Тихон задонский воронежский чудотворец. О соборе воронежских святых

Святитель Тихон Задонский (1724-1782 гг.)

Спасайся о Христе, любезный брате.

Св. Тихон Задонский

Автор испытывает совершенно особые чувства, затрагивая эту тему. Ведь в Задонске, последнем земном приюте святителя Тихона, прошли мое детство и юность. И по сей день с особым благоговением приезжаю в этот маленький исконно русский провинциальный городок, некогда славный своими духовными обителями и подвижниками святости.

Задонский Богородицкий монастырь, основанный в 1610-1620 гг. среди непроходимых лесов старцами Московского сретенского монастыря Кириллом и Герасимом, после реставрационных работ приобретает свое былое великолепие и красоту. “Расположенная среди небольшого городка Задонска, на отлогом берегу реки Дона. Окруженная тенистыми садами и лесною чащею, обитель поистине представляет собою тот тихий уголок безмолвной созерцательной жизни, где легче забывается суетный мир с его треволнениями и страстями”. Такими строками охарактеризовал обитель один из дореволюционных авторов. Такой, вероятно, застал ее и святитель Тихон, прибывший в Великий пост 1769 года в Задонск после многолетних праведных трудов, рано подорвавших его здоровье.

Вся жизнь этого удивительного подвижника святости представляет собой образец христианской добродетели, добытой в суровых трудах, а порой лишениях и скорби. “В юности - бедность и нужды, в мужестве - труды и болезни, к старости - подвиги и недуги”. Будучи из бедной семьи, он только чудом выучился грамоте, а затем в числе 200 лучших учеников был принят в семинарию. Однажды чуть было не замерзнувший зимой в пути из-за отсутствия теплой одежды, но спасенный проезжим купцом, с молодости мечтавший об уединении и удалении от мира, святитель во внешне не столь знаменательной событиями жизни скопил поистине бесценные внутренние богатства, сумев достигнуть духовной высоты и любви ко всем. Еще при жизни своей земной сыскал себе он славу великого проповедника и щедро наделен был Божией милостью такими дарами, как прозорливость и целительство.

С детских лет слышал я рассказы о его подвигах, святом “тихоновском” источнике, исцеляющем многие болезни, о нетленных мощах, изъятых из храма после революции. Несмотря на негативное отношение ко всему, что касалось религии в те времена, каждый август знаменовался стечением в Задонск множества людей, сохранивших память о прославленном российском святом. Как теперь вспоминается, большинство из прибывавших составляли простые люди, часто бедно одетые, многие приходили (или приезжали) из отдаленных мест, глухих поселков и деревень. Но сколь сильна и справедлива у народа память, что даже спустя два столетия, никем не принуждаемые и даже гонимые, люди ежегодно продолжали стремиться сюда, чтобы отдать дань священной памяти того, кто снискал искреннюю любовь и почитание среди народа. С другой стороны, как быстро порой забываются официально возвеличенные герои и знаменитости. Проходит несколько десятков лет, а то и менее, и память о них порастает тернием...

Сравнительно недавно (26 августа 1991 года) в Задонск были торжественно возвращены святые мощи Тихона Задонского. Тысячи людей приняли участие в этом знаменательном событии. Прекрасный солнечный день, усыпанная цветами дорога к монастырю, величественное шествие к обретаемой вере и духовности... Не по мольбам ли угодников Божиих начинают прозревать наши души?! Как же долго пытались у нас “погасить в душах чувство Бога, память о Боге, идею Божественного, священного, благодатного, сверхчувственно-потустороннего; отнять у гражданина потребность в молитве; всякий свет духовного совершенства и всякий луч святости” (И. Ильин ). И все же “всенародный обман” провалился, и торжество христианского духа в который раз обретает свою подлинную реальность.

Прежде чем заняться описанием чудесных исцелений, ознакомимся прежде с некоторыми сторонами нравственного облика святителя Тихона, касающимися, в частности, его задонского периода жизни. Все биографы подчеркивали исключительную его простоту в быту, одежде, манерах. Почти все свое положенное по чину богатое одеяние (шелковое платье, теплые и холодные подрясники и рясы на теплом меху и прочее, положенное архиерейскому сану одеяние, а также перину с подушками, одеяла, карманные серебряные часы и прочее) он продал, отдав деньги бедным. Одевался он всегда просто. “Кто живет в праздности, тот постоянно грешит”, - была любимая его поговорка.

Любил по мере сил работать в монастырском саду, сам косил траву и рубил дрова. Доступ к святителю был открыт для всех. Делание добра было любимым его делом, особенно если это удавалось осуществить тайно. Келейник святителя писал позже в своих воспоминаниях: “Он так любил благотворить, что в тот день, когда приходящих бедных бывало у него более и когда он больше раздаст денег и прочего, - он в тот вечер бывал радостнее и веселее, и если в какой день было мало просителей, или вовсе никого не было, в тот вечер прискорбнее бывал”. И еще келейник говорил: “Смело скажу, что он по зову святому, был око слепым, и ноги хромым: двери у него всегда были отворены для всех приходящих, и все (кто ни приходил) находили у него готовыми пищу, питие и спокойствие”. Св. Тихон сам любил ухаживать за больными, подкрепляя их чаем с лекарственным настоем; утешая, ободряя, молясь за них, и вскоре, как правило, наступало желанное выздоровление. Описан случай, когда один из обитателей монастыря сильно простудился, заболел и был уже при смерти. Но по молитве святителя быстро поправился. Обладая даром прозорливости и предвидения, святитель точно предсказал победу России в будущей войне с французами, а также великое наводнение в Петербурге. Известен случай, когда св. Тихон подошел к маленькому внуку старика Ростовцева и, погладив мальчика по голове, вдруг сказал: “Собирайся, Саша, в горний Иерусалим, собирайся, голубчик, в небесное отечество”. Через три дня здоровый до того мальчик умер.

В отношении себя ему было открыто, когда окончится земной путь (вплоть до дня недели) и что будет причислен к лику святых. На вопрос о том, как он прозревает внутреннее в человеке, святитель как-то ответил (некоему Никандру Александровичу): “Нужно внутренние очи совершенствовать, тогда и внешние откроются. Брось, например, горсть пшеницы в стакан воды, и смотри - зерна видны. Так и наши помыслы видимы провидящему”.

День празднования Рождества Христова в 1779 году был последним днем выхода его из келий в церковь. В ночном сне ему увиделось прекрасное хрустальное здание, и чей-то голос спросил: “Хорошо ли здесь?”, на что святитель ответил: “Весьма хорошо”, почувствовав при этом великую радость. “Через три года и ты можешь войти сюда”, - было сказано ему в том же сновидении, “а теперь поди потрудись”. Еще три года, уже не выходя из келии, продолжит свои духовные труды старец. Его земное пребывание завершится к полуночи с 12 на 13 августа 1783 года. “Смерть его была так покойна, как будто он заснул”, - напишет позже его келейник. Несмотря на свою немалую пенсию (500 рублей в год) и богатые пожертвования, всего наличных денег после себя оставил он лишь 14 рублей 50 копеек, да и те завещал раздать нищим. Все же средства свои использовал он для помощи нуждающимся беднякам, обездоленным и обиженным. Это была истинно святая жизнь, а потому-то и возможны стали чудесные исцеления, часть из которых зафиксирована и будет приведена ниже.

Первое обретение нетленных мощей святителя состоялось в 1845 году, когда велись строительные работы по возведению нового храма по проекту архитектора Тона. Старый храм пришлось сломать. Несмотря на 63-летнее пребывание в сырой могиле, мощи св. Тихона оказались нетленными, что было удостоверено архиепископом воронежским Антонием, архимандритом задонским Серафимом и другими. Но только спустя 16 лет состоялась официальная церемония открытия нетленного тела и причисления к лику святых. Это произошло 13 августа 1861 года. В одной из книг, посвященных святителю, значится следующее описание этого события: “Обилие благодати Божией было видимо и осязаемо для всех. Нередко случалось видеть, как несколько человек несли расслабленного, болящего или бесноватого, часть со сведенными руками, ногами, или с поврежденными другими членами тела, к раке святителя Тихона, и лишь только страждущего прикладывали к св. мощам, - ему посылалось свыше выздоровление. Чудотворения совершались всенародно, в глазах всех, и в действительности исцелений никто не мог усомниться: так оне были явны и поразительны!”.

