Как устроены мусульманские храмы.

Мусульманские храмы называются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-первых, здание должно быть ориентировано строго на Восток, то есть на святое для всех мусульман место - Мекку. Во-вторых, обязательным элементом любой мечети является минарет - высокая и узкая пристройка чаще всего цилиндрической или прямоугольной формы. Таких в мечети может быть от одного до девяти. Именно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Практически все мусульманские храмы оборудованы двором. Здесь по традиции должен быть устроен фонтан, колодец или любое приспособление, предназначенное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, входить грязным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно же, имеют достаточно скромную архитектуру. Однако если посмотреть на старые великолепные можно заметить, что раньше дворы часто обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.

Здание мечети венчает купол, украшенный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане экстерьера. Внутри же здание делится в наше время на две половины - мужскую и женскую. На восточной стене молитвенной комнаты в обязательном порядке устраивается михраб - специальная ниша. Справа от него располагается особая кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы старые люди стоят к нему ближе всего. За ними - люди И в самых последних рядах - молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Поэтому, конечно же, никаких икон в молитвенной комнате либо где-нибудь еще нет. В наше время стены обычно украшаются арабскими письменами - строками из Корана. Очень часто для оформления мечетей используются также фрактальные или Они могут быть выполнены как снаружи здания, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в традиционных синем и красном цветах. Кроме того, в орнаментах можно часто наблюдать вкрапления белого и золотистого.

Замечательным примером исламской архитектуры можно считать, к примеру, Тадж-Махал в Агре. Это очень которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы можете видеть в самом верху страницы, Шахом Джахадом в честь своей жены. Женщину звали Мумтаз-Махал (отсюда и слегка переиначенное название храма), а умерла она при родах. В храме имеются две гробницы - жены шаха и его собственная.

На втором фото - мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно назвать особую форму купола - более пологую, чем в мечетях других стран. На третьей фотографии - мечеть Султана Ахмета изнутри. Довольно часто мусульмане приспосабливали под собственные покоренных народов. Примером тому может служить самый значимый памятник раннехристианской культуры - София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким образом, таких зданий, как мусульманские храмы, можно назвать купол и наличие двора. Кроме того, обязательными архитектурными элементами являются минареты, михраб и кафедра.

Мусульманские храмы именуются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-1-х, здание должно быть нацелено строго на Восток, другими словами на святое для всех мусульман место - Мекку. Во-2-х, неотклонимым элементом хоть какой мечети является минарет - высочайшая и узенькая пристройка в большинстве случаев цилиндрической либо прямоугольной формы. Таких строительных частей в мечети может быть от 1-го до 9. Конкретно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Фактически все мусульманские храмы оборудованы двором. Тут по традиции должен быть устроен фонтан, колодец либо хоть какое приспособление, созданное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, заходить запятанным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно, имеют довольно умеренную архитектуру. Но если поглядеть на старенькые прекрасные мусульманские мечети, можно увидеть, что ранее дворы нередко обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.
Здание мечети венчает купол, увенчанный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане внешнего вида. Снутри же здание делится в наше время на две половины - мужскую и женскую. На восточной стенке молитвенной комнаты в неотклонимом порядке устраивается михраб - особая ниша. Справа от него размещается особенная кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы люди в возрасте стоят к нему поближе всего. За ними - люди среднего возраста. И в самых последних рядах - молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Потому, конечно, никаких икон в молитвенной комнате или где-нибудь еще как бы нет. В наше время стенки обычно украшаются арабскими письменами - строчками из Корана. Очень нередко для дизайна мечетей употребляются также фрактальные либо растительные орнаменты. Они могут быть выполнены как снаружи строения, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в обычных голубом и красноватом цветах. Не считая того, в орнаментах можно нередко следить вкрапления белоснежного и золотистого.

Восхитительным примером исламской архитектуры можно считать, например, Тадж-Махал в Агре. Это очень прекрасное здание, которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы сможете созидать в самом верху странички, Шахом Джахадом в честь собственной супруги. Даму звали Мумтаз-Махал (отсюда и немного переиначенное заглавие храма), а погибла она при родах. В храме имеются две гробницы - супруги шаха и его собственная.

