Возраст препубертатный. Препубертатный период

Мария Соболева

Пубертатный период. Проблемы полового созревания

Каждый ребенок проходит через пубертатный период — время полового созревания. В этот непростой отрезок жизни подросток сталкивается со множеством проблем. Что нужно знать родителям, чтобы помочь своему сыну или дочери правильно взрослеть?

Что такое пубертатный период?

Важный шаг на пути взросления, сложный жизненный отрезок, переходный возраст — так можно охарактеризовать пубертатный период.

Девочки приобретают более женственные формы, мальчики постепенно превращаются в юношей, обретают чисто мужские черты.

Итогом полового созревания со всеми его биологическими преобразованиями и изменениями психо-эмоционального поведения становится наступление половой зрелости.

В среднем пубертатный период у девочек длится с 9 до 14 лет, мальчики начинают взрослеть позже — с 11 до 16 лет.

Но четких рамок полового созревания нет, бывает более раннее или позднее наступление пубертатного периода. Зависит это от наследственных факторов, этнической принадлежности, веса ребенка, питания, конституции.

Пубертатный период — проблемы полового созревания

Проблемы полового созревания включают в себя так называемый подростковый комплекс.

И мальчики, и девочки в этот период могут вести себя противоречиво: с одной стороны, они крайне чувствительны к оценке своей внешности и способностей окружающими, а с другой — бывают самонадеянны и высказывают резкие суждения в адрес других.


Подростки то болезненно застенчивы, то нарочито развязны, могут бунтовать и отрицать любые авторитеты, но в то же время буквально создавать себе кумиров, быть фанатами музыкальной группы или лидера какого-то неформального движения.

Проблема полового созревания самих подростков и их близких заключается в эмоциональной неустойчивости, и девочкам, и мальчикам свойственны резкие перепады настроения — от восторженного до депрессивного.

Родителям и педагогам важно понимать эти особенности, причиной которых является пубертатный период. Любые попытки ущемить самолюбие могут вызвать бурную реакцию.

Эмоциональная неустойчивость достигает своего пика у девочек в 13-15 лет, а у мальчиков — с 11 до 13 лет.

Пубертатный период подростков характерен тем, что они уже активно стремятся к независимости и самостоятельности, но в сложных житейских ситуациях как раз ждут помощи взрослых, не решаются брать на себя ответственность.


Рассматривая проблемы полового созревания, нужно отметить влияние на подростка его окружения, среды сверстников, с которыми он общается.

Ребятам крайне важно мнение коллектива, сама принадлежность к определенной группе. Это придает им уверенность в себе, а вот изолированность может провоцировать комплексы, тревожность, порой агрессивное поведение .

Физиологические проблемы полового созревания

В пубертатный период происходит быстрый рост подростков, который провоцируют вырабатывающиеся в организме гормоны.

Некоторые девочки могут за год прибавить от 6 до 9 см, а мальчики — до 12 см. Это чревато ухудшением самочувствия.

Рост костной массы происходит быстрее, чем внутренних органов, у детей бывают головокружения, боли в сердце, слабость, мышечные судороги.

Часто у подростков в пубертатный период развивается сколиоз — искривление позвоночника. В переходном возрасте повышены риски травм костно-мышечной системы.

Проблемы полового созревания касаются внешности подростков — они недовольны своей угловатостью, неуклюжестью, непропорциональным ростом, иногда полнотой (это больше касается девочек — следите за их питанием).

Гормональные изменения в организме и девочек, и мальчиков приводят к появлению угревой сыпи (акне). Особенно беспокоят подростков прыщи и угри на лице, что становится поводом для страданий и слез.


Вовремя обратитесь к врачу — ведь это проблемы не только эстетические, но и медицинские.

Родителям важно объяснить своей девочке — пубертатный период скоро пройдет, ты станешь красивой и стройной. Обновите гардероб дочки, помогите научиться одеваться модно и красиво.

И мальчики страдают из-за внешности, к ним тоже нужно проявить внимание и сочувствие. Мальчишек хорошо увлечь спортивными занятиями.

