Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация. Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация Экономика страны в 1964 1984

21.02.2024 Станки

46.Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1984 гг. (Брежнев и его последователи).

После смерти Сталина в 1953 г. бразды правления страной сосредо­точились в руках небольшой группы политиков: преемни­ка И. В. Сталина на посту председателя Совета Минист­ров Г. И. Маленкова, министра объединенного МВД Л. П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Между ними сразу же началась борьба за лидерство, завершившаяся победой Н. С. Хрущева.

Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Послесталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни.

При этом дальнейшие преобразования в политической, идеологической и экономической областях все более упирались в необходимость решительного разрыва с прошлым. Следовало открыто сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций советского общества. Частично это удалось сделать Н. С. Хрущеву на XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г. К этому времени его позиции в руководстве страны серьезно укрепились. XX съезд КПСС, развенчание Сталина, разоблачение связанного с ним репрессивного режима положили начало новому этапу в общественной жизни партии и страны.

В 1957-1958 годах Хрущёвым было проведено три реформы . Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Хрущев стремился к децентрализации управления промышленностью ., переходу от отраслевого принципа руководства к территориальному Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Сохранялось лишь строго центра­лизованное управление немногими стратегическими отрас­лями (оборонной, авиационной, радиотехнической и т. п.).

Реформа принесла лишь долю того экономического эффекта, на который рассчитывали ее творцы. Оказалась ослаблен­ной единая техническая политика внутри продолжавших объективно существовать промышленных отраслей, лишивших­ся своих координирующих органов. Реформа ослабила хозяйственные связи между регионами, породив местничество. Как раньше министер­ства, так теперь каждый территориальный совнархоз пытался перетянуть на себя общегосударственное финансовое «одеяло».

Чтобы преодолеть местнический крен в I960 г. созданы республи­канские СНХ в Российской Федерации, Казахстане и на Украине, а в 1963 г. – Высший совет народного хозяйства СССР.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Хрущёв изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Хрущеве произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинно-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых результатов.

Дорого обошлась советскому крестьянству и печально изве­стная кукурузная эпопея. Н. С. Хрущев, посетив в 1959 г. США, вдруг горячо уверовал, что можно быстро поднять «мясную целину», если кардинально изменить структуру посевных площадей кормопроизводства: вместо травополья перейти, по примеру богатой Америки, к посеву кукурузы. Но лишь в южных районах страны кукуруза прижилась и стала при­носить доход.

^ Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования . В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С. Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт, которые были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В целом в хрущёвском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) – наиболее позитивный, когда Никита Сергеевич боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве; второй (с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году) – когда положительных результатов было меньше.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, восполнить серьёзные нарушения равновесия, от которых страдало советское общество. В нём было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжёлый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н.С. Хрущёв начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 года. Участились перебои в снабжении хлебом. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом в Америке за золото.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н.С. Хрущёв. Выявилось два направления: широкое применение математических методов в планировании, большая самостоятельность для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения, изучение экономики Запада.

Ситуация, сложившаяся в экономике, проецировалась на социальную политику Хрущева. В середине 50-х гг. был разработан пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата (ежегодно в среднем на 6%). Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенси­ях, предусматривавший их двойное увеличение для рабочих и служащих (колхозникам пенсии устанавливаются в 1965 г.). Отменяются все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров.

Бурно шло массовое строительство жилья. За 1956– 1960 гг. новоселье справили около четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

В 1961 году был провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма. Параллельно с этим была развернута атеистическая кампания.

После ХХII съезда КПСС (октябрь 1961 г.) в деятельности Хрущева началась вторая волна реформ. В марте 1962 года он провел реорганизацию всего руководящего аппарата сельского хозяйства. Согласно проекту реформы, вся партия сверху донизу меняла территориальную структуру на производственную. Её аппарат подразделялся на две параллельные структуры для промышленности и для сельского хозяйства, который объединялись только в верхах. В каждой области появилось по два обкома: по промышленности и по сельскому хозяйству – каждый со своим первым секретарём. По этому же принципу были разделены также и исполнительные органы – облисполкомы. Такая реформа была чревата конфликтами, так как вела к зародышу двухпартийной системы.

Осенью 1962 года Хрущёв высказался за частичную отмену цензуры. Он добился разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения "Один день Ивана Денисовича" Солженицына.

Прогрессивные изменения в годы правления Хрущева происходили и во внешней политике. В мае 1953г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией. В 1955г. по договоренности между СССР и США были выведены советские и американские войска из Австрии, которая благодаря этому избежала раскола на два государства и стала нейтральной. В 1956г. с Японией была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений.

Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе после второй мировой войны и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко «холодная война может перерасти в вооружённое столкновение. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран.

Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "карибский кризис" (1962 г), вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США.У СССР была и другая, более важная цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов.

Ещё одной проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно США было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз достиг значительных успехов. СССР выдвинуло много предложений о разоружении. Так Хрущёв в сентябре 1959г. выступил на ассамблее ООН с программой «всеобщего и полного разоружения» всех стран. В марте 1958г. СССР по собственной инициативе приостановил в одностороннем порядке испытания ядерного оружия. Однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены.

После "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга.

Положение Хрущёва стало особенно сложным после разрыва советско-китайских отношений. Они настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай стал предъявлять территориальные претензии к СССР. Этот разрыв пагубно сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны различиями в оценке решений XX съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся к оценке деятельности Сталина.

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. В официальном сообщении говорилось об отставке из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Фактически на Пленуме ЦК, так же как днем ранее на заседании Президиума ЦК КПСС, Хрущеву были предъявлены многочисленные обвинения в развале экономики, принижении роли советских и партийных органов, личной нескромности, стремлении единолично решать важнейшие вопросы.

^ 47. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1984гг.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

В 1953 г. Секретариат ЦК возглавил Хрущев, председателем Совета министров стал Маленков, министром ин. дел - Молотов, министром обороны - Булганин, мин. внутр. дел - Берия, председателем Верховного Совета - Ворошилов. Произошел спад культа личности Сталина.

Во втор. половине 50-х г. прод. политика, напр. на восст-е законности в общ.-полит. жизни. Была осущ. реформа системы правосудия: разработано новое уголовное законодательство, принято пол-е о прокурорском надзоре. Активно проводилась реабилитация. Политика Хрущева вызвала недовольство части партийного аппарата, его хотели снять, но это не удалось. Были сняты Маленков. Молотов, Каганович. Место Ворошилова занял Брежнев. Одновр. возрастал культ Хрущева. Он стал совмещать 2 должности: секретаря и главы правительства. Им был подготовлен новый проект Программы КПСС, который был принят на XXII съезде партии. В нем были сформул. задачи коммунизма: достижения наивысшего в мире произ-ва на душу насел., переход к коммун. самоупр-ю. Воспитание нового человека. Новая прог-ма вызвала массовый трудовой подъем населения.

Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Была разраб. новая аграр. политика: повышение гос. закупочных цен на с/х продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой пол-ки. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель: Южный Урал, Сибирь, Казахстан. В 1958 г. реорганизация МТС: колхозы стали покупать у них технику, однако это привело к росту цен на старую технику. Все эти меры позволили увел. прирост с/х продукции на 34%, но коренного улучшения не произошло. Начался новый этап укрупнения колхозов и селения неперспективных деревень. Колхозы преобраз. в совхозы. При этом исп. силовые методы. Хрущев настоятельно стал рекомендовать всем посев кукурузы, что привело к закупке зерна из-за границы.

Продолжалось развитие пром-ти. Росло машин-е и приборостроение, строились 1000 предприятий, крупнейшие из них Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий. Во второй пол. 50-х г. насчит. около 300 отраслей и видов произв-ва. В 1957 г. был принят закон о перестройке упр-я пром-ю и строительством: были созданы совнархозы и 105 экон. районов, однако это привело к нарушению единой технич. и технологич. политики внутр. промышл. отраслей.

Произошли изменения в соц. структуре. Была сделана перепись насел., выросла численность жителей. Для подростков устан. 6-часовой рабочий день, для др. рабочих он сокращ. на 2 ч. в праздники и по субботам, увел. пенсии, повысилась з/п, была отменена плата за обучение. Увел. жилищное строительство.

Началась НТР. В 1954 г. начала действ. первая промышл. электростанция на атомной энергии. В Дубне был созд. междунар. центр для проведения исследований в обл-ти ядерной физики и атомной энергии. Проектир. новые сверхскоростные самолеты авиаконструкторами Туполевым, Ильюшиным. Ученые трудились в ракетно-космической области: в 1957 г. был запущен 1-ый искусственный спутник Земли, в 1961 г. был совершен первый полет вокруг Земли. Были достигнуты значит. рез-ты в области кибернетики, вычислительной техники и электроники. Прохоров и Басов получили Нобелевскую премию за труды в области квантовой электроники. Стали нобелевскими лауреатами Семенов, Ландау, Черенков и др.

^ 48.49. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР.

Понятие “перестройка” можно опред. как попытку сохранить админ.-командный социализм, придав ему эл-ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-техн. отставания от Запада, провалы в соц. сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обесп. экон. прогресс.

Субъективной причиной перестройки яв. приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны отн. молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и общ-ва.

Можно предложить сл. периодизацию перестройки : 1-й этап – с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап – с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап – с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап – с марта 1990 по август 1991 г.

Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгл. курс на ускорение соц.-экон. развития страны, глубокие перемены в жизни общ-ва через совершенствование социализма. Ускорение предполаг. осущ. за счет научно-техн. прогресса, перевооружения машин-я и активизации “человеч. фактора”, путем повышения трудовой и экон. дисциплины. Наиболее реально перестройка прояв. на первом этапе во внеш. политике, где была выдвинута идея нового полит. мышления. Под ним понималось переосмысление совр. мира и проведение пол-ки с позиции общечеловеч. ценностей.

Начался медленный отход от идей “мировой революции”. Первые годы перестройки показ. Горбачеву (а его позиции в руководстве партии укрепились), что радик. перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. сис-мы. Сущ. 2 альтернативы развития СССР: первый мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии полит. свобод широко развернулась экон. реформа, второй вариант предполагал одновр. демократизацию и реформы. Был выбран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Понимая важность экон. вопросов, Горбачев созвал 1987 г. Пленум, на кот. предлаг. программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экон. методам руководства народным хоз-вом. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о гос. предприятии и о кооперации.

Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла пол-ка гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.

В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. Б. внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введ-е нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формир-е многопартийности. Горбачев начинает проводить пол-ку лавирования м/у консерваторами и реформистами. Но такой стиль играл на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предприн. решит. мер по ее структурному преобразованию – сохр. прежний хозяйств. механизм. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало произв-во, сниж. уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Пост. колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в “буржуазности”, “предательстве дел социализма”.

Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предл. Горбачеву выработать совместную программу экон. реформ. Было изначально разработано две программы: Рыжкова-Абалкина (“прусский” путь рыночной трансформации общества) и Шаталина-Явлинского (радикальный переход к рынку). Хотя была выбрана вторая программа, на деле план не был доведен до конца. Вместо Рыжкова председателем прав-ва стал В. С. Павлов, кот. осущ. повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился.

На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось пол-е в союзных республиках. 23 апреля 1991 г. –в Ново Огареве состоялась встреча руководителей 11 республик, на кот. б. достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. Ельцин стал терять поддержку большинства, кот. был избран на пост Председателя Верховного Совета. Он пров. досрочные выборы Президента России и побеждает.

В то же время 21 августа 1991 г. д.б. подписаться союзный договор, кот. предусм. создание федеративного гос-ва. Однако 18 августа группа рук-лей предл. Горбачеву ввести чрезв. пол-е и покончить с реформами. После отказа, его изолировали от упр-я страной.

В19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были вв. войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и рук-во России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произ. путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. Акт. роль в орг-и отпора путчу сыграли новые предприниматели – рук-во бирж, коммерческих структур. Они оказали фин. и техн. помощь рук-лям России, а их сотрудники были акт. участниками живого кольца у Белого дама. В рез-те путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события по сути подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений незав-ти, референдумов и выборов президента.

В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал сущ., а Горбачев ушел в отставку. Одновр. на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение админ.-командного социализма и ликвидация СССР были вызв. комплексом соц.-экон. причин. Прежде всего требовали легализации развивавшиеся на “теневой” криминальной основе рын. отношения. Тоталитарная полит. сис-ма не б. способна обесп. усл. для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экон. развития, боязнь потери нац. самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.

СССР в гг.


СССР в гг. Л.И. Брежнев () Ю.В. Андропов () К.У. Черненко () М.С. Горбачев ()


14 октября 1964 года – смещение Н.С. Хрущева с постов первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров 1. Сосредоточение в руках Н.С. Хрущева всей полноты партийной и государственной власти. 2. Отход от коллективного руководства страной. 3. Усталость партаппарата от реформирования и нестабильности своего положения. 4. Стремление партаппарата прекратить процесс либерализации общества и восстановить контроль над всеми сторонами общественной жизни. 5. Наличие серьезных проблем в экономике и социальной сфере. 6. Приход к власти Л.И. Брежнева – противника реформ. Причины - ?


Л.И. Брежнев () 1.«Эпоха застоя», стагнация - период в истории СССР, характеризовавшийся замедлением темпов развития страны и неспособностью высшего руководства решать накопившиеся в советском обществе проблемы – время предкризисного состояния советской общественной системы. 2. «Эпоха развитого социализма» - историческая эпоха со зрелыми социалистическими отношениями и их постепенным перерастанием в коммунистические отношения в течение длительного периода (связана с кризисом коммунистической идеологии). 3. «Период двадцатилетней стабильности» - время политического руководства СССР Л.И. Брежневым с внутриполитической стабильностью и относительным материальным благополучием советских граждан.




Политические взгляды Брежнева 1. Приверженность коммунистическим идеям. 2. Установка на сохранение однопартийной системы и руководящей роли КПСС. 3. Установка на сохранение плановой экономики. 4. Забота о материальном благосостоянии народа. 5. Стремление обеспечить мирные условия развития страны и не допустить войны. 6. Приверженность к коллегиальному руководству и кадровой стабильности. 7. Несклонность к реформированию, консервативное мышление. 8. Бесконфликтное политическое поведение. 9. Положительное отношение к И.В. Сталину.


Руководство СССР е гг. Н.В. Подгорный – Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС А.Н. Косыгин – Председатель Совета Министров СССР




Характерные черты политической жизни СССР в е гг. 1. Несменяемость руководящих кадров, старение руководства страны. 2. Коллегиальное руководство страной. 3. Повышение руководящей роли КПСС и ее контроля над всеми сферами общественной жизни. 4. Полное сращивание государственного и партийного аппарата. 5. Централизация управления. 6. Рост бюрократического аппарата. 7. Отказ от построения коммунизма в ближайшее время и провозглашение концепции развитого социализма. 8. Возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной. 9. Реабилитация И.В. Сталина - неосталинизм (десталинизация). 10. Идеологизация общественной жизни. 11. Отрыв правящей элиты от общества и превращение ее в закрытый привилегированный слой (партноменклатуру). 12. Расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране. 13. Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти.


Март 1965 г. – пленум ЦК КПСС – объявлено о начале экономических реформ в предстоящей VIII пятилетке (). А.Н. Косыгин – председатель Совета министров СССР


Экономические реформы А.Н. Косыгина 1965 г. Задачи VIII пятилетки () в промышленности: 1. Ликвидированы совнархозы и восстановлены единые отрасли во главе с министерствами. 2. Выросли среднегодовые темпы экономического роста. 3. Построено около 2 тысяч промышленных предприятий, 4. Появились производственные и научно-производственные объединения (НПО). 5. Началось движение «бригадного подряда», которые стимулировали высокопроизводительный, высококачественный труд и повышали личную ответственность работников. Результаты VIII пятилетки: 1. Переход от административных к экономическим методам управления. 2. Сокращение числа директивных плановых показателей. 3. Укрепление хозрасчета предприятий. 4. Внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.


Задачи, поставленные на МАРТОВСКОМ ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС 1965 г. в сельском хозяйстве УЛУЧШЕНИЕ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: 1. ПЕРЕХОД К ТВЕРДЫМ ПЛАНАМ НА ГОДЫ; 2. СНИЖЕНИЕ ПЛАНОВ ОБЪЕМОВ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ; 3. ПОВЫШЕНИЕ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН НА %; 4. СТИМУЛИРОВАНИЕ СВЕРХПЛАНОВОЙ ПРОДУКЦИИ 50% НАДБАВКОЙ ВВЕДЕНИЕ ГАРАНТИРОВАННОЙ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ДЛЯ КОЛХОЗНИКОВ, ПОДДЕРЖКА ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ. УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ, ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ, ХИМИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, РАСШИРЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ. ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: НА VIII ПЯТИЛЕТКУ (1966 – 1970 гг.) ПЛАНИРОВАЛОСЬ ВЛОЖИТЬ ПО ЛИНИИ ГОСУДАРСТВА И КОЛХОЗОВ 71 МЛРД. РУБЛЕЙ – СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ЗА ВСЕ 19 ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ


СРЕДНИЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СССР ПО ПЯТИЛЕТКАМ (в %) ПЯТИЛЕТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ VII 1961 – 1965 VIII 1966 – 1970 IX 1971 – 1975 X 1976 – 1980 XI 1981 – 1985 ПРОИЗВЕДЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД 6,5 7,8 5,44,33,6 ПРОДУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 8,6 8,5 7,44,43,7 ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (СРЕДНЕГОДОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО) 2,3 3,9 2,51,71,1 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА 6,1 6,8 4,53,53,1 РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ 3,6 5,9 4,43,42,1 Преобразования VIII пятилетки дали лишь временный эффект. В е гг. темпы социально-экономического роста существенно ослабли:


1.«Пражская весна 1968 г.». 2. Реформы шли в рамках командно-административной системы. 3. Возросла численность управленческого персонала страны. 4. Система назначений кадров находилась под жестким контролем партийных органов. 5. Централизованная плановая экономика закрывала простор для самостоятельности и инициативы граждан. 6. Гонка вооружения. Рост расходов на ВПК (20 %) 7. СССР отставал от стран Запада микроэлектронике, информатике, робототехнике, биотехнологии и др. 8. Начало 1960-х гг. - открыты нефтегазовые месторождения в Западной Сибири. 1)За счет нефтедолларов решали продовольственную, космическую и другие проблемы. 2)Легкомысленное «проедание» природных запасов, бесхозяйственность и нерациональное расходование средств. 3)Начало 1980-х гг. - цены на нефть упали, - начались экономические проблемы. 9. Экономика страны носила автаркический (изоляционистский от мировой экономики) характер. 10. Формирование «теневой экономики». Развитие коррупции. Причины:


Достижения социальной политики СССР х гг.: 1. С 1965 до середины 1980-х гг. стали получать ежемесячную зарплату колхозники, 2. росли пенсии и стипендии, 3. существовала развитая система бесплатных социальных услуг (здравоохранение, образование, детские учреждения); 4. ощутимые льготы устанавливались для пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ. 5. На рубеже х гг. началась «потребительская лихорадка» (земельные участки, автомобили, обустройство квартир и т.д.).


Противоречия социальной политики СССР х гг. : 1. Государство сдерживало цены и искусственно поднимало заработную плату за счет «нефтедолларов». 2.«Социалистическая» экономика не удовлетворяла нараставшие потребности населения. 3. Дефицит затронул практически всю сферу товаров и услуг (по уровню потребления на душу населения СССР занимал 77-е место в мире). 4. Отсутствие стимула к труду, уравниловка в зарплате пробуждали население к получению «левых» приработков в строительстве, ремонте жилья, автомашин, бытовых приборов и т. п. 5. Недовольство уравниловкой» проявлялось и в таких формах, как прогулы, опоздания, низкая производительность труда и пр. 6. Многочисленные трудовые почины и разные формы социалистическою соревнования превращались в кратковременные кампании и показуху.


Общественная жизнь страны 1. Новый всплеск народного энтузиазма: 1)Коммунистические субботники 2)Бригады «коммунистического труда» на предприятиях. 3)«Народные дружины» и помощь милиции. 2. Рост численности партии. Членство в партии - необходимое условие служебного роста. 3. Сохранение дефицита и уравнительной системы распределения. 4. Рост социальной апатии, моральное разложение общества. 5. Рост привилегий многочисленного партийно-государственного слоя «управляющих». 6. Усиление коррупции и казнокрадства.



Общественное движение в х гг. 1.«Сталинисты-консерваторы». Журналы – «Октябрь», «Огонек». Н.Грибачев, В.Кочетов, И.Шевцов, М.Бубеннов. 2.«Почвенники». Журнал – «Молодая гвардия». А.Никонов. Общество охраны памятников. С. Куняев, В. Кожинов, О. Михайлов. 3.«Шестидесятники». Журнал – «Юность». С Рассадин. 4. Диссиденты (лат. - несогласные или инакомыслящие): 1) Национальное движение, боровшееся за национально-государственную независимость отдельных народов. 2) Религиозное движение, выступавшее за свободу совести и вероисповедания. 3) Движение за возвращение на историческую родину (евреи, немцы). 4) Правозащитное движение, боровшееся за соблюдение прав человека.


Диссидентское движение Диссидент (лат. несогласный, инакомыслящий) – это гражданин, не разделяющий господствующую в обществе официальную идеологию. Диссидентство - это движение советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставивших целью либерализацию политического режима в СССР.


Причины возникновения диссидентского движения Несоответствие провозглашенных в Конституции СССР прав и свобод граждан реальному положению дел в стране. Отход советского руководства от политики десталинизации (оттепели). Подписание Советским Союзом в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки, зафиксировавшего обязательства соблюдать права человека. Острая идеологическая борьба в условиях «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ».




Идейные направления диссидентского движения. 1. Рой А. Медве́дев (14 ноября 1925, Тифлис) советский и российский историк, политический деятель, один из представителей левого крыла диссидентского движения в СССР. Выступал за либерализацию советского общественного строя путем правительственных реформ за социализм с человеческим лицом.


2. Андрей Сахаров - «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»: мирное сближение двух общественно-политических систем в единое плюралистичекое общество. Выступал за конвергенцию (сочетание) социализма и капитализма. Идейные направления диссидентского движения.


3. Александр Солженицын - «Открытое письмо вождям Советского Союза»: возвращение к национальным дореволюционным ценностям и нормам жизни. Выступал за установление сословной беспартийной монархии, возрождение православия, семьи и величия России. Идейные направления диссидентского движения.


Цели диссидентского движения Демократизация (либерализация) общественно-политической жизни в СССР. Предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод (соблюдение прав и свобод гражданина и человека в СССР). Отмена цензуры и предоставление свободы творчества. Снятие «железного занавеса» и установление тесных контактов с Западом. Недопущение неосталинизма. Конвергенция социалистической и капиталистической общественных систем.


Методы борьбы диссидентов Направление писем и обращений к официальным властям. Издание и распространение рукописных и машинописных изданий самиздат. Публикация произведений за рубежом без разрешения советских властей тамиздат. Создание нелегальных организаций (групп). Организация открытых выступлений.


Основные события, связанные с диссидентским движением г. - суд над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, опубликовавшими свои произведения на Западе без разрешения властей.


2. 5 декабря 1966 г. – демонстрация в День Советской Конституции (5 декабря) на Пушкинской площади в Москве 200 человек под лозунгом «Уважайте Советскую Конституцию!» в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, положившая начало правозащитному Движению в СССР.


3. В 1968 г. началось издание под редакцией Натальи Горбаневской машинописного бюллетеня «Хроника текущих событий», публиковавшего материалы о нарушении прав человека в СССР. «Хроника» выходила почти непрерывно с 1968 до 1983 гг. и была наиболее полным и точным сводом исторических сведений о диссидентской активности и политических преследованиях в СССР.


Г. - акция протеста на Красной Площади 8 человек против ввода советских войск в Чехословакию. Демонстрация была сидячей и происходила у Лобного места. Демонстранты Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг ровно в 12 часов дня развернули плакаты с лозунгами «мы теряем лучших друзей», «At žije svobodné a nezávislé Československo!»,«Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!», «Свободу Дубчеку!». В течение нескольких минут демонстранты были арестованы, патрулировавшими Красную площадь сотрудниками милиции и КГБ в штатском, избиты и доставлены в отделение милиции.


Г. - Александр Солженицын был выслан из СССР в ФРГ г. - создана первая правозащитная организация – «Комитет прав человека в СССР», в состав которого вошли Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Александр Галич и др.


Г. - раскрыт и разгромлен – созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества г. - капитан 3-го ранга, замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» В. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь...». Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой». Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.


Г. - создана правозащитная организация «Группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений» физиком Юрием Орловым Существует и по сей день под названием «Московская Хельсинкская группа». Ее уставная цель содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). МХГ член Международной Хельсинкской Федерации по правам человека.


Г. - академик А. Д. Сахаров сослан в г. Горький. 11. Начало 1980-х гг. - в результате массовых арестов диссидентов, диссидентское движение в СССР было ликвидировано. А. Сахаров и Е. Боннэр на кухне своей квартиры в Горьком, 1980-е гг.


Борьбой с диссидентским движением занималось созданное по инициативе Ю. В. Андропова 5-е управление Комитета государственной безопасности. Основными мерами подавления диссидентства были: 1)Уголовное преследование и заключение в места лишения свободы. 2) Запрет на творческую деятельность. З) Помещение в психиатрические лечебницы. 4) Высылка за границу. Борьба советских властей с диссидентским движением.


Укорененность в сознании народа советских реалий. Относительное материальное благополучие жизни советских граждан по сравнению с временем войны, голода и репрессий. Нелегальное положение диссидентов, отсутствие возможности открытого распространения своих идей. Наличие у государства мощного репрессивно- карательного и идеологического аппарата, направленного на подавление диссидентского движения. Идейная и организационная разобщенность диссидентов. Причины слабого распространения диссидентского движения в СССР.


1. Признавал необходимость модернизации экономической и политической системы «реального социализма», однако при сохранении и усилении контроля КПСС и КГБ над населением. 2. Началась борьба с «нетрудовыми доходами» и мелкой спекуляцией. 3. Развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины, как основное средство решения экономических проблем. 4. Предполагалось перейти к расширению самостоятельности предприятий, хозрасчету, кооперативам и т. д. Смерть Андропова в феврале 1984 г. и приход к власти тяжело больного К.У. Черненко, которому было уже 73 года, заморозило намечанные реформы гг. – правление Ю.В. Андропова
МЕРЫ,НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДЪЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ – ХОЗРАСЧЕТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛИКВИДАЦИЯ СОВНАРХОЗОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ СОЧЕТАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗ ЦЕНТРА И НИЗОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВЕРХУ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ – ОБЪЕМА РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ ВНЕДРЕНИЕ В ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИКУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ, КРЕДИТ, ПРЕМИИ РАЗРЕШИТЬ ЧАСТЬ ПРИБЫЛИ ОТЧИСЛЯТЬ В ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ СЕНТЯБРЬСКИЙ 1965 г. ПЛЕНУМ ЦК КПСС


ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СССР (КОНСТИТУЦИЯ 1977 года) КОМИТЕТ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЦК КПСС СОВЕТ СОЮЗА КПСС КОМИТЕТ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ СССР ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР СССР ПРОКУРАТУРА СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ПРОКУРАТУРА АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ СОВЕТ МИНИСТРОВ СССРВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ВЕРХОВНЫЙ СУД СССР ВЕРХОВНЫЕ СОВЕТЫ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТНЫЕ СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, НАРОДНЫЕ СУДЫ МИНИСТЕРСТВА И ГОСКОМИТЕТЫ СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СОВЕТЫ МИНИСТРОВ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, ИСПОЛКОМЫ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ КРАЕВЫЕ, ОБЛАСТНЫЕ ПАРТИЙНЫЕОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПАРТИЙНЫЕОРГАНИЗАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК КПСС СЕКРЕТАРИАТ ЦК КПСС ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС ЦК КПСС


ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР(1977 – 1989 гг.) ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СОВЕТ СОЮЗА СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПОСЕЛКОВЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ


КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ В –е гг. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ОТСУТСТВИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБ НОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОТСУТСТВИЕ У НАСЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТИМУЛОВ К ТРУДУ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСПОДСТВО АДМИНИСТРАТИВНО- КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ НАМЕТИЛОСЬ ОТСТАВАНИЕ ВО ВСЕХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ НЕ ВЫПОЛНЯЛИСЬ ПЛАНЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ ТЕХНИКИ И РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СНИЖАЛИСЬ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УВЕЛИЧИВАЛОСЬ ЧИСЛО УБЫТОЧНЫХ ХОЗЯЙСТВ УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ НЕ ПРИНОСИЛО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОБЪЕМ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ СОКРАЩАЛСЯ. В гг. ОН СОСТАВЛЯЛ 13% СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА, А В гг. – 6% В ПРОМЫШЛЕННОСТИВ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ П Р О Я В Л Е Н И Е


СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В 70-е – НАЧАЛЕ 80-Х ГОДОВ ФИНАНСИРОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПО «ОСТАТОЧНОМУ» ПРИНЦИПУ МАССОВЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЖИЛЬЯ УВЕЛИЧЕНИЕМ РАЗМЕРОВ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРПЛАТЫ НИЗКООПЛАЧИВАЕМЫМ КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ «НОМЕНКЛАТУРЫ» ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ХАРАКТЕРИЗОВАЛАСЬ НЕОПРАВДАНЫМ СБЛИЖЕНИЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОЧИХ РОСТОМ ЗАРПЛАТЫ БЕЗ УЧЕТА РЕАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ СЛЕДСТВИЕМ ПРОТИВОРЕЧИВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЫЛО: РАСТУЩЕЕ НЕДОВОЛЬСТВО В СТРАНЕ ПАДЕНИЕ АВТОРИТЕТА КПСС РОСТ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ (ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, КОРРУПЦИЯ) РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В НАЧ. 80-х (ПО СРАВНЕНИЮ С гг.) УМЕНЬШИЛИСЬ 2,8 РАЗА


ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ П Р О Т И В О Р Е Ч И Я П О С Л Е Д С Т В И Я МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ И БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖДУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ С ЕЕ СТАРЫМИ ПОДХОДАМИ И НОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МЕЖДУ ПРОВОЗГЛАШЕННЫМИ ИДЕАЛАМИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА И РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ МЕЖДУ ТРИБУННЫМИ ЗАКЛИНАНИИ И НАРОДОВЛАСТИИ И ВОЛЮНТАРИЗМОМ И СУБЪЕКТИВИЗМОМ НА ПРАКТИКЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ РУКОВОДЯЩЕЙ РОЛИ ПАРТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ВСЕХ ПРОБЛЕМ В СТРАНЕ И Т.Д. ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЗАКОСНЕНИЕ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ДОГМАТИЗМ В ИДЕЙНОЙ СФЕРЕ НАРАСТАНИЕ МАССОВОГО СКЕПТИЦИЗМА, ПОЛИТИЧЕСКОЙ АПАТИИ ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СЛАВОСЛОВИЕ ВОЗВЕЛИЧЕВАНИЕ РОЛИ Л.И. БРЕЖНЕВА


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР гг. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ЗАПАДОМ УКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА ПОДДЕРЖКА КОМУНИСТИЧЕСКИХ И НАЦИОНАЛЬНО- ОСВОБОДИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ август 1970 г. - подписан советско- западногерманский договор сентябрь 1971 г. - подписано соглашение между СССР, Англией и Францией по Западному Берлину 1971 г. принятие Программы мира 1972 г.- заключен договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ОСВ 1) август 1975 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ 1971 г. - принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции проводилась «доктрина Брежнева» - ограниченного суверенитета по отношению к социалистическим странам 1968 г. - ввод советских войск в Чехословакию в конце 60-х гг. осложнение отношений с Китаем политическая поддержка, военная и экономическая помощь странам Азии и Африки участие в региональных конфликтах. В 1967 г. на стороне Египта и Сирии в арабо-израильском, в 1971 г. на стороне Индии в индо- пакистанском конфликтах. В 1974 г. - поддержка просоветского режима в Эфиопии г. - ввод советских войск в Афганистан


ФАКТОРЫ,ОПРЕДЕЛИВШИЕ СПОЛЗАНИЕ СССР К КРИЗИСУ(70-е – НАЧАЛО 80-х ГОДОВ) ЗАКОСТЕНЕЛЫЙ, АРХАИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ; СТРАНА ПОВЕРНУЛА ОТ СТРАТЕГИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ К ВОЗРОЖДЕНИЮ УСТАНОВОК, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ «КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА»; ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ ОТЛИЧАЛИСЬ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ И НЕ ПРИВОДИЛИ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ; УСЛИВАЛОСЬ ОТЧУЖДЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ ОТ СОБСТВЕННОСТИ, ОТСУТСТВОВАЛИ СТИМУЛЫ К ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОМУ ТРУДУ; НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ, ГОСПОДСТВО «ВАЛА», НЕРЕНТАБЕЛЬНОЕ, ЗАТРАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО; НЕПОНИМАНИЕ РУКОВОДСТВОМ ТОГО, ЧТО КОМАНДНО- АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ИСЧЕРПАЛА СВОЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

После смещения Н.С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, в 1982-1984 гг. - Ю.В. Андропов, 1984-1985 гг. - К.У. Черненко. Это время позже стали называть периодом "застоя" (а тогда именовали "развитым социализмом"), "золотой век" советской бюрократии, достигшей всевластия. В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС при формальной демократии. В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г., ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты), самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Брежнев Леонид Ильич (1906-1982), советский политический деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1966 г.), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (с 1977 г.).

Родился 19 декабря 1906 г. в селе Каменском (ныне город Днепродзержинск, Украина) в семье рабочего-металлурга.

Учился в гимназии, землеустроительно-мелиоративном техникуме. Окончил металлургический институт. Начал делать профсоюзную, а после вступления в 1931 г. в ВКП (б) - партийную карьеру. В годы Великой Отечественной войны Брежнев был политработником (начальник политотдела 18-й армии, с 1945 г. - начальник политуправления 4-го Украинского фронта).

После войны он резко продвигается по партийной лестнице: в 1950 г. становится первым секретарём ЦК КП (б) Молдавии, в 1957 г. - членом Президиума Верховного Совета СССР, а с 1960 г. - возглавляет Верховный Совет.

В 1963 г. Брежнев возвращается в ЦК и активно участвует в подготовке смещения Н.С. Хрущёва.

После "партийного переворота" 1964 г. занимает пост Первого секретаря ЦК КПСС; фактически это означает, что Брежнев становится руководителем государства. Первоначально Брежнев не был реальным претендентом на эту должность. Брежнев получил пост в результате компромисса между группировками, свергнувшими Хрущёва, однако прекрасно справился с ситуацией, показав пример политического маневрирования. Его характер, образование, опыт соответствовали требованиям времени: доброжелательный, вежливый, простой человек, консервативный, исполнительный чиновник, типичный "аппаратчик". Командно-административной системе, господствовавшей в тот период в Советском государстве, нужен был не вождь, а функционер.

С 1966 г. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС. В 1977 г. он объединяет этот пост с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Брежнев руководил государством на протяжении 18 лет. Это время называют как "годами разрядки и стабилизации", так и "годами застоя". Было достигнуто военно-стратегическое равновесие между СССР и США, подписаны договоры по ПРО, ОСВ-1 и ОСВ-2, Акт о безопасности и сотрудничестве в Европе, активно развивались некоторые отрасли промышленности, рос национальный валовой доход и т.д.

Наряду с этим обнаружились провал в экономике, отставание в науке и технике, непомерный рост бюрократии, была начата война в Афганистане. Последние годы Брежнев сильно болел и практически не мог вести дела. "Аппарат" справлялся и без руководителя. По подсчётам экономистов, 1982 год (год смерти Брежнева) - самая кризисная точка развития Советского государства, которая определила последующую перестройку, а затем и слом политической и экономической систем.

В конце 50-х - начале 60-х годов падали темпы экономического развития. Для руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. В реформу были вложены некоторые принципы рыночной экономики прибыль, хозрасчет. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Уменьшение рождаемости населения привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Успешнее других шло решение жилищных проблем. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно отставало от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями. Это время часто называют двадцатилетием упущенных возможностей, брежневской эпохой. Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека: 1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР в октябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов 3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа. Пришедшая к власти команда Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности- отказ от радикальных перемен прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики культа личности Сталина и пр. - укрепление существующей общественно-политической системы тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя - в данном случае Брежнева - тихую реставрацию ряда элементов сталинизма практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции. Естественными спутниками этих процессов явились: Невиданных размеров коррупция. Теневая экономика. Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры - формирование организованной преступности - мафии особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве. Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля снизу, чувствовали себя полновластными хозяевами своих республик, регионов, заводов и пр. Падение престижа власти.



Интриги, чинопочитание, угодничество. Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в обществе развитого социализма корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благополучия. В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция - Конституция развитого социализма. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании новой исторической общности - советского народа. Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией. Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев ноябрь 1982 - февраль 1983. Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер которые часто выходили за рамки конституционных мер.В феврале 1984 г.



Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко,возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества - 1964 - 1985 гг. - приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 - 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой - по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. - средняя;

— 1977 — 1985 гг. - поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра - 1964 - 1977 гг. - в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану - в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 - 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения - улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех - «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев - Подгорный - Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение - группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве - предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий - в 1972 - 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев - в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин - в 1967 - 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко - в 1957 - 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов - в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко -. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов - секретарь ЦК КПСС;

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов - в делах КГБ; Устинов - в оборонных вопросах; Кунаев - в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев - Подгорный - Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение - главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 - 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет - стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.