнейшего в мире исламского университета. Ваш университет возник в X веке, несколькими веками раньше, чем первые университеты в Европе.
Я являюсь архиереем Русской Православной Церкви и выступаю перед вами по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В апреле прошлого года Святейший Патриарх был гостем вашего университета. Надеюсь, что мое посещение Аль-Азхара станет продолжением того диалога, который был начат Предстоятелем нашей Церкви.
Сегодня я предстаю перед вами как христианин ― один из более чем двух миллиардов христиан на нашей планете. Нынешний христианский мир разделен на западную и восточную части. Восточная христианская традиция включает в себя Православные Церкви и Древние ориентальные Церкви. Одной из Древних ориентальных Церквей является Коптская Церковь, которая на территории вашей страны насчитывает около 10 процентов верующих. Православная Церковь состоит из пятнадцати Поместных Церквей, одна из которых ― Александрийская ― включает в свою каноническую территорию Египет.
Русская Православная Церковь ― самая многочисленная Поместная Православная Церковь. Она насчитывает свыше 150 миллионов верующих и располагается также в странах, где большинство составляют мусульмане, ― Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане. Сегодня, после десятилетий богоборческих гонений в XX веке, наша Церковь активно развивается. Церковное присутствие можно наблюдать в самых различных сферах общественной жизни.
Я приехал из России, где мирно и по-добрососедски проживают на протяжении более десяти веков православные и мусульмане. В России представители ислама с уважением относятся к Православной Церкви; мы тесно сотрудничаем как с руководителями Совета муфтиев России, так и с Центральным духовным управлением мусульман России, а также с муфтиятами, входящими в Координационный совет мусульман Северного Кавказа. В России никогда не было межрелигиозных войн и крупных конфликтов на религиозной почве. У нас в стране, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные.
Сегодня мы отчетливо видим, что, к сожалению, есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности в разных уголках мира. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление мира. Я приехал к вам, чтобы вместе подумать, как нам, людям веры, отвечать на вызовы секулярного мира, а также противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов.
Наши религии призывают к миру и добрососедству. В Евангелии Бог заповедует нам любить своих ближних так, как мы любим себя. Христиане считают мусульман своими ближними. Диалог между нами понимается как разумный инструмент общения и поддержания мирных отношений религиозных общин. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).
Священная книга мусульман Коран также говорит о необходимости уважительного отношения к христианам со стороны приверженцев ислама.
Христиане и мусульмане на площади Тахрир в Египете
Коран упоминает «благочестивых» ― носителей традиционных религий единобожия (т.е. иудеев и христиан), которые остались верны изначальным заветам своих учителей ― Моисея и Иисуса Христа, «держащим прямо Тору и Евангелие» (Коран, 5:66). Они и мусульмане призваны стремиться «опережать друг друга в добрых делах» (Коран, 2:148). Коран учит, что мусульмане и христиане призваны идти своими путями к Богу: «…Каждому из вас Мы установили закон и путь…» (Коран, 5:48). Сосуществование различных видов монотеизма ― трех авраамических религий, согласно Корану, имеет глубокий смысл: «…Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:48).
Именно обилие добрых дел, сказано в Коране, указывает на преимущество того или иного направления авраамической традиции: «…И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (Коран, 2:195). Коран прямо говорит, что именно по этому критерию будут судимы представители авраамических религий: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:62).
История знает множество примеров толерантности мусульман по отношению к христианским храмам и иудейским синагогам. Монастырь святой Екатерины на горе Синай избежал разграблений и сохранил свои уникальные рукописи и святыни именно благодаря такому отношению египетских мусульман.
По мысли Корана, нельзя навязывать иную веру христианину: «Нет принуждения в вере. Стала ясной разница между стезей праведной и заблуждением. И кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, тот держится за крепчайшие узы, коим нет расторжения…» (Коран, 2:256).
Коран говорит о Евангелии как о законе для христиан, содержащем в себе, подобно Торе, «руководство к прямому пути и свет»: «Вслед за пророками Мы отправили Ису [Иисуса], сына Марьям [Марии], с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем ― свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных» (Коран, 5:46). Священная Книга ислама призывает христиан следовать Евангелию: «Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем…» (Коран, 5:47).
