Биография пророка мухаммеда краткое содержание. Рождение Пророка Мухаммада ﷺ – самое великое событие за всю историю Вселенной


Мухаммед родился около 570 г. в Мекке, городе торговцев и языческих святилищ. Мекка лежала посреди Хиджаза на торговом пути в Сирию. Как полагали арабы, Мекка возникла примерно на том месте, где некогда заблудилась Агарь с сыном. Мекканцы жили доходами от торговли, доставляя йеменские и индийские товары в Сирию и Палестину. В Мекке находилось и главное в Хиджазе языческое святилище, в котором стояло 360 истуканов.

Мухаммед очень рано остался сиротой и воспитывался у своих родственников. Когда Мухаммед был ребенком, говорит легенда, предзнаменования уже указывали на его великое будущее.

Однажды к кормилице будущего пророка прибежали испуганные и дрожащие дети, друзья Мухаммеда по играм. Они сообщили, что некто лучезарный и огромный подошел к Мухаммеду, вскрыл его грудь, вынул из груди нечто и бросил на землю. Затем этот неизвестный омыл рану водой и заживил ее. Кормилица испугалась и побежала искать Мухаммеда. Она нашла Мухаммеда лежащим в поле, он был бледен, а на груди его багровел рубец. Это глава ангелов Гавриил (по-арабски Джабраил) очистил душу Мухаммеда.

Когда Мухаммед вырос, он долгое время бедствовал, работал за гроши у богатых торговцев и у своих родственников. В 25 лет Мухаммед женился на богатой женщине по имени Хадиджа и стал вести ее торговые дела. Хадиджа превращается в ближайшего друга и единомышленника Мухаммеда. Смерть Хадиджи пророк пережил мучительно. Мекканцы уважительно относились к Мухаммеду, он прослыл человеком справедливым и добронравным.

Начало проповеди

Каждый год Мухаммед уединялся в горных пещерах поблизости от Мекки. Там он постился и предавался благочестивым размышлениям. И вот однажды, в 610 г., Мухаммед заснул в пещере, и во сне его посетил Гавриил. Он приказал ему: «Читай», и произнес затем несколько фраз, принуждая Мухаммеда повторить их. Так Мухаммед был призван пророчествовать. С тех пор Мухаммед получает свыше откровения, т. е. наставления в новой религии, и проповедует их народу.

Переселение в Ясриб

Сначала у Мухаммеда было очень мало последователей. Он открылся только близким родственникам и друзьям. Но вот он решается сообщить о новой религии всем жителям Мекки. Мекканцы очень вознегодовали, услышав призыв Мухаммеда отвернуться от языческих богов и уверовать в Единого Бога. Они посчитали его отступником, предавшим веру дедов, всячески притесняли его семью и сподвижников. Под угрозой оказалась и сама жизнь пророка. Мухаммед вполне убедился в истинности поговорки: «Нет пророка в своем отечестве». Тогда Мухаммед и горстка его последователей покинули Мекку и отправились на север в город Ясриб. Ясриб был ближайшим от Мекки торговым городом, населенным арабами и евреями.

Это событие именуется у арабов хаджра (переселение). От года переселения (622) начинается отсчет мусульманской эры.

Победоносное возвращение

В Ясрибе Мухаммеда приняли хорошо. Жившие там евреи понимали смысл проповеди пророка, а также и ясрибские арабы, которые прежде слышали от них о Едином Боге. Авторитет пророка столь вырос, что люди переименовали Ясриб в «Град Пророка» или просто «Город», по-арабски - Медина. В Медине Мухаммед возвел первую мечеть, определил порядок мусульманского богослужения. Он делается правителем Медины и начинает войну с мекканцами, среди которых довольно быстро произошел раскол. Большинство из них потребовали от правителей города сдаться пророку. Знатные люди города, увидя настроения горожан, отдали Мекку без боя. Мухаммед, вступив в город, первым делом очистил от идолов главное мекканское святилище, именуемое Кааба (в переводе с арабского «Куб»), Кааба стала священным местом для всех мусульман.

Кааба признана мусульманами главным храмом еще и потому, что, по арабскому преданию, Каабу возвел сам Авраам, навещая своего сына Измаила. Поскольку Авраам исповедоват единобожие, то Каабу он посвятил Единому Богу. Позже, по мнению мусульман, люди осквернили храм язычеством.

Кааба располагается в центре главной мечети мусульман, именуемой ал-Харам («Священная»), и представляет собою кубическое каменное здание, высотою с пятиэтажный дом. Внутри Каабы хранится «черный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму - первому человеку на земле.