Чаще общайтесь с детьми, убеждайте их в своей любви, подчеркивайте их достоинства.

Современные дети взрослеют быстрее, чем нам порой бы хотелось. Не откладывайте на потом беседы о вреде ранней половой жизни, о том, чем чреваты беспорядочные связи, какие средства предохранения существуют.

Подростки, ставшие сексуально активными в пубертатный период, рискуют заразиться инфекциями, передающимися половым путем, например, вирусом папилломы .

Проблемы полового созревания мальчиков

Родителям важно знать этапы полового созревания сына, чтобы подготовить его к переменам и правильному отношению к происходящим в организме процессам.


В пубертатный период организм мальчика начинает вырабатывать в больших количествах половые гормоны, основной из которых — тестостерон.

Избыток гормонов вызывает повышенную потливость у мальчиков, особенно в области подмышек и паха.

Научите сына правилам гигиены — регулярного приема душа, использования антиперспирантов. Мальчик может и не ощущать неприятного запаха, но сверстники (особенно девочки) почувствуют это сразу.

В 11-12 лет у подростков увеличиваются яички, затем появляются волосы в лобковой зоне.

Оволосение подмышек обычно происходит в 14-летнем возрасте, а к 15 годам появляются усы.

Мальчишки взрослеют по-разному — ваш сын может казаться «мелким» на фоне более рослых одноклассников, а затем резко вытянуться.

1 сентября одноклассники не узнали Ивана — в 9-й класс пришел рослый парень, хотя на каникулы уходил веселый, юркий, но невысокий мальчишка.

Важно успокоить подростка, объяснив, что по четкому графику взросление не происходит — у всех оно индивидуально. А чтобы догнать ровесников в своем физическом развитии, полезно заниматься физически и исключить вредные привычки .

В пубертатный период у подростков пробуждается либидо — половое влечение. Взрослеющий мальчик испытывает эротические желания и фантазирует.

Чтобы у него сформировалась правильная ориентация, важно общение с противоположным полом. Также необходимо оградить ребенка от воздействия извне, которое пропагандирует нетрадиционные половые установки.


Мальчику нужно объяснить, что такое поллюции — непроизвольные семяизвержения во время сна. В среднем они возникают в возрасте 14 лет и являются признаком нормального развития будущего мужчины.

Почти все подростки в свой пубертатный период проходят через мастурбацию. Не делайте из этого трагедии — таким образом происходит снятие сексуального напряжения.

Кроме того, подросток изучает техническую сторону половых отношений, как бы тренирует сексуальную функцию организма.

Сегодня половую жизнь юноши начинают все раньше, еще до того, как закончится пубертатный период, парень уже может стать половозрелым.

Но способность к половому акту и психологическая готовность к серьезным отношениям — далеко не одно и то же.

Нужно объяснить сыну о его ответственности за возможные последствия сексуальных контактов — беременность девушки.

Доверительные отношения с сыном особенно важны в его пубертатный период — будьте другом своему взрослеющему мальчику.

Проблемы полового созревания девочек

Пубертатный период у некоторых девочек может начаться уже в 9-летнем возрасте с интенсивного роста.


К 11 годам многие подростки замечают у себя увеличение грудных желез, затем наблюдается появление волос на лобке, в это же время или немного позже начинают расти волосы в подмышечных впадинах.

Сегодня так называемая менархе — первая менструация происходит у девочек в 11,5-13 лет, через 2 года после первых заметных изменений развития грудных желез.

Наступление месячных — важное событие в жизни будущей женщины, организм взрослеющей девочки уже способен к беременности.

Накануне менархе у подростка бывают проблемы с самочувствием — слабость, головные боли , тошнота, приступы депрессии или повышенная возбудимость, боли внизу живота.

К таким ощущениям девочку нужно подготовить, рассказав об особенностях критических дней, правильной гигиене.

Также мама должна научить дочку вести календарь менструаций, который берут с собой при посещении поликлиники (при различных обследованиях часто требуется информация о дате последних месячных).

