Если вы подчинитесь неверным, они обратят вас вспять и вы вернетесь понесшими убыток. О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте

До страницы 189 (Сажда) текст проверен Зайнаб.
Энциклопедия норм и правил Ислама
Вера – Поклонение – Повседневная жизнь

Проф. Др. Хамди ДЁНДЮРЕН

Предисловие

Для каждого мусульманина является фардом обладать знаниями, разделяющими халяль и харам, истину и ложь, позволяющими выполнять религиозные обязанности. Первое повеление Всевышнего Аллаха в Священном Коране было: «Читай». Аят «Читай [откровение] во имя Господа твоего» 1 указывает на важность обучения и образования. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так повелел: «Получение знаний является обязанностью для каждого верующего мужчины и женщины» 2 .

Труд, который вы держите в руках, имеет целью раскрыть в свете откровения и сунны некоторые важные вопросы, с которыми сталкивается каждый мусульманин в поклонениях и повседневной жизни. Столпы Ислама опираются на две основы – Коран и Сунну Посланника. Выносить решения из этих двух источников – прерогатива муджтахидов. Однако, обучившись вынесенным решениям на основе Корана и Сунны, стараться выполнять их на практике, является ответственностью верующего.

По мнению аш-Шафкани (ум.1250/1832), те из сахабов, табиунов и атбаут-табиунов, которые не достигли уровня муджтахидов, узнавая у муджтахидов доказательства, связанные с какими-либо проблемами, следовали им. Это положение заставило ученых изучить доказательства, появилась возможность сравнения сильных и слабых доказательств. Упоминание доказательств в произведениях раннего периода, в общем, показывает это.

Достопочтимый Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) так повелел на Прощальной Хутбе: «Пусть находящиеся здесь донесут до тех, кто отсутствует, сказанное мной, быть может, призываемые поймут лучше, чем призывающие» 3 .

В этой работе доказательства, на которые опираются положения, приведены в общем, источники указаны в сносках. При подготовке книги вместе с основой по мазхабу Ханафи были приведены сравнения с другими мазхабами в важных вопросах, так как в наше время мир стал тесен, мусульмане разных мазхабов близко встречаются в хадже, умре, служебных или туристических поездках. Кратко описаны причины появления различий между мазхабами, считающимися частными случаями в поклонениях, для установления толерантного отношения между верующими разных мазхабов в вопросах, не относящихся к сути.

В общем понимании, всякое действие, которым доволен Всевышний Аллах, основанное на имане и ихласе (искренность), является поклонением. Целью же обучения полезным знаниям являются практические действия. В противном случае, Всевышний Аллах обратится к вам: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?» 4 . Достопочтимый Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) делал ду’а: «О Аллах, дай мне пользу от того, чему Ты меня научил, надели меня полезными знаниями, увеличь мои знания» 5 , «О Аллах, я прибегаю к Тебе от бесполезного знания» 6 .

Книга состоит из восьми частей.

В первой части рассматриваются темы основ Ислама, понятий религии, истории сотворения человека, прихода его в этот мир, положения и ответственности в мире.

Во второй части уделено внимание основам веры, раскрыты вопросы акыды в необходимом для каждого верующего объеме.

В третьей части раскрыта тема очищения человека: внутреннего, внешнего и его окружения.

В четвертой части уделено внимание намазу, его положениям и ду’а.

В пятой части описан пост, его виды, положения и мудрость.

В шестой части говорится о закяте и фитре, обозначены положения закята с наземных и подземных богатств, денег, запасов золота и серебра, товаров, животных и урожая, рассмотрены положительные итоги внесения этих положений в жизнь общества.

В седьмой части проработаны темы хаджа, умры и курбана. В этой части уделено место знаниям о поклонениях, которые выполняются в хадже, с примерами и сведениями, необходимым человеку, совершающему хадж.

В восьмой части мы остановились на различных положениях, связанных с повседневной, семейной, торговой и экономической жизнью, проблемах, появляющихся в этих сферах, и определены пути решения этих проблем.

Однако эта книга не охватывает всех предписаний Ислама. Поскольку Ислам упорядочивает отношения, связанные с жизнью человека от рождения до смерти, жизнью общества, они раскрыты в обширных первоисточниках.

Прошу, чтобы Всевышний Аллах был доволен нашим скромным трудом.

Старание от нас, успех от Аллаха.

Доктор Хамди Дёндюрен

Первая часть
^ Основные сведения

Зарождение религий

Особенности религии ислам

Источники религии ислам

Правовые и теоретические школы

Обязанности «мукалляфа» (верующего)

I - Зарождение религий
A - Понятие религии
Религия – это предписанные Аллахом законы для людей, а если формулировать более полно: «свод или совокупность божественных повелений и приказов, переданных через пророков и направляющих людей по истинному пути, удерживающих их от совершения недостойных поступков». Исходя из этого, можно сказать, что понятие «религия» вбирает в себя как теоретические принципы, так и практические вопросы, касающиеся обязательных предписаний. Религия регламентирует отношения между рабом и Господом, между людьми и окружающим миром. Каждый разумный человек может прийти к пониманию того, что вселенная, несомненно, имеет своего Творца, потому что человек наделен всеми возможностями для этого. Человек – существо разумное и чистое по своей природе, поэтому обладает всеми возможностями для постижения истины. Как известно, пророк Ибрахим (Авраам) (алейхиссалям), будучи еще ребенком, смотрел на солнце, луну, звезды и рассуждал, они ли Владыки всего сущего, но, увидев, что они исчезают, почувствовал незримое присутствие Бога и, таким образом, нашел истину, то есть обрел Аллаха, Творца всего сущего (сура аль-Ан"ам, 6/75-78).

