Что говорить в рамадан. В каком возрасте постятся девушки? Тошнота во время поста

Ислам является одной из самых молодых религий на земле, при этом же - одной из самых строгих в отношении соблюдения канонов. В ней существуют т.н. столпы религии, т.е. предписания шариата, необходимые к исполнению для того, чтобы считаться истинными приверженцем веры в Аллаха.

Одним из столпов является неукоснительное соблюдение целой череды обрядов, ритуалов и воздержаний от начала и до конца месяца Рамадана.

Исламский календарь и Рамадан в нем

В исламском лунном календаре Рамадан - какой месяц в году? Каждому мусульманину известно, что он девятый. Название его происходит от арабского «выжечь землю», «обжигающий», так как именно в этом месяце солнечная активность выходит на свой максимум и в буквальном смысле выжигает и высушивает растительность на жаркой земле. Если сопоставить исламский и христианский календари, то месяц Рамадан начинается обычно где-то в конце нашего мая и заканчивается в конце июня, в общей сложности он длится 29-30 дней. Считается, что именно в эти дни великому пророку Мухаммеду была дана его миссия «откровенными словами» - так родился священный Коран. Месяц Рамадан в 2017 году начался 27 мая и закончился 25 июня.

С чего начинается соблюдение Рамадана?

Самым главным ритуалом в начале месяца Рамадана является намерение соблюсти этот священный период (араб. «ният»). Звучит оно примерно так: «Я намереваюсь с сегодняшнего дня свершить пост в Рамадан во имя Аллаха».

Пост в месяц Рамадан

Самым главным действом в Рамадан является пост (араб. «саум»). Т.е. воздержание от основных соблазнов: еды, курения, питья и интимных отношений в дневное время до заката солнца. Своим воздержанием мусульманин показывает Аллаху свою преданность, верность и готовность идти на личные жертвы ради веры.

Какие условия необходимы для того, чтобы соблюдать Рамадан

Священный ритуал может соблюдать не каждый человек и даже не каждый мусульманин. Для того чтобы человеку дозволялось соблюдать Рамадан, необходимо выполнение следующих условий:

  • Разумеется, соблюдающий должен быть мусульманином. И не только по вере своей, он обязательно должен пройти процедуру принятия ислама в мечети.
  • Соблюдающий должен быть совершеннолетним по шариату. Дети не допускаются до соблюдения поста, так как нуждаются в полноценном питании.
  • Соблюдающий не должен иметь душевных и сильных физических заболеваний, потому как при душевном заболевании соблюдающий не ведает что творит, а при физических недугах зачастую требуется хорошая еда и обильное питье.
  • Беременные и кормящие женщины освобождаются от поста, так как имеют острую необходимость в регулярном питании.
  • Странники и путники, находящиеся в дороге или более чем в 90 км от дома, могут не соблюдать пост, если это влечет для них тяжелые последствия.
  • Женщины в период кровотечения ежемесячного или послеродового могут также не соблюдать пост из-за большой кровопотери и необходимости ее восполнять.

Однако освобожденным стоит помнить, что крайне нежелательно делать на людях запретные действия (пить, курить), чтобы не добавлять им лишних соблазнов. Неприемлемым в период поста также является жевание жвачки, включение громкой музыки и фривольные танцы в общественных местах.

Когда можно есть и пить в пост

Можно ли в месяц Рамадан употреблять еду и питье? После заката солнца мусульманин, соблюдающий пост (араб. «ураза»), совершает священную ночную молитву (араб. «иша»), затем может прочесть с товарищами молитву добровольную и желательную (араб. «таравих»). Она включает 8-20 ракаатов. Далее можно начинать разговение - вечерний прием пищи (араб. «ифтар»). Принимать пищу в ночное время предписано не только с близким кругом родственников, но и с друзьями и знакомыми. Иногда к разговению привлекают нищих с улицы как знак помощи неимущим. Пища для разговения тоже не должна быть богатой и обильной. Шариатом предписано во время ночного разговения употреблять в пищу молоко, финики, воду. Слишком тяжелая, острая или жирная пища нежелательны в этот период, так как может вызвать в дальнейшем жажду или осложнения на желудок.

Утренний прием пищи (араб. «сухур») во время разговения нужно постараться закончить хотя бы за полчаса до рассвета. А дальше опять держать дневной пост.