Аравийские города и кочевые племена один за другим присоединялись к Мухаммеду, но вскоре, в 632 г. Мухаммед умирает.

Мусульманская религия (ислам)

Священная книга мусульман - Коран. В ней записаны полученные Мухаммедом от Бога откровения, которые в Коране сведены в главы (суры). Ислам в переводе с арабского означает особое действие человека по отношению к Богу, а именно - «предание себя» Богу. Предать себя Богу означает уверовать в Единого Бога и добровольно согласиться следовать Его воле, которая является самым добрым и справедливым наставлением для человека Мусульманин (слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные) - это человек, который «предал себя» Богу. Как считают мусульмане, первым «предался Богу» первочеловек Адам. Но вера потомков Адама со временем ослабела, и они впали в язычество. Тогда Бог избрал для проповеди единобожия пророка Авраама. Авраам обратил свой народ в истинную веру. Для напоминания людям о единобожии Бог посылал еврейского пророка Моисея, а потом Иисуса Христа.

Проповедь Мухаммеда также призывала уверовать в Истинного Бога и отказаться от поклонения природным силам. Слова Мухаммеда в первую очередь были обращены к язычникам - арабам, персам и др. Мухаммед предостерегал людей о грядущем Страшном Суде, который произойдет в конце времен, и на котором каждый получит от Бога воздаяние за совершенные при жизни добро и зло. Мухаммед говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинному иудаизму и христианству, но подтверждает их.

Мухаммед с почтением относился к Богородице - Матери Христа. Когда мусульмане вошли в Мекку и стали рушить идолов в Каабе, один воин хотел смыть водой настенное изображение Богородицы с Христом. Мухаммед запретил ему делать это, прикрыв ладонями лики Богородицы и Младенца.

Верования христиан, иудеев и мусульман во многом похожи. И главное - в том, что последователи всех трех религий поклоняются Единому Божеству, различия же касаются прежде всего того, какими способами (обряды, догматы, уклад жизни) проявляется вера христиан, иудеев и мусульман в Единого Бога.

Пророк царствующий

Основав новую религию, Мухаммед распространил единобожие среди множества языческих племен и народов, что явилось причиной быстрого культурного подъема на огромных пространствах от Атлантического океана до китайских границ. Мухаммед был не только вероучителем, но и искусным политиком. Христианству понадобилось более трех столетий, чтобы превратиться из маленькой религиозной общины в государственную религию и стать основой жизни миллионов людей. Мухаммеду удалось совершить подобное преобразование за последние десять лет своей жизни. Начав как гонимый всеми пророк, он закончил жизнь государем мусульманской державы.

Хишам ал-Калби о поклонении идолам и камням

Когда Измаил, сын Авраама, - да благословит их Бог! - поселился в Мекке и родилось у него там многочисленное потомство, так что заполнили они Мекку... стала Мекка тесной для них, и начались между ними столкновения и вражда, и одни из них изгнали других. И те разошлись по стране в поисках пропитания.

К поклонению истуканам и камням их привело то, что никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища (Имеется в виду святилище Каабы. ) из-за почтения к этому Святилищу и привязанности к Мекке. И где бы они ни селились, они ставили этот камень и обходили вокруг него, как обходили вокруг Каабы, желая снискать этим ее милость и из-за привязанности и любви к Святилищу.

Из Корана

Из суры Марйам, повествующей о Деве Марии (Марйам) и об Иисусе Христе (Иса). Текст разделен на айаты (знамения), каждый из которых начинается с новой строки.

И вспомни в писании Марию. Вот она удалилась от своей семьи в место восточное.

И устроила себе пред ними завесу. Мы отправили к ней Нашего Духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека (Имеется в виду ангел Гавриил. ).

Она сказала: «Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен».

Он сказал: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого».

Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек, и не была я распутницей».

Он сказал: «Так сказал твой Господь: «Это для Меня - легко. И сделаем Мы его знамением для людей и Нашим милосердием». Дело это решено».

И понесла она его и удалилась с ним в далекое место.

И привели ее муки к стволу пальмы. Сказала она: «О если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною».

И воззвал он (Младенец Иисус. ) к ней: «Не печалься: Господь твой сделал под тобой ручей».

И потряси над собой ствол пальмы, она уронит к тебе свежие, спелые (плоды).

Ешь, и пей, и прохлади глаза! А если ты увидишь кого из людей, то скажи: «Я дала Милостивому обет поста и не буду говорить сегодня с человеком».