Немного подумав над устройством мира, человек легко поймет, что все это не могло возникнуть просто так, по случайному стечению обстоятельств. Увидев во вселенной абсолютную гармонию и поразительное равновесие, он почувствует мощь Создателя и божественную закономерность. Для постижения этого нет необходимости в предварительных знаниях, так как каждый, кто знает, что «два» больше, чем «один», легко поймет и примет вышеизложенную истину. Ведь душа каждого из нас наполнена верой в Творца и готова каждую минуту подтвердить это. Познание Аллаха есть естественное свойство и необходимость каждого человека.

Об этой особенности человеческой души в Коране говорится:

«А если ты их спросишь: «Кто небеса и землю сотворил?», «Аллах!» - они ответят непременно» 7 .

В другом аяте Корана повелевается:

«Обрати же свой лик к религии с верностью по установлению Аллаха, которое он предписал людям» 8 .

Когда язычник из курайшитов по имени Ас бин Вайл, взяв в руки истлевшую человеческую кость и показав ее, спросил: «Кто может оживить эти истлевшие кости?», пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) был ниспослан аят:

« (Пророк) ответь ему: "Их оживит лишь Тот, Кто создал их первоначально; Тот, Кто всеведущ в каждом виде созиданья!» 9

Сложнее всего первое творение, но тот, кто сотворил первый раз, обладает необходимой мощью и для второго творения. Если этого могущества хватило, чтобы сотворить человека, разве не хватит его, чтобы оживить человека в Судный день?

Стремление к чистоте, заложенное в природе человека, рушится под влиянием ближайшего окружения и наущений шайтана. Сначала человеческая душа, обладающая зеркальной чистотой, расположена к созерцанию божественного полотна вселенной, но из-за чрезмерного стремления к мирскому богатству и ненасытного желания низменных страстей темнеет и покрывается грязью грехов. В хадисе пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится: «Каждый ребенок рождается на белый свет чистым (от заблуждений), но затем родители-иудеи воспитывают его иудеем, а родители-христиане – христианином или же язычником» 10 . (То есть, родители-язычники воспитают ребенка согласно своим верованиям).

С другой стороны, недостаточно одного только размышления о существовании Творца и подтверждения Его божественного присутствия. Необходимо познание Аллаха должным образом (cо всеми Его сыфатами и божественными свойствами). А для этого, в свою очередь, необходимо хорошо знать себя, свои природные качества. Поэтому говорят: «Кто познает себя, тот познает Господа». Об этом Аллах в Коране повелел:

«Скоро Мы покажем им Наши аяты в разных краях и среди них самих, пока они не удостоверятся, что Он – истина» 11 .

Все знания о собственной сущности человека, далекого от религиозных чувств, состоят лишь из сведений о наружном и внутреннем строении его тела, полученных из внешних источников. Что касается знаний о душе, то они представляют собой лишь поверхностные знания. Поэтому каждый человек должен изучать и познавать свою сущность. «Кто такой человек, откуда он явился, как может обрести вечное счастье?». Тот, кто ищет ответы на эти вопросы, не сможет ответить на них, если будет опираться только на свой разум и собственные понятия. На эти вопросы может дать ответ только религия, которая исходит из божественного источника. Однако обычный человек не обладает способностью установить прямую связь с Творцом, поэтому он не может знать, что разрешено божественным законом, а что запрещено. Чтобы передать простым смертным Свои повеления, Аллах посылал людям пророков. Совокупность и систему божественных приказов, ниспосланных через пророков, называют религией.

^ B - Сущность человека
Первыми людьми на земле были досточтимые Адам и Хавва. Творец создал праотца человечества пророка Адама из глины и вдохнул в него от Духа Своего. Когда Адам (алейхиссалям) ожил, по повелению Всевышнего Аллаха все ангелы – в знак проявления уважения перед творением Создателя – пали ниц перед ним. Однако Иблис (шайтан), возгордившись превосходством своего творения 12 , посчитал себя выше пророка Адама и отказался поклониться творению Аллаха. За гордыню Иблис был лишен милости Господа и изгнан из Рая 13 .

Аллах сотворил человека самым прекрасным творением и повелел ему: «Иди и поздоровайся с ангелами. Потом послушай, как они тебе ответят. Этот ответ и будет формой твоего приветствия и твоих потомков». Пророк Адам направился к ангелам и воскликнул: «ас-саляму алейкум (да будет над вами мир)». Ангелы дружно ответили: «ас-саляму алейка ва рахматуллах (да будет над тобой мир и милость Аллаха)» 14 .

