Знание (понятие). Роль знаний (в том числе и компьютерных) в структурировании ансамбля капиталов

  • Какого числа День знаний в 2018 году
  • Причины для переноса Дня Знаний с 1 сентября на другую дату
  • Перенесут ли 1 сентября 2018 года как День Знаний на другую дату в Москве
  • Будет ли перенос Дня Знаний в других российских городах

В 2018 году первое сентября выпадает на субботу. Однако, многие школы России уже перешли на 5-дневную рабочую неделю, при которой суббота считается официальным выходным. Поэтому школам предстоит самим решить, когда отпраздновать День знаний и начать занятия. В Москве уроки в большинстве школ занятия начнутся 3 сентября, в понедельник.

Точные даты, когда пройдет торжественная линейка, а когда начинаются полноценные занятия, родителям сообщат на классных собраниях – они обычно проводятся во второй половине августа.

В настоящее время каждое 1 сентября во всех школах и гимназиях России начинается с торжественной линейки. Для школьников звучит Первый звонок. Особое внимание уделяют встрече первоклассников.

Какого числа День знаний в 2018 году

День знаний (1 сентября) - государственный праздник, в СССР с 1984 года, введённый Указом Президиума Верховного Совета СССР № 373-11 от 15 июня 1984 года «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником - Днём знаний». Также является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах, в частности, в России, в Украине и в Белоруссии.

Праздник День знаний в 2018 году в России отмечается 1 сентября и выпадает на субботу (выходной день).

1 сентября - начало нового учебного года для большинства российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности, мужества и так далее.

День знаний – это праздник для первоклассников и выпускников, для родителей и учителей, для всех тех, кто имеет отношение к обучению. Пусть для вас и ваших родных этот день всегда будет днем торжества знаний, мудрости. День знаний остается официальным праздником и в странах СНГ.

Причины для переноса Дня Знаний с 1 сентября на другую дату

В 2017 году День Знаний в Москве перенесли с 1 сентября на 4 число из-за празднования Курбан-байрам московскими мусульманами. В прошлом году один из главнейших в исламе праздников выпал на дату первого звонка в школах. Курбан-байрам отмечается в столице достаточно широко, в городе очень много мусульман, поэтому День Знаний перенесли с пятницы, 1 сентября, на ближайший понедельник, чтобы развести во времени два этих крупных события.

В 2018 году такого совпадения праздников нет, но о некоторых причинах для переноса нужно вспомнить.

Во-первых, многим памятны вскользь сказанные президентом страны еще летом прошлого года слова. Глава государства тогда предложил подумать над тем, чтобы дата начала учебного года не была стро закрепленной за началом сентября. Сразу по нескольким причинам, дескать, можно переносить День Знаний в конкретных российских городах или даже конкретных школах вплоть до 1 октября.

Понятно, что инициатива эта потенциально создает больше проблем, чем решает какие-то другие. Поэтому тему, как и положено после любого президентского высказывания в России, пообсуждали. Но затем благополучно о ней забыли.

Вторая причина для переноса в 2018 году Дня знаний с 1 сентября чисто техническая, и она в итоге взяла верх, по крайней мере в Москве.

Дело в том, что 1 сентября в этом году приходится на субботу. Для столичных школ в последние несколько лет суббота - день не учебный. Перед городскими властями встал вопрос, как быть.

Перенесут ли 1 сентября 2018 года как День Знаний на другую дату в Москве

Суть дилеммы, которая встала перед властями Москвы, в следующем. С одной стороны, дата 1 сентября сама по себе - по-своему священная. Она ассоциируется с началом учебного года в школах и других образовательных заведениях. Образ 1 сентября закреплен в сознании россиян еще с советского времени. Этот день всегда был праздничным, особенно во времена, когда образование в стране было в большом почете.

С другой стороны, День Знаний должен быть первым учебным днем, иначе он превращается в бессмысленную линейку.

Поначалу столичный департамент образования оставил вопрос с датой празднования Дня Знаний на усмотрение директоров школ. Руководство учебных заведений должно было самостоятельно решать, какого числа будет торжественная линейка ко Дню Знаний. Где-то это могло быть 1 сентября, где-то 2 сентября, а где-то - понедельник, 3 сентября.

Однако не прошло и недели, как выступил мэр Москвы Собянин. Столичный градоначальник распорядился отмечать День Знаний централизованно, в один день. Во всех муниципальных школах столицы этот праздник перенесут в 2018 году с 1 сентября на 3 число.

В итоге победило мнение о том, что праздничная линейка должна приходиться на первый учебный день. Заодно московским семьям дали возможность спокойно отдыхать в последние летние выходные, 1 и 2 сентября, в том числе за городом. Обязательно быть в столице только ради посещения получасовой торжественной линейки в школе будет не нужно.

Будет ли перенос Дня Знаний в других российских городах

“Российская газета” собрала информацию относительно того, какие решения были приняты в других городах страны по поводу того, переносить ли 1 сентября в этом году или нет.