Мусульмане на протяжении многих веков жили бок о бок с христианами, в частности, в Египте. Положение христиан в мусульманском мире определялось обстоятельствами места и времени, однако их традиционный статус, сформировавшийся в период Арабского халифата, оставался практически неизменным.
Главная проблема в настоящее время, на мой взгляд, состоит в том, что в последние десятилетия становится все больше людей, стремящихся в угоду собственной гордыне исказить древние установления, разжечь межрелигиозные войны. Вспомним, что и первое братоубийство на земле свершилось «по религиозным мотивам»: жертва праведного Авеля была принята Господом, а жертва Каина - отвергнута (Быт. 4:3-8), поэтому Каин в злобе и зависти убил Авеля.
Гордецы, действующие своим разумением, а не по воле Творца, приводят свой народ к катастрофе. Иисус Христос называл лжепророков «волками хищными» (Мф. 7:15), а пророк Исайя предупреждал народ, чтобы он не следовал «пророку-лжеучителю», насаждающему заблуждение и ведущему к погибели (Ис. 9:15-16). Далее он же говорит: «…Так как этот народ приближается ко Мне устами своими… сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих… мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:13-14).
Такие лжепророки породили проблему религиозного сектантства. К сожалению, иногда мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими Церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить, «пиара». Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунство в отношении Священной книги ислама ― Корана. Такие лжепастыри не имеют ничего общего с подлинным христианством. Существуют и сектантские движения, которые занимаются агрессивной и неуважительной к местным традициям деятельностью среди мусульман. Все это ведет к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде. Я понимаю возмущение мусульман, религиозное чувство которых оскорбляют эти псевдохристиане. Но я призываю не отождествлять их с христианами восточной традиции ― православными и коптами, которые уважают ислам и никогда не оскорбляли то, что священно для мусульман.
Аналогичная проблема существует и в мусульманской среде. Есть люди, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами». Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди объявили муфтиям на Северном Кавказе. Одной из последних их жертв стал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев. Буквально на прошлой неделе в Дагестане убит ректор исламского теологического института Максуд Садиков, а в прошлом году экстремисты убили единственного на постсоветском пространстве доктора шариатского права, выпускника дамасского университета Абу-Нур Муртазали Магомедова.
Трагедия состоит еще и в том, что чуждые Корану идеи ненависти к христианам в последнее время усиленно распространяются среди исламской молодежи. Недавно в Египте были подожжены коптские храмы, но ведь Коран говорит о том, что места молитвы Богу необходимы: «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то были бы разрушены и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, где постоянно призывается имя Божие» (Коран, 22:41-42).
Все вы знаете, что в последние месяцы происходят акты насилия в отношении христиан-коптов, которые составляют в настоящее время около 10 процентов населения Египта. Коптские храмы, которые стоят здесь многие столетия, пытаются уничтожить, а христиан ― заставить покинуть Египет. Но ведь копты ― коренные египтяне. Они с уважением относятся к исламу и законам Египта, горячо любят свою родину. Как и мусульмане, христиане хотят видеть свою страну независимой и сильной. Уверен, если египтяне-мусульмане и египтяне-христиане будут жить в мире, соревнуясь в добрых делах, это и будет исполнением воли Бога. Конфликт между египтянами выгоден только врагам Египта.
Чтобы преодолеть разделения, нам необходимо найти то, что нас объединяет. И, как оказывается, у наших религиозных общин есть много общего: мы одинаково стремимся противостоять разрушительной секулярной идеологии, отстаивать семейные ценности и традиционную мораль. Сегодня верующие люди сообща свидетельствуют о глубоком моральном кризисе, в котором находится современное общество. Я назову лишь некоторые, хорошо известные глобальные проблемы.
Окружающий нас мир всегда был полон насилия, страданий и несовершенства. Однако бытие человечества имеет смысл, если между людьми устанавливаются отношения искренности, дружбы и жертвенности. Сегодня мы наблюдаем кризис доверия в межличностных и международных отношениях, который вызван всепроникающим эгоизмом, рассматривающим окружающих людей как средство удовлетворения собственных амбиций.