Цикл в первый год менструаций может быть нерегулярным.

Но важно следить за его длительностью (не более 7 дней), обильностью месячных (за сутки использовано не более 4-х прокладок), самочувствием девочки в эти дни.

Проблемы полового созревания почти в 75% всех случаев заключаются в наличии воспалительных процессов наружных половых органов: вульвитов, вульвовагинитов. В пубертатный период у девочек пока еще низкий уровень эстрогенов и защитные функции эпителия половых органов слабые.

Пубертатный период в жизни девочки требует от родителей особенно внимательного отношения к дочери.


Физиологические процессы в организме подростков разного пола отличаются, но психологическое развитие личности в этот период одинаково важно и для девочек, и для мальчиков.

Пусть ваши дети взрослеют, окруженные любящими и понимающими близкими, в крепкой дружной семье.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

У здоровых девочек период полового созревания начинается с 7- 8 лет и заканчивается к 17-18 годам [Богданова Е. А. и др., 1980]. С 7-8-летнего возраста яичники начинают продуцировать - и андрогены, количество которых постепенно увеличивается. Основной гормонпродуцирующей частью яичников является корковый слой, расположенный непосредственно под белочной оболочкой. В этом слое среди соединительнотканной стромы располагаются фолликулы яичников, в основном примордиальные, представляющие собой яйцеклетку, окруженную одним слоем фолликулярного эпителия. Несмотря на небольшое количество гормонов, продуцируемых яичниками, в этом возрасте постепенно проявляется их влияние на организм: начинается формирование скелета по женскому типу, появляются пушковые волосы в подмышечных впадинах и на лобке, нагрубают и становятся болезненными молочные железы.

Яичники постепенно увеличиваются в размерах, приобретают овальную форму и к менархе имеют вид и форму яичников половозрелой женщины.

Матка также увеличивается в размере примерно с 2 г ее начальной массы до 7-8 г в 11 -15 лет. Стенка влагалища утолщается, становится эластичной, появляется влагалищный секрет, складчатость стенки влагалища.

По мере развития репродуктивной системы у девочки изменяется внешний вид. К 8-10 годам начинает расширяться таз, отмечается отложение жира по женскому типу, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах. В последующем на протяжении 4-5 лет, т. е. до 12- 14 лет, формируется женский тип телосложения, развиваются молочные железы и .

Основным признаком наступления полового созревания служит появление менструаций. Возраст наступления первой (менархе) - 12,7-15 лет [Борисова Ю. Ф., Богданова Е. А., 1971]. При нормальном половом развитии ритм менструаций устанавливается сразу. Чаще наблюдается 28-дневный менструальный цикл (нормопонирующий), реже - 30-32-дневный (постпонирующий) и 21-24-дневный (антепонирующий). Вначале менструальные циклы в основном ановуляторные, а затем, через 6-18 мес, становятся овуляторными. Установление четкого ритма менструаций является одним из основных критериев правильно развившейся репродуктивной системы.

Заканчивается половое развитие к 17-18 годам. К этому возрасту уже полностью сформирован женский фенотип: характерный внешний вид, выраженные вторичные половые признаки, соответствующее развитие половых органов. Несколько позже, к 20-22 годам, заканчивается окостенение скелета, которое также является одним из признаков влияния половых гормонов и наступления половой зрелости.

Гипоталамус и гипофиз . Включение гипоталамических механизмов регуляции выработки гонадотропных гормонов происходит примерно в 7-8 лет. Различные механизмы этой сложной регуляции начинают функционировать в определенной последовательности. Первыми включаются гипоталамические механизмы, регулирующие ритм выделений нейрогормонов. Затем функционально созревают центральные механизмы, стимулирующие выработку фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), и формируются механизмы, регулирующие циклическую секрецию лютеинизирующего гормона (ЛГ), т. е. возникает взаимосвязь между механизмами, определяющими циклическую секрецию гонадотропинов. Устанавливается четко определяемая функциональная взаимосвязь между гипоталамусом и гипофизом, свойственная организму взрослого человека. По мере установления ритма и уровня выделения релизинг-гормонов и гонадотропинов усиливается гормональная функция яичников, которая обеспечивает половое созревание.

