Кто такие сунниты, шииты и алавиты: в чем разница и каковы основные различия между ними. Сунниты и шииты: в чем отличия

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, посланному как милость для миров, а также его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним искренне вплоть до Судного дня.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульмане в взаимной любви, оказании милости и снисходительности подобны единому телу. Если одна его часть будет болеть, на эту боль откликается все тело бессоницей и жаром» (Муслим).

Положение суннитов в Иране

В Иране живет более 20 млн. граждан-суннитов. Большинство из них проживают во внешних провинциях Ирана – Хорасан, Курдистан, Белуджистан, Хормазкан, Бушер, Туркменсахра, в районе Тавалиш и Анбаран, в секторе Джейлан и др. Центральная часть Ирана в подавляющей мере населена шиитами.

Сунниты и до Иранской революции не обладали положением, каким обладали шииты, в политике, экономике и культуре.

Сунниты поддержали революцию Хомейни. Однако сразу после утверждения власти аятоллы, буквально через несколько месяцев, для наших братьев начались испытания в Иране. Руками нового государства были убиты многочисленные ученые. Также стала применяться грязная политика шиитизации в суннитских регионах.

Ущемление суннитов в Иране выражается в следующем:

1) Шииты свободны в распространении своего мазхаба и вероучения и в остальных своих делах. У суннитов нет ничего из этого. Более того, государство старается заменить суннизм шиизмом, ибо они понимают – распространение вероучения суннизма означало бы неверность вероучения шиизма для тех, кто полагает обратное.

2) С момента своего появления до сегодняшнего дня государство – как внутри страны так и за пределами – заявляет о свободе суннитов в разъяснении своего вероучения, о равенстве и одинаковом положении, об отсутствии разделения между суннитами и шиитами. Все это ни что иное как вероломство. За этой завесой они проводят свою политику нейтрализации суннизма.

3) Сунниты не имеют право разъяснять в пятничных проповедях свое вероучение, в то время как шииты обладают полной свободой, в том числе имеют право очернять суннитов в своих проповедях.

4) Шиитские ученые и члены спецслужб присутствуют на пятничных молитвах суннитов для контроля над тем, что говорит имам в хутбах, дабы там не прошло ничего, что противоречит официальной политике страны.

5) Сунниты имеют право говорить в проповедях об исламе лишь в общих чертах, делать наставления, не связанные с верой суннитов. Если имам выйдет за пределы этих границ, он сразу же обвиняется в ваххабизме, называется человеком который распространяет ваххабизм. По таким обвинениям было посажено в тюрьмы огромное количество ученых.

6) Все СМИ «с пеной у рта» заняты распространением шиитского мазхаба, их вероучения. Их ученые используют все возможные средства, подвластные им. У суннитов же нет ничего из этого.

7) Учёные-сунниты, пропавшие без вести в Иране:

Шейх Абдунасир Сабханий,

шейх Абдухакк (Кудратулла) Джаъфари,

шейх АбдулВаххаб Сиддики,

шейх-доктор Али Музафарьян,

шейх-доктор Ахмад Мирин Саяд Балуши,

шейх-аллама Ахмад муфтийзаде,

шейх Яр Мухаммад Кахрузий,

шейх Фарук Фарсад,

шейх Карий Мухаммад Рабиий,

шейх Али Дахравий,

шейх Абдусаттар Карданзаде,

шейх Мухаммад Салих Дияий,

шейх Абдулмалик Муллазаде,

шейх Абдунасир Джамшидзах,

шейх-доктор Абдул Азиз Казими,

шейх Шариф Саидьяни,

шейх Джалалудин Раиси,

шейх Муджахид-кади Бахман Шукури,

шейх Муса Кармьюр,

шейх Мухаммад Умар Сарбази,

шейх Ниъматулла Тавхиди,

шейх Абдул Хаким Хасан Абади,

шейх Нуруддин Гариби,

шейх Муртада Радамхари,

шейх Салих Хасрави,

шейх Абдул Азизи Аллах Яра,

шейх Абдулатиф Хайдари,

шейх Сайд Ахмад Сайд Хусайни,

шейх Хабибулла Хусейн Бер,

шейх Ибрагим Даминий,

шейх Кади Дадурахман Касаркандий,

шейх Абдулкудус Малазахий,

шейх Мухаммад Юсуф Сахрабий, Шамсуддин Каями,

— а также многие другие члены организаций «Суннитское исламское движения в Иране», «Организация Центральный совет суннитов», «Коран», «Мухаммадия». Суннитские ученые и студенты находятся в постоянной опасности. Каждый день от рук режима страдает суннит.

Многие ученые и молодежь сидит в хомейниских тюрьмах, в то время как единственным их преступлением было то, что они являются суннитами, отстаивающими свое вероучение и отстраняющимися от всех нововведений и «чудес», распространяемых в стране.

9) Общеизвестный факт, что суннитам запрещено строить свои мечети и учебные заведения в тех регионах, где имеется численное большинство шиитов. Например в столице страны – Тегеране, в Исфахане, Язиде, Ширазе и других больших городах. И это несмотря на то, что в одном Тегеране проживают около миллиона суннитов. Они не имеют в столице ни одной мечети, где можно было бы молиться. У них там нет ни одного центра, где можно было бы собираться. В то же время в Тегеране существуют многочисленные христианские церкви, еврейские синагоги, храмы огня зороастрийцев и т.п. Все они строят свои культовые сооружения и учебные заведения.

Наглым образом строятся хусейниские зияраты даже в селах, где нет ни одного шиита, кроме чиновничьего аппарата. Сегодня Иранское государство официально постановило о запрете на строительство суннитской мечети в Тегеране, в Машхаде и Ширазе.