Что нельзя делать в Рамадан:

  • не произносить намерения: это перечеркивает все соблюдение Рамадана;
  • употреблять пищу намеренно;
  • пить намеренно;
  • курить и вдыхать курильный дым намеренно;
  • вступать в интимную близость, предаваться рукоблудию, совершать ласки, приводящие к эякуляции, даже если это не был непосредственно половой акт;
  • позволять себе праздные развлечения (фривольные танцы, слушание громкой музыки, кроме молитвенных речей);
  • использование лекарств, которые требуют ректального или вагинального применения;
  • вызывать самопроизвольную рвоту;
  • глотать отделившуюся мокроту, которая попала в глотку.

Что дозволяется делать в Рамадан:

  • неспециальное принятие пищи и воды (например, если человек захлебывается в море);
  • инъекции лекарств;
  • сдача крови (донорская, анализы), пускание крови;
  • купание, если не глотать при этом ни капли воды;
  • поцелуи без проникновения в ротовую полость (как говорят у нас «не взасос»);
  • телесные ласки, не приводящие к эякуляции;
  • проглатывание собственной слюны без мокроты и рвоты;
  • чистить зубы следует с осторожностью, чтобы паста не была проглочена (вообще некоторые мусульмане считают, что чистить зубы после полуденного времени не нужно, ибо «запах изо рта мусульманина, соблюдающего пост, имеет особый оттенок и является своеобразным благовонием для Аллаха»);
  • рвота, если она происходит непроизвольно;
  • допускается не совершать намазы.

Обряды в Рамадан, помимо поста

Священный Рамадан - это не только соблюдение поста, но и многочисленные молитвы Аллаху.

Самая главная молитва - намаз - производится пять раз в день.

Помимо намазов желательными являются вечерние молитвы, утренние молитвы и хвалы Аллаху перед каждым принятием пищи.

Самыми распространенными в этот период являются: ифтар, сухур, дуа «Ифтиах», дуа «Муджир», дуа «Макарему ахляк», дуа «Баха», дуа Абу Хамзы Сумали, дуа «Джаушан кабир».

В последние 10 дней поста мусульманину желательно совершить уединение, так как когда-то пророк Мухаммед уединился на последние 20 дней своей жизни. Уединение лучше сделать в мусульманской мечети, перед этим произнеся еще одно специальное намерение - на уединение.

Разумеется, желательным является чтение Корана весь период священного месяца.

Как заканчивается Рамадан

После ритуального уединения следует т.н. Ночь предопределения (араб. «аль-Кадра»). Наступает эта ночь после окончания 27-го дня Рамадана - именно тогда по преданию пророку Мухаммеду открылась первая сура Корана (610 г.). Тогда архангел Джабраил, спустившись с небес, дал пророку свиток с велением читать его. В эту ночь принято просить у Аллаха прощения за совершенные грехи и много читать Коран.

В последний день священного месяца Рамадана постящемуся следует выплатить милостыни: обязательную (араб. «закят») и добровольную (араб. "саадака"). Читается торжественная молитва, и постящиеся готовятся к празднику в честь Рамадана - Ураза Байрам (араб. Ид аль-Фитр).

Первый день нового месяца, в который проводится этот священный праздник, начинается священной же молитвой Ид намаз, знаменующей окончание Рамадана.

К этому времени в домах уже должно быть чисто (мусульмане должны заведомо позаботиться о наведении чистоты). В сам праздник верующие должны помыться и надеть чистые красивые одежды. День празднования считается выходным.

Для Ураза Байрам готовится много праздничной еды (готовят преимущественно женщины): жареная баранина, наваристый суп с фасолью, мясом и овощами, салаты с мясом, блины, пироги, плов, многочисленные сладости, финики, фрукты.

Верующие ходят друг к другу в дома, дарят подарки, раздают детям сладости. Все друг друга поздравляют фразой «Ид мубарак!». Дети играют в активные подвижные игры. Взрослые могут танцевать и петь. В этот же день принято ходить на кладбище к родственникам, дабы почтить их память и вознести Аллаху молитву за них.

Главные задачи в Рамадан

Рамадан - это не только очищение плоти (в любой религии известно, что пост сам по себе полезен для очищения организма), но и очищение души. Через плоть чистится душа. Через добрые поступки (помощь нищим, например) душа излечивается от скверны. Через отказ от удовольствий (танцы, пение, игры, просмотр развлекательных передач и т.д.) тренируется смирение и воздержание. Умение терпеть, отказываться, идти на жертвы, быть сдержанным, милостивым, великодушным позволяет в Рамадан верующим снискать истинную милость Аллаха.