Гипофиз, или мозговой придаток, расположен в турецком седле. К периоду половой зрелости масса гипофиза составляет около 0,6 г. В гипофизе различают три доли: переднюю (аденогипофиз), промежуточную и заднюю (нейрогипофиз). Передняя доля вырабатывает несколько гормонов: соматотропный (СТТ), тиреотропный, гонадотропные и адренокортикотропный. Задняя доля депонирует два гормона: антидиуретический и окситоцин, которые поступают в нее из ядер гипоталамуса, где они синтезируются. Промежуточная доля как бы разделяет переднюю и заднюю доли гипофиза. Клетки промежуточной доли вырабатывают меланоцитстимулирующий гормон, который регулирует окраску кожных покровов. Имеются данные о том, что гормон, секретируемый промежуточной долей, повышает активность палочек и колбочек сетчатой оболочки и улучшает адаптацию глаза к темноте.

Задняя доля гипофиза находится в тесной морфологической и функциональной взаимосвязи с гипоталамусом. В ней оканчиваются волокна гипоталамо-гипофизарного тракта, идущие от супраоптического и паравентрикулярного ядер гипоталамуса. В задней и промежуточной долях гипофиза оканчиваются дофаминоргические нервные волокна аркуатного ядра гипоталамуса. Нервные связи передней и задней долей различны. Большинство исследователей считают, что нервные волокна, обнаруживаемые в передней доле гипофиза, проникают в нее вместе с кровеносными сосудами и принадлежат к симпатической нервной системе. Кроме того, передняя доля гипофиза имеет тесную сосудистую связь с гипоталамусом, которая обусловливает их анатомическую и функциональную взаимосвязь.

В регуляции функций клеток промежуточной доли участвуют как гипоталамические рилизинг-факторы, так и прямая нейроканальная иннервация.

Репродуктивную систему рассматривают как сложную саморегулирующую систему, основными звеньями которой являются гипоталамус, гипофиз, яичники и матка. Согласованность функций этих различающихся по анатомическим, морфологическим, физиологическим свойствам органов обеспечивает центральная нервная система, главным образом гипоталамический отдел головного мозга.

В каждом периоде жизни под влиянием гормонов репродуктивной системы изменяется внешний облик девочки, девушки, женщины. Зная физиологические особенности возрастных изменений организма женщины на протяжении всей жизни, можно своевременно выявить возникшие отклонения от нормы и провести их адекватную коррекцию.

Препубертатный период

Разительные изменения заметны уже в темпе роста. От 3 до 11 лет дети растут в общем с регулярной скоростью, примерно по 5-6 см в год. От 11 до 12 лет темп значительно ускоряется и через два года достигает вершины. Дети вырастают примерно на 8-12 см.

Препубертатный период является подготовительным периодом пе­ред половой зрелостью и сопровождается существенными соматически­ми и психическими изменениями. Изменяется взаимоотношение частей тела: туловище еще детское, но отмечается бурный рост конечностей («одни руки, одни ноги»). Движения неуклюжие, угловатые, неплавные.

Отмечается соматическое и психическое беспокойство (в противопо­ложность двум гармоническим предшествующим этому периоду годам, полным грации). Часты коллективные драки, опьянение криком и шу­мом с тенденцией избавиться от беспокойства. Гормональная деятель­ность вызывает появление вторичных половых признаков.