Затем Господь сотворил досточтимую Хавву. Согласно самому распространенному представлению, Аллах сотворил ее из ребра. Но известно и другое мнение, что она была сотворена из кости грудной клетки. В Коране сообщается:

«Он – Тот, Кто сотворил вас из одной души и из нее же сотворил ей пару, чтоб обрести с ней успокоенье» 15 .

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал верующим следующее: «Хорошо относитесь к женщинам, ибо они сотворены из ребра. И самое искривленное место ребра – это верхняя часть. Если попытаетесь выпрямить ее, то поломаете. Оставите ее в покое – будет все время кривой» 16 .

Поместив первых людей в рай, Аллах запретил им приближаться к одному дереву и есть его плоды. Шайтан, мучимый черной завистью, приблизился к ним и стал нашептывать:

«Но стал им Сатана заманчиво шептать, чтоб им открыть срамную (суть) их наготы, что ранее для них была сокрыта. Он им сказал: "Господь вам это древо запретил, чтобы не стали ангелами вы иль чтоб не сделались бессмертны» 17 .

Они подумали, что Шайтан действительно желает им добра, и, поверив ему, съели плод запретного дерева. Нарушением запрета они навлекли на себя гнев Аллаха. Он научил их словам молитвы-раскаяния. Первые люди неустанно читали эту молитву:

«Они ответили: "Господь наш! Мы сами погубили наши души! И если Ты нам не простишь и Свою милость не окажешь, мы понесем, поистине, урон тяжелый» 18 .

Господь принял молитву пророка Адама и Хаввы, но теперь, прежде чем снова попасть в райские сады, они должны пройти через разные испытания, а в Судный день подвергнуться допросу и дать отчет о своих деяниях в земной жизни. С этой целью они были посланы на землю 19 .

Так началась земная жизнь Адама и Хаввы и их потомков в лице всего человечества. Однако изменились условия появления людей. Теперь люди не создавались, а рождались. Что касается других созданий, то они размножаются путем оплодотворения, прививания и деления.

Процесс зарождения и развития плода в утробе матери в Коране описывается таким образом:

«Мы сотворили человека из глины сложного состава. Потом Мы поместили его каплей в надежно защищенном месте. Потом Мы каплю обратили в сгусток и создали из сгустка (жеваное) мясо, которое Мы в кости обратили, а далее одели эти кости в плоть и тем произвели его в ином творенье. А потому благословен Аллах – искуснейший из всех творцов!» 20 .

^ C - Первый человек
Все религиозные источники и исторические документы указывают, что человечество берет свое начало от Адама и Хаввы. Созданный Аллахом первый человек в то же время является Его наместником, посланником и пророком 21 .

Некоторые философы и ученые-позитивисты, подходящие ко всему с материалистических позиций, утверждают, что человек произошел от обезьяны.

Это теория, которая называлась «теория эволюции», позднее переросла в учение «дарвинизма», названного по имени английского ученого Чарльза Дарвина (1809-1882), впервые выдвинувшего эту гипотезу. Суть ее заключалась в следующем: «Все виды, имеющие общее происхождение, находятся под влиянием окружающей среды, питания и многих других факторов. К ним добавляется и борьба за выживание, виды начинают меняться, происходит мутация. Одним из результатов этой борьбы в определенный период является превращение обезьяны в человека».

Дарвин и последователи его учения ко всему подходили не с религиозной точки зрения, а с точки зрения материализма и позитивизма. Всем методам познания они предпочитали метод опыта и проб, а также лабораторного исследования.

Доказательством превращения обезьяны в человека служат три археологические находки, первой из которой является «человек с острова Явы», находящийся в данное время в Англии. Вторая – «человек Пилтдаун». И третью находку, наконец, представляет собой «хайдельбергский человек». Многие палеонтологи утверждают, что эти останки принадлежат человеку. Первые два черепа и кости позвоночника так истлели, что не поддаются индефикации. И невозможно определить: прямой позвоночник или искривленный? Однако ученые-позитивисты, попавшие под влияние «теории эволюции», приняли этот набор позвонков за позвоночник обезьяны.

Предполагается, что данные останки, найденные в конце XIX века и в начале XX века, существовали 2,6 и 1,8 миллионов лет назад.

Однако более поздние археологические раскопки в пух и прах развеяли миф теории дарвинизма.

1. В 1972 году Ричард Ликей нашел в Кении, в окрестностях озера Рудольф, которое расположено вблизи города Торкана, окаменелые останки человека, которого назвали Skull 1470. Данная находка перевернула все бытовавшие до того теории относительно происхождения человека. Останки состояли из черепа и нескольких костей. Ученые просчитали, что данная находка имеет возраст приблизительно 2,8 миллиона лет. После этой находки Ричард Ликей заявил: «Или мы должны выкинуть этот череп, или же отказаться от теории эволюции. Найденные останки человека совсем не похожи на известнъЕ до этого. Чере萿 этого человека имеет большой объем полушарий головного мозга, что свидетельствует$о том,0что развитие человека не"проходкло поэтапно, чтҾ дает право утверждать Ծ полной наычной несостоятవᐻьноста текрии"эволюци萸» 22 .