Если Рамадан совершается с дурными помыслами или напоказ или же с корыстными целями, Аллах отвергает такую жертву и не дарует свою милость лжецу.

Наказания и штрафы за неисполнение Рамадана

Считается, что любой истинный мусульманин обязан совершать Рамадан, если только он не освобожден от этого ритуала. Однако везде находятся нарушители, и если такой пойман, то он должен понести наказание.

Нарушивший предписания должен понести искупление (араб. «кяффара»). Это может быть дополнительная милостыня для малоимущих или дополнительное несение поста.

В случае непреднамеренного нарушения предписаний верующий должен возместить дни нарушенного поста после окончания Рамадана или помочь определенному количеству нуждающихся деньгами или продуктами.

Каждый год многие из нас просят Всемогущего Аллаха, Свят Он и Велик, о том, чтобы Он позволил нам дожить до Рамадана. В этот благословенный месяц каждый имеет наилучшую возможность исправить свою жизнь, начать её заново, очистив своё сердце и разум от скверных мыслей и поступков. Этот месяц - великая милость, и только глупец пройдёт мимо, хотя бы не попытавшись избавить себя от груза грехов.

Всем известно, что Рамадан также именуют как месяц поста, об этом каждый год говорится весьма много, написано множество книг и рекомендаций для тех, кто всё же решился очиститься, но имеет мало знаний. В этот месяц огромное количество людей устремляется к поклонению, возвращается на путь истины. Кто-то впервые решается держать пост и впервые встаёт на намаз.

Прекрасно, когда рядом есть люди, которые смогут поддержать, научить, разъяснить и пояснить, но ещё прекраснее знать, что за такого рода помощь людей с обеих сторон ждёт великая награда от нашего Создателя.

Как правильно соблюдать гигиену в месяц Рамадан

Пользуясь случаем, хотелось бы по воле Всевышнего хотя бы чуть-чуть попытаться помочь кому-либо в этот благословенный период жизни исламской общины. Для того, чтобы во время поста нам было легче получать полезное знание, легче было совершать благие поступки, наше тело должно быть здоровым, крепким, устойчивым к трудностям, а мы, в свою очередь, должны всячески стремиться помочь собственному организму справляться с этими трудностями.

По милости Аллаха, часто случается, что сами того не замечая и не понимая, как, мы не осознаём сложностей в соблюдении этого столпа ислама, однако у многих всё же возникают проблемы со здоровьем, вследствие чего продолжение поста становится невозможным. И чаще всего причина вовсе не в слабом здоровье, а в том, что мы не умеем правильно питаться и соблюдать гигиену в жаркое время, ведь, кстати, в этом году Рамадан выпал на самую середину лета.

Если говорить о правилах гигиены ухода за телом, то стоит вернуться, хотя бы, к школьному курсу основ безопасности жизнедеятельности и вспомнить основные правила. Что касается одежды, очень важным является в жару ношение головных уборов, отказ от одежды из синтетических тканей, от облегающей одежды, которую впрочем, и так носить воспрещается, особенно женщинам!

Также медицинские работники советуют не носить мужчинам тугие ремни и галстуки, по возможности находиться в помещении, принимать прохладный душ и ходить как можно больше босиком. Однако и в этом есть свои нюансы, к примеру, температура воды в душе не должна быть ниже 30 градусов. Рекомендуется относительно нахождения в помещении:

1. Закрывать наглухо окна.

2. Ежедневно проводить влажную уборку.

3. При наличии кондиционера важно помнить, чтобы температурная разница с улицей не превышала 10 градусов, также о том, что в помещении с кондиционером нельзя находиться в мокрой одежде.

Как правильно питаться в месяц Рамадан

Если говорить о питании, то стоит соблюсти также несколько простых правил и пост для вас совершенно легко переносим. Самое первое правило для постящихся людей и даже не соблюдающих пост – избегать переедания и полного заполнения желудка!