Растет сознание собственного достоинства, собственных возможно­стей и способностей. Начинает сравнивать себя с другими. Постепенно появляется самостоятельность – отсюда строгая критика взрослых и не­критичное отношение к себе. Вследствие недостатка опыта и несоот­ветствия в отношении чувства собственной личности во многих случаях возникает внутренняя неуверенность и колебания, неустойчивость. Им­пульсивность в области интересов: потребность в приключениях (чтение приключенческой литературы). Часто отвращение к учению, бывает осо­бенно там, где к нему систематически и неразумным способом прину­ждают, или там, где родители не понимают, что все силы детского орга­низма, физические и душевные, подготавливаются к биологическому созреванию, даже и ценой замедления развития психических познава­тельных процессов.

Высоко ценят дружбу, и именно в такой степени, в какой происхо­дит постепенное освобождение от авторитета родителей. Со строгими родителями легко вступают в конфликт.

Пубертатный и юношеский период

Беспокойство, свойственное пубертатному периоду, является доминиру­ющим признаком и в пубертатном периоде. В то время, как беспокой­ство препуберты направлено наружу, беспокойство пуберты обращено внутрь. Это период, в котором молодой человек постепенно справляет­ся как с половым созреванием, так и с новой общественной действитель­ностью, так и с самим собой.

Юношеский период – это период девичества и юношества (де­вушки 15-18 лет, юноши 17-21 год), который скорее являтся кульмина­цией и успокоением этой фазы человеческой жизни.

С психической точки зрения новым элементом пубертатного перио­да является сознание сексуальности и эротики в полной мере. Повышен­ное сексуальное давление (сравни более подробно в главе о сексуальных влечениях) может привести к нежелательным проявлениям выраженного онанизма, а также к преждевременному половому опыту. Дружба явля­ется наиболее сильным общественным и эмоциональным чувством.

Уравновешенность с обществом происходит не только путем интен­сивной склонности к друзьям (компании), но и путем интенсивного – иногда даже конфликтного – отклонения от семьи. Присоединение к сво­ему поколению, поиски и нахождение партнера являются характерными для этого периода.

В связи с тем, что организм претерпевает бурные изменения, завер­шающиеся половой зрелостью (месячные в возрасте 12-13,5 лет, поллю­ции у мальчиков в возрасте 15-16 лет), и в связи с тем, что организм дол­жен справиться и с рядом сильных импульсов, поступающих из внешней среды, этот период является периодом кризисным; повышается в нем предрасположенность к ряду внутренних и психических заболеваний – не последнее место занимают и возможности социальных нарушений. Стремление быть взрослым (поскольку молодой человек фактически се­бя таким чувствует) проявляется или в положительном смысле в творческих областях (подражание взрослым общественно положительное), или в деструкции, асоциальных проявлениях, а в наиболее тяжелых случаях – и в нравственном опустошении, развращенности. Созревший в поло­вом отношении молодой человек еще далеко не созрел в психическом и общественном отношении. Тенденция быть взрослым, если она одно­временно не сопровождается солидной базой нравственных и общест­венных ценностей, легко соскальзывает в область имитации взрослых в общественно отрицательном смысле: курение, наркомания, алкого­лизм, сексуальная безответственность, социальный цинизм, в крайних случаях – правонарушения.

Типичным является пубертатный и юношеский аутизм, самонаблю­дение, поиск эмоционального ответа, раздумья над собой и над смыслом жизни.

Выбор профессии, решающий вопрос о направлении всей дальнейшей жизни, часто бывает предоставлен случаю. Это тем менее желательно, чем менее созрел молодой человек до возраста, в котором решается столь серьезный вопрос о будущей профессии, поскольку его психическое развитие еще далеко не достигло стадии зрелости.

В эти периоды жизни начинает формироваться женский фенотип. В препубертатном периоде очень важны профилактика инфекционных заболеваний, правильное , соблюдение правил гигиены, в частности половых органов.

В пубертатном периоде должны использоваться практически те же принципы профилактики. Кроме того, следует учитывать и ряд других факторов. В связи со значительным улучшением жилищных условий этот фактор в настоящее время имеет меньшее значение. Тем не менее далеко не всегда обращают внимание на достаточное проветривание жилых помещений, соблюдение чистоты и порядка, проведение необходимых гигиенических мероприятий.