Находка Ликея была старше известных до этого ископаемъс останков на 200 тысяч лет и имека гораздо бо;ьший объем, прихо4ящийся на0полушария головного мозга. Най4енный Շереп нихем не отличается от черепА соలремవнного ч萵ловека.

При археоһогических шаботаф дᐾктора(Глина Айзака было найдено около 3İ0 предметож, служащ␸х для обтесՋвания к԰мней и скальных пор萾д. Эти находк␸ Oвляютсяဠя葀чайшим докᐰеательство఼ тоҳо, чтоဠлюди, жившие здесь 2,6 миллион԰ лет назад, отличались высокими умствеఽными способност⑏ми и умели создавать преДметы ис␺усства 23 .

Исходя из этйх находок, ученые твк ответи䐻и 24 на лроизведения Дарвина «ఠазви葂ие человека» и «Ризмножение видов»:

«Человечество не прохожиػо через определенные этапы развития. ᐝаоборор, в древности люди б䓋ли тдкими же, как и нашȸ современниѺи. Так как древние люди жилиĠочень долго, вполне естествᐵнно, чцо они обладали‡более крзоким и кру␿ным телосложением. Доказательством耠Սтому служат многочисленны5 упоминания Мухаммадᐰ (саЛлаллаху алейхи ва с䐰ллям) о крупном телосѻожении прѾ䑀ока Адама (алейхисс԰лям) 25 .

В исторической летописи из萲естного ␸сторика Ибн Ҕжарира ат-Табари (дата смерти耠310/922) рассказывается, что досточткмая ᐥбвва рожала по два Ѐебенка: одного мальч萸ка и одну дев␾чᐺу. В обЉей сложҽо葁ᑂи онаူпрాизҲела на свеђ сорок детей 26 .Ġ

Об особенностях некоторых животных в Коране сообщается›

«О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

В прекрасный и радостный пятничный день мы воздаем мир и благословение пророку Мухаммаду (алейхиссалям), его семье, также всем тем, кто будет следовать за ними до Судного дня!

Посланник Аллаха (алейхиссалям) говорил:

«Больше призывайте на меня благословение в пятницу, ибо поистине, нет никого, кто будет призывать на меня благословение в пятницу, чтобы его благословение не было представлено мне» (аль-Хаким, хадис достоверный).

Дорогие братья и сестры! Мусульмане!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Наверное, все слышали о том, что после упоминания имени пророка Мухаммада (алейхиссалям), нужно произносить слова: «да благословит его Аллах и приветствует!».

Почему мы произносим данные слова? Что обозначает «салават»? Записываются ли нам хорошие дела за благословение пророка (алейхиссалям)? Часто некоторые верующие возмущаются и спрашивают: - Почему тот или иной имам во время проповеди постоянно произносит: «салляллаху алейхи ва саллям»? В этой проповеди я, инша Аллах, постараюсь дать ответы на упомянутые вопросы, моя пятничная проповедь будет посвящена достоинствам салавата нашему любимому Посланнику (алейхиссалям).

Помните, произношение «салавата» является подражанием Всевышнему и выполнением Его прямого завета. В Священном Коране Милостивый Господь говорит:

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сура «Сонмы», аят 56).

Наши слова благословения указывают на уважение и любовь к пророку (алейхиссалям). Любые крайности приводят к искажению истинного смысла религии. Мы ни в коем случае не проявляем чрезмерность или излишество в почитании Посланника Аллаха, ибо он запретил подобные вещи:

«Не превозносите меня так, как христиане превозносят Иисуса, сына Марии, но говорите: „Он - раб Аллаха и Его Посланник“» (аль-Бухари).

Любить его (алейхиссалям), подражать ему, следовать за его пречистой сунной наша общая обязанность. Если в наших сердцах вместо любви к пророку (алейхиссалям) будет одна пустота и тяга к мирским соблазнам, то о какой вере мы можем утверждать?

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своего сына и всех остальных людей» (Согласованный хадис).

Кто отвергает его путь и отворачивается от сунны, то пророк (алейхиссалям) уже отказался от него:

«Кто откажется от моей Сунны, тот не из нас!» (Муслим).

«Салаваты» произносятся в разных местах и обстоятельствах. Чаще всего верующие приветствуют пророка (алейхиссалям) и его семью в пятничный день и во время намазов, после последнего «ташаххуда».

Кто-то может спросить нас: Какой смысл читать приветствия пророку Мухаммаду (алейхиссалям), если его уже давно нет в живых? Поистине смерть не служит преградой от наших молитв. Создателю не сложно довести их до своих умерших рабов. Посланник (алейхиссалям) еще при жизни объяснил:

«Поистине у Аллаха есть ангелы-путешественники, они доводят до меня «салям» от моей Уммы» (ан-Насаи, достоверность хадиса подтвердил имам аз-Захаби).

