Образование фрг и гдр. Федеративная Республика Германии (1949—1990) Сравнительная характеристика развития фрг и гдр

22.10.2021 Станки

Возникшие в послевоенный период на немецкой земле Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика на протяжении сорока лет как бы олицетворяли две социально-экономические и политические системы, два образа жизни – капиталистический (ФРГ) и социалистический (ГДР). Из них каждая по-своему «работала» на авторитет соответствующей системы.

Однако это экономическое состязание в конечном результате оказалось не в пользу социалистической модели. Так, в конце 1980-х годов производительность труда в ГДР была намного ниже западногерманской и значительная часть предприятий в стране были убыточными, но необходимо учитывать, что в основе этого лежали не только институциональные причины, но и политическое давление Запада.

Стартовые условия после войны были схожими, политический раскол Германии привел к экономической дезинтеграции стран, к расколу единого хозяйства. Но основные диспропорции возникли между относительно развитой обрабатывающей промышленностью, на территории ГДР и предельно недостаточной для нее угольно-металлургической сырьевой и энергетической базой, которая осталась на Западе. Война нанесла больший ущерб восточной части Германии, где развернулись основные боевые действия. Здесь было разрушено 45% промышленных фондов, в том числе 30% мощностей энергохозяйств, полностью был дезорганизован транспорт, промышленное развитие не было обеспечено каменным углем, нефтью, железной рудой, цветными металлами. Не было базиса тяжелой промышленности, исторически сложившейся в Западной Германии.

Учитывая практически полное отсутствие внешних валютных кредитов (СССР их предоставлял, но не в таких объемах, как США по «плану Маршалла» для ФРГ), груз репараций (ФРГ выплатила в меньшей степени) и расходы по содержанию советских войск (они были ограничены 5% годового бюджета ГДР только после1953 г.), экономические достижения ГДР в 50-е годы можно назвать феноменальными. Если ФРГ (а ее темпы роста в разы превосходили показатели Великобритании и Франции) увеличила с 1950 по 1958 гг. выпуск промышленной продукции на 210%, то ГДР – на 241%. Средний ежегодный прирост промышленного производства в ГДР в 1950-58 гг. составлял 10%, а в ФРГ – 8,5%. В1957 г. ГДР обошла ФРГ и по объему роста промышленности в сравнении с1936 г. Если взять уровень этого года за 100%, то в1957 г. промышленный потенциал ГДР вырос в 2,4 раза, а ФРГ – в 2,26 раза. Причем стартовые позиции обеих стран в1950 г. были примерно одинаковыми: ГДР – 110,6% от уровня 1936 года, ФРГ – 110,9%. Однако за этими впечатляющими цифрами скрывались серьезные структурные проблемы экономики ГДР.

Развивая тяжелую промышленность и ухитряясь при этом избегать инфляции и дефицита госбюджета, правительству ГДР пришлось серьезно ограничить рост производства товаров народного потребления. Волнения населения в июне1953 г. во многом объяснялись не только повышением и без того высоких нормы выработки, но и перебоями в снабжении некоторыми продуктами, а также высокими ценами в госторговле на мясо, масло, ткани, одежду, кожаную обувь и посуду. Вследствие этого правительство ГДР произвело массированное перераспределение инвестиций с тяжелой промышленности в пользу отраслей, непосредственно удовлетворявших нужды населения. Однако новое направление инвестиционной политики государства сделало невозможным коренное переоснащение основных фондов изрядно устаревшей промышленности Восточной Германии. Большинство ее предприятий оставались на технологическом уровне1939 г., в то время как в ФРГ обновление оборудования в промышленности (и так гораздо меньше пострадавшей от войны, чем индустрия ГДР) произошло после1945 г. дважды.

И если первоначально перераспределение средств в пользу легкой и пищевой промышленности было оправдано, то в конкретных условиях индустриально развитой ГДР оно слишком затянулось. Страна все равно объективно не могла накормить и одеть себя за счет внутренних ресурсов. Следовательно, нужно было наращивать экспорт, а основными экспортными товарами Восточной Германии всегда были промышленное оборудование и изделия химической промышленности. Но так как в эти отрасли не направлялось достаточное количество средств, то их продукция морально устаревала и с каждым днем становилась все менее конкурентоспособной на Западе. Соответственно сокращались валютные поступления, которые можно было использовать для закупки продуктов и высококачественных товаров народного потребления, многие из которых (например, традиционные для потребления в Германии кофе и шоколад) не могли поставляться из стран соцлагеря. Получалось, что западные немцы к середине 50-х годов уже входили во вкус т.н. южных фруктов (т.е. бананов, ананасов и т.д.), в то время как для жителей ГДР пока еще не хватало хорошего кофе. Причем очень интересно, что эти проблемы прекрасно понимали в СССР, хотя многим это казалось несущественным. Но если советские рабочие и крестьяне были в 1950-е годы непритязательны в выборе потребительских товаров, и отсутствие некоторых вещей не воспринималось ими как лишения и тяготы, то немцы традиционно имели более высокую культуру потребления. Отсутствие кофе было для них весьма чувствительным. К тому же ГДР имела перед собой пример ФРГ, и выживание немецкого рабоче-крестьянского государства действительно зависело от того, сможет ли оно обеспечить своим гражданам хотя бы сравнимый с ФРГ уровень жизни. ГДР из года в год была вынуждена импортировать (в основном из СССР) значительную часть потребляемого в стране продовольствия. За границей закупалось 25% зерна, 11% мяса, 7% масла и 8% яиц.

Понятно, что в ГДР формировали такую же структуру экономики, какой она была в СССР, что влекло за собой процессы национализации и огосударствления. В 1952 году в деревнях стали создаваться производственные кооперативы, причем с применением как экономического, так и административного нажима. Пик принудительной коллективизации в ГДР пришелся на 1960 год. В течение этого года было коллективизировано сельскохозяйственных земель столько же, сколько за все предыдущие восемь лет. К концу 1960 года более 80% сельскохозяйственных земель в ГДР было огосударствлено. Аналогично строилась политика и в индустриальном секторе, и если в начале 1960-х годов социалистический промышленный сектор производил 85% всего совокупного общественного продукта, то к началу 70-х годов доля народных (государственных) предприятий в промышленном производстве составила уже 94,9%.

В ФРГ к середине 1950-х годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию. При этом основу быстро растущей экономики составил мелкий и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению (с 10,3% в 1950 до 1,2% в 1960).

К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта ФРГ уступала только США. На ее долю приходилось более 60,5% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»). Успешно развивалось и сельское хозяйство. Например, в 1934–1938 годы среднегодовая урожайность пшеницы в стране составляла 22,3 ц с1 га, а в 1967 и 1968 — соответственно 41,2 и 42,3 ц с1 га. Отдельного упоминания заслуживает аграрная реформа, предавшая основную часть земельных угодий мелким и средним собственникам.

В числе факторов, способствовавших столь успешному развитию экономики ФРГ следует назвать и такие:

  • западная часть Германии исторически была сформирована как индустриальный центр страны, где сконцентрировались самые квалифицированные трудовые кадры;
  • значительная стартовая помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по Плану Маршалла (3,9 млрд долл.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;
  • государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало более половины всех занятых;
  • укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР;
  • минимальные военные расходы: до 1955-1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2–2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;
  • многомиллионный приток беженцев из советской оккупационной зоны, что стало дополнительным источником рабочей силы. Для экономики ФРГ беженцы из ГДР дали очень много, так стоимость человеческого капитала, перемещаемого из ГДР, составляла в ФРГ в 50-х годах 2,6 млрд. марок ежегодно (экономия на образовании и обучении персонала). В1960 г. доля беженцев и переселенцев (не только из ГДР, но и из других стран Восточной Европы) составляла 30,7% всех лиц наемного труда ФРГ;
  • поддержание в стране «классового» мира благодаря разумной социальной политике государства.

Тот факт, что уже через 15 лет после Второй мировой войны ФРГ вышла на первое место в Европе по уровню экономического развития, обогнав в хозяйственном отношении своих победителей, говорит о высокой эффективности реформ рубежа 1940-1950-х годов, ставших надежной стартовой площадкой развития западногерманской экономики. Для социально-экономической модели ГДР же были присущи все недостатки, характерные для командно-административной системы государственного социализма. Так, плановое хозяйство в значительной степени лишило граждан ГДР личной инициативы и самостоятельности, полностью был ликвидирован средний слой общества как базис экономического развития, предпринимательство и трудовая активность были парализованы. В результате производительность экономики была относительно низкой в сравнении с западными странами. В1979 г. она составляла 46% западного уровня и упала к1989 г. до 30-40%.

Сегодня многие немцы принципиально не желают делить страну на Запад и Восток и предпочитают забыть о пережитках прошлого. Однако даже спустя более двадцати лет после объединения между двумя частями страны остаются существенные экономические и институциональные различия не в пользу восточного региона Германии.

1969-1974 Густав Хайнеманн 1974-1979 Вальтер Шеель 1979-1984 Карл Карстенс 1984-1990 Рихард фон Вайцзеккер Федеральный канцлер Германии 1949-1963 Конрад Аденауэр 1963-1966 Людвиг Эрхард 1966-1969 Курт Георг Кизингер 1969-1974 Вилли Брандт 1974-1982 Гельмут Шмидт 1982-1990 Гельмут Коль

Западная Герма́ния , официально Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland ), ФРГ (BRD ) была провозглашена 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской , британской и французской зонах оккупации нацистской Германии (Тризония). Предполагалось, что впоследствии в состав Федеративной Республики Германия войдут и остальные германские территории, что предусматривалось и обеспечивалось специальной статьёй 23 Конституции ФРГ.

История [ | ]

Германия в первые годы после капитуляции [ | ]

После оккупации Германии войсками союзников («Четыре Державы» - США, Великобритания, Франция и СССР) её территория была поделена на четыре зоны оккупации - советскую, французскую, британскую, американскую и город Берлин с особым статусом (также разделён на четыре зоны). К 1949 году западные державы объединили управление своих зон оккупации в Тризонию . Восточная часть Германии по-прежнему оставалась под управлением Советского Союза.

Провозглашение Федеративной Республики Германия [ | ]

Политический статус и притязания на всю германскую территорию [ | ]

Правительство ФРГ с самого начала рассматривало себя как единственного легитимного представителя всего немецкого народа, а ФРГ - как единственное государство-последователь Германской империи , и поэтому имело притязания на все территории, принадлежащие Германской империи по состоянию на 31 декабря 1937 года (до начала военной экспансии Третьего рейха), в том числе и на территорию ГДР, Западный Берлин и отошедшие Польше и СССР «бывшие восточные области » . Преамбула конституции ФРГ подчёркивала стремление немецкого народа к воссоединению в едином государстве . Правительство ФРГ в первые годы всячески избегало любых прямых контактов с правительством ГДР, чтобы избежать возможного истолкования таких контактов как признание ГДР в качестве самостоятельного государства .

Германское государство, которое после коллапса не прекратило существовать, сохраняется и после 1945 года, даже если и созданная на основании Основного закона структура временно ограничивается в своём действии на часть территорий этого государства. Таким образом, Федеративная Республика Германия идентична с Германской империей. Решение Конституционного суда, 1957 - BVerfGE 6, 309 (336 ff., Zit. Abs. 160, Abs. 166)

Великобритания и США также придерживались мнения, что ФРГ является правопреемником Германской империи, однако Франция поддерживала идею о том, что Германская империя полностью исчезла как государство в 1945 году. Президент США Гарри Трумэн выступал против подписания мирного договора с ФРГ, так как, по его мнению, это означало бы признание существования двух немецких государств . На нью-йоркской конференции министров иностранных дел трёх держав в 1950 году был, наконец, официально определён статус ФРГ. Государства признали притязания правительства ФРГ на право единственного легитимного представления немецкого народа, однако отказались признать правительство ФРГ в качестве правительства всей Германии .

По причине непризнания ГДР законодательство ФРГ признавало дальнейшее существование единого немецкого гражданства , происходящего от гражданства Германской империи, поэтому называло своих граждан просто немецкими гражданами и не считала территорию ГДР заграницей . По этой причине в стране продолжал действовать закон о гражданстве Германии 1913 года, а не принимался новый закон о гражданстве ФРГ. Любопытно отметить, что тот же самый закон о гражданстве Германии 1913 года продолжал действовать и в ГДР вплоть до 1967 года, и Конституция ГДР также признавала существование единого немецкого гражданства. На практике такая ситуация означала, что любой «немецкий гражданин» из ГДР мог официально получить загранпаспорт в ФРГ, оказавшись на её территории. Чтобы это предотвратить, правительство ГДР законодательно запретило своим жителям получать паспорта в ФРГ. Лишь в 1967 году в ГДР взамен немецкому гражданству было введено собственное гражданство ГДР , которое было дано всем немецким гражданам, проживавшим на территории ГДР на момент её создания и не потерявшим право на гражданство ГДР по ряду причин . В ФРГ существование особого гражданства ГДР было официально признано лишь в октябре 1987 года, когда Конституционный суд ФРГ постановил, что любое лицо, получившее гражданство ГДР в порядке натурализации автоматически получает немецкое гражданство (по сути гражданство ФРГ) .

Непризнание существования ГДР отображалось и на обозначение границ государств в географических атласах. Так, в изданных в 1951 году в ФРГ картах, по-прежнему, существует единая Германия в границах 1937 года. При этом граница между ФРГ и ГДР , а также линия Одер/Нейсе (новая граница с Польшей) и граница между Польшей и СССР в Восточной Пруссии указаны едва видимыми пунктирными линиями; территории, отошедшие Польше и СССР, по-прежнему, входят в состав единой Германии, хотя и подписаны как «территории под польским и советским управлением», а находящиеся на них топонимы, по-прежнему, носят старые немецкие названия. О существовании ГДР также нет и речи. В издании 1971 года указанные границы уже указываются более чёткой штриховой линией, однако всё ещё отличаются от линии, обозначающей государственные границы .

Развитие внутри страны [ | ]

Благодаря помощи со стороны США по плану Маршалла , а также в результате реализации планов экономического развития страны, разработанных под руководством Людвига Эрхарда , в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров , в основном из Турции .

С 1954 года 17 июня в стране празднуется «День немецкого единства» в честь выступлений 17 июня 1953 года в Восточном Берлине . С отменой оккупационного режима 5 мая 1955 года Федеративная Республика Германии официально стала суверенным государством. При этом суверенитет распространялся лишь на области действия «Основного закона» и не включал Берлин и другие бывшие территории Германской империи.

До 1969 года страной правила партия ХДС (обычно в блоке с ХСС и реже со СвДП). В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии . Был продолжен внутриполитический курс, связанный с денацификацией , то есть устранением последствий нахождения нацистов у власти, недопущением возрождения нацистской идеологии и организаций. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО .

Внешняя политика и отношения с ГДР [ | ]

Правительство ФРГ не только не признавало существования ГДР, но и долгое время (с сентября 1955 года до октября 1969 года) придерживалась доктрины , согласно которой разрывались все дипломатические отношения с любыми государствами (исключением был лишь СССР ввиду принадлежности его к Четырём Державам), официально признавшими ГДР. На практике же разрыв дипломатических отношений по указанной причине произошёл дважды: в 1957 году с Югославией и в 1963 - с Кубой .

Флаги ФРГ и ГДР

После возведения властями ГДР Берлинской стены в 1961 году в ФРГ всё чаще стали появляться дискуссии о возможном признании ГДР в качестве самостоятельного государства. С вступлением Вилли Брандта в должность канцлера ФРГ в 1969 году начинается новый этап в отношениях между ФРГ и ГДР и между ФРГ и социалистическими странами Восточной Европы вообще. Подписанный в 1970 году Московский договор , согласно которому ФРГ отказывалась от своих притязаний на бывшие восточные области Германской империи , отошедшие после войны Польше и СССР, ознаменовал начало эпохи «новой восточной политики».

Наиболее влиятельные политические партии:

  • Коммунистическая партия Германии (Kommunistische Partei Deutschlands , KPD , КПГ ) - наиболее левая из влиятельных партий, не голосовала за Боннскую конституцию, настаивая на созыве Парламентского совета представлявшего все земли, в том числе и 5 восточных земель, в 1956 году была запрещена, созданная в 1968 году вместо неё Немецкая коммунистическая партия (Deutsche Kommunistische Partei , DKP , НКП ) серьёзным влиянием не пользовалась
  • Социал-демократическая партия Германии (Sozialdemokratische Partei Deutschlands , SPD , СДПГ ) - правее КПГ, поддерживала Боннскую конституцию, но левее СвДП, левое крыло симпатизировало КПГ
  • Свободная демократическая партия (Freie Demokratische Partei , FDP , СвДП ) - правее СДПГ, но левее ХДС, поддерживала Боннскую конституцию
  • Христианско-демократический союз (Christlich Demokratische Union , CDU , ХДС ) - правее СвДП, поддерживала Боннскую конституцию
  • Немецкая консервативная партия - Немецкая правая партия (Deutsche Konservative Partei – Deutsche Rechtspartei ) - самая правая из влиятельных, не поддерживала Боннскую конституцию, в 1950 году влилась в Немецкую имперскую партию (Deutsche Reichspartei , DRP ) в 1964 году запрещена, созданная в 1964 году Национал-демократическая партия Германии (Nationaldemokratische Partei Deutschlands , NPD ) большим влиянием не пользовалась

Судебная система [ | ]

Высшая судебная инстанция - Федеральный суд (Bundesgerichtshof ), суды апелляционной инстанции - оберландесгерихт (oberlandesgerich ), суды первой инстанции - ландгерихты (landgericht ), первичное звено судебной системы - амтсгерихты (amtsgericht ):

  • Шлезвиг-Гольштейнский Оберландесгерихт (Schleswig-Holsteinisches Oberlandesgericht ) (Шлезвиг-Гольштейн)
  • Ганзейский Оберландесгерихт (Hanseatisches Oberlandesgericht ) (Гамбург)
  • Камергерихт (Kammergericht ) (Западный Берлин)
  • Оберландесгерихт Целле (Oberlandesgericht Celle ) (Нижняя Саксония)
  • Оберландесгерихт Брауншвейг (Oberlandesgericht Braunschweig ) (Нижняя Саксония)
  • Оберландесгерихт Ольденбурга (Oberlandesgericht Oldenburg ) (Нижняя Саксония)
  • Ганзейский Оберландесгерихт Бремена (Hanseatisches Oberlandesgericht Bremen ) (Бремен)
  • Оберландесгерихт Хамма (Oberlandesgericht Hamm ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Дюссельдорфа (Oberlandesgericht Düsseldorf ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Кёльна (Oberlandesgericht Köln ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Кобленца (Oberlandesgericht Koblenz ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Пфальцский Оберландесгерихт (Pfälzisches Oberlandesgericht ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Оберландесгерихт Франкфурта-на-Одере (Oberlandesgericht Frankfurt am Main ) (Гессен)
  • Саарландский Оберландесгерихт (Saarländisches Oberlandesgericht ) (Саарланд)
  • Оберландесгерихт Карлсруе (Oberlandesgericht Karlsruhe ) (Баден-Вюртемберг)
  • Оберландесгерихт Штутгарта (Oberlandesgericht Stuttgart ) (Баден-Вюртемберг)
  • Оберландесгерихт Мюнхена (Oberlandesgericht München ) (Бавария)
  • Оберландесгерихт Нюрнберга (Oberlandesgericht Nürnberg ) (Бавария)
  • Оберландесгерихт Бамберга (Oberlandesgericht Bamberg ) (Бавария)

Высшая судебная инстанция административной юстиции - Бундесфервальтунгсгерихт (Bundesverwaltungsgericht ), суды апелляционной инстанции административной юстиции - оберфервальтунгсгерихты (Oberverwaltungsgericht ), суды первой инстанции административной юстиции - фервальтунгсгерихты (Verwaltungsgericht ):

  • (Совместный) Оберфервальтунгсгерихт земель Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн ((Gemeinsames) Oberverwaltungsgericht für die Länder Niedersachsen und Schleswig-Holstein ) (Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония)
  • Оберфервальтунгсгерихт Вольного ганзейского города Бремена (Oberverwaltungsgericht der Freien Hansestadt Bremen ) (Бремен)
  • Оберфервальтунгсгерихт земли Северный Рейн-Вестфалия (Oberverwaltungsgericht für das Land Nordrhein-Westfalen ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберфервальтунгсгерихт Рейнланд-Пфальца (Oberverwaltungsgericht Rheinland-Pfalz ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Оберфервальтунгсгерихт Саарланда (Oberverwaltungsgericht des Saarlandes ) (Саарланд)
  • Гессенский административный суд (Hessischer Verwaltungsgerichtshof ) (Гессен)
  • Административный суд Баден-Вюртемберга (Verwaltungsgerichtshof Baden-Württemberg ) (Баден-Вюртемберг)
  • Баварский административный суд (Bayerischer Verwaltungsgerichtshof )

Органы прокурорского надзора - генеральный бундеспрокурор при Федеральном суде (Generalbundesanwalt beim Bundesgerichtshof ), прокуратура Баварского верховного земельного суда, генеральные прокуратуры и прокуратуры:

  • Шлезвиг-Гольштейнская генеральная прокуратура (Schleswig-Holsteinische Generalstaatsanwaltschaft ) (Шлезвиг-Гольштейн)
  • Генеральная прокуратура Гамбурга (Generalstaatsanwaltschaft Hamburg ) (Гамбург)
  • Генеральная прокуратура Берлина (Generalstaatsanwaltschaft Berlin ) (Западный Берлин)
  • Генеральная прокуратура Целле (Generalstaatsanwaltschaft Celle ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Ольденбурга (Generalstaatsanwaltschaft Oldenburg ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Брауншвейга (Generalstaatsanwaltschaft Braunschweig ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Хамма (Generalstaatsanwaltschaft Hamm )
  • Генеральная прокуратура Дюссельдорфа (Generalstaatsanwaltschaft Düsseldorf )
  • Генеральная прокуратура Кёльна (Generalstaatsanwaltschaft Köln )
  • Генеральная прокуратура Кобленца (Generalstaatsanwaltschaft Koblenz )
  • Генеральная прокуратура Цвайбрюккена (Generalstaatsanwaltschaft Zweibrücken )
  • Генеральная прокуратура Саарбрюккена (Generalstaatsanwaltschaft Saarbrücken )
  • Генеральная прокуратура Франкфурта-на-Майне (Generalstaatsanwaltschaft Frankfurt am Main )
  • Генеральная прокуратура Карлсруе (Generalstaatsanwaltschaft Karlsruhe )
  • Генеральная прокуратура Штутгарта (Generalstaatsanwaltschaft Stuttgart )
  • Генеральная прокуратура Мюнхена (Generalstaatsanwaltschaft München )
  • Генеральная прокуратура Нюрнберга (Generalstaatsanwaltschaft Nürnberg )
  • Генеральная прокуратура Бамберга (Generalstaatsanwaltschaft Bamberg )

В 1988-1989 году число представителей юридической профессии в ФРГ составляло :

  • Профессиональных судей - 17627 чел. (294 чел. на 1 млн населения);
  • Государственных обвинителей - 4560 чел. (75 чел. на 1 млн населения);
  • Адвокатов - 54107 чел. (902 чел. на 1 млн населения).
  • Большое число адвокатов . В ГДР 1 адвокат приходился на 2 государственных обвинителей и на 2 судей, тогда как в ФРГ было 3 адвоката на 1 судью;
  • Намного большее число профессиональных судей . В ФРГ на 1 млн населения было 294 судьи, а в ГДР - 90 судей.

При этом число государственных обвинителей в ГДР и ФРГ в 1988-1989 году было сопоставимым - по 75 человек на 1 млн населения .

Силовые структуры [ | ]

Экономика [ | ]

Денежная единица - марка (Deutsche Mark ) (32 копейки СССР, 1 доллар США - 2 марки 75 центов ) была представлена

Бундесбанку были подчинены региональные государственные сберегательные банки:

  • Баварский земельный банк (Bayerische Landesbank )
  • Земельный банк Штутгарта (Landesbank Stuttgart )
  • Гессенский земельный банк (Hessischen Landesbank )
  • Земельный банк Рейнланд-Пфальца (Landesbank Rheinland-Pfalz )
  • Земельный банк Саара (Landesbank Saar )
  • Западный земельный банк (Westdeutsche Landesbank )
  • Гамбургский земельный банк (Hamburgische Landesbank )
  • Бременский земельный банк (Bremer Landesbank )
  • Нижнесаксонский земельный банк (Niedersächsische Landesbank )
  • Земельный банк Шлезвиг-Гольштейн (Landesbank Schleswig-Holstein )
  • Берлинская сберегательная касса (Berliner Sparkasse )

Из частных банков основную роль играли 3 крупнейших банка :

Оператор железнодорожных перевозок - Бундесбан (Bundesbahn ), воздушных перевозок - «Люфтганза» (Deutsche Lufthansa ), почтовой и телефонной связи - Бундеспочта (Bundespost ).

Средства массовой информации [ | ]

Надрегиональные ежедневные газеты:

Надрегиональные общественно-политические еженедельники:

Партийный органы:

  • «Форвертс» («Vorwarts») - орган СДПГ, издавала в Бад-Годесберге;
  • «Социаль-демократ магацин» («Sozialdemokrat Magazin») - ежемесячник СДПГ, издавалась в Бонне;
  • «Фрайе демократише корреспонденц» («Freie Demokratische Korrespondenz») - информационный бюллетень СвДП, издавалась в Бонне;
  • «Унзере цайт» («Unsere Zeit») - ежедневная газета, ЦО ГКП, издавалась в Эссене
  • «Унион ин Дойчланд» («Union in Deutschland») - еженедельник ХДС
  • «Дойчес монатсблатт» («Deutsches Monatsblatt»), ежемесячный журнал, орган ХДС, выходила в Бонне;
  • «Байерн-курир» («Bayern-Kurier»), еженедельная газета, орган ХСС, выходила в Мюнхене
  • «Дойче вохен-цайтунг» («Deutsche Wochen-Zeitung»), еженедельная газета, выходила в Ганновере

В ФРГ действовали региональные теле- и радиоцентры :

  • Северо-Германское радио (Norddeutscher Rundfunk ) (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония и Гамбург)
  • Южно-Германское радио (Süddeutscher Rundfunk ) (часть Баден-Вюртемберга)
  • Западно-Германское радио (Westdeutscher Rundfunk ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Юго-западное радио (Südwestfunk ) (часть Баден-Вюртемберга и Рейнланд-Пфальц)
  • Гессенское радио (Hessischer Rundfunk ) (Гессен)
  • Баварское радио (Bayerischer Rundfunk ) (Бавария)
  • Бременское радио (Radio Bremen ) (Бремен)
  • Саарское радио (Saarländischer Rundfunk ) (Саарланд)

Передавались 2 общегосударственные телепрограммы:

На заграницу вещали радиостанции:

  • «Дойче велле» (Deutsche Welle ) на 3 языках;
  • «Дойчландфунк» (Deutschlandfunk ) на 14 языках, также внутри ФРГ вещала ещё одну программу.

Религия [ | ]

Большая часть лютеран и часть кальвинистов были представлены Евангелической церковью Германии (Evangelische Kirche in Deutschland ), состоявший из:

  • Евангелическо-унионистской церкви (Evangelische Kirche der Union ), объединявшей как лютеранские, так и кальвинистские общины, состоявшей в свою очередь из:
    • Бременской евангелической церкви (Bremische Evangelische Kirche )
    • Церкви Липпе (Lippische Landeskirche )
    • Евангелической церкви Вестфалии (Evangelische Kirche von Westfalen )
    • Евангелической церкви Рейнской области (Evangelische Kirche im Rheinland )
    • Евангелической церкви Кургессен-Вальдека (Evangelische Kirche von Kurhessen-Waldeck )
    • Евангелической церкви Гессена и Нассау (Evangelische Kirche in Hessen und Nassau )
    • Евангелической церкви Бадена (Evangelische Landeskirche in Baden )
    • Евангелической церкви Пфальца (Evangelische Kirche der Pfalz )
    • Евангелическо-реформатской церкви (Evangelisch-reformierte Kirche )
  • Объединённой евангелическо-лютеранской церкви Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands ), состоявшей в свою очередь из:
    • Евангелическо-лютеранской церкви Шлезвиг-Гольштейна (Evangelisch-Lutherische Landeskirche Schleswig-Holsteins )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Гамбурга (Evangelisch-Lutherische Kirche im Hamburgischen Staate )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Любека (Evangelisch-Lutherische Kirche in Lübeck )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Ганновера (Evangelisch-lutherische Landeskirche Hannovers )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Ольденбурга (Evangelisch-Lutherische Kirche in Oldenburg )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Брауншвейга (Evangelisch-lutherische Landeskirche in Braunschweig )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Шаумбург-Липпе (Evangelisch-Lutherische Landeskirche Schaumburg-Lippe )
    • Евангелической церкви Вюртемберга (Evangelische Landeskirche in Württemberg )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Баварии (Evangelisch-Lutherische Kirche in Bayern )

Меньшинство лютеран были представлены Независимой евангелическо-лютеранской церковью (Selbständige Evangelisch-Lutherische Kirche ), часть кальвинистов - Союз евангелическо-реформатских церквей Германии (Bund Evangelisch-reformierter Kirchen Deutschlands ).

Католики были представлены епархиями объединёнными в Фульдскую конференцию католических епископов:

  • Мюнхенско-Фрайзингской митрополией
    • Архиепархией Мюнхена и Фрайзинга
    • Епархией Регенсбурга
    • Епархией Пассау
    • Епархией Аугсбурга
  • Бамбергской митрополией
    • Архиепархией Бамберга
    • Епархией Айхштета
    • Епархией Вюрцбурга
    • Епархией Шпайера
  • Фрайбургской митрополией
    • Архиепархией Фрайбурга
    • Епархией Роттенбург-Штутгарта
    • Епархия Майнца
  • Кёльнской митрополией
    • Архиепархией Кёльна
    • Епархией Мюнстера
    • Епархией Трира
    • Епархией Аахена
    • Епархией Лимбурга
    • Епархия Оснабрюка
  • Падерборнской митрополией
    • Архиепархией Падерборна
    • Епархией Фульды
    • Епархией Хильдесхайма

Иудаисты были представлены Центральным советом евреев Германии (Zentralrat der Juden in Deutschland ), состоявший из:

  • Земельной федерации еврейских религиозных общин Баварии (Landesverband der Israelitischen Kultusgemeinden in Bayern )
  • Еврейской религиозной общины Вюртемберга (Israelitische Religionsgemeinschaft Württemberg )
  • Еврейской религиозной общины Бадена (Israelitische Religionsgemeinschaft Baden )
  • Еврейской общины Саара (Synagogengemeinde Saar )
  • Земельной федерации еврейских общин Гессена (Landesverband der Jüdischen Gemeinden in Hessen )
  • Земельной федерации еврейских общин Рейнланд-Пфальца (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Rheinland-Pfalz )
  • Земельной федерации еврейских общин Северной Рейнской области (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Nordrhein )
  • Земельной федерации еврейских общин Вестфалии-Липпе (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Westfalen-Lippe )
  • Земельной федерации еврейских общин Нижней Саксонии (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Niedersachsen )
  • Еврейской общины Гамбурга (Jüdische Gemeinde Hamburg )
  • Еврейской общины Бремена (Jüdische Gemeinde im Lande Bremen )
  • Земельной федерации еврейских общин Шлезвиг-Гольштейна (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Schleswig-Holstein )

Согласно которой на исторической Германской территории признавалось наличие двух германских государств. Официальный текст договора об окончательном урегулировании в отношении Германии также называл страну «Федеративная Республика Германии»

После 1990 года в русском языке употребляется форма «Федеративная Республика Германия », подчёркивающая завершённость процесса объединения немецкого народа в едином государстве - Германии. В современных источниках ФРГ того времени называется как «Федеративная Республика Германии», так и «Федеративная Республика Германия». В том числе и РИА Новости употребляет оба варианта .

Между тем в ФРГ теория двух государств отвергалась. ФРГ с самого момента своего создания не признавала ГДР субъектом международного права и считала себя единственным полноправным последователем Германской империи. Это отражалось и в прессе. Например, вплоть до 1989 года журнал Die Welt .

В ГДР же по отношению к ФРГ употреблялись как сокращение «ФРГ», так и форма «Западная Германия» и даже «Германская Федеративная Республика» (ГФР) по аналогии с ГДР . В советской печати до середины 1950-х годов также мог использоваться вариант ГФР (Германская Федеральная Республика). Например, наименование «Германская Федеральная Республика» было использовано в отчётах к футбольному матчу 1955 года между СССР и ФРГ .

До 1974 года и ФРГ, и ГДР продолжали использовать введённый ещё в 1910 году международный автомобильный код D (Deutschland), что создавало определённую путаницу. С 1 января 1974 года в ГДР стали использовать код DDR , сложившуюся, как утверждает Большая Советская Энциклопедия, в результате «сепаратистской политики западных держав» . Например, в изданном в 1960 году в Лейпциге (ГДР) толковом словаре «Дуден » имелись статьи «Западный Берлин» и «Берлин»; в последней даже утверждалось, что Берлин является столицей Германии . В изданных в ГДР публикациях встречались также наименования «демократический Берлин» для обозначения восточной части Берлина .

В ФРГ и в самом Западном Берлине использовалось самообозначение West-Berlin и Berlin (West) , чем подчёркивалось, что западная часть города является частью единого города, а не отдельной административной единицей . Принятая в 1949 году конституция ФРГ вообще рассматривала весь Большой Берлин в качестве федеральной земли и части ФРГ, несмотря на то, что четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину , принятое в 1971 году, рассматривало западные сектора города вне зоны действия конституции ФРГ. Название Восточный Берлин официально не употреблялось ни в ФРГ, ни в ГДР. В неофициальных документах для обозначения восточной части города в ФРГ и в Западном Берлине использовались названия Berlin (Ost) и Ost-Berlin .

См. также [ | ]

В период с 1949 по 1990 год на территории современной Германии существовало два отдельных государства — коммунистическая ГДР и капиталистическая ФРГ. Образование этих государств было связано одним из первых серьёзных кризисов времён холодной войны, а объединение Германии — с окончательным падением коммунистического режима в Европе.

Причины разделения

Основной и, пожалуй, единственной причиной разделения Германии было отсутствие среди стран-победительниц единого мнения относительно послевоенного устройства государства. Уже во второй половине 1945 года бывшие союзники стали соперниками, а территория Германии — местом столкновения двух противоречащих друг другу политических систем.

Планы стран-победительниц и процесс разделения

Первые проекты, касающиеся послевоенного устройства Германии, появились ещё в 1943 году. Этот вопрос был поднят на Тегеранской конференции, где встретились Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Поскольку конференция проходила уже после Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, лидеры «Большой Тройки» прекрасно понимали, что падение нацистского режима произойдёт в течение нескольких ближайших лет.

Наиболее смелый проект предложил американский президент. Он считал, что на территории Германии необходимо создать пять отдельных государств. Черчилль также полагал, что после войны Германия не должна существовать в прежних границах. Сталин, которого больше беспокоило открытие второго фронта в Европе, считал вопрос о разделении Германии преждевременным и не самым важным. Он полагал, что ничто не сможет в дальнейшем помешать Германии снова стать единым государством.

Вопрос о расчленении Германии поднимался и на последующих встречах лидеров «Большой Тройки». Во время Потсдамской конференции (лето 1945) была установлена система четырёхсторонней оккупации:

  • Англией,
  • СССР,
  • Францией.

Было решено, что союзники будут рассматривать Германию как единое целое и поощрять появление на территории государства демократических институтов. Решение большинства вопросов, связанных с денацификацией, демилитаризацией, восстановлением разрушенного войной хозяйства, возрождением довоенного политического устройства и т. п., требовало сотрудничества всех победителей. Однако сразу после окончания войны Советскому Союзу и его западным союзникам становилось всё сложнее находить общий язык.

Основной причиной раскола среди бывших союзников стало нежелание западных держав ликвидировать немецкие военные предприятия, что противоречила плану демилитаризации. В 1946 англичане, французы и американцы объединили свои зоны оккупации, образовав Тризонию. На этой территории они создали отдельную систему управления экономикой, а в сентябре 1949 было объявлено о появлении нового государства — Федеративной Республики Германия. Руководство СССР немедленно предприняло ответные меры, создав на своей зоне оккупации Германскую Демократическую Республику.

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория Германии была оккупирована войсками четырех союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 года) страна была разделена на 4 оккупационные зоны. Управление осуществлялось Союзным контрольным Советом. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2-я. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: издательская группа НОРМА - ИНФА М, 2004. - с. 236. В январе 1947 года произошло слияние британской и американской оккупационных зон в Бизонию.

Позднее в июле 1948 года по приказу западных оккупационных держав на их территории было создано сепаративное государство. 1 августа 1948 года французская оккупационная зона и англо-американская слились в Тризонию и уже 1 сентября западными державами, был утвержден Парламентский Совет. Совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом. В мае 1949 ими была выработана Конституция для Западной Германии, включавшей в себя территории трех западных оккупационных зон.

8 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне, принял проект Основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель (представительные органы земель).

В период с 18 по 21 мая 1949 года парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект Конституции. При принятии этот акт получил название Основной закон и рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола.

Новая Конституция ФРГ вступила в силу уже 23 мая 1949 года. Это считается днем образования ФРГ.

В соответствии с Потсдамским соглашением восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию - Ангальт оккупировал СССР. Для управления восточной частью Германии был создан специальный орган советской военной администрации в Германии СВАГ (Советская администрация военной Германии).

К правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая образовалась в апреле 1946 года в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946 года по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты - ландтаги (законодательные органы земель). СЕПГ получила более 50 % голосов на общих выборах и 47 % - на выборах в ландтаги.

Также восточная часть Германии подвергалась социалистическим реформам: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.

В марте 1947 года Немецкий народный конгресс Восточной Германии определил дальнейшую судьбу государства. Он избрал Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.

7 октября 1949 года Народным советом было объявлено о введении в действие новой конституции и о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя как Временную Народную палату ГДР.

Уже Временной Народной палатой был принят закон об образовании временного правительства ГДР и его формирование поручено Отто Гротенволю, который выдвигался на пост премьер-министра фракции СЕПГ.

7 сентября 1949 года произошло констутирование Бундестага и образование коалиционного правительства во главе с Конрадом Аденауэром из представителей Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС), Свободной демократической партии и немецкой партии, которые завершили государственный раскол.

СЕПГ и сотрудничавшая с ней Советская военная администрация были полностью убеждены в том, что только полный разрыв с прошлым, базирующимся на господстве капитализма, может дать на будущее гарантию того, что германская империалистическая агрессия больше не повторится.

Руководство ГДР при создании отдельного государства преследовало главную цель - предотвращение новой войны в Европе. В области внутреннего развития ГДР необходимо было стать общественно-политической альтернативой империалистической ФРГ.

Государственная система ФРГ

Новая конституция ФРГ вступила в силу 23 мая 1949 года. В истории Германии это четвертая Конституция (три конституции приняты в 1849-1919 гг.). Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (законодательный, обычно однопалатный, орган каждой земли), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США, Франции.

Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома Гитлеровской Германии. Конституция Германии отвергала прежние фашистские порядки и исходила из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, равенства разделения властей, справедливости. Вся власть исходила от народа, который осуществлял ее по средствам выборов и разного рода голосования, а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: «Норма», 2000. - с. 485.

ФРГ построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имело свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Законодательная власть принадлежала Двухпалатному Парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг. Бундесрат по своим задачам и положению являлся самостоятельным высшим федеральным органом, который распоряжался своими делами, не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими директивами. Он избирал своего председателя сроком на один год. Свою работу регулировал регламентом. Равным образом Бундесрат сам вел свои дела; имел самостоятельный бюджет в рамках федерации, его председатель являлся руководителем служебного ведомства чиновников в бундесрате. Бундесрат состоял не из избранных народом членов, а из представителей, назначаемых и отзываемых правительствами земель. Бундесрат выражал интересы субъектов федерации. Число членов, которых могла направить в бундесрат каждая земля, определялся количеством голосов данной земли. Каждая земля имела не менее 3 голосов; земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - 5 голосами. Бундесрат насчитывал 41 члена с правом решающего голоса.

Бундестаг избирался всем народом Германии и состоял из 496 членов. Он также не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими распоряжениями. Своего председателя, его заместителей и секретарей, бундесрат избирал сам. Он сам определял свою организацию и процедуру с помощью регламента - автономного устава.

Половина депутатов избиралась в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставлялась два голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5 % вторых голосов, делила представительства в парламенте.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель, подаются как один голос. Его члены имели императивный мандат. Земельные правительства указывали своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Система центральных органов государственной власти основывалась на принципе разделения властей.

Согласно конституции, главой ФРГ и главой исполнительной власти являлся Федеральный Президент, который избирался на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием - органом, который состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель на началах пропорциональности. Избранным мог быть каждый немец, обладающий активным избирательным правом и достигший 40 лет. Президент мог участвовать в заседаниях правительства, мог в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требовалось обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.

Реальная исполнительная власть была сосредоточена в Правительстве, и особенно в руках его председателя - Канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.

Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. Оно имеет право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг, таким образом, устраняется от принятия законов.

Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера.

В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимал Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. В его компетенции сосредоточена судебная власть. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом.

Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, рассмотрение конституционно-правовых конфликтов между Федерацией и землями или между различными землями в случаях расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель, разрешение споров публично-правового характера между Федерацией и землями или в пределах одной земли, рассмотрение вопросов о согласованности по форме и содержанию земельного права с Основным законом или остальным федеральным правом. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют Основному закону.

К 1960 году партийная политическая система ФРГ сложилась из трех партий. Ее особенность заключалась в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступали две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входила в правительство на правах «младшего партнера», баланса сил.

Трехпартийную западногерманскую модель можно было назвать лишь условно, так как партии были неравнозначны друг к другу.

Государственная система ГДР

Высшим органом власти в Конституции была провозглашена Народная палата. Она состояла из 400 депутатов, 100 заместителей и 66 представителей города Берлина с правом совещательного голоса. Депутаты избирались на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании. Народная палата избирала свой Президиум, в котором была представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Палата устанавливала принципы правительственной политике, утверждала состав правительства, осуществляла контроль над деятельностью правительства и его отозвании, управляла и контролировала всю деятельность государства, принимала решения о государственном бюджете, народно-хозяйственном плане и др. Правительство земель осуществляла Палата земель, которая избиралась ландтагами земель. Палата земель получила ограниченные права: она могла в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежало последней.

К компетенции обеих палат относились выборы президента. Объем полномочий Президента был достаточно узок. Он избирался на 4 года, представлял республику в международных отношениях, принимал дипломатических представителей, осуществлял право помилования совместно с Народной палатой и т.п. Первым президентом был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.

Высшим органом исполнительной власти было провозглашено Правительство. Оно формировалось представителем фракции, которая являлась сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждала состав правительства и его программу. Правительство было ответственно перед Народной Палатой.

В 1949 году состоялись первые выборы в Народную Палату ГДР. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии.

В 1952 году было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги земель. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избрали свои советы (органы исполнительной власти).

В 1952 году на конференции СЕПГ было принято решение о том, что Германская Демократическая Республика социалистическое государство и в будущем пойдет по социалистическому пути. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 года декларировала победу социалистических производственных отношений.

Новая Конституция расширила рамки конституционного регулирования общественно-политического строя. В ней закрепились принципы организации и функционирования политических систем, взаимодействия партий, общественных организаций, трудовых коллективов. Марксистско-ленинские коммунистические рабочие партии закреплялись как главные политические институты, признавались единственной "руководящей и направляющей силой" общественной и государственной жизни. В конституции также признавалась многопартийность, подчеркивалась важность массовых общественно-политических объединений и народных движений.

В качестве экономической основы социалистического общества указывалась общественная собственность (государственная (общенародная) и кооперативная), планирование народного хозяйства. В системе органов государственной власти президент ГДР был заменен Государственным Советом, который возглавил председатель. Закреплялся широкий перечень прав и свобод граждан и всеобщее избирательное право. Было отменено лишение избирательного права по суду. В новой редакции конституции 1974 года ГДР провозглашалась «неотъемлемой частью социалистического содружества», а союзные отношения с СССР провозглашались «вечными и нерушимыми».

Формально, в соответствии с Конституцией, ГДР была одним из самых демократических государств в мире. Ни один закон не мог вступить в силу помимо Народной палаты, деятельность, которой регламентировалась правилами, учитывающими лучшие традиции германского парламентаризма. Тщательно разработанная избирательная система создавала предпосылки для выявления воли большинства населения.

Основной политической партией ГДР являлась Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ). Она представляла рабочий класс и защищала его интересы. Другие слои населения признаны были защищать четыре партии: федеративный демократический германия конституция

  • - Христианско-демократический союз (ХДС);
  • - Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ);
  • - Демократическая крестьянская партия Германии (ДКПГ);
  • - Национал-демократическая партия Германии (НДПГ).

Многопартийность предопределяло и то, что единая молодежная организация ГДР не была формально привязана к СЕПГ, а объединяла в своих рядах молодых людей разных убеждений и вероисповеданий.

Профсоюзы ГДР (Объединения свободных немецких профсоюзов, ОСНП), обладающие немалым влиянием, представляли практически всех трудящихся республики.

Однако демократические декорации оставались лишь маскировкой для абсолютной диктатуры узкой группы лиц, представляющих собой «партийно-государственное руководство» республики, а на деле одного человека, возглавлявшего правящую СЕПГ и созданное ею государство.

Невзирая на конституционные нормы, решали все партийные органы, а остальные инстанции лишь подтверждали уже решенное. Но самое главное, что вызывало всеобщее неприятие, было присутствие везде Министерства Государственной Безопасности (МГБ), агентура которого проникала буквально везде.

1) Экономическое развитие ФРГ

Главная политическая задача ФРГ состояло в определении статуса и стратегии экономического восстановления и развития страны. В ФРГ начали строить «социальное-рыночное хозяйство».

Принципы социально-рыночного хозяйства:

Государство не занимается регулированием хозяйственных процессов, но устанавливает правила, по которым действуют частные хозяйствующие субъекты («государство как судья на футбольном поле, который в футбол не играет, но следит за соблюдением установленных правил»)

Государство поддерживает конкуренцию, но не переходит границы свободы бизнеса

Государство создает простор для частной инициативы и предпринимательства.

При этом в ФРГ была сильная социальная политика способная смягчить социальные контрасты между богатыми и бедными. В итоге темпы прироста промышленного производства ФРГ в 60 и 70-е годы составили 8,5% в год. ФРГ вышло на 2 место в мире по уровню жизни населения. С 1975 года в ФРГ вступила в полосу экономического кризиса, которому был подвержен весь капиталистический мир.

2) Экономическое развитие ГДР

После образования ГДР руководство страны взяло курс на построение социалистического общества. Была проведена индустриализация с перевесом тяжелой промышленности. В сельском хозяйстве установленные колхозы и совхозы, введен принцип уравнительной заработной платы. До 1958 года в ГДР сохранялись продовольственные карточки. В 1953 году в ГДР произошли массовые выступления людей против тоталитарного социализма, которые были подавлены советским правительством, уровень жизни восточных немцов в 15 раз отставал от уровня жизни западных стран. Предприятия были слабо оснащены технически, наблюдалась низкая производительность труда и низкая заработная плата. Восточные немцы начинают бежать в ФРГ, где уровень жизни был гораздо выше, чем в ГДР. Поэтому в 1961 году была построена берлинская стена, которая окончательно разделила одну страну на два государства. В начале 60-х годов, в ГДР было решено отказаться от государственной дотаций в экономику промышленных предприятий, перевести их на хозрасчет (предприятиям разрешили продавать свою продукцию, извлекать прибыль и пускать её в оборот). Предприятия улучшили свое техническое оснащение, повысили качество продукции и производительность труда. Материальное положение немцев улучшилось. В 1981 году к власти пришел ярый коммунист Эрик Хоннекер, который свернул все демократические реформы и вернул страну к тоталитарному режиму. В октябре 1889 году в ГДР экономический кризис достиг своего пика и в стране свершилась «бархатная революция». 18 октября 1989 года Хоннекер ушел в отставку, 9 ноября 1989 года пала берлинская стена, 3 октября 1990 года произошло историческое событие - обе части Германии соединились в одно государство. СССР, США и Германия подписали договор о международном партнерстве и сотрудничестве.