Действительно, чудес в тот день было немало: “множество больных выздоровело, некоторые слепые от рождения прозрели, немые получили дар речи”. По свидетельствам очевидцев: “чудеса совершались не только при его гробе, но и везде, где бы не призывали святителя на помощь...”. “Больные исцелялись при одном обещании поклониться святителю Тихону, или во время служения панихиды при его гробе, или от помазания елеем из лампады, которая над его гробом, иные избавлялись от непредвиденной смертной опасности одним молитвенным призванием святителя на помощь. Многие до исцеления страдали столь тяжкими болезнями, что врачи, самые искусные, признавали их безнадежными к выздоровлению. Видя своих больных потом здоровыми, они письменно объявляли, что исцеление их могло последовать только по благодати Божией, свыше всех пособий медицинских”.

Ниже приводится лишь малая часть доподлинно зафиксированных случаев исцеления, описание некоторых из них сокращено, другие даны в дословном изложении:

Исцеление от водянки монахини Кашкиной, Калужскаго Казанскаго девичьего монастыря, дочери ген.-майора.

Софья Дмитриевна Кашкина страдала этим тяжелым заболеванием в течение 6 лет и исцелилась после посещения Задонска и молитвы к св. Тихону. Вот такие записи оставила на этот счет сама исцеленная: “Шесть лет я была больна в водяной болезни, которая находилась в животе и ногах, от которой много лечилась, но не получала выздоровления. Видевши, что болезнь моя более увеличивается, я возымела большое усердие ехать в Задонск, помолиться угоднику Божию, еп. Тихону. По приезде туда, молитвами угодника и милостию Божие (1-го сентября) я получила совершенное исцеление от шестилетней водяной болезни, которая, видимо, исчезла в продолжение суток (чему была свидетельницей задонская жительница из дворян, Татьяна Федоровна Карпова), и я теперь, с того числа, как опухоли, так и тяжести ни малейшей не чувствую, по милости все-вышняго Творца и угодника Божиего святителя Тихона”.

Этот случай, безусловно, заслуживает внимания, его “чудесность” к тому же подтверждает и письменное свидетельство доктора, лечившего г-жу Кашкину, которое приводится ниже:

“1845 г. дочь генерал-майора, девица Софья Дмитриевна Кашкина, находясь в болезненном состоянии несколько лет и лечась во все это время у разных г.г. докторов, пригласила меня исследовать болезнь ея, которая и найдена мною в следующем виде: больная страдала явственным затвердением печени, при сопутствии расстройства в органах пищеварительных и грудных, вследствие чего образовалась водяная болезнь в животе и груди, дошла до такой степени развития, что угрожала опасностью относительно жизни... В таком ужасном положении г-жа Кашкина отправилась в г. Задонск на поклонение святому Тихону, где и пробыла несколько дней. По возвращению же из Задонска госпожа Кашкина объявила мне, что при гробе святителя Тихона она удостоилась получить исцеление от своих болезней и в настоящее время чувствует себя совершенно здоровою, и действительно, при тщательном медицинском исследовании найдено, что у ней затвердение печени совершенно уничтожилось, органы дыхания и пищеварения найдены в обыкновенном естественном состоянии, болезни водяной нет и признаков и вообще не осталось и следа тех болезненных расстройств, от которых она так сильно и так продолжительно страдала. Итак, принимая в соображение все выше сказанное, я с полною уверенностию заключаю, что исцеление г-жи Кашкиной от таких жестоких болезненных припадков могло последовать единственно по благодати Божией и выше всех законов физических и медицинских. Что сие свидетельство, вследствие требования г-жи Кашкиной, дано по справедливости, сообразно правилам врачебной науки и долгу присяги, в том удостоверяю моим подписом с приложением казенной печати Калужской губ. Мешовскаго уезда, врач медико-хирург надворный советник Орлинский 1847 г. ноября 14 дня”.

Итак, судя по свидетельству доктора Орлинского, г-жа Кашкина страдала, по всей видимости, циррозом печени, осложненным асцитом. Медики хорошо знают, сколь серьезен прогноз этого заболевания. Тем более поразителен факт приведенного выше чудесного исцеления, отраженный в деле специально созданной комиссии по поручению св. Синода.

    Исцеление от беснования. Этих больных современная медицина расценивает, как страдающих истерией, однако не дает убедительных разъяснений на некоторые особенности течения заболевания и специфичности ряда характерных моментов. Так, совершенно неясно, почему эти люди начинают испытывать такую неприязнь ко всему, что касается христианских святынь (их отвращает от церкви, не переносят богослужения, молитвы, не в состоянии совершить иногда крестное знамение и прочее).

  1. Ниже приводится лишь одно описание чудесного исцеления от беснования, обозначенного в деле комиссии св. Синода под №7. Несмотря на краткость описания, в тексте просматривается большинство из характерных моментов, присущих беснованию.

    “Города Ельца купеческая жена Пелагея Гаврилова, до замужества была здорова; но после вступления в брак, когда ей было 16 лет, вскоре стала подвергаться беснованию, и особенно тогда, когда говорила о чем-нибудь святом, или когда видела что-нибудь относящееся до духовного лица или предмета; причем впадала в беспамятство и, по уверению других, притом случавшихся, кричала в то время разными голосами и терзала себя руками; так что два-три сильных человека едва могли удерживать ее. После этих припадков, продолжавшихся часа по два, следовало обыкновенно расслабление. В таком болезненном положении находилась она года два; в 1835 году родные повезли ее в Воронеж, но припадки продолжались, потом, когда в Задонске отслужили панихиду по святителю Тихону и она приобщилась св. Таинств, припадки прекратились и до сего времени не возобновлялись”.

  2. Исцеление от сильного кровотечения. “Живущая в Задонске, жена чиновника Мартынова, при беременности стала непрерывно страдать кровотечением, от которого так ослабла, что без помощи не могла пройти по комнате и преждевременно разрешилась мертвым ребенком. После родов к этой болезни присоединились еще постоянная опухоль ног и жар во рту. Больная обратилась с молитвою к святителю и после многих молитв у себя дома, наконец, в октябре пошла в монастырскую церковь и там помолилась ему усердно, после чего уснула, видела сон, в котором ей какой-то монах говорил, чтобы она больше молилась святителю Тихону и что он поможет ей, проснувшись она почувствовала себя совершенно здоровою”.

    Исцеление от сильного паралича. “Рясофорный послушник задонского монастыря Кассиан, прежде именовавшийся Иваном Соловьевым, бывший крестьянин тульской помещицы, Ефремовского уезда, сельца Алексеевки, порутчицы Анны Михайловны Леонтьевой, 11 января 1851 года был поражен параличем так, что три года был без памяти, нем, в помешательстве рассудка и не владел правою рукою. Через шесть недель от начала болезни владение рукою возвратилось, но немота осталась и умственные способности расстроились; состояние это доктор признал неизлечимым”. Чудесное исцеление произошло в Задонске этого же года, 6 июня. Выпив немного масла перед гробом свт. Тихона, больной выздоровел.

    Исцеление детей. Крестьянский мальчик, “Василий Голошубов, до 5 лет не мог ничего говорить, хотя и слушал. Родители хотели его выучить говорить: “Господи, помилуй”, но не имели успеха. Когда же они дали обет сходить в Задонск и поклониться гробу угодника Божия, мальчик начал произносить эти слова: когда же исполнили свой обет, пришли ко гробу и помолились свт. Тихону, приложили мальчика ко гробу, тогда он начал говорить все, и родители прославили Бога”.