Она пришла с ним к своему народу, неся его. Они сказали: «О Мария, ты совершила дело неслыханное!

О сестра Аарона (Сестра Аарона - выражение, указывающее на принадлежность Девы Марии к народу Израиля, то же, что «дочь израильского народа». Аарон - старший брат еврейского пророка Моисея ), не был отец твой дурным человеком, и мать твоя не была распутницей».

А она указала на него. Они сказали: «Как мы можем говорить с ребенком в колыбели?»

Он сказал: «Я - раб Бога, он дал мне Писание и сделал меня пророком.

И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедовал мне молитву и милостыню, пока я живу, и благость к моей родительнице, и не сделал меня притеснителем, несчастным.

И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!»

Это - Иисус, сын Марии, по Слову Истины,(Здесь подразумевается Бог ) в котором они сомневаются...

Хадисы пророка Мухаммеда

Хадисы - высказывания пророка, его замечания по тому или иному поводу, поучения последователям. Если коранические откровения считаются у мусульман речью самого Бога, то хадисы - это только мнение человека, хотя и чрезвычайно авторитетное и весомое.

1. Всякий, кого молитва не удерживает от дурных дел, далеко он отпал от Бога.

2. Довольство малым - неисчерпаемое богатство.

3. Рай - под стопами матерей.

4. Стыд - от веры.

5. Сухость глаз - знак черствого сердца.

6. Наилучшие из вас те, кто призывает вас к благу.

7. Великое это предательство, если ты нечто сказал брату, и тот, (поверив), подтвердил сказанное тобою, а ты солгал ему.

8. Для того чтобы оказаться лжецом, достаточно повторять все то, что услышал.

9. Для того чтобы оказаться невеждой, достаточно говорить все, что знаешь.

10. Дружелюбие к людям - половина ума.

11. Хорошо спросить - половина знания.

12. Ищи знание даже в Китае, стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки.

13. Учитель и ученик - друзья во благе.

14. Всякий, кто погиб, защищая свое имущество, - святой мученик.

15. Имущество мусульманина - кровь мусульманина.

16. Бедность - порог неверия, а зависть такова, что меняет предначертание человека.



В 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада - небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб - умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы , на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й , со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово , бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его , где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности , поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища , что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от . Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка () мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (), и мединские новообращенные в ислам (). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы , т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая , установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при (624) - первая, одержанная мусульманами победа; битва при (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода ), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли - заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют и .

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и . Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело.

Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению , в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или , дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого Суда.

В этой статье мы хотим рассказать о некоторых эпизодах из жизни нашего господина (сайида) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Это минимум необходимого объёма знаний, который должен знать каждый мусульманин о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение). Все учёные Ислама единогласны в том, что родители обязаны обучать своих детей (даже раньше, чем совершению обязательной молитвы) и сообщать им следующую информацию о жизни и деятельности последнего Пророка (мир ему и благословение).

Они должны знать, что наш любимый (мир ему и благословение) родился в достопочтенном городе Мекка, и пророческая миссия была возложена на него в Мекке. Он переселился в лучезарный город Медина, где и покинул этот мир, там и находится его благородная могила.

Также мы должны обучить наших детей с малых лет тому, что возложил на Пророка, не обученного грамоте (не умеющего читать и писать), который был арабом из племени Курайш, из благородного рода Хашима и который является нашим господином Мухаммадом (мир ему и благословение), донести послание ко всем народам – арабам и неарабам, ангелам, людям и джиннам и даже к неодушевлённым предметам. Важно знать, что Закон, с которым он пришёл, – Шариат – аннулировал все предыдущие законы, которые были даны прежним пророкам. И его Шариат останется непревзойдённым до Судного дня. Всевышний Аллах возвеличил Мухаммада (мир ему и благословение) над всеми остальными созданиями. И не принимаются слова единобожия: «Нет бога, которому следует поклоняться, кроме одного Аллаха» – без признания того, что Мухаммад – Посланник Аллаха. И вменил Всевышний в обязанность подтверждать истинность всего того, что Мухаммад (мир ему и благословение) рассказал об Аллахе, и всего, что он сказал о земной и потусторонней жизни.

У Любимца Аллаха цвет лица, кожи был самый красивый, белый с оттенками румянца. Он был самым совершенным из всех людей. Обязательно необходимо рассказать детям о благородном происхождении и чистой родословной Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) с отцовской и материнской линии, а также о его детях, поскольку они являются лучшими представителями уммы.