Мировые экономические отношения являются выражением несправедливости, которая ставит одни государства в положение сверх потребления материальных благ, а другие ― за черту бедности. Экономическая элита пытается подчинить цели наибольшей выгоды любые общественные отношения как внутри, так и за пределами государств. Самым наглядным доказательством глубокой болезни мировой экономики стал глобальный кризис, порожденный человеческими пороками, которые оказались сильнее казавшихся безупречными систем контроля и регулирования.
Упоминание прав человека в наши дни нередко связано не столько с обеспечением богодарованной свободы личности, сколько с политическими технологиями, превращающими человека в объект манипулирования. Человеческой свободой сейчас оправдываются посягательства на чувства верующих, на признанные нравственные нормы, регулирующие общественную и семейную этику, отношения между родителями и детьми. Мы испытали чувство стыда, когда в датской прессе появились карикатуры на основателя ислама. Оскорбление религиозных чувств мусульман при этом оправдывалось свободой слова и прессы.
Посмотрите, что происходит с семейными ценностями в некоторых западных странах. По существу, традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, однополых сожительств. Разрушение семьи ― это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Если под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, то это обесценивает и вырождает семью.
Кампания за уравнивание прав гомосексуальных сожительств с традиционными семьями в глазах верующих людей ― недопустимая попытка нивелировать различия между пороком и добродетелью.
Зачастую борьба за свободу женщин превращается в стремление последних освободиться от «навязанных стереотипов», что приводит к разрушению нравственных ограничений, связанных с целомудрием будущих матерей. В результате мы сталкиваемся с неуклонным ростом проституции, сексуального рабства и торговли людьми.
Все упомянутые выше вызовы ― это необъявленная война против людей, придерживающихся традиционных ценностей, в которой они проиграют, если не объединятся вокруг общего представления о добре и зле. Да, между нами много различий, но мы близки в вопросах традиционной нравственности, понимания необходимости добродетельности и мирного сосуществования.
Поэтому мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и издевательств со стороны людей, которые забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков. Вера делает нас свободными, а этого не могут терпеть люди, поклоняющиеся кумирам современного мира: богатству, ложно понимаемой свободе, страстям и эгоизму.
Мы призваны свыше к тому, чтобы жить в мире, к взаимному уважению и противостоянию безнравственному нечестию. Будем же вместе отвечать на вызовы современного мира, защищать наше право жить, основываясь на традиционной нравственности. Это необходимо не только для нас с вами, но и для блага будущих поколений!
Содержание статьи:
Брак между христианкой и мусульманином - это добровольный союз женщины и мужчины, исповедующих разную веру и принадлежащих к различной культуре, когда горячее чувство заставляет отказаться от традиционных христианских добродетелей и принять мусульманские ценности, а именно полное подчинение своему мужу, ограничение прав и свобод в общественной жизни.
Регистрировать любовные отношения между представителями различных религиозных конфессий разрешается в любой стране. Ограничения касаются только возраста, с которого можно официально вступать в брак.
Россия - государство многонациональное, в стране проживает более 190 разных народов. В Москве насчитывается свыше 11 млн жителей, и братья-славяне - русские, украинцы и белорусы - тут меньшинство. Их всего 4.620.000. Остальные - представители других национальностей. Допустим, татар в российской столице значительно больше, чем в Казани.
В настоящее время исповедующих ислам в РФ более 20 млн, и это число постоянно растет. За 15 лет количество их в стране увеличилось на 40%. Если и дальше прирост будет такой стремительный, лет через сорок каждый четвертый житель России будет мусульманином.
В семейном кодексе РФ (ст. 156 «Заключение брака на территории Российской Федерации») не говорится о каком-либо ограничении по национальному признаку при вступлении в брачные отношения. Так что брак между мусульманином и христианкой возможен вполне официально. Он не в диковинку и вполне актуален на сегодняшний день.
Многие россиянки выходят замуж за мусульман. Это вопрос личных отношений, государством не регламентируется. А вот христианская догматика накладывает на такие браки определенные ограничения. Еще апостол Павел сказал, чтобы «не преклонялись под чужое ярмо с неверными...» (Второе послание Коринфянам, 6:14).