    Исцеление от холеры. Это чудесное исцеление от столь грозного заболевания произошло по молитве жены купца 3-й гильдии Ардалиона Михайлова Ляпина, когда тот уже находился в кризисном состоянии. Объяснить исцеление случайным совпадением (в случае, если это действительно была холера, свирепствовавшая в то время) не представляется возможным.

Кроме приведенных случаев в монастырской книге упоминаются исцеления от воспалительных заболеваний, глазных заболеваний, геморроя, нароста в области правой ноздри, истерических припадков и других болезней.

Уважение, любовь и почитание свт. Тихона в России было столь велико, что, например, в одном месте ему даже поставили памятник (в подмосковном имении действительного тайного советника И.В. Лопухина). На памятнике была изображена горящая свеча, как символ горячей и чистой любви Свт. Тихона к Богу. Не оскудеет же и ныне народная любовь к угодникам Божиим, святым и праведникам земли нашей.

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ ТИХОНУ

“О великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне!

Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к всясодержащему спасающему человеколюбцу Господу, Ему же ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрея и суеверия, духом и истиною покланяются Ему, и усердно пекутся о соблюдении его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей - право верующия и соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближия твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящииым преспеяние, родителим благословение, чадам в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведающим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение. Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

(1724-1783 гг.)

Святитель Тихон, в миру Тимофей Соколов, родился в 1724 г. в Новгородской губернии в семье бедного псаломщика. Первоначальное образование получил в семье, в 1738 г. поступил в Новгородское духовное училище, преобразованное в 1740 г. в семинарию. Еще до окончания курса Тимофей преподавал греческий язык в течение четырех лет, а по окончании семинарии был назначен преподавателем риторики. В 1756 г. он был пострижен в монашество с именем Тихона, а в следующем году, уже в сане архимандрита, занял должность ректора Тверской семинарии. В 1761 г. на 37 году жизни был хиротонисан во епископа Ладожского, а в 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру. Застав свою воронежскую паству не знакомой часто с самыми первоначальными истинами православной веры и во многом преданной языческим обычаям и привычкам, святитель Тихон много потрудился для дела ее духовного просвещения. С целью подготовки пастырей, достойных своего звания, он добился открытия Семинарии, а для научения народа учредил в 1765 г. «Катехизические поучения» в соборе по воскресным дням. Кроме того он писал и рассылал как священникам, так и народу различные наставления. Проповедуя сам устно в Воронеже, он добивался, чтобы то же делалось и в других местах его обширной епархии. Постоянные труды по управлению паствой и строгий образ жизни подорвали и без того некрепкое здоровье Воронежского Святителя. В 1767 г. он удалился на покой в Толщевский, а в 1769 г. в Задонский монастырь. Здесь, кроме подвигов поста и молитвы, святитель Тихон занимался и составлением различных сочинений, преимущественно нравственно-практического характера. Он написал систему нравственного богословия («О истинном христианстве», «Сокровище духовное от мира собираемое»), а также краткие «нравоучительные слова» для монастырской братии и мирян. Святитель Тихон скончался в 1783 г., а в 1861 г. был причислен к лику святых.

Проповеди его, с необыкновенной ясностью отражающие святость души и чистоту жизни Святителя Тихона, во всех отношениях, как по внутренним, так и по внешним своим качествам, заслуживают особенного внимания со стороны пастыря-проповедника.

Из проповедей Святителя Тихона до нас дошли очень немногие (всего 42), так как святитель по большой части свои проповеди не записывал и кроме того часто говорил импровизации. Впрочем, и они дают достаточно полное представление о характере его гомилетического творчества.

В нравоучительных проповедях Святитель Тихон раскрывает своим слушателям положительное содержание христианского учения, ставя его в связь с жизнью и заставляя слушателей самих вдумываться в это учение. Так, в слове «О испытании самого себя» святитель Тихон указывает на главные догматы православной веры и объясняет, что только исповедующие эти догматы могут называться истинными христианами. Затем он предлагает слушателям несколько вопросов, дав ответ на которые, те смогут определить, истинные они христиане или нет. «Имеем ли внутри себя истинное христианство, творим ли дела, сообразные вере, распяли ли плоть свою со страстьми и похотьми?... Сия и прочая рассмотрим и осмотримся, како живем, како обращаемся, како мыслим, како говорим, како делаем, каковым сердцем пред Богом, все видящим, обращаемся и каковыя друг с другом обходимся, и, тако рассмотревше, исправим себе, да не только именем, но и истиною будем христиане».

При изложении правил христианской нравственности Святитель Тихон стремится быть как можно понятнее; для этого он прибегает к образам и сравнениям, заимствованным из общественной жизни, спускается в сферу деятельности слушателей и ясно указывает, в чем каждый виновен и что каждый должен делать в своем звании и состоянии. Вот, например, какая поразительная по силе воздействия картина будущего мздовоздаяния рисуется в слове «О страшном Суде»: «Блуднику и всякому сквернителю представятся на суде все скверные его мечтания, слова, взоры и дела... Злобному представятся, кого и чем повредил, когда и кому ядом растворенную чашу подал, кого и пред кем клеветою обесславил... Лукавец и льстец увидит все свои коварные замыслы пред собою положенные, и обличится, когда, кого и чем обманывал и прельщал, и кому льстил языком своим. Хульнику и ругателю представятся все хулы его, которые он на Бога, своего Создателя, и на святых угодников Его отрыгал. Начальнику нечестивому представится нерадение его о подначальных, насилия, озлобления людей, ему порученных. Пастырю нерадивому покажется небрежение его о стаде Христовом и прочие его грехи. Судия мздоимец увидит клятвы и лукавство, преступление и попрание правды Суда Божия... Родитель небрежливый увидит нерадение свое о воспитании детей своих... Представятся и вам, миролюбцы и прихотливцы, представятся вам банкеты ваши, оперы ваши, собачья охота ваша, и прочие забавы ваши, яко вы отвратили сердце ваше от Бога, Которого вы исповедовали, и не к Богу и Царствию Его, но к прелести мира желание свое обращали, и в том утешение и веселие свои находили». Подобные обращения к разным сословиям, званиям и состояниям можно встретить и в других проповедях Святителя Тихона. Польза такого способа назидания состоит в том, что здесь каждый слышит, что речь относится именно к нему, а не к человеку вообще, и указывается, что именно он должен исправить в своей жизни.

Обличительные проповеди святителя Тихона Воронежского представляют нам полную и живую картину религиозно-нравственного состояния современного проповеднику воронежского общества, как высшего, так и низшего. Из них особого внимания заслуживают «Увещание жителям Воронежа об уничтожении празднства, называющегося «Ярило» и «Слово о сырной седмице». В Воронеже издавна перед началом Петрова Поста праздновался праздник, называвшийся «Ярила». Праздник этот, языческий по происхождению и характеру, сопровождался соблазнительными играми, распутством и повальным пьянством.

В 1765 г. святитель обратился к пастве с увещанием против праздника Ярилы, в котором, обличив бесчинства праздника и его бесовскую, языческую сущность, призвал предать его забвению: «Ах беззаконный праздник! О студное имя Ярило, мерзкое имя Ярило, гнусное имя Ярило, слуха целомудренного недостойное имя Ярило! О когда бы и не слыхивать имени того! Разрушьте, только и прошу, разрушьте сонмище сие; не попускайте впредь быть сему беззаконному собранию. Предайте забвению праздники сии, а за то, что благость Господа доселе беззаконными сими праздниками прогневляли, покайтесь и к благоутробию Его с сокрушением сердца и со слезами прибегните. Он, как Отец многомилостивый, кающихся приимет вас и грехи ваши вам оставит и помилует по велицей Своей милости».

Слово любви и обличения воронежского святителя так сильно подействовало на паству, что бесчинный праздник навсегда был оставлен в Воронеже. Такое же действие возымело слово о пресечении бесчинств, бывавших в Сырную седмицу.