В следующем хадисе он (алейхиссалям) сказал:

«Лучший для вас день – это пятница, благословляйте меня больше в этот день (т.е. произносите салаваты), ведь ваши благословления будут доведены до меня». Сподвижники спросили: «Как же наши благословления будут доведены до тебя (после твоей смерти), ведь ты истлеешь?» На что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах запретил земле поедать наши тела (тела пророков)» (Ибн Хиббан).

Известны многие формы благословения, например:

«Аллахумма салли аля Мухаммад ва аля аали Мухаммад», - т.е. «Господь! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада!».

«Ас-саляту ва ас-саляму аляйка йа расуляллах», - «Мир и благословение тебе о Посланник Аллаха».

Однажды сподвижники (да будет доволен всеми ими Аллах) подошли к пророку (алейхиссалям) и спросили:

«О Посланник Аллаха, как нам молиться за твое благословение?». Он сказал: «Говорите: «О Боже, благослови Мухаммада, его жен и его потомков, как благословил Ты семейство Ибрахима, и приумножь благо Мухаммада, его жен и его потомков, как приумножил Ты благо Ибрахима и его семейства, поистине, Ты – Достохвальный, Славный» (Согласованный хадис).

За одно благословение пророка Мухаммада (алейхиссалям), Аллах благословляет нас десять раз! В хадисе сказано:

Того, кто (один раз) призовёт на меня благословение, Аллах благословит за это десять (раз). (Муслим)

Каждый произнесенный нами «салават» приносит огромную пользу. Вы хотите, чтобы вам простили десять грехов и записали десять добрых дел? Просто благословите пророка (алейхиссалям) и вы удостоитесь «аджра» от Аллаха и Его прощения! В одном своем хадисе пророк (алейхиссалям) сообщил:

«Кто бы ни благословил меня из моей Уммы с искренним сердцем, то (…) запишутся ему (Всевышним) десять благих деяний и смоются десять его греховных дел» (ан-Насаи, хасан-сахих).

Благодаря только одному «салавату» пророку (алейхиссалям) Творец возвышает Своих рабов на десять ступеней! Посланник (алейхиссалям) обрадовал вестью:

«Кто один раз произнесет «салават» в мою честь, (… Аллах) в десять раз возвысит его степень» (ан-Насаи).

Вы желаете удостоиться заступничества пророка Мухаммада (алейхиссалям) в самый трудный и страшный Судный день? Прославляйте пророка (алейхиссалям)! В достоверном хадисе говорится:

«Если вы услышите голос муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за мое благословение, ибо если кто-либо помолится за мое благословение один раз, то Аллах благословит его за это десять раз. А затем попросите у Аллаха для меня то место в Раю, которое полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что я буду им. Кто будет просить для меня это место, тот будет удостоен заступничества» (Муслим).

В другом риваяте пророк (алейхиссаляс) сообщил:

«Тот, кто утром и вечером по десять раз благословляет меня, в Судный день удостоится моего заступничества» (ат-Табари, хасан).

Кто хочет оказаться в Судный день рядом с любимым пророком (алейхиссалям)? Не пренебрегайте «салаватами»!

«Из людей ближе всех ко мне в Судный День будут те, которые больше всех приветствовали меня» (ат-Тирмизи, хасан).

По мнению улемов, благословение и приветствие пророка (алейхиссалям) препятствует бедности и помогает обрести духовное и материальное богатство. Если мусульманин, услышав имя нашего пророка Мухаммада (алейхиссалям) не произносит «салават», то имейте виду, он несчастный и скупой человек, о чем засвидетельствовал сам Посланник, мир ему и благословение:

«Скупой - это тот, кто не молится за мое благословение, когда при нем упоминают меня» (ат-Тирмизи, сахих).

Не скупитесь на приветствия, в любое свободное время вы можете про себя или вслух (по ситуации) читать «салават».

В конце проповеди мы молим Всемогущего Аллаха, чтобы Он воскресил нас в Будущей жизни рядом с Посланником, мир ему и благословение! Господь, удостой верующих братьев и сестер его «шафаата» - заступничества и веди прямым путем!

Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области Мунир-хазрат Беюсов

Да благословит его Аллах и приветствует), которое он отправил с Амром ибн Хазмом

Передаёт, что Мухаммад ибн Муслим сказал: «Я прочитал письмо посланника Аллаха

И вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силен в наказании!

И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе

Ни жертвенных животных, ни украшенных, ни стремящихся к дому запретному, которые ищут щедрости от их Господа и благоволения. А когда вы в состоянии дозволенности, то охотьтесь, и пусть не навлекает на вас греха ненависть к людям за то, что они отклонили вас от священной мечети, до того, что вы преступите.

Поистине, Аллах решает то, что захочет!

Без дозволения для вас охоты, когда вы в состоянии ихрама.

О(1) О, вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах.

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного.

﴿يَـاَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ أُحِلَّتْ لَكُمْ بَهِيمَةُ الأَنْعَامِ إِلاَّ مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ﴾

Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чем читается вам,

﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تُحِلُّواْ شَعَآئِرَ اللَّهِ وَلاَ الشَّهْرَ الْحَرَامَ وَلاَ الْهَدْيَ وَلاَ الْقَلَائِدَ وَلا ءَامِّينَ الْبَيْتَ الْحَرَامَ يَبْتَغُونَ فَضْلاً مِّن رَّبِّهِمْ وَرِضْوَاناً وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُواْ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ أَن صَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ أَن تَعْتَدُواْ



وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُواْ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ آلْعِقَابِ﴾

(2) О, вы, которые уверовали! Не нарушайте обрядов Аллаха, ни запретного месяца,

Ибн Абу Хатим сообщает, что один человек пришёл к Абдулле ибн Мас’уду и сказал ему:

«Дай мне наставление». Тот ответил: «Когда ты слышишь слово Аллаха:

﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ﴾ «О, вы, которые уверовали!» , - то напряги свой слух,

ибо это приказ о каком-либо добре или запрет на какое-либо зло».

Хайсама сказал, что все в Коране, что начинается

﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ﴾«О, вы, которые уверовали!»

- в Торе звучит как: «О, вы, те, кто в нужде!»

Слово Аллаха: ﴿أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾Будьте верны в договорах.

в Наджриран, а письмо это хранилось у Абу Бакра ибн Хазма. В нём было написано:

«Это разъяснение от Аллаха и Его посланника ﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾

этих аятов до слов: ﴿ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ ﴾ ведь Аллах скор в расчете.

Слово Аллаха: ﴿أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾ Будьте верны в договорах.

Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали, что слово﴿ بِالْعُقُودِ ﴾ здесьозначает «договора».

Ибн Джарир передаёт о единогласии учёных по этому поводу. Ибн Джарир также сообщает, что договора это то,о чём договаривались люди на клятвах и т.п.

Ибн Аббас прокомментировал слово Аллаха: ﴿يَـاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾

О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах – в том, что дозволил Аллах и запретил, а также в том, что предписал и ограничил во всём Коране, не будьте

вероломными в этом и не нарушаёте этого». Затем Аллах усилил это повеление словами:

﴿وَالَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ اللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَاقِهِ وَيَقْطَعُونَ مَآ أَمَرَ اللَّهُ بِهِ أَن يُوصَلَ﴾

А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его,

разрывают то, что Аллах велел поддерживать – до слов: ﴾ ﴿سُوءُ الدَّارِСкверная обитель.

Ад-Даххак сказал: ﴿أَوْفُواْ بِالْعُقُودِ﴾ Будьте верны в договорах

«Это относится к тому, что дозволил Аллах и запретил. Он взял завет с тех, кто претендует на то, чтобы считаться верующим в Его посланника и Его писание, чтобы они исполняли то, что Он повелел им и воздерживались от того, что Он запретил им».

Слово Аллаха: ﴿أُحِلَّتْ لَكُمْ بَهِيمَةُ الأَنْعَامِ﴾

Дозволено вам всякое животное из скота – т.е. из верблюдов, коров и овец.

Так считали: Аль-Хасан, Катада и некоторые другие комментаторы.

Ибн Джарир сказал,

что это толкование подтверждает то, что было принято раньше у арабов.

Ибн Умар, ибн Аббас и некоторые другие, приводят этот аят как доказательство

на дозволенность потребления эмбрионов закланных животных,

если таковые нашлись в утробах после их умерщвления.

Об этом существует также хадис, приведённый в сборниках Сунны

Абу Дауда, ат-Тирмизи, ибн Маджах от Абу Саида, который сказал:

«Мы спросили: «О, посланник Аллаха, иной раз мы режем верблюдицу или корову

или овцу и находим в её утробе зародыша. Выбрасывать ли нам его или есть?»

Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «كُلُوهُ إِنْ شِئْتُمْ فَإِنَّ ذَكَاتَهُ ذَكَاةُ أُمِّه»

«Если хотите, ешьте, ибо его заклание завершилось с закланием его матери».

(Ат-Тирмизи сказал, что это хороший хадис.)

Абу Дауд сообщает со слов Джабира ибн Абдуллы,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

также сказал в другом варианте хадиса: «ذَكَاةُ الْجَنِينِ ذَكَاةُ أُمِّه»

О вы, которые уверовали…

Как быть ответственному лицу, если нужно быстро придумать решение сложной проблемы, которая не решается ни быстро, ни просто? Привлечь профессионалов – заподозрят в некомпетентности. Все, что профессионалы присоветуют, – сложно, долго и для страны хорошо, но самому-то зачем? Современному чиновнику и год – бесконечность, что ему толку от программы, рассчитанной на поколения? Один из напрашивающихся выходов – вместо того, чтобы на свой страх и риск развивать собственное, поддержать чужое. Зарубежная инициатива, согласованная «в инстанциях», снимает ответственность с конкретного человека. Если что и будет не так, правильно вставленная в деловую переписку фраза сохранит карьеру.

Проблемы подготовки имамов для России это касается в полной мере. Идей такого рода достаточно. В том числе сравнительно недавняя – египетская. Каирский университет Аль-Азхар в преддверии «арабской весны» предлагал готовить для нужд России за российский счет имамов и женщин-проповедниц, а также переводить на иностранные языки первоисточники, вести активную «дерадикализацию и борьбу с экстремистской мыслью». И так далее, и так далее, и так далее… Говоря попросту, египетские «варяги» продемонстрировали понимание того, что исламская Россия «велика и обильна, а порядка в ней нет», проявили готовность ее обустроить и выразили надежду на взаимность руководства. Результаты такого обустройства, как видно по результатам парламентских выборов рубежа 2011–2012 гг. в том же Египте, могли неприятно удивить тех, кто по наивности не только не подозревал о наличии в России университетского востоковедения, но искренне полагал, что ислам не только нужно, но и можно делить на «правильный» и «неправильный». Идея о том, что если договориться с кем надо о чем надо, то взрывать будут «где-то там», – не нова. Вот только какое отношение она имеет к Аль-Азхару?

Египет при Мубараке казался страной достаточно управляемой, чтобы официальная позиция руководства университета стала торжеством идеи диалога цивилизаций. Но если заявление главы Аль-Азхара шейха Мухаммада Сейда Тантави о том, что «двери джихада в Ираке открыты до Судного дня», еще можно списать на риторику, то обычная для возглавляемого им университета роль центра антиправительственных волнений, организуемых «Братьями-мусульманами», плохо укладывается в политику лояльности властям. Чем кончилась для власти АРЕ площадь Тахрир, известно. Количество экстремистов, прошедших школу Аль-Азхара, от шейха, благословившего убийство Анвара Садата, до идеологов Аль-Каиды слишком велико, чтобы быть случайным. На протяжении всего ХХ века Аль-Азхар был одним из главных центров становления исламской политической мысли и радикальный исламизм был одним из тех течений, которому симпатизировали и в котором принимали участие его выпускники.

О том, что «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую», известно. Но кто сказал, что это неверно для структур и материй более тонких? В том числе политических и религиозных? Суверенность государства – и демократического, и любого другого – немыслима без уверенности в том, что сфера духовная, будь она хоть сто раз от этого государства отделена, воспитывает граждан, а не пятую колонну. Противостояние духовенства и властей всегда приводило к однозначным результатам. Государство могло взять ситуацию под контроль – не обязательно в советском варианте. Византия Юстиниана или Россия Петра – пример. Могло быть взято под контроль само, как в папском Риме и современном Иране. Либо – и примеров тому легион – взрывалось бунтами. Протестные движения не обязательно имеют религиозный окрас, но нет ничего более легкого, чем спровоцировать внутренний конфликт с непредсказуемыми последствиями, привлекая в страну иностранных религиозных лидеров и отдавая им на воспитание собственных. Европа дорого заплатила за иллюзии в отношении того, нужен ли «европейский ислам» или можно обойтись исламом пакистанским, алжирским, египетским и марокканским. Америка, поддержавшая в Афганистане «борцов за веру» против «империи зла», заплатила еще дороже.

Какие бы «нестроения» ни обрушивались на Русскую православную церковь, трудно вообразить, чтобы государству взбрело в голову привлечь к массовому воспитанию ее священнослужителей иностранные институты. С того периода, когда Россия начала претендовать на собственное место в Европе, создание собственных национальных институтов, готовивших духовенство для страны, было важной и успешно разрешенной задачей. Чем хуже православия российский ислам, а также прочие «традиционные конфессии», распространенные в стране?

Можно ли представить, чтобы Василий III или Иван Грозный в эпоху, когда в Европе шли религиозные войны, задумались о том, не подходит ли их стране доктрина Кальвина, Лютера или официального Ватикана, вследствие бед, обрушившихся на православный Константинополь? И если бы фантастический вариант такого рода был реализован, кто был бы хуже для России – гуситы или отцы-инквизиторы? Чем это отличается от конкурирующих между собой «египетской инициативы» и аналогичных предложений из Турции или Саудовской Аравии в наши дни, когда исламский мир раздирают конфликты, сравнимые с теми, которые сотрясали иудаизм до II, а христианство – до XVII века? Взрыв этот – свидетельство жизнеспособности ислама, но главным его следствием является противостояние любой исламской ортодоксии современному модернизированному миру, включающему Россию. Ее он, впрочем, затронул лишь краем – пока.

Мы часто не отдаем себе отчет в том, что современные российские мусульмане и выходцы из религиозно-идеологических центров исламского мира живут в разных мирах и эпохах. Ислам в России, тысячу лет развиваясь рядом с иными конфессиями и лишь изредка доминируя на ограниченных территориях, утратил агрессивность, которая была ему свойственна в ранние эпохи. Российские мусульмане выработали механизмы мирного сосуществования не только с христианами и евреями, но и с буддистами, последователями языческих культов и атеистами. Нравится это приверженцам «чистоты веры» или нет, но именно такой подход сохранил страну, позволив ей в XVIII веке превратиться в Империю, а в ХХ пережить такие геополитические катастрофы, как Октябрьская революция и распад СССР. Какой контраст с современным Египтом, переживающим ускоряющуюся исламизацию радикального толка!

Реализация зарубежных инициатив по воспитанию нового поколения российского исламского духовенства означает не только провал политики, направленной на интеграцию мусульман России в структуру государства, проводимой всеми властями страны на протяжении пяти с лишним веков. Ее неизбежными следствиями будет исчезновение отечественного муфтията и возникновение на территории России замкнутых этно-конфессиональных анклавов, внешне лояльных властям, на деле же подконтрольных лишь собственному руководству. Анклавы эти – естественная база радикальной идеологии, политическим инструментом которой является терроризм. И если те, кого не убеждает опыт Франции, Великобритании, Бельгии или Дании, готовы провести эксперимент над Россией, не слишком ли велика будет цена, заплаченная за удовольствие наступить на европейские грабли?

Те, кто прочел и понял, – прочли и поняли. Прочим напомним – сказано в Коране, в суре второй «Корова»: «И среди людей некоторые говорят: «Уверовали мы в Аллаха и в последний день». Но они не веруют… А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» – они говорят: «Мы – только творящие благое». И сказано в суре третьей Семейство Имрана: «А среди них есть такие, которые своими языками искривляют писание, чтобы вы сочли это писанием, хотя оно и не писание, и говорят: «Это от Аллаха», а это не от Аллаха, и говорят они на Аллаха ложь, зная это». Пророк знал, что говорил!

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا Транслит Yā "Ayyuhā A l-Ladh ī na "Ā manū "Ā minū Bil-Lahi Wa Rasūlihi Wa A l-Kitā bi A l-Ladh ī Nazzala `Alá Rasūlihi Wa A l-Kitā bi A l-Ladh ī "An zala Min Qab lu ۚ Wa Man Yakfur Bil-Lahi Wa Malā "ikatihi Wa Kutubihi Wa Rusulihi Wa A l-Yawmi A l-"Ā kh ir i Faqad Đalla Đalālāan Ba`īdāan О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение. О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и (в) Писание, которое Он низвел Своему посланнику [в Коран], и Писание [книги], которое Он низвел раньше [прежним пророкам]. А кто станет неверующим в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в Последний День [День Суда], тот (значит) заблудился далеким (от Истины) заблуждением. О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение. [[Следует знать, что религиозные повеления бывают двух видов. Одни обращены к людям, которые не выполняют определенных предписаний или не обладают соответствующими качествами. В этом случае им велят выполнить это предписание. К этой группе относится повеление уверовать, обращенное к неверующим. Всевышний сказал: «О те, кому было дано Писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение того, что есть у вас» (4:47) . Другие повеления обращены к людям, которые выполняют определенные предписания и уже обладают соответствующими качествами. Эти повеления предназначены для того, чтобы они улучшили то, что уже приобрели, и достигли того, чего еще не приобрели. Примером этого является упомянутое в этом аяте повеление уверовать в Аллаха, обращенное к правоверным. Оно означает, что верующие должны совершенствовать веру, приумножая свою искренность и правдивость, избегая порочных поступков и раскаиваясь в грехах. Оно также означает, что каждый правоверный обязан приобретать новые религиозные знания и совершать праведные деяния, которых он не делал раньше, ибо если он услышал священный текст, понял его смысл и уверовал в него, то он обязан выполнять его. Это относится ко всем деяниям души и тела, поскольку каждое из них является составляющей веры, что подтверждается многочисленными текстами и единым мнением ранних мусульман. Это также означает, что верующий должен неустанно следовать этим путем и оставаться стойким, пока его не настигнет смерть. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102) . Аллах приказал уверовать в Него, Его посланников, Коран и предыдущие Священные Писания. Вера в это обязательна, поскольку раб может стать верующим только в том случае, если объединит в себе все эти качества. Ему достаточно уверовать в это в целом, пока он не приобрел более подробные знания, но если он приобрел их, то он обязан верить в каждое из конкретных положений. Всякий, кто обладает такой верой, следует прямым путем и непременно добьется успеха. Но если человек отказывается уверовать в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и Судный день, то он впадает в глубокое заблуждение. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто уклонился от прямого пути и встал на путь, ведущий к мучительному наказанию?! Нужно знать, что неверие в одну из перечисленных в этом аяте вещей подобно неверию во все перечисленное сразу, поскольку эти постулаты тесно связаны друг с другом, и нельзя признавать один из них, отвергая при этом другой.]] Ибн Касир

Аллах повелевает Своим верующим рабам принять все столпы веры, её разделы и законы. Это не повеление снова принять веру, а скорее повеление укрепить её, совершенствовать и постоянно придерживаться её. Так, например, верующий в каждой молитве произносит слова: (اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ ) Веди нас прямым путем. (1:6) - т.е. дай нам узреть его и укрепи наше руководство. Здесь (4:136) Аллах повелел им веровать в Аллаха и Его посланника, подобно тому, что Он сказал: (يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَءَامِنُواْ بِرَسُولِهِ ) О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника. (