Но сказано это было давно. Теперь времена совсем иные. Православные и мусульмане бок о бок проживают в одной стране. Работают, учатся и нередко живут в одном общежитии. Тут уж не до догм веры. Да и вопрос-то очень уж интимный, а сердцу ведь не прикажешь...
Все это так. Только девушку, вышедшую замуж за мусульманина, вряд ли можно считать истинной христианкой. Носила крестик и даже по большим праздникам захаживала в церковь? Ну и что? Сейчас это модно и вовсе не значит, что была верующей, хорошо знала догматы христианской морали и разбиралась в отличиях христианства (православия) от ислама.
А они большие, особенно в той части, что касаются поведения женщин в мусульманской общине. В наши дни возможен брак христианки и мусульманина, но часто прозрение приходит «опосля». И тогда уехавшие за своим правоверным в мусульманскую страну рвутся домой к маме и папе, и хорошо, если возвращаются без серьезных последствий для своего здоровья, неизнуренными физически и психически.
И все-таки, невзирая на это, некоторые девицы без оглядки «невестятся» с правоверными, покидают свою страну и уезжают с мужьями в землю обетованную - на их родину.
Важно знать! В исламе женщина находится в приниженном положении по сравнению с мужчиной. В одном из хадисов (пересказе слов Пророка) говорится, что «Женщина создана из ребра и никогда не выпрямится перед вами, и если вы хотите извлечь выгоду из нее, то пусть кривизна остается при ней. И если вы попытаетесь ее выпрямить, то только сломаете ее».
Среди доводов, почему возможен брак между мусульманином и христианкой, следует назвать такие:
Важно знать! Всегда будут женщины, стремящиеся выйти замуж за мусульманина. В конце концов, это личный выбор. И не всегда он бывает фатальным. Однако решение должно быть осознанным, чтобы потом не было «мучительно больно» за совершенную ошибку, если все же она случится.
Ислам утверждает, что женщина должна быть незаурядной личностью. Например, Хадиджа, первая жена пророка Мухаммеда, занималась торговлей и сама предложила ему жениться на ней. Аиша, вторая его супруга, оставила о Пророке много хасидов - сведений о его личной жизни. Мухаммед уважал своих многочисленных жен, сказав своим последователям, что «У вас есть права над вашими женщинами, и ваши женщины имеют права над вами».
Но Пророку принадлежат и другие слова, что «Большинство тех, кто попадет в огонь ада, будут женщины». Такое противоречивое мнение Мухаммеда о женском поле вылилось на деле в жесткое ограничение прав мусульманок.
Например, в Саудовской Аравии женщинам фактически запрещено ездить в общественном транспорте, все части тела должны быть закрыты. За ослушание могут посадить в тюрьму. А если уж попала за решетку, то никакого досрочного освобождения, в отличие от мужчин.
Потому славянской девушке следует семь раз подумать, прежде чем решиться выйти замуж за мусульманина. Сможет ли она вынести все те ограничения, которые наложит на нее жизнь мусульманки, если придется выехать на родину мужа? Ведь там свою веру придется сменить.
Большая любовь - не оправдание опрометчивого решения. Свои чувства следует поверять разумом. Страсть может уйти, а вот сломанную судьбу переписать заново крайне тяжело.
Жизнь в мусульманской семье имеет свои нюансы, которые просто необходимо знать девушке, желающей соединить свою судьбу с мусульманином. Она должна понимать, что традиции ислама, касающиеся семейных отношений, святы и незыблемы. Например, без разрешения мужа она не должна тратить деньги, не может уезжать из дому без мужского сопровождения на срок более 3 дней. Иначе будет считаться неверной. За это уже следует наказание.
Основные особенности мусульманского брака:
Важно знать! Исламскому богослову аль Газали принадлежит изречение: «Из 1000 добродетелей только одна относится к женщинам, остальные 999 - к мужчинам». Прежде чем христианке вступить в брак с мусульманином, следует хорошо взвесить все плюсы и минусы такого союза. Чтобы потом горько не раскаиваться и не кусать локти.