Форма проповедей святителя Тихона различна: есть слова, беседы и краткие наставления. Характер слов, в которых предмет раскрывается с достаточной полнотой и мысли излагаются в строгом порядке, имеют проповеди, произнесенные воронежской пастве; написанные же в Задонске имеют форму бесед и кратких наставлений. Имея по большей части дело с народом, не получившим школьного образования, святитель Тихон говорит с ним слогом простым и ясным, без риторических прикрас, употребляя общепонятные доказательства и образы.

Слова святителя Тихона Воронежского могут служить назидательным и плодотворным чтением, а также одним из лучших пособий для служителя алтаря в деле проповеди Слова Божия в разных случаях жизни, являясь богатейшим источником нравственно-религиозных уроков и душеполезных наставлений.

Литература

1. Сергиевский Н. Святитель Тихон, епископ Воронежский. М., 1898.

2. Лебедев А. Святитель Тихон Задонский. СПб., 1865.

3. Попов Т.Д. Святитель Тихон Задонский как нравоучитель. Воронеж, 1914.

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник - все это об одном человеке - о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас. Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик. С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) - родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец - Савелий Соколов - служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов. Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу.

Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу - она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище. В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку. Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию. Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание.

Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка. Но Тимофею было достаточно и этого - ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет - ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом - преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.
Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород - по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем - 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург - председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона.

Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.
Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни - постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде - в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой. Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье.

Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения. В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен - прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности. Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет.

Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее). Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.
Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность.

Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды - «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

«Ничего не могу с собой поделать, унываю», - нередко можно услышать даже от тех прихожан, чей опыт жизни в Церкви уже позволил им справиться со многими другими внутренними проблемами. Тоска, пораженчество, колебания настроения, хроническая усталость от себя и обстоятельств - кажется, верующим людям именно нынешнего времени это свойственно больше, чем любым другим. Но стоит при этом помнить: те же самые чувства испытывали и святые. Некоторые - точно: например, святитель Тихон Задонский (память 1 августа, 26 августа по н. с.), который боролся с унынием всю свою жизнь, будучи склонным к нему по своей душевной природе. Его пример показывает нам, что с этой склонностью - даже столь сильной, что ее не преодолеть до конца - можно многое сделать. А Господь непременно придет на помощь…

Без куска хлеба

Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский) родился в 1724 году в семье сельского дьячка. Вскоре после рождения он лишился отца, и его мать осталась с шестью детьми в чудовищной нужде, так что мальчик воспитывался, как сказали бы сейчас, в кризисной многодетной семье. Его чуть было не отдали на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем, но старший брат умолил мать не расставаться с малышом. Когда Тимофей стал постарше, ему приходилось наниматься к богатым огородникам - за кусок черного хлеба в день. Ранние годы, проведенные в беспросветной нищете, наложили отпечаток на душевный склад будущего подвижника.

По ходатайству старшего брата, обязавшегося содержать мальчика из собственных, достаточно скудных, средств, Тимофей был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Будущий святитель был в числе лучших учеников и в период обучения в старших классах уже преподавал в своем учебном заведении греческий язык. По мере развития духовных сил перед Тимофеем, терпеливым и трудолюбивым, постепенно открывалась вся глубина бого­словского образования. Продолжая и по окончании семинарии вести скромную уединенную жизнь молодого преподавателя, он все более склонялся к принятию иночества.

Среди разрухи

В апреле 1758 года Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург и рукоположен во иеромонаха, затем был наместником ряда монастырей. В 1763 году в Новгороде, где начинался когда-то его духовный путь, архимандрит Тихон был облечен архиерейским саном. И почти сразу же назначен на Воронежскую кафедру.

Кафедральный город произвел на владыку тягостное впечатление: церковные строения поражали своей ветхостью, а церковная жизнь - запущенностью. В огромной епархии - от Воронежа до Черного моря - ощущалась нехватка духовенства, а население, разбросанное по степям, было невежественно и суеверно. Архипастырю необходимо было охватить заботой более восьмисот храмов. Может ли быть у смертного человека столько сил?

Неустанное исполнение своих обязанностей обернулось для святителя совершенным расстройством нервной системы. Он почти не мог служить из-за головокружения, дрожания рук и обмороков. Поняв для себя, что сорвавшееся здоровье не восстановится, епископ Тихон написал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой. Ему отказали, посоветовав более интенсивно лечиться, и владыка оказался в безвыходной ситуации. Имея навык послушания, он продолжал трудиться до тех пор, пока бессонница и частые приливы крови к голове не сделали для него невозможным не только служить Литургию, но и вообще исполнять обязанности по управлению епархией. Тогда, по указанию императрицы, он был отправлен за штат. Новым местом пребывания архипастыря стала Спасо-Преображенская Толшевская обитель, а затем он переселился в Задонский Богородицкий монастырь, что в 90 верстах от Воронежа. Там подвижник написал книги, явившиеся плодом его размышлений о вечности и о людях: «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».

Единственный путь - служить людям

В годы, проведенные на покое, святого с особой силой охватывало временами тяжелое, беспокойное состояние души. Подвижник скорбел, что мало потрудился для Церкви. Чистый воздух и отдых от нервных перегрузок значительно укрепили его расстроенное здоровье, из-за которого он относительно молодым, в возрасте сорока трех лет, и оставил деятельность епископа. И теперь уединение и досуг в неспешно живущей обители казались полной сил душе обременительнее каких бы то ни было дел; святителя все более охватывала мрачная скука, побуждавшая искать себе занятие за пределами монастырских стен. Но с отъездом никак не складывалось, а слова простого, но уважаемого в обители старца Аарона - «Матерь Божия не велит ему (т. е. епископу Тихону. - Ред.) выезжать» - побудили владыку и вовсе порвать написанное уже прошение о возвращении к делам.

Этот период жизни - неопределенный и совершенно не наполненный внешне - явился одним из самых важных в жизни святого. Это было время отчаянной и всецелой борьбы с помыслами, преодоления духа печали, безысходности и уныния, переосмысления своих жизненных обстоятельств. И душа приобрела, в конечном итоге, бесценный опыт преодоления - а вместе с ним и дерзновение утешать отчаянных, переживших потерю смысла существования и погибающих в мрачной неопределенности. Заштатный епископ решил не пытаться более переменить свое нынешнее положение, внутренне придя к тому, что единственный путь избавления от тоски для него - служить людям в том месте и том состоянии, в которых он находится, и полностью посвятить себя делам духовной и телесной милости.

Святитель стал часто появляться на монастырском дворе под видом простого инока и заводить разговор с окрестными жителями и паломниками. Собеседники, видя перед собой обычного монаха, без обиняков открывали ему свои нужды. И неожиданно для себя получали материальную помощь. Молва о милосердном владыке росла, и бедные со временем стали сами приходить к его келье. Не меньшее участие принимал архипастырь и в судьбе страждущих и больных. Он устроил в небольшом домике, где жил, своего рода гостиницу для тех, кого постигала какая-либо болезнь по дороге на заработки или на богомолье. Кроме того, он творил духовную милостыню, со слезами молясь о нуждах и болезнях близко и не очень близко знавших его людей. Однажды к владыке пришел проститься совсем больной бывший его прислужник. «Иди, и Бог тебя помилует», - растроганно напутствовал его задонский подвижник. Болящий при этом не только утешился, но и через некоторое время, по молитвам любившего его святителя, совершенно выздоровел. Келейник владыки Иоанн Ефимов, поведавший для биографов этот случай, завершил его описание словами: «Великую и живую он (епископ Тихон. - Ред.) имел в себе веру, и Господь Бог во многих случаях его слушал».

«Плачь - и утешишься»

В своих сочинениях, и ныне читаемых многими не только для назидания, но и для утешения, владыка никоим образом не обходил тему тоски и горя и не умалял при этом значения человеческих эмоций. «Видим в мире, что люди плачут, - пишет он в сборнике духовных записок «Сокровище духовное, от мира собираемое». - Рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире - месте плача, юдоли плачевной. <…> Плачь и ты, христианин! <…> Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь - да не будешь вечно плакать. Плачь - и утешишься». Ему, знавшему в очень непростом своем детстве нищету и оставленность людьми, это состояние было очень знакомо. Но столь же знакомо было и то, от чего слезы безысходности наконец утихают, - ощущение помощи Божией и пребывания под кровом любящего Небесного Отца. «Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе память смертную, когда на ум тебе приходит, что ты земля и в землю пойдешь. Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь страх геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда ни приходит желание Небесных благ. Чувствуешь Его помощь, когда за грех - смерть и печаль, за добродетель - покой и радость внутри себя ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда совесть твоя в бедах, напастях, неправедно наносимых, утешает».

