Усадьба голицыных на волхонке. Дальнейшая судьба усадьбы

апреля
2012

Усадьба Лопухиных — Потемкиных — Протасовых

Колено Малого Знаменского переулка — чудо усадебной Москвы. Отрезок переулка, идущий от Волхонки, упирается в ворота усадьбы Вяземских, отрезок от Знаменки — в ворота усадьбы Лопухиных, и оба отрезка зрительно замкнуты на барские дома. Выйдя из ворот Вяземских, мы сразу входим в ворота Лопухиных — современного Музея Рериха (Малый Знаменский, 3).

Сами ворота замечательны решеткой XIX века с растительным мотивом, составляющим контраст классическому портику усадебного дома.

Архитектура главного фасада иллюстрирует позднейшие страницы истории усадьбы, так что обратная последовательность рассказа здесь оправданна.

Бросается в глаза пышный герб во фронтоне, построенный по всем законам геральдики. Это второй из трех обещанных гербов Волхонки. Щит увенчан зубчатой короной — знаком графского достоинства Александра Яковлевича Протасова. Графская корона была ему пожалована Александром I в год, когда сам Александр венчался царской шапкой. Пожалована «во изъявление признательности Нашей к ревностным его трудам, при воспитании Нас понесенным».

На классической глади стены в двух местах выступают объемные наличники XVII века. Один из них не совпадает с позднейшим окном. Наличники, конечно, экспонированы реставраторами.

Дворовый фасад целиком восстановлен на XVII век. Бросается в глаза наружное крыльцо, воссозданное от фундаментов по аналогиям. Правее видна заложенная проездная арка — модный прием тех лет, странно сочетавшийся со свободной постановкой дома в центре двора.

По свидетельству мемуариста Берхгольца, Петр поселил в доме пленников Полтавы – фельдмаршала Карла Густава Реншильда, обер-маршала Карла Пипера и других. Пипер содержался в Москве до 1715 года и умер в Шлиссельбурге в 1716-м; Реншильд был обменен на стокгольмских узников – князя Ивана Трубецкого и генерала Автомона Головина — в 1718-м. В том же году был арестован и казнен Авраам Лопухин. Выходит, шведы содержались в доме Лопухиных до его конфискации.

А после конфискации в усадьбе разместилось отделение полотняной фабрики Ивана (Джона) Тамеса.

Император Петр II — сын царевича Алексея и внук царицы Евдокии — вернул конфискованные палаты детям Авраама Лопухина. Тогда в Москву вернулись и царица Евдокия, и сама столица.

Согласно клировым ведомостям, в доме Лопухиных некоторое время жил архитекторский ученик князь Дмитрий Васильевич Ухомский — будущий корифей барокко, строитель Красных ворот и колокольни Троице-Сергиевой лавры.

В роду Лопухиных палаты оставались до 1774 года.

Тот год стал знаменательным для обитателей всех древних барских гнезд у Колымажного двора. Екатерина назначила Москву центром торжеств о мире с турками и готовилась прибыть в первопрестольную для встречи победителя — Румянцева. В отсутствие Кремлевского дворца, так и не возведенного Баженовым, императрица заняла так называемый Пречистенский дворец.

Пречистенским (по тогдашнему названию Волхонки) дворцом служил конгломерат из трех домов, приобретенных либо нанятых короной и соединенных временными залами и переходами. Бывший дом Лопухиных предназначался дежурным кавалерам.

Именно бывший: Екатерина писала барону Гримму из Москвы, что этот дом теперь принадлежит ей и «назначен тем, кому необходимо жить при дворе. Прочие из свиты помещаются в десяти или двенадцати нанятых домах».

Не исключено, что за множественным числом дежурных кавалеров скрывается единственный дежурный кавалер — Потемкин. Слишком значительное, церемониальное место занимают «покои Потемкина» в хронике Пречистенского дворца. Так, 13 февраля 1775 года у фаворита давали обед в честь европейских посланников. 8 июля фельдмаршал Румянцев, главный герой торжеств, прибыв в Москву, посетил в Пречистенском дворце императрицу, затем наследника, затем Потемкина. Похоже на хождение из дома в дом по переходам. 30 сентября в покоях Потемкина праздновались его именины.

