Как научиться терпению в отношениях. Терпение при бедах

Марина Никитина

Терпение – это такая полезная человеческая способность, характеризующаяся умением сохранять спокойствие при непредвиденных, меняющихся обстоятельствах. Также это качество помогает нормально переносить то, с чем не согласен или “бодриться” при негативном, независящем от тебя в данный момент положении дел. К терпению приходят мудрые, наученные жизнью люди, когда им приходится принимать внешние или внутренние факторы как таковые. Как научиться терпеть? Нужно уметь , проявляя эмоциональную и духовную зрелость.

Преимущества терпения или зачем оно нужно

В непредсказуемой жизни никому не помешает иметь терпение, ведь так часто его не хватает, чтобы переживать , выбивающие из колеи. И когда негде уже черпать силы, поднимаются откуда-то из глубины внутренние, скрытые ранее резервы в виде терпеливости и помогают становиться сильнее.

Как развить терпение – хороший вопрос, но посмотрим сначала для чего это нужно. Итак, преимущества терпения:

Непоколебимость.
Способность “прыгать выше головы”.
Дополнительная сила.
суете и беспокойствам.
Вместе с терпением появляется надежда на светлое будущее.
Вы и гневливости.

Терпение хорошо развивает практика общения с разными людьми. По причине неидеальности мира, в котором мы с вами живем, чрезвычайно полезно развивать терпеливость по отношению к другим людям. Вы сможете перестать их поучать, все равно пустая критика приводит лишь к озлобленности и обиде, а не к изменениям конструктивным. Вместе с адекватным отношением к окружающим вы повышаете терпимость к самому себе и не “опускаете руки” при малейших трудностях.

Как развить терпение и выдержку

Для того чтобы научиться ждать и терпеть, необходимо изучить несколько несложных правил:

Если наступает момент, когда выдержка вот-вот вас подведет, не спешите “взрываться”. Посчитайте до десяти (до двадцати в особо сложных случаях), а потом реагируйте. Недовольство и злость останутся, но не будут уже такими “бурлящими”.

Энергия отрицания или неприятия переполняет вас, но “изливать” эти эмоции наружу неприемлемо? Тогда займитесь физическими упражнениями. Это позволит направить часть “взрывной волны” вашего нетерпения в более полезное русло.
Возьмите в привычку при каждом удобном случае делать упражнение “ ”.

Суть упражнения: представляйте, что было до беспокоящего вас события, подумайте, что к нему привело. Ответьте на вопрос: сколько миллиардов людей жило до вас и будет жить на земле после вас? Поймите, что наверняка они тоже испытывали трудности. Хотя они отличались от конкретно ваших проблем несдержанности, но внутренний смысл тот же: все мы функционируем, производим действия, которые становятся для нас сиюминутно важными, но ничего не значащими по прошествии небольшого отрезка времени и взгляда на проблему “с высоты прожитых лет”.

Обратите внимание на то, как вас тяготят невыполненные дела, брошенные на полпути. Старайтесь не допускать этого.

Попробуйте попрактиковаться в дыхательной гимнастике. Есть несколько методик по выполнению такой гимнастики: со специальным аппаратом, дыхание животом без аппарата, под секундомер или музыку.

Как развить терпение с помощью подобных тренировок? Очень просто: постепенно и спокойно выполняйте все рекомендации, указанные в описании техники дыхания. Уже через неделю – две вы почувствуете изменения. Кроме этого, улучшите свое здоровье, ведь дыхательные техники запускают механизмы оздоровления за счет увеличения углекислоты в организме и прекращают так называемое переокисление клеток (кислородное отравление).

Каждый день по возможности контролируйте свои промежуточные результаты работы над собой. При удаче похвалите себя, ведь вы заслужили.
Занимайтесь любимым делом хоть пару часов в неделю, если слишком сильно заняты. Удовлетворенный человек не будет терять .
Не забывайте следить за своим физическим здоровьем и всячески его поддерживать: здоровый и счастливый человек не станет выходить из себя по мелочам.

Терпение хорошо развивает воинственное отношение к работе над собой. Воспринимайте нетерпимость, как поражение, тогда каждый раз при возникновении предпосылок для потери терпения, говорите себе: “Нет, я не сдамся!”, “Меня так просто не возьмешь!”, “Я все преодолею”, “Я все смогу”. Чувствуйте себя воином, преодолевающим трудности и закаляющем дух и выдержку в бою с собой. Вы удивитесь приятным ощущениям, возникающим в тот момент, когда одерживаете первую маленькую победу над несдержанностью. Сразу захочется побеждать еще и еще.

Трудно только начать, поверить в себя, в то, что вы и с этим справитесь. Ни в коем случае не говорите “Не могу”. Когда вы делаете такое утверждение, вы и правда не можете. Пусть мысль летит впереди дела: да, сразу вы действительно не можете научиться терпеть, но надо сделать установку: “Я смогу не нервничать!”, “Я могу больше!”, “Я справлюсь со злостью” и так далее. Вот тогда весь остальной организм вместе с сознанием и подсознанием не сможет не подчиниться такому напору.

Подсознание руководит нами, но только пока мы прячемся от осознания настоящего положения дел, от правды, врем себе. Когда посмотрите реальности в глаза и точно узнаете (но без осуждения) свои недостатки или то, над чем еще нужно поработать, согласие всех внутренних и внешних процессов придет, а нетерпение – уйдет. Ведь нетерпение связано с непониманием и неприятием, чего у вас уже не останется.

Как развить терпение: альтернативные варианты

Дополнительные советы и идеи по тренировкам терпению:

Ведь для занятий нужно огромное количества спокойствия и терпения, чего так не хватает западному человеку.
Пойдите на длинную оперу в трех-четырех действиях, если вы не относитесь к почитателям этого вида искусства.
и способ почувствовать себя изменяющейся частичкой огромного, кажущегося суетливым, мира. Попробуйте заниматься самостоятельно либо запишитесь на соответствующие курсы по медитации.