Постоянным предметом размышлений задонского подвижника были христианские догматы о непостижимом величии и всемогуществе Божием, о Его всеведении, вездесущии и благости, о Его благом попечении и промышлении о человеке. Все это порождало в нем святые чувства благодарности, надежды, терпения и любви. Во время одного из своих приездов из Задонского монастыря в Толшевскую обитель святитель, уединенно молясь в пустом храме, около полуночи стал пред алтарем на колени и в пламенной молитве просил Господа, чтобы Тот показал ему уготованное претерпевшим земные скорби до конца блаженство. И Господь не замедлил: владыка увидел, как небо отверзлось и из него воссиял свет, и услышал голос: «Виждь уготованное любящим Бога». Святитель пал на землю и, когда видение кончилось, в крайнем потрясении и благодатном трепете едва смог добраться до своей кельи.

Все более и более возвышаясь духовно, святитель с каждым днем слабел телесно. К нему снова возвратились те болезни, которые в свое время вынудили его уйти на покой. Чувствуя приближение смерти, владыка Тихон удалился в затвор, откуда лишь письменно, по неусыпной любви своей, отвечал духовным чадам. Он скончался на 59‑м году жизни, в мирном духе, простившись с друзьями и ближними. В последних письмах этого духовного отца в полной мере отразился тот благодатный мир сердца, который был дарован столь много страдавшему от безотчетной тоски и печального духа подвижнику после многолетних трудов. Не случайно к нему очень часто обращаются в молитвах с просьбами о помощи в преодолении уныния, отчаяния и обретении душевного равновесия в тяжелых жизненных ситуациях.

Газета «Православная вера» № 14 (561)


ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО

При описании жития отечественных святых, утешитель-но и ободрительно для сердец наших явление земле Русской угодников Божиих, ясно доказывающее, что не ос-кудела и для нас благодать Божия, всегда восполняющая то, что оску--девает в слабой природе человеческой. И какое торжество для Церкви Пра-вославной, прославляе-мой верными сынами своими! Господь увенчал их венцами нетления во свидетельство их подвигов и правого исповедания той Церкви, которая и доселе есть столп и утверждение истины.

Происхождение свт. Тихона самое убогое: отец его Савелий Кириллов был дьячком в Новгородской губер-нии, в селе Корецке (Короцке) Валдайского уезда, и оставил по себе вдову с пятью малолетними детьми. Бу-дущий святитель ро-дился в 1724 году и был назван Тимо-феем. Лишившись в младенчестве отца, он остался на попечении матери Домники и старшего брата Евфимия. «Как я начал себя помнить, — вспоминал впоследствии святитель Тихон, — в доме при матери нашей (отца своего я не помню) было нас четыре брата и две сестры; больший брат дьячкову должность отправлял, средний же брат был взят в военную службу, а мы все еще молодые в великой жили бедности...» При таком положении Тимофей едва ли мог надеяться получить до-статочное обра-зование даже для исполнения церковной должности пономаря. Не-кий богатый бездетный ямщик полюбил Тимофея и хотел усыновить его. Он неод-нократно просил об этом Домнику, обещая воспитать Тимофея как родного сына. Святи-тель Тихон вспоминал об этом: «Матушка моя, хотя и отказывала ему (ямщику) — жаль ей было отдать меня, — но крайний недостаток пропитания понудил ее отдать... Я хорошо помню, как, взяв за руку, она повела меня к ямщику. Стар-шего брата в то время не было дома. Когда же он возвратился, то спросил сестру: «Где матушка?» Та отвечала: «Повела Тиму ямщику». Брат, догнав ма-тушку, стал пред ней на колени и сказал: «Ямщику его отдадите — ямщиком он и будет. Я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам... Постараюсь обу-чить его грамоте, тогда он сможет к какой-нибудь церкви определиться
в дьяч-ки или пономари». И матушка воротилась домой. Так таинственный Божий Промысел от самого отрочества руководил будущим великим подвижни-ком. Любовь братская спасла Тихона, она же приготовила в нем и достойного служителя Церкви. Но оставшись в доме родительском, он продолжал томиться под гнетом тяжкой нищеты, питаясь одним черным хлебом, и то очень воздер-жанно. «Когда, бывало, дома есть нечего, — рассказывал келейнику в последние годы своей жизни, вспоминая детство, — я ходил на целый день боронить землю у какого-либо богатого пахаря, чтобы он только прокормил меня». Так трудился Тимофей, живя в родительском доме до четырнадцати лет.

В 1737 году были изданы два указа императрицы Анны Иоанновны, которые со всей строгостью предписывали «сделать церковнослужительским детям разбор и лишних, особливо не учащихся, отдавать на военную службу». В Новгородской епархии, не имевшей тогда епископа, исполнение этих указов было особо ревностным.

Мать отрока Тимофея по чрезвычайной скудости от бывшего неурожая хотя и не нашла у себя достаточно средств, чтобы содержать сына своего
в ду-ховном учили-ще, однако привезла его в Новгород на рассмотрение началь-ства, надеясь еще спасти сына от военной службы. Ее надежды едва не остались тщетными: уже Тимофей был назначен к исключению из духовного звания для определения в военное училище, когда опять сжалился над ним старший брат, служивший причетником при одной из новгородских церквей. Несмотря на крайнюю нищету, решился он взять брата на свое содержание и умолил началь-ство определить его в духовное училище. И 11 декабря 1738 года он был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

В 1740 году старанием нового епископа Новгородского Амвросия духовная сла-вян-ская школа была преобразована в духовную семинарию. Из общего тысячного состава учащихся духовной школы Тимофей, как один из способней-ших к наукам, был переведен во вновь открытую семинарию и принят на ка-зен-ное содержание. Начальство Новгородской семинарии присвоило ему новую фамилию — Соколовский. О годах семинарской жизни святитель Тихон вспоми-нал впоследствии: «Я продолжал учение на казенном коште и терпел великую нужду, по недостатку потребного к содержанию и так бывало: когда получу ка-зенный хлеб, то из оного половину оставлю для продовольствия себе,
а дру-гую половину продам; куплю свечу, с ней сяду на печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, случалось, иногда найдут отопки моих лаптей и, смеясь надо мной, начнут ими махать на меня, приговаривая: “Ве-личаем тя”». Им же довелось впоследствии кадить еп. Тихону фимиам.

Юноша, всегда стоявший впереди всех своих сверстников, переходил успешно в высшие классы. Почти 14 лет обучался он в семинарии: два года грамматике и по четыре года — риторике, философии и богословию. Длительный период обу-чения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей.

В 1754 году Тимофей окончил семинарию. Один из исследователей так харак-тери-зует годы его пребывания в ней: «Во время всеобщего увлечения схолас-тикой, когда в самой семинарии, воспитавшей святителя, преобладала над всем схоластическая ученость, когда между словом и делом, между мыслью и действительностью не было ничего почти общего, когда о многом и очень хорошо говорили, но очень мало или же совсем ничего не делали, святитель За-донский был человеком совершенно чуждым указанных недостатков и проти-воречий». Тимофей был назначен препо-давателем сначала греческого языка, затем риторики и философии. Молодого учителя, отличавшегося необыкновен-ной сердечностью, скромностью и благоче-стивой жизнью, все очень любили и уважали — и ученики, и семинарское начальст-во, и новгородские архиереи.

Будущий святитель в тот период своей жизни все более прилагал ум и сердце Богу, изучая дивные пути Его и стремясь к иночеству и богомыслию. Про-мысел Божий готовил в нем доблестного подвижника и светильника Церкви Русской и, охра-няя его от опасностей, явно указывал на его высокое предназначение.