10) Разрушенные и закрытые суннитские мечети и учебные заведения:

Мечеть-медресе им. шейха Кадира Бахаш Билуджи в Белуджистане,

суннитская мечеть в Хиштбир в провинции Ардабиле,

мечеть Канарик в Джабхар Белуджистане,

мечеть в г. Машхаде расположенной по улице Шахриюр 17,

мечеть Хуснин в г. Ширазе,

мечеть в Сердешде,

мечеть Наби в г. Биджнурид,

медресе им. имама Абу Ханифы в г. Забиль,

разрушена джума-мечеть им. шейха Файда распологавшейся на улице Хосрови в г. Машхаб при Хоросане. Территория мечети была превращена в сад для детей династии Сефевидов, а также в автомобильную стоянку. При разрушении этой мечети были убиты более 20 человек вставших на защиту дома Аллаха, который был построен 300 лет назад. Предлогом для ее разрушения были различные обвинения: то, что это мечеть «зла» (масджиду дирар); что она была построена без разрешения государства; под предлогом того, что имам и учителя в медресе являются ваххабитами, а также под предлогом необходимости расширения улицы.

Все это были лишь предлоги чтобы скрыть замыслы шиитов и ослабить суннитов, подавить их активность, склонить их перед шиитской верой. Но от Аллаха лишь помощь!

11) Суннитам запрещают в обладании культурными, социальными, политическими правами. Например, запрещено печатать и издавать суннитские книги, журналы, газеты. Запрещено участвовать в аппаратах управления, кроме как тем немногочисленным лицам, которые угодны режиму. Существует запрет на распространение суннитских книг по вероучению, таких как «Путь суннитов», «Книга Единобожия», книг Ибн Тайимии, Ибн аль-Кайма, Ибн Абдуль Ваххаба.

Существует цензура на издаваемые религиозные книги любых авторов. Они должны пройти рафидитскую проверку в специальном министерстве. Горе же тому, кто из проповедников заикнется что запрещено обращаться за помощью к могилам, выступит против язычества или же будет хорошо отзываться о праведных халифах – Абу Бакре, Умаре, Усмане (да будет доволен ими Аллах), матери правоверных Айше или затронет другие вопросы вероучения, противоречащие шиизму.

12) Идет политика заселения шиитами районов, населенных преимущественно суннитами, дабы изменить соотношение проживающего населения в регионе. Для этого они специально скупают земли у суннитов. Именно так в свое время поступали еврее в Палестине.

Обрисовывая общую картину, можно сказать следующее: государство всячески старается подавить какое бы то ни было проявление суннизма в стране. Нам необходимо знать, что грубая шиитская власть не гнушается убийствами и покушениями, а затем старается скрыть свои преступления, показывая крокодильи слёзы. Так они поступали со многими учеными, после чего выражали сожаление в связи с их смертью. Знайте: сокрытие (тукия) и лицемерие (нифак) – это одно из важнейших основ их мазхаба. Так установилось со времен становления шиизма. Аллах им судья.

Вместе с тем, что мы упомянули, – о преследовании, политических, культурных, религиозных запретов для суннитов – несмотря на все это сунниты крепнут в приверженности своему пути и поклонению. Этот процесс только растёт с каждым днём. Всевышний Аллах сказал: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (Сура «Поэты», аят 227).

Примечание переводчика: «Ввиду специфики собственных имен и географических названий имена могут быть немного искажены при переводе. Тут важны сами факты (надеюсь, читатель поймёт нас). Не забывайте делать дуа за мусульман во всем мире!»

Часто в Интернете приходится сталкиваться с противоречивой информацией о положении суннитского населения на территории современного Ирана. Шиитское государство обвиняют в ущемлении прав мусульман-суннитов, все наверное слышали слух о том, что в Иране якобы нет ни одной суннитской мечети. Имеют ли основание подобные слухи или же это обычная провокация со стороны ближайших арабских стран Персидского залива?
В современном Иране в настоящее время проживает множество народов. Если на июнь месяц 2010 г. численность населения составляла около 70.3 млн. человек, то уже к 2013 г. это число приблизилось к 80 млн., что говорит о положительной демографической ситуации в стране. Хочется подчеркнуть, что Иран служит общим домом не только для мусульман-шеитов и суннитов, но и для христианских и иудейских общин. Говоря о процентном соотношении суннитов и шиитов Ирана, то информация весьма противоречивая. Так сколько же суннитов в Республике? выступающие от суннитов утверждают о 25% от общей численности населения, а официальные Иранские СМИ о 10%. Кому верить, решать вам, скорее всего истина где-то посередине. Численность шиитского населения составляет около 60%, последователей христианства, иудаизма и прочих верований - 10%.
Большинство мусульман-суннитов ИРИ - это последователи ханафитской и шафиитской богословской школы. В основном сунниты живут на западных и южных территориях. Приверженцев ханафитской школы больше всего на востоке и юге Ирана, сюда относятся регионы Белуджистана и южного Хорасана.
На территории Ирана в религиозных суннитских медресе задействовано (преподаватели и ученики) 33317 человек, из них 22650 это ханафиты.
Любой человек, владеющий арабским, персидским и английским языками может посетить официальный сайт суннитской общины Ирана.
Численность последователей шафиитского мазхаба в Иране
По данным переписи населения численность мусульман относящих себя к шафиитской богословской школе составляет около трех млн. - 2 923 985 человек. В основном они курды, которые населяют территории останов Западный Азербайджан, Курдистан, Керманшах. Еще в двух останах Хормозган и Бушир проживают остальные 15% последователей имама Аш-Шафии. Только в западном регионе функционируют 218 суннитских религиозных медресе. Ниже находится таблица, где приведенные данные о численности этой суннитской мусульманской общины:

Таблица №1

Численность последователей ханафитского мазхаба в Иране

В восточных останах Ирана, в частности Белуджистане, Систане, Хорасане, проживает примерно 2 029 687 верующих относящих себя к ханафитской богословской школе. Большинство из них по происхождению туркмены.