Большая вероятность, что он будет благополучным, когда муж остался на родине жены и даже перешел в ее веру. А если они оба неверующие, возможно, что станут просто счастливо жить, не обременяя себя религиозными догматами христианства (православия или католицизма) и магометанства.
На родине мужа, если она решилась уехать с ним, семья тоже может быть счастливой. И тут многое зависит от страны, куда уехала, и личности благоверного. Сможет ли он предоставить своей жене привычные условия проживания в совсем незнакомом для нее государстве. Немаловажная роль, как примет чужестранку ее новая семья.
Склад ее характера тоже обусловливает дальнейшую судьбу. Как она отнесется к новой необычной для себя жизни, смирится ли с ней или будет противиться жесткой жизненной ситуации.
Истинная христианка вряд ли решится выйти замуж за мусульманина, даже большая любовь - это не повод отказываться от веры своих предков. А если это все же произошло, такая вероотступница отходит от христианской морали, теряет себя в Боге. Он отворачивается от нее, осознание этого будет терзать ее душу всю дальнейшую жизнь.
Нелегко переломить себя человеку, привыкшему жить свободно, без диких в 21 веке табу. А таких в исламе много для мужчин, а еще больше для женщин. Например, исламский проповедник Абу Иса ат-Тирмизи, живший в 9 веке, говорил: «Если женщина непослушна или нескромна, муж имеет право бить ее, но не ломать кости». Он считал, что если муж желает близости с женой, она должна беспрекословно подчиниться, «даже если печет хлеб у печи», так как она «не властна над своим телом, даже ее молоко принадлежит мужу».
О неравенстве женщин говорит шариат. Например, в суде свидетельство двух женщин равно показаниям одного мужчины. Мусульманин может изменять жене, и что интересно, может заключать краткосрочные браки от одного часа до года. Фактически это разрешение проституции.
И не дай бог жене посмотреть на чужого мужчину или ее уличат в прелюбодеянии. Это может закончиться весьма печально, например, могут забить камнями. Такое наказание практикуется не во всех мусульманских странах, но вот в Сомали в 2008 году был случай, когда забили девочку-подростка только на том основании, что ее якобы изнасиловали трое мужчин. Исламистские власти расценили это так, что она спровоцировала их на насилие.
О таких и многих других последствиях брака с мусульманином православная должна непременно знать, прежде чем принимать решение о замужестве с магометанином. Чтобы потом все жесткие ограничения прав и свобод женщины, царящие в мусульманском обществе, не были для нее тяжелой обязанностью. Если же это не останавливает - любовь превыше всего, тогда на счастье.
Но чаще всего женщины имеют весьма смутное представление о последствиях брака с мусульманином. В Советском Союзе нередки были случаи, когда девушка выходила замуж за парня из Средней Азии. Допустим, он служил, где она проживала. Солдат казался милым и надежным человеком, а по приезду с молодой женой к себе домой вдруг оказывался деспотом. Родственники его тоже не хотели ее признавать. И это для женщины становилось большой трагедией.
Сегодня мусульманин нередко увозит подругу в свою страну. Все корни с родными обрываются. А что может случиться с ней на чужбине, если жизнь не сложилась, говорить тяжело. Много мытарств приходится на долю несчастной, и хорошо, если удастся вернуться на родину. А кто-то смиряется со своей долей. Но вряд ли такую судьбу можно назвать счастливой.
В наше неспокойное время особенно опасно, что среди молодых мусульман появились проповедники, которые расписывают славянкам прелести ислама и даже женятся на них. А на самом деле вербуют женщин в ряды различных террористических групп, запрещенных на территории России. И это самая ужасная сторона брачных союзов с мусульманами. Бывает, что такие женщины становятся террористками-смертницами.
Смотрите видео о браке христианки и мусульманина:
Многие верующие или изучающие религию люди хоть раз задавали себе вопрос, в чём разница религий: ислам и христианство, восток и запад.
Эта статья расскажет о том, какие существуют сходства и различия между казалось бы абсолютно разными религиями: ислам и христианство.