В последние десятилетия большое влияние на формирование девочки и девушки оказывают телевидение, радио, кинофильмы, книги. Отмечено, что под влиянием этих факторов происходит более раннее сексуальное развитие.

Чрезмерные умственные и физические нагрузки в период становления менструальной функции могут быть причиной ее нарушений, которые наблюдают примерно в 2 раза чаще, чем в общей популяции. Следовательно, мерами профилактики нарушений функции репродуктивной системы в период менархе являются прежде всего правильное чередование умственного и физического труда, а также рациональное питание.

Инфекционные заболевания, особенно хронические (пневмония, туберкулез, ревматизм, нейроинфекции), могут вызвать задержку полового созревания, что клинически проявляется в недоразвитии половых органов, позднем менархе или отсутствии менструаций, а в последующем - в бесплодии, невынашивании беременности, раннем нарушении или прекращении менструальной функции. Немалое значение имеют также другие факторы: резкая перемена климата, длительное пребывание на солнце и затем купание в холодной воде, длительное пребывание на сырой, недостаточно прогретой земле (ранней весной, после дождя и т. д.). Эти факторы могут обусловить развитие воспалительных заболеваний половых органов. В этом возрасте в структуре гинекологической заболеваемости важное место занимают , которые в последующем могут обусловливать возникновение других воспалительных заболеваний половых органов. Мы фиксируем на этом особое внимание, в связи с тем что воспалительные заболевания половых органов могут в последующем стать одной из причин бесплодия, чаще в форме маточных кровотечений, образования сактосальпинксов. Длительно протекающие воспалительные заболевания могут также обусловить развитие нейроэндокринных заболеваний и опухолей половых органов. Таким образом, своевременное лечение воспалительных заболеваний является мерой профилактики указанных осложнений.

В последние десятилетия возникла новая проблема, связанная с тем, что девочки с препубертатного возраста находятся в состоянии систематической перегрузки: занятия в общеобразовательной и музыкальной школах, обучение иностранным языкам и нередко еще занятия в какой-либо спортивной секции. Умственные и физические перегрузки с детства могут стать одной из причин нарушения функции репродуктивной системы.

Нередко для профилактики ожирения девочки в пубертатном возрасте резко уменьшают количество принимаемой пищи. При этом наряду с уменьшением массы тела пропадает аппетит, возникает нервная анорексия. Подобное состояние может быть причиной нарушений менструальной функции вплоть до стойкой аменореи.

В связи с тем что в последние десятилетия все более широкое распространение получает физическая культура, многие девочки начинают заниматься спортом еще в детском возрасте.

В. Г. Бершадский (1976) изучал состояние репродуктивной системы в препубертатном и пубертатном периоде у спортсменок (гимнастки и пловчихи). Обследовано более 1000 девочек, систематически занимавшихся указанными видами спорта. Автор установил, что если достаточно интенсивные спортивные занятия начинались в препубертатном возрасте, т. е. в 6-8 лет, то первая , как правило, наступала своевременно, менструальный цикл устанавливался сразу и девушки практически не предъявляли никаких жалоб.

Если же девушки начинали заниматься спортом позже - в возрасте 12-14 лет, то у них через разные периоды времени появлялись нарушения менструальной функции: альгодисменорея, предменструальный синдром, опсоменорея. Было показано, что если занятия спортом начинались в 6-8 лет, то регулярный менструальный цикл установился сразу у 69 % девочек и в течение 6-12 мес - у 87%. Если же занятия начинались в 12-13 лет, то регулярные менструации устанавливались сразу лишь у 41% и через 6-12 мес - у 78 %.

На протяжении препубертатного возраста * дети все более отделяются от родителей и ищут признания учителей и других взрослых, а также сверстников.

Центральное место начинает занимать самооценка, поскольку у детей развивается когнитивная способность рассматривать одновременно отношение к собственной личности самого себя и многих окружающих людей. Впервые его оценивают в соответствии с возможностью создавать социально значимые вещи, например, получать хорошие отметки в школе или осуществлять круговые пробежки в бейсболе.