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) – это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) – для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания » (Ахмад ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Второе правило – правильный подбор продуктов на ифтар и на сухур. После продолжительного поста не стоит моментально налегать на еду. Хватает 3 финика, воды, или хурмы, или даже 2-3маслин для того, чтобы желудок получил сигнал и начал нормально функционировать. Резкий приём большого объёма пищи может привести к ухудшению состояния здоровья в целом, а не только к подрыву желудочно-кишечного тракта. Организм как машина, которую нужно завести, прогреть и только потом отправиться в путь.

Продукты питания, содержащие белок, имеют свойство замедлять процесс пищеварения, отсюда появляется долгое чувство сытости. При выборе блюд важно избегать чрезмерно маслянистой, жирной пищи, а также чересчур сладкой.

Сначала необходимо уменьшить потребность организма в жидкости, для этого прекрасно подойдут суп, айран, компот или молоко, они заполнят пустоту в желудке и на первое время избавят от резкого чувства голода. После такого начала трапезы желательно сделать перерыв, если спустя 10 минут вы не перехотите есть, то можете продолжить. Не забывайте про овощи, орехи, фрукты и хлеб. На сухур лучше всего кушать яйца, варенье, сыр, овсяную кашу, грецкие орехи, хлеб, бананы и другие фрукты.

Ну, и конечно же, третье правило, но не менее важное – вода, а точнее жидкость, норма среднего объёма ежедневного приёма у женщин которой составляет примерно 2,7 литра, у мужчин же это 3,7. Лучше всего пить зелёный чай, слегка подсоленную воду, стараться не пить газированные напитки, избегать очень холодных и сладких.

Пост в Рамадане это очищение души

Ну, вот, пожалуй, и все… Я надеюсь, что такая небольшая подборка простейших правил поможет вам избежать возникновения трудностей физического соблюдения поста, однако не забывайте, что пост - это не только отказ от еды и воды, пост в первую очередь, это очищение души. А в этом уже пусть вашими помощниками станут намаз не только обязательный, но и дополнительный («Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру » (сура «Гафир», аят 14), чтение священного Коран, его заучивание и прослушивание, неустанное поминание Аллаха, где и когда вы ни находились бы, ну, и конечно же, совершение благих поступков. Помогайте всем, не только себе и своим близким, молите Всевышнего о прощении, и помните, что все наши мольбы не остаются не услышанными.

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам… » (сура «Гафир», аят 60).

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне » (сура «аль-Бакара», аят 186).

Мира вам и вашим семьям и да пребудет со всеми нами милость Всемогущего Создателя. Амин.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «О, вы которые уверовали, пост предписан вам, как это было предписано другим поколениям жившим до вас, чтобы вы могли достичь праведности и богобоязненности». (Сура аль-Бакара, аят 183)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто соблюдает пост в течение месяца Рамадан, веря в Аллаха и Его награду, тому будет прощены все прошлые грехи». (Сообщается имамом Бухари)

Пост в месяце Рамадан является одним из главных столпов ислама. Это обязательно для каждого здравомыслящего, здорового мусульманина, достигшего половой зрелости и не путешествующего во время поста. Что касается женщин, они не должны поститься, если у них менструация или кровотечение после родов.

Есть два основных пункта, чтобы пост был действительным:

1. Намерение. Должно быть намерение поститься в течение месяца Рамадан. Намерение необязательно повторять вслух, потому что на самом деле это акт сердца, который не связан с языком. Достаточно искреннего намерения поститься повинуясь Аллаху, желая Его довольства.

2. Второй важнейший элемент поста, воздержание от еды, питья и полового акта в дневное время, от начала времени утреннего намаза (за 2 часа до восхода солнца) и до начала вечерней молитвы (до заката солнца, пока солнце полностью не исчезнет за горизонтом).

Есть шесть действий, которые делают пост недействительным:

1.Умышленное принятие пищи, или питье воды. Если кто-либо ест или пьет по забывчивости, по ошибке или по принуждению, то его пост не портится и он должен продолжать его дальше. Если человек решит поесть или выпить по любой другой причине, то его пост станет недействительным.

2. Преднамеренная рвота. Непреднамеренная рвота (по болезни) не портит пост и человек должен продолжать поститься. Если кто-то вырвет, по какой-то другой причине, преднамеренно вызвав рвоту, то его пост станет недействительным…

3. Преднамеренное половое сношение. Если постящийся преднамеренно совершит половой акт во время поста, то его пост портится (тогда он должен совершать каффара, искупление греха, то есть поститься после Рамадана непрерывно в течение шестидесяти дней или, если он на это неспособен по состоянию здоровья, ему следует накормить шестьдесят бедных людей).