Чтобы ответить на вопрос что появилось раньше, необходимо обратиться к истории. Мусульманство было основано арабскими купцом по имени Мухаммед (в других источниках Магомед) около 7 века нашей эры.
Христианство появилось же намного раньше в 1 веке нашей эры на основе ветхого иудаизма.
Пророком в христианстве стал Иисус Христос, со дня рождения которого, ведётся летоисчисление. Из этого следует, что христианство появилось раньше.
Точной даты основания христианства и ислама не существует, однако существуют года, к которым приписывают возникновение той или иной религии. Для христианства это 33 год нашей эры, для ислама – 622 год нашей эра.
Из этого следует, что по современным расчётам христианству около 1985 лет, а исламу 1396 лет. Значит христианство старше ислама примерно на 589 лет.
Христианство и ислам тесно связаны с момента их появления. Эти религии произошли из иудаизма. Также они связаны противоречиями, которые во все времена вызывали войны между ними.
В Коране присутствует множество сюжетов из христианства: о Деве Марии, Иоанне Крестителе, об Иисусе Христе, который обладал способностью творить чудеса, о его смерти и воскрешении.
Ислам как более молодая религия подчеркнула многие знания христианства, на которые впоследствии опирались основные положения в Коране.
Хотя и существуют некоторые сходства и взаимосвязь между этими религиями, их различия более явные и значительные. Итак, ислам отличается от христианства в таких областях:
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо сделать отсылку к священным писаниям.
Так, ислам учит, что Аллах является всемогущим Создателем и Правителем всего, что есть. Мусульмане подчёркивают абсолютное единство Бога с человеком, которое не признаёт разделения. Воля Божья является воплощением его любви и милосердия.
Однако Аллах может быть и гневным, если не выполняют его Волю. Слово ислам означает подчинение. Также, согласно Исламу Бога нельзя считать отцом, у него нет сына. Аллах не любит грешников (Сура 3: 140).
Подобно Исламу, христианство учит, что Бог является Создателем и Правителем всего. На этом сходства заканчиваются. Христиане верят в одного Бога, который существует в трёх персонах (Отец, Сын и Святой дух), которые разделяют одну неделимую сущность. Бог имеет во власти только любовь и милосердие. Согласно христианству, Бог-отец имеет вечные отношения с Богом-сыном. Бог любит даже грешников (Римлянам 5: 8).
Немногие знают о том, как на самом деле называют верующие ислама христиан. Поскольку в соответствии с Кораном, христиане не верят в Аллаха, их называют неверные или люди Писания.
Поскольку ислам основывался на христианстве, в его характеристиках существуют общие черты, к ним относят:
Христианство распространено во всём мире, поэтому превышает количество верующих ислам. Однако так как православие является одним из ответвлений христианства, то оно насчитывает 320 млн. человек, ислам же – 1.8 млрд. человек.
Грехи в христианстве имеют восьмиступенчатую систему и включают в себя такие пороки:
Что касается ислама, то его пороки подразумевают не только нравственные, среди которых высокомерие, гордыня, самолюбие, лицемерие, зависть, хитрость и жадность, но и другие пороки. К которым относят: грехи неверия и грехи тела (глаз, ушей, языка, рук, ног, живота и половых органов).
Все конфликты имеют начало и конец, но один, продолжающийся почти четырнадцать столетий, кажется, не прекратится никогда. Это историческая борьба, в которую включается поколение за поколением. Это борьба между исламом и христианством за души всех живущих на земле. Это величайший (хотя и не всегда признаваемый) спор, затрагивающий величайшие проблемы, а именно - цель существования человечества и его окончательную судьбу. Каждая из этих религий объявляет центральную личность своего учения - Иисуса Христа, Спасителя мира, или Мухаммада, всемирного пророка, - последним посланником Бога ко всему человечеству. У каждой из них своя миссия - распространение евангельской вести по всей земле или установление уммы (общины), охватывающей весь мир. Каждая религия уверена в своем окончательном торжестве над всеми религиями, философиями и властями, которые оспаривали свое право на преданность человечества. Естественно, эти религии не могли не вступить в конфликт.