Святитель Тихон по милости Божией стяжал способность особого духовного зре--ния. Однажды в майскую ночь Тимофей вышел из келлии и увидел разверз-шиеся небеса и дивный свет. Вскоре после бывшего ему видения он окончательно решил стать иноком.

16 апреля 1758 года, в Лазареву субботу, Тимофей Соколовский был пострижен в монашество с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург, где Нов-городский епископ Димитрий (Сеченов) рукоположил Тихона во иеродиа-кона, а летом того же года — во иеромонаха. В том же году иеромонах Тихон стал преподавать философию и был назначен префектом семинарии, но недолго оставался в этой должности. Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), хорошо знав-ший дарования и благочестивую жизнь отца Тихона, ходатайствовал
о его переводе в свою епархию. Указом Святейшего Синода от 26 августа 1759 года иеромонах Тихон был переведен в ведение Тверского архиепископа, который возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Желтикова монастыря. В том же году архи-мандрит Тихон был назначен ректором Тверской семинарии и настоятелем Отроча монастыря. Одновременно он состоял присутствующим в духовной консистории и преподавателем богословия в семинарии.

Так быстро подвигался Тихон на поприще духовном, как светильник, который не мог оставаться под спудом. Многим уже было известно внутреннее его достоинство, и его ожидала высшая степень епископства. Два года провел он в должности ректора, и уроки богословия, составленные им для учеников своей семинарии, послужили основанием замечательной его книги о истинном хрис-тианстве, к нази-данию всей отечественной Церкви, так как сам он был весь проникнут духом Св. Писания и творений отеческих. Тихон по своему глу-бокому смирению никогда не думал, что он может когда-либо достигнуть степени епископской, но Промысл Божий таинственно указал на него верховным пастырям Русской Церкви.

Однажды в день Пасхи, на Божественной литургии, во время Херувимской песни, подошел он вместе с другими пресвитерами к архиерею, который вынимал частички у жертвенника, и на его обычное прошение «Помяни мя, владыко святый» преосвященный Афанасий, забывшись, отвечал: «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Смутился смиренный архимандрит, но архипастырь, улыбаясь, сказал ему: «Дай Бог вам быть епископом». А в этот самый день митрополит Димитрий, первенствующий член Синода, вместе
с епископом Смо-ленским Епифанием избирали викария в Новгород. Уже были написаны имена семи кандидатов, выбор коих должен решиться по жребию, когда Смоленский епископ просил приписать к ним еще имя Тверского ректора, и хотя митрополит заметил, что он еще молод, однако велел записать. Три раза метали жребий, и три раза выпадал жребий Тихона. «Видно Богу так угодно, — сказал Димитрий, — хотя и не туда я думал его назначить, а в архи-ман-д-риты Сергиевой лавры».

13 мая 1761 года архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Кексгольм-ского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием архиепископа Новгородского. Так, на 37-м году жизни, через семь лет по окончании семинарского курса и через три года по принятии монашества, архимандрит Тихон по воле Божией был облечен архиерей-ским саном.

С любовью встретили новгородцы своего нового пастыря, воспитанного
в их кругу, которого издавна привыкли уважать по его монашеской жизни. Многие из его товарищей, которые смеялись над его лаптями, были уже тогда свя-щенниками и диаконами в Новгороде. С большим смущением предстали они своему владыке, ожидая от него укоров, но владыка Тихон встретил их кротко, как некогда Иосиф братьев своих в Египте, словом мира: «Не бойтесь, я Божий». Епископ Тихон, улыбаясь, напомнил их детские годы: «Вы на меня махали отопками, а теперь будете кадилами махать, — и, видя их смущение, прибавил, — я это шутя вам говорю». Сестра Тихона, жившая в Новгороде, видела торжественную встречу брата своего и не смела к нему явиться, но он сам пригласил ее на другой день и они вспомнили со слезами тяжкие годы своего детства в крайней нищете. «Ты, родная, никогда не наскучишь мне, — говорил ей Тихон, — потому что я тебя почитаю как старшую сестру». Но не больше месяца прожила она под кровом братским — сам он отпевал ее.

Недолгое время суждено было святителю находиться в Новгороде — немногим более года. 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елец-кого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение на Воронежс-кую кафедру.

Воронежская епархия, в состав которой помимо Воронежской губернии вхо-дили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также земля Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. До 800 церквей и более 800 тысяч жителей составляли обширную паству святителя Тихона, но она была лишена всех вещественных средств, потому что в это самое время были отобраны церковные имущества, а положенные по новым штатам оклады еще не про-изводились. Напрасно писал о том свт. Тихон к властям светским и духовным, представляя затруднительность своего положения, упадок образова-ния духовного, разрушение самих зданий церковных и убожество соборной церкви.

Еще большим бедствием в жизни Воронежского края был раскол. Широкие степи Дона сде-лались с конца XVII века удобным и излюбленным местом укрытия преследовав-шихся правительством старообрядцев и сектантов. Нелегко было святителю Тихону бороться с нестроениями церковной жизни. Его добрым намерениям ставились препятствия как со стороны отдельных лиц, так и со сто-роны всякой власти. Поэтому он должен был искать себе помощи свыше и в силе своего духа, в благо-датном обилии пастырской своей ревности.

Одновременно занялся святитель и сооружением вещественных храмов, и обнов-лением нерукотворенных, которые составляли Церковь Бога живаго
(2 Кор. 6, 16), особое внимание обращая на развитие и правильную постановку школьного духовного образования. Так как кафедральный собор его приходил в совершенную ветхость, святитель Тихон на другой же год своего прибытия одним только подаянием начал строить другой каменный Архангельский собор, который имел утешение довершить во время своего управления. Вместо семи-нарии нашел он в архиерейском доме на скудном иждивении одно только убогое училище славянского языка, потому что по новым штатам были унич-тожены прежние сборы с имуществ церковных. Свт. Тихон старался, сколько мог, поддерживать своими средствами эту школу, завел и другие по городам и, как только получен был первый незначительный оклад, немедленно собрал
в Во-ронеже полную семинарию (1765 год) и выписал для нее духовных учителей из Киева и Харькова, так что в короткое время она достигла цветущего состоя-ния. И могло ли быть иначе, когда сам пастырь непрестанно о ней заботился, зная, что она послужит для нравственного утверждения вверенной ему паствы. Часто посещал он классы и знакомился с характером учеников, действуя
на них личным своим присутствием, гораздо более нежели через доверенных людей. Он указывал им какого лучше держаться порядка для образования юношей, отмечал назидательные места из духовных писателей и сам словесно поучал учеников; отличавшихся между ними ободрял подарками, вручая книгу или платье, иногда поощрял и денежным жалованием или принимал их
на полное казенное содержание. И сверх того, святитель учредил для семинарис-тов по воскресным дням открытое преподавание Закона Божия в соборном храме.

Святитель весьма хорошо чувствовал, что для нравственного усовершенство-ва-ния своей паствы прежде всего необходимо подготовить достойных пастырей, непос-редственно ею руководящих. Духовное образование имело также решающее зна-чение в борьбе с расколом и сектантством. Поэтому-то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Вскоре по своем приезде он написал для духовенства особую книжку под названием «Должность священническая о седми таинствах» и ра-зослал ее по всем монастырям и приходам для безмездной раздачи священни-кам. Книжка свт. Тихона была как малый катехизис, в котором излагалось по вопросам и ответам учение о каждом таинстве с убедительным внушением благоговейно совершать их. В следующим году дополнил он сей катехизис, присовокупив к нему более подробное наставле-ние «О таинстве покаяния» для руководства неопытных священников при испове-ди: как им беседовать
с людьми, хотящими раскрыть пред ними свою душу. Не довольствуясь тем, написал он еще год спустя «Окружное послание» духовенству своей паствы, внушая пресвитерам скромное и трезвенное житие, братолюбие взаимное и любовь к прихожанам и напоминая словами евангельскими высокий долг их звания. И на духовные должности святитель старался ставить лиц достой-ных и особо требовал, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежед-невно его читал. В то же время начертал и руководство для духовных прав-ле-ний с увещанием блюсти правосудие и присягу. Таким образом ничего не было забыто заботливым архипастырем для вразумления поставленных на духовной страже.