4. Менструальные кровотечения. Пост становится недействительным во время менструального кровотечения или после родов. Даже если такое кровотечение начинается прямо перед закатом. Пропущенные по этой причине посты должны быть возмещены позднее.

Все упомянутые выше действия согласованы всеми учеными Ислама. Однако есть и другие действия, которые не упомянуты выше и которые не согласованы, то есть спорные. Сюда входят действия, допустимые во время поста:

1. Принимать душ. Допустимо принимать душ по любой причине, даже если из-за жажды или перегрева.

2. Промывание рта и носа. Допускается полоскание рта и носа с осторожностью во избежание проглатывания воды, которое приведет к недействительности поста.

3. Применение подводки для глаз или глазных капель. Допускается применение глазных капель или что-то еще для глаз.

4. Инъекции. Также допускается принимать инъекции для медицинских целей; нет доказательства что это делает недействительным пост.

5. Пост не будет недействительным, если человек будет проглатывать то, от чего не сможет защитится. Например, проглатывание слюны или случайно глотать пыль или просеянную муку, случайно попавшую в рот.

6. Дегустация еды языком. Пост не портится, даже если постящийся попробует пищу на вкус своим языком (при приготовлении еды или при покупке продуктов на рынке).

7. Можно использовать зубную пасту или жидкость для полоскания рта, если ничего не проглатывается.

8. Вдыхание разных ароматов

9. Поцелуи и обнимание супруга. Допустимо целовать и обнимать жену, если человек способен контролировать себя.

10. Сдать кровь. Разрешено брать кровь в любом количестве, по любой причине. Если сдача крови ослабляет человека, то это будет считаться нежелательным действием.

11. Быть в состоянии джанаб (ритуальной нечистоты, после половой близости). Пост будет действительным, если человек будет в состоянии джанаб после того, как фаджр (рассвет) наступил. Гусль может принять еще до выхода времени утреннего намаза.

Кто может не держать пост?

Есть определенные ситуации при которых некоторые категории людей могут не держать пост. Сюда входит больные, путешественники (мусафиры), женщины у которых месячные или послеродовое кровотечение. Данная категория людей возмещает пропущенные дни поста в другое время после месяца Рамадан. То есть путник когда закончит путешествие, больной когда выздоровет и женщины когда очистятся.

Тем, кто не может поститься из-за постоянной (хронической) болезни или старости, необходимо платить фидию (кормить одного бедного человека или отдать среднюю сумму которая ушла бы на кормление бедняка) за каждый день поста, который они пропустили.

Беременные и кормящие женщины, которые боятся, что пост может ослабить их или причинить вред их ребенку, имеют право оставить пост и потом восполнить в другое удобное время.

1. Не пропускать сухур так как в это время еда считается баракатным (благодатным).

2. Не растягивать, а во время прервать пост после заката солнца.

6. Мы также можем получить награды, используя Мисвак (кусок корня из дерева Арак, который растет в районе Хиджаза Аравийского полуострова, используемый для чистки зубов), если он недоступен, любого другого средства для чистки рта достаточно.

Мы просим Аллаха укрепить нас в Рамадане, принять наши посты и вознаградить нас Его прощением и высшим местом в Раю. Амин.

Мировые новости

18.06.2015

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт . Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача . Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

Реклама

Ислам является одной из самых молодых религий на земле, при этом же – одной из самых строгих в отношении соблюдения канонов. В ней существуют т.н. столпы религии, т.е. предписания шариата, необходимые к исполнению для того, чтобы считаться истинными приверженцем веры в Аллаха.

Одним из столпов является неукоснительное соблюдение целой череды обрядов, ритуалов и воздержаний от начала и до конца месяца Рамадана.

Исламский календарь и Рамадан в нем

В исламском лунном календаре Рамадан – какой месяц в году? Каждому мусульманину известно, что он девятый. Название его происходит от арабского «выжечь землю», «обжигающий», так как именно в этом месяце солнечная активность выходит на свой максимум и в буквальном смысле выжигает и высушивает растительность на жаркой земле. Если сопоставить исламский и христианский календари, то месяц Рамадан начинается обычно где-то в конце нашего мая и заканчивается в конце июня, в общей сложности он длится 29-30 дней. Считается, что именно в эти дни великому пророку Мухаммеду была дана его миссия «откровенными словами» — так родился священный Коран. Месяц Рамадан в 2017 году начался 27 мая и закончился 25 июня.

