Положение женщины в мировых религиях. Роль религии в жизни мужчины и женщины (российские реалии)

Значение женщин в Исламе велико. Их почитают как матерей, уважают, как жен, защищают, как дочерей. Женщин берегут, ограждают от многих трудностей. Однако на женщине лежит такая обязанность перед Аллахом, выполняя которую, она проявляет безграничную смелость и поистине невероятную силу. Речь идет о сохранении религии, о ее процветании, а также о распространении ее среди людей.
История знает немало отважных женщин, которые жертвовали многим ради Аллаха.
Асма бинт ‘Умайс. Она приняла Ислам вместе со своим мужем Джа‘фаром ибн Абу Талибом на заре Ислама, в самое трудное для мусульман время. Спасаясь от преследования язычников, вместе с мужем она переселилась в далекую Эфиопию. Путь был нелегким и опасным, однако она не побоялась преодолеть его. Она терпеливо переносила все испытания, выпадавшие на ее долю, надеясь на награду Всевышнего Аллаха, и трудилась для своей религии.
Рукайя бинт Сайфи. Эта женщина стала свидетельницей заговора против Порока (с.а.с.), когда язычники решили убить Мухаммада (с.а.с.) в его доме, чтобы остановить призыв к чистому единобожию и отказу от поклонения идолам. Рукайе на тот момент было почти сто лет, однако слабость и дряхлость не помешали ей поспешить к любимому Посланнику Аллаха (с.а.с.) чтобы успеть спасти его от верной гибели.
Асма, юная дочь Абу Бакра . Эта отважная девочка преодолевала огромное расстояние от Мекки до горы Саур. Там скрывались Посланник Аллаха (с.а.с.) и ее отец Абу Бакр ас-Сыддик от язычников, намереваясь переселиться из Мекки в Медину. Она спешила принести им еду и воду, а также сообщить последние новости. Асма путешествовала ночью, подвергая себя большому риску. Однажды ее окружили язычники и начали расспрашивать о ее отце. Она сказала, что не знает, где он. Тогда они стали угрожать ей, и Абу Джахль ударил ее по лицу так, что с ее уха слетела сережка. Но этот случай не смог остановить Асму. Она продолжала приходить в пещеру, пока не настал день, когда Посланник (с.а.с.) отправился в Медину.
Сумая, мать ‘Аммара ибн Ясира. Язычники из племени бану Махзум выводили ее вместе с мужем и сыном в жаркий полдень, засыпали их раскаленным песком, надевали на них раскаленные кольчуги и бросали в них большие камни. Ясир и ‘Аммар не выдержали пыток и сказали то, что желали услышать от них язычники. О них и других принужденных Всевышний ниспослал аят:

إِلا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإيمَانِ

«…кто был принужден к этому, тогда как в его сердце твердая вера» (16:106).
А Сумая не пожелала доставить язычникам такое удовольствие, и Абу Ляхаб пронзил ее копьем. Она вошла в историю как первая мученица в Исламе.
Умм Шарик. Ибн ‘Аббас сказал: «Умм Шарик приняла Ислам в Мекке. После этого она стала заходить к женщинам курайшитов и призывать их к Исламу. Когда жители Мекки узнали об этом, они схватили ее и сказали ей: «Если бы не твой народ, мы бы сделали с тобой то-то и то-то, однако мы вернем тебя им». Она рассказывала: «И они посадили меня на верблюда, на котором не было даже подстилки, а потом оставили меня на три дня без еды и питья. К третьему дню я перестала что-либо слышать. Они привязывали меня на солнцепеке, а сами сидели в тени, и не давали мне ни есть, ни пить».
Умм ‘Атыйя аль-Ансария передает: «Я сопровождала Посланника Аллаха (с.а.с.) в семи военных походах. Я присматривала за их поклажей, готовила им еду, лечила раненых и ухаживала за больными».
Сафия ибн ‘Абд-аль-Мутталиб, тетя Посланника Аллаха (с.а.с.). Она с копьем в руках, сражалась в битве при Ухуде. Посланник (с.а.с.), увидев ее, велел ее сыну аз-Зубайру ибн аль-‘Авваму вернуть ее, чтобы она не увидела изуродованное тело своего брата Хамзы. Она сказала: «Отчего же? Мне уже сказали, что тело моего брата изуродовали. Если мы переживаем это ради Аллаха, то это не так уж много, и если Он пожелал так, я буду надеяться на награду Всевышнего и проявлять терпение, если будет на то воля Всевышнего Аллаха».
Умм ‘Умара Насиба бинт Ка‘б аль-Мазиния. Она участвовала в битве при Ухуде. В начале битвы, когда побеждали мусульмане, она, подобно другим женщинам, носила воду и лечила раненых. А потом лучники нарушили приказ Посланника Аллаха (с.а.с.), из-за чего мусульмане начали терпеть поражение и побежали. Тогда Насиба вышла вперед, обнажила свой меч, приготовила свой лук и присоединилась к тем немногим стойким, которые собрались вокруг Посланника Аллаха (с.а.с.), образовав живой щит, защищающий его от стрел язычников. Она защищала его вместе с ними так, что привлекла его внимание. Позже Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Куда бы я ни обратил взгляд свой, направо или налево, я видел ее: она сражалась, защищая меня».
Умм Сулейм бинт Мильхан . В битве при Хунайне мусульмане дрогнули и бросились бежать. Посланник Аллаха (с.а.с.) воскликнул: «Куда вы, о люди? Идите ко мне! Я Посланник Аллаха! Я Мухаммад ибн ‘Абдуллах!». С Мухаммадом (с.а.с.) осталась лишь небольшая группа мухаджиров, ансаров и членов его семьи. Среди них были и Умм Сулейм и ее муж Абу Тальха. Посланник Аллаха (с.а.с.) видел, как она, будучи беременной, обвязала живот плащом и держала верблюда Абу Тальхи. Она приблизила к себе его голову и ухватилась за недоуздок и кольцо в носу верблюда, боясь, что он вырвется и побежит вместе с остальными верблюдами. Посланник Аллаха (с.а.с.) время от времени кричал ей: «Умм Сулейм!» - а она отвечала: «Да, я здесь, о, Посланник Аллаха!». В день битвы при Ухуде Умм Сулейм взяла с собой кинжал и держала его при себе. Абу Тальха, увидев ее, сказал: «О, Посланник Аллаха! Это Умм Сулейм и она держит кинжал». Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил ее: «Что это за кинжал?». Она ответила: «Я взяла его для того, чтобы, если ко мне приблизится один из язычников, вспороть ему живот». Посланник Аллаха (с.а.с.) улыбнулся.
Перечислять можно еще долго. Великие женщины оставили большой след на страницах истории Ислама. Их сердца были наполнены верой, настолько крепкой, что никакой враг не пугал их, когда дело касалось защиты любимого Пророка (с.а.с.) и сохранения и распространения Ислама. Эти женщины не ставили свою земную жизнь, свои мирские мечты о благосостоянии и благополучии выше Аллаха. Они готовы были жертвовать всем - собой, своими детьми, мужьями. Сколько из них отпускали сыновей в бой, а когда их близкие погибали, они терпеливо переносили тяготы разлуки и лишь читали мольбы Аллаху о Рае для их любимых. Именно их горячее, смелое сердце позволило проявить такое мужество в битве при Ярмуке, когда мусульмане дрогнули, и некоторые начали отступать. А позади них стояли женщины. Как только кто-то начинал отступать или готов был обратиться в бегство, они встречали его палками и камнями, побуждая вернуться в ряды сражающихся и проявить стойкость. Ибн Касир пишет о смелости женщин-мусульманок и роли, которую они сыграли в этой битве: «В тот день женщины-мусульманки сражались вместе с мужчинами. Они убили немало византийцев. Они били отступающих мусульман и кричали: «Куда вы? Оставляете нас неверующим?!». После этого любой отступающий непременно возвращался в ряды сражающихся».
Эти женщины стояли на страже своей религии, и ничто и никто не мог пошатнуть их веру. А каковы мы - женщины-мусульманки? На что готовы мы ради Всевышнего? Сегодня наши испытания - это недостаток денег, недостаток внимания наших мужей, недостаток… чего-то еще - у каждой из нас есть свои проблемы. Разве сравняться эти трудности с теми лишениями, которые переживали те женщины? Когда нам вдруг станет плохо на душе из-за очередного неприятного взгляда со стороны неверующих, или насмешки, или из-за раздора с мужем на почве небольшого недопонимания, и т.д., возможно, следует вспомнить их - великих женщин Ислама, и прекратить уже размениваться по мелочам.
Сестры, пора наводить порядок в своих жизнях!
Дай Аллах всем нам - женщинам-мусульманкам такой иман, как был у наших предшественниц. Дай нам сил, терпения, мужества. Дай мудрости. И дай нам достойных мужей, которые будут осознавать всю важность в сохранении и процветании Ислама и в работе на пути Аллаха не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин. Вместе мы - великая Умма, которая не разменивается по мелочам земных бытовых неурядиц, а крепко стоит на страже Ислама.
Аминь!

Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации

Филиал Ростовского Государственного

Педагогического Университета в.п. Зимовники

Отделение истории

Курсовая работа

ЖЕНЩИНЫ В РЕЛИГИИ ВОСТОКА

Выполнила:

Пьяниченко Екатерина

Специальность

032600 «История»

Форма обучения заочная

Содержание

Введение

1.3 Одежда

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)

1.4 Понятиеоразводеиегоусловиях

1.4.1 Условия развода

1.4.2 Порядок развода

1.4.3 Нежелательность развода

Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

2.1 Индуизм как религия

2.3 Женские движения

2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка

2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов

2.6 Религия и протест

2.7 Образ женщины в современном христианстве

Заключение

Литература

Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

· определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?

· Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачейработы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом

Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее.

Прежде чем разъяснить положение женщины в Исламе, следует сделать краткий обзор истории женского вопроса в Европе.

До 19 века женщина в Европе считалась существом, с которым никто не считалcя. “Ученые” и “философы” затевали споры по этой проблеме. Например, обсуждался вопрос, есть у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским или несколько выше?!

Даже в те короткие периоды, когда женщина занимала относительно высокое социальное положение, будь то в Греции или Римской империи, это вовсе не было достижением женщин как части населения в целом, а касалось лишь ограниченного числа женщин, выступавших в роли столичных красавиц, украшавших собой любое общество и являвшихся непременным атрибутом роскошной жизни богатых людей. Однако при этом женщина абсолютно не пользовалась истинным уважением, как живое человеческое существо, обладающее чувством собственного достоинства. Экономическая ситуация феодальной эпохи, приведшая к сельскохозяйственной оседлости, обязала мужчину содержать женщин и семейство, что было вполне естественным в подобных условиях. Кроме того, женщина трудилась по дому, занималась примитивным ремеслом по переработке сельскохозяйственной продукции и, таким образом, “окупала” расходы на свое содержание.

Хотя влияние религии в условиях социализма уменьшается, религиозность среди части людей еще сохраняется. Сознание некоторых советских людей отстает от социалистической действительности. Это особенно проявляется в сфере религии, ибо религиозное сознание в большей степени удалено от экономического базиса и изменяется медленнее, чем политические и правовые взгляды. Сила привычки, традиции предшествующих поколений отчетливо проявляются именно в религии, которая сохраняет известный запас представлений, унаследованных от прошлых исторических эпох.

Сохранение религиозности среди различных групп населения детерминируется комплексом причин, условий, факторов. Причины сохранения религиозности следует прежде всего искать в недостаточной развитости практики, социальных отношений и познания у части советских людей. На современном этапе развития социалистического общества отношения некоторых людей друг к другу и природе еще не всегда являются гармоничными в полной мере. Имеются люди, не участвующие в производственной, общественной и политической деятельности, не связанные или слабо связанные с социалистическими коллективами, не обладающие достаточными знаниями и культурой. Сохранение религиозности связано с наличием различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, с остатками старого быта.

В настоящее время еще не всегда природные силы находятся под сознательным контролем людей. Известно, что характер отношений общества и природы определяется уровнем развития производительных сил. За годы Советской власти производительные силы сделали в своем развитии гигантский скачок. В целом практическая производственная деятельность советских людей преобразовывает природу в соответствии с познанными закономерностями.

Но еще имеются такие сферы отношения общества и природы, в которых современный уровень развития средств труда и науки не обеспечивает в должной мере господства над природными силами, не исключает стихийных бедствий. Эта зависимость, обнаруживающаяся в некоторых сферах жизнедеятельности людей, может способствовать оживлению религиозных настроений.

Для некоторой части людей контроль над стихийными силами природы и управление общественными процессами осложняются их низким уровнем квалификации и образования. За годы Советской власти значительно возрос культурно-технический уровень рабочего класса. Большие сдвиги произошли в профессиональной структуре сельского населения, среди которого большую долю составляют механизаторы, специалисты сельского хозяйства. Великим достижением социалистического строя является быстрый рост уровня образования. Если, по данным переписи 1939 г., среди всего работающего городского населения СССР лиц со средним (полным и неполным) и высшим образованием было 24,2%, а на селе- только 6,3%, то перепись, проведенная в 1970 г., показала, что среднее и высшее образование имеют 75% трудящихся города и более 50% тружеников села.

И все же различия между умственным и физическим трудом пока продолжают сохраняться. Еще значителен процент промышленных рабочих с низкой квалификацией (I и II разряды) и неквалифицированных, с низким уровнем образования. Среди колхозников доля неквалифицироваиных работников с низким уровнем образования еще выше. Низкий уровень квалификации и образования части советских людей суживает возможности их участия в управлении процессами природы, ограничивает преобразующую роль их практической, производственной деятельности, затрудняет сознательное управление социальными процессами. Им трудно понять природные и общественные закономерности. Неквалифицированный труд не стимулирует повышения культурного и общеобразовательного уровня. Не удивительно поэтому, что, с одной стороны, именно в группе людей неквалифицированных, с низким уровнем образования наибольший процент верующих, а с другой - именно лица с низким уровнем квалификации и образования составляют большую часть членов религиозных общин.

Религиозные пережитки среди сельского населения более живучи, чем среди городского, что связано с наличием различий между городом и деревней. Деревня отстает от города по уровню механизации производственных процессов. Как было отмечено, религиозные группы вбирают в себя представителей групп населения с низким уровнем квалификации, образования, представителей старших возрастных групп и в большей пропорции, чем представителей других групп. В структуре сельского населения доля лиц с низким уровнем образования и квалификации выше, чем в структуре городского населения. На селе более действенны традиционные формы быта и взаимоотношений людей. Все это обусловливает большую распространенность религиозных взглядов и настроений среди сельского населения.

Сохранению религиозности способствует ограниченность социальных отношений части советских людей, узость их общественных связей. Наибольший процент верующих обнаруживается среди наименее социально активной части населения. Более всего подвержены влиянию религии лица, не участвующие в общественном производстве. Исследования в Пензенской области показывают, что если среди рабочих верующие составляют 6%, среди служащих - 4%, то среди пенсионеров их 39%, а среди домохозяек - 43% В составе религиозных общин преобладают лица, не участвующие в общественном производстве.

Узки социальные связи большинства верующих и в непроизводственной сфере. Исследования в Земетченском районе Пензенской области показали, что лишь 3,9% верующих принимает участие в общественной работе.

Низкий уровень социальной активности многих верующих создает благоприятную почву для включения последних в систему отношений в религиозной группе, для выполнения ими какой-то роли в религиозной общине. Это позволяет верующему находить выход своей активности. Показателен в этом отношении состав активистов религиозных общин. Материалы обследования, в Пензе позволили сделать вывод, что среди членов «двадцаток» в религиозных общинах: составляют пенсионеры (33%) около половины (45%) -домохозяйки. Следовательно, 78% состава, играющего активную роль в религиозной группе, составляют люди, оторванные от производственной и общественной деятельности.

Сохранение религиозности обусловлено и пережитками прошлого в сфере быта. Остатки старого быта особенно сказываются на положении женщины. Известно, что большинство верующих (около 80%) составляют женщины.

Социализм предоставил женщине равные права с мужчиной, открыл доступ во все сферы производственной, государственной, научной, культурной деятельности. Постоянно расширяется сеть общественно-бытовых учреждений, яслей, детских садов, школ-интернатов и т. д. Все это значительно освобождает женщину от прикованности к домашнему хозяйству, расширяет возможности активного участия в общественной деятельности. Однако остатки неравенства ее с мужчиной в быту продолжают сохраняться. Ведение домашнего хозяйства требует от женщины больших затрат труда, причем труда ручного, малопроизводительного и монотонного. Многие семейные женщины вынуждены заниматься исключительно домашней работой. Это обусловливает некоторое отставание части женщин в уровне образования, квалификации, социальной активности. Отсутствие у части женщин-домохозяек связей с коллективами, неучастие в производстве и общественной деятельности, способствует сохранению в их среде религиозных пережитков.

Условия, способствующие сохранению религиозности, могут быть связаны и с наличием других пережитков прошлого. Партия постоянно принимает меры к тому, чтобы в нашем обществе развивалась такая моральная атмосфера, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью. Принципы морального кодекса строителя коммунизма становятся глубоко личным убеждением все большего числа советских людей. Однако не все еще освободились от пережитков прошлого, встречаются случаи стяжательства, клеветы, нечестности, пьянства, хулиганства, бездушного отношения к людям. Сталкиваясь с подобными фактами, отдельные люди утрачивают веру в свои силы. Пережитки могут создавать такое психологическое состояние у подвергшихся их действию людей, которое становится благоприятной почвой для сохранения религиозных взглядов и настроений.

При объяснении причин сохранения религиозности нельзя игнорировать влияние капиталистической системы. В современных условиях мировая система социализма является решающей силой в антиимпериалистической борьбе, в качестве важного фактора развития международных отношений выступают развивающиеся страны. Ряд положений Программы мира, выработанных XXIV съездом КПСС, благодаря мудрой политике Центрального Комитета по существу уже выполнены, сделаны реальные тнаги к устранению угрозы ядерной катастрофы. Однако опасность термоядерной войны в определенной мере стимулирует развитие эсхатологических и апокалиптических настроений среди верующих.

Империализм задерживал развитие нашей страны посредством войн. На каждые полтора года мирного строительства приходится год войны или восстановления разрушенного войной. Известно, какие огромные потери понес советский народ в последней мировой войне, развязанной германским фашизмом. Были разрушены 1710 советских городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень К Погибли миллионы рабочих, колхозников, интеллигенции. На долю советских людей выпали великие страдания, потери, материальные трудности. Были разрушены многие семьи: женщины остались вдовами, дети линщлись родителей, родители - детей.

Исследования показывают, что в военные и первые послевоенные годы наблюдался приток людей в религиозные общины. Показательны в этом отношении данные белорусских ученых о времени вступления в общины ЕХБ баптистов в возрасте 30-40 лет (исследования проводились в 60-х годах). До 1940 г. в общины вступило 2,4% баптистов указанного возраста, в 1941-1945 гг. - 14,3, в 1946-1950 гг. - 36,7, в 1951-1955 г. - 16,7, в 1956- 1960 гг.-21,4,^ 1961-1967 гг. -2,4%. Таким образом, наибольший процент обращения людей к религии приходится на послевоенные годы.

Капиталистическая система пытается оказать и идеологическое воздействие на советских людей с целью закрепления религиозных взглядов. Буржуазная пропаганда стремится укрепить всякого рода пережитки прошлого, пытается возбудить страх и тревогу за судьбы современного мира, иначе говоря, создать благоприятные социально-психологические условия для сохранения религиозности. Различные пропагандистские цептры капиталистических стран ведут и прямую религиозную пропаганду.

Сохранению религиозных пережитков способствует и деятельность религиозных организаций. Она направлена, с одной стороны, на удовлетворение религиозных потребностей верующих, с другой - на сохранение религии. Богословы пытаются найти действенные методы своей пропаганды, приспособить их к сознанию современного верующего. Модернизация религиозной идеологии и культа, совершенствование средств воздействия на психологию религиозных людей, специализация проповеди в зависимости от категории верующих (пожилые женщины, молодежь), привлечение рядовых верующих к активному участию в деятельности религиозных общии - все это призвано задержать процесс отхода от религии.

Религиозные организации придают важное значение участию рядовых верующих в распространении религии. Большую роль в сохранении религии играет религиозное воспитание в семье. Украинские ученые установили, что воспитание в религиозной семье оказало определяющее влияние на религиозность 82,7% обследованиях членов религиозных общин и бывших верующих. Именно в сфере семейных отношений рядовые верующие играют роль хранителей религиозных взглядов, настроений и действий.

Влияние верующих проявляется и в рамках таких групп, как «соседи», «деревня», «улица». Здесь представителям старшего поколения верующих иногда удается создать локальное общественное мнение, стимулирующее проявление религиозности и осуждающее уклонение от религиозного поведения. Это мнение в условиях микросреды может оказаться действенным для сохранения влияния религии.

Процесс преодоления религиозных пережитков сдерживается также недостатками, которые имеют место в организации атеистического воспитания. Еще встречаются факты просветительского подхода к преодолению религии, идейная борьба с ней иногда ведется в отрыве от решения экономических, социальных, культурных задач, от вовлечения масс в активную производственную и общественную деятельность. На некоторых предприятиях, в населенных пунктах, в районах мало внимания уделяется атеистической работе, отсутствует постоянно функционирующая система атеистического воспитания, однообразны формы и бедно его содержание. Большой вред делу борьбы с религией наносят факты администрирования. Далеко не все организации (школы, вузы, медицинские учреждения, печать, радио, телевидение) полностью используют свои возможности в развертывании атеистического воспитания. Не всегда атеистическое воспитание проводится дифференцированно, с учетом социально-демографической принадлежности, уровня образования, вероисповедной принадлежности тех или иных групп верующих. Если атеистическая работа ослабляется, то процесс преодоления религии затормаживается и создаются благоприятные условия для деятельности религиозных организаций, для усиления религиозной пропаганды.

Рассмотрение причин, способствующих сохранению религии, убеждает, что они носят временный характер и будут преодолеваться по мере движения нашего общества к коммунизму.

«Религия, - говорил К. Маркс в интервью корреспонденту американской газеты «Chicago Tribune», - будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм».

Процесс секуляризации значительно ускорился с вступлением нашего общества в период развитого социализма. Борьба за создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование общественных отношений, оптимизация управления всеми звеньями общественной жизни, воспитание гармонически развитой личности повышают социальную активность, расширяют социальные связи советских людей. Научно-технический прогресс все более увеличивает власть человека над природой. Постоянный рост культуры и образования масс позволяет всем советским людям глубже понимать объективные закономерности природных и общественных процессов. Улучшение воспитательной работы в целом и атеистической в частности ускоряет процесс формирования научного мировоззрения у всех тружеников советского общества, обусловливает неуклонное движение к обществу, свободному от религии.

Христианство

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава семьи, как и Христос глава Церкви...» (Библия, Н.З., Послание к Ефесянам, 5).

Женщина обвинена в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Как говорится в Библии: «....и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление».

Августин Блаженный никогда не допускал в свой дом и к своей трапезе женщин. Исключение не было даже сделано для его родной сестры - монахини. Св. Тертуллиан говорил, что «...женщины являются вратами к дьяволу...», и что именно женщина изначально повинна в смерти Сына Божьего. Он же говорил, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».

Многие средневековые священники утверждали, что «...женщина опаснее змеи». А Св. Томас говорил: «истинным христианином можно стать, лишь не прикасаясь ни к какой женщине. Лишь давшие обет безбрачия могут нести святой Дух». В средние века христианские священники и монахи сторонились даже тени женщины, чтобы не осквернить свою душу.

Определяя статус женщины в Христианстве, Апостол Павел говорит, что “в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть”, и вновь: “И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление” (Тим.2:14). “Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит” (1 Кор. 14:34), а также: “и не муж создан для жены, но жена для мужа” (1 Кор. 11:9). “И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт. 3:16).

Ответ Иисуса матери: “Кто ты, женщина? И что у меня общего с тобою?”

Обращаясь к женщине, Тертуллиан говорил: “Да не ведаете ли вы, что всякая из вас - Ева. Что судил Господь в отношении вашей сестры, живо и поныне. Жива по необходимости и вина ваша. Вы - первые, преступившие божеский закон; вы столь легко совратившие человека, созданного по образу и подобию Божию”.

Св.Варавва называл женщину “принадлежностью дьявола”; Св.Иероним называл ее “вратами дьявола и стезей беззакония”. Она - “скорпион, всегда готовый ужалить”, согласно Св.Бонавентуре; “орудие, используемое дьяволом для овладения нашими душами”, согласно Св.Сципиону, и - “яд аспида, злоба дракона”, согласно Св.Григорию Великому.

Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу? В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется подобие души.

В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели ведьмы.

В 1487 году в Кельне была издана книга доминиканцев, сыскного дела Римской Церкви, «Молот ведьм», ставшая настольной книгой и справочником инквизиторов. Арсенал пыток над женщинами пополнился новыми методами и приемами.

Мусульманство

Стих 4:124 Корана: "И всякий кто совершает деяние добра, мужчина ль это иль женщина, и верует, - те войдут в Сад, и не будет даже в малейшем к ним несправедливости".

В известном хадисе Пророк утверждает:

"Тот, кто верит в Бога и в Последний День, не должен быть наедине с женщиной иначе как в присутствии ее махрама, ибо сатана будет третьим".

"Скажи верующим [мужчинам], пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это - чище для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают! И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры и охраняют свои члены..." (Коран, 24: 30-31)

По словам пророка Мухаммада: «Почитает женщину только благородный, а унижает ее — только подлец!»

«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, — поистине, Аллах возвышен, велик!» (Коран, 4:38 (34)).

Уважение и статус, которыми пользуется мусульманская женщина, определяются не ее физической привлекательностью и участием в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту и сексуальность, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке!

На самом деле Ислам предписывает хиджаб не только для защиты общества от негативного действия бесконтрольного полового влечения и защиты чести и достоинства женщины, но и для нейтрализации ее сексуальности, чтобы женщина была позитивной, конструктивной, а не вредоносной силой в обществе. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, а не как к сексуальному объекту, то есть ее ценность для общества определяется не ее физической привлекательностью, а исключительно ее человеческими достоинствами.

Потому, становясь старше, мусульманка не теряет своей ценности как в собственных глазах, так и в глазах общества, поскольку для мусульман ценность женщины, равно как и мужчины, увеличивается с возрастом по мере накопления ими мудрости и жизненного опыта, ничуть не уменьшаясь с увяданием юности и красоты. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери, а не сексуальная привлекательность и непринужденное общение с мужчинами.

В 2004 году испанский суд приговорил имама города Фуэнхирола Мохаммеда Камаля Мустафы к одному году и трем месяцам тюремного заключения за его книгу «Женщина в исламе», в которой он, по мнению суда, призывал к насилию в отношении женщин.

В 2007 году было распространена запись ливанского телевидения «Ramadan TV Show», в которой доктор Мухаммед Аль-Арифи, имам мечети саудовского флота Рей-Фад, уточняет, как не следует бить свою жену. Имам запрещает сильно бить свою жену. И бить не для того, чтобы причинить боль, а для воздействия на эмоции.

Юридические ограничения прав женщин в исламских странах часто оправдываются ссылками на Коран и другие значимые для мусульман тексты.

В Саудовской Аравии женщинам запрещено водить автомобиль, появляться на публике без сопровождения родственника-мужчины. Это ограничение интерпретируется как забота ислама о женщине. В Саудовской Аравии считается, что женщине находиться в людных местах одной небезопасно. С недавнего времени женщинам разрешено самостоятельно снимать номера в отеле, но о факте заселения должна быть извещена полиция. Кроме этого, женщинам запрещено участвовать "во всем, что связано с музыкой и костюмированными представлениями", запрещены женские спортивные клубы, не находящиеся в ведении поликлиник или больниц.

В Иране женщинам из соображений "скромности" запрещено ездить на мотоциклах.

В исламском мире широко распространены ограничения, накладываемые на внешний вид женщины. Например, женщину может ждать серьезное наказание за появление в публичном месте без хиджаба. В тоже время есть ряд ограничений на внешний вид мужчины (запрещены шорты, короткие рукава, открытые плечи и т. д.)

В соответствии с нормами шариата, женщины ограничены в своих правах:
за убитую женщину родственникам выплачивается меньшая денежная компенсация, чем за убитого мужчину. Мусульмане объясняют это тем, что теряя мужчину, семья теряет кормильца. А женщина по исламу не обязана содержать кого-то.
Муж имеет право применять физическое насилие в отношении жены, жена такого права не имеет;
имам или правитель не может быть женщиной. Женщина может быть имамом (предводителем на молитве) перед другими женщинами.

ИНДУИЗМ

«Веды»:
Исторический документ индуизма, в котором подняты эти вопросы, - “Законы Ману”

Низшим кастам шудр, а также слоям населения за пределами системы варн, представители которого называются чандалами, а также женщинам было запрещено слушать чтение Вед. Им было отказано в обретении статуса “дваждырожденных” и в ношении священного шнура.

Пример Парвати, которую часто отождествляют с просто Богиней (Деви). Под именем Парвати она фигурирует как подчиненная супруга (264) Шивы в шиваистском направлении индуизма. Шива вечен, он не рождается и не умирает; Парвати же подвержена рождению и смерти — первая жена Шивы.

В индуизме, великой религии Востока, женщина считалась имуществом, и, таким образом, она оставалась собственностью мужчины. Страшное установление Сати обрекало вдову на самосожжение на погребальном костре умершего мужа. Это считалось с ее стороны благочестивым поступком, доказывающим ее набожность и любовь к почившему, и было с энтузиазмом поощряемо родственниками покойного и обществом в целом. Редко такое самосожжение было добровольным, и женщину обычно силой понуждали к этому. Ожидаемое вдовство также предполагалось мотивом к подобному самоубийству, ибо повторное замужество вдов запрещалось индуистским законом. Этот обычай просуществовал вплоть до середины девятнадцатого века, пока, наконец, не был законодательно отменен. Ману, великий законодатель древней Индии, установил: “Женщины должны днем и ночью пребывать в зависимости от своих опекунов.”

Женщина не имела права наследства или распоряжения собственностью отца, мужа и других родственников.

Во время менструаций женщина также считалась “нечистой". Если она прикасалась к брахману, тот должен был совершить омовение.

В соответствии с законами Ману женщины высших каст должны находиться под защитой своих отцов, мужей, а затем и сыновей. Они не могут быть независимыми по причине их слабой и изменчивой природы, а также из-за традиционной подчиненности воле мужчины. Муж должен уважать и почитать свою жену, но и контролировать ее поступки при необходимости применять силу. Он должен также следить, чтобы она была всегда сосредоточена на выполнении своих домашних обязанностей. Добродетельной жене полагается рожать детей, особенно сыновей. Хорошая жена обязана преданно служить даже плохому мужу, как богу. Ей нельзя от него уйти, а овдовев, повторно вступить в брак. Во времена Ману всем женщинам было запрещено слушание Вед. Они были лишены возможности отречься от мира и стать отшельницами.

Предписания Ману прежде всего относились к женщинам, принадлежащим к классу “дваждырожденных”, и, безусловно, имели меньшее значение для представителей более низких каст. Однако содержащиеся в них нормы и правила (например, покорность по отношению к мужу и его семье, терпимость к дурному обращению, предпочтение сыновей и ограничение свободы) укоренились в индуистском обществе, и ими стали руководствоваться в своем поведении все женщины. Через призму этих норм они стали смотреть на себя со стороны. Женщины не считались маргинальными членами общины, как чандалы, однако у них не было прямого доступа к священным книгам и религиозным учреждениям, а также возможностей для духовного совершенствования и общения с богами.

Иудаизм, иудейство («иудейская религия», от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа — ивр.) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. Правила морали были открыты Богом Яхве пророку Моисею на горе Синай.

Пятикнижие Тора.

„Все, что человек хочет делать с женой, он делает, - вроде как мясо с бойни". Удел женщины: девушкой - быть под властью отца, супругой - находиться под властью мужа.

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой». (Библия; 3:15)

Женщина не может явиться в суд, призывать свидетелей или быть свидетелем. Она не имеет права на образование. Ей запрещено читать книги. Знакомиться с Библией ей не позволено. „Обучать свою дочь Торе, - говорится в Талмуде, — это то же, что воспитывать ее в распутстве".

Бог долго раздумывал, из какой части Адамова тела сотворить Еву. Сотворю я ее, рассуждал он, не из головы - чтобы она не поднимала высоко голову, не из глаза - чтобы не подсматривала, не из уха - чтобы не подслушивала, не из уст - чтобы не болтала, не из сердца - чтобы не была завистлива. Наконец Бог решил сотворить ее из скрытого органа, чтобы она была скромной, — из ребра. „При каждом органе, который Бог создавал ей, он приговаривал: „Будь скромной, будь скромной" (Берешит рабба, VIII, 3).

(“Плодитесь и размножайтесь” - Книга Бытия, 1:28), они должны быть также источником наслаждения (Franzblau, 1975; Rosenheim, 1977; Fertel, Feuer, 1979). Иудаизм учит, что удовольствие от секса имеет самостоятельную ценность, независимо от его роли в продолжении рода. Однако сексуальная активность уместна только в браке, поскольку семье придается “высший религиозный смысл” (Rosenheim, 1977).

Иудаизм полагал женщину, чем-то нечистым, ибо сказано было: “А дочь фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который построил для нее; потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева; ибо свят он, так как вошел в него ковчег Господень.” (2-я Паралипоменон, гл.8, ст.11), и в другом месте: “Чту такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным?” (Иов, гл.15, ст.14)

Книга Бытия описывает женщину, как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама; и вследствие греха женщины был Адам наказан Богом, будучи изгнан из Эдема. Так женщина стала “носящей проклятье” и “надо всеми женщинами тяготеет проклятье Евы. Судьба их - вожделеть.”

Иудейскую девушку отец, обладал правом продать, и в случае его смерти сыновья его могли распоряжаться сестрой по своему усмотрению. Дочь не имела права наследования, разве только при отсутствии в семье наследников по мужской линии.

В этой священной книге подчеркиваются особые права мужчин. Мужу разрешается разводиться с женой по любому поводу. Рабби Акиба, утверждал, что даже если мужчина просто увидел женщину более красивую, чем его жена, то он вправе дать жене развод.

Раввины и поныне соблюдают талмудическое бракоразводное право. В государстве Израиль в вопросах семьи, брака и развода синагога одержала полную победу.

Гражданское законодательство Израиля - одно из самых древних в мире. Учения Талмуда о женщине возведены в закон. Женщины не имеют права на получение наследства, не могут выступать в суде первой инстанции в качестве свидетелей. Женщина лишена права на развод. Только мужчина имеет право решать вопрос о разводе. Если же муж отказывается развестись с женой, то ни одна судебная инстанция не может расторгнуть брак.

Талмуд запрещает женщине заниматься общественным трудом. Она должна работать только дома для мужа своего. Женщина предназначена для рождения детей. Отказаться от брака - преступление и грех.

Взгляды иудаистов на сексуальные взаимоотношения отражены в еврейской Библии (которую христиане называют Ветхим Заветом) и в Талмуде — собрании текстов, истолковывающих Библию, в частности в ее приложении к вопросам повседневной жизни. В этих источниках сексуальность рассматривается в основе своей как позитивная сила, которой Бог одарил человека. Такое отношение ясно выражено в Песни Песней, предположительно приписываемой царю Соломону; ее эротический характер очевиден из приводимого отрывка:

“Этот стан твой похож на пальму и груди твои на виноградные кисти.

Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ея; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков” (Песнь Песней, 7:8-9).

Согласно учению иудаизма, неуместно видеть в гениталиях человека и их функциях нечто непристойное (Gordis, 1978), так как Бог сотворил Адама и Еву по своему собственному образу и подобию и высоко оценивал свои творения (Книга Бытия, 1:27, 31). Хотя главная цель сексуальных отношений - размножение.

Описание.

Глава I. Статус женщины в Исламе
Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

Выдержка из работы.

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А. С. ПУШКИНА»

Реферат

На тему

по

Выполнила: Красавина Марина Львовна,

Студентка 106 группы

Государственное и Муниципальное Управление

Санкт-Петербург

2009 год

Содержание

Введение 3

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе 4

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом 5

1.3 Одежда 7

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде 7

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе) 8

1.4 Понятие о разводе и его условиях 9

1.4.1 Условия развода 9

1.4.2 Порядок развода 10

1.4.3 Нежелательность развода 11

Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве

2.1 Индуизм как религия 13

2.3 Женские движения 15

2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка 16

2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов 17

2.6 Религия и протест 19

2.7 Образ женщины в современном христианстве 20

Заключение 22

Литература 28

    Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

  • определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?
  • Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачей работы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

3. Три религиозные системы поразительным образом различаются в отношении развода. Христианство полностью отрицает развод. Новый Завет безоговорочно настаивает на нерасторжимости брачных уз.

Это отношение основано на словах Иисуса (мир ему), сказавшего:"А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать: и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Евангелие от Матфея, 5:32).

Такой бескомпромиссный идеал является, без всякого сомнения, недостижимым. Он предполагает такой уровень морального совершенства, которого человеческие общества вряд ли когда-либо смогут достичь. Когда супружеская пара понимает, что семейная жизнь не удалась, то запрет на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не является ни эффективным, ни разумным. Неудивительно, что весь христианский мир добился разрешения на развод.

Иудаизм, с другой стороны, позволяет развод без всякого повода к нему. В Ветхом Завете мужу дается право на развод с женой, если она ему просто не нравится: "Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего. И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа; и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жены, то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жены, после того, как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел" (Второзаконие, 24:1-4).

Вышеприведенные стихи вызвали серьезные дебаты среди еврейских теологов, у которых возникли разночтения таких слов, как "неприятный"(displeasing), "непристойность" (indecency), "отвращение" (dislike), упомянутых в стихах. В Талмуде "зарегистрированы" эти разные точки зрения: "Школа Шаммай придерживается мнения, что муж не должен оставлять свою жену, пока не обнаружит ее вины в половых отношениях, в то же время, согласно учению Хиллел, считается, что он может развестись с ней, даже если она просто разбила блюдо в его доме. Ребе Акиба говорит, что развод возможен, если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена" (Гиттин, 90 а-б).

Новый Завет придерживается шаммаитской школы, иудейские же законы основаны на мнении последователей гиллелитской школы и Ребе Акиба. Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой причины на это.

Ветхий Завет не только дает мужу право разводиться с "разонравившейся" женой, он считает развод с "плохой" женой обязанностью мужчины: "Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина - источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя" (Екклесиаст, 25:25).

Талмуд указывает на те особые действия, которые может совершить женщина, и после совершения которых, муж обязан дать ей развод: "Если она ела на улице, если она жадно пила на улице, если она кормила грудью на улице, в каждом случае, как говорит ребе Мейер, она должна покинуть своего мужа" (Гиттин, 89а).

Талмуд также рекомендует развод с бесплодной женой (у которой нет детей в течение десяти лет): "Наши ребе учат: если муж взял себе в жены женщину и прожил с ней десять лет, и она не зачала, он должен дать ей развод" (Е.,64а).

Жены, напротив, по иудейскому праву не могут быть инициаторами развода. Еврейская жена, однако, может просить права на развод перед иудейским судом в случае, если у нее существуют для этого веские причины. Существует совсем немного таких причин, в соответствии с которыми женщина может обратиться с просьбой о разводе. Эти основания таковы: наличие у мужа физических недостатков или кожной болезни, или в случае невозможности мужем выполнять свои супружеские обязанности и т.п.

Суд может поддержать просьбу женщины о разводе, но не может расторгнуть брак. Только ее муж может расторгнуть брак с ней, выдав ей разводное письмо. Суд может осудить, наложить штраф, взять под стражу, вынести общественное порицание с тем, чтобы заставить его выдать необходимое разводное письмо его жене. Однако если муж достаточно упрям, он может отказаться дать жене развод и она будет связана с ним. Хуже того, он может покинуть ее, не дав развода, и она будет незамужней и неразведенной.

Он же имеет право жениться на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые в соответствии с иудейским правом будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае она будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений.

Женщина, находящаяся в таком положении, называется "агуна" ("связанная") . В США сегодня по приблизительным данным от 1000 до 1500 таких женщин, а в Израиле их около 16000. Мужья способны вымогать тысячи долларов у своих "связанных" жен за дачу разводного письма по еврейскому закону.

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Сначала следует сказать о признании развода. Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод) , более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием "кула".

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: "Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?" (Коран, 4:20).

Если жена хочет расторгнуть брак, то она может вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: "О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т.е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра ], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра , при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, - нечестивцы" (Коран, 2:229).