Таблица №2

Суннитские мечети на территории современного Ирана

Если верить данным, которые приведены в брошюре «Общие сведения о суннитских мечетях и медресе Ирана» (эту брошюру мне подарили в Тегеране на международной конференции «Исламское Единство» в 2012 г.) на территории Ирана функционируют
122 22 суннитских Соборных мечетей. Предлагаю внимательно ознакомиться со статистикой.

Таблица №3

Из указанных 12 222 мечетей 5935 храмов находятся под опекой мусульман-шафиитов. Остальные 6287 мечетей опекают мусульмане-ханафиты. Туркмены проживающие в Систане и Белуджистане владеют 1233 Соборными мечетями, т.е. на 545 человек приходится один храм.

Резюмируя можно смело сказать, что у наших братьев-суннитов не все так плохо, как говорят некоторые политизированные круги в арабских странах. Видимо последние стремятся искусственно усилить вражду между суннитами и шиитами, поэтому не стоит поддаваться на различные провокации.

Имам-мухтасиб г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов

В последние годы Ближний Восток стал ареной значимых мировых событий. «Арабская весна», крушение диктатур, войны и непрекращающееся противостояние между влиятельными игроками в регионе стали важнейшими темами международных отношений. Недавно стало о самых масштабных потерях арабской коалиции с начала боевых действий в Йемене. Политические и военные баталии зачастую оттесняют на второй план один из основных аспектов многовековых противоречий - религиозную рознь. Лента.ру постаралась выяснить, какое влияние на ситуацию в регионе оказывает раскол между суннитами и шиитами и в чем его причины.

Шахада

«Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха», - так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама. Эти слова известны каждому мусульманину, в какой бы стране мира он ни жил и на каком бы языке ни говорил. В Средневековье троекратное произнесение шахады «с искренностью в сердце» перед официальным лицом означало принятие ислама.

Противоречия между суннитами и шиитами начинаются уже с этой краткой декларации веры. В конце своей шахады шииты добавляют слова «…и Али - друг Аллаха». Правоверный халиф Али ибн Абу Талиб - один из первых руководителей молодого исламского государства, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Убийство Али и гибель его сына Хусейна стали прологом к гражданской войне внутри мусульманского сообщества, расколовшей единую общину - умму - на суннитов и шиитов.

Сунниты полагают, что халифа нужно избирать голосованием уммы среди наиболее достойных мужчин племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед. Шииты, в свою очередь, выступают за имамат - форму руководства, при которой высший руководитель является и духовным, и политическим лидером. Имамом, по мнению шиитов, могут быть только родственники и потомки пророка Мухаммеда. Кроме того, по словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают Коран, использующийся суннитами, фальсифицированным. По их мнению, оттуда убраны аяты (стихи), в которых говорится о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда.

Фото: Unknown / Brooklyn Museum / Corbis / EastNews

«В суннизме запрещены изображения в мечетях, а в шиитских "хусейниях" очень много изображений Хусейна, сына Али. В шиизме даже есть течения, последователей которых заставляют поклоняться самим себе. В их мечетях вместо стен и михраба (ниша, которая указывает направление на Мекку - прим. «Ленты.ру» ) установлены зеркала», - рассказал Игнатенко.

Эхо раскола

На религиозные разногласия наложились этнические: суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм - персов, хотя существует множество исключений. Не раз убийства, грабежи и погромы объяснялись стремлением наказать еретиков. В XVIII веке, к примеру, сунниты-ваххабиты захватили священный шиитский город Кербелу и устроили там массовую резню. Это преступление до сих пор не прощено и не забыто.

Фото: Morteza Nikoubazl / Zuma / Global Look

Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран - за исключением Бахрейна и Ирака - преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».

Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Но в шиитском Иране, к примеру, есть нефтеносный район Хузестан, населенный суннитами. Именно там шли основные бои в ходе восьмилетней ирано-иракской войны. Аравийские монархии называют этот регион не иначе как «Арабистан» и не собираются прекращать борьбу за права суннитов Хузестана. С другой стороны, иранские лидеры порой публично называют арабский Бахрейн провинцией Ирана, намекая на то, что шиизм там исповедует подавляющее большинство населения.

Йеменский кризис

Но самой горячей точкой на линии суннитско-шиитского противостояния остается Йемен. Когда началась «Арабская весна», диктатор Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку, президентом стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене стал излюбленным примером западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно в одночасье сменить на демократические.

Однако вскоре обнаружилось, что спокойствие это мнимое: на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты неизменно заканчивались вничью. Новый лидер показался хоуситам слишком слабым и неспособным противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не ждать, пока исламисты возьмут власть и перережут их как вероотступников-муртадов, и нанести удар первыми.

Фото: Khaled Abdullah Ali Al Mahdi / Reuters

Их операции развивались успешно: хоуситские отряды объединились с войсками, верными Салеху, и стремительно прошли страну с севера на юг. Пала столица страны - Сана, и бои развернулись за южный порт Аден, последний оплот Хади. Президент и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Суннитские власти нефтяных монархий Залива разглядели в происходящем иранский след. Тегеран не стал отрицать, что сочувствует делу хоуситов и поддерживает их, но при этом заявил, что действия повстанцев не контролирует.

Напуганный успехами шиитов в Йемене, Эр-Рияд при поддержке других суннитских стран региона в марте 2015 года масштабную воздушную кампанию против хоуситов, попутно поддерживая силы, верные Хади. Целью было провозглашено возвращение к власти бежавшего президента.

К концу августа 2015 года техническое превосходство арабской коалиции позволило ей у хоуситов часть захваченных земель. Министр иностранных дел правительства Хади заявил, что наступление на столицу начнется в течение двух месяцев. Однако этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным: до сих пор успехи суннитской коалиции достигались в основном за счет значительного численного и технического превосходства, и если Иран всерьез решит помочь единоверцам вооружением, ситуация может измениться.