Святитель Тихон был близок народу как по своему убогому происхождению, так и по первоначальному воспитанию, а потому особенно любил людей простого звания и умел с ними сближаться искренним словом, которое доступно было сердцу каж-дого. Соображаясь с духовной нуждой народа, добрый пастырь сос-тавил четыре малые книжки под заглавиями «Краткое увещание для всегдашней памяти о смер-ти», «Заметки из Св. Писания для возбуждения грешников от греховного сна», «Наставление во взаимных обязанностях родителей и детей», «Плоть и дух — взаимная их борьба в человеке». Святитель велел священникам прочитывать сии книжки народу вместо церковных поучений.

В Воронежском крае еще имели место давние языческие обряды. Особенно сильно возмущался дух святителя существованием «годового торжества» в честь языческо-го божества Ярилы, сумасбродством и пьянством во время масленицы.

В творениях его, появившихся в Воронеже, читаем: «Души многих находятся в худом состоянии... расслаблены, разболелись, требуют врачевства и целитель-ного пластыря»; «христианской веры и жития равного и следов не видано»; «пре-дерзости, злодеяния, насилования, озлобления и прочия беззакония от злых и пагуб-ных людей все более и более умножаются»; «многие, нынешнего наипаче века, люди то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покая-ние... грех тяжкий, и точно прелесть диавольская. Знак есть крайнего
о спа-сении нерадения и сна греховного».

Святитель Тихон против этого принимал самые решительные меры. Однажды он сам явился на праздник Ярилы. Видя пред собою святителя, одни «от стыда разбежались с площади игрища», другие «в угрызении совести» молча пали к ногам святителя, третьи «в горячности своего покаяния испрашивали прощения». Игрищные и торжищные палатки в присутствии святителя были разрушены.

А на другой день архипастырь созвал к себе в обитель всех городских свя-щенников и лучших граждан и в обличительном слове объяснил им все безоб-разия бывшего торжества, умоляя навсегда его оставить. В ближайшее воск-ресенье назначил он всенародное собрание в кафедральном соборе и там опять произнес сильное слово против языческого требища. Изложив сперва до какой степени оно беззаконно и недостойно христиан, напомнил он православ-ным, что они записаны в воинство Христово и уже отреклись при святом крещении от сатаны и его ангелов, но, забыв свое высокое звание, начинают бес-чинствовать и от беззаконных игр доходят даже до смертоубийства в угож-дение диаволу, ибо это требище установлено еще со времен язычества. Потом обратился к священникам, которые поставлены на страже дома Божия, и напомнил им строгую их ответственность, если допустят по своей беспечности погибель христианских душ. Не убоялся он сказать сильное слово и светским вла-стям, присутствовавшим в соборе, чтобы твердо исполняли долг свой, наб-людая за благочинием народа. И отцов семейств, и старейших из горожан про-поведью увещевал: не оставаться равнодушными к такому позору, но удержи-вать детей своих и подчиненных от участия бесовских требищах, чтобы не дать случая врагам Православия кощунствовать над Святой Церковью и обесславить самый город, где совершается такое хульное празднество, которого недостойное имя должно бы истребиться из памяти народа.

Слово сие, одушевленное простосердечием и пастырской ревностью, имело удиви-тельный успех; рыдания в церкви заглушали голос проповедника, все покаялись с сокрушением сердца, и к вечной славе доброго пастыря языческий обычай навсег-да был оставлен в Воронеже. Это было торжество христианства и любви достойное первых времен проповеди слова Божия. Тихон смиренно благодарил Бога за даро-ванный ему успех. Простотой и силой проповеди святи-тель Тихон также вернул в Православие не одну тысячу старообрядцев. «Влияние его на раскольников было велико, — отмечает историк. — Даже наиболее упорст-вовавшие из них, не возвра-тившиеся в лоно Православия, несомненно, чтили его».

Святитель Тихон был чрезвычайно деятелен, ни одной свободной минуты
у него не проходило напрасно, он все слишком близко принимал к своему любвеобильному сердцу. Заботясь об пастырях и о пасомых, святитель
не за-бывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов,
о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравст-венных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки.

Случалось, однако, кроткому пастырю терпеть и осуждение за свою благо-честивую ревность, ибо не везде находил благоприятную почву для сеяния слова Божия. Немощным людям не нравилось иногда, что святитель во время общего бедствия налагал особые посты на граждан, но страх оскорбить его зас-тавлял повиноваться, ибо уже заживо видели в нем угодника Божия и гово-рили между собою: «Нельзя не послушаться. Богу пожалуется». Действи-тельно, бывали случаи, когда Господь видимо наказывал ослушников. Ехал однажды Тихон на погребение по-мещика через село Хлевное, по Московской дороге. Там грубые жители долго задержали его, не давая лошадей, под предлогом будто их нет, когда, напротив, были ими весьма богаты. Вскоре после того пали у них почти все лошади, так что они пришли в крайнюю бедность и почувствовали вину свою, что оскорбили человека Божия. Несколько лет спустя, когда уже Тихон жил на покое в Задонске, они пришли просить у него раз-решения в вине своей, жалуясь, будто кроткий святитель их проклял. Тихон лежал больной и не мог принять их, но велел сказать им, что никогда и
не думал их проклинать, а только Бог их наказал за неуважение к своему пастырю.

Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, также неприятности и частые затруднения при исполнении благих наме-рений сильно расстроили здоровье святителя. Епископ Тихон сожалел, что не может с прежней неутомимостью трудиться на пользу Церкви Божией. И в 1767 году он вынужден был оставить управление епархией и удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает.

Недолговременна была церковно-общественная деятельность святителя Тихона на Воронежской кафедре — четыре года и семь месяцев, но и за такой сравни-тельно короткий срок он оставил благотворный след в области духовного прос-вещения, и в церковном благоустройстве, и в миссионерском деле. После ухода за штат свт. Тихон более 15-ти лет пребывал на покое в монастырях Воро-нежс-кой епархии: до 1769 года — в Толшевском Спасо-Преображенском мо-настыре, а затем — в Задонском монастыре.

Уединенный Толшевский монастырь, за сорок верст от Воронежа, привлек к себе внимание святителя глубокой своей тишиной среди дремучих лесов. Он над-еялся, что свежий воздух и спокойствие при сельских работах восстановят его силы, но болотистая местность оказалась неблагоприятной для его здоровья. Более года колебался святитель и наконец на следующий 1769 год, во время Ве-ликого поста, решился переменить место, избрав для своего мирного убежища обитель Задонскую, благоприятную по климату, где водворился навсегда
в неболь-шом каменном доме, пристроенном к колокольне у самых ворот.

Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем хрис-тиан-ской жизни. В те годы он написал свои лучшие духовные произведения, в которых с глубокой мудростью развил идеал истинного монашества. Это «Пра-вила монаше-ского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира». Этот идеал святитель воплотил и в жизни своей. Он строго хранил уставы Церкви и ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со време-нем по смирению совсем оставил учас-тие в со-вершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наи-зусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Своей жизнью святитель учил всех окружающих тому, как надо жить, чтобы спастись. Подвижническая жизнь святи-теля Тихона, его неземная доброта утверждали людей в мысли о высоком достоинстве христианской веры.

