Гусль омовение для женщин. Что НЕ нарушает малое омовение

Омовение, совершаемое перед сном человеком, находящимся в состоянии полового осквернения.

Супруги, оскверненные половым актом, должны засыпать только лишь после того, как совершат омовение. Об этом сообщается в ряде хадисов:

Первый хадис:
ИзображениеАиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, хотел [приступить к еде или] отойти ко сну, будучи в состоянии полового осквернения, он омывал половые органы и совершал омовение, подобно тому, как он делал это перед намазом».

Второй хадис:
Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказывал: «Умар как-то спросил: “О посланник Аллаха! Может ли кто-либо из нас перейти ко сну, будучи в состоянии полового осквернения?” Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: “Да, если совершит омовение”».
В другой версии хадиса говорится: «Соверши омовение, омой свой член, а затем переходи ко сну».
В другой версии сказано: «Да. Но пусть он совершит омовение, а затем переходит ко сну до тех пор, пока не искупается когда пожелает».
В другой версии говорится: «Да. Но пусть совершит омовение, если пожелает».

Третий хадис:
Аммар ибн Йасир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ангелы не приближаются к троим людям: к трупу неверующего, к тому, кто умастился халюком,и к тому, кто находится в состоянии полового осквернения, до тех пор, пока он не совершит омовение».

Этот хадис в своих одноименных сочинениях «ас-Сахих» приводят аль-Бухари, Муслим и Абу Авана. Мы проанализировали пути передачи этого хадиса в книге «Сахих Сунан Аби Да-вуд» (№ 218).
Этот хадис приводят Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи в своих одноименных сборниках «ас-Сахих», а также Ибн Асакир (13/223/2). Второй вариант хадиса принадлежит Абу Давуду. Цепочка его рассказчиков достоверная, как я пояснил в книге «Сахих Аби Давуд» (№ 217). Третий вариант принадлежит Муслиму, Абу Аване и аль-Бейхаки (1/210), а последний приводится у Ибн Хузеймы и Ибн Хиббана в их одноименных сочинениях «ас-Сахих», как об этом сообщается в «ат-Тальхис» (2/156). Последняя версия хадиса указывает на необязательность омовения в указанных обстоятельствах, и с таким выводом согласно большинство ученых. В следующем разделе мы более подробно остановимся на этом вопросе.

Следует принять во внимание то, что если омовение перед сном не является обязательным для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, то оно, тем более, не обязательно для того, кто не пребывает в подобном состоянии!

Ибн аль-Асир сказал: «”Халюком” называется известное благовоние, изготовленное из смеси шафрана с другими видами благовоний. Запрет на него [для мужчин] связан с тем, что подобное благовоние используется исключительно женщинами».

Это - хороший хадис, два пути передачи которого приводит Абу Давуд в своем сборнике «ас-Сунан» (2/192 193). Ахмад, ат-Тахави и аль-Бейхаки привели один из двух упомянутых путей этого хадиса. Ат-Тирмизи и другие ученые считали цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной. Однако это утверждение сомнительно, что я и отметил в своем исследовании «Даиф Сунан Аби Давуд» (№ 29). Однако в пользу первого пути, текст которого мы привели в данной книге, свидетельствуют два хадиса, переданных аль-Хейсами в его сочинении «аль-Маджма» (5/156). На этом основании я посчитал этот хадис хорошим. Один из этих двух хадисов передал ат-Табарани в «аль-Кабир» (3/143/2) со слов Ибн Аббаса.

Положение шариата относительно этого омовения.

Соблюдение этого установления не является обязательным, а носит настоятельно рекомендательный характер. Умар рассказывал, как однажды он спросил посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Может ли кто-либо из нас перейти ко сну, будучи в состоянии полового осквернения?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да. Но пусть совершит омовение, если пожелает».
Этому хадису вторит другой хадис, переданный со слов Аиши. Она рассказывала: «Бывало, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ложился спать, будучи в состоянии полового осквернения, так и не прикоснувшись к воде, [а затем, когда вставал, купался]».

Ибн Хиббан передал этот хадис в своем произведении «ас-Сахих» (232 - издательство «Маварид») со слов своего шейха Ибн Хузеймы. Ибн Хаджар в своем сочинении «ат-Тальхис» относит этот хадис к «ас-Сахиху» Ибн Хузеймы, как было указано выше. Затем Ибн Хаджар замечает: «Основа этого хадиса имеется в одноименных сборниках “ас-Сахих” аль-Бухари и Муслима без дополнения: “если пожелает”». Однако в сборнике Муслима «ас-Сахих» этот хадис приводится именно с таким дополнением, как это было отмечено нами выше. (См. сноску № 36). Это является явным доказательством того, что омовение перед сном для человека, оскверненного половым актом, не является обязательной процедурой, вопреки мнению захиритов.

Этот хадис приводят Ибн Аби Шейба (1/45/1), авторы сборников «ас-Сунан», за исключением ан-Насаи, который приводит его в «аль-Ишра» (79 80), а также ат-Тахави, ат-Тайалиси, Ахмад, аль-Багави в «Хадис Али ибн аль-Джа’д» (9/85/1 и 11/114/2), Абу Йа’ля в своем «аль-Муснаде» (224/2), аль-Бейхаки и аль-Хаким. Аль-Бейхаки и аль-Хаким признали этот хадис достоверным, и это действительно так, что я и пояснил в книге «Сахих Аби Давуд» (№ 223). Афиф ад-Дин Абу аль-Маали в своем сочинении «Ситтун хадисан» (№ 6) приводит этот хадис в следующем изложении:
Изображение«Если он просыпался в конце ночи, и у него возникала потребность в совокуплении с женами, то он шел к ним, а затем купался». В цепочке рассказчиков этого хадиса фигурирует имя Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах.

Ибн Аби Шейба передал с хорошей цепочкой рассказчиков слова Ибн Аббаса: «Если мужчина совершил половой акт, а затем хочет повторить его, то не будет бедой, если он отложит купание на потом». Саид ибн аль-Мусеййиб сказал: «Если человек, находящийся в состоянии полового осквернения, пожелает, он может лечь спать до того, как совершит омовение». Цепочка рассказчиков этого предания достоверна.
ИзображениеМнение о том, что омовение перед сном для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, не является обязательным, разделяло большинство ученых.

Ибн Аби Шейба (2/173/2) передал этот хадис со слов аш-Ша’би, передавшего его со слов Масрука, который, в свою очередь, рассказал его со слов Аиши. Цепочка рассказчиков этого хадиса достоверна. Данный хадис является веским свидетельством в пользу хадиса, приведенного непосредственно до него. Его также передали Ахмад (6/101 и 254) и Абу Йа’ля в своем труде «аль-Муснад» (224/1). Я также обнаружил еще один путь, по которому передавался этот хадис.

Ритуальное очищение песком («тайаммум») человека, находящегося в состоянии полового осквернения, вместо омовения.

Супругам, находящимся в состоянии полового осквернения, иногдадозволено совершать очищение песком вместо омовения. Аиша рассказывала: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был в состоянии полового осквернения и хотел отойти ко сну, он совершал омовение водой, либо очищался песком».

Аль-Бейхаки (1/200) передал этот хадис от Ассама ибн Али, передавшего его со слов Хишама, который передал его со слов своего отца, рассказавшего его со слов Аиши. Ибн Хаджар сказал в «аль-Фатх» (1/313): «У этого хадиса хорошая цепочка рассказчиков».
ИзображениеИбн Аби Шейба (1/48/1) передал этот же хадис со слов Ассама, но уже от имени самой Аиши, а не от имени Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о мужчине, который осквернился половым актом ночью и хочет перейти ко сну. Аиша говорила следующее: «Он может совершить омовение или очиститься песком». Цепочка рассказчиков этого предания достоверна.

Этот же хадис со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, со слов Хишама ибн Урвы передал Исмаиль ибн Аййаш. Так выглядит этот хадис в его изложении: «Если он совершал половой акт с какой-нибудь из своих жен, и затем ленился вставать с ложа, то он бил ладонью о стену и совершал омовение песком». Эту версию данного хадиса со слов Бакиййи ибн аль-Валида, передавшего его со слов Исмаиля ибн Аййаша, передал ат-Табарани в «аль-Авсат» (9/1, приложения). При этом ат-Табарани заметил: «Никто, кроме Исмаиля, не передавал этот хадис со слов Хишама». Однако известно, что Исмаиль слыл слабым рассказчиком хадисов, передаваемых со слов хиджазцев, каковым и является хадис в данном изложении. В то же время факт передачи этого хадиса со слов Хишама Ассамом ибн Али, являвшегося, как уже говорилось, надежным рассказчиком, опровергает утверждение ат-Табарани о том, что никто, кроме Исмаиля, не передавал этот хадис со слов Хишама.

Предпочтительнее купаться перед сном.

Однако предпочтительнее, чтобы оба супруга купались после полового акта. Аб-дуллах ибн Кэйс рассказывал: «Однажды я спросил Аишу: “Как поступал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находясь в состоянии осквернения: купалсяли он перед сном или засыпал до того, как купался?” Она ответила: “Он поступал по-всякому: иногда он купался перед сном, а иногда совершал омовение и затем засыпал”. Тогда я сказал: “Хвала Аллаху, который в этом вопросе предоставил возможность выбора”».

Этот хадис передали Муслим (1/171), Абу Авана (1/278) и Ахмад (6/73 и 149).

Шейх - мухаддис
Мухаммад Насыр ад-Дин аль-Альбани

ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНО

ПРЕЧИСТОЙ СУННЕ

Новое научное издание, исправленное и дополненное

Издательство «аль-Мактаб аль-Ислями»

Полное омовение (гусль) – это мытье всего тела, совершаемое таким образом, чтобы не осталось ни одного сухого места.

Гусль обязательно совершать в следующих случаях:

1. В состоянии джунуб, которое возникает в случаях половой близости (даже если только половые органы соприкоснулись) и выделении спермы у мужчин и аналогичной жидкости у женщин (даже если не было полового акта), как в состоянии бодрствования, так и во сне

2. После завершения менструации и послеродового кровотечения у женщин

Желательно совершать полное омовение перед пятничной (джум‘а) и праздничными молитвами-намазами.

Что нельзя делать без полного омовения (гусль)?

Обязательные действия (фард) полного омовения

В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения полного омовения (гусль), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:

«А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6

При невыполнении хотя бы одного из обязательных действий полное омовение считается недействительным.

1. Полоскание рта – 1 раз

2. Промывание носа – 1 раз

3. Омовение всего тела так, чтобы на теле не осталось ни одного сухого места – 1 раз

Выполнение этих обязательных действий делает гусль действительным, поэтому в затруднительных ситуациях (нехватка воды, времени и др.) ими можно ограничиться. Если человек, промоет рот и нос, а затем войдет в водоем (бассейн, озеро, море и т.д.) и вымоет все тело, то он совершит полное омовение (гусль).

Желательные действия полного омовения

Когда вы готовы совершить гусль, подтвердите про себя это намерение. Затем скажите: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». После этого:

    1. Совершите вуду (малое омовение) , но без мытья ног, поскольку лучше омыть их в самом конце

    2. Омойте половые органы

    3. Полейте воду на голову и помойте ее. По желанию можно использовать шампунь

    4. Помойте все тело, начиная с правой стороны и заканчивая левой. Старайтесь при этом протирать рукой промываемые части тела. Не должно остаться ни одного сухого места величиной даже с кончик иглы

    Желательно мыть каждую часть тела по три раза, но можно ограничиться и одним разом.

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

«Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Многим сегодня кажется, что традиции другого народа слишком трудны и бессмысленны. Но не зря говорится, что судить другого - дело неблагодарное. Для мусульман ежедневный намаз - это не каторжный труд, а обязательный пункт. Причём, помимо непосредственной молитвы, приходится проходить подготовку к ней, которая индивидуальна для мужчин и женщин.

Прекрасному полу приходится труднее, ведь не всегда дама бывает чиста перед Аллахом. Как же совершается намаз для женщин?

Что это такое?

Это особая молитва в Исламе, которая является действием строго регламентированным, так как определено количество и время молитв, а также направление, в котором надо обращаться к Всевышнему. Намаз для женщин должен предваряться малым омовением. То есть надо омыть лицо, уши, шею, руки и ноги. Многие религиозные авторитеты полагают, что омовение не считается полным, если у дамы остаётся лак на ногтях. Его нужно стереть. Если нет воды, то допускается совершить омовение песком, что подходит для условий пустыни. В России такой практики нет. После омовения следует надеть одежду в соответствии с требованиями Ислама. Это должен быть закрытый костюм, который не облегает тело и не считается соблазнительным.

На том же месте, в тот же час

Намаз для женщин можно совершить дома, а вот мужчины чаще отправляются в мечеть. Если семья проживает в городе без храма, то можно совершать молитву дома, хотя муж и жена обычно молятся отдельно. Женщина может посетить и мечеть, где есть специальное помещение для религиозных обрядов. Независимо от пола верующего, молитва совершается пять раз в день. Намаз для женщин отличается самим процессом.

Нельзя возносить руки вверх, в отличие от мужчины. Последние слова «Аллах Акбар!» женщина говорит, прижав локти к туловищу. Да и вообще она должна быть сдержанной в своих движениях. В процессе руки нужно сложить на груди, а не на животе, как это делают мужчины. Своя особенность есть при совершении земного поклона, называемого «саджда». Правильный намаз женщина завершает, максимально приблизив тело к земле и садясь на колени. Кстати, в самом тексте отличий от мужского варианта нет, так что специфичны лишь движения.

Аллах и его рабы

Не мог Всевышний возложить на своих рабов большую ношу, чем они вынести смогли, поэтому ислам считается религией облегчения. Некоторые виды поклонения для девушек ограничиваются в период менструального цикла. Например, омовение для женщин перед намазом не даёт полноценного результата. Потому совершать молитву необязательно, причём это не требует восполнения. Не нужно придерживаться поста, но потом его придётся возместить. Нет нужды совершать обход вокруг Каабы во время хаджа, а вот другие обряды разрешены.

Говорят, что Аиша рассказывала о пути с посланником Аллаха, когда шёл разговор о паломничестве, а в конце прогулки у неё началась менструация, что вызвало обильные слёзы. Полюбопытствовал тогда посланник Аллаха о причине слёз. Узнав же, он сказал, что можно делать в таком состоянии всё, что делают паломники, кроме обхода вокруг Каабы. В период менструации женщина не должна вступать в половую связь, приходить в мечеть, дотрагиваться до Корана и читать его суры.

Обязанности

Каждая женщина ведёт свой календарик и потому знает график своего цикла. Естественно, продолжительность его у всех разная, но, по мнению учёных, он длится от суток до 15 дней. Кровотечение больше этого срока считается аномалией, потому если на 16-й день выделения продолжаются, нужно искупаться и приступать к совершению своих обязанностей, так как характер кровотечения уже не считается менструальным.

Если же выделения шли меньше суток, то они не считаются менструацией, а потому надо возместить пропущенный пост и намаз, а вот полное омовение совершать не надо. Если кровотечение сопровождается болью, то оставлять намаз не надо. Женщина должна подмыться, вставить тампон, положить прокладку и надеть всё чистое. Кстати, омовение для женщин перед намазом в месяц Рамазан исключает тампон, так как это противоречит правилам поста.

Почему можно отложить молитву?

Утренний намаз для женщин можно перенести по ряду причин, первая из которых - укрытие аврата.

Весомым поводом будет отправление в мечеть либо ожидание коллективной молитвы. Если перед намазом вышла кровь наружу, то молитве это не мешает, так как вины женщины нет. Бывает так, что девушка забыла поставить тампоны или переносила намаз по мирским причинам. В таких случаях совершают только фарз-намаз или суннат-намазы. Хроническое кровотечение для женщины даёт право на одну обязательную молитву после каждого омовения. Говорят, что однажды Муаза спросила Аишу о возмещении пропущенных постов и намазов после менструации. Та ответила, что посланник Аллаха велел возмещать посты, но про намазы такого не говорил. А Саид Мансур передал, что женщина, очистившаяся от менструации при послеобеденной молитве, должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. Беспрерывные выделения, которые шли 5 суток, должны завершиться полным омовением и возмещением намазов и постов.

Как действовать во время менструации?

Интересно, как делать намаз женщине-новичку. Надо почаще произносить Зикр, обращаться к Аллаху с просьбами, окружать себя благочестивыми сёстрами и читать духовную литературу. Допускается чтение аятов со словами мольбы при обращении с просьбой. Жена Пророка Айша рассказывала, что Мухаммад говорил о ежемесячном осквернении как о благословенном очищении. Если в первый день осквернения женщина будет каяться перед Всевышним, то она попадёт в список освобождённых от адского пламени. Тех представительниц слабого пола, которые не следят за циклом и пропускают намазы, называют рассеянными и предрекают им трудности в Судный день.

Как совершать намаз женщинам с маникюром? До купания стричь ногти не стоит, так как есть в хадисе слова о том, что удалённые ногти и волосы возвращаются в Судный день в осквернённом состоянии. Ещё интересен вопрос о женщине, преподающей учение Корана. По мнению некоторых, она может работать и во время менструации, но её работа ограничена, однако учить алфавиту она может.

Купание

После завершения менструации надо провести ритуальное купание, или так называемый гусль. Откладывать его нельзя, а перед процедурой следует выразить ният. Теперь можно приступить к омовению со словами, обращёнными к Аллаху. В первую очередь омывается промежность, затем обливается голова и правая часть тела. Потом уже и левая часть. Теперь повторно моют всё тело. У женщин в основном длинные волосы и косы, и если вода не заходит внутрь, то их надо расплести и помыть. В Шариате делают отметку на тот случай, если вода не заходит внутрь естественно завитых волос.

Согласно этикету

Перед тем как делать намаз, женщине нужно справить все естественные потребности, чтобы не оскорблять ими Аллаха. Есть даже своеобразный этикет для этих процессов. Так, нужно выбирать укромное место, сторониться загрязнения тела и одежды, избегать оправлений в воде. После этого нужно прочистить оба прохода водой или бумагой. Женщина во время омовения не должна находиться в состоянии отравления, спать или быть без сознания. Нельзя кушать верблюжье мясо, прикасаться к половым органам, готовить еду на огне, смеяться или касаться нечистот.

Вопрос о том, как делать намаз женщине-новичку, возникает при достижении совершеннолетия. Кроме того, девушка должна находиться в здравом уме, иметь намерение совершить намаз. Молитва становится недействительной, если человек является вероотступником, отказывается от обязательных действий намаза, выполняет лишь поясные или земные поклоны, искажает звуки или намеренно кушает и пьёт.

Перед тем как делать намаз, женщине нельзя смотреть вверх, класть руки на пояс, закрывать глаза. Кроме того, нельзя излагать намерения совершить намаз вербально, опережать имама при коллективной молитве. Есть и ряд мест, где не рекомендуется молиться. Итак, как совершать намаз женщинам? Избегайте молитвы на кладбище, в бане и туалете, в верблюжьем загоне. Кстати, нельзя совершать молитву после родов и выкидыша. В такой период запрещён и пост.

2103

Определение слова "гусль"

“Гусль” в шариатском значении

Обливание тела водой, которое совершается определенным образом, с намерением поклонения Аллаху Всевышнему.

“Гусль” в языковом значении

Обливание водой чего-либо.

Случаи, когда совершение полного омовения обязательно

1. Семяизвержение

Семяизвержение - это выделение белой вязкой семенной жидкости, которая выходит из полового органа под воздействием страсти.

Аллах Всевышний сказал: “А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь” (Трапеза, 6)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али, да будет доволен им Аллах: “Если у тебя будет истечение (спермы), то соверши полное омовение” [Приводится у Абу Дауда] .

Рассмотрение некоторых вопросов:

1. Если при поллюции не выделилась семенная жидкость, то нет необходимости в совершении полного омовения, а если появилась жидкость, то необходимо искупаться.

2. Если человек увидел семенную жидкость, но не помнит о поллюции, то ему необходимо совершить полное омовение.

“Поистине, вода после воды” [Приводится у Муслима]

(т.е. совершение полного омовения становится необходимым после выделения семенной жидкости).

3. Если семенная жидкость двинулась внутри полового члена, но она не вышла наружу, то нет необходимости в совершении полного омовения.

4. Семяизвержение должно быть только под воздействием страсти, если же это произошло по причине болезни или иной подобной причины, то полное омовение совершать не обязательно.

5. Если после совершения полного омовения выходит семенная жидкость, то заново совершать полное омовение не обязательно, и достаточно совершить только малое омовение.

Потому что причиной выделения семени во второй раз является уже не страсть, и поэтому совершать полное омовение снова не обязательно.

6. Если человек проснулся и увидел жидкость, не зная о причине ее появления, то человек может быть в трех состояниях и не более:

а) уверен в том, что это семенная жидкость, тогда ему необходимо совершить полное омовение, без выяснения причин ее появления.

б) уверен в том, что это не семенная жидкость, тогда полное омовение совершать не обязательно, и эта жидкость считается мочой.

в) сомневается в том, семенная ли эта жидкость или нет. В этом случае он должен постараться вспомнить, и если вспомнил что-либо, что указывает на то, что это семенная жидкость, то это - семенная жидкость.

Если же он вспомнил что-либо, что указывает на то, что это мазий (жидкость, которая выделятся при половом возбуждении), то это - мазий.

А если он ничего не вспомнит, то ему лучше совершить полное омовение, чтобы перестраховаться.

7. Когда человек увидел семенную жидкость, не зная о том, когда у него была поллюция, то ему необходимо совершить заново молитвы, начиная со времени, когда он спал последний раз.

2. Половой акт

Соединение половых органов мужчины и женщины, которое происходит с полным вводом головки полового члена во влагалище, даже если не было семяизвержения.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда соединяются половые органы, то купаться обязательно” [Приводится у ат-Тирмизи] .

3. Принятие Ислама неверующим

Так как “посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Кайсу бин ‘Асиму, когда он принял Ислам искупаться” [Приводится у Абу Дауда] .

4. Окончание месячных и послеродовых кровотечений

Передается со слов ‹Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Фатиме бинт Абу Хубайш: “Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение, (смывая с себя) кровь, и молись” [Хадис согласован] .

А послеродовая кровь (нифас) подобна месячной крови (хайд) по единогласному мнению ученых.

5. Смерть

Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда купали его умершую дочь, сказал: “Обмойте её трижды, или пять раз, или более этого, если посчитаете нужным” [Хадис согласован] .

Описание полного омовения

Обязательным является обливание водой всего тела с намерением полного омовения, вне зависимости от способов его совершения. Однако желательным является совершение полного омовения по примеру пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Я принесла посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воду для омовения после большого осквернения, и (сначала) он дважды (или трижды) омыл кисти рук, потом погрузил руку в сосуд, (зачерпнул воду), стал сливать её на свои половые органы и омыл их левой рукой, а потом тщательно вытер левую руку о землю. Потом он совершил такое же омовение (вуду), какое обычно совершал перед молитвой, потом трижды зачерпывал рукой воду и выливал на голову, потом омыл (все остальные части) тела, а потом перешел на другое место и омыл ноги, после чего я принесла ему платок, от (использования) которого он отказался” [Приводится у аль-Бухари] .

Итак, последовательность такая:

1. Омыть кисти рук дважды или трижды.

2. Омыть половые органы.

3. Тщательно вытереть руку два или три раза.

4. Совершить такое же омовение, которое совершается перед молитвой, не протирая голову и ноги.

5. Вылить на голову воду.

6. Омыть остальные части тела.

7. Перейти на другое место и омыть ноги.

Что запрещается тому, кто в состоянии полового осквернения

1. Молитва

2. Обход вокруг Каабы

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Обход вокруг Дома (Каабы) - молитва” [Приводится у ан-Насаи] .

3. Брать в руки Священный Коран

Аллах Всевышний сказал: “К нему прикасаются только очищенные” (Событие, 79)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не трогает Священный Коран никто, кроме очищенного” [Приводится у Имама Малика в “аль-Муатта”] .

4. Чтение Священного Корана

Передают, что ’Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил из отхожего места, (после чего) обучал нас Корану и ел с нами мясо. Ничто не удерживало его от чтения Корана, кроме (состояния) большого осквернения (джанаба)” [Приводится у ат-Тирмизи] .

5. Нахождение в мечети без уважительной причины

Аллах Всевышний сказал: “О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником” (Женщины, 43)

Молитва.

Обход вокруг Каабы.

Брать в руки Священный Коран.

Чтение Священного Корана.

Нахождение в мечети.

Полное омовение, предписанное Сунной

1. Полное омовение перед Пятничной молитвой.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Прекрасно поступит тот, кто совершит омовение (вуду) в пятницу, а кто совершит полное омовение, (пусть знает, что) полное омовение лучше” [Приводится у Абу Дауда] .

2. Полное омовение при одевании ихрама перед малым (умра) и большим (хадж) паломничеством

“Зайд бин Сабит рассказал, что он видел как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снял одежду для одевания ихрама и искупался” [Приводится у ат-Тирмизи] .

3. Полное омовение после купания умершего

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пускай искупается тот, кто искупал умершего” [Приводится у ибн Маджах] .

4. Полное омовение перед каждым совокуплением

Передают со слов Абу Рафи’а: “Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обошел всех своих жен, купаясь у каждой из них. (Абу Рафи’) сказал: “Я сказал ему: “О, посланник Аллаха, почему бы тебе не искупаться один раз?” Он ответил: “Это лучше, прекрасней и чище” [Приводится у Абу Дауда] .

Не следует

1. Откладывать совершение полного омовения, чтобы не опоздать с совершением обязательной молитвы.

2. Оставлять женщине обязательную молитву, а нужно ее совершить, как только она очистится от месячных кровотечений.

Например, если женщина очистилась перед окончанием времени обязательной молитвы за такой промежуток, в который можно было бы совершить один ракат, то совершение этой молитвы становится для нее обязательным.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один ракат утренней молитвы до восхода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца, и если успеет кто-либо из вас совершить (хотя бы) один ракат послеполуденной молитвы (‘аср) до захода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца” [Хадис согласован] .