144.76.78.3

  • В Санкт-Петербурге торжественные линейки в школах пройдут 1 сентября, хотя фактически учебный год начнется 3 числа.
  • В Кургане приняли аналогичное решение - линейки состоятся 1 сентября, в том числе потому, что родителям будет удобно посетить школу в выходной день.
  • В Элисте школы учатся в шестидневном режиме, поэтому проблем не возникает - учебный год начнется 1 сентября 2018 года.
  • В Самаре также используется шестидневный график учебы, поэтому линейки пройдут 1 числа.
  • В Калининграде не разделяют мнение столичный властей о том, что День Знаний непременно должен совпасть с первым учебным днем. В городе не видят проблемы в том, чтобы линейки состоялись 1 числа, а учебный год начался третьего.

Аналогичные данные были получены и из других городов. В большинстве российских регионов День Знаний пройдет 1 сентября, точно в положенный срок.

А вот официальным праздником – Днем знаний – эта дата стала лишь в 1984 году. С тех пор уроки в День знаний во многих школах не проводятся, за исключением праздничных занятий, посвященных воспитанию патриотизма и гражданственности.

А возможно, и «сдадут» в пятый раз. Потому что в четвертый раз -к 25 ноября года нынешнего — уже получилось.

Три сдачи под коллективную ответственность разноперсональных троек своих заместителей губернатор назначал к предыдущим началам учебных либо календарных годов. На четвертую сдачу в конце текущего года Владимир Владимирович настраивал подрядчика, побывав на объекте 10 августа.

«Итоги рабочего визита Губернатора в Красноармейский район Приморья» за подписью «Пресс-служба Губернатора Приморского края» и пространную информацию ИА «Дейта» «Новую школу откроют в селе Рощино» мы опубликовали в номере газеты за 13 августа под рубрикой «Без купюр».

«Рабочую поездку по муниципалитету глава региона, — сообщали белодо-мовские коллеги, — начал с посещения села Рощино, где по его поручению достраивается новая школа на 440 мест. Сегодня к объекту подведены все необходимые инженерные сети — электричество, вода, отопление и канализация. Ведется внутренняя отделка помещений, готов фундамент для автоматизированной модульной котельной. Начато строительство четвертого корпуса школы, где разместятся актовый и спортивный залы. Губернатор акцентировал, школу необходимо достроить до конца текущего года. Владимир Миклушевский поручил подрядчику мобилизовать все ресурсы, ускорить темп работ и увеличить количество работников на объекте, а профильному департаменту и главе муниципалитета — держать вопрос на особом контроле».

А «Дейта» картину маслом администрации края сделала и вовсе масляной.

Не занимать было оптимизма и и.о. директора департамента образования Надежде Виткаловой, которой губернатор велел «держать вопрос на особом контроле”. Она ещё за два месяца до его визита в район обнадёжила редакцию: «Проведены два совещания по определению проблем строительства и их решения с участием руководства Красноармейского района, подрядной строительной организации, а также проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительными работами. При этом предварительный срок окончания строительства намечен на конец ноября т.г.».

В отчёте о заседании социального комитета Законодательного собрания, на котором она же говорила всё это и даже больше, окончание строительства и вовсе было уточнено: «Планируемый срок завершения строительства школы в селе Ро-щино — 25 ноября 2016 года».

Через 40 дней, значит?!

Никакому Хоттабычу это не под силу.

…Ваш корреспондент в очередной раз побывал на объекте в прошлый четверг — 6 октября. Перво-наперво спешу сообщить, что затоплению он не подвергся: грунтовые воды были на полметра ниже пола подвала четвертого корпуса школы (на фото), с 10 июля дожидающегося 154 плит перекрытия под кирпичную кладку первого этажа. Три готовых ещё два года назад корпуса без четвертого — это даже не полная «надводная часть айсберга».

Не было и нет никаких «подведенных» инженерных сетей: постоянного и полного энергоснабжения, отопления, водоснабжения, очистных сооружений и ещё много-много чего.

Нет даже их проектных решений.

А главное — всего этого нет, потому что нет нормального финансирования строительства школы. Его и не было с самого начала. Оно поставлено с ног на голову: ты сделай — я заплачу. На какие шиши? А десятки миллионов рублей федеральных средств, утверждали мне в департаменте образования, уже в крае.

Середина октября, по утрам здесь уже минус. Для завершения строительства школы ещё так много работ, о которых и говорят: начать и кончить. Вот именно -даже начать только. Если сегодня за всё взяться всерьёз, то и тогда получается надолго — до 1 сентября 2017 года, до Дня знаний. Но с этим у нас давно и всерьёз, извините, хреново.

Школа возводится на деньги государственные, жестко контролироваться строительство должно государством. Представляется, не помешал бы для этого штаб во главе с полномочным госчиновником, с оперативным(раз в две недели) влиянием на ситуацию.

Дамир ГАЙНУТДИНОВ.

ПОСТСКРИПТУМ.

Вторая половина 80-х. Расконсервация Павловского угольного разреза № 2 (ПУР-2). Заседание штаба ведёт заместитель начальника Главвлади-востокстроя Виталий Кирсанов. Объект в степи, земля в ней отменная, после любого дождя — непролазная. ЗИЛки с бетоном и раствором из Новошахтинска вязнут на «дороге», бригады рабочих простаивают. Руководитель «Приморскугля» Анатолий Лисуренко распекает своего заказчика: «Они для кого работают, кому всё это останется? Нам! Сейчас же повернуть БелАЗы с вскрышей сюда, поднять дорогу!»

Анатолия Васильевича забрали вскоре в Москву заместителем министра топливной промышленности РСФСР. Да, были люди…

И ОТ РЕДАКЦИИ .

«Общеобразовательное учреждение рассчитано на 440 мест, в селе с нетерпением ждут открытия новой школы, около 400 учеников с трудом размещаются в старой школе. Кроме того, по словам главы Красноармейского района Натальи Гриценко, в новое учреждение переведут и школьников из четырёх соседних сел», — писало в августе ИА «Дейта».

Никакой старой школы в селе нет, 17 лет (после её разрушения) дети учатся в здании бывшей геологоразведочной экспедиции. Новая строится на средства федеральной программы, предусматривающей учебу только в одну смену (за 10 лет будет создано 6 млн 600 тысяч новых ученических мест), нынче, по заявлению нового министра образования Ольги Васильевой, будет ликвидирована только третья смена — 21 000 учащихся.

И ПОСЛЕДНЕЕ.

Наталья Гриценко — вчерашний учитель, как и председатель районной думы Евгения Немкина. Возможно, они об этом знают…

Интеграл - некая структура, характеризующаяся свойством перехода из одной формы в другую.

Философия - сама интегральная наука. Интегральный характер науки: главное здесь заключается в том, что философия как система знаний воспринимает мир в его единстве и целостности, философия как единое целое.

Такой подход и есть интегральный подход - философии как интегральной системы знаний. Интегральная характеристика философского знания влечет интегральный характер его категорий. Интегральный (всеобщий) характер и интегральная форма проявляются в понятиях, принципах и учениях во всех философских системах.

В процессе развития философия все больше наполняется научными знаниями. От созерцательной философия все больше переходит к научной (Аристотель - механика, Демокрит и т.д.). Философия становилась интегральной наукой в том смысле, что она осмысливала достижения наук, происходило наполнение философии наукой, формировалась философская картина мира, наполненная наукой.

В обществознании сформировалась теория естественных прав человека (Гоббс, Локк). В рассуждении Гоббса равные права всех неизбежно ведет к конфликту - «война всех против всех». В результате формируется государство. Философская интегральная идея - философское значение государства Гоббса.

Дж. Локк вывел путем логических заключений, что из теории естественного права следует, что логичной формой государства должна быть демократия. Интегральная идея Платона: государство - это лучшее, что может быть, справедливое государство - то, где человек будет обеспечен. Интегральная идея Платона - идея справедливости.

Аристотель создал теорию социалистического государства: государство создано для того, чтобы жить счастливо, а не только для наведения порядка. «От каждого по способностям - каждому по труду» - идея Аристотеля.

По Канту, развитие общества носит дуалистический характер. В обществе есть 2 начала: мир явлений и мир вещей в себе. Феномен: мир, свободный от сущностей, и мир необходимости.



Интегральная идея: прогресс общества - сознание свободы. Свобода для человека - это основное. Гегель считает, что высшего развития свобода достигает в Германии - идеологический момент, который не соответствует действительности.

Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.

О гуманизме рассуждают веками и главная «забота» философов, педагогов - как вернуть человеку {homo) его человечность (humanus), что сделать для того, чтобы человек стал человечным, а не бесчеловечным, «негуманным», т.е. изменившим своей сущности.
Реализация идей гуманизма через предметы естественнонаучного цикла происходит различными путями: посредством анализа жизни и деятельности ученых - естествоиспытателей, дающего мощные нравственные ориентиры гуманизма; воспитанием бережного отношения к природе (и человеку как ее компоненту), что необходимо для более полного восприятия целостной картины мира; выработки чувства личной ответственности за сохранение здоровья как своего, так и других людей и др. Кроме того, следует признать, что «гуманитарная составляющая» характерна для любой области познания.
Различные области естествознания, рассматриваемые как культурные ценности, становятся гуманитарно-ориентированными. Огромное значение при этом имеет обращение к основам - текстам и значительным явлениям культуры, включенным в содержание изучаемого предмета. При этом возникает необходимость рассмотрения интегрального единства и целостности мира с учетом антропогенного фактора. Как отмечает С.Г.Вершловский, «гуманистическая направленность интеграции достигается в том случае, когда в роли системообразующего фактора предстает Человек во взаимосвязи с природой, обществом, другими людьми».

Наука и религия. Влияние науки на религиозное восприятие мира. Диалог религии и науки. Социальный статус науки и динамика изменения отношения к религии.

Наука и религия. История свидетельствует, что наука и религия, возникнув при разных обстоятельств и для исполнения разных задач (наука удовлетворяет природную потребность людей в истине, религия – потребность в чувственно-эмоциональной гармонизации с миром), продолжили дальнейшее совместное существование то в форме сотрудничества, то в форме смертельной борьбы. На первых порах существования религии в форме мифов зачатки научного знания были растворены в них.

В период Средневековья религия подчиняет науку себе, делая ее своей служанкой. Данный период характеризуется нетерпимо жесткой позицией, которую заняла религия по отношению к науке в плане приоритетности знания. Научные истины («истины разума») имели более низкий общественный и гносеологический статус, чем «истины веры» (религиозные истины).

Начиная с эпохи Нового времени, наука и религия ведут самостоятельное существование, по-разному объясняя природные и социальные явления. При этом религия, в частности, католицизм, пытались и пытаются подключить для доказательства мудрости Бога достижения науки.

Кроме того, можно констатировать сближение позиций по вопросам морали религиозных и научных воззрений. Тем не менее, научное и религиозное знания имеют принципиально отличный характер.

Необходимо также отметить, что, имея в самом начале два знаниевых пласта – мистический, связанный, в частности, с персонификацией богов, и рациональный – религия к настоящему времени, "отодвинув" первый пласт на периферию, в большей степени делает акцент на рациональной составляющей, стыкуясь по отдельным вопросам (в частности по проблематики сущности человека) с научным и художественным знанием. Тем не менее все официально существующие конфессии остаются погруженными в прошлое и с трудом видят и соглашаются с тем, что изменился и мир, и человек.

Связь науки XX века с философией (А. Эйнштейн, Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, В. И. Вернадский, К.И. Сатпаев и др.).

Революция в естествознании началась с 90-х годов XIX в. до середины ХХ века. Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, изменив основания науки в целом и создав феномен современной науки.

Толчком новейшей революции в естествознании послужил ряд ошеломляющих открытий в физике:

· электромагнитных волн Г. Герцем;

· рентгеновских лучей В. Рентгеном;

· радиоактивности А. Беккерелем;

· электрона Дж. Томсоном;

· светового давления П. Н. Лебедевым;

· введения идеи кванта М. Планком;

· создание теории относительности А. Эйнштейном;

· разработка моделей атома Э. Резерфордом, а затем Н. Бором.

Это первый этап новейшей революции в естествознании, связанный с физикой. Он сопровождался крушением прежних представлений о материи, ее свойствах, формах движения, пространстве и времени.

Второй этап научной революции начался с середины 20-х годов ХХ в. Он связан с созданием квантовой механики в сочетании с теорией относительности.

Началом третьего этапа научной революции были:

· овладение атомной энергией в 40-е годы нашего столетия;

· зарождение ЭВМ и кибернетики.

· наступление эпохи НТР, слияние науки с производством и превращение науки в производительную силу.

В этот период, наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о земле. С середины XX века наука окончательно сливается с техникой, приведя к современной научно-технической революции.

Вторая научная революция значительно изменила стиль научного мышления и привела к формированию современной науки. Современная наука - это наука, связанная с квантово-релятивистской картиной мира.

Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука. Культуры Месопотамии, Египта, Китая и Индии: цивилизационные ориентиры, прикладной характер и практические цели математического, астрономического, медицинского знаний.

Игнорируя систему ценностей, лежавших в основе миросозерцания людей средневековой эпохи, не возможно понять и их культуру. Средневековые мастера, писатели, художники, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир.

Средневековое миросозерцание отличалось цельностью, - отсюда его специфическая недифференцированность, невычлененность отдельных его сфер. Отсюда же проистекает и уверенность в единстве мироздания.

Цельность миросозерцания этой эпохи, однако, ни в коей мере не предполагает его гармоничности и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священного и греховного, души и тела, небесного и земного, лежащие в самой основе этого миросозерцания, находили основу в социальной жизни эпохи - в непримиримых противоположностях богатства и бедности, господства и подчинения, свободы и несвободы, привилегированности и приниженности.

Средневековое христианское мировоззрение "снимало" реальные противоречия, переводя их в высший план всеобъемлющих надмировых категорий, и в этом плане разрешение противоречий оказывалось возможным при завершении земной истории, в результате искупления, возвращения мира, развертывающегося во времени, к вечности. Поэтому богословие давало средневековому обществу не только "наивысшее обобщение", но и "санкцию", оправдание и освящение.

Прогресс научного знания естественно и неизбежно влечет за собой дифференциацию аспектов исследования. При этом, к сожалению, не всегда достаточно выявляется то общее, что лежало в конечном счете в основе различных культурных феноменов. Все формы культурной жизни средневековья - не что иное, как функции социальной жизнедеятельности людей этой эпохи, результат "моделирования" ими мира.

"Моделью мира", складывающейся в данном обществе, человек руководствуется во всем своем поведении, с помощью составляющих ее категорий он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта. Эти основные категории как бы предшествуют идеям и мировоззрению, формирующимся у членов общества или его групп, и поэтому, сколь бы различными ни были идеология и убеждения этих индивидов и групп, в основе их можно найти универсальные, для всего общества обязательные понятия и представления, без которых невозможно построение никаких идей, теорий, философских, эстетических, политических или религиозных концепций и систем.

Обычно сосредоточивают внимание на преемственности позднеантичного и средневекового мировосприятия, с основанием отводя христианству особую роль в формировании последнего. Большинство народов Европы в эпоху античности еще были варварами; с переходом к средневековью они стали приобщаться к христианству и к греко-римской культуре, но их традиционное мировосприятие не было стерто воздействием античной цивилизации.

Стараясь обнаружить некоторые основные компоненты средневекового мировосприятия, мы отчетливо сознаем, что полученная картина его потребует уточнений. Прежде всего, несмотря на относительную стабильность средневекового миросозерцания, оно развивалось и изменялось - и, следовательно, в его характеристику необходимо внести элемент движения, показывая различия в трактовке тех или иных категорий культуры в отдельные периоды средних веков.

Роль знаний (в том числе и компьютерных) в структурировании ансамбля капиталов

Однако, как мы покажем в дальнейшем, роль современных, актуализировавшихся в последние 10-15 лет, знаний на этом не исчерпывается. При этом их конструирование, к примеру, социального капитала не всегда оказывается опосредованным, как это было раньше, через культурный капитал (служащий, напомним, зачастую «пропуском» в высококапитализированную сеть взаимодействий и, соответственно, к источникам социального капитал), что и будет доказываться ниже.

Необходимо помнить, что «в обществе переходного типа (а Украина, несомненно, является таковым - А.Г.) всё пространство социальной стратификации определяется практически одним показателем, а именно материальным (капитал, доход, собственность) при резком уменьшении компенсаторных функций других критериев социальной дифференциации. Вот поэтому стратификационные процессы, происходящие сегодня, способствуют не интеграции общества, усилению солидарности, а увеличению поляризации и социального неравенства, аномии». Поэтому мы (см. Приложение 3) анализировали в том числе и возможности конвертации в современном мире экономического статуса, положения в капитал той или иной формы, или, во всяком случае, осуществляемые к тому попытки.

Так, прослеживается прямая линейная зависимость между экономическим статусом и ежедневном чтении газет (при уровне значимости в 1%): количество респондентов, выбравших эту альтернативу, росло с 13,8 через 16,6%, 18,5%, 20,4% до 25,4% (выйдя едва ли не на вдвое большее количество респондентов в относительном измерении). То же самое, только ещё более ярко, прослеживается при анализе людей, посвящающих тот или иной объём своего времени прослушиванию музыкальных записей. Здесь тенденция не менее красноречива: 40,4%, 53,4%, 54,9%, 63,8%, 64,1% при том же уровне значимости.

При анализе такого вида культурного потребления, как посещение концертов, предпочтительнее взять альтернативу ответа «Раз в месяц», что обусловлено самой природой этого вида культурного потребления. И здесь прослеживается аналогичная тенденция для пяти выделенных групп: 2,4%, 8,8%, 7,3%, 10,1%, 18,6% - что при аналогичном уровне значимости может свидетельствовать только о том, что культурное потребление в данном случае подчиняется одной и той же закономерности - или, иначе говоря, существуют вполне конкретные и постоянно воплощаемые в нашем обществе стратегии по обеспечению конвертации экономического капитала в культурный, и, соответственно, по обеспечению (вос)производства культурных неравенств.

Это лишь подтверждает, что «фактор экономический, безусловно, является сегодня основным источником неравной доступности высшего образования. Данные исследования показали, что в качестве мотиваций отказа от получения высшего образования, причин, объясняющих трудности и препятствия, стоящие на пути доступа в высшую школу, чаще всего называются недостаточные материальные и финансовые ресурсы семьи. Вместе с тем, на фоне столь высокой значимости материального фактора был обнаружен еще один весомый регулятор, определяющий отношение к доступности высшего образования. Так, опрошенные четко осознают, что основным и главным видом ресурсов, определяющих доступность высшего образования, наравне с финансовыми возможностями, остается интеллектуальный капитал, накопленные знания: отсутствие способностей, нежелание учиться, низкая успеваемость называются опрошенными в качестве ведущих причин, ограничивающих доступность высшего образования» , и, соответственно, сам по себе экономический капитал оказывается недейственным и несущественным, смысл он обретает лишь в рамках стратегии его конвертации.

Конвертации в том числе и в капитал социальный. О «множестве друзей» заявила, как ни странно, самая малочисленная группа из исследования - именно те, что «могут себе позволить всё по желанию» (которых лишь 3,8% от всех респондентов), а именно 64,4%. Для сравнения - в двух низших категориях об этом же заявили менее 40 процентов по каждой страте - а по самой низшей - так вдвое меньше, чем в самой высшей, 31,9%. Мы не будем тут дискутировать, что является причиной, а что следствием, но факт остаётся фактом: капиталы никогда не оказываются поодиночке, они практически всегда существуют в форме ансамбля, комплекса, неразрывного единства.

И не только таким образом вкладывается экономический капитал в культурный и социальный. Экономический капитал, как показывают исследования, может быть (см. Приложение 3) быть способом возмещения недостаточной или «неправильной» мотивации: именно в государственных вузах оказывается максимум тех, кто ведёт научную работу (и немало тех, кто хотел бы участвовать. В сумме эти две категории дают три пятых, в то время как в коммерческих вузах немногим больше половины), а на коммерческой основе в государственных вузах - даже в почти два раза меньше ведущих научную работу, чем в частных вузах. Это может свидетельствовать только о том, что стратегии накопления культурного капитала в данном случае базируются на различных пониманиях природы капитала и противопоставлении двух концепций: культурного капитала как символа и культурного капитала как личностного содержания.

Кроме того, существует определённая связь между научной и образовательной активностью. При средневыборочной научной активности вы 17,9% активность тех, кто получает второе образование на другом факультете или в другом вузе превышает 30% (соответственно, 33,3% и 31,3%), а не участвующих и не желающих принимать участие колеблется от 12,5% (другой вуз) до 26,7 (другой факультет) при средневыборочном в 40,9. Иначе говоря, очевидны единые и целенаправленные стратегии на получение определённого уровня культурного капитала вне зависимости от каналов получения оного.

При попытке выяснить зависимость между параметрами круга общения респондентов оказалось, что различия (см. двумерное распределение в Приложении 2, раздел «Влияние компьютерной грамотности на ансамбль капиталов») между уже рассмотренными нами выше категориями студентов, выделенных в зависимости от используемых ими каналов пополнения информации, несущественны, за исключением только пользователей world-wide web, среди которых на 7,8-9,2% (в зависимости от сравниваемой категории) больше людей, заявивших, что у них много друзей. То есть оправдывается миф о широте круга общения активно включённых в Интернет, и, следовательно, можно так или иначе говорить о разности конструкций социального капитала индивидов в зависимости от их включённости в Интернет-взаимодействия.

Впрочем, это не оправдывается на распределении ролей, за исключением, пожалуй, одной очень интересной коллизии. При том, что общее количество тех, кто пользуется Интернетом при подготовке к занятиям, находится на уровне 19,2%, среди столь сложно изучаемой и немногочисленной категории, как «отверженные», подобных людей оказывается 46,7%. Это учитывая тот факт, что общее распределение пользователей Интернет по ролям по основным контурам соответствует распределению по выборке и его аналогам по другим категориям студентов, а также что распределение по признаку «Часто ли Вы испытываете чувство одиночества?» не отличается от распределения других групп. Это может свидетельствовать о том, что фактически Интернет становится альтернативным способом конструирования социального капитала (если уж именно статус «отверженного» предопределяет обращение к Интернету), замещением «традиционному» способу - социальной интеракции в реальности, - с одной стороны, и о максимальном соответствии Интернета индивидуализирующемуся миру, миру единиц, занятых своими делами и интересами, - с другой. Как бы там ни было, комплекс знаний в области высоких технологий и коммуникаций в современном мире оказывается увязанным в некую зависимость с возможностями конструирования социальной сети и, соответственно, собственного социального капитала.

Такой фактор развития культурного капитала в контексте высшей школы, как научная деятельность студентов, оказывается полидетерминированной.

С одной стороны, при исследовании двумерного распределения по признакам участия в научной работе и умения работать с компьютером оказывается, что при уровне значимости коэффициента хи-квадрат на уровне в 1% различия количестве активно участвующих в научной работе достигают между «умелыми пользователями» и «пользователями» 15,6%, а между первой категорией и не умеющими - 19,1%. В то же время последним двум категориям нельзя отказать в неучастии по причине нежелания: количество «желающих принять участие в научной работе» по второй и третьей категории превышает соответствующее количество по первой категории на 10,3-10,4%. Иначе говоря, речь не идёт о «несоответствии желаний», речь идёт о «несоответствии реальностей». Вопрос причин этой ситуации требует дополнительного изучения, мы же лишний раз констатируем этот факт как свидетельство важности хай-тек знаний как фактора конструирования культурного капитала (как «пропуска» к самой возможности такового конструирования).

С другой же стороны, при попытке обнаружить корреляцию между использованием различных каналов пополнения культурного капитала и участием в научной работе оказывается, что активные пользователи Интернет вовсе не выделяются из общих показателей, зато пользователи дополнительной литературы оказываются несколько «отдельно» по своим результатам: наименьшее количество не участвующих в научной работе (27,5% - на 10,0-14,0% меньше, чем в любой другой категории, кроме одной, речь о которой пойдёт ниже), наибольшее количество активистов научной работы (27,3% - на 5,0-10,3% больше, чем в любой другой категории), наибольшее количество желающих «влиться» в этот вид активности (45,2% - на 5,0% больше, чем у тех же пользователей Интернет). И, что интересно, по структуре распределения к данной категории оказываются ближе всего те, кто пользуется «рекомендованной литературой», а вовсе не Интернетом: у них вторые показатели по участникам и желающим (причём статистически значимо отличающиеся от остальных категорий) и наиболее близкий (отличающийся на 7,1%, а не на 10) показатель по категории «не участвующих». Из этого мы осмеливаемся сделать вывод о том, что традиционные каналы конвертации капиталов и их циркулирования, как бы там ни было, сохраняют свои функции, и, более того, в такой относительно консервативной сфере, как распространение и присвоение «научного капитала» (да будет нам позволена эта гносеологическая вольность в виде эвристически потенциальной метафоры), традиционные каналы оказываются всё ещё более влиятельными, чем новые, относительно недавно распространившиеся. Эти выводы могут быть сравнены при анализе фрагмента двумерного распределения «Результаты научной работы - Использование при подготовке к занятиям...»: оказывается, что результаты научной работы приблизительно одинаковы по обоим категориям студентов: и тем, что используют Интернет, и тем, что используют дополнительную литературу (см. Приложение 2.)

Интересное соотношение конструирования культурного и социального капиталов демонстрируют студенты из высококапитализированной в отношении хай-тек категории: при том, что для них ценности самообразования и углубления собственной профессиональной компетенции оказываются несоизмеримо выше, чем в среднем по выборке (соответственно 23,0 против 12,4 и 16,4 против 6,2 при значимости в 1%!), то есть они осознают важность (ре)конструирования культурного капитала, мы обнаруживаем, что ценность эмоционального общения, завязывания социальных связей (на примере их семьи) оказывается необъяснимо низкой: ценность общения с семьёй набрала по этой категории 10,7% при средневыборочном 22,2%. Иначе говоря, социальный капитал отходит на второй план, уступая место конструированию культурного капитала, а высокая культурная капитализированность вовсе не гарантирует достаточного осознания важности социального капитала.

Важно сделать ремарку, что по нашим данным, цель использования компьютера нисколько не влияет на показатели людей по «горизонтальным» признакам (см. Приложение 1.). Следовательно, на структуру культурного капитала влияет не то, ЗАЧЕМ используется компьютер, а то, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ли он ВООБЩЕ. ТО же самое касается и целей использования Интернет - важны не цели, а ФАКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Как пишут исследователи, сегодня включенность в мир информационных и коммуникационных технологий - это новый ресурс, обладание которым дает возможность занять более выгодную позицию и определяет социальный статус человека в целом. Студенты подчеркивают, что стремятся использовать технику, отвечающую мировым требованиям. «Я хочу работать с современным программным обеспечением и использовать все услуги, которые дает интернет». Компьютер для них - первый приоритет покупки. «Те, кому родители не могут купить компьютер, идут подрабатывать кем угодно, чтобы заработать на компьютер». Осваивают технику, учась друг у друга и с помощью книг, причем процесс этот занимает очень мало времени.

Ещё более яркие цифры мы получаем, когда анализируем участие в техническом творчестве различных категорий студентов. Так, меньше половины (49,2%) отлично владеющих компьютером студентов не участвуют в техническом творчестве - но при этом на 24,2% больше респондентов из второй группы и на 30, 1(!!!) - из третьей. Распределение же по частоте участия не менее «говорящее»: из первой группы ежедневно занимаются техническим творчеством столько же, сколько из третьей группы - раз в месяц.

Интересен также аспект культурного потребления в связи с квалификацией пользователя компьютера и то, как эти соотношения коррелируют с соотношениями Интернет-пользователей.

Наиболее активными потребителями информации из газетных СМИ оказывается вторая категория пользователей, а не первая, как это не покажется странно на первый взгляд. В то же время по потреблению научно-популярной и приключенчески-фантастической литературы оказывается, что категории ранжируются именно в последовательности «отличные пользователи» - «пользователи» - «не пользователи». Из этого «выпадения из закономерности» мы можем сделать очень любопытный вывод: современные СМИ при том объёме информации, которая проходит через них, всё слабее участвуют в конструировании культурного капитала, в отличие от аналогичных «традиционных каналов трансляции культурного капитала», под которыми мы обозначили разнообразной тематики книги, семью, систему образования и т.п. Именно поэтому мы не включили доступ и пользование СМИ в анкету, призванную определить уровень культурного капитала личности (см. Приложение 4).

Безусловно, такая сфера, как компьютерная грамотность, не может существенным образом не влиять на жизненные преференции личности как на элементы хабитуализированных структур. Это можно проанализировать на основании тех занятий, которые привлекают современных украинских студентов.

Так, для высококапитализированной группы ценности «прогулки», «физкультуры», «встречи с друзьями» оказываются менее ценными, чем в среднем по выборке (обратное верно для низкокапитализированной). Однако парадоксально при этом выглядят данные по ценности спорта, где со статистически заметным различие лидирует именно высококапитализированная группа. Мы склонны объяснять это созданным в обществе позитивным имиджем «большому спорту» (или «спорту больших достижений») и отсутствием в обществе понимания, что путь в этот «большой спорт» ведёт именно через столь некотируемую «физкультуру».

Такие «светские» занятия, как посещение дискотек и посещение кафе тоже оказываются в числе «отверженных» первой группой и одобряемых другими двумя группами ценностей. Равно как и чтение газет, и просмотр телепередач (лишнее свидетельство того тезиса, что СМИ постепенно теряют свою роль транслятора культурного капитала). Эти коллизии можно было бы объяснить «занятостью» и «нежеланием тратить своё время» на «подобные занятия», но... Эти же люди, эта же группа указывают, что среди предпочитаемых и желаемых ими занятий оказываются с большим различием от общевыборочного рейтинга «компьютерные игры» (52,8 при общевыборочном 37,5 и 24,0 у низкокапитализированной группы). Работа в Интернет получила очень схожие по структуре распределения оценки (68,0 при общевыборочном 41,6% и «нижнем» 21,2).

Выводом из этого может быть только одно. Не бывает «нежелательных» занятий в формировании от культурного капитала. Бывают занятия, которые соответствуют той или иной повседневности, и не соответствуют (ведь компьютерная игра - непременный атрибут повседневности программиста и обыкновенного пользователя). В первом случае оно получает одобрение, в другом - отвергается.

Дальнейшее неглубокое и статистически незначимое расслоение по таким признакам, как посещение кинотеатров, прослушивание музыки, посещение концертов, участие в художественной самодеятельности и художественное творчество демонстрирует лишний раз, что в современном обществе эти каналы трансляции капитала более или менее одинаково оцениваются всеми без исключения, посему считать их серьёзно стратифицирующими общество по вектору культурных неравенств не приходится.

Сентябрь – начало учебы в школах, университетах и других образовательных учреждениях. Опять начнутся уроки, лекции, бессонные ночи чтений и заучиваний, проверки знаний и экзамены. Для мусульманина его вера является руководством для каждой сферы его жизни, в том числе и получения знаний. С целью извлечь максимум пользы, знание, как правильно учиться также важно, как и сам процесс получения знаний.

Получение знаний состоит из трех важных аспектов:

1. Отдаление от греховного.

2. Упорное и непрерывное усердие.

3. Закрепление знаний.

1. Отдаление от греха.

Чем дальше человек от грехов, тем ближе к нему милость Аллаха. Учитывая, что знания являются благословением и милостью Аллаха, двери к ним открываются только тогда, когда человек следует праведному пути и воздерживается от совершения греховного. Чем сильнее отношения с Аллахом, тем больше понимание наук. Деяния и намерения человека является вкладом в его знания. Знания являются большим испытанием и ответственностью, которые человек может не оправдать, поэтому они даруются лишь тем, кто их достоин в глазах Всевышнего Аллаха.

2. Постоянное усердие.

В хадисе сказано, что любимым деянием Аллаха является благое деяние, которое совершается постоянно. Поэтому лучшее получение знаний – это постоянное обучение. Ничего не дается человеку легко, так и для приобретения знаний нужны усердие, много времени и упорство. Получение знаний – тяжелый процесс, тут следует учесть следующее:

a) Просмотр

Около за 15-30 минут стоит посвятить теме предстоящего урока, чтобы быть в теме. Благодаря чему он человек сможет сфокусироваться на конкретных мелочах.

б) Прослушивание

Внимательно слушать преподавателя и учителя – основа знаний. Лучше всего записывать отдельные моменты.

в) Задавать вопросы

Старайтесь взаимодействовать с учителем. Следует спрашивать то, что вы не поняли.

г) Закрепление

Лучшим закреплением изученного материала является повторение изученного материала.

Получающему знания важно установить для себя график и придерживаться его. Выучивание материалу лучше посвятить утренние часы, получение знаний лучше осуществлять в дневные часы, повторение – во второй половине дня. Чем больше человек привяжет себя к графику, тем больше он преуспеет в получении знаний.

3. Запоминание материала.

Запоминание и освоение материала является самой главной завершающей стадией получения знания. Ведь знания которые не остались в нашей памяти не представляют ценности и не применимы на практике. То, чего мы не помним, мы того не знаем. Свободные минуты своей жизни старайтесь проводить с пользой, например, повторяйте материал во время поездки в автобусе, во время ожидания в очереди и т.д.