На втором фото – мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно именовать необыкновенную форму купола - более пологую, чем в мечетях других государств. На третьей фото – мечеть Султана Ахмета изнутри. Достаточно нередко мусульмане приспосабливали под собственные храмы церкви покоренных народов. Примером тому может служить самый весомый монумент раннехристианской культуры – София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким макаром, отличительной особенностью таких построек, как мусульманские храмы, можно именовать купол и наличие двора. Не считая того, неотклонимыми строительными элементами являются минареты, михраб и кафедра.

Мечеть Омейядов в Дамаске
В начальный период распространения ислама в качестве мечетей использовали византийские храмы. Их не разрушали, а приспосабливали, переориентируя на Мекку и пристраивая к основному зданию огромный двор, где могли расположиться все молящиеся. До VIII века образцом такой «конвертации» служила старейшая мечеть Омейядов в Дамаске — бывший храм Иоанна Крестителя (еще раньше там располагался римский храм Юпитера, остатки которого видны с внешней стороны мечети). Однако в VIII веке храм был полностью перестроен, и на его месте появилась новая мечеть, облик которой сегодня считается эталонным. В мечети по-прежнему хранится одна из святынь как мусульманского, так и христианского мира - Глава Иоанна Крестителя, пророка Яхья в исламе.

Мечеть - не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу - главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Мечети бывают квартальные - для ежедневного пятикратного намаза жителей ближайшей округи, а также соборные - те, в которые на пятничную молитву собирается вся община. Особый тип общегородской мечети - мусалла - открытая площадь с единственной стеной, у которой совершаются богослужения в праздник Курбанбайрам.

Квартальные мечети обычно небольшие, заметные среди городской застройки лишь благодаря минарету. Чаще всего никакими архитектурными достоинствами они не обладают, а исполняют только религиозную функцию (поэтому я про себя называю их «хозблоками»). Пятничные мечети - совсем другое дело. Огромные, соразмерные средневековым соборам, соборные мечети Стамбула и Исфахана, Марракеша, Дамаска и Дели строились на средства казны лучшими мастерами. Архитектура - традиционный способ демонстрации могущества власти, и пятничные мечети показывали городу и миру силу государства, хотя, конечно, и собирали верующих для молитвы и проповеди. Именно в таких мечетях совершали намаз султан и его двор. У таких мечетей всегда несколько минаретов (у квартальных - один-единственный), поскольку чем больше минаретов и чем они выше, тем дальше разносится призыв на молитву. И, конечно, большая часть таких мечетей сегодня еще и музеи. Это памятники истории, образцы архитектурных стилей: османского, сельджукского, персидского, могольского и т. д.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Один из самых распространенных типов мечети в мире - османский. Архитектурная вершина этого стиля - мечеть Сулеймание в Стамбуле, построенная великим зодчим Османской империи Синаном в первой половине XVI века по заказу султана Сулеймана Великолепного (отсюда и название). Османские зодчие наследовали конструктивный принцип византийского храма, прежде всего константинопольской Святой Софии. Как и у нее, (1) купол Сулеймание положен на массивные опорные (2) столбы с помощью (3) «парусов». Вес купола равномерно «гасится» через боковые (4) полукупола. Мечеть украшают знаменитые изразцы из Изника, а также многочисленные светильники и галереи. Двор мечети по перимет ру обрамлен крытой (5) галереей, украшенной (6) малыми куполами. В центре двора расположен (7) фонтан для ритуальных омовений, который сегодня играет декоративную роль (омовения происходят под внешней галереей). По углам внут реннего двора Синан поставил четыре (8) минарета - Сулейман был четвертым правителем империи после переноса столицы в Стамбул. Десять (9) балконов, с которых возглашался призыв на молитву, также в честь Сулеймана - десятого султана из династии Османов. За (10) стеной киблы (кибла - направление на Каабу) стоят усыпальницы султана и его жены Роксоланы.

Попасть в пятничную мечеть можно в любое время дня. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, придерживайтесь элементарных правил, универсальных для любого места, связанного с культом. Будьте сдержанным, спокойным. Ведите себя так, как ведут себя местные, когда не молятся. Если они сидят, или лежат, или спят, то можно и самому спокойно сесть на ковер, подремать у стены. Единственное, что действительно раздражает верующих, - это отсутствие уважения к их религии у человека со стороны.