С чего начинается соблюдение Рамадана?

Самым главным ритуалом в начале месяца Рамадана является намерение соблюсти этот священный период (араб.. Звучит оно примерно так: «Я намереваюсь с сегодняшнего дня свершить пост в Рамадан во имя Аллаха».

Пост в месяц Рамадан

Самым главным действом в Рамадан является пост (араб. «саум»). Т.е. воздержание от основных соблазнов: еды, курения, питья и интимных отношений в дневное время до заката солнца. Своим воздержанием мусульманин показывает Аллаху свою преданность, верность и готовность идти на личные жертвы ради веры.

Какие условия необходимы для того, чтобы соблюдать Рамадан

Священный ритуал может соблюдать не каждый человек и даже не каждый мусульманин. Для того чтобы человеку дозволялось соблюдать Рамадан, необходимо выполнение следующих условий:

  • Разумеется, соблюдающий должен быть мусульманином. И не только по вере своей, он обязательно должен пройти процедуру принятия ислама в мечети.
  • Соблюдающий должен быть совершеннолетним по шариату. Дети не допускаются до соблюдения поста, так как нуждаются в полноценном питании.
  • Соблюдающий не должен иметь душевных и сильных физических заболеваний, потому как при душевном заболевании соблюдающий не ведает что творит, а при физических недугах зачастую требуется хорошая еда и обильное питье.
  • Беременные и кормящие женщины освобождаются от поста, так как имеют острую необходимость в регулярном питании.
  • Странники и путники, находящиеся в дороге или более чем в 90 км от дома, могут не соблюдать пост, если это влечет для них тяжелые последствия.
  • Женщины в период кровотечения ежемесячного или послеродового могут также не соблюдать пост из-за большой кровопотери и необходимости ее восполнять.

Однако освобожденным стоит помнить, что крайне нежелательно делать на людях запретные действия (пить, курить), чтобы не добавлять им лишних соблазнов. Неприемлемым в период поста также является жевание жвачки, включение громкой музыки и фривольные танцы в общественных местах.

Когда можно есть и пить в пост

Можно ли в месяц Рамадан употреблять еду и питье? После заката солнца мусульманин, соблюдающий пост (араб. «ураза»), совершает священную ночную молитву (араб. «иша»), затем может прочесть с товарищами молитву добровольную и желательную (араб. «таравих»). Она включает 8-20 ракаатов. Далее можно начинать разговение — вечерний прием пищи (араб. «ифтар»). Принимать пищу в ночное время предписано не только с близким кругом родственников, но и с друзьями и знакомыми. Иногда к разговению привлекают нищих с улицы как знак помощи неимущим. Пища для разговения тоже не должна быть богатой и обильной. Шариатом предписано во время ночного разговения употреблять в пищу молоко, финики, воду. Слишком тяжелая, острая или жирная пища нежелательны в этот период, так как может вызвать в дальнейшем жажду или осложнения на желудок.

Утренний прием пищи (араб. «сухур») во время разговения нужно постараться закончить хотя бы за полчаса до рассвета. А дальше опять держать дневной пост.

Что нельзя делать в Рамадан:

  • не произносить намерения: это перечеркивает все соблюдение Рамадана;
  • употреблять пищу намеренно;
  • пить намеренно;
  • курить и вдыхать курильный дым намеренно;
  • вступать в интимную близость, предаваться рукоблудию, совершать ласки, приводящие к эякуляции, даже если это не был непосредственно половой акт;
  • позволять себе праздные развлечения (фривольные танцы, слушание громкой музыки, кроме молитвенных речей);
  • использование лекарств, которые требуют ректального или вагинального применения;
  • вызывать самопроизвольную рвоту;
  • глотать отделившуюся мокроту, которая попала в глотку.