Детство Пророка (мир ему и благословение)

В благословенные дни Айяму-ташрик возле Джамратуль-вуста в утробу Аминат проник свет Благодатного Пророка (мир ему и благословение). А родился он в месяце раби-уль-авваль, 12 числа, в понедельник, перед рассветом. В час рождения Пророка (мир ему и благословение) треснули стены и рухнули вниз 14 балконов знаменитого дворца Иван, принадлежащего Хосрову , осушилось озеро Сава, которому поклонялись язычники. В этот миг погас огонь, горевший тысячу лет, которому поклонялись персы.

Отец Пророка (мир ему и благословение) умер, когда ему было два месяца в утробе матери. А когда исполнилось шесть лет, умерла и мать. После её смерти Пророка (мир ему и благословение) взял на воспитание его дед Абдул-Муталлиб , который скончался, когда Пророку исполнилось восемь лет, два месяца и десять дней. После смерти деда Пророка (мир ему и благословение) взял под опеку его дядя Абу-Талиб.

В первое своё путешествие Пророк (мир ему и благословение) отправился в двенадцатилетнем возрасте в Шам (нынешняя территория Сирии, Ливана, Иордании и Палестины, находящаяся в то время под властью Византийской Империи) с караваном дяди Абу-Талиба. Когда они достигли города Бусра, Пророка (мир ему и благословение) увидел священник Бахира, он узнал его по образу, описанному в Библии. Подойдя к ним и указывая на Пророка (мир ему и благословение), он обратился с такими словами: «Это посланник Творца всех миров, который является милостью для всех существ. С того момента, как вы тронулись в путь, не осталось ни одного камня и дерева, не поклонившихся ему. А они не поклоняются никому, кроме пророков. Святые люди с давних времён рассказывали о нём, и мы видим образ его в наших писаниях». Повернувшись к Абу-Талибу, священник произнёс: «Если ты пойдёшь с ним в Шам, иудеи его убьют!» Опасаясь вреда со стороны иудеев, он отправил их в обратный путь.

Второй раз Пророк (мир ему и благословение) отправился в Шам, сопровождая торговый караван Хадиджи (да будет доволен ею Аллах). Вместе с ним в этом путешествии был раб Хадиджи по имени Майсара. Когда вступили в земли Шама, они остановились под тенью дерева, растущего вблизи монастыря. Через некоторое время к ним подошёл один монах и сказал: «Никто никогда под этим деревом не останавливался, кроме пророков». Майсара рассказывал: «Когда приближался полдень и усиливалась жара, спускались два ангела с небес. И мне было видно, как от них падала тень на Мухаммада (мир ему и благословение)».

По возвращении из путешествия Пророк (мир ему и благословение) женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах) – дочери Хувайлида. Тогда Пророку (мир ему и благословение) было 25 лет, два месяца и десять дней.

В возрасте 35 лет Хабиб (мир ему и благословение) участвовал при реставрации Каабы курайшитами и своими благословенными руками установил в стену Каабы Чёрный камень.

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах , Абдульмутталиб , Хашим , Абдуманаф , Кусаййю , Килаб , Муррат , Каабу , Луаййю , Галиб , Фихр , Малик , Назар , Кинанат , Хузаймат , Мудрикат , Ильяс , Музар , Низар , Маадди , Аднан .

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба , сына Абдуманафа , сына Зухрата , сына Килаба . На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Молочные матери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

В младенчестве Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и несколько кормилиц. Среди тех, кому посчастливилось сделать это, была Халимат , дочь Абу-Зуайба из племени Хузайль . Когда он находился у неё, с неба спустились два ангела, рассекли его грудь и святой водой Зам-зам омыли его сердце, наполнили его верой и мудростью и изъяли маленький кусок из его сердца. У каждого человека в сердце есть частица, которую называют «доля шайтана», это частица сердца, которой владеет шайтан и вводит человека в сомнение. Именно эта частица сердца была изъята у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) ангелами.

Также его кормила Сувайбат – она была рабыней его дяди Абу-Лахаба. Сувайбат была первой молочной матерью Пророка (мир ему и благословение), кормившая и его дядю Хамзата, ставшего молочным братом Пророка (мир ему и благословение). Сувайбат была освобождена из рабства Абу-Лахабом за радостную весть о рождении племянника.

Нянчила Пророка (мир ему и благословение) рабыня-эфиопка Умму Айман Баракат, которую он унаследовал от отца. Когда Пророк (мир ему и благословение) вырос, он освободил её и выдал замуж за Зайда, сына Харисата. Зайд попал в плен в младенческом возрасте. Он был куплен и подарен Хадидже (да будет доволен ею Аллах) её дядей. Она, в свою очередь, подарила его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Подаренного раба Пророк (мир ему и благословение) освободил и усыновил.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и поможет нам следовать ему во всём, и да обрадует встречей с ним в Раю! Амин!

Дни Айяму-ташрик – три дня, идущие следом за Курбан-байрамом.

Джамратуль-вуста – второе из трёх мест, куда бросают камушки во время хаджа в местности Мина.

Хосров – титул древних персидских императоров.

Основателем религии Ислам был Мухаммед صلى الله عليه وسلم . Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником Аллаха. Первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком, родившимся через полвека после смерти пророка. Она дошла до нас отрывками и частично.

Мухаммед - историческая личность, он родился в 570 году в городе Мекка. Детство Мухаммеда было полно трагических событий: отец Абдуллах умер за несколько дней до рождения мальчика, мать - когда ему было всего 6 лет. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка Абд-ал-Мутталиб, который был одним из почтеннейших старцев в племени курайшитов. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам.

В возрасте 12 лет Мухаммед совершил свое первое путешествие с караваном своего дяди в Сирию. Целых полгода мальчик наблюдал жизнь кочующих арабов. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. Он был человеком, знающим толк в торговле, умел водить караваны. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

В Мекке жили проповедники единобожия - ханифы, которые поклонялись одному Богу а не идолам как остальные. То есть той религии которая осталась еще со времен пророка Ибрахима (Аврввма). Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. Любимым местом молитв Мухаммеда была гора Хира. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела Джибрила, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности Бога и его отношении к человеку. Откровения, полученные на горе Хира, окончательно убедили Мухаммеда в правильности его религиозных представлений.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде ниспосланной Богом ему религиозной системы. Самые близкие люди - жена, двоюродный брат, приемный сын - стали первыми мусульманами. Распространение религиозного учения Мухаммеда шло нелегко, тайно. Вместе с другом и единоверцем Абу Бакром они создали религиозную общину (умму). Однажды, когда Мухаммед лежал в беседке, укрывшись плащом, снова прозвучал голос, который приказал ему начать публичную проповедь. Первую публичную проповедь Мухаммед провел в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов (идолов), которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В 622 году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город Ясриб (Медину). Год переселения стал началом мусульманского летосчисления.

Мединцы приняли Мухаммеда почти всеобщим одобрением. В Медине Мухаммед стал искусным политиком и правителем. Он сплотил все враждующие кланы города, справедливо правил. Люди верили Мухаммеду и шли за ним. Число принявших Ислам быстро росло. Медина стала сильным мусульманским центром. Здесь была построена первая мечеть, установлены правила молитв и поведения в быту, были сформированы основные принципы религиозного вероучения. Они были выражены в «откровениях», составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда.

Но Мекка же оставалась враждебно настроенной против мусульман. Жители Мекки несколько раз нападали на мусульман и Мухаммеду пришлось применить силу, чтобы покорить и образумить курайшитов. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой становятся святыней ислама. Мухаммед очистил языческое святилище Каабу от идолов, оставил лишь «черный камень». Мухаммед подписал с курайшитами договор о мире и, обратив всех в ислам, вернулся в Медину. В 632 году он умер от болезни, будучи фактически правителем всей Аравии.

Все источники, сообщая о жизни и деятельности Мухаммеда, подчеркивают его скромный образ жизни. Мухаммед несомненно был личностью исключительной, преданным своему делу, умным и гибким политиком. Личные качества Мухаммеда стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. Согласно учению Ислама Мухаммед является последним пророком в истории человечества. После него не было и не будет больше пророков и мировых религий.

Это интересно:

«Живет Мухаммед предельно просто, одевается скромно. В грубый плащ, имеет одну перемену полотняного белья, никаких щелков и дорогих тканей себе не позволяет, носит чалму или наголовный четырехугольный платок, сапоги или сандалии, сам чистит и чинит свою одежду, слуга для него не нужен. Столь же проста и еда Мухаммеда: горсть фиников, ячменная лепешка, сыр, чашка молока, каша и фрукты - вот пища изо дня в день, мясо подается не чаще раза в неделю».

«Мухаммед, по описанию современников, был среднего роста, широкоплеч, жилист, с большими руками и ногами. Лицо у него было продолговатое, с резкими и выразительными чертами, орлиный нос черные глаза. Крутые, почти сросшиеся брови, большой и гибкий рот, белые зубы, черные гладкие волосы, которые падали ему на плечи, и длинная окладистая борода…

Он был одарен быстрою сообразительностью. Сильной памятью. Живым воображением и гением изобретательности. По характеру он был вспыльчив, однако умел владеть порывами сердца. Он был честен и одинаков со всеми. Простой народ любил его за приветливость, с которой он принимал и выслушивал все жалобы».

Пророк Мухаммад (с.а.в.) родился в Мекке 29 августа 570 года по григорианскому календарю - был понедельник, 12 Раби аль-Аваль, год Слона (по лунному календарю). Он происходил из храброго и знаменитого племени Курейш, ведущего свое происхождение от Пророка Исмаила, мир ему, старшего сына Пророка Ибрагима (Авраама), мир ему.

Таким образом, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, является кровным братом всех иудейских пророков, потомков Ибрагима,- Исхака (Исаака, родного младшего брата Исмаила), Якуба (Иакова), Юсуфа (Иосифа), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса), мир им. А Пророк Ибрагим (Авраам), мир ему, их общий пра-пра-… прадед.

Дед Прорка Мухаммада (с.а.в.), Абд аль-Мутталиб, был старейшиной племени, хранителем Каабы, то есть очень почитаемым человеком. Отец его Абдулла бин Абдул Мутталиб умер, так и не увидев своего сына. В течение 4 лет Мухаммад (с.а.в.) жил обычной жизнью мальчика из кочевого племени в аравийской степи, куда увезла его из Мекки кормилица Халима из племени Бану Саад. С матерью Аминой мальчику было суждено прожить всего два года. В 6 лет он остался полным сиротой.

Вначале воспитанием будущего Пророка (с.а.в.) занимался его дед Абд ал-Мутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб. В семье дяди Мухаммад (с.а.в.) вел относительно самостоятельную жизнь, присутствуя при обсуждении важнейших общественных дел, при спорах на религиозные и моральные темы, при рассказах о торговых путешествиях, о приключениях в далеких странах, о преданиях старины и обычаях разных племен и народов. Все это способствовало его духовному развитию.

Мухаммад (с.а.в.) о своем детстве и юности говорил впоследствии просто и лаконично: "Я был сиротой". Сирота достигает зрелости раньше других детей. Он чувствует страдания сирот и сопереживает им в жизни.

В возрасте 12 лет Мухаммад (с.а.в.) совершил свое первое длительное путешествие с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию, выполняя посильную для своих лет работу.

Примерно к 20 годам Мухаммад (с.а.в.) начал совершенно самостоятельную жизнь, без формальной опеки Абу Талиба. К этому времени полностью определился род его занятий - он был человеком, сведущим в торговле, умел водить караваны, нанимаясь к зажиточным торговцам в, проводника караванов или торгового качестве приказчика агента. По словам арабских историков, Мухаммад (с.а.в.) слыл человеком безукоризненной репутации, отличался прекрасные характером, честностью и добросовестностью, умом и сообразительностью, верностью данному слову.

В 25 лет Мухаммад (с.а.в.) женился на Хадидже, дочери Хувайлида. Брак их оказался на редкость счастливым. Хадиджа стала для своего мужа не только любимой женой, но и лучшим другом, советчиком и помощником на его трудном поприще пророка. Она родила ему детей: Касема, Абдуллу, Зейнаб, Рукаю, Ум-Кульсум и, наконец, Фатиму-захра ("прекрасную", "блестящую"). К огромному горю родителей, сыновья их умерли в детстве, а дочери еще при его жизни, после замужества. Только Фатима пережила отца на 6 месяцев.

С ранних лет Мухаммад много времени проводил в уединении. Излюбленным местом молитв и размышлений Мухаммада (с.а.в.) являлась расположенная в нескольких часах ходьбы от Мекки пустынная, обрывистая каменная гора Хира, где он чаще всего проводил весь месяц рамадан. Здесь к нему снизошло первое откровение Бога.

В одну из ночей месяца рамадан 610 года сорокалетнему Мухаммаду (с.а.в.) на горе Хира впервые явился некто могучий и страшный (это был Джибрил а.с. (Архангел Гавриил)) и приказал ему (неграмотному!) читать. А когда Мухаммад отказался, сам прочел ему пять строк и приказал повторить их, и строки эти врезались в сердце Мухаммада (с.а.в.): "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом, научил человека тому, чего он не знал".

Пять коротких строк, продиктованных Мухаммаду (с.а.в.) в одну из ночей рамадана (эта ночь в дальнейшем получила название Ночи Свершения, или Ночи Могущества), содержали важнейшие сведения о сущности Бога и Его отношении к человеку. Бог в них определен как всемогущий Творец, ни на секунду не покидающий мир в своей творческой заботе - творить сложное, совершенное и прекрасное.

Пример его особого всемогущества - создание самого сложного и совершенного существа на земле - человека. Щедрейший Бог научил человека тому, чего тот не знал, - "каламом". Значит, Бог является основным источником знания для человека, и это знание нисходит к человеку в виде "писания". В священную Ночь Свершения, или Ночь Могущества, Джибрил сообщил Мухаммаду (с.а.в.) отрывок из небесного Корана, и тем самым было положено начало Корану земному - точной копии небесного подлинника.

Первой приняла Ислам жена Мухаммада (с.а.в.) Хадиджа, а затем его двоюродный брат и воспитанник Али и приемный сын Зайд. Самые близкие люди без малейших колебаний уверовали в Мухаммада (с.а.в.), уверовали глубоко и на всю жизнь.

Первым среди курайшитов новую веру принял Абу Бакр ас-Сиддык, который стал активно проповедовать Ислам среди своих многочисленных друзей и знакомых. На первых порах проповедь новой веры проводилась в глубокой тайне. Распространение учения шло очень медленно: за 3 года Мухаммад (с.а.в.) приобрел всего около 40-50 сторонников. Из них он создал религиозную общину (умму), прочно сцементированную взаимным побратимством и всецело преданную ему, Мухаммаду (с.а.в.) - духовному главе, Пророку и Посланнику Аллаха.

За эти три года никаких новых откровений Бог не посылал Мухаммаду (с.а.в.). И только в конце 613 г., когда тот, закутавшись в плащ, лежал в беседке, снова прозвучал голос Всевышнего:

О завернувшийся!
Встань и увещевай!
И Господа твоего возвеличивай!
И одежды свои очисть!
И скверны беги!
И не оказывай милость, стремясь к большему!
И ради Господа твоего, терпи!

Полученное откровение содержало прямое приказание начать публичную проповедь веры.

Первую публичную проповедь Мухаммад (с.а.в.) провел с холма ас-Сада в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха, а когда Мухаммад (с.а.в.) объявил себя посланником Аллаха, на него посыпался град насмешек. И так повторялось каждый раз, когда появлялся Мухаммад (с.а.в.) со своей проповедью. Курайшиты не хотели признавать всемогущего Аллаха.

Всю систему доказательств, выдвинутую Мухаммадом (с.а.в.), - сотворение Богом земли, человека, животных и т. д., - они считали несерьезной. Идолопоклонники требовали от него чудес, которые подтвердили бы его превосходство и степень достоинства перед Богом. Мухаммад (с.а.в.) считал главным чудом новой веры Коран.

Несмотря на ожесточенную полемику Мухаммада (с.а.в.) и его немногочисленных сторонников с курайшитами- идолопоклонниками, обстановка в Мекке в течение первого года после начала публичной проповеди новой веры оставалась мирной. Но когда Мухаммад (с.а.в.) от прославления единого истинного Аллаха перешел к прямым нападкам на богов, которых почитали в храме Кааба, это вызвало переполох в Мекке. Курайшиты поняли, что против мусульман нужны решительные действия.

Мухаммаду (с.а.в.) н его сторонникам запретили молиться вблизи Каабы; мекканскими верхами была организована травля Мухаммада (с.а.в.) и его сторонников. Были случаи, когда Мухаммада (с.а.в.) и других мусульман забрасывали камнями и грязью, а соседи украдкой выливали помои и нечистоты у порога его дома.

Мухаммад (с.а.в.) жил в атмосфере неслыханных унижений, от которых его не в состоянии были защитить сторонники его учения, но пророк (с.а.в.) нашел выход из создавшегося драматического положения - поселение там, где можно было добыть себе пропитание и укрыться от "злобы" курайшитов. Так примерно 83 мусульманина выселились в Эфиопию. Это была первая хиджра - первое переселение мусульман.

Произошло это событие в 615 году, через 5 лет после начала проповеднической деятельности Мухаммада (с.а.в.). Но сам Мухаммад (с.а.в.) все еще оставался в Мекке. И только в 622 г. он сам со своими близкими совершил хиджру в Медину, не выдержав всех притеснений, насмешек, преследований, которые его сопровождали в Мекке и ее окрестностях.

Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммада (с.а.в.) получила почетное наименование мухаджиров, совершивших Хиджру. С Хиджрой пришел конец слабости и унижению, и началась эпоха величия и мощи Ислама.

Укрепившись в Медине, посланник Аллаха (с.а.в.) приступил к созданию своего могучего государства. Главной его целью было объединение всех арабских племен, погрязших в язычестве и бесконечной междоусобной борьбе, в единый народ, преданный Исламу. В начале 624 г. был составлен и принят документ, получивший название "Конституция Медины".

В этом документе, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммада (с.а.в.) в Медине и принципы, на основе которых осуществилось превращение разноплеменного населения оазиса в единый народ, умму пророка и посланника Божьего (с.а.в.). В "Конституции" Мухаммад (с.а.в.) не назван правителем, он признан пророком - человеком, получающим откровения от Аллаха.

Медина стала сильным мусульманским центром (через несколько лет она станет столицей и главным торговым центром всех покоренных земель). Здесь была построена первая мечеть, где мусульмане молились все вместе. Слава о Мухаммаде (с.а.в.) и его вере распространилась далеко за пределы Медины. Но Мекка, которой правил мстительный Абу Суфиан, по-прежнему была враждебна мусульманам. Мухаммаду (с.а.в.) во главе мусульманского войска пришлось участвовать в разных военных конфликтах (сражения при Бадре и Ухуде), чтобы образумить курайшитов военной силой и доказать им могущество Ислама.

В 630 г. Мухаммад (с.а.в.) торжественно въехал в покоренную им Мекку. Племенная знать курейшитов сочла за благо не продолжать спор. Мекка с Каабой становились святынями Ислама. Посланник Аллаха (с.а.в.) направил своих послов к римскому цезарю, владыке персов хосрою, эфиопскому негусу, правителю Египта, призывая их присоединиться к Исламу. Все посланцы, выполнив поручение пророка (с.а.в.), вернулись к Мухаммаду (с.а.в.), а через несколько лет Персия, Аш-Шам и Египет стали Исламскими государствами.

После того, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) полностью довел до народа религию Аллаха, в последнюю среду месяца Сафар 11-го года по Хиджре (633 г.г.к.) его охватила головная боль, и он заболел. Спустя некоторое время, 12-го числа месяца Раби ‘ -уль-авваль, в понедельник, в день своего рождения Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - свет наших очей - покинул этот мир.

Этот день был самым тяжелым для мусульман и даже старшие сподвижники из-за печали и горечи расставания с Любимцем (да благословит его Аллах и приветствует) не могли сдерживать себя. Великий сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Умар бин Хаттаб, находясь в растерянности, не осознавая происходящее, заявил, что отрежет голову тому, кто скажет, что Посланник Аллаха умер. «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха не умер!» - повторял он. Некоторые сподвижники потеряли сознание, другие потеряли дар речи, и как будто никто ничего не замечал и не осознавал.

Однако Абу Бакр, которого Аллах одарил крепкой верой, проявляя терпение, смиренно обратился к народу и стал их утешать. Он подошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), открыл его лицо, поцеловал и сказал: «Да будут родители мои выкупом за тебя! Был ты прекрасен при жизни и остался таким после смерти. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никогда Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды!», - опровергая этими словами утверждения тех, кто говорил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскреснет, а затем вновь умрет.

Затем Абу Бакр вышел к людям и сказал ‘Умару: «Не спеши, о дающий клятву!» И когда Абу Бакр заговорил, ‘ Умар сел, а Абу Бакр воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его и сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, поистине, Аллах - Живой и не умирает!» И он прочитал аят, в котором Всевышний Аллах, обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), говорит, что, поистине, он тоже смертен, как и все люди.

После этих слов Абу Бакра люди заплакали.

Еще тогда, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) болел, Джибриль пришел к нему на зиярат. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его, спустится ли он еще когда-нибудь на землю после его смерти. Джибриль ответил, что после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ему нечего делать на земле, однако добавил, что он спустится десять раз, чтобы забрать десять драгоценностей.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его об этих драгоценностях и Джибриль перечислил их:
Первый раз он спустится, чтобы забрать благодать (баракат) с земли, второй раз - забрать из сердец людей любовь друг к другу, затем - сочувствие, милосердие, в четвертый раз - справедливость правителей, пятый - стыдливость женщин, шестой - терпеливость бедных и нуждающихся, седьмой раз заберет у ученых-алимов отрешенность от мирского (зухд) и набожность, богобоязненность, восьмой - щедрость богатых людей, девятый - Речь Аллаха - Коран, и десятый - веру (иман).

Сегодня, если подумать, из всего вышеперечисленного остались только две драгоценности - это Коран и вера.