Не забывайте, что, входя в мечеть, нужно, во-первых, иметь благопристойный вид - никаких шорт и маек. А во-вторых, обувь придется оставить при входе. С одной стороны, тем самым демонстрируется уважение к дому Аллаха, с другой - этот обычай, как и многие другие, связан с гигиеной: во время молитвы верующие многократно касаются пола ладонями и лбом. А тем, кто брезгует ходить босиком (например, в индийских мечетях пол иногда ничем не покрыт и довольно грязен), лучше запастись носками. Обувь можно носить в руках, но проще бросить ботинки при входе, как это делают все остальные, - кража в мечети невозможна. Наконец, женщинам придется покрыть голову и руки. В исторических мечетях крупных городов платки предлагают при входе, а в мечети Омейядов в Дамаске я, например, с удивлением обнаружил, что женщина может взять напрокат балахон с капюшоном. Что в целом решает проблему любой «неформатной» одежды.

Запретная мечеть в Мекке
Совсем иначе устроена главная мечеть мусульманского мира. Поскольку ее первая задача - вместить сотни тысяч паломников во время хаджа к главной святыне ислама, Каабе, мечеть представляет собой огромный двор, обнесенный многоярусной (1) галереей с (2) минаретами по углам. В центре двора расположена (3) Кааба - святилище, в сторону которого обращаются мусульмане всего мира во время молитвы. Это кубическое сооружение высотой 15 метров и основанием 10 на 12 метров. В восточный угол Каабы («черный угол») вделан (4) черный камень, заключенный в серебряную оправу. Камень имеет метеоритное происхождение, он был объектом древнего семитского культа задолго до становления ислама. Во времена молодости пророка Мухаммеда на этом месте находился идол Хубала - божества-покровителя Мекки, вокруг которого располагались 360 идолов божеств, почитаемых в Аравии. Значение Каабы для ислама резко возросло, когда она была объявлена святым местом, обратясь к которому мусульмане обязаны совершать молитву (до 622 года направление киблы было на Иерусалим, где, по преданию, совершилось вознесение пророка). В мусульманской религиозной мифологии «черный камень» - это «белый яхонт» из рая, дарованный Адаму Аллахом, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за людских грехов и пороков. Рядом с «черным камнем» находится (5) макам Ибрагима (место Ибрагима) - камень из рая, стоя на котором пророк Ибрагим строил Каабу и который сохранил отпечаток его стоп. Рядом с макамом Ибрагима имамы руководят молитвой правоверных. Справа от него за полукруглой стенкой находится (6) Аль-Хиджр - место, где пророк Ибрагим оставил жену Хаджарь и сына Исмаила, привезя их в Мекку, и где повелел Хаджарь строить дом. Это особое место, куда паломники не заходят во время обхода Каабы: считается, что при пророке Ибрагиме оно было частью Каабы и там, по легенде, похоронены его жена и сын.

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет. Однако мобильный телефон, конечно же, лучше отключить и громко не разговаривать, хотя дети, которые часто резвятся на коврах мечети, совершенно естественно вопят, как им и положено. И, разумеется, мужчинам лучше не соваться на женскую половину. Как правило, она отгорожена деревянными ширмами, но даже если и нет, то следует приглядеться, куда не заходят местные мужчины.

Иноверцу, зашедшему в мечеть до начала молитвы, совершенно необязательно выходить, когда верующие начали молиться. Если он никак не мешает молящимся, выгонять его никто не будет. Нет ничего страшного и в том, чтобы зайти в мечеть уже после начала молитвы. Многие верующие сами прибегают из своих лавок и офисов с опозданием, нисколько этим не смущаясь.

Войдя в мечеть, стоит выбрать тихий угол с хорошим обзором, сесть у стены и с пола разглядывать интерьер и людей. Большинство правоверных ждут молитвы или остались после нее, чтобы пообщаться и отдохнуть. Это одно из главных удовольствий в раскаленном мусульманском городе: прохлада огромных мечетей, тихий гул голосов, детская беготня. Ноги отдыхают, глаза, уставшие от солнца, тоже.