Таким образом, центральным психосоциальным вопросом в этом периоде, согласно данным Эриксона, является кризис между усилиями и достоинством. На ребенка возлагается обязанность соответствовать стилю и идеалам общества, поэтому физические или интеллектуальные отклонения от некоей нормы могут повлечь социальную изоляцию и депрессию.

Физическое развитие

Средний прирост массы тела и роста за этот период составляет 3,0-3,5 кг и 6 см соответственно. Рост продолжается непрерывно; ежегодно наблюдается 3-6 скачков роста продолжительностью в среднем около 8 недель каждый. Окружность головы на протяжении всего периода увеличивается лишь на 2-3 см, что отражает замедление темпов роста мозга; процесс миелинизации завершается к 7 годам. Телосложение ребенка остается в среднем детском возрасте постоянным.

Отмечается прогрессивное увеличение мышечной силы, координации и выносливости, что позволяет детям выполнять сложные движения - танцевать, играть в баскетбол или на пианино. Двигательные навыки высокого порядка являются результатом как развития, так и тренировки; успех определяется вариабельностью врожденных навыков, интересов и физических возможностей. Эпидемиологические исследования показали снижение общего уровня физического развития детей за последние 15-20 лет. Малоподвижный образ жизни в этом возрасте предрасполагает к повышенному риску ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний.

Развития наружных половых органов не происходит, однако интерес к противоположному полу и половое поведение сохраняются и усиливаются до начала полового развития. Мастурбация отмечается часто, но не у всех детей. В некоторых культурах половые отношения начинаются до достижения детьми периода полового развития.

Роль родителей и врачей

«Нормальность» включает широкий диапазон понятий, связанных с размером, формой и способностью ребенка школьного возраста. Почти столь же важно отношение ребенка к своим физическим данным, которое может варьировать от гордости до стыда или явного равнодушия. Беспокойство по поводу собственной «дефектности» приводит к тому, что ребенок сторонится ситуаций, где могут проявиться его физические особенности, например занятий по физкультуре или осмотра у врача. Дети с реальными физическими недостатками могут испытывать особый стресс. У детей может сочетаться медицинский, социальный и психологический риск; многофакторные проблемы являются скорее правилом, чем исключением среди детей с риском поздних осложнений. Плановое физикальное обследование предоставляет возможность узнать беспокойство и развеять страхи детей.

Например, девочки часто беспокоятся по поводу излишней массы тела и могут прибегать к опасным диетам, чтобы соответствовать какому-либо идеалу. Недостаточный рост, особенно у мальчиков, может приводить к снижению успехов в школе и повышать риск расстройств поведения (хотя социальный класс ребенка остается главной причиной этих расстройств). Доступность рекомбинантных препаратов гормона роста сделала возможным их применение у низкорослых детей даже с отсутствием подтвержденного дефицита этого гормона. Решение о начале такого лечения необходимо принимать с учетом стоимости этих препаратов, сопутствующих неудобств для ребенка и родителей, а также значимости низкорослости для конкретного ребенка.

Внешний вид ребенка может вызывать определенную реакцию родителей, провоцируя их на неоправданное снижение самооценки ребенком либо развитие у него тщеславия. Педиатры могут помочь родителям оценить истинный риск для здоровья ребенка и индивидуальные варианты нормы. При сборе анамнеза во время планового визита ребенка необходимо узнать о регулярных физических нагрузках. Участие в игровых видах спорта позволяет развить сноровку, командный дух и физическую выносливость, однако избыточное принуждение ребенка может повлечь отрицательные последствия.

Дети препубертатного возраста не должны участвовать в спортивных соревнованиях с высокой физической и эмоциональной нагрузкой (например, поднятие тяжестей или американский футбол), поскольку недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата предрасполагает к травмам.

* Препубертатный возраст (от лат. prae- перед, до + pubertas возмужалость, половая зрелость; синонимы: младший школьный, препубертатный период) - возраст от 7 до 12-13 лет.