Красноречивее всего то обстоятельство, что после упразднения дворца бывшие палаты Лопухиных оказались собственностью матери Потемкина Дарьи Васильевны и оставались за ней, а фактически за ее сыном, 12 лет.

Если учесть, что родовой двор у Никитских ворот Потемкин отдал для строительства церкви Большого Вознесения, а землю на Воронцовом Поле приобрел, но не застроил, то палаты Лопухиных с гербом Протасовых — единственный сохранившийся в Москве дом светлейшего князя Таврического.

Усадьба Голицыных

Собственной (императорской) половиной Пречистенского дворца стал дом князя Михаила Михайловича Голицына (Малый Знаменский переулок, 1/14, угол Волхонки). Это главный сохранившийся адрес Екатерины Великой в черте старой Москвы. (Действительно, Петровский замок расположен за заставой, в лефортовский Екатерининский дворец хозяйка никогда не въехала, а существующие жилые покои Кремлевского дворца относятся к другим эпохам.)

Летом 1774 года императрица спрашивала Голицына в письме, «нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась». Ответ князя был понятен заранее. Вероятно, дом Голицына приглядели из-за близости Колымажного двора, способного разместить придворный «поезд». Поверх двора был виден близкий Кремль.

За четыре месяца, к Новому году, «тысячи рук» под началом Матвея Казакова приспособили и соединили переходами дома, вошедшие в состав дворца, а позади голицынского дома построили особый деревянный корпус с тронным залом.

Императрица отозвалась о дворце в своем моцартиански легком эпистолярном стиле: «…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…» После чего Казаков… получил звание архитектора и заказы на Петровский дворец и кремлевский Сенат.

В числе не заделанных дверей оставалась одна особенная. По словам историка Петра Бартенева, «из дома князя Голицына проделана была дверь в соседний по переулку дом, принадлежавший матери Потемкина… о чем все старые слуги помнят».

Тайные супруги провели в Москве весь 1775 год — второй год своего брака. 12 июля в Пречистенском дворце сорокашестилетняя Екатерина последний раз родила. Девочку назвали Елизаветой Темкиной и отдали в семью графа Самойлова — племянника Потемкина.

Накануне церемониальных действ императрица ночевала в Кремле. Сложная дислокация 1775 года отвечала ее двойственному отношению к Москве. По-петербургски не любя первопрестольную, Екатерина все-таки была народной, земской государыней, принявшей именно в Москве и от Москвы звание матери Отечества. А в Занеглименье Екатерина, как когда-то опричный царь Иван, культивировала частность. Пречистенский дворец стал опытом возобновления средневековых импульсов и смыслов Занеглименья, опричного Чертолья.

На заднем дворе голицынской усадьбы, главным фасадом на Пречистенку (Волхонку), Казаков поставил деревянный корпус с тронной и бальной залами, гостиной и церковью. По окончании торжеств Екатерина повелела перенести эту постройку на Воробьевы горы, на фундаменты старинного дворца царей. Франческо Кампорези оставил нам рисунок Воробьевского дворца. Фундамента на старом месте нет, поскольку тронный корпус стоял на сваях. Сохранились только план, разрез по тронной зале и чертеж иконостаса. На разрезе видим трон под сенью, переход к голицынскому дому и часть барочного фасада соседнего дома – резиденции наследника Павла (о ней ниже).

Князь Голицын не переставал владеть усадьбой в пору пребывания императрицы. Вообще, усадьба не была склонна «менять фамилию»: Голицыны владели ею до 1903 года. Родовые имена Голицыных с Волхонки — Михаил, Сергей, Александр, их подмосковная — Кузьминки.

Владение у Колымажного двора стало голицынским в 1738 году. Его приобретатель князь Михаил Михайлович младший сделал военно-морскую карьеру. Молодым офицером прославившись в морских победах при Петре, стал президентом Адмиралтейств-коллегии при Елизавете Петровне. Пережил всех известных сподвижников Петра Великого. Петербург долго не отпускал князя к московскому дому, остававшемуся одноэтажным. Лишь на рубеже 1760-х годов старик предпринял его перестройку, заказав проект своему подчиненному — архитектору морского ведомства Савве Чевакинскому.

Знаменитый автор Никольского морского собора и Фонтанного дома в Петербурге, Савва Иванович исполнил чертежи, осуществленные на месте с изменениями. О наружности адмиральского дома можно судить по торцевой (беленой) части правого флигеля и по усадебным воротам. Дом строился на переломе от барокко к классицизму и на пороге «золотого века» вольности дворянства. Освобожденное от обязательной службы дворянство предпочло Петербургу Москву.

Особенно внушительны ворота, увенчанные княжеским гербом — третьим из уцелевших на Волхонке. Вместе здешние гербы составляют энциклопедию геральдики. После нетитулованных дворян Воейковых и графов Протасовых — князья Голицыны. Княжеский щит венчает «просечная» корона.

В изящную воротную решетку вплетен латинский вензель «PMG» — «принц Михаил Голицын».

Входя в ворота, представляешь, как и сколько раз эти ажурные металлические створы открывались перед Екатериной Великой.

Приютил императрицу не адмирал, давно покойный, а его сын, носивший то же имя, генерал-поручик. В конце столетия князь перестроит дом, и Казаков включит его в свои Альбомы лучших зданий города. На чертеже фасада видно, что вход располагался в правой части дома. Сохранился цилиндрический, с росписями, свод над парадной лестницей, но само лестничное помещение теперь разделено междуэтажным перекрытием. Главный дом искажен надстройкой двух этажей в 1930 году. Правый флигель, расширенный пристройкой к западу, сохранил глубокую колонную лоджию.

С новой наружностью дом вошел в новый век – и скоро снова попал в большую историю. В 1812 году здесь разместился штаб наполеоновского шталмейстера, благородного Армана Луи де Коленкура. Сам Коленкур писал об этом так:

«Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся», — судя по плану Москвы 1813 года, Коленкур спас дома Протасовых (бывший Лопухиных, Потемкиных) и Тутолмина (бывший Вяземских). – «Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину».

В спасенном доме Коленкур поместил 80 погорельцев. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни».

Хозяином голицынского дома в 1812 году был князь Сергей Михайлович. Попечитель Московского учебного округа в 1830-1835 годах, князь обрек себя на литературное бессмертие. Вот лишь два знаменитых отзыва:

«Наши вельможи думают, что ученость нельзя впускать в гостиную. Голицын, как шталмейстер, конюшнею заведывает, но лошадей к себе не впускает» (Вяземский).

«Он долго не мог привыкнуть к тому беспорядку, что когда профессор болен, то и лекции нет, он думал, что следующий по очереди должен был его заменять, так что отцу Терновскому пришлось бы иной раз читать в клинике о женских болезнях, а акушеру Рихтеру толковать бессеменное зачатие» (Герцен).

Герцен пристрастен: Голицын вел следствие по его делу. Для оглашения приговора двадцать участников студенческого кружка были доставлены в дом князя. На чью-то реплику: «Моя жена беременна» хозяин дома цинично отвечал: «В этом я не виноват».

Жена самого Сергея Михайловича покинула его вскоре после свадьбы. В Петербурге Евдокия Ивановна, урожденная Измайлова, стала знаменита тем, что бодрствовала и принимала гостей по ночам, дабы обмануть судьбу: гадалка предсказала ей смерть во время ночного сна. Отсюда прозвище «Princesse Nocturne». Пушкин, конечно, посещал Принцессу ночи и посвятил ей два стихотворения, в том числе знаменитое:

Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел –
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.

Московский дом Голицыных поэту также был известен. Настолько, что Александр Сергеевич хотел венчаться в его домовой церкви, но митрополит Филарет указал на приходскую церковь невесты — Большое Вознесение. Церковь помещалась на втором этаже в северном крыле дома.

Поколения Голицыных собирали западную живопись. Знаменитый некогда музей Голицынской больницы частью вошел в домашнее собрание князя Сергея Михайловича, пополненное, в свою очередь, его племянником, послом в Испании князем Михаилом Александровичем. В память об этом Голицыне пять парадных залов дома на Волхонке стали бесплатным музеем.

Двадцать лет, с 1865 года, здесь экспонировались Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, одиннадцать Роберов, Рубенс, Тициан… — всего 182 картины, а также книги и редкости.

Увы, новый владелец этого сокровища, сын собирателя Сергей Михайлович Голицын (второй) был «другом лошадей, а не книг». В конце концов князь решился поправить свои дела за счет «московского Эрмитажа», и всю художественную часть коллекции купил Эрмитаж петербургский.

Голицынский музей предшественник Пушкинского лишь по месту, не по собранию.

«Друг лошадей» не жил в фамильном доме. Еще когда музей работал в парадном этаже, жилой первый этаж сдавался квартирантам.

«Никуда я не перееду, — зарекался Александр Николаевич Островский, многолетний житель Воронцова Поля. — Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына». Что и произошло в 1877 году.

Из письма Островского доверенному лицу: «Так как смотритель дома говорил серьезно жене, что прежде, чем заключить условие, они соберут справки о нравственных качествах того лица, которому сдают квартиру, то можно сообщить ему некоторые из моих достоинств, не крупных (чтоб не поразить)».

Квартиру составляли передняя, приемная, людская, три детские (для шестерых детей писателя), гувернантская, спальня, столовая, буфет, кладовая, кухня и кабинет. Здесь закончена пьеса «Последняя жертва», написаны «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». Это были последние девять лет жизни драматурга.

В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков. Спустя полгода, 27 января 1886-го, вождь славянофилов, один из создателей общественного мнения Балканской кампании умер за столом, редактируя свою газету «Русь», в комнате окнами на храм Христа Спасителя.

В мае, готовясь занять казенную квартиру театрального ведомства, Александр Николаевич переехал в гостиницу «Дрезден», а затем в усадьбу Щелыково, где умер 2 июня.

Тем же летом с третьей квартиры на Волхонке съехал вождь московских западников, бывший городской голова Борис Николаевич Чичерин.

А осенью из дома выехали Брейгель, Рембрандт, Тициан, одиннадцать Роберов и все иные обитатели второго этажа.

В конце столетия «друг лошадей» Сергей Михайлович перестроил левый флигель голицынской усадьбы по проекту архитектора Василия Загорского (будущего автора Консерватории). Получившееся здание стало меблированными комнатами «Княжий двор».

Мемориальная доска на эклектичном фасаде посвящена Сурикову. По словам его биографа Максимилиана Волошина, автора блестящей книги «Суриков», художник провел «всю вторую половину своей жизни настоящим кочевником — по меблированным комнатам, правда, по дорогим и комфортабельным, но где ни одна вещь не говорила об его внутреннем мире. Но всегда и всюду с ним переезжал большой старый кованый сундук, в котором хранились рисунки, эскизы, бумаги, любимые вещи. Когда раскрывался сундук — раскрывалась его душа».

Художники вообще любили останавливаться в «Княжьем дворе». Тем более что в 1903 году усадьбу Голицына купило Московское Художественное общество. В гостинице Бунин утешал от имени общественности Репина, узнавшего о нападении маньяка на картину «Иван Грозный и сын его Иван».

Ныне в «Княжьем дворе» Галерея западного искусства Пушкинского музея с новым фасадом по Волхонке. Фасад потребовалось оформлять после сноса флигеля, примыкавшего к торцу бывшей гостиницы со стороны Волхонки.

Флигелей, собственно, было два. Они фланкировали боковой, служебный двор усадьбы, парадоксально выходивший на главную улицу. Снос флигелей в советские годы предприняли для расширения Волхонки. (Старую красную линию держит ограда Пушкинского музея.)

Московское Художественное общество приспособило флигели для квартир своих членов. В правом, примыкавшем к гостинице «Княжий двор», с 1911 года жила семья Леонида Пастернака. Окна квартиры были обращены во двор и на Волхонку. Борис Леонидович Пастернак прожил здесь 25 лет с перерывами. «Зимой нам расширят жилплощадь, / Я комнату брата найму», — мечтал он. Лишь в середине 1930-х годов поэт получил квартиру в писательском доме напротив Третьяковской галереи.

На памяти Пастернака главный дом усадьбы стал Коммунистической академией и был надстроен. Ныне это Институт философии Российской Академии Наук. Левый флигель сохранял раннеклассическую внешность. Он появился после разборки тронного корпуса Пречистенского дворца, то есть в последней четверти XVIII века.

На фотографии начала 1930-х годов позади левого флигеля расчищена площадка. Через несколько лет здесь появится автозаправочная станция в стиле ар деко – единственный реализованный фрагмент грандиозного проекта Дворца Советов. Сегодня это «кремлевская», режимная бензоколонка – между прочим, последний рудимент древней функции Государевых конюшен.

Пушкинский музей, согласно концепции своего развития, занимает всю усадьбу Голицыных. Институт философии с удивлением узнал, что, согласно распоряжению правительства, должен покинуть свой дом. На заднем дворе усадьбы, на месте автозаправки, и на переднем дворе соседней усадьбы Румянцевых (см. ниже) проектируется Выставочный корпус ГМИИ – пресловутый «пятилистник». Автозаправка, выявленный памятник, то ли сносится, то ли переносится. Воссоздается прежняя красная линия Волхонки, но на месте снесенных когда-то флигелей высаживается бульвар.

Усадьба Румянцева-Задунайского — Первая мужская гимназия

Этот господский дом развернут на Волхонку, отступая вглубь двора (№ 16/2). Пройти к нему можно и с улицы, и из Большого Знаменского переулка, и через задний двор Голицыных, как, вероятно, ходила Екатерина.

В отличие от дома Голицыных, дом князей Долгоруковых был императрицей выкуплен. В составе Пречистенского дворца именно этот дом предназначался наследнику.

Цесаревич Павел Петрович очутился в двухэтажных каменных палатах, построенных до 1754 года, когда князь Владимир Сергеевич Долгоруков получил их в приданое за женой, урожденной Ладыженской. Барочные палаты Ладыженских – Долгоруковых остаются ядром многократно перестроенного здания и недавно выявлены в объеме левого крыла. А на разрезе Пречистенского дворца видна часть правого крыла.

Теперь, когда мы знаем принцип Пречистенского дворца, стоит сделать неожиданное географическое отступление.

Московским летом 1775 года Екатерина и Потемкин присмотрели себе дачу — имение Черная Грязь, вскоре приобретенное у князя Кантемира и переименованное в Царицыно. Влюбленные и там пожили; вечно дежурный генерал-адъютант Потемкин находился при императрице, во временных ее покоях, до наших дней не сохранившихся.

Капитальный Царицынский дворец, заказанный Баженову, был тесной постановкой трех самостоятельных и равных между собой корпусов. Два корпуса предназначались Екатерине и Павлу, а третий назывался Большим Кавалерским. В таком решении нельзя не усмотреть принцип Пречистенского дворца с его тремя домами. Большой Кавалерский корпус в Царицыне соотносился с палатами Лопухиных в Пречистенском дворце и, по аналогии, предназначался Потемкину. (К этой же мысли склоняется исследователь Лидия Андреева.)

Чем не основание для сноса через десять лет, когда императрица прибыла принять работу? Царицынская композиция стала болезненным напоминанием давно прошедшего. Не надгробным еще, но меланхолическим памятником счастью с Потемкиным. Подобранный самим светлейшим князем дежурный кавалер 1785 года едва ли соответствовал баженовскому масштабу.

Возражение, что планировка Большого Кавалерского корпуса была рассчитана на нескольких жильцов, не отменяет сказанного. Тайное назначение корпуса потеряло актуальность очень скоро, а сохранилось явное, официальное назначение — быть пристанищем нескольких высших придворных. Наконец, с рождением Александра и Константина Павловичей устарела вся структура царицынского дворца, опробованная на Волхонке.

Вообще, интересно сопоставить полную схему Пречистенского дворца, включавшую еще «десять или двенадцать нанятых домов», с полной схемой баженовского Царицына. Например, найти там аналог Колымажному двору.

После отъезда Павла его пречистенский дом стал собственностью главного героя торжеств 1775 года — фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева.

Вот имя, заставляющее вспомнить, что, собственно, праздновалось. Сражения при Ларге, Кагуле, Чесме — и мир при Кучук-Кайнарджи. Взятие Керчи как первого порта России на Черном море, с правом свободного плавания. Перенос турецкой границы с Днепра на Южный Буг и выход к морю между этими реками. Присоединение Кубани и Терека. Переход Крымского ханства в зависимость от России. Дипломатическое утверждение права России заступаться за Молдавию и Румынию.

Волхонка, 16 — главный адрес Румянцева-Задунайского в Москве. Да, снова главный – как и соседние адреса Екатерины, Потемкина, Карамзина. «Осевое время» Волхонки – «золотой век» Империи. Румянцев владел домом восемнадцать лет. Лишь в 1793 году, незадолго до смерти, он продал усадьбу и купил другую (ныне Маросейка, 17). Впрочем, фельдмаршал нечасто был московским жителем. И до, и после турецкой войны он отправлял трудную должность генерал-губернатора Малороссии.

По преданию, Румянцев умер от известия о воцарении Павла, жившего когда-то в его московском доме.

После Румянцева дом стремительно менял владельцев, был надстроен, горел в 1812 году, а восстановленный, стал домом 1-й Московской мужской гимназии. Сначала университетская, затем губернская, гимназия располагалась здесь до самого 1917 года. Список учеников блистает именами: Погодин, Кропоткин, Островский (жизненный круг которого чуть не замкнулся по соседству, у Голицыных), Владимир Соловьев…

Передний двор, в который выходили эти дети, со временем стал садом. Сохранилось направление центральной аллеи — на храм Христа Спасителя. При расширении Волхонки снесена ограда с орлами на воротах, и структура усадьбы потеряла былую ясность.

Это не значит, что усадьбы не существует. Что на месте ее двора и сада можно проектировать какие-либо «пятилистники».

Дом Волконских — Первая мужская гимназия

Гимназии принадлежал и следующий дом по улице, последний, на углу бульвара (№ 18). Не в пример соседям, дом шагнул на линию улицы. Известны шесть фамилий, владевшие усадьбой до ее приобретения в казну. Мы выделим владельцев XVIII века, князей Волконских, Семена Федоровича с потомками. Волхонка завершается, как началась — своей излюбленной фамилией.

Со дня своего основания Институт располагается в бывшей усадьбе князей Голицыных - здании, построенном в XVIII веке и уцелевшем во время пожара 1812 года. Этот особняк, находящийся под охраной государства как памятник зодчества, - свидетель многих событий в истории и культуре нашей страны; важнейших философских и научных дискуссий последнего столетия; в его историю вписаны имена выдающихся отечественных мыслителей, ученых и общественных деятелей, писателей и поэтов, композиторов и художников. В его стенах с конца XIX века работали Московская консерватория и Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского, высшие и средние учебные заведения, ряд академических институтов, общественных объединений. Дом на Волхонке, 14 стал неотъемлемой частью научно-гуманитарной культуры Москвы, своего рода символом отечественной философии.

В 1775 г. голицынский дворец на Волхонке был превращен в резиденцию Екатерины II на время ее пребывания в Москве. Просвещенная императрица поддерживала активное общение с ведущими философами своего времени Вольтером и Дидро, стремилась в своей деятельности следовать идеалу «философа на троне».

Поэт и мыслитель, издатель и публицист, «пламенный боец славянофильства», бывший глава московского Славянского комитета и Общества любителей российской словесности, И.С.Аксаков скончался в доме на Волхонке, 14, за своим рабочим столом, редактируя очередной номер газеты «Русь» 27 января 1886 г.

В 1834 г. в доме на Волхонке побывал молодой А.И.Герцен, вызванный к попечителю московского учебного округа князю С.М.Голицыну. Отстаивая свои антикрепостнические убеждения, Герцен, в частности, отвечал князю, что Екатерина II, которую помнят стены этого дома, «не велела своим подданным зваться рабами».

В середине 80-х годов XIX века на квартире у И.С.Аксакова часто бывал выдающийся русский философ Вл.С.Соловьев, автор газеты «Русь» и участник философских дискуссий в доме на Волхонке.

В 80-е годы XIX века в доме на Волхонке одновременно квартировали яркие представители двух ведущих направлений русской социально-философской мысли того времени - западничества и славянофильства - Б.Н.Чичерин и И.С.Аксаков. Годы жизни на Волхонке оказались особенно плодотворными для Б.Н.Чичерина как ученого и общественного деятеля: в этот период он был избран на пост московского городского головы, написал книгу «Собственность и государство», продолжал работу над главным научным трудом своей жизни - многотомной «Историей политических учений».

В 20-е годы XX века в квартире № 9 дома на Волхонке, 14 жил Б.Л.Пастернак. В молодости будущий великий поэт был всерьез увлечен философией - учился на философском отделении Университета, а в 1912 г. ездил на стажировку в Германию к проф. Г.Когену, лидеру марбургской школы неокантианства. Знаменательно, что именно философские занятия в Марбурге помогли Пастернаку осознать свое поэтическое призвание. Путь Пастернака - яркое свидетельство плодотворной взаимной дополнительности научно-философского и художественно-творческого постижения мира.


Волхонка 14

«Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий». Сотрудники Городского зрелищного филиала пели «Славное море, священный Байкал». нашел для филиала примечательное место в Ваганьковском переулке. По его словам, он «помещался в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле».

Каменный дом и два небольших флигеля появились в переулке во второй половине XVIII в.

В начале XIX в. участком владела княгиня Н.И. Голицына, сестра графа А. Остермана-Толстого и мать декабриста, члена Северного общества В.М. Голицына, который жил здесь в детстве. В.М. Голицын – единственный представитель рода Голицыных в декабрьском движении. Именно его избрал Д. Мережковский главным героем своего романа «Александр I».

После смерти матери дом принадлежал брату В.М. Голицына – Леониду.

В 1860-х в одном из флигелей квартировал писатель А.А. Потехин.

В 1874 г. усадьбу приобрела жена генерал-адьютанта Е.Л. Игнатьева. В 1876 г. архитектор М.А. Зыков перестроил дом и надстроил флигели, соединив их с главным домом. На фасаде появился балкончик. Квартиры во флигелях также сдавались внаем. И в 1880-х здесь снял квартиру главный дирижер Большого театра И.К. Альтани.

В 1883 г. владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Н.И. Пастухов. «Репортер, каких до него не было», – писал о нем , начинавший в его газете. Н.И. Пастухов – журналист, создатель и владелец газеты «Московский листок». Это был интереснейший человек своего времени, который разбогател, издавая одну из первых бульварных газет в Москве. Газета изобиловала фельетонами, скандалами и печаталась на бумаге, пригодной «для курева». Условие работы в газете было одно – от репортеров Пастухов требовал только правды. Дом в Староваганьковском переулке он купил уже будучи известным богатеем.

Пастухов сам был издателем и редактором газеты «Московский листок», иногда его обязанности выполнял его сын В.Н. Пастухов, живший в том же доме № 17 квартирой выше.

В 1894 г. на территории усадьбы строится здание типографии по проекту архитектора П.М. Самарина. А в 1898 г. по его же проекту со стороны переулка выстроена ажурная металлическая решетка с инициалами хозяина «НП» на створах ворот. Решетку держат чугунные столбы.

Хозяева продолжали сдавать квартиры внаем, и в 1906–08 гг. здесь жил артист Художественного театра И.М. Москвин.

Отец и сын умерли в 1911 г. от простуды. Домом владели внуки Пастухова.

Должность главного редактора «Московского листка» до 1918 г. занимал М.М. Смирнов. В 1918 г. газета была закрыта за контрреволюционную пропаганду. В редакции обосновались «Красная газета», а потом газета «Беднота».

Об этом старинном здании мне писать легко и трудно одновременно. Почти 15 лет я проработала в его стенах, где до 2015 года располагался . Этот дом поражал одновременно и своими роскошными интерьерами в старой части, и отталкивающей безликостью и ветхостью надстройки советского времени. Сейчас, после переезда института, усадьба князей Голицыных на Волхонке стала частью Музейного городка . В 2017 году начнутся реставрационно-восстановительные работы, после чего в этих стенах откроется музей.

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

♦ По истории и архитектуре этого района:

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG - «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное.

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым . В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты.

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

План Пречистенского дворца. Чертеж 1774-1775 годов, копия XIX века. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся… Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни» .

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1960), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына» . Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

В 1918 году в стенах бывшей усадьбы разместилась Социалистическая академия общественных наук , которая в 1924 году была переименована в Коммунистическую академию . Она была задумана как как мировой центр социалистической мысли. В 1936 году учреждения Коммунистической академии были переведены в Академию наук СССР, поскольку параллельное существование Академии наук и Коммунистической Академии было признано нецелесообразным.

В 1919–1921 годах в усадьбе Голицыных на Волхонке также находился возглавляемый Кандинским Музей живописной культуры .

Усадьба Голицыных после революции

В 1925 году по соседству с бывшей усадьбой Голицыных в бывшей Первой мужской гимназии (ул. Волхонка, дом 16) разместился Коммунистический университет трудящихся Китая , просуществовавший в Москве до 1930 года и готовивший кадры для Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.

Главное здание бывшей усадьбы Голицыных в 1928-1930 годах было надстроено двумя этажами, в результате чего был уничтожен венчающий портик фронтон. Здесь разместился Институт философии АН СССР , входивший в состав Коммунистической академии. Многие помещения внутри лишились своей первоначальной отделки.

Уже надстроенное здание бывшей усадьбы Голицыных и еще не снесенные усадебные флигели вдоль Волхонки. Фото из архива ИФ РАН

Еще не снесенные флигели вдоль Волхонки, Коммунистическая академия и Музей изобразительных искусств. Фото с Храма Христа Спасителя

Здание Института философии РАН вскоре после реконструкции. Фото из архива ИФ РАН

Здание ИФ РАН на Волхонке в момент переезда

Уголок в бывшей усадьбе Голицыных

Рядом по улице Волхонке позади левого флигеля в начале 1930-х годов была построена заправка, которая должна была стать частью грандиозного комплекса Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Флигели, выходившие на Волхонку, были снесены, однако красная линия улицы хорошо прослеживается до сих пор.

XXI век: музей или институт?

В 1990-2000 годах особняк на Волхонке по-прежнему находился в собственности Института философии РАН. Некоторые помещения второго этажа были отреставрированы, в них разместились Библиотека, Красный зал, помещения научных секторов. Четвертый и пятый этажи были заняты научными секторами и другими подразделениями института. На первом и пятом этажах также располагались учебные аудитории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).

Эти стены помнят жаркие философские споры, выступления знаменитых ученых, религиозных и политических деятелей. «Наш философский дом», — так называли 80 с лишним лет этот особняк на Волхонке.

Однако в конце 2000-х годов встал вопрос о передаче бывшей усадьбы Голицыных в собственность Пушкинского музея, которому катастрофически не хватало помещений для размещения своих коллекций.

Зал Ученого совета Института философии РАН на 5-м этаже

Барельефы в Красном зале

Потолок в Красном зале

Потолок в Красном зале

Светильник в Красном зале

Потолок в одном из залов второго этажа

Первоначальный проект строительства «Музейного городка» по проекту британского архитектора сэра Нормана Фостера вызвал множество скандалов. Градозащитники опасались, что многие исторические усадьбы здесь будут перестроены, а их части, мешающие новому облику квартала, снесены вовсе. По недоразумению или чьему-то злому умыслу были противопоставлены интересы музея и сотрудников Института философии, этот конфликт продолжался несколько лет.

Наш сектор Восточных философий в день переезда

Тем не менее, в 2015 году Институт философии переехал в огромный особняк на Таганке (Гончарная улица, 12с1), а в главном доме усадьбы Голицыных разместилась выставка «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром. Импровизация. Звук».

Городская усадьба Голицыных. План первого этажа.