1. Минбар - кафедра , с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена всегда справа от михраба. Имеет форму лестницы, украшенной сверху островерхим куполом. В пятничных мечетях минбар часто покрыт искусной резьбой - того типа, который распространен в стране, где эта мечеть расположена. По традиции, имам занимает предпоследнюю сверху ступень лестницы, поскольку на верхней ступени незримо присутствует сам пророк Мухаммед.
2. Михраб - ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К михрабу мусульмане обращаются лицом во время молитвы. Михраб часто украшается по периметру изразцами, резьбой и надписями из Корана и фланкируется двумя полуколоннами. В больших мечетях сооружают несколько михрабов, чтобы один из них всегда был в поле зрения молящегося. Михрабы устраивают и во дворе мечети - для тех, кто опоздал на молитву и вынужден свершать намаз снаружи.

В большие мечети, особенно шиитские (внешне их легко узнать по обильным орнаментальным украшениям и куполу, покрытому золотом или изразцами; кроме того, они возводились у места погребения кого-либо из потомков пророка), мусульмане приезжают семьями, чтобы не только поклониться могиле праведника, но и пообщаться, провести время, показать роскошные интерьеры детям. Во дворах больших мечетей не запрещается устроить мини-пикник: путь проделан долгий, а в кафе ходить дорого. Пить вино и жарить мясо никто не будет, но разложенные на платке бутерброды, фрукты, бутылки с водой - обычное зрелище.

Часто во время религиозных праздников при мечетях бывают благотворительные акции - например, раздача пищи. Однажды в Тегеране я угостился отличной печеной картошкой, завернутой в лаваш с солью, а в Исфахане по случаю праздника Ашура выстоял очередь за бесплатным обедом - рис и мясо со сливами - и получил его в специальном термопакете. Правда, это было в дни обострения конфликта в Палестине, поэтому на упаковке красовалась надпись (дословно): Down with Israeli, down with USA - «Долой Израиль, долой США».

И последнее. В некоторых городах при входе в мечеть вводится (крайне редко и чаще всего стихийно) своего рода фейсконтроль. Какой-нибудь особо религиозный старец может внезапно спросить человека непривычного для него вида: «Муслим?» («Мусульманин?»). Со мной такое случалось дважды: в мечети Купол Скалы в Иерусалиме и в мечети Хасана II в Касабланке. Что делать? Если вам действительно нужно попасть внутрь - например, чтобы своими глазами увидеть мечеть с раздвигающейся крышей, вмещающую 25 000 молящихся, - дайте спокойный утвердительный ответ: «Йес, муслим». И можно проходить. Есть и более простой вариант: намотать на пальцы мусульманские четки. Увидев их, даже исламский фундаменталист никаких вопросов задавать не станет.

Иллюстрации Эльдара Закирова

Ислам не знает храмов, поскольку во время богослужения не составляют жертву.


1. Происхождение названия

Название "мечеть" является заимствованием из классической староарабских языка, в котором оно имеет вид "масджид" и означает буквально "место для поклонения и молитвы", образованное от глагола "Саджади" (поклоняться, бить поклоны, падать ниц, молиться, служить Богу) . Оно указывает на место, где верующий может поклониться богу во время молитвы и не предполагает ничего кроме ритуально чистого пространства.

Мусалла - (от слова араб. "Салят" - молитва) - особый тип открытых сооружений, окруженных стеной или имеющих только одну стену (в исламе она отмечает направление в сторону Мекки) и расположенных обычно за пределами города.


2. Особенности архитектуры и типы

Мечеть Аль Харам в Мекке

Мечеть является зданием, отдельно стоящее, с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем в мечеть пристраиваются башни- минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети Аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть написаны строки Корана арабском . Стена, обращенная к Мекки , отмечена пустой нишей, михрабом . Справа от михраба расположена кафедра- минбар , с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях иногда работают школы- медресе .

Во время распространения ислама на новые земли, для нужд верующих не только строились новые места поклонения но и приспосабливались существующие, преимущественно христианские. Среди самых известных - храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), а также мечети Багдада. Собственно исламские места поклонения это простые и удобные сооружения, в заложенных на месте бывших военных лагерей новых городах, приближающихся по форме и плана к дому Пророка в Медине

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

  • Масджид - небольшая мечеть для индивидуальной молитвы
  • Масджид Джамми - соборная (или "пятничная") мечеть для коллективной молитвы, осуществляется всей общиной в полдень пятницы.