Эта книга рассматривает острое противостояние ислама и христианства, в частности аргументы, используемые мусульманами в дискуссиях с христианами с целью утвердить превосходство ислама посредством неумолимого опровержения достоверности христианского Писания и истинности его основополагающих доктрин. Любой христианин, который вовлек в беседу мусульманина, очень быстро обнаружит, что тот экипирован броней из возражений, которые постоянно пускает в ход, стремясь подорвать авторитет Евангелия и смутить христианина, вынуждая его занять оборонительную позицию.
Атака мусульман на христианство
Проблема противостояния христиан и мусульман восходит ко времени самого Мухаммада. Коран - Священная Книга мусульман - содержит множество полемических утверждений, противостоящих христианской вере, причем не только выступает против нее, но и предлагает разумные доводы для ее опровержения. В первые столетия истории ислама мусульманские ученые написали множество книг, в которых они оспаривали чистоту Священного Писания (Ибн Хазм), учение о триединстве Бога (Абу Иса ал-Варрак), социальную структуру христианcкого общества (ал-Джахиз), убежденно доказывая при этом, что и Ветхий, и Новый Завет пророчествует о Мухаммаде (ат-Табари). В наше время массовыми тиражами издаются полемические материалы, в частности трактаты Ахмада Дидата, мусульманского проповедника из Южной Африки.
Христиане нередко давали достойный отпор, обоснованно возражая против полномочий Мухаммада как пророка и предоставляя многочисленные доказательства, опровергающие утверждения, будто Коран является Словом Божьим. Однако нередко резкие выступления обеих сторон были весьма необъективными и неуравновешенными. Самые прекрасные идеалы одной веры противопоставлялись ее сторонниками примерам порочной практики приверженцев другой веры, при этом спорящие стороны не вступали в прения, сознавая, вероятно, нечестность своего метода. Например, христиане могут убедительно доказать, что в странах мусульманского мира очень плохо обращаются с женщинами, противопоставляя этому явлению библейское учение о том, что женщины наравне с мужчинами имеют право вести достойную жизнь в моногамном браке (см.: Еф. 5:28–33), но при этом они не принимают во внимание большое количество разводов и повсеместную безнравственность, царящую в западных странах. Мусульмане же будут учить, что ислам - это религия совершенного мира, игнорируя при этом факты многочисленных конфликтов в мусульманском мире: бомбежки посольств, угоны самолетов, взрывы в торговых центрах и т. п., совершаемые во имя ислама. Они будут также заявлять, что всемирное сообщество мусульман находится вне всякого сравнения с христианской Церковью, расколотой много веков назад, не обращая внимания на наличие огромного количества конфликтующих сект в исламе и на тот факт, что исламское единство - это по сути единообразие богослужений, основанное на строго предписанной форме мусульманских молитв, поста, омовений и хаджа (паломничества).
Цель моей книги - рассмотреть аргументы мусульман против христианства и дать на них убедительные ответы, которыми могут воспользоваться христиане. Я в течение более чем двадцати пяти лет принимал участие в дискуссиях с тысячами мусульман в Южной Африке и выслушал почти все возражения, которые они могли выдвинуть против Писания и христианской веры. Также я внимательно прочел все мусульманские книги и брошюры, перечисленные в конце этой книги. Могу с искренней убежденностью заявить, что никогда не слышал от мусульман ни одного аргумента, который нельзя было бы компетентно опровергнуть.
В шести разделах моей книги приведены аргументы против христианства, наиболее часто используемые мусульманами в личных беседах с христианами. На каждый из них я привожу обоснованные возражения, дабы христиане из первых рук получили примеры того, как следует вести полемику.
Позиция мусульман, приводящая к поражению христиан
В личных беседах с мусульманами я часто обнаруживал с их стороны определенное отношение, которое препятствовало ведению полезной дискуссии. В идеале и христиане, и мусульмане должны доказывать свои позиции с одной общей целью - открытия высших истин. Однако мусульмане часто стремятся только к одному - создать помеху христианскому свидетельству, выставляя свои аргументы, как дымовую завесу, а не платформу для диалога. Например, я часто слышал вопросы такого рода: «Как может Бог иметь Сына, если у Него нет жены?» или «Если Христос умер за ваши грехи, то не значит ли это, что вы можете грешить, как вам вздумается?» и т. д., как если бы само возражение содержало доказательство их позиции и было последним словом по обсуждаемому вопросу. Часто мусульмане не желают выслушать ответ, не говоря уже об опровержении их позиции.