Помните, как сказал почтальон Печкин: “Это я почему злой был? Потому что у меня велосипеда не было”? Вот и вам нужно обязательно найти этот свой “велосипед”, то есть дело, хобби, увлечение, которым вам нравится заниматься. Не страшно, если на это занятие нужно тратить время и силы, которых и так не остается после тяжелого трудового дня. Помните, что лучший отдых – это смена деятельности. Гораздо больше пользы будет от потраченных усилий на занятие спортом или моделированием самолетов, например, чем от “отдыха” на диване, который не приносит реального освобождения от гнета проблем.

Огорчения при неудачах отодвигают саморазвитие назад, поэтому вместо того, чтобы бесполезно тратить внутреннюю энергию на самобичевание, проанализируйте произошедшее. Пока причина неудачи не найдена и не устранена, прогресса не ждите. Ошибка, из-за которой произошла неудача, будет повторяться снова. Проявите к себе уважение и хладнокровно разберите свое поведение по такой схеме: “причина-следствие”. То звено, где допущена оплошность, обдумайте и запомните. Теперь вы предотвратите такую же ошибку в будущем, а это еще один маленький шаг к цели.

На вопрос “Как развить терпение и выдержку?” нет одного на всех ответа, ведь проблемы разноплановые, значит, и решения тоже разные. Если что-то постоянно выводит вас из состояния равновесия, то надо первым делом разобраться, что именно и почему. Ведь если вы волевым усилием сдерживаетесь, это – не терпение, а насилие над собой. Гораздо проще и правильнее устранить причину, чем постоянно бороться с ее проявлениями.

29 марта 2014, 15:26

Терпение – это качество сильного и морально устойчивого человека. Потому что сложно сдерживать себя в самые эмоциональные моменты жизни в период гнева, или нервного срыва. Но вознаграждение и степени терпеливых возвышены в соответствии со сложностями сдерживания себя, и Аллах говорит во многих местах о терпеливых людях, восхваляя их.

Имам Ахмад о количестве упоминаний терпеливых сказал:

الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع

«[О достоинстве] Терпения в Коране упоминается в девяносто местах ». Значит, девяносто раз Всевышний в Коране похвалил это качество. Вот один из многих аятов, где Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми » («аль-Бакара», аят 153). Терпение, особенно при постижении бед, является вознаграждаемым делом. По этому поводу Аллах в другом аяте говорит:

فاصبر إن وعد الله حق

Смысл: «Прояви терпение (т.е. стойкость) и Аллах даст тебе обещанное (т.е. награду) ».

Также Всевышний Аллах говорит:

وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً

Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни » («Алу Имран», аят 120).

Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) отмечал:

بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين

«Терпением и твёрдым знанием достигается предводительство в религии (преуспевает человек в этом мире и в мире вечном) ».

Очень много хадисов о терпении и стойкости, и всех их привести невозможно.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

والصبر ضياءً

«Терпение это есть свет (который будет освещать его могилу) » (привёл имам Мус-лим от Абу Малика аль-Ашари). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر

«Тому, кто старается проявлять терпение, Аллах даст его (терпение), и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение ».

Таких изречений очень много, и привести все нет необходимости.

Убеждение, которое должно быть у человека, которого постигло горе

Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахованы от бедствий и испытаний от Аллаха, парой, наоборот, последние бывают испытаны сильнее, как в пример для обычных людей.

Значит, у верующего должно быть убеждение, что Всевышний ниспосылает беды и трудности и только Он избавит его от них, как Сам Всемогущий Аллах сказал:

ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله

Смысл: «Не настигают беды, кроме как по воле Аллаха » («ат-Тагабун», аят 11). Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Аллаха и потому как только Аллах ниспосылает и удаляет беды, следовательно, и уповать тоже нужно только на Него.

Зная, что все беды – это решение Аллаха, нельзя быть недовольным Его решениями. От всех Его решений есть польза для рабов, ибо Аллах справедлив и не притесняет их, Он Сам для Себя запретил притеснять Своих рабов.

Одна и мудростей – Аллах, конечно, знает лучше – ниспослания бед в том, что беды ниспосылает Аллах для смывания грехов Cвоих рабов, а если же если рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك

«Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами » (Ибн Хаббан № 2896 в своей книге «Сахих»).

Также сказал:

ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه

«Не настигнет верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, вплоть до того, что даже колючка вонзится, и он почувствует боль, кроме как Аллах прощает грехи по причине этого » (имам аль-Бухари). Малейшая боль или любое испытание Аллах устанавли-вает причиной смывания грехов или возвеличивания степени.

Отсутствие бед – повод для беспокойства

Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство вызывает, то если беды вообще отсутствуют, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет блага в рабе, у которого не умаляется имущество и не испытывал телесные болезни, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает и при испытании проявляющий терпения » (Ибн Аби Дунья). Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من يرد الله به خيراً يصب منه

«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия » (имам аль-Бухарий).

Как проявлять терпение

Когда человек проявляет терпение, он должен проявлять его искренне, ради Аллаха, а не по другим причинам, как Аллах сказал:

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ

Смысл: «Прояви терпение (Мухаммад), как улуль-азми (как Пророки улуль-зам)» («аль-Ахкаф», аят 35). А как понять этот аят? Этот аят означает, что надо быть стойким не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями, как поступали великие Пророки (мир ем и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول : إنا لله وإنا إليه راجعون . اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها إلا أجره الله في مصيبته وأخلف له خيراً منها

«Не настигнет беда раба, и он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха и к Нему возвратимся. О, Аллах! Последуй за этой бедой благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба » (имам Муслим). То есть, пусть тот, на кого пало горе и печаль обратится к Аллаху со словами, которые приведены в этом хадисе и Аллах воздаст сполна, за его терпение.

Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:

1) Быть убеждённым, что все происходит по воле Аллаха, и только Аллах избавит от бед.

2) Не жаловаться, кроме как Аллаху.

3) Переносить горе, только лишь уповая на Аллаха и ради Аллаха.