Масджид джами, или как ее иначе называют - большая мечеть, пятничная мечеть или соборная мечеть, переживает расцвет в эпоху Омейядов , когда ее архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины - уммы .

Параллельно с этим, простые или частные Масжид приобретают большого разнообразия форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

Во всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта - они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу, то место, куда посылаются молитвы. Это направление на Каабу называется киблу (дословно "то, что находится напротив"). От него получила свое название и задняя, ​​обращенная к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется киблу. В ранний период, когда мечетей еще не было и молитва проводилась на очерченной на песке участке земли, киблу определяли по тени воткнутой в землю копья. Ориентация на Мекку утвердилась тогда, когда Мухаммед , после переезда общины в Медину, объявил языческое святилище - Каабу - и мусульманской святыней так же. Об этом ясно говорится во второй суре Корана, такой, что принадлежит к древнейшим мединской откровений.


3. Элементы мечети

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения уду привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых - хаузы.


4. Требования к посещению мечети

  • Человек, который входит в мечеть должна быть очищена от всякой грязи и нечистот
  • Форма одежды в мечети чинно, консервативная, необлягаюча одежда с длинным рукавом, (длинные юбки или брюки)
  • Вход в мечеть в прозрачном, вызывающей одежде запрещен
  • Шорты и юбки не должны быть выше колен
  • Обувь необходимо снимать перед входом в мечеть
  • Женщинам необходимо иметь платок для покрытия головы (обычно она дается посетительницам при входе)
  • В большинство мечетей допускают только мусульман.
  • Лучше малолетних "шумных" детей оставлять дома

5. Правила поведения в мечети

6. Галерея

    Мечеть Пророка Мухаммеда

    Мечеть Заида ОАЭ

    Мечеть Хасана II

    Мечеть Кул-Шариф в Казани

ОПРЕДЕЛЁННЫЕ СТРОЕНИЯ такие, как площади, церкви и парки, являются характеристикой традиционных европейских городов. Строительство мусульманских городов также осуществлялось согласно планировке, соответствующей потребностям местного населения, основанных на четырёх главных критериях: погода и ландшафт, религиозные и культурные убеждения, шариат (мусульманское право), социальные и этнические группы. сайт продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию". Арабо-мусульманская архитектура.

Климат большинства мусульманских городов был очень жарким, поэтому они нуждались в большом количестве тени. С этой целью строились узкие крытые улицы, внутренние дворики, террасы и сады.

Религия занимала важное место в культуре, поэтому мечеть, как и церковь, находилась в центре. От мечети расходились узкие, извилистые и тихие улочки, которые уводили от общественных мест к домам. Торговля была разрешена только в общественных местах и на главных улицах, поэтому жизнь в жилых районах была очень спокойна. Социальные и правовые вопросы решались религиозной элитой, которая проживала рядом с центральными районами, недалеко от местной мечети, главного общественного института.

Нормы шариата (исламское право) регулировали социальные и межличностные отношения горожан в общественной и частной жизни, а также взаимодействия между соседями и социальными группами. К примеру, один из законов устанавливает то, что высота стены должна превосходить высоту наездника на верблюде настолько, чтобы прохожий не смог увидеть владения другого человека.

Культурные и нравственные взгляды семьи и группы определяли то, как и где жили люди. Для каждой социальной группы существовали отдельные кварталы, или «ахйа»: например, для арабов, мавров и евреев, также для таких групп, как уроженцы Андалусии, турки и берберы в городах Магриба (Северная Африка). Некоторые североафриканские города были разделены на кварталы для мусульман, христиан и евреев. Такое деление зависело в основном от желания самих жителей. Внутри этих кварталов горожане обретали родственную солидарность, защиту, общественный порядок и возможность участвовать в своих религиозных обрядах.

Несмотря на разделение кварталов, горожане оставались сплочённым сообществом, поскольку они были объединены учением пророка Мухаммада (Милость ему и благословение), который сказал: «Нет преимущества у араба над не арабом, кроме как меры его богобоязненности» (в пересказе имама Ахмад ибн Ханбала, сборник хадисов «Муснад»).

Дома-атриумы соответствовали требованиям больших семей, потребности жителей в уединении, разделению полов и необходимости тесного взаимодействия горожан. Соседние окрестности воспринимались людьми как полуличное пространство благодаря тому, что дома были обращены внутрь с внутренними дворами, окна, частные двери и коридоры украшались решётками.

В то время не было настоящего централизованного управления градостроительством. Такие административные центры, как школы, больницы и мечети поддерживались религиозными благотворительными фондами, которые носили называние вакф. Законы о собственности регулировались местным общим правом.

Таким образом, четыре критерия развития города: погода и ландшафт, культурные и религиозные убеждения, шариат (мусульманское право), социальные и этнические группы, - стали причиной того, что город развивался зонально. Главная мечеть находилась в центре, рядом располагался рынок (араб. souk), затем следовала крепость с внешней оборонительной стеной, окружавшей жилые кварталы, и все эти инфраструктуры были объединены запутанной уличной сетью, которая вела к внешней стене, за которой текла своя жизнь.

Сук был разделён на части для продажи специй, золота, рыбы, духов и других товаров. Такие предметы, как свечи и благовония, продавались рядом с мечетью. Поблизости могли находиться продавцы книг и переплётчики. На рынках и рядом с территорией мечети располагался центр, где проходили общественные мероприятия, осуществлялось административное управление, велась торговля, работали деятели искусства и ремёсленники, находились хамамы (бани) и гостиницы.

Цитадель, как и западная крепость, являлась дворцом правителя и была окружена дополнительными стенами. Это строение представляло собой отдельный район со своей мечетью, охраной, различными учреждениями и жилыми помещениями. Обычно крепость располагалась в самой возвышенной точке города, рядом с внешней стеной.

Люди в основном строили жилые дома вокруг мечети: они не могли располагаться дальше, поскольку горожане должны были слышать призыв муэдзина к молитве. Несмотря на то, что кварталы казались тихими, в них кипела жизнь, основанная на родственной и личной близости, общих интересах и духовном единстве. При достаточно плотном расположении каждый из жилых кварталов был оснащён своей мечетью, школой, пекарней и магазинами. У них даже были свои ворота, которые обычно запирались на ночь после последней молитвы и открывались каждое утро во время утренней молитвы. Все эти строения окружались хорошо защищённой стеной и имели несколько ворот. За стеной находились мусульманские и иудейские кладбища. Еженедельно за главными воротами устанавливался сук с большим количеством рынков животных. Там же разбивались частные сады и поля.

Кордова была самым развитым и тщательно продуманным городом, Нью-Йорком 9-го века. «…структурные элементы [Кордовы] раскрывали гениальность и изобретательность мусульманской культуры. Они увлечённо старались улучшить прошлое, модернизировать город и сделать его лучшим местом для жизни не только для правителей, но для каждого горожанина… Здесь находились десятки библиотек, бесплатные школы, дома были оснащены водопроводом. Более того, улицы были вымощены и освещены. В Лондоне и Париже этой инфраструктуры и удобств не будет на протяжении семи веков». Эти слова принадлежат репортёру Би-Би-Си Раджеху Омару, ведущему телевизионной программы БиБиСи «Исламская история Европы».

На улице были установлены масляные светильники, фонари зажигались на закате. Каждый район нанимал специальных людей, которые следили за городским освещением. Мусор собирали в корзины, установленные на спинах ослов, и вывозили за стены города на специальные свалки. Улицы ежедневно убирались и осушались благодаря водосточным трубам. Грязная вода обычно уходила в канализацию, которая находилась под землёй. Некоторые открытые подземные каналы располагались на середине улиц для более быстрой очистки и осушения.

Париж в ту эпоху был известен как «грязный город», потому что дорогу пешеходам преграждали отбросы и мусор со зловонным запахом, а по дворам и по улицам сновали свиньи.

В современных городах южной Испании, таких как Севилья и Кордова, сохранились длинные извилистые улочки и великолепные дома, которые снаружи на первый взгляд кажутся обычными. Но если вам посчастливиться попасть внутрь, то вы окунётесь в мир простора и величия: черепичные и дворовые сады, хвастающиеся тонким вкусом хозяина и прохладой тени, являются спасением в жаркие дни лета, когда температура может достигать сорока градусов по Цельсию.

Специально для сайт

Исламская, арабо-мусульманская архитектура