По мере укрепления сил своих святитель стал испытывать сердечную скорбь о своей мнимой праздности, как это свойственно людям деятельным, которые внезапно чувствуют себя на свободе. Обилие времени точно так же тяготило его душу, как некогда и недостаток его для пастырских занятий. Ему казалось, что он совершенно бесполезен для общества, а между тем получает пенсию за прежнюю службу. К тому же укорял себя даже и в том, что принял, хотя и на краткое время, сан епископский, считая себя недостойным его. Такие мрачные думы волновали его сердце, и он часто о том говорил своим присным; писал даже первенствовавшему в Св. Синоде митрополиту Гавриилу, который знал его лично и уважал. Думая его успокоить, митрополит предложил ему в управ-ление Валдайский Иверский монастырь, близ места его родины, но Тихон
не решался, борясь с помыслами, еще однажды пере-менить место, избранное им для покоя. Но, совершенно покорив себя воле Божией, твердо сказал: «Хотя умру, а не выйду отсюда!» И с этой минуты стал спокойнее. Еще его успокоило слово простого старца, как тайное указание Промысла Божия. Был в Задонске некто Аарон, уважаемый им за строгую жизнь. Однажды келейник святителя, встретив инока у святых ворот, сказал, что преосвященный имеет непременное желание выехать из Задонска в Новгородскую епархию. Аарон отвечал: «Божия Матерь не велит ему отсюда выезжать». Когда келейник передал ему слова старческие, святитель Тихон смиренно отвечал: «Да я не поеду отсюда» —
и порвал уже приготовленную просьбу. Совершенно отложив всякую мысль
о пере-мещении из Задонска, он решился посвятить себя вполне служению ближним, чтобы быть полезным Церкви, хотя и не на кафедре святительской.

Любил святитель беседовать с каждым о спасении души. Он собирал вокруг себя детей и учил их молиться Богу, входил в разговор с крестьянами и учил любви к труду и страху Божию, делил скорби несчастных. Иногда выезжал
к знакомым, и чаще тогда, когда не ожидали его, но имели нужду в его советах. Нищих стекалось к нему множество, и всем им раздавал он милостыню, когда возвращался из церкви, или на крыльце через келейников, но ни в какое время никому не отказывал из убогих. Часто вступал сам в беседу с монастыр-ской братией, с послушниками и простыми богомольцами, допуская каждого к себе под благословение и стараясь по возможности утаить от них высокий свой сан, чтобы свободнее раскрывали пред ним свою душу; посему встречал их на дворе или у своего крыльца в простой иноческой одежде, расспрашивал о нуждах и трудах, и для каждого у него было назидательное слово. Кроме устных бесед, вел благочестивую переписку, излагая мысли в письмах. Когда слу-чалось, что кто-либо из соседних крестьян пострадал от неурожая или пожара, добрый пастырь давал ему по возможности пособие деньгами, которые сам заимствовал у благодетелей. Если же кто из богомольцев доро-гой заболевал, то принимал его в свой дом и держал до выздоровления, а иным посылал на дом пищу или лекарства; никто из болевших среди монастырской братии
не оставался без его призрения. Не только людям простым оказывал он помощь, но и сиротам из дворянского звания не отказывал. Пользуясь общим уважением, ходатайствовал в судах за притесняемых и давал от себя просительные письма, которые имели благоприятное влияние. Поэтому можно судить, до какой степени было к нему привязано все окрестное население.

Сострадал чадолюбивый пастырь и заключенным в тюрьмах за долги и за преступ-ления и нередко посещал их. Заключенные встречали его как отца, и он радушно садился между ними, будто в кругу семьи, расспрашивал каждого о вине его и старался пробудить в нем раскаяние или внушить терпение для пере-несения своей участи.

Святителю Тихону обязана своим возрождением и женская Знаменская обитель в г. Ельце. Случился большой пожар в 1769 году, от которого сгорел деви-чий мона-стырь, и все монахини были переведены в Воронеж. Одна только пос-лушница решилась по благословению святителя водвориться на пепелище бывшей обите-ли, ибо он предсказал, что по молитве усопших стариц опять возоб-новиться обитель. Послушница нашла там убогую старицу, которая уст-роила себе келлию из камен-ного погреба, и мало-помалу собралось к ним несколько сестер. При пособии святителя и одного из благочестивых граждан елецких соорудилась небольшая деревянная церковь во имя Знамения Богоматери и обра-зовалась при ней община, которая и возведена была в женский монастырь.

С годами святитель Тихон все более увеличивал свои подвиги. Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Трапеза его была самая скудная, но и тут он говаривал, как бы упрекая себя в рос-коши: «Слава Богу, вот какая у меня хорошая пища, а братия моя: иной бед-ный в темнице сидит, иной без соли ест — горе мне окаянному». Одежду имел самую простую, потому что он хотел быть иноком и подвижником
в полном смысле слова. В баню никогда не ходил и не любил, чтобы ему прис-луживали, разве только когда бывал болен. Смирение его доходило
до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель
не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною, — и я достоин того за грехи мои». Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения». Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (6-я песнь канона).

В минуты искушений затворялся он в келлии и, повергаясь на землю, с ры-данием молил Господа избавить его от лукавого. Большую часть ночи проводил в бдении и молитве и только на рассвете давал себе часа четыре покоя и еще около часа после обеда. Потом выходил на прогулку в монастырский сад, уда-ляясь куда-нибудь в чащу деревьев, но и тут любил погружаться в богомыслие. Плодом его размышле-ний о природе и о людях были творения, которые святитель завершил на покое, «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770 г.), «Об истин-ном христианстве» (1776 г.).

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созер-цаний небесного и прозрений будущего. Он предсказал много из судеб России, в частно-сти, говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том.

За три года до кончины святитель Тихон каждый день молился и со слезами просил Бога: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих!» И вот однажды на утренней заре он услыхал тихий голос: «В день недельный будет конец жизни твоей». Это святитель открыл своему ближайшему другу отцу Митрофану. Духов-ный благодатный мир, который наступает после борьбы,
в то время уже обитал в святой душе подвижника.

В праздник Рождества Христова 1779 года святитель в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния
к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни. Свою кончину святитель предузнал и предсказал за три дня, позволив в тот день всем знакомым приходить к нему прощаться.
13 августа 1783 года, «в день недельный», в шесть часов сорок пять минут утра душа святителя разлучилась с телом. «Смерть его была столь спокойна, что он как бы заснул». Так окончил свою многотрудную жизнь на 59-ом году от рож-дения святитель Тихон Задонский.

До самого дня погребения множество поселян и городских жителей из Ельца и Воронежа приезжали в обитель и требовали панихид над усопшим, так что не доставало иеромонахов для службы и нужно было содействие окрест-ных священников. После отпевания, которое совершилось только 20 августа, тело блаженного Тихона руками священников было перенесено под алтарь со-борной церкви в спе-циально приготовленный для него склеп.

Благоговейно была чтима память святителя Тихона в Задонске не только теми, которые знали его лично, но и теми, которые о нем только слышали или чи-тали его назидательные творения. Панихиды о святителе непрестанно совер-шались над его гробницей, и вскоре после его блаженной кончины начались знамения и исцеле-ния, свидетельствовавшие о его небесной славе.

И 12 августа 1861 года святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Церкви. На следующий день в г. Задонске при огромном стечении па-лом-ников со всех концов России митрополитом Санкт-Петербургским и Ла-дожским Исидором (Никольским) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства были откры-ты мощи святителя Тихона. В день памяти свт. Тихона была совершена соборная литургия, после которой начался крестный ход со свя-тыми мощами не только кругом собора, но и вокруг обители Задонской, где он и почил от трудов своих. Умилительное зрелище было. Весь монастырский двор, все крыши, ограда и высокая колокольня были унизаны народом, который, держась друг за друга, сидел так с раннего утра, чтобы только занять места; даже все деревья монастырские были покрыты людьми. Народ бросал убрусы и полотна по всему протяжении крестного пути; холсты и полотенца летали по воздуху через головы проходящих, так что более чем на аршин высоты (0,71 м) накидано их было по той дороге, где проходило шествие, и собрали до 50 тысяч аршин холста, которые были розданы убогим, чтобы святитель Тихон и в день своего прославления, как бывало при жизни, одевал убогих. Так светильник был водружен на свещнице, «да светит всем, иже в храмине суть». И днем памяти святителя Тихона установлено 13/26 августа.