4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Аллаха.

Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе человек не получит ничего, кроме напрасных страданий. Тяжкий грех жаловаться и не благодарить Аллаха за любое Его решение.

Да ни лишит нас Аллах стойкости в ответственный и нужный момент. Амин!

    I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В греч. тексте понятие терпение передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед (греч. гюпомоне). II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ… …

    проявлять - ПРОЯВЛЯТЬ1, несов. (сов. проявить). Употр. преим. в сов. Обнаруживать (обнаружить), выявлять (выявить) какие л. свои свойства, качества или интерес к кому, чему л., совершая, делая что л. , в православной Церкви относится к неканоническим книгам ВЗ (входит в разд. учительных книг), в католич. Церкви к девтероканоническим (второканоническим), в протестантизме к ветхозаветным апокрифам. По… … Православная энциклопедия

    Республика Филиппины, государство в западной части Тихого океана. Включает более 7100 островов, расположенных примерно в 1130 км к востоку от п ова Индокитай. Независимость обрело 4 июля 1946, освободившись от почти полувекового контроля со… … Энциклопедия Кольера

    I. ЕДИНСТВО В ЦЕРКВИ В Еф 4:3 Павел призывает церковь сохранять Е. духа, т.е. Е., дарованное Св. Духом. Оно имеет своим основанием единого Господа и Бога. Е. учеников одна из главных забот Иисуса, что отражено в Его первосвященнич. молитве (Ин 17 … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Критика Майкрософт (англ. Microsoft) следует из за различных особенностей её продуктов и практики деловых отношений компании. Проблемы со свободой использования, стабильностью и безопасностью программного обеспечения компании общие аргументы… … Википедия

    - (англ. Microsoft) следует из за различных аспектов её продуктов и практики деловых отношений компании. Проблемы со свободой использования, стабильностью и безопасностью программного обеспечения компании общие аргументы критиков. В 2000 х,… … Википедия

    ФРЕБЕЛ Фридрих Вильгельм Август - (21 4 1782, Обервейсбах, Тюрингия, 21 6 1852, Мари енталь, там же), нем педагог теоретик дошк. воспитания Учился в Иенском и Берлинском ун тах, но из за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав неск. профессий Встреча … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Ребенок от 8 до 13 лет. Самый трудный возраст , Лариса Суркова. Подростковый возраст ребенка - самый сложный и непредсказуемый для родителей, подчас сильно шокирующий их сознание. Ведь действительно сложно поверить, что еще совсем недавно ваш "ангелочек"…
  • Ребенок от 8 до 13 лет Самый трудный возраст , Суркова Л.. Суркова Лариса – мама 4 детей, а также кандидат психологических наук и практикующий психолог, ведущая в Instagram свой профиль @larangsovet. Занимается вопросами детской и семейной…

«Терпи, казак, - атаманом будешь!» - говорят в детском саду.

«Терпение и труд всё перетрут», - учат в школе.

Даже если в детстве эти слова кажутся лишь заученными фразами, они записываются в подсознании и накладывают свой отпечаток.

Необходимое качество

Не зря эти пословицы так живучи, ведь терпение - это качество человека, которому нет равных. Это ценная способность к самоконтролю, к владению собой в любых ситуациях. Это выдержка и умение ждать. Самообладание в негативных условиях.

Слово «терпение» означает способность спокойно и сдержанно ожидать каких-либо результатов или событий. Данное качество помогает добиваться успеха в любых сферах жизни.

Где оно применяется и кому оно нужно?

Умение терпеть пригодится там, где обстоятельства не зависят от воли и желания. Оно сохранит силы в попытке преодолеть препятствия и спасёт от необдуманных поступков. Кому оно нужно?

  • Родителям. Этой группе его требуется очень много. Воспитывать подрастающее поколение задача не из лёгких. Часто происходит столкновение интересов, в результате чего могут возникать ссоры, споры и обиды. Тут взрослые просто обязаны проявлять терпение. Во-первых, потому что несут ответственность за ребёнка, и во-вторых, потому что подают пример ведения диалога своим детям. Они ведь хотят вырастить терпеливых детей.
  • Учащимся. Разным категориям учеников терпение необходимо для того, чтоб досидеть до конца урока, довести до конца начатое домашнее задание, дочитать книгу, доучить пьесу и еще много всего доделать.
  • Боссам, шефам и им подобным. Терпение - это то, что поможет начальнику объяснить задание до конца, выслушать подчиненного и спорить на совещаниях интеллигентно.
  • Подчиненным. Оно нужно для качественного выполнения заданий и поручений, общения с начальством, да и с другими сотрудниками в офисе.
  • Детям. Терпение нужно, чтобы дождаться маму в детском саду, доесть кашу и нарисовать кактус.

Терпение - это внутренний ресурс, который нужен всем независимо от социального и имущественного статуса, возраста и пола.

К чему приводит нетерпение

Говорят, нетерпение - лучший способ потерять время. И это действительно так. Отсутствие терпения приводит к тому, что начатое дело не доводится до конца и возникает необходимость каждый раз начинать всё сначала. Это касается абсолютно любого дела. Если говорить о собственном бизнесе, то, брошенный на полпути, он обернется еще и потерей денег.

Нетерпение способно отравить жизнь тому, для кого «промедление смерти подобно». В основном это люди, нацеленные на моментальный и несомненный результат, желающие быстрой отдачи от своей деятельности.

Неспособность терпеть портит взаимоотношения между людьми в любых сферах жизни, приводит к разводам, увольнениям, стрессам, болезням, авариям. Нетерпеливые люди чаще подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям и страдают от гипертонии. Для особо невыдержанных становятся мукой пробки на дорогах, очереди в магазинах или воспитание детей.

Где его взять?

Библия гласит: терпение - это добродетель. Как же стать добродетельным? С возрастом, как правило, приходит мудрость. А одной из составляющих мудрости является терпение.

Конечно, порог терпения каждого человека зависит и от темперамента. Кто-то уже родился с развитой способностью терпеть. А что делать тому, у кого врождённого терпения недостаточно?

Для того чтобы жизнь обрела гармонию, необходимо учиться терпению, приобретать его. Существует масса рекомендаций о том, как развить в себе данное качество.

Считаем до 10

Этот метод в основном относится к той ипостаси терпения, которое определяется как выдержка, самообладание. Прежде, чем потерять терпение и дать волю чувствам, нужно в уме досчитать до 10. За эти десять секунд первоначальные эмоции уступят место рассудительности или хотя бы немного немного утратят свой пыл. Конечно, особо нетерпеливые субъекты считают очень быстро. Но все-таки первые пять секунд помогут. Постепенно счёт будет становится медленнее, и с каждой единицей будет легче мобилизовать терпение. Толковый человек сразу почувствует разницу.

Заполнить время ожидания

Время имеет очень большую ценность. Терпение многих людей грозит лопнуть в те моменты, когда приходится ждать. Ожидание кажется пустой тратой времени и причиной того, почему не сделаны другие дела. Чем больше значения человек придаёт времени, тем реальнее вероятность потери терпения. Это способно одного привести в бешенство, а другого довести до отчаяния. В любом из этих случаев качество жизни ухудшается, настроение стремится к нулю, а надежды гибнут.

Но есть выход. Для того, чтобы необходимость ждать не стала испытанием, нужно эффективно заполнить время ожидания. Так «ждун» превратится из жертвы во властелина над временем. Можно читать книгу в очереди, сочинять стихи во время долгой поездки, заниматься визуализацией, ожидая, когда пробка на дороге сдвинется с места, или делать физические упражнения, гуляя с ребёнком.

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Терпение (сабр ) – это одно из тех благих качеств, к соблюдению которого побуждали Аллах в Своей великой Книге и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в своей Сунне. Слово сабр было упомянуто в Коране сто четыре раза относительно различных причин и положений.

Всевышний Аллах приказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) быть терпеливым, сказав:

«Посему терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха…» (Ан-Нахль, 16:127).

«Терпи же, как терпели твердые духом посланники…» (Аль-Ахкаф, 46:35).

Так же Всевышний Аллах приказал проявлять терпение верующим. Он сказал:

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (Али Имран, 3:200).

Всевышний Аллах сказал, восхваляя терпеливых:

«Но благочестив тот,… кто проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Аль-Бакара, 2:177).

Он Свят Он и Могуч, отметил, что любит терпеливых и помогает им:

«Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146).

(Аль-Анфаль, 8:46).

Так же Всевышний Аллах отметил, что проявление терпения лучше для того, кто проявляет его:

«Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (Ан-Нахль, 16:126).

Так же Всевышний Аллах обещал терпеливым награду, которая будет лучше, и будет превышать награду за их деяния. Он сказал:

«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Ан-Нахль, 16:96).

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Аз-Зумар, 39:10).

Так же Всевышний Аллах радует терпеливых, сказав:

«Обрадуй же терпеливых ( которые проявляют терпение при испытаниях (Аль-Бакара, 2:155).

Так же Всевышний Аллах говорит о вознаграждении терпеливых Раем:

«А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» (Аль-Инсан, 76:12).

Всевышний Аллах упомянул терпение наряду с другими великими религиозными деяниями. Из того, что было упомянуто вместе с терпением, мы узнаем из Корана:

  • Убеждение (йакин )

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 32:24).

  • Упование (таваккуль )

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в Раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (Аль-Анкабут, 29:58-59).

  • Молитва (салят )

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Аль-Бакара, 2:153).

  • Богобоязненность (такуа )

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (Али Имран, 3:120).

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Али Имран, 3:186).

«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Йусуф, 12:90).

  • Праведные деяния

«И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда» (Худ, 11:11).

  • Джихад

«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение» (Ан-Нахль, 16:110).

«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (Мухаммад, 47:31).

  • Обращение к Аллаху за прощением (истигъфар ) и поминание Аллаха (тасбих )

«Будь же терпелив, ибо обещание Аллаха истинно. Проси прощения за свой грех и прославляй хвалой своего Господа после полудня и утром» (Аль-Мумин, 40:55).

«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты – у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна» (Ат-Тур, 52:48).

«Посему будь терпелив к тому, что они (многобожники ) говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом, славь его в течение ночи, а также в начале и конце дня. Быть может, ты останешься доволен» (Та Ха, 20:130) .

  • Истина (хаккъ )

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Аль-Аср, 103:1-3) .

  • Милосердие (рахма )

«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (Аль-Балад, 90:17).

  • Благодарность (шукр )

(Ибрахим, 14:5).

Наличие в Священном Коране и Сунне аятов и хадисов повествующих о достоинстве терпения, указывает на важность и величие данного качества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину к этой благой нравственности. Его жизнь является примером этой высокой нравственности. Тот, кто станет изучать его жизнь и сунну, лично убедиться в том, что поистине терпение имеет высокое положение.

Др. Мухаммад ибн Халифа

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Шейхульислам Такийуддин Абуль Аббас Ахмад Ибн Теймиййа сказал:

Всевышний и Всеблагой Аллах разделил Своих рабов на классы, и сделал одни классы выше других. Поэтому, даже когда верующих постигают радость и беды, они пребывают во благе их Господа. Так же Всевышний Аллах сделал Свое предопределение для них выгодной торговлей и путём ведущим к истине. Как об этом сказал в достоверном предании имам верующих(мир ему и благословение Аллаха): «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела удивительны. Аллах не определил для него ничего, в чём не было бы блага. Когда его постигает радость, он благодарит Аллаха и это оборачивается для него благом. Когда же его постигает беда, он проявляет терпение и это так же оборачивается для него благом ».

Данный хадис охватывает все предопределение (къадар ), которое определил для верующего Всевышний Аллах. Так как если он станет благодарить Аллаха за постигшее его благо и станет проявлять терпение во время постигающих его бед, то предопределение Аллаха всегда будет оборачиваться благом для него. Так же это деяние от имана (веры). Как об этом говорили некоторые саляфы: «Иман состоит из двух частей. Одна часть это благодарность (шукр), а другая терпение (сабр)» . Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного» (Ибрахим, 14:5; Лукман, 31:19; Саба, 34:19; аш-Шура, 42:33).

Если обратить внимание на все области религии, то нетрудно удостоверится в том, что вся она построена на терпении и благодарности. Это потому, что терпение состоит из трёх видов:

Первый вид. Проявление терпения в делах подчинения Аллаху. Так как нет такого деяния, совершая которое человек не боролся бы и не проявлял терпение по отношению к внешним и внутренним своим врагам. И человеку достаточно быть терпеливым в совершении как обязательных (ваджиб ) так и желательных (мустахаб ) деяний.

Второй вид. Проявление терпения в запретном деле. Поистине человеческая душа, его страсти, шайтан приукрашивающий (грехи) и плохие товарищи, подталкивают человека к неповиновению и грехам. Для того, что бы оставить это, человеку достаточно проявить сильное терпение. Некоторые саляфы говорили: «Совершение благодеяний свойственно как хорошим, так и плохим людям. Однако оставление грехов свойственно только правдивым (сиддикин)» .

Третий вид. Проявление терпения, когда человека постигают несчастья, которые не зависят от него самого. Несчастья (беды) бывают двух видов:

1. Это болезни и подобные этому небесные несчастья, которые не во власти творений .

Проявление терпения этому виду несчастий легче всего, так как раб становится свидетелем того, что все это постигло его согласно предопределению Аллаха и что творения Его не способны вмешаться в это. Поэтому он терпит либо по собственной воле, либо вынужденно. Если Аллах поможет рабу и вселит в его сердце знание о пользе извлекаемой от постигших его несчастий, а так же о том, что это принесёт ему прощение и благо, то раб, проявляя терпение, перейдёт в следующий этап, а это благодарность Аллаху и довольство (собственным положением). В таком положении несчастье, постигшее его, обернётся для него благом, и он станет говорить от сердца: «О Господь, помоги поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом! ». Это увеличивается и уменьшается в зависимости от уровня веры раба. Это мы так же можем наблюдать на словах людей. Как об этом сказал поэт, обращаясь к своей любимой доставляющей ему страдания:

Ты вспоминаешь обо мне недобрым словом и это печально для меня,

Однако (хотя и недобрыми словами) ты вспоминаешь, и это радует меня . См. труд «ад-Дивару» Ибн ад-Думамйны, с комментариями Ахмада Ратиба ан-Наффаха стр. 17.

2. Несчастья, постигающие раба по причине людских деяний.

Это может произойти путём посягательства на жизнь, имущество и честь человека. Проявлять терпение при этом виде несчастья очень тяжело, так как душа человека чувствует свою униженность и не желает смириться с этим и поэтому она стремиться к мести. Проявлять терпение при этом виде несчастья свойственно пророкам и правдивым мужам. Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) постигали страдания, он говорил: «Да смилостивиться Аллах над Мусой. Ему причиняли больше страданий, а он проявлял терпение» Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 28, хадис 3405; так же передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Закят» глава о «Смягчении сердец» 3/109.

Так же он (мир ему и благословение Аллаха) рассказал, что один из пророков которого избивали люди из его народа, говорил: «О Аллах прости мой народ, поистине они не знают» Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 56, хадис 3477; так же передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Джихад» глава о «Битва при Ухуде» 5/179.

Так же сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) так же говорил это, когда ему доставляли страдания люди из его народа. В данной мольбе, он одновременно затронул три вопроса: прощение, испрашивание прощения для них и оправдание их, их невежеством. Этот вид терпения привел к победе, величию, радости, миру, силе, любви к Аллаху, увеличению знания и любви людей по отношению к нему. Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 32:24).

Человек становится имамом в религии только лишь при помощи терпения и убеждённости. И когда к этому терпению добавляется непоколебимая убеждённость и вера, раб возвышается на высокое положение по милости Аллаха. Эта милость, которую Аллах дарует из Своих рабов кому пожелает. Поистине Аллах обладатель великой милости.

По этой причине Всевышний Аллах сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Аль-Фуссылат, 41:34-35).

Оттолкнуть зло добром можно лишь посредством прощения и других подобных праведных деяний. А великая доля – это Рай.

Существует ряд причин помогающих человеку добиться этого терпения. Из этого:

Первое. Свидетельствовать о том, что все деяния, воля, движения и покой рабов созданы Аллахом; случается только то, что Аллах пожелал, а то чего Он не желал тому не бывать. Нет даже мельчайшей частицы ни на высоте, ни на глубине, которая бы совершала движения без воли Аллаха. Люди же всего лишь выполняют движения. Поэтому не смотри на то, кем являются люди, которые обрушили на тебя беды, а смотри на то, кто посылает эти беды. Только в этом случае ты освободишь себя от печали, скорби и тревоги.

Второе. Это признание своих грехов и знание о том, что эти беды были посланы Аллахом взамен за совершённые им грехи. Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Аш-Шура, 42:30). Если человек будет осознавать, что беды, постигшие его, постигли его по причине его же грехов, тогда он перестанет осуждать людей и обратится к Аллаху за прощением и с покаянием. Если ты увидишь человека, который ругает и осуждает людей за причинённые ему страдания, однако не критикует себя и не просит прощения, то знай что, его несчастье является истинным. Однако если он станет просить прощение и осуждать самого себя, то это несчастье обернётся для него благом.

Али бин Абу Талиб сказал свои известные слова: «Раб не должен просить ни у кого помимо своего Господа и не бояться ничего, кроме как своих грехов» Передали аль-Байхаки, в «Шуабуль иман», 7/122, 9718; аль-Асбахани в «ат-Таргиб уа ат-тархиб» 2/266, 1586; Шит АбдульБарр в «Джамиу байаниль ильм уа фадлих» 1/383, 547-548.

Так же передаётся от Али и других саляфов: «Несчастья приходят только лишь с грехами и уходят только лишь при помощи покаяния» .

Третье. Знание раба о том, что Аллах приводит к благому концу тех, которые прощают и проявляют терпение. Всевышний Аллах сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Аш-Шура, 42:40).

Люди, относительно постигающих их несчастий, делятся на три группы:

  1. Те, которые берут больше, чем им полагается, то есть беззаконники (залим );
  2. Те, которые берут столько, сколько им полагается. Это справедливые люди (муктасид );
  3. Те, которые оставляют свои права и прощают. Это искренние люди (мухсин ).

В приведённом выше аяте упомянуты все эти три категории людей. Начало данного аята касается справедливых (муктасид , середина искренних (мухсин) , а конец беззаконников (залим) .

Глашатай воззовёт в День воздаяния: «Пусть встанут те, вознаграждение которых Аллах сделал обязательным для Самого Себя!» и после этого призыва встанут лишь прощающие и примиряющие (людей) люди» . Когда человек осознаёт, сколько награды он может потерять в том случае, если станет мстить, то ему становится легче, простить и проявить терпение.

Четвёртое. Если раб простит и совершит добро, то это его деяние позволит ему не строить плохих предположений о его братьях мусульманах, не обманывать, не мстить, а так же позволит ему избежать зла и злопамятства. Таким образом, прощая людей, он получит выгоду в обоих мирах, которая во много раз превышает выгоду за месть и этим самым он познает сладость прощения и окажется в числе любимых рабов Аллаха, о которых Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит творящих добро» (Али Имран, 3:134).Его положение подобно положению того, кто, отдав несколько дирхамов (серебра), получит обратно несколько тысяч динаров (золота). Поистине человек, добившийся этого, будет бесконечно рад благу, которое даровал ему Всевышний Аллах.

Пятое. Знание о том, что тот, кто мстит не ради Аллаха, а ради самого себя будет унижен, а того, кто прощает, Аллах Всевышний возвысит. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал по этому поводу: «Поистине Аллах увеличит прощающему рабу только его величие» Передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Адаб, благодеяние и родственные связи» в главе «Желательность прощения» 8/20. То величие, которого раб достигнет по причине прощения намного лучше и любимее для него, нежели то величие, которого он достигнет по причине мести. Потому что, величие, которого он добьётся по причине мести – величие внешнее, а внутренне — это позор. Однако прощение хоть и является позором внешним, оно дарует как внешнее, так и внутреннее величие.

Шестое и одно из самых главных извлекаемых польз. Знание о том, что предписанное наказание или вознаграждение зависит от вида совершаемого действия, а так же знание о своей несправедливости и греховности. Если раб станет прощать людей, то и Аллах простит его, если он помилует, то и Аллах его помилует. Если раб осознает, что прощение и проявление добра по отношению к тем, кто причиняет ему зло, является причиной награды Аллаха, то ему станет проще прощать людей и проявлять терпение. Этой выгоды достаточно тому, кто обладает разумом.

Седьмое. Знание о том, что человек, который мстит и требует за причиненную ему несправедливость возмездия, проводит попусту время, думает только об этом (отдаляется от поклонения) и теряет выгоды, которые он не будет в состоянии вернуть. Быть может это на много больше той беды, которая постигла его. Однако если он простит и помилует, то и его сердце и его тело, воспользуется отведённым для них временем и займётся более полезными делами, чем месть.

Восьмое. Если раб станет мстить только лишь ради самого себя, то пусть знает, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не мстил за себя, в то время как причиняемые ему страдания были связаны с религией и были совершены против Аллаха, и он самый лучший и любимый для Аллаха из всех его созданий. Несмотря на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым почётным, лучшим, далёким от всех аморальностей, обладателем прекрасного нрава, он не совершал этого для самого себя. А как же тогда это можем делать мы, зная о своих недостатках и грехах. Напротив, разумный человек никогда не станет оценивать свои страсти так высоко, что бы мстить ради этого. И для такого человека его страсти не составляют ценности на уровне мести.

Девятое. Если человеку будет причинено страдание из-за тех деяний, которые он совершал ради довольства Аллаха, то есть побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого, то проявление терпения для него обязательно. Поэтому он не должен мстить, так как он пострадал ради богоугодных дел и его награда будет за Аллахом Всевышним. Поэтому, люди, потерявшие во время джихада на пути Аллаха свои жизни и имущество, не лишились их. Аллах купил у них их жизни и имущество и цену за это назначали не люди, а сам Всевышний Аллах. Тот, кто потребует цену за это у людей, тот лишится цены у Аллаха, так как потративший что-либо на пути Аллаха, получит взамен награду от Аллаха.

Если же человек пострадал за свою непокорность Аллаху, пусть осуждает только самого себя. Если он станет осуждать самого себя за совершенные им грехи, тогда ему не будет необходимости осуждать окружающих.

Тот, кого постигнет несчастье в то время, когда он стремился приобрести что-либо, пусть проявит терпение. Потому что, не получить то, к чему он стремился, является большим горем, чем проявление терпения. Тот, кто во время путешествия не проявляет терпения относительно полуденной жары, дождя, снега, трудностей пути, разбойников, то ему нет необходимости в рынках (то есть он не способен к мирским делам). Все люди знают, что для того чтобы получить того, к чему стремится человек, ему необходимо проявлять терпение до тех пор пока он не получит это.

Десятое. При проявлении терпения, знание раба о том, что Аллах с ним, любит и доволен им; если Аллах будет с рабом, то он отведёт от него все зло и все беды, которые не смогут отвести от него люди. Всевышний Аллах сказал: «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (Аль-Анфаль, 8:46). «Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146).

Одиннадцатое. Знание о том, что терпение это половина веры (иман ). Человек, который осознает это, никогда не предпочтёт свои страсти даже части своей веры. Поистине терпение удерживает веру человека и защищает его от недостатков. Всевышний Аллах оберегает верующих.

Двенадцатое. Знание о том, что терпение способно властвовать над страстями души и побеждать их. И человек, который унизит свои страсти и победит их, не будет пребывать во власти своей души и тогда она не поведёт его на погибель. Если же он станет подчиняться ей, тогда она погубит его. И он сможет избежать этой участи только лишь по милости своего Господа.

Проявление терпения и превосходство человека над своей душой и шайтаном достаточно, для того чтобы сердце человека утвердилось и чтобы он смог отразить своего врага.

Тринадцатое. Знание о том, что Аллах помогает терпеливым. Поистине Аллах является покровителем терпеливых и тех, кто оставляет Аллаху беззаконников. Того, кто сам пожелает победить свой нафс , Аллах превратит в раба его собственной души и сделает его её помощником. И каким же будет положение того человека, который, лишился помощи Аллаха, и стал сотрудничать со своей беспомощной и слабой душой?!

Четырнадцатое. Человек, проявляющий терпение по отношению к тем людям, которые причиняют ему страдания, а так же к самим страданиям, может стать причиной того, что эти люди раскаются в совершенных делах, вернутся на истину, попросят прощения, будут раскритикованы людьми и тем самым постыдятся своих действий, а затем это приведёт их к дружбе с тем человеком. Всевышний Аллах сказал по этому поводу: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Аль-Фуссылат, 41:34-35).

Пятнадцатое. Возможно, что месть человека приведёт его к тому, что зло и страдания, причиняемые ему беззаконником, возрастут. Но если он проявит терпение и простит, то защитится от этого зла. Разумный человек не выберет из двух злодеяний то, которое принесёт больше зла. Сколько же людей желали отомстить и предотвратить смуту, однако не смогли добиться этого. Множество людей потеряли на этом пути свои жизни, власть и имущество. Но если бы угнетённый простил, то не постигло бы его то, что постигло.

Шестнадцатое. Тот, кто станет мстить, не проявив терпения, окажется в числе несправедливых. Это происходит по той причине, что когда человека охватывает жажда мести, он подчиняется страстям своей души, которая переходит границы дозволенного и поэтому человек гневаясь, теряет контроль над своими словами и действиями. Если до этого он был угнетённым, который ждал помощи от других, то теперь он превратится в беззаконника, пребывающего под воздействием гнева и жажды наказания.

Семнадцатое. Страдания, причиняемые человеку, способствуют прощению его грехов и повышению его степени. Если же он станет мстить, оставив терпение, то не добьется прощения грехов и не возвысит свою степень.

Восемнадцатое. Терпение и прощение это самое сильное оружие человека против своего врага. Тот, кто станет проявлять терпение и прощать, тем самым станет причиной унижения, позора, страха которые постигнут этого врага. Это потому, что если даже он станет молчать относительно причиняемых ему несправедливостей, то люди этого не сделают (т.е. не проявят равнодушия). Но в случае мести, этого не случится. Поэтому ты видишь, что люди стараются обязательно отомстить тому, кто причиняет им страдания, и ругают его, будто бы сделав это, с их плеч сходит тяжесть, и они находят спокойствие.

Девятнадцатое. Если человек простит своего врага (причиняющего ему страдания), то враг найдёт его степень выше своей, почувствует его победу и свою слабость. И этого достаточно для прощающего, как доказательство его достоинства и превосходства.

Двадцатое. Прощение это благодеяние (хасанат ). Одно благодеяние порождает другое, а другое третье и таким образом они увеличиваются. Наградой за благодеяние является другое благодеяние. Точно так же наградой за злодеяние является другое злодеяние. Возможно, что это деяние приведёт его к спасению и счастью. Но если он станет мстить, то потеряет это благо.

Что касается второй части религии, то это благодарность (шукр ). Благодарность — это подчинение Всевышнему Аллаху.

Здесь мы подошли к концу по милости Аллаха. Хвала Ему премногая. Мир и благословение пророку нашему Мухаммаду и его семье.

Эти вступительные слова именуются «Хутбатуль-хаджа». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал этому своих сподвижников и сам произносил ее перед пятничной и другими проповедями, а также заключением брака (никаха). Сообщение о хутбатуль-хаджа передается от шести сподвижников, и все эти версии усиливают друг друга, в связи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, среди которых ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Таймийя, аль-Альбани и др. См. «Хутбатуль-хаджа» шейха аль-Альбани.

В День воздаяния все будут собраны со своими имами, а верующие будут вместе с ним. Это передал от аль-Хатыб от Анаса в «Тарих аль-Багдад». Он сказал о 71 аяте суры аль-Исра: «В тот день Мы созовем всех людей вместе с их предводителями» — «…это значит, будут призваны со своими пророками». Имам ас-Суйути в «Дурруль мансур» (5/316) отметил, что это предание было передано Ибн Абу Хатимом и Ибн Мардавейхом. То же самое было передано от Муджхида. Это передали Ибн Джарир в своем тафсире (15/126) и ас-Суйути в «Дурруль мансур» от Ибн Мунзира.

Передали имам Муслим «Китаб аз-зухд» в главе «Все деяния верующего являются благом» 8/227; имам Ахмад в «Муснад», 1/173 и ад-Дарими в «Сунан» книга «ар-Ракаик» глава «За каждое деяния верующий получает награду» 2/318. Текст хадиса передается так: «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела оборачиваются для него благом…». Однако найти данный хадис как это привёл автор со словами: «…все его дела удивительны» мне не удалось.

Передали Ваки бин Джаррах в «аз-Зухд», 2/456, хадис 203; ат-Табарани в «аль-Кабир», 9/107; аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа ат-тархиб», 4/171, хадис 4974 от ибн Масуд в виде: «Терпение половина веры, а убеждённость вся вера». Так же имам аль-Бухари в «ас-Сахих» книга Веры в главе о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Ислам основывается на пяти столпах» от Ибн Масуда со словами «Убеждённость – это вся вера». Шейх аль-Албани в «Сильсиля аль-хадис ад-даифа» 1/506-507, хадис 499 сказал, что этот хадис мункар. Он сказал: этот хадис достоверный как слова Ибн Масуда, однако слабый как слова пророка (мир ему и благословение Аллаха). На это так же указывают слова шейхульислама Ибн Теймиййи: «Об этом говорили некоторые саляфы»».

Абу Нуайм «Хильйатуль аулийа» 10/197 передал от Сахля ибн Абдуллаха ат-Тустури в следующим виде: «Аллах полюбит раба не только за подчинение ему, но и за соблюдения им Его запретов. Избежать грехов способны лишь правдивые, которые являются приближёнными Аллаха. А благодеяния свойственны как хорошим, так и плохим людям» .

Автор указывает на хадис переданный Муазом ибн Джабалем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взяв его за руку сказал: «О Муаз! Клянусь Аллахом я люблю тебя». Затем он сказал: «О Муаз! Читай после каждой молитвы: ««О Господь, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!» Этот хадис передали Абу Давуд в «ас-Сунан» в книге «Молитва Витр» в главе «Истигфар» 2/181, хадис, 1522; так же ан-Насаи в «ас-Сунан», в книге «Сахв» в главе «Другой вид мольбы» 3/53; имам Ахмад в «Муснад» 5/245-247.

Абдуллах ибн Масуд рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) в аль-Джаранде распределял трофеи после битвы Хунейн, люди стали стекаться к нему. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах направил одного из своих рабов к его племени в качестве пророка. Его племя избило и ранило его. Он же вытирая кровь со своего лба, говорил: «О господь, прости мой народ, поистине они не знают». Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я и сейчас будто бы вижу как пророк, (мир ему и благословение Аллаха) вытирая кровь со своего лба, рассказывает об этом мужчине и говорит: «О господь мой! Прости мой народ, так как они незнают». Этот хадис передали Ахмад в «Муснад» 7/378, хадис 4366. Исследователь этого труда сказал, что данный хадис является сахих-лигейрихи.

Аз-Зубайр ибн Баккар в «аль-Ансаб» передаёт часть мольбы о ниспослании дождя, которую произнес Аббас по просьбе Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Аллах беды приходят только лишь по причине грехов и уходят только лишь посредством покаяния» . (Ибн Хаджар сообщил, что данное сообщение было передано в труде «аль-Ансаб», однако мы не смогли найти его там). Абу Бакр Ахмад бин Марван ад-Дайнури (ум.333 г.х.) в труде «аль-Муджаласа ва джавахируль ильм» (3/102-103) приводит в форме маукуф (т.е. как слова самого Аббаса) часть мольбы о ниспослании дождя произнесенной Аббасом по просьбе Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Аллах поистине беды с небес ниспосылаются только лишь по причине грехов и уходят посредством покаяния» . Так же это передал Ибн Асакир в «Тариху Димашк» (26/358-359, стр. 184 в биографии Убады бин Афвы – Абдуллаха бин Саубана) через Тарика Абу Салиха Базима а тот от Ибн Хани а тот от Аббаса ибн АбдульМуталлиба. В «ас-Сахих» аль-Бухари нет данного сообщения. Сообщается в труде «аль-Фатхе» 2/494 в книге о «Молитве о ниспослании дождя» в главе «Об обращении людей к руководителю в период засухи для совершения молитвы о ниспослании дождя». Однако здесь не приводится вид молитвы и подробности о ней. См. так же «Иктидаус сыраталь мустакым» 337-338.

Ибн Мардауейх передает от Ибн Аббаса что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воздаяния Аллах прикажет глашатаю сказать: «Пусть встанут те, вознаграждение которых Аллах сделал обязательным для Самого Себя!» и встанут только те, кто прощал и мирил людей в этом мире» . Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом». Этот хадис передали ас-Суйути в «ад-Дурруль мансур», 6/11; Хатыб аль-Багдади в «Тарих Багдад», 11/198; Ибн Хиббан в «Раудатуль укаля» стр. 176-177; аль-Байхаки в «Шуаб аль-иман» от Хасан аль-Басри в форме мурсаль (как слова Хасана аль-Басри) с полной цепочкой; Хаммад бин ас-Сари в «аз-Зухд» 2/904 и Абу Нуайм в «аль-Хилья» 9/204 от Хасана аль-Басри в форме маукуф (как его слова).

См. «ас-Сахих» имама аль-Бухари, книга «Достоинства» глава «Качества пророка (мир ему и благословение Аллаха)» хадис 3560. («Фатхуль-бари», 6/566); «ас-Сахих» имама Муслима книга «Достоинства» глава «Воздержание пророка (мир ему и благословение Аллаха) от совершения грехов» хадисы, 2327, 2328.

Передал Абу Йаля в «Муснад» 4/36, хад. 2040 от Бишра бин аль-Валида аль-Кинди, он от аль-Мусаввира бин ас-Сальта, он от Мухаммада бин Мункадира, а он от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всякое благое дело это саадака. И то, что человек тратит на свою семью и из своего имущества, тоже для него записывается как саадака. Так же то, что он потратит, что бы защитить свою честь для него будет саадака. Аллах обязуется выплатить верующему все его расходы, кроме расходов на строительство (дома, здания) и расходов за совершение неповиновения Ему» . Имам аль-Хайсами в «Маджму аз-заваид» 3/136 сказал об этом хадисе: «В цепочке переданной Абу Йаля передатчик по имени Мусаввир бин Сальт является слабым». Так же ад-Даракутни в «Сунан» 3/28, хад. 101 и аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/50, оба они передали этот хадис от Абдульхамида бин аль-Хиляли, а он от Мухаммада бин Мункадира. Затем аль-Хаким сказал об этом хадисе: «Это достоверный хадис. Однако его не передали два имама (аль-Бухари и Муслим) в своих трудах. Собирать эти содержательные хадисы не соответствует условиям данной книги». Имам аз-Захаби возразив ему сказал: «Напротив, они сказали что этот хадис является слабым».

См. аль-Хашийа, 2.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Перевод Абу Имран ас-Саляфи

(Ан-Нахль, 16:110 ) .