Что дозволяется делать в Рамадан:

  • неспециальное принятие пищи и воды (например, если человек захлебывается в море);
  • инъекции лекарств;
  • сдача крови (донорская, анализы), пускание крови;
  • купание, если не глотать при этом ни капли воды;
  • поцелуи без проникновения в ротовую полость (как говорят у нас «не взасос»);
  • телесные ласки, не приводящие к эякуляции;
  • проглатывание собственной слюны без мокроты и рвоты;
  • чистить зубы следует с осторожностью, чтобы паста не была проглочена (вообще некоторые мусульмане считают, что чистить зубы после полуденного времени не нужно, ибо «запах изо рта мусульманина, соблюдающего пост, имеет особый оттенок и является своеобразным благовонием для Аллаха»);
  • рвота, если она происходит непроизвольно;
  • допускается не совершать намазы.

Обряды в Рамадан, помимо поста

Священный Рамадан – это не только соблюдение поста, но и многочисленные молитвы Аллаху.

Самая главная молитва – намаз – производится пять раз в день.

Помимо намазов желательными являются вечерние молитвы, утренние молитвы и хвалы Аллаху перед каждым принятием пищи.

Самыми распространенными в этот период являются: ифтар, сухур, дуа «Ифтиах», дуа «Муджир», дуа «Макарему ахляк», дуа «Баха», дуа Абу Хамзы Сумали, дуа «Джаушан кабир».

В последние 10 дней поста мусульманину желательно совершить уединение, так как когда-то пророк Мухаммед уединился на последние 20 дней своей жизни. Уединение лучше сделать в мусульманской мечети, перед этим произнеся еще одно специальное намерение – на уединение.

Разумеется, желательным является чтение Корана весь период священного месяца.

Как заканчивается Рамадан

После ритуального уединения следует т.н. Ночь предопределения (араб. «аль-Кадра»). Наступает эта ночь после окончания 27-го дня Рамадана – именно тогда по преданию пророку Мухаммеду открылась первая сура Корана (610 г.). Тогда архангел Джабраил, спустившись с небес, дал пророку свиток с велением читать его. В эту ночь принято просить у Аллаха прощения за совершенные грехи и много читать Коран.

В последний день священного месяца Рамадана постящемуся следует выплатить милостыни: обязательную (араб. «закят») и добровольную (араб. «саадака»). Читается торжественная молитва, и постящиеся готовятся к празднику в честь Рамадана – Ураза Байрам (араб. Ид аль-Фитр).

Первый день нового месяца, в который проводится этот священный праздник, начинается священной же молитвой Ид намаз, знаменующей окончание Рамадана.

К этому времени в домах уже должно быть чисто (мусульмане должны заведомо позаботиться о наведении чистоты). В сам праздник верующие должны помыться и надеть чистые красивые одежды. День празднования считается выходным.

Для Ураза Байрам готовится много праздничной еды (готовят преимущественно женщины): жареная баранина, наваристый суп с фасолью, мясом и овощами, салаты с мясом, блины, пироги, плов, многочисленные сладости, финики, фрукты.

Верующие ходят друг к другу в дома, дарят подарки, раздают детям сладости. Все друг друга поздравляют фразой «Ид мубарак!». Дети играют в активные подвижные игры. Взрослые могут танцевать и петь. В этот же день принято ходить на кладбище к родственникам, дабы почтить их память и вознести Аллаху молитву за них.

Главные задачи в Рамадан

Рамадан – это не только очищение плоти (в любой религии известно, что пост сам по себе полезен для очищения организма), но и очищение души. Через плоть чистится душа. Через добрые поступки (помощь нищим, например) душа излечивается от скверны. Через отказ от удовольствий (танцы, пение, игры, просмотр развлекательных передач и т.д.) тренируется смирение и воздержание. Умение терпеть, отказываться, идти на жертвы, быть сдержанным, милостивым, великодушным позволяет в Рамадан верующим снискать истинную милость Аллаха.

Если Рамадан совершается с дурными помыслами или напоказ или же с корыстными целями, Аллах отвергает такую жертву и не дарует свою милость лжецу.

Наказания и штрафы за неисполнение Рамадана

Считается, что любой истинный мусульманин обязан совершать Рамадан, если только он не освобожден от этого ритуала. Однако везде находятся нарушители, и если такой пойман, то он должен понести наказание.

Нарушивший предписания должен понести искупление (араб. «кяффара»). Это может быть дополнительная милостыня для малоимущих или дополнительное несение поста.

В случае непреднамеренного нарушения предписаний верующий должен возместить дни нарушенного поста после окончания Рамадана или помочь определенному количеству нуждающихся деньгами или продуктами.