Разумеется, объяснять конфликт между хоуситами и властями Йемена исключительно религиозными причинами было бы неверно, однако они играют значительную роль в новой «большой игре» в Заливе - столкновении интересов шиитского Ирана и суннитских стран региона.

Союзники поневоле

Еще одно место, где суннитско-шиитские противоречия во многом определяют политический ландшафт, - это Ирак. Исторически в этой стране, где большинство населения составляют шииты, правящие посты занимали выходцы из суннитских кругов. После свержения режима Саддама Хусейна во главе страны наконец встало шиитское правительство, не желавшее идти на уступки суннитам, оказавшимся в меньшинстве.

Неудивительно, что когда на политической арене появились радикалы-сунниты из «Исламского государства» (ИГ), им без особых проблем удалось захватить провинцию Анбар, населенную в основном их единоверцами-суннитами. Чтобы отбить Анбар у ИГ, армии пришлось прибегнуть к помощи шиитского ополчения. Это пришлось не по вкусу местным суннитам, включая тех, которые до того сохраняли лояльность Багдаду: они считали, что шииты хотят захватить их земли. Сами шииты о чувствах суннитов особо не беспокоятся: так, операцию по освобождению города Рамади ополченцы назвали «Служим тебе, Хусейн» - в честь сына праведного халифа Али, убитого суннитами. После критики из Багдада ее переименовали в «Служим тебе, Ирак». Нередко отмечались случаи мародерства и нападений на местных суннитов при освобождении населенных пунктов.

США, которые оказывают поддержку иракским частям с воздуха, относятся к участию в операциях шиитского ополчения без особого восторга, настаивая на его полной подконтрольности багдадским властям. США опасаются усиления влияния Ирана. Хотя в борьбе против ИГ Тегеран и Вашингтон оказались по одну сторону баррикад, они старательно делают вид, что никак не контактируют друг с другом. Тем не менее американские самолеты, удары по позициям ИГ, заслужили среди суннитов прозвище «шиитской авиации». А идея о том, что США выступают на стороне шиитов, активно используется в исламистской пропаганде.

При этом показательно, что до момента американского вторжения в Ирак конфессиональная принадлежность играла в стране второстепенную роль. Как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) Вениамин Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии Саддама Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не задумывались, сунниты они или шииты», - подчеркнул Попов.

Ближневосточный клубок

Сложность политики Ближнего Востока не исчерпывается противостоянием между суннитами и шиитами, однако оно оказывает существенное влияние на происходящее, и без учета этого фактора невозможно составить полное представление о ситуации. «Можно говорить о переплетении противоречий - религиозных, политических, исторических и геополитических конфликтов, - отмечает Игнатенко, - в них нельзя найти начальную нить, и разрешить их невозможно». С другой стороны, нередко звучат мнения о том, что религиозные разногласия - лишь ширма для прикрытия истинных политических интересов.

Пока политики и духовные лидеры пытаются распутать клубок ближневосточных проблем, конфликты региона выплескиваются за его пределы: 7 сентября стало известно, что в Европу под видом беженцев до четырех тысяч боевиков ИГ (террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России).

Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.

Согласно Всемирной христианской энциклопедии ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов – 1 миллиард (16,6 %); шиитов - 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов - 1,6 миллиона (0,026 %).

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты - это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.

Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.

Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.

Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.

В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит».

Обзор о положении религии в Иране, религиозных меньшинствах в Иране и их правах, по сравнению с мусульманами (затронем в этой связи тему т.н. «зимми» и джизья, а также запрета на переход для мусульман в другую веру и наказания за вероотступничество).

Также мы отдельно поговорим о шиизме – его особенностях, о халифах и шиитских праведных имамах, включая Али. Коснемся темы прошлого и сегодняшнего дня зороастризма, и в этой связи вспомним историю небезызвестного Абу Лулу – раба, убившего второго мусульманского халифа Омара (Умара).

Данный обзор состоит из трех частей, а именно:

Шиизм – государственная религия Ирана (Стр.1.), в том числе по материалам иранского иновещания;

Религиозные меньшинства Ирана: от «зимми» к… (Стр.2.);

Зороастризм - религия доисламского Ирана и утраченный символ сопротивления исламу (Стр.3.).

В первой и второй частях этого обзора вы можете также послушать передачи русской редакции иранского иновещания недавних лет на тему ашуры - как части культа шиизма, и отношения ислама к Иисусу и религии христиан. А в третьей части вы можете послушать и прочитать в тексте передачу о традиционной доисламской религии Ирана - зороастризме - американской иновещательной станции «Радио Свобода», русская программа, от 14/12/1974 и передачу иранского иновещания о зороастрийцах от 03/09/2017 - из архива сайт

Шиизм — государственная религия Ирана

На иллюстрациях по теме «Религия в Иране»: Религиозное большинство Ирана - мусульмане-шииты, составляющие около 93% населения страны.

Также религию ислам в Иране исповедуют около 5%, населения, относящегося к суннитам.

Здесь, на илл., иранские шииты показаны во время церемонии ашура (название происходит от слова «десять», т.е. 10-й день в месяце мухаррам, первом исламском месяце (прибл. ноябрь-декабрь по западному календарю) - ежегодной акции поминовения имама Хусейна...

Молодой шиит на ашуре бьет в медные тарелки…

Вспоминая мученическую смерть внука пророка Мухаммеда - третьего шиитского имама Хусейна 680 году н.э. во время Кербелской битвы с войсками Омейядов (подробнее о Хусейне и шиизме см в этом обзоре), шииты бьют себя в ходе ашуры до крови специальными плетьми (справа).

В Иране, однако, в последние годы мужчины во время самобичевания не обнажаются до пояса, как это происходит в шиитских общинах в Ираке, Афганистане, Пакистане, или Индии. Иранский режим жестко пресекает проявление любого натуризма, но при этом поощряет религиозный экстаз.

Также в ходе ащуры устраиваются театрализованные костюмированные представления, обыгрывающие события, связанные с жизнью имама Хусейна (слева). Отметим, что мусульмане-сунниты по всему миру не отмечают ашуру. (Илл. из иранского агентства ИРНА и иновещания ИРИ).

В аудиофайле № 1 вы можете послушать передачу русского вещания «Голос Исламской Республики Иран» от 31/05/2016 церемонии ашура, когда шииты занимаются сомобичеванием, вспоминая мученическую смерть внука пророка Мухаммеда — третьего шиитского имама Хусейна 680 году н.э. во время Кербелской битвы с войсками Омейядов:

  • аудио файл №1

И подробнее о Хусейне, среди прочего, в данной части о шиизме этого обзора о религиях и религиозных меньшинствах нынешнего Ирана.

Итак, официально провозглашенной государственной религий в Иране является ислам шиитского толка . Шииты находятся в меньшинстве в таких странах, как Индия, Пакистан, Афганистан, Кувейт, но в Иране, Ираке, Бахрейне, Азербайджанской республике и Ливане представляют собой большинство.

Но только Иран — это единственное государство в мире, где шиизм является государственной религией. Из вышеперечисленных стран с шиитскими общинами, Индия, Азербайджан и Ливан — это светские государства, а в остальных управляют сунниты .

Сунниты и шииты находятся в довольно напряженных отношениях. Бывший президент Египта Хосни Мубарак в период своего правления как-то заметил:

«Шииты арабских государств являются поклонниками скорее Ирана, нежели своей родины».

Эти его слова возмущенно процитировало в свое время иранское иновещание, отметив, шииты преданы делу единства всех мусульман.

В статье 12 действующей иранской конституции статус о государственной религии сформулирован следующим образом:

«Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным . Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское пользуются полным уважением».

Отметим, что джафаритский толк от имени Джафара ас-Садика — шестого из двенадцати праведных шиитских имамов.

Об имамах чуть ниже, а пока еше несколько определений шиизма по иранским источникам.

«Шиизм — это исламский толк, который считает священный Коран главным источником религиозного познания, и наряду с этим уделяет особое значение школе семейства Пророка и подчеркивают неотъемлемость этих двух освободительных элементов.

Это убеждение основано на известном пророческом хадисе « Сакалейн » (о двух ценнейших вещах), в котором великий Пророк говорит: « Я оставляю вам две самые ценные вещи, Книгу Аллаха и мой род. Они никогда не разделятся, пока не соединятся со мной у источника Кавсар в раю » . Несомненно, у шиитов и суннитов имеется немало общности во многих вопросах. Однако они расходятся в некоторых второстепенных законах шариата».

Шииты, как и сунниты признают Коран в полном объеме, но к хадисам — историям и поучениям из жизни пророка, которые признают все мусульмане, в шиизме добавляют хадисы о поучительных историях потомков пророка, которые не признают сунниты . Джафаритский толк, принятый как официальный в Иране, ныне является основным течением в шиизме. Помимо Корана, сунны (хадисов), мнений богословов, к источникам исламского права последователи джафаритского шиизма также относят акл (разум).

А вот некоторые определения о шиизме из книги «Краткое знакомство с шиизмом в Исламе» современного автора Мухаммада Али Шамали, изданной в 2003 году в Иране на русском языке:

«Слово «ши’а» в арабском языке в своей основе означает одного, двоих или группу из последователей. В Коране это слово встречается несколько раз в этом же значении. Например, в 15-ом аяте 28-ой суры, Всевышний к одному из последователей его светлости Мусы (мир ему!) обращается, применяя слово «шиа». В другом аяте, Ибрахима (мир ему!) представляет шиитом Нуха (мир ему!) (сура 37, аят 83) (Муса- это Моисей, Нух -Ной. Прим. сайт).

В начале истории Ислама понятие «ши’а» использовалось в своем первоначальном или лексическом значении, то есть, как последователь различных личностей... Но постепенно это слово приобрело второй смысл и стало применяться только в значении «последователи Али (мир ему!)», тем самым, признавая его руководство.

С какого времени начинается история шиизма? Существуют... хадисы, где пророк (да благословит Аллах его и род его!), обращаясь к Али (мир ему!), использует выражение «наши шииты». Это выражение соответствует тому, о чем упоминалось ранее: «шииты — это те, которые по учению пророка (да благословит Аллах его и род его!), а не из-за индивидуального решения, следуют Али (мир ему!). И в действительности, шииты Али и есть шииты пророка.. .

Источники шиизма: Священный Коран, Сунна пророка (да благословит Аллах его и род его!), Семейство пророка (мир ему!)» .

Шииты и история ислама: Шиитская критика личностей халифов и восхваление двенадцати праведных имамов

Кто ближе к семье пророка: Али и другие курейш

Пророк Мухаммед происходил их племени курайшитов (или, иначе, курейш). Он принадлежал к роду хашимитов. Из рода хашимитов происходил и четвертый халиф Али.

Три первых халифа принадлежали к племени курайшитов, но к другим родам (кланам). Первый халиф Абу-Бакр происходил из клана бану Тайми; второй халиф Омар (Умар) относился к клану бану Ади; третий халиф Осман — к клану Омейяд. Воевавший позднее с четвертым халифом Али, Муавия также принадлежал к племени курейш, но был из другого рода — рода Омейяд, как и Осман.

Вторая арабская династия Аббасидов принадлежала к хашимитам, но противоборствовала с потомками Али.

Подготовлено: Мониторинг сайт

Признание т.н. двенадцати праведных имамов — членов семейства пророка — одно из главных отличий шиизма . Первым имамом шиитов был Али (Али ибн Абу Талиб) — зять пророка Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме, и его двоюродный брат. Али воспитывался в семье пророка и стал первым ребенком-мусульманином .

После смерти Мухаммеда (632 г. по западному календарю) последовательно правили четыре халифа: Абу-Бакр (гг. правления 632-644), Омар (Умар, гг. пр. 634-644) и Осман (гг. пр.644-656).

К правлению этих сподвижников Мухаммеда, которых сунниты признают т.н. праведными халифами, шииты относятся критически, особенно к первым двум, т. к. считают, что эти правители отодвинули от власти законного наследника из семейства пророка — Али.

При этом этих халифов также можно отнести к родственикам пророка, вошедших в его семью при жизни Мухаммеда. Абу Бакр был тестем Мухаммеда (он выдал свою дочь Айшу за Мухаммеда), а Осман имел прозвище «Dhun Nurayn» («Обладатель двух светил») ,т.к. был женат в разное время сразу на двух дочерях пророка — на Рукаййе, и после ее кончины — на Умм Кульсум.

Также в суннитской историографии считается, что второй халиф Омар (Умар) в качестве одной из своих девяти жен взял Умм Кульсум бинт Али — дочь Али ибн Абу Талиба.

Шииты факт женитьбы второго халифа и дочери Али не признают достоверным, они также обвиняют Омара (Умара) в избиении дочери пророка Мухаммеда Фатимы в последние месяцы ее жизни (в 633 г.н э.) , уже после кончины Мухаммеда, когда халифом был Абу-Бакр. Шииты считают Фатиму святой, наряду с двенадцати праведными имамами, в отличие от суннитов, которые просто уважают ее в качестве дочери пророка.

После гибели Османа от рук недовольных мусульман, Али стал четвертым халифом всех мусульман (гг. пр. 656-661).

Отметим, что суннитская историография обычно подчеркивает, что Али при Омаре (Умаре), Османе, как до того и при Мухаммеде, был их ближайшим сподвижником; при Омаре (Умаре) и при Османе Али занимал пост высшего судьи (кади) халифата в Медине (Должности кади были введены при Омаре). Суннитские истории также подчеркивают, что Али всячески помогал в борьбе Османа с группами недовольных мусульман-бунтовщиков, представитель которых смог позднее убить Османа.

Суннитская историография отмечает, что Али не стремился к власти, а, в свою очередь, Абу-Бакр (гг. правления 632-644), Омар (Умар, гг. пр. 634-644) и Осман были избраны законно — коллегиально, с учетом воли, выраженной на смертном одре предыдущим правителем.

Шиитская историография согласна, что Али не стремился к власти, но не считает, что Мухаммед выражал волю видеть Абу-Бакра своим приемником, как и то, что избрание узким кругом Омара (Умара) и Османа в качестве халифов отражало волю мусульман.

Имам как глава всех мусульман в шиизме и у суннитов

«В арабском языке слово «имам» означает «руководитель». Согласно своему лексическому значению, слово «имам» может быть использовано в отношении и хорошего и плохого руководителя, но для шиитов понятие «имам» имеет особенный смысл, согласно которому, имамом называется тот, кто наделен Всевышним обязанностью политического и религиозного управления исламским обществом.

У шиитов:

Иными словами, имам — это личность, избранная Всевышним для руководства исламским обществом, для толкования и защиты религии и шариатских законов. Управление различными сторонами жизни людей совершается пророками или имамами. Имамы являются халифами, избранными Богом и преемниками пророка (да благословит Аллах его и род его!). Имам защищен от грехов и обладает полным внешним и духовным совершенством.

Шииты, признающие двенадцать имамов, составляют большинство шиитского мира и убеждены, что после пророка (да благословит Аллах его и род его!) существуют двенадцать имамов

У суннитов:

Сунниты понятие «имам» связывают с халифами. В арабском языке «халиф» имеет смысл « преемник, заместитель». Оно применялось ко всем, кто занимал высокое положение и правил исламским обществом после кончины пророка (да благословит Аллах его и род его!). Согласно этому значению, важным критерием является управление исламским обществом.

Халиф может быть избран народом, или утвержден предшественником, или избран группой людей, или, даже, может достигнуть власти, применяя военную силу.

Необязательно, чтобы он был защищен от совершения грехов, и чтобы в нем преобладали такие качества, как богобоязненность и совершенство».

(Из книги «Краткое знакомство с шизмом в Исламе» современного автора Мухаммада Али Шамали, изданной в 2003 году в Иране на русском языке).

« После убийства Османа, третьего халифа, народ обратился к имаму Али (Да будет мир с ним!), и уступив его настойчивости и упорству, Али (Да будет мир с ним!) принял власть.

(До того) никто не мог ответить на вопросы ученых и богословов, приходивших в Медину, так, как это делал Али (Да будет мир с ним!)... »

И о святости Али:

«(Существует хадис) с высказыванием Ибн Аббаса, который пересказал изречение посланника Бога (Да благословит Аллах его и семейство его!):

«Кто хочет, чтобы его жизнь и смерть были подобны моим и занять место в раю Всевышнего, пусть после меня следует Али, будет вместе с соратниками Али (Да будет мир с ним!) и после меня будет следовать имамам, которые будут из моего рода и потомков.»...

«Шафии так же пишет в книге « Фараид-оль-Самтейн » передавая изречения пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!):

« Я — предводитель пророков, а Али ибн Абиталиб (Да будет мир с ним!) — предводитель преемников. Моими преемниками являются двенадцать лиц, первый из них — Али ибн Абиталиб, а последний — Махди (Да приблизит Аллах его пришествие!) » ...

Правление Его Светлости Али (Да будет мир с ним!) непомерно (в лучшую сторону) отличалось от правления предыдущих халифов.

Те, которые вошли в союз с Али (Да будет мир с ним!), из-за любви к власти и высокому положению, осознали свою ошибку и поняли, что не могут несправедливо занимать то или иное место в правительстве Али (Да будет мир с ним!). Поэтому, противники поднялись на вражду с Али.»

Али был убит одним из хариджитов (хариджиты — радикальное суннитское течение в исламе, которое выступало за единство мусульман, критически относясь ко всем мусульманским правителям после халифа Омара (Умара), включая, Али, Омейадов, Абассидов, обвиняя всех их в отходе от ислама и в расколе. Ныне раскололось на умеренных — ибадитов и еще несколько течений. Ислам ибадитского толка — гос. религия в современном Омане).

Суннитский словарь «Исламский энциклопедический словарь» (издан на русском в 2007 году) так пишет о правлении Али:

«В 35 по мусудьманскому календарю хиджре / 656 году по западному календарю Али стал четвертым Праведным халифом.

Али пришел к власти в самый трудный и тяжелый период Халифата. В государстве уже фактически началась гражданская война и, несмотря на все его усилия, он не мог остановить этот процесс. Народ и сподвижники пророка, возмущенные убийством Османа, требовали от Али немедленного наказания мятежников.

С другой стороны и мятежники обладали достаточными военными силами, и справиться с ними было не так просто. Поэтому Али оказался между двух огней и пытался решить проблему постепенно. Первым делом он попытался заручиться доверием всех сподвижников и лидеров провинций.

Однако, в 36 году, Басре произошли события, которые перечеркнули все надежды Али на урегулирование положения в государстве. Туда начали стекаться представители различных сил, которые выступали с требованиями мести за убийство Османа. Там же находилась жена пророка Мухаммеда — Аиша, которая прибыла туда с караваном из Мекки. Для того чтобы не допустить беспорядков, Али выступил со своей армией в Басру.

Но он не хотел кровопролития и провел переговоры с Аишой, а также другими влиятельными сподвижниками — Тальхой и Забайром.

Казалось, что конфликт решится мирным путем. Однако находившиеся в городе мятежники, участвовавшие в убийстве Османа, не были заинтересованы в мирном исходе конфликта и спровоцировали между сторонами обычный бытовой конфликт, который привел к крупной битве, которая была названа «Верблюжьей» (Джамаль). Несмотря на победу в этом сражении войск Али, политическое положение в государстве после этой победы еще более осложнилось.

Против власти Али также выступили различные группы в Египте, Ираке.

Однако самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна из рода Омейядов, который к тому времени превратился в достаточно влиятельного и популярного человека. Он отказался признавать Али в качестве халифа.

В ответ Али двинулся на него и стороны сошлись в решающем сражении при Сиффине в 37 году. Армия Муавии оказалась в сложном положении и стала терять свои позиции. Тогда сирийцы нанизали на кончики копий листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али пошел им навстречу и тоже склонился к мирному решению проблемы на третейском суде.

Однако этот суд окончился безрезультатно. Более того, недовольные этим решением часть сторонников Али отошли от него и образовали секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Муавии. В 38 году Али выступил против хариджитов и разгромил их в битве при Нахраване.

Однако этот разгром не решил проблемы ликвидации этой мятежной группировки.

Более того, хариджиты стали популярными среди определенной части общества в Халифате. Представители этой группировки проникли во все сферы общественной и политической жизни.

Немало их было и в армии самого халифа Али. Постепенно они стали использовать тактику партизанской борьбы, заговоров, совершать террористические и диверсионные акции. Эта проблема превратилась в серьезный дестабилизирующий фактор для многих поколений последующих мусульманских правителей.

Воспользовавшись расколом в лагере Али, Муавия перешел к активным действиям. В 38 году его полководец Амр ибн аль-Ас захватил Египет. (О первом завоевании арабами Египта см. . Прим. сайт). В 39 году сирийцы уже атаковали Ирак. В 40 году войска Муавии вошли в и Йемен. Но затем армия халифа Али сумела остановить это наступление и отбросить сирийцев назад. Но в ходе боев они получили известие о трагической гибели халифа Али ибн Абу Талиба, который пал от руки хариджитского убийцы » .

Сын Али Хасан не смог удержать власть в соперничестве с Омейядами — династии, основанной уже после кончины пророка Мухаммеда одним из его военачальников в Дамаске.

Муавия был одним из военноначальников арабской исламской армии в Шаме, т.е. Сирии, где он вел войны с Византией.

Сирия была завоевана в 636 г., но сражения, в частности на море (а Муавия организовал арабский флот) продолжались и позднее. К 640-му году вместо скончавшегося брата Муавия стал наместником Сирии.

К арабскому роду Омейядов, как Муавия, принадлежал и четвертый халиф Осман, но именно Муавия является основателем первой исламской монархической династии, она воцарилась на определенное время на всеми территориями ислама, — династии Омейадов. После гибели Османа Муавия продолжал править в Сирии. Он не признавал власть Али и вел с ним войны.

После прихода к власти сына Али — Хасана, через полгода после начала правления последнего, войска Муавии взяли под контороль Мекку и Медину. Хасан отрекся от власти, позднее он был отравлен. Шииты считают, что по заданию Омейадов.

Политику притеснения ветви двенадцати шиитских имамов продолжила и вторая монархическая исламская династия Аббасидов, свергнувшая спусья сто с лишнтм лет Омейядов и правившая из Багдада. В династии Абассидов, в отличии от Омейадов, были и кровные родственники Мухаммеда.

«После Его Светлости Али (Да будет мир с ним!) имамат возглавил его сын Хасан (Да будет мир с ним!). Его Светлость своими достоинствами и ученостью оживлял в памяти пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!) и Али (Да будет мир с ним!). Период предводительства имама Хасана, в котором присутствовал и имам Хусейн (Да будет мир с ним!), было крайне критическим временем. Находясь друг рядом с другом, эти два брата оживляли в памяти слова пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!), который сказал однажды:

«Эти двое моих детей — имамы, восстанут ли они, или будут управлять мирным путем.»

Имам Хасан (Да будет мир с ним!) прилагал непрерывные усилия для восстановления истины и свержения бесполезного строя, устраняя искажения, вводившиеся ересью, которая появилась на тот момент в религии, и таким образом сберег ислам.

После мученической гибели имама Хасана (Да будет мир с ним!) начался период руководства имама Хусейна (Да будет мир с ним!). Имам Хусейн (Да будет мир с ним!) был притчей во языцех из-за своего мужества, скромности и добронравия. Посланник Бога (Да благословит Аллах его и семейство его!) в свое время представил людям, имама Хусейна (Да будет мир с ним!) как свет руководства и корабль спасения.

Но в эпоху этого имама престол халифата обманом был занят Язидом (сыном Муавии. Прим. сайт), деспотичным и жестоким омеядским правителем. Язид для того, чтобы придать своей власти законный вид, просил имама Хусейна (Да будет мир с ним!) вступить с ним в союз.

Однако, Его Светлость, будучи воспитан Али и Фатимой, знал, чт о примирение с Язидом означает смерть ислама. Поэтому он не пошел на это. В результате он вместе со своими немногочисленными соратниками был окружен войском Язида в Кербеле и предан мученической смерти

(Кербелская битва произошла в местечке Кербела. Ныне Кербела — это город в современном Ираке, святое место памяти для шиитов. Здесь находится мечеть и могила имама Хусейна. Каждый год в день гибели Хусейна в Кербеле (и по всему миру в шиитских общинах) проходит массовая ашура шиитов — церемония памяти имама с самобичеваниями участников и поминальными шествиями. Прим. сайт) и предан мученической смерти (Хусейн был убит мечом одним из омейядских воинов. Прим. сайт).

Это произошло несмотря на то, что большинство людей и даже воины Язида слышали, как пророк (Да благословит Аллах его и семейство его!) говорил:

«Хусейн — от меня, а я — от Хусейна. Бог любит каждого, кто любит Хусейна и считает врагом всякого, кто причинит ему вред.»

Когда имам Саджад (Да будет мир с ним!), сын имама Хусейна, возглавил правление имаматом, его духовность и возвышенность наполнили атмосферу общества благоуханием. Его Светлость имама Саджада из-за его постоянных богослужений назвали Зейн-оль-абедин — то есть украшение поклоняющихся. В форме молитвы он разъяснял мусульманам различные воспитательные и социальные вопросы. «Сахифа Саджадия» и «Трактат правый» являются ценной памятью речей Его Светлости.

Имам Мухаммад Бакыр (Да будет мир с ним!) и имам Джафар Садык (Да будет мир с ним!) также являлись сияющими звездами, которые своими знаниями и мудростью возродили ислам и преподали своим последователям богатые уроки исламских знаний. Распространение разных идей и мыслей во время их имамата предоставило им возможность основать великий исламский университет и заняться воспитанием исламских ученых.

В последующие времена до эпохи сокрытия остальные потомки пророка, например, имам Муса Казим (Да будет мир с ним!), имам Реза (Да будет мир с ним!), имам Джавад (Да будет мир с ним!), имам Хади (Да будет мир с ним!) и имам Хасан Аскари (Да будет мир с ним!) также возглавляли имамат. Конечно, эти предводители, обращая внимание на условия и требования времени, в разные времена выбирали разные методы для руководства людьми, однако своей мудростью и осведомленностью они показали, что являются единым лучом, который провожает поколения людей к свету и спасению.

И наконец, очередь имамата дошла до последнего члена семейства пророка (Да благословит Аллах его и семейство его!).

В это время наступила новая пора в истории человечества. Его Светлость Махди (Да приблизит Аллах его пришествие!) — сын имама Хасана (Да будет мир с ним!) и последний Божественный символ на земле, по воле Бога скрылся от глаз, чтобы восстать по приказу Создателя, когда условия для этого будут готовы. Его Светлость Махди (Да приблизит Аллах его предшествие!) является спасителем землян. Он искоренит насилие и беззаконие и утвердит настоящую справедливость во всем мире. Мы посылаем привет Мухаммаду и его семейству и надеемся, что будем продолжателями их великого пути » .

Итак, шииты считают, что ветвь праведных имамов продолжится Мессией, который сейчас находится в «сокрытии» ., в отличие от первых, избираемых народом. Конституция Исламской Республики Иран (ст. 5) так говорит, в частности о факихе, который осуществляет правление в ожидании Мессии, т.е Вали-е-Аср.

«Во время отсутствия Вали-е-Аср (да приблизит Аллах его явление!) в Исламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламской умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности факиха».

Иран является исламской республикой.

Статья 2 Конституции Ирана гласит об Исламской Республики, принятой в стране, следующее:

«Исламская республика — это система правления, основанная на вере в:

1. Единого бога (Ла иллахи илла-ллах), в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;

2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;

4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата;

5. Преемственность имамов (имамат) и их опека над обществом и основополагающая роль этого принципа в продолжении исламской революции;

6. Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность путем:

а) непрерывного исполнения законов шариата, отвечающими всем требованиям факихов на основе Писания и сунны 14 непорочных. (Пророк Мухаммад, его дочь Фатима и 12 имамов);

б) использования передового человеческого знания и опыта и усилия, направленные на их развитие;

в) отрицания угнетения других и со стороны других, а также гегемонии в отношении себя и других» .

На о неисламских меньшинствах в Исламской Республики Иран, чья участь нелегка .