Эскиз коня для резьбы по дереву. Особенности контурной резьбы по дереву

Художественная резьба по дереву всегда выглядит очень эффектно. Большинство людей даже не догадываются, каким образом такие изделия возможно осуществить. Представляется, что для этого нужна огромная физическая сила, а кроме того, художественный вкус и образование. Однако вырезать красивый орнамент не так сложно, как кажется, стоит только немного подучиться технике выполнения и, что называется, набить руку. Мы покажем популярные рисунки для изучения техники резьбы по дереву, которые пригодятся начинающим и мастерам!

Ни для кого не секрет, что для ручной творческой работы необходимо не только владеть навыками данного искусства, но и иметь вдохновение, желание и, конечно, время. Чтобы все эти параметры сошлись воедино, мастеру могут помочь рисунки для изучения простой резьбы по дереву. Для рождения идеи помогают не только чертежи, но и фотографии работ других умельцев.

Существуют эскизы для различных видов резьбы по дереву, и здесь можно найти подходящий для себя эскиз совершенно бесплатно.

Разбираем рисунки для резьбы по дереву: эскизы для геометрии

Для начинающих мастеров хорошо подойдут чертежи для геометрической резьбы. Это легкий и эффектный вид вырезания из дерева. Для этого нужно лишь определить для себя, какие участки выпуклые, а какие – вогнутые, в таком случае выйдет правильная картинка на дереве.

Доски в геометрической и плоскорельефной технике.

Трафарет.

Трафареты можно менять – например, уменьшать количество элементов, или, напротив, добавлять детали для более интересного результата.

Трафареты для прорезной резьбы.

Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.

Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы.

Контурная резьба отличается тем, что на дереве выпиливается контурный рисунок. В этой технике можно сделать очень много различных картин, для нее необязательно брать готовый трафарет для резьбы. Для декора детской можно обвести раскраску и использовать ее в качестве эскиза. Также, если Вы не умеете рисовать, можно взять любой набросок, выполненный карандашом, и перенести его на дерево. В этой технике хорошо получаются изображения животных, птиц, а также пейзажей и натюрмортов. На изображениях хорошо видны примеры того, что можно вырезать по дереву в этой технике.

Чернолаковая резьба – разновидность контурной, где по крашеному дереву вырезается светлый контур.

Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву.

Этот вид отличается тем, что рисунок находится над фоном. При этом узор имеет одинаковую высоту. Фон бывает текстурным, а бывает гладким. Края, вырезанного узора, как правило, заоваливаются, то есть тщательно зашкуривается, чтобы они были плавными, как бы овальными. Эта техника требует чуть большего мастерства, чем другие, но изделия, выполненные таким образом, выглядят потрясающе. На фото – примеры и эскизы для резьбы в этом стиле.

Оформление шкатулок в различных техниках резьбы.

Особым видом можно выделить рисунки для шкатулок. Их можно выполнить в различных техниках: прорезной резьбой, подкладывая под рисунок основу из ткани, фольги или благородных сортов дерева подходящего цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой относятся геометрическая и контурная, или другим подвидом. Отличается она тем, что в плоском фоне проделываются углубления на одинаковую глубину. В случае с геометрической техникой углубления, как правило, имеют форму треугольников или четырехугольников. Кроме этого, есть еще скобчатая резьба, которая тоже является разновидностью плосковыемчатой и хорошо подходит для оформления шкатулок. На изображениях можно видеть шкатулки, выполненные в различных стилях.

Художественная резьба по дереву всегда выглядит очень эффектно. Большинство людей даже не догадываются, каким образом такие изделия возможно осуществить. Представляется, что для этого нужна огромная физическая сила, а кроме того, художественный вкус и образование. Однако вырезать красивый орнамент не так сложно, как кажется, стоит только немного подучиться технике выполнения и, что называется, набить руку. Мы покажем популярные рисунки для изучения техники резьбы по дереву, которые пригодятся начинающим и мастерам!

Ни для кого не секрет, что для ручной творческой работы необходимо не только владеть навыками данного искусства, но и иметь вдохновение, желание и, конечно, время. Чтобы все эти параметры сошлись воедино, мастеру могут помочь рисунки для изучения простой резьбы по дереву. Для рождения идеи помогают не только чертежи, но и фотографии работ других умельцев.

Существуют эскизы для различных видов резьбы по дереву, и здесь можно найти подходящий для себя эскиз совершенно бесплатно.

Разбираем рисунки для резьбы по дереву: эскизы для геометрии

Для начинающих мастеров хорошо подойдут чертежи для геометрической резьбы. Это легкий и эффектный вид вырезания из дерева. Для этого нужно лишь определить для себя, какие участки выпуклые, а какие – вогнутые, в таком случае выйдет правильная картинка на дереве.

Доски в геометрической и плоскорельефной технике.

Трафарет.

Трафареты можно менять – например, уменьшать количество элементов, или, напротив, добавлять детали для более интересного результата.

Трафареты для прорезной резьбы.

Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.

Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы.

Контурная резьба отличается тем, что на дереве выпиливается контурный рисунок. В этой технике можно сделать очень много различных картин, для нее необязательно брать готовый трафарет для резьбы. Для декора детской можно обвести раскраску и использовать ее в качестве эскиза. Также, если Вы не умеете рисовать, можно взять любой набросок, выполненный карандашом, и перенести его на дерево. В этой технике хорошо получаются изображения животных, птиц, а также пейзажей и натюрмортов. На изображениях хорошо видны примеры того, что можно вырезать по дереву в этой технике.

Чернолаковая резьба – разновидность контурной, где по крашеному дереву вырезается светлый контур.

Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву.

Этот вид отличается тем, что рисунок находится над фоном. При этом узор имеет одинаковую высоту. Фон бывает текстурным, а бывает гладким. Края, вырезанного узора, как правило, заоваливаются, то есть тщательно зашкуривается, чтобы они были плавными, как бы овальными. Эта техника требует чуть большего мастерства, чем другие, но изделия, выполненные таким образом, выглядят потрясающе. На фото – примеры и эскизы для резьбы в этом стиле.

Оформление шкатулок в различных техниках резьбы.

Особым видом можно выделить рисунки для шкатулок. Их можно выполнить в различных техниках: прорезной резьбой, подкладывая под рисунок основу из ткани, фольги или благородных сортов дерева подходящего цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой относятся геометрическая и контурная, или другим подвидом. Отличается она тем, что в плоском фоне проделываются углубления на одинаковую глубину. В случае с геометрической техникой углубления, как правило, имеют форму треугольников или четырехугольников. Кроме этого, есть еще скобчатая резьба, которая тоже является разновидностью плосковыемчатой и хорошо подходит для оформления шкатулок. На изображениях можно видеть шкатулки, выполненные в различных стилях.

Древнее искусство резьбы по дереву и фанере всегда считалось увлекательным занятием, с помощью резных украшений возводили уникальной красоты терема и избы, большинство из которых и сегодня относят к памятникам архитектуры. Вудкарвинг, или резьба по дереву, становится популярным мастерством, применяют его для изготовления крупных и мелких шедевров. Начинающим мастерам помогают создавать шедевры готовые трафареты для резьбы по дереву – специальные шаблоны, по которым создаются объёмные орнаменты, узоры.

Древнее искусство резьбы по дереву всегда считалось увлекательным занятием

Трафареты для работы по дереву используют для того чтобы готовые идентичные узоры перенести на объёмную плоскость. Чаще всего, такую работу проделывают для украшения стен и оконных наличников, поэтому и считаются самыми распространенными эскизы для работы с деревянными поверхностями.

Резные узоры, выполненные с помощью трафарета, мастерами подразделяются на несколько видов:

  • ленточного резного орнамента;
  • резных наличников;
  • резных балясин;
  • пилястр;
  • полотенец;
  • кронштейнов.

По таким готовым шаблонам даже начинающий мастер может скомпоновать и самостоятельно создать уникальный рисунок и настоящий шедевр резного искусства. С помощью готового трафарета легко можно украсить любое изделие из дерева. Художественная резка и ажурные рисунки, как правило, пригодятся при украшении:

  • предметов мебели;
  • посуды;
  • рамок для картин или фотографий;
  • шкатулки.

В том случае, если мастер желает в своей работе передать определенные национальные мотивы или особенности предмета, следует предварительно изучить тонкости и нюансы орнаментов и узоров.

Как научиться резьбе по дереву (видео)

Эскизы для узоров: инструкция

Тем мастерам, которые не так давно взяли в руки инструменты, опытные мастера рекомендуют учитывать следующие нюансы при подготовке к работе:

  • шаблон для гравюры должен быть максимально простым и понятным, без сложных и витиеватых элементов;
  • для каждого вида резьбы существуют свои шаблоны для работы;
  • линии с имеющегося шаблона на материал для работы переносят максимально точно, так как только так можно добиться аккуратности в работе.

Выбирая рисунок для последующего перенесения его на материал, стоит учитывать ряд тонкостей, которые помогут изготовить изделие профессионально и мастерски.

  1. Для крупного изделия не следует выбирать ажурный орнамент или рисунок с мелкими деталями. Такой рисунок потеряется на готовой вещи и не сделает её уникальной.
  2. Мелкие вещи не украшаются узорами с крупными элементами и деталями орнамента, чтобы не скрыть форму и уникальность изделия.
  3. Пропорции при перенесении деталей на фрагменты изделия следует соблюдать до тонкостей, чтобы не нарушить целостность готового орнамента.

Не следует приступать к работе без предварительного создания эскиза, который можно изготовить самостоятельно или скачать готовые фотографии из интернета.

Резные рамки для зеркала: интересная идея

Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала.

Такие предметы интерьера не только сморятся богато и уникально, но добавляют интерьеру комнату особенную «изюминку». Для вырезывания рамок для зеркала специалисты рекомендуют использовать несколько основных стилей для работы.

  1. Стиль двойной барокко содержит два контура внутри и снаружи, представленные ажурными завитками. Мастера включили в этот стиль профиль пера, он отражает некоторую легкость и изящество изделия прямоугольной формы.
  2. Для зеркал идеально подходит профиль перо с тыльником, предусматривающий плотную заднюю часть, куда и крепится зеркало.
  3. Изысканный профиль имеет также стиль гантель, несмотря на некоторую массивность рамки. Именно такие рамы неплохо держат тяжелое и массивное зеркало.

Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала

Для изготовления зеркальных рамок используются и специальные методы декорирования:

  • золочение с предварительной полировкой;
  • лакирование материалом прозрачного состава;
  • патина, или искусственное старение дерева;
  • антикварное оформление трещинами под названием кракелюр.

Для того чтобы переносить узор с трафарета на изделие, используют мягкие карандаши, перенося орнамент максимально точно и аккуратно.

Трафареты картинки для лобзика и резьбы по дереву в карандаше: как сделать

Тем умельцам, которые только начинают себя пробовать в качестве резчика по дереву, следует понимать, что качественную резку можно сделать только после того как будет правильно заготовлен шаблон для вырезания.

  1. Изначально стоит определиться с заготовкой для резьбы. Начинающим умельцам лучше подойдет геометрическая резьба на плоскости или несложная деревянная фигурка.
  2. На бумаге карандашом делается набросок эскиза, при этом на нем четко определяются основные зоны и места, где планируется нанесение резьбы.
  3. С помощью специальных приспособлений для черчения изображение переносится миллиметровую бумагу.
  4. Повторяющиеся детали изготавливаются из плотной бумаги или плотного картона.
  5. Готовое бумажное лекало закрепляется на деревянную основу и копируются.

При изготовлении трафаретов для резьбы, выполненной в прорезной технике, мастера рекомендуют изначально пользоваться плотной бумагой для лекала.

Геометрическая и плоскорельефная резьба: что это такое

Название геометрической резьбы по дереву идет от основных деталей и элементов в основе узора: геометрических форм, фигур и их элементов. Используют такие орнаменты для украшения мебели, домашней утвари.

Для создания этой гравировки потребуется несложный набор инструментов:

  • отрезок доски из дерева мягкой породы;
  • специальный нож-косяк;
  • простой мягкий карандаш;
  • линейка.

При изготовлении изделия не потребуется накладная бумажная заготовка, так как элементы геометрического узора можно наносить прямо на деревянную заготовку.

Плоскорельефная резьба делается аналогичным способом, но рисуночными элементами выступают не геометрические фигуры, а изображения животных, элементов природы, людей. Используется этот вид резьбы также для изготовления нард.

Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком

Для такой деревянной гравюры понадобятся материалы:

  • набор резцов по дереву;
  • мягкая деревянная заготовка;
  • наждачная бумага, карандаши.

Изготавливают изделие с соблюдением определенной последовательности действий.

  1. Древесину заранее зачищают и подготавливают для работы. Рисунок наносится на копировальную бумагу и переносится на заготовку.
  2. Контурная резьба делается по рисунку, предварительно выбирается рельеф и рамка изделия.
  3. По окончании работа обрабатывается морилкой, красителем или просто акварельными красками. Зачищается наждачной бумагой.

Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком.

Цветы: резьба по дереву для начинающих

Цветы являются одним из основных элементов многих узоров для резьбы по дереву. Вырезать этот элемент несложно, важно соблюдать последовательность действий и принцип работы.

  1. На деревянную поверхность наносится рисунок в виде кругов и размечаются детали будущего цветка.
  2. Центральные круги подрезают по кругу, после чего срезают от внешнего круга к центру.
  3. После разметки лепестков их прорезают по контуру, срезая треугольники между лепестками, после чего надрезают внешний контур каждого лепестка.
  4. Внутри цветка делают надрез, закругляя центр рисуночного элемента.

Украсить рисунок можно любыми дополнительными мотивами, широкие возможности для тонирования дает гериолаковая основа изделия

Резьба по дереву - разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.

История зарождения и развития

Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком. Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры - деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника - объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

Виды резьбы

Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:

  • Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
  • Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
  • Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
  • Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
  • Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
  • Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
  • Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
    Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.

Где может применяться

Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

  • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
  • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
  • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

  • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
  • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
  • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов - «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
  • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
  • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
  • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
  • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

  • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
  • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
  • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
  • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
  • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Меры предосторожности при работе

Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков - основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:

  • Рабочая поверхность должна быть устойчивой. У профессиональных резчиков для этих целей есть специальные верстаки. Начинающие часто работают за обычными столами, которые могут раскачиваться.
  • Резать нужно только от себя. По такому же правилу поджигают спички.
  • Освещение в помещении должно быть направлено на рабочую поверхность. На стол не должны падать тени. В противном случае работать придется очень близко от детали, что чревато повреждением не только пальцев в случае эксцесса.
  • Заготовки, которые обрабатываются, необходимо закреплять с помощью специальных крепежных деталей.
  • При заточке инструментов обязательно используют защитные очки. После процесса нельзя проверять остроту лезвия на пальцах. Для этого подойдет любой ненужный брусок.
  • Аккуратность - залог успешной работы. Каждый инструмент должен лежать на своем месте (желательно в специальных органайзерах). Таким образом, мастер исключит риск падения стамески или ножа на пол с последующим повреждением ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. Иначе может возникнуть непреодолимое желание сделать это во время процессы вырезания. Одно неловкое движение во время работы с электроинструментов может вылиться в катастрофу.
  • При работе с электроинструментом нужно обращать внимание на провода. Нельзя давать им скручиваться, ведь в таких «клубках» легко запутаться.

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

  • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
  • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй - для «канавок» с мягкими изгибами.

Создание эскиза узора

Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

Вырезаем узоры

Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

Во время процесса резки легко проверить остроту ножа. Если стружка тянется сплошной «лентой», значит, инструмент заточен хорошо. Если она крошится и отпадает кусками, то нож не годится для резки. Даже острые инструменты во время работы нужно периодически обтачивать. Для этих целей используют кусок натуральной кожи, на который наносят небольшое количество любой полировальной пасты на основе оксида хрома.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

Мастер-класс формочки для печатного печенья

Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.

Вырезаем таблички

Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.

Все фото из статьи

Как только деревянные дома вновь стали входить в моду, возродилась и тенденция украшать их фасады всевозможными узорами и орнаментами. применяется людьми уже много веков и на сегодняшний день благодаря множеству технологичных новинок становится доступной всё большему числу домовладельцев. Далее мы рассмотрим основные виды данного направления и нюансы обработки древесины своими руками.

Разновидности

Стоит отметить, что резные орнаменты могут украшать вообще любое изделие из дерева, будь то шкатулка, карниз, беседка или фасад жилого дома. Так что, если желаете поэкспериментировать, то для этого необязательно строить деревянное здание, для первого раза достаточно будет, например, лестничного перила или дверцы старой тумбочки.

Сквозная резьба

Это весьма распространённый метод создания узоров, который в процессе украшения домов применяется наиболее часто. При нём подразумевается полное сквозное удаление некоторых элементов деревянной поверхности. Если раньше все необходимые работы выполнялись по большей части стамесками и резцами, то сейчас задача выполняется преимущественно лобзиком.

Глухая резьба

При осуществлении такого метода нанесения узоров резцы не проходят деревянное полотно насквозь, что удобнее всего выполнять фрезой.

В свою очередь глухую резьбу также разделяют на несколько видов:

  1. Плосковыемчатая . В этом случае есть плоскость фона, а орнамент углубляется уже в него. Подвиды:
Название резьбы Описание
Контурная Наиболее простая инструкция исполнения, которая заключается лишь в вырезании по контуру рисунка ровной канавки, не меняющей своего размера.
Скобчатая Здесь главным элементом уже является не канавка, а полукруглая насечка, создаваемая стамеской в два подхода. Именно из таких своеобразных скобок и создаётся орнамент.
Геометрическая В этом случае присутствует два фрагмента: заглубляемая внутрь полотна трёхгранная пирамидка и колышек. Сначала осуществляется наметка обрабатываемого места, а затем срезается всё лишнее согласно задуманной фигуре.
Чернолаковая В отличие от первого варианта здесь первичная плоскость предварительно покрывается чёрным лаком, а уже затем осуществляется выем канавок, что в результате даёт потрясающую игру света и тени.

  1. Рельефная . Здесь фрагменты орнамента оказываются либо на одном уровне с фоном, либо даже выше его. Сам метод схож с контурной резьбой, но при его осуществлении края канавок меняют свои очертания, вписываясь в общую задумку.

  1. Плоскорельефная. Весьма распространённый способ украшения древесной поверхности в архитектуре и прикладном искусстве. Заключается в том, что удаляется часть материала с углублением на несколько миллиметров и под разными углами. В результате получается объёмная композиция.


Скульптурная резьба

Само собой создание деревянных скульптур из дерева – это наиболее сложный тип его обработки. Но зато такими произведениями искусства можно смело украшать не только дом, но и любое место дачного участка.

Совет: после нанесения узоров на дерево обязательно обработайте его антисептиками, в особенности, если речь идёт о внешних работах. Это позволит в значительной мере продлить эксплуатационный срок вашему шедевру.

Если вы решили украсить собственный дом или беседку, то могут использоваться все вышеперечисленные методы нанесения узоров в комплексе. Но если вы коснулись выполнения такой задачи впервые, то лучше остановиться на наиболее простых вариантах.

В первую очередь стоит рассмотреть узоры для резьбы по дереву для начинающих:

Выбор древесины

При выборе подходящего материала следует обратить внимание на следующие факторы:

  • Особенности текстуры. Так если вы желаете создать сложный орнамент со смысловой нагрузкой, то возьмите лучше брусок со слабо выраженным древесным рисунком. А если вы своим узором предпочитаете лишь подчеркнуть природную красоту дерева, то остановите свой выбор на чётко выраженной текстуре.
  • Сам узор старайтесь разместить вдоль волокон. Это упростит его нанесение.
  • Обратите внимание на повреждение древесины процессами гниения или других заболеваний. От таких образцов немедленно откажитесь.
  • Также стоит отсеять изделия с такими пороками как сучки и кармашки с древесным соком.

Назначение

В случае оформления дома помните об основных функциях, выполняемых деревянными узорами:

  • Украшение внешнего вида. Это основное назначение. Примечательно, что в древности многие орнаменты обладали конкретным мистическим значением и служили оберегами.
  • Защита от прямых солнечных лучей. Козырёк со сквозной резьбой отлично справится с рассеиванием света.
  • Ограждение опасных мест. Балконное или лестничное ограждение может стать гораздо привлекательнее благодаря такой отделке.

Подготовка

После того, как вы выбрали подходящий брусок или доску и определились с методом нанесения резьбы, подготовьте для работы место. Вам могут понадобиться тиски или струбцины, карандаш, лобзик, стамеска и фрезер.

Далее нанесите карандашом эскиз вашего рисунка на деревянное полотно. Надёжно зафиксируйте его и начинайте работать. Будьте в процессе нанесения узора предельно осторожны, так как малейший просчёт может испортить всю заготовку.

По окончанию работы покройте получившийся орнамент лаком и установите на место, где он и будет находиться. В результате вы получите оригинальное изделие, которое изготовлено собственными руками. Пусть даже если в первый раз шедевр и не выйдет, не отчаивайтесь, немного практики, и ваша поделка станет настоящим украшением вашего дома.

Заключение

Узоры, используемые для украшения деревянных построек сотни лет назад, снова в тренде и завоёвывают популярность. С их помощью можно не только оживить однотипную серость классического фасада, но также сделать его абсолютно оригинальным, таким, которого ещё ни у кого не было.

Немножко фантазии, правильный выбор метода нанесения, приобретение подходящей заготовки, терпение и внимательность – самое главное, что вам необходимо для успешного завершения задуманного.

Узорами можно не просто украсить своё жилище, а выразить свои мысли, создать некую визитную карточку для гостей и просто прохожих.