Очень немногие мусульмане имеют правильное представление о христианстве. Христиане обвиняются в поклонении трем богам, Новый Завет представляется измененной версией Ветхого Завета, который считается оригинальным Писанием. Эти мусульмане, основываясь на материалистической точке зрения, скептически относятся к божественности Христа. Они утверждают, что Бог не может иметь Сына, поскольку не имеет жены, хотя Коран учит, что Божьей волей Мария могла иметь сына, даже если у нее не было мужа (см.: сура 19.20–21)!
В таких случаях христианам, пытающимся переубедить мусульман, следует запастись терпением. Другая причина нередкого поражения христиан - это склонность многих мусульман вольно и в резкой форме критиковать достоверность Библии или основополагающих догматов христианского вероучения и в то же время обижаться, когда противники меняются ролями и критике подвергаются Коран и ислам. Однако христиане и в этом случае должны быть терпимыми и сохранять выдержку, не прибегая к методам противника. Некоторые мусульмане спорят с единственным намерением - придраться к чему-нибудь и не желают выслушать разумные ответы. У меня часто случались неожиданные столкновения с мусульманами, когда для убедительного ответа на их дерзкие возражения против нашей веры требовалось время. Иногда невозможно ответить с той же краткостью и выразительностью, с какими был высказан аргумент. Однако даже если мусульмане согласились с предложенными им разъяснениями, потом они будут торжествующе повторять те же самые аргументы, как будто те не были опровергнуты. В таких случаях необходимы терпение и настойчивость!
На аргументы мусульман необходимо отвечать
Некоторые могут сказать: «Зачем вообще спорить?», то есть почему бы просто не обменяться мнениями по поводу различий в наших вероучениях и оставить в покое все разногласия? Существует ряд причин, в силу которых христианин, если он верен своей религии и самому себе, должен быть готов ответить на возражение мусульманина и противостать его аргументам.
Во-первых, если вы не в состоянии защитить свою веру, то мусульманин решит, что вы, будучи ревностным в ней, может быть, не в состоянии объяснить ее. Ваше нежелание сразиться с мусульманином убедит его в том, что в действительности ваша религия несостоятельна. Во-вторых, если вы можете не только заявить, во что вы верите, но и убедительно объяснить, почему вы в это верите, тогда мусульманин более охотно выслушает вас, зная, что вы на личном опыте убедились в истинности своей веры и можете доказательно защитить ее. В-третьих, когда мусульмане становятся христианами, они неизменно хотят сразу же точно знать, какие существуют аргументы в пользу той веры, которую они теперь исповедуют, тем более что бывшие единоверцы будут принуждать их вернуться в ислам и им необходимо хорошо подготовиться, дабы противостоять этому давлению. Апостол Петр говорил о готовности христианина смело принять брошенный ему вызов и так же ясно определял дух, в каком следует отвечать спорящему с ним:
…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
1 Пет. 3:15–16
Апостол Павел никогда не уклонялся от своего долга приводить достаточные основания в подтверждение того, во что он верит. Находясь в обществе иудеев, любящих спорить и преуспевших в этом деле, он «говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых…» (Деян. 17:2–3). Павел не был склонен довольствоваться простым обменом религиозными взглядами, надеясь, что евангельская весть окажется достаточно привлекательной сама по себе. Он знал, что ему необходимо подтверждать каждое свое слово в споре с клеветниками. В другом случае он сказал: «…ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия…» (2 Кор. 10:4–5), показав себя человеком, глубоко изучившим предмет и совершенно уверенным в своей способности подтвердить истину, в которую верит.
В деле евангелизации мусульман очень важна способность христиан противостать аргументам и возражениям, которые мусульмане всегда готовы выдвинуть против христианства. В следующем разделе мы рассмотрим, в каком духе следует давать ответ.