Признаки любви аллаха к своему рабу. Любовь Аллаха к своему рабу

Самое легкое, что может сделать человек – это утверждать, что он любит Аллаха, однако вы можете увидеть, что действия и поведение некоторых людей порой совершенно противоположны их утверждениям.

Самый главный признак, указывающий на правдивость любви к Аллаху, – это соблюдение чистого, ничем незапятнанного Единобожия. Призыв к поклонению только одному Аллаху был приоритетной задачей всех пророков. Единобожие – это начало дороги в Исламе, это первый шаг на пути к Аллаху (Велик Он и Славен). Всевышний сказал:Воистину, заговоры, обереги и привороты – это многобожие

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا نُوحًا إِلَى قَوْمِهِ فَقَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُمْ مِنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ

«Воистину, Мы направили Нуха (Ноя) к его народу, и он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него. Неужели вы не устрашитесь?» (23.Аль-Муминун: 23).

وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (21.Аль-Анбия: 25).

أمرت أن أقاتل الناس حتى يشهدوا أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله

«Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха» . (Аль-Бухари и Муслим)

Единобожие – это первый шаг, делая который человек входит в Ислам. Но Единобожие должно быть также и последним шагом, сделав который мусульманин покинет этот мир. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة

«Тот, чьим последним словом в этой жизни будет: «Нет истинного божества, кроме Аллаха» (Ля иляха илля-ЛЛах), войдёт в Рай» (Ахмад и Абу Дауд).

Единобожие – это самая первая и самая последняя обязанность.

Любовь к Аллаху – это надёжная связь верующих со своим Господом, это свидетельство правдивых и главная цель богобоязненных. Всевышний Аллах сказал:

وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَشَدُّ حُبًّا لِلَّهِ

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2.Аль-Бакара: 165).

Эти люди приравняли свои ложные божества к Аллаху, поклоняясь им наряду с Аллахом. Они любят их так же, как подобает любить только Аллаха, однако верующие сильнее в своей любви к Аллаху, чем многобожники в любви к своим божествам.

Любовь к Аллаху имеет множество степеней и даёт поприще для соревнования верующих. К этой любви стремятся усердные рабы Аллаха, проявляя самоотверженность и старание. Те, кто поклоняются своему Господу, находят в любви к Нему отдых и силу для сердец, пищу для души и усладу для глаз.

Любовь к Аллаху – это жизнь, поэтому тот, кто лишён этого прекрасного чувства, в сущности, является мертвым.

Любовь к Аллаху – это свет, потеря которого навлекает мрак.

Любовь к Аллаху – это исцеление, без которого сердца поражаются тяжелыми недугами.

Любовь к Аллаху – это сладость, не ощутив которую человек живет в печали и скорби.

Любовь к Аллаху – это дух веры и благодеяний, и если он уйдёт, то все дела человека будут подобны бездыханному телу без души.

Знайте, да хранит Вас Аллах, что любовь бывает нескольких видов. Одним из её видов является «естественная любовь», такая как любовь голодного к еде или жаждущего к питью. Другим видом является «сострадательная любовь», такая как любовь родителей к детям. Следующим видом является «товарищеская любовь», такая как любовь между единомышленниками, коллегами, спутниками в пути, партнерами по торговле, к этому виду можно отнести и взаимную любовь между друзьями и братьями.

Что касается любви к Аллаху, то она является особой, и не подобает обращать её к кому-то, кроме Аллаха, – это «обожествляющая любовь». Она подразумевает под собой обязательное смирение, возвеличивание, покорность, повиновение и поклонение. Этого вида любви достоин только Аллах, и нельзя посвящать его кому-то помимо Него. Именно эту любовь многобожники делят между Аллахом и своими ложными божествами, тем самым приравнивая творения к Творцу.

Тот, кто любит Аллаха, любит всё, что исходит от Него: он любит намаз, закят, хадж и все другие законы Ислама. Любящий Аллаха любит все Его веления, даже если ему приходится жертвовать своим покоем, потому что любящий раб Аллаха связан только с Ним (Велик Он и Славен), боится только Его и во всех делах и обстоятельствах надеется только на Него, ведь Аллах сказал:

وَعَلَى اللَّهِ فَتَوَكَّلُوا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ

«Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими» (5.Аль-Маида: 23).

Кто любит Аллаха, тот поклоняется только Ему, очищая свое поклонение от скверны многобожия. Любящий Аллаха клянётся только Аллахом и никем иным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من حلف بغير فقد كفر أو أشرك

«Кто поклялся не Аллахом, тот совершил акт неверия или многобожия» (Ат-Тирмизи).

Тот, кто любит Аллаха, не клянётся ни отцами, ни матерями, ни жизнями пророков и посланников, ни ангелами, потому что всё это – проявления малого многобожия, как об этом сказал Ибн Аббас и другие сподвижники. Если некоторых людей, которые поклоняются могилам, попросить поклясться Аллахом, они предоставят вам какие угодно клятвы, без разницы, правдивые или лживые. Но если вы попросите их поклясться именем их устаза (духовного наставника у суфиев), песком его могилы или жизнью шейха, то он никогда не сделает этого лживо, а если и поклянется, то будет говорить правду. Это уже, несомненно, является большим многобожием, потому что почитание и страх перед творением в сердце этого человека стал больше, чем страх перед Аллахом. Многобожие, творимое сегодня могилопоклонниками, намного страшнее, чем многобожие в прошлом, ведь прежние многобожники, желая подтвердить свои слова серьезной клятвой, поминали имя Аллаха, а не кого-то другого. Всевышний сказал:

وَأَقْسَمُوا بِاللَّهِ جَهْدَ أَيْمَانِهِمْ لا يَبْعَثُ اللَّهُ مَنْ يَمُوتُ

«Именем Аллаха они (язычники) принесли величайшие клятвы о том, что Аллах не воскресит мертвых» (16.Ан-Нахль: 38).

Тот, кто любит Аллаха, не обращается к звездам и планетам, не связывает с ними никаких событий в мире, таких как дождь или плодородие. Любящий Аллаха не гадает по небесным светилам и не усматривает в них каких-то предзнаменований, плохих или хороших, потому что это противоречит Единобожию и упованию на Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الطيرة شرك، وما منا إلا ولكن الله يذهبه بالتوكل

«Суеверие – это многобожие, и у каждого из нас в душе появляется что-то из этого, но Аллах удаляет это посредством упованием на Него»

Тот, кто любит Аллаха, не посещает колдунов, гадалок, экстрасенсов, провидцев и шаманов. Любящий Аллаха не верит ни единому их слову, потому что вера в их слова противоречит Вере во Всевышнего Аллаха.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من أتى كاهناً فصدقه بما يقول فقد كفر بما أنزل على محمد صلى الله عليه وسلم

«Тот, кто придет к колдуну и поверит его словам, проявит неверие по отношению к тому, что ниспослано Мухаммаду» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Любящий Аллаха не вешает на себя никаких оберегов, амулетов, талисманов, ниточек, глазков, мешочков и заговоров. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الرقى والتمائم والتِّوَلة شرك

«Воистину, заговоры, обереги и приговоры – это многобожие» (Ахмад, ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их многобожием, потому что язычники хотели с их помощью отвести от себя то, что предписано Аллахом. Они хотели оградить себя от бед без обращения к защите Аллаха, но ведь только Он может отвести беду и принести пользу.

Хотелось бы также напомнить мусульманам быть осторожными и не впадать в незаметное многобожие, о котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ألا أخبركم بما هو أخوف عليكم من المسيح عندي؟

«Не поведать ли мне вам о том, чего я боюсь для вас больше чем Даджаля (антихриста)?»

Сподвижники сказали: «Конечно!» Тогда пророк сказал:

الشرك الخفي؛ أن يقوم الرجل يعمل لمكان رجل

«Это незаметное многобожие, когда человек совершает какое-либо праведное дело, чтобы добиться уважения другого человека».

Всевышний Аллах сказал:

فَلا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَنْدَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ

«Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время, как вы знаете» (2.Аль-Бакара: 22).

Человек должен знать, что многобожие – это самое страшное из всего запрещённого Аллахом. В то же время Единобожие – это самое благородное и самое праведное из всего того, что повелел нам Аллах. Поэтому самой первой миссией всех пророков был призыв к Единобожию и к тому, чтобы люди прекратили совершать многобожие. Прежде всего, они учили, что поклоняться следует только Одному Аллаху, а самым первым запретом, о котором провозглашали пророки, был запрет на поклонение кому-либо, помимо Аллаха. Если Всевышний в своей Книге упоминает о Единобожии в связке с каким-то другим велением, то Единобожие всегда упоминается в первую очередь. Если же в Коране говорится о многобожии в связке с другими грехами, то многобожие запрещается прежде всех других видов ослушания. Многобожие это такой большой грех, что если человек умрёт, не покаявшись в нем, то он никогда не будет прощён, и адское Пламя станет его вечной обителью. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ لا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4.Ан-Ниса: 48).

Один из праведных предшественников сказал: «Аллах не прощает многобожия, а все, что меньше многобожия, предстанет на суд Аллаха, и если Он пожелает, то накажет, а если пожелает, то простит» .

Дорогие братья и сестры! Многобожие полностью уничтожает праведные дела, Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (39.Аз-Зумар: 65).

Многобожие обрекает человека на вечное пребывание в Аду. Аллах сказал:

إِنَّهُ مَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Ад» (5.Аль-Маида: 72).

Сообщается от Джабира ибн Абдуллы (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من لقي الله لا يشرك به شيئاً دخل الجنة، ومن لقيه يشرك به شيئاً دخل النار

«Кто встретит Аллаха, не придавая никого ему в сотоварищи, войдёт в Рай, а кто встретит Его, придавая ему сотоварищей, войдёт в Ад» (Муслим).

Лучшим доказательством лживости многобожия является то, что Аллах бросил вызов и предложил, чтобы ложные божества сотворили хотя бы одну муху:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ لَنْ يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَإِنْ يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئًا لا يَسْتَنْقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَالْمَطْلُوبُ

«О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб просящий, и тот, у кого просят!» (22.Аль-Хадж: 73).

Дорогие братья и сестры, давайте поразмышляем над этим примером, который обращен ко всему человечеству, а тот из людей, кто не внемлет ему, является ослушником. Насколько лаконично, просто, доступно и красиво этот аят разъясняет нам ложность многобожия. Если бы все идолы и все те божества, которым поклоняются помимо Аллаха, собрались бы в одном месте и помогали друг другу всем, чем могли, то они не смогли бы создать даже одной маленькой мушки. Аллах раскрыл нам их слабость, и если муха что-то заберёт у этих идолов, то ни они, ни их последователи не смогут вернуть себе отобранное. Кто же может быть беспомощнее этих богов и слабее тех, кто обращается к ним в молитвах!?

Тот, кто чтит ложных богов наряду с Аллахом, разве может ценить Аллаха так, как Он того достоин? Всевышний в этом аяте привел неопровержимый довод Единобожия, причем высказал его в прекрасной форме, легкими словами, в которых нет ничего неясного, кратко и понятно.

Представители трех религий – иудаизма, христианства и Ислама – единогласны в том, что основа человечества – это Единобожие, а многобожие и язычество являются более поздним налетом. Это утверждение мы основываем на том, что все люди произошли от одного человека – нашего отца Адама (мир ему), а он был единобожником. Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالا كَثِيرًا وَنِسَاءً

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (2.Аль-Бакара: 1).

В этом не сомневается никто из представителей трех религий.

О мусульмане! Воистину, самая почётная степень, которой может достигнуть мусульманин в этом мире, – это быть достойным рабом Аллаха. В первую очередь, это должно проявляться в сердце, выражаясь в поклонении, повиновении и любви к Аллаху. Это является отличительной чертой верующих, которые ответили на призыв своего Господа.

Человек не может добиться совершенства, не будучи покорным рабом Аллаха. Один из праведных предшественников говорил: «Совершенство творений заключается в том, чтобы быть верными рабами Аллаха, и чем больше человек подтверждает своё рабство перед Аллахом, тем больше растёт уровень его совершенства и повышается его степень. Тот же, кто полагает, что творение каким-то образом может выйти из рабства и контроля Аллаха, или же считает, что выход из рабства Аллаху ближе к совершенству, является самым заблудшим и невежественным из людей».

Сердце человека чувствует нужду и зависимость от других творений, если только он не сделает Аллаха своим покровителем и единственным объектом своего поклонения. Раб Аллаха не будет нуждаться ни в ком, если станет обращаться за помощью только к своему Господу, уповать только на Него, радоваться тому, что любит и чем доволен Аллах, испытывать гнев только за Аллаха, разрешать и запрещать только ради Него и только в соответствии с Его велениями. Чем чище и искреннее будет религия, которую человек посвящает Аллаху, тем совершеннее будет утверждение преданности и рабства Всевышнему Господу, и, как следствие, сильнее будет независимость человека от других творений, а значит, человек будет далёк от многобожия и высокомерия.

Чтобы человек был истинным рабом Аллаха, своё отношение к Богу он должен строить на двух столпах: смирении и любви. Смирение перед Аллахом без любви к Нему не принесет человеку пользы, а любовь без смиренной покорности – это ложь, которую человек может произносить своим языком, но что не будет соответствовать истине.

Помимо двух упомянутых столпов, у поклонения Аллаху есть два условия, без которых оно не будет принято от человека.

1) Первое условие – это искренность и отстранение от многобожия.

2) Второе условие – это соответствие совершаемого поклонения Шариату, который основывается на Коране и Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах сказал:

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ *الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلا الْعَزِيزُ

«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся самыми наилучшими» (67.Аль-Мульк: 1-2).

Относительно слов Аллаха «…самыми наилучшими» Фудайль ибн Ийяд (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «То есть, самыми искренними и самыми правильными». Люди спросили его: «О Абу Али! Какие дела самые искренние и самые правильные?» Он ответил им: «Если дело будет искренним, но неправильным, то дело не будет принято. Если дело будет правильным, но неискренним, то оно не будет принято. Искреннее дело – это то, которое посвящено только Аллаху, а правильное – это то, которое сделано в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Мусульманин должен стремиться к очищению своей религии и отстраняться от многобожия. Аллах сказал:

مَنْ كَانَ يُرِيدُ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا وَزِينَتَهَا نُوَفِّ إِلَيْهِمْ أَعْمَالَهُمْ فِيهَا وَهُمْ فِيهَا لا يُبْخَسُونَ * أُولَئِكَ الَّذِينَ لَيْسَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ إِلا النَّارُ وَحَبِطَ مَا صَنَعُوا فِيهَا وَبَاطِلٌ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены.

Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (11.Худ: 15-16).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если человек совершает праведные дела, будь-то пост, намаз или ночная молитва-тахаджуд, ища выгоды этого мира, Аллах даст ему «награду», но у него пропадет всё, что он делал ради этого мира, и он окажется среди потерпевших убыток ».

Следование законам Шариата является неотъемлемым условием для того, чтобы любовь к Аллаху была правильной. Аллах сказал:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ

«Скажи: «Если вы действительно любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас» (3.Алю Имран: 31).

Один из праведных предшественников говорил: «Тот, кто любит Аллаха, должен обязательно следовать за посланником (мир ему и благословение Аллаха), верить во все, о чем он нам сообщил, повиноваться ему во всем, что он нам приказал, подражать ему в делах. Если человек поступает так, значит, он любит Аллаха, и Аллах любит его».

Из приведенного выше аята очевидно, что если человек не следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), то его любовь к Аллаху – это пустые слова, и в таком случае подобная любовь ему никак не поможет и не принесет желаемых результатов.

Просим Всевышнего даровать всем нам правильные знания о Его религии, праведного поклонения, соответствующего сунне Его посланника, чтобы каждый из нас мог снискать любовь Аллаха в полной мере.

Любовь к Аллаху

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: لا يؤمن أحدكم حتى يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما ‏‏

«Не уверует из вас никто (имеется в виду не уверует истинной верой), пока Аллах и его Посланник для него не будут любимей, чем всё остальное » (Имам Бухари).

В другом хадисе говорится, что один из сподвижников спросил Посланника Аллаха о том, что такое вера (иман)?Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قال أبو رزين العقيلي‏:‏ يا رسول الله ما الإيمان قال‏:‏ ‏"‏ أن يكون الله ورسوله أحب إليك مما سواهما

«Вера - это когда Аллах и его Посланник любимей, чем всё остальное ».

Каждый мусульманин должен стремиться обрести любовь к Аллаху, так как от этого зависит наша вера. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

وقد قال نبينا صلى الله عليه وسلم في دعائه‏:‏ ‏"‏ اللهم ارزقني حبك وحب ما يقربني إلى حبك واجعل حبك أحب إلي من الماء البارد

«О Аллах, даруй мне любовь к Тебе, а также любовь ко всему, что приближает меня к любви к Тебе, и сделай любовь к тебе для меня любимей, чем прохладная вода ».

Любовь к Аллаху является наивысшей степенью из всех степеней, и все другие степени - это плоды любви к Аллаху.

К примеру, очень высокой степенью в религии является аскетизм. В хадисе говорится: «Оставь мирское, и тебя полюбит Аллах».

В хадисе сказано: «У аскета (отрёкшегося от мирского) сердце и тело отдыхают, а желающий мирского бывает в беспокойстве и в печали. Любовь к мирскому - это основа всех бед, а отказ от него - это основа всех благ и послушания » (см. в книге «Ибн Абу Дунья фи Замми Дунья», № 131).



Каждый из нас знает, как трудно отречься от мирских благ. Но если сердце человека наполнено любовью к Аллаху, то тогда это не представляет для него особой трудности. Об этом свидетельствуют и слова Абубакра Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Он говорит:

وقال أبو بكر الصديق رضي الله عنه من ذاق من خالص محبة الله تعالى شغله ذلك عن طلب الدنيا وأوحشه عن جميع البشر‏.‏

«Кто испытает истинную любовь к Аллаху, того оно отвлечёт от стремления к мирскому… »

Любящий Аллаха является аскетом, даже если ему будут принадлежать все богатства этого мира, поскольку любовь к Аллаху не оставит в его сердце места для мирского.

Абу Сулейман ад-Дарани говорил:

وقال أبو سليمان الداراني‏:‏ إن من خلق الله خلقاً ما يشغلهم الجنان وما فيها من النعيم عنه فكيف يشتغلون عنه بالدنيا‏.‏

«Среди рабов Аллаха есть такие, которых не отвлекают от Него (Аллаха) даже Рай и то, что в нём. Как же их отвлечёт от Него мирское! »

Каковы же признаки любящего Аллаха и как нам обрести любовь к Аллаху?

1.Первым признаком любящего Аллаха является следование сунне Пророка (мир ему и благословение) .

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

ВСвященном Коране говорится: «Скажи Мухаммад: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах - Прощающий, Милостивый » (сура «аль Имран», аят 31).

Джунайд аль-Багдади сказал: «Никто не познал и не полюбил искренней любовью Аллаха, кроме как с помощью Аллаха, а путь, ведущий к этой любви, это следование пути Пророка (мир ему и благословение)».

Человек, утверждающий, что любитАллаха , но не следующий пути Пророка (мир ему и благословение), лжец и лицемер, так как если бы он любил Аллаха, то следовал бы его велениям.

Всевышний, как мы видели из предыдущего аята, велит нам следовать пути Пророка (мир ему и благословение) и даёт понять нам, что следование пути Пророка (мир ему и благословение) является свидетельством любви к Аллаху и средством, приводящим к любви к Аллаху.

Чтобы следовать пути Пророка (мир ему и благословение) прежде всего нужно знать о жизни Пророка (мир ему и благословение) и о его деяниях и для этого читать книги о жизнеописании Пророка (мир ему и благословение), об его особенностях и нравственных качествах.

2.Другим признаком любящего Аллаха является частое поминание Его .

В хадисе говорится:

قال صلي الله عليه وسلم فمن أحب شيئا أكثر من ذكره بقلبه ولسانه

«Если кто-то полюбил что-либо, то он вспоминает о нём часто сердцем и языком ».

Если человек желает узнать, какова его любовь к Аллаху, то пусть посмотрит в своё сердце и подумает, как часто он вспоминает об Аллахе.

Если человек любит Аллаха, то он поминает его часто и сердцем, и языком. Более того, если человек любит Аллаха истинной любовью, то он даже если захочет, не сможет забыт о Нём.

Так же как поминание Аллаха является плодом любви к Нему, также оно (поминание Аллаха) является и средством, увеличивающим в сердце любовь к Аллаху. Если человек хочет обрести любовь к Аллаху, он должен усердствовать в поминании Аллаха, и тогда Аллах озарит его сердце любовью к Нему.

3.Третьим признаком любви к Аллаху является любовь к тем, кто любит Аллаха . Это может и помочь обрести любовь к Аллаху.

В хадисе говорится: «Лучшие из вас те, при виде которых вспоминают Аллаха ».

Суфьян ас-Саврию сказал: «Тот, кто полюбит того, кого любит Аллах, того и Аллах полюбит; тот, кто возвеличит того, кого возвеличивает Аллах, того и Аллах возвеличит ».

Несомненно, наиболее соответствующими этим хадисам людьми являются духовные наставники, то есть суфийские шейхи. Из истории мы знаем, что на всём протяжении истории Ислама, после времён сподвижников, те, кто стремился к познанию Аллаха, включая и крупнейших учёных уммы, вступали под руководство духовных наставников.

Тому, кто желает познать Аллаха и почувствовать в своём сердце истинную любовь к Аллаху, необходимо, следуя примеру учёных Ислама, найти духовного наставника и вступить под его руководство.



Священный Коран говорит нам, что Аллах сильно любит тех, кто верит в Него. Глубина этой любви прямо пропорциональна силе веры мусульманина в своего Господом и обратно пропорциональна тому, насколько верующий чувствителен к трудностям, с которыми он сталкивается в жизни. Это означает, что верующий сможет вытерпеть тем больше трудностей, чем больше его любовь к Аллаху, и наоборот.

Это состояние можно уподобить состоянию женщины, которая имеет огромное желание стать матерью, и ради этого готова перенести любые трудности. Она готова носить ребенка внутри себя в течение девяти месяцев, страдая от разных недомоганий, таких как боли в спине и утренняя тошнота. Тем не менее, женщина терпит все это, потому что в будущем хочет стать матерью. Она также знает о возможности того, что роды могут сопровождаться разными осложнениями, которые могут привести к страданиям. Женщина знает и то, что может быть что-то не так с ребенком. Кроме того, она понимает, что в течение первых нескольких лет ей придется полностью посвятить себя ребенку, жертвуя отдыхом и едой ради него. Тем не менее, ее сильное желание стать матерью и любовь к ребенку затмевает все это и делает это бремя легким для нее.

Как видно из этого, любовь облегчает боль в такой степени, что мы даже не рассматриваем бремя как трудность или неудобство. Кроме того, все трудности, будь они физические, финансовые или какие-то другие, становятся легкими для верующего, когда он имеет в своем сердце любовь к Аллаху. Кроме того, истинный верующий даже жаждет идти на жертвы ради Аллаха и готов пожертвовать самое ценное для него, свою жизнь, ради Господа, Который и благословил его этим даром. Но печальная истина заключается в том, что мы неправильно поняли, что значит истинная любовь к Аллаху в наших сердцах, и были небрежны в исполнении наших обязанностей по отношению к нашему Творцу.

Степени любви

Самая низшая степень любви к Аллаху достигается простым повторением Слов свидетельства (калима аш-шахадат). Те мусульмане, которых мы можем назвать непокорными, являются, по крайней мере, мусульманами по названию и обрели минимальную степень любви, связанную с этим статусом. Однако даже непокорный и грешный верующий никогда не потерпит никаких оскорблений Аллаха, хотя при этом может терпеть поток оскорблений, направленный на него самого. Таким образом, человек обретает вкус любви к Аллаху, когда произносит Слова свидетельства.

Еще одним важным понятием для верующего является сила (шадда) любви. Сила или увеличение любви к Аллаху достигается за счет праведных дел и поминания (зикр) Аллаха, прямо пропорционально завися от них. Удивительным является и то, что границ этой любви нет. Сильной любовью к Всевышнему наполнены друзья Аллаха (аулия), и она излучается каждой частью их тела и души.

Ничто не кажется сложным и обременительным тому, кто обретает эту высокую степень любви. Намаз для него отныне не бремя, а источник огромной радости. Если любителю мороженого предлагают на выбор разные виды этого лакомства и при этом говорят: "Пожалуйста, возьми на себя труд съесть все это!", это звучит смешно. Далеко не считая это бременем, этот человек любит мороженое и рад любой возможности отведать его. Таков и пример влюбленного в Аллаха и того, как он воспринимает повеления своего возлюбленного Господа.

Три типа любви

Можно выделить три вида любви.

Ишк аз-зати (любовь к человеку): Когда человек влюблен в другого человека, он не видит недостатки возлюбленного, любовь делает его слепым и глухим. Влюбленный не обращает никакого внимания на любые негативные сообщения о том, кого он любит, потому что одержим любовью.

Один правитель велел своему слуге привести к нему самого красивого мальчика в стране, и слуга покорно пошел домой и привел своего смуглого и худенького сына. Правитель сказал: "Я велел тебе привести ко мне красивого мальчика!" Тогда слуга ответил: «Нет никого красивее в моих глазах, чем мой сын".

Лейла (по-арабски «ночь») получила такое имя потому, что была смуглой, как ночь, и не очень-то красивой, но даже при этом Маджнун был безумно влюблен в нее. Правитель того времени пожелал увидеть Лейлу, о которой он так много слышал. Когда ее привели к нему, правитель увидел, что она совершенно обычная. Он заметил: «Ты не отличаешься от любой другой женщины». Лейла улыбнулась и ответила: "Вы не видите меня глазами Маджнуна".

Человек, таким образом, полностью пленен объектом своей любви и желания и не обращает внимания на все его недостатки. Он останется верен своей любви, даже если возлюбленный ругает его, бьет или отвергает - так сильна его любовь.

Ишк ас-сифати (любовь ради какой-то черты): эта любовь не такая сильная, как та, о которой говорилось выше. Ишк ас-сифати подразумевает любовь ради прекрасного характера возлюбленного, его хороших привычек и приятных манер. Но эта любовь существует только до тех пор, пока существуют эти хорошие качества, и поэтому относительно слаба.

3) Ишк аль-ахсани (любовь как ответ на благосклонность): это самый слабый тип любви, так как лицемерен по своей сути и существует лишь постольку, поскольку возлюбленный продолжает выказывать благосклонность к тому, кто утверждает, что любит его.

У нас есть только этот третий вид любви к Аллаху. Мы любим Его, так как Его милость к нам обширна, но эта любовь дает сбои, как только нас настигает хоть малейшая трудность. Небольшое несчастье или теснота заставляют нас халатно относиться к намазу. Если мы испытываем хоть какие-то финансовые трудности, мы начинаем меньше посещать мечеть, потому что считаем необходимым работать дополнительные часы. Вот почему эта любовь самая слабая – ведь она исчезает при малейших нарушениях в отношениях.

Мы все должны стремиться перейти от этой слабой форме любви к самой сильной – ишк аз-зати, когда счастье и горе становятся едины. Ничто не может нарушить узы любви в таких отношениях, и это самый сладостный уровень любви. Это наше истинное призвание, с помощью которого мы начинаем следовать пути шариата и сунны не только легко, но и преисполненные желания.

Признаки любви к Аллаху

Как только мы сделаем Аллаха и любовь к Нему первостепенными по значению для нас, то все наши трудности покажутся нам несущественными, и для нас откроются новые возможности. Все это можно обрести, повинуясь повелениям Аллаха, посещая мечеть и полностью предоставив себя Творцу. А истинную ценность этого мы сможем понять только в будущей жизни.

Любовь, поистине, удивительна. Ходжа Гулам Фарид (да смилуется над ним Аллах) был суфием, великим ученым своего времени и поэтом. Ниже приводится отрывок из одного его известного стихотворения:

Ничто не привлекает меня, только «Алиф» в слове «Аллах».

Если «Алиф» захватил мое сердце, что для меня «Ба» или «Та»?

Мы взяли на себя обязательство в День обещания, как же мы можем сейчас повернуть назад?

Никогда я не откажусь от моей любви, которая забрала у меня сердце для поминания Аллаха.

Теперь каждый день я вижу моего Возлюбленного в новом свете, красивее с каждым разом.

Это действительно слова человека, в сердце которого существует истинная любовь.

Собрания, на которых поминают Аллаха, очищают наши сердца так же, как стирка грязную одежду. Весь день мы утомляем себя погоней за ложными благами этого мира и должны прилагать усилия, чтобы отвести, по крайней мере, некоторое время для поклонения и поминания нашего Господа.

Аллах так милостив, что устремляется к тому, кто делает только один шаг на пути к Нему. Стоит иметь в виду, что если мы регулярно приходим в мечеть, то это знак того, что Аллах принял наши намерения и старания сделать это. Примером этого является то, что я могу терпеть грубого гостя один или два раза, но я никогда не сойду с моего пути, чтобы пригласить его к себе домой. Разрешение на посещение мечети точно также ограничено, являясь прерогативой только тех, кого Аллах желает видеть в Своем доме. Таким образом, наше регулярное посещение мечети и наша привязанность к дому Аллаха являются признаком того, что Аллах доволен нашими усилиями.

Священный Коран говорит, что мечети заполняются теми, кто верит в Аллаха и в день, когда люди встретятся со своим Господом. Поэтому возможность посетить мечеть действительно великое благословение.

Те, кто не пришел в мечеть, несчастливы, потому что лишились тех благословений, которыми осыпаны поклоняющиеся здесь. Конечно, люди имеют обязательства, связанные с работой и семьей, а некоторые имеют действительно уважительную причину из-за болезни, но мы должны пойти на определенные жертвы, чтобы быть включенными в число тех, кого Аллах пригласил к C ебе домой. Мы все должны просить Аллаха, чтобы быть включенными в число этих счастливых душ, а это совсем не трудно для Него.

Когда президент Джонсон посетил Пакистан, он поехал на рикше, и это ему так понравилось, что он устроил для рикши поездку в Америку. Обычный рикша, который даже не мог говорить по-английски и с которым никто не считался, получил возможность посетить Америку. Почему? Не потому, что он сделал что-то особенное, а потому что Джонсон проникся симпатией к нему и к его повозке. Таким же образом мы ничего не заслуживаем, и Аллах благословляет нас из Своих благ только по Своей милости.

Пусть Аллах вдохновит нас, даровав силу исполнять наши обязательства, и пусть дарует нам привязанность к мечети и наполнит наши сердца любовью к Нему и тоской по Нему. Амин.

Зульфикар Ахмад

Воистину, любовь к Аллаху бесценна. Это самая высокая ступень, к которой спешат желающие опередить других. Праведные предки придавали этому вопросу большое значение.

Ибн аль-Каййим пишет: «Что касается любви к Пречистому Господу, то для непорочного сердца, благой души и чистого ума нет более приятного, сладкого, нежного, радостного и прекрасного чувства, чем любовь к Нему, общение с Ним и стремление к встрече с Ним. Сладость, которую верующий ощущает в душе от этого чувства, выше всяких сладостей. Блаженство, которого он достигает благодаря ему, совершеннее всякого блаженства. И удовольствие, которое он получает, выше всякого удовольствия» [Игаса аль-ляхфан 2/197].

Несомненно, все верующие в той или иной степени ощущают в душе сладость любви к Всевышнему Аллаху. Ибн аль-Каййим пишет: «Нет такого верующего, в чьём сердце не было бы любви к Аллаху, который не успокаивался бы поминанием Его, не наслаждался бы познанием Его, не чувствовал бы сладости и радости от поминания Его, не стремился бы к встрече с Ним, не радовался бы близости к Нему. А если он не ощущает это, то лишь потому, что его сердце занято иным. Сила и слабость, увеличение и уменьшение этого чувства зависят от силы, слабости, увеличения или уменьшения собственно веры» [Игаса аль-ляхфан 2/198].

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, явил собой ярчайший пример любви к Аллаху, ибо его сердце было переполнено этим чувством. В одном из хадисов говорится, что он взывал со словами:

اللهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ، وَتَرْكَ الْمُنْكَرَاتِ، وَحُبَّ الْمَسَاكِينِ، وَأَنْ تَغْفِرَ لِي وَتَرْحَمَنِي، وَإِذَا أَرَدْتَ فِتْنَةَ قَوْمٍ فَتَوَفَّنِي غَيْرَ مَفْتُونٍ، أَسْأَلُكَ حُبَّكَ وَحُبَّ مَنْ يُحِبُّكَ وَحُبَّ عَمَلٍ يُقَرِّبُ إِلَى حُبِّكَ .

«О Аллах, помоги мне совершать благодеяния, избегать предосудительного и любить бедняков, и я прошу Тебя простить меня и смилостивиться надо мной. Если Ты пожелаешь ввести людей в искушение, то упокой меня неискушённым. Я прошу Твоей любви, любви тех, кто любит Тебя, и любви к деяниям, которые приближают к Твоей любви /Аллахумма инни ас’алюка фи‘ля-ль-хейрати ва тарка-ль-мункарати ва хубба-ль-масакини ва ан тагфира ли ва тархамани ва иза арадта фитната каумин фа-таваффани гейра мафтунин, ас’алюка хуббака ва хубба ман йухиббука ва хубба ‘амалин йукаррибу иля хуббик». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إِنَّهَا حَقٌّ فَادْرُسُوهَا ثُمَّ تَعَلَّمُوهَا .

«Это истина, и потому запомните и изучите её». Ат-Тирмизи (3235) назвал этот хадис хорошим и достоверным и сообщил, что аль-Бухари дал ему такую же оценку.

Передают со слов Абу ад-Дарды, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

كَانَ مِنْ دُعَاءِ دَاوُدَ يَقُولُ: اللهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ حُبَّكَ وَحُبَّ مَنْ يُحِبُّكَ، وَالْعَمَلَ الَّذِي يُبَلِّغُنِي حُبَّكَ، اللهُمَّ اجْعَلْ حُبَّكَ أَحَبَّ إِلَيَّ مِنْ نَفْسِي، وَأَهْلِي، وَمِنْ الْمَاءِ الْبَارِدِ .

«Давуд взывал, говоря: “О Аллах, я прошу у Тебя любви Твоей, и любви того, кто любит Тебя, и деяния, которое приведёт меня к Твоей любви. О Аллах, сделай Твою любовь для меня милее, чем я сам и моя семья, и милее, чем прохладная вода /Аллахумма инни ас’алюка хуббака ва хубба ман йухиббука ва-ль-‘амаля-ллязи йубаллигуни хуббака, аллахумма-дж‘аль хуббака ахабба илеййа мин нафси ва ахли ва мин аль-маи-ль-барид”».

Абу ад-Дарда сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил о Давуде:

كَانَ أَعْبَدَ الْبَشَرِ .

“Он был самым набожным человеком”». Ат-Тирмизи (3490) назвал хадис хорошим, но малоизвестным».

Поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, как никто другой усердствовал в поклонении. А по ночам он молился так долго, что его ноги опухали. Рассказывают со слов аль-Мугиры ибн Шу‘бы: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стоял [в намазе], пока его ноги не опухали. Как-то раз ему сказали: “Ведь Аллах простил тебе предыдущие и будущие грехи”. Он сказал:

أَفَلَا أَكُونُ عَبْدًا شَكُورًا ؟

“Разве я не должен быть благодарным рабом?”» (аль-Бухари 4836; Муслим 2819).

Такими были и его сподвижники, явившие собой восхитительный пример любви к Аллаху. Они жертвовали самым дорогим и любимым ради любви к Нему, покидали свою родину и свои дома ради Него, жертвовали собой, своими семьями, детьми и богатством на Его пути.

Всевышний сказал: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. [Они говорят:] “Мы кормим вас лишь ради лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!”» (сура 76 «Человек», аяты 8-9) ;

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами нуждаются. А те, кто уберёгся от собственной скупости, являются преуспевшими» (сура 59 «Сбор», аят 9) .

Биографические и исторические труды, а также сборники хадисов полны рассказов о превосходных качествах сподвижников Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и мы приведём некоторые из них.

1. Абу Бакр ас-Сыддик, лучший среди людей после пророков, отличался совершенной любовью к Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Он состязался в совершении благодеяний и совмещал всевозможные праведные дела. В хадисе Абу Хурайры сообщается, что как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

مَنْ أَصْبَحَ مِنْكُمْ الْيَوْمَ صَائِمًا ؟

«Кто из вас постился сегодня?» Абу Бакр сказал: «Я». Он спросил:

فَمَنْ تَبِعَ مِنْكُمْ الْيَوْمَ جَنَازَةً ؟

«А кто из вас сегодня следовал за похоронной процессией?» Абу Бакр сказал: «Я». Он спросил:

فَمَنْ أَطْعَمَ مِنْكُمْ الْيَوْمَ مِسْكِينًا ؟

«А кто из вас сегодня накормил бедняка?» Абу Бакр сказал: «Я». Он спросил:

فَمَنْ عَادَ مِنْكُمْ الْيَوْمَ مَرِيضًا ؟

«А кто из вас сегодня навестил больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مَا اجْتَمَعْنَ فِي امْرِئٍ إِلَّا دَخَلَ الْجَنَّةَ .

«Человек, который совместит эти [деяния], обязательно войдёт в Рай» (Муслим 1028).

2. ‘Али ибн Абу Талиб всем сердцем любил Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и тот сообщил об этом во время битвы за Хайбар.

Передают, что Саляма ибн аль-Аква‘ сказал: «В Хайбаре ‘Али заболел трахомой и отстал от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. ‘Али сказал: “Я отстал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?!” Потом он вышел и догнал его. В ночь перед завоеванием Хайбара Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لَأُعْطِيَنَّ الرَّايَةَ، أَوْ قَالَ : لَيَأْخُذَنَّ غَدًا رَجُلٌ يُحِبُّهُ اللهُ وَرَسُولُهُ، أَوْ قَالَ : يُحِبُّ الله وَرَسُولَهُ، يَفْتَحُ اللهُ عَلَيْهِ .

“Завтра я непременно вручу знамя тому (или он сказал: знамя возьмёт тот), кого любят Аллах и Его посланник (или он сказал: который любит Аллаха и Его посланника) и через кого Аллах дарует победу”. И вдруг мы встретили ‘Али, которого даже не ждали, и люди сказали: “Это будет ‘Али”. А потом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вручил знамя ему, и через него Аллах даровал победу» (аль-Бухари 2970; Муслим 2407).

3. Побратимство Са‘да ибн ар-Раби‘ и ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа. Аль-Бухари передал со слов Анаса: «‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф приехал в Медину, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, объявил его братом Са‘да ибн ар-Раби‘ аль-Ансари. Са‘д был богатым человеком и сказал ‘Абд ар-Рахману: “Я разделю с тобой моё богатство и женю тебя”. ‘Абд ар-Рахман сказал: “Да благословит Аллах твою семью и твоё богатство. Покажи мне, как пройти к базару”. Он не вернулся, пока не заработал на масло с сыром. Прошло немного времени или столько, сколько пожелал Аллах, и однажды пророк увидел на нём следы жёлтой краски.

Он спросил:

مَهْيَمْ ؟

“Что это такое?”

Тот ответил: “Я женился на женщине из ансаров”.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил:

مَا سُقْتَ إِلَيْهَا ؟

“Что ты подарил ей?”

Он ответил: “Золото весом с финиковую косточку”.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ .

“Устрой свадьбу, даже если найдёшь всего одну овцу”» (аль-Бухари 2049).

4. Абу Талха жертвует пальмовой рощей Байруха. Аль-Бухари передал со слов Анаса ибн Малика: «Из всех ансаров самыми большими пальмовыми полями в Медине владел Абу Талха, а больше всего из этого он любил сад Байруха, находившийся напротив мечети. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, часто приходил туда и пил там хорошую воду». Анас рассказывал, что после ниспослания аята «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 92) Абу Талха подошёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Посланник Аллаха, Всевышний и Всеблагой Аллах говорит: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…», а из того, что мне принадлежит, больше всего я люблю Байруху. Поэтому я жертвую ею ради Аллаха и надеюсь, что благодаря этому я обрету благочестие и сохраню её у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как тебе укажет Аллах». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

بَخٍ ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ، وَقَدْ سَمِعْتُ مَا قُلْتَ، وَإِنِّي أَرَى أَنْ تَجْعَلَهَا فِي الْأَقْرَبِينَ .

«Замечательно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал то, что ты сказал, и считаю, что тебе следует отдать её своим ближайшим родственникам». Абу Талха сказал: «Я так и сделаю, о посланник Аллаха», - а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди» (аль-Бухари 1461; Муслим 998).

5. Сухайб оставляет своё имущество язычникам, чтобы примкнуть к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в Медине. Ибн Хишам передал, что Абу ‘Усман ан-Нахди сказал: «Мне рассказывали, что когда Сухайб намеревался переселиться, неверующие курейшиты сказали ему: “Ты приехал к нам презренным нищим, разбогател среди нас и достиг того, чего достиг, а теперь ты хочешь уйти вместе со своим имуществом. Клянёмся Аллахом, этому не бывать”. Сухайб сказал им: “Вы отпустите меня, если я отдам вам моё имущество?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Я отдаю вам своё имущество”. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, узнал об этом, он сказал:

رَبِحَ صُهَيْبٌ، رَبِحَ صُهَيْبٌ .

“Сухайб получил прибыль. Сухайб получил прибыль”» [Сира Ибн Хишам 1/477].

6. Абу Саляма покидает жену и детей, чтобы переселиться в Медину.

Ибн Исхак передал со слов Умм Салямы: «Когда Абу Саляма решил переселиться в Медину, он снарядил для меня своего верблюда и усадил меня на него, а мой сын Саляма ибн Абу Саляма был у меня на коленях. Затем мы вышли в путь, и он вёл за узду своего верблюда. Мужчины из рода аль-Мугиры ибн ‘Абдаллаха ибн ‘Умара ибн Махзума увидели его и подошли к нему. Они сказали: “Ты отстоял у нас свою [свободу], но почему мы должны позволять тебе странствовать по свету с нашей родственницей?” Они вырвали узду верблюда из его рук и схватили меня. При этом мужчины из бану ‘абд аль-асад, родственники Абу Салямы, разгневались и сказали: “Нет! Клянусь Аллахом, мы не оставим нашего сына с ней, раз вы отняли её у нашего родственника”. Они начали тянуть сына Абу Салямы каждый в свою сторону, пока не вывихнули ему руку, а потом бану ‘абд аль-асад увели его, а бану аль-мугира оставили меня у себя. Мой муж Абу Саляма отправился в Медину. Так я, мой муж и мой сын были разлучены. В течение года или что-то около того каждое утро я садилась в долине и плакала до вечера, пока мимо меня не проехал мужчина из рода моего дяди, один из рода бану аль-мугира. Он сжалился надо мной и сказал людям из бану аль-мугира: “Может быть, вы отпустите эту бедняжку? Вы разлучили её с мужем и сыном”. Они сказали мне: “Если хочешь, отправляйся к своему мужу”. Тогда люди из бану ‘абд аль-асад вернули мне сына. Я снарядила моего верблюда, а затем взяла сына и положила его на колени. Затем я вышла в путь, желая встретиться с мужем в Медине. Рядом со мной не было никого из творений Аллаха. Я решила спрашивать [дорогу] у тех, кого встречу, пока не приеду к мужу. Приехав в Танъим, я встретила ‘Усмана ибн Талху ибн Абу Талху, из рода бану ‘абд ад-дар. Он спросил: “Куда ты направляешься, о дочь Абу Умайи?” Я ответила: “К моему мужу в Медину”. Он сказал: “А разве с тобой нет никого?” Я ответила: “Клянусь Аллахом, нет никого, кроме Аллаха и моего сына”. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя одну”. Он взял за узду верблюда и отправился со мной. Клянусь Аллахом, меня никогда не сопровождал более благородный араб, чем он. Когда мы делали привал, он опускал верблюда на колени, а потом отходил в сторону. После того как я спускалась с него, он уводил моего верблюда в сторону и снимал с него [седло]. Он привязывал его к дереву, а потом отходил подальше и ложился под деревом. Когда приходило время отправляться в путь, он подходил к моему верблюду, приводил его ко мне и снаряжал его. Потом он отходил в сторону и говорил: “Садись верхом”. Когда я усаживалась на верблюда, он брал его за узду и вёл за собой до следующего привала. И он продолжал поступать так, пока не привёз меня в Медину. Увидев поселение бану ‘амр ибн ‘ауф в Кубе, он сказал: “Твой муж в этом поселении, - Абу Саляма действительно жил там. - Входи сюда с благословением Аллаха”. Затем он ушёл обратно в Мекку». Она говорила: «Клянусь Аллахом, я не знаю ни одной мусульманