Функции семьи в процессе социализации. Функции семьи, особенности развития и социализации личности в

""основная, первая функция семьи репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение по­требности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функ­цией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

1) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая - получение материальных средств одних членов семья для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и

среднего поколений;

5) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная - предоставление определенного социального

статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональ ной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Семейное воспитание - составная часть относительно социально контро­лируемой социализации человека, в то же время в любой семье человек про­ходит и стихийную социализацию. Результаты социализации определяются объективными характеристиками семьи (социальным статусом, материаль­ными условиями семьи, уровнем образования родителей и др.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сфор­мированы быть не могут; семья осуществляет социализацию личности, яв­ляющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, мо­ральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патрио­та, будущего семьянина, законопослушного члена общества.



64. Тнпы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие лично­сти ребенка.

Существует 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмеша­тельство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними члена­ми семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собст­венного достоинства у других его членов.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечи­вая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспи­тательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение по­требностей ребёнка и ограждение его то трудностей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрос­лых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства » При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность роди­телей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредо-ванность межличностных отношений в семье общими целями и задачами со­вместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценно­стями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуа­лизм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотруд­ничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного вос­питания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

Попустительски, й

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребёнка Стиль «согласия».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

65.Организационно-педагогическая работа школы с родителями уча­щихся.

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конферен­ции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсужда­ются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно - воспита­тельной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспи­тания учащихся. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год.

Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспи­тательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучше­нием учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе се­мьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо при­влечь к ее решению также родителей.

Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися.

В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственость как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную дея­тельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей боль­шое место занимает деятельность родительских комитетов - общешкольного и классных.

Организационно-педагогическая работа школы включает в себя также поддержание контактов с домоуправлениями по месту жительства учащихся, с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, где работают

Родители и созданными в них комиссиями содействия семье и школе.

Обращаясь к таким важным функциям семьи, как репродуктивная и воспитательная, заметим, что в ходе эволюционного развития общества воспитательная функция семьи отчасти была перемещена в другие институциональные среды (в частности, в образование). Вместе с тем именно в семье ребенок воспринимает способы поведения, соответствующие его возрасту и полу в конкретном обществе. Антропологические исследования свидетельствуют, что человеческая личность очень пластична. Из биологического сырья можно создать широкий спектр различных типов личностей. В процессе социализации мы учимся играть самые различные роли. Мальчики, например, учатся посредством идентификации себя со своими отцами, так они узнают, чем поведение мужчин отличается от поведения женщин в данном обществе.

Разумеется, в различных обществах нормы мужского и женского поведения различны. Так, антропологам и социологам удалось изучить общество, в котором сексуальные роли представляли собой полную противоположность тем, которые приняты в нашем обществе. Там именно мужчины сидели, праздно сплетничая и интригуя, украшая цветами свои волосы и гадая, какая женщина взглянет в их сторону, в то время как женщины работали и контролировали семейный кошелек. Но какими бы ни были нормы, мужчины и женщины будут вырастать, полагая, что тс сексуальные роли, которые они усвоили, и есть "человеческая природа". Этот процесс, посредством которого общество встраивается в наши личности, показывает нам конкретные способы действия, мышления и чувствования, и является процессом социализации.

Процесс социализации очень сложен, и здесь мы остановимся лишь на той роли, которую играет в социализации ребенка его семья. Социализация начинается со дня появления ребенка на свет.

Например, до самого недавнего времени матерей убеждали кормить грудных детей, строго соблюдая интервалы между кормлениями. Большинство матерей из среднего класса соблюдали предписанный им строгий график кормления, в то время как матери из рабочего класса такой периодичности не соблюдали. Однако антропологические исследования показали, что кормление грудного ребенка "по требованию" способно помочь воспитанию более развитой личности и обычаи кормления качнулись в другую сторону.

Хотя фиксированный график кормления, возможно, и не оказывает решающего влияния на формирование личности, он представляет собой часть структуры "отсроченною вознаграждения", с которой приходилось сталкиваться детям из среднего класса. А когда они подрастали, им предлагалось пожертвовать возможностью немедленного получения удовольствий для того, чтобы выполнить домашнюю работу, сдать экзамены, которые обеспечивали получение ими лучшей работы в будущем.

Наблюдения за методами воспитания детей у различных социальных классов велись на протяжении длительного времени. Отдельные социологические исследования второй половины XX в. выявили некоторые из механизмов, участвующих в такой дифференциальной социализации, и помогли объяснить более агрессивную и суровую социализацию отцов из рабочего класса. Было установлено, что отцы, имеющие на работе очень незначительную самостоятельность, которыми управляют другие и которые сами не управляют никем, более агрессивны и суровы. Сыновья не так часто восхищались такими отцами или редко получали от них эмоциональную поддержку. Эти факторы в свою очередь связаны с профессиональными стремлениями. Мобильность максимальна там, где родители делят власть с другими членами семьи, сыновья идентифицируют себя с отцами, а отцы участвуют в эмоциональной жизни их мальчиков.

Свой вклад в социализацию вносят помимо семьи и другие организации, в частности образовательные учреждения, телевидение. Но семья продолжает при этом сохранять свою чрезвычайную важность, особенно на уровне первичной социализации. Дети, чья домашняя жизнь протекала далеко не безоблачно, с большей вероятностью окажутся замешаны в правонарушения и не смогут приспособиться к требованиям общества.

Что касается распределения ролей внутри семьи, то во многих обществах, например в средневековой Англии, положение мужчины определялось в значительной степени той семьей, из которой он происходил. Его статус был предопределен от рождения. В индустриальном же обществе специализация и разделение труда означают, что все больше рабочих мест заполняются теми, кто имеет специальные таланты и профессиональное обучение, статус обычно достигается. Но это не означает, что семья утрачивает свою важность, она продолжает выполнять поддерживающую социальную функцию.

Доклад на педсовете: Роль семьи в социализации личности ребёнка

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».
Вильгельм Гумбольдт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ-ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.
Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.
Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья.Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.
Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге детипредоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.
Авторитарный стиль , подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально – попустительский стиль , подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Перечисленные стили общения в семье при всех их различиях имеют общее - родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.
Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именнов семье человекполучаетпервыйопытсоциальноговзаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.
Список литературы
1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003
2. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.,2003
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003
6. Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005
7. Сухомлинский В. А. «О воспитании» М„ 1984
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987
10. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983
11. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. - №1, 2001
12. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981
13. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971
14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991

Семья всегда выполняет целый ряд функций, которые помогают в решении определенных социальных задач.

  • 1. Репродуктивная функция . Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми, имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
  • 2. Воспитательная, функция социализации . Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Во многом падение воспитательной роли семьи тесно связано с происходящими в ней серьезными переменами. Пе­реход от семьи традиционного типа к современной, основан­ной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого ав­торитета мужчины и снижению согласованности воспитатель­ных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоис­ключающие понятия матери и отца о воспитании, о том, как надо жить вообще.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

Детоцентризм, т.е. всепрощение по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним. При таком подходе дети вырас­тают избалованными, не приемлют разумных запретов и обя­занностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их полностью обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и де­душек, которые оберегают своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно об­суждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в та­кой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо разви­та потребность во взаимодействии со старшими, что впоследст­вии может осложнить его социальные контакты.

Прагматизм, т.е. воспитание, цель которого - выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации, прежде всего на получение непосредственной ма­териальной выгоды.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

  • 3. Функция сексуального регулирования . Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении к добрачному сексуальному опыту молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).
  • 4. Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные экономическая аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.
  • 5. Рекреационная функция (функция эмоционального удовлетворения). Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Поэтому семья должна стать «уголком» спокойствия, уверенности, создавать важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.

  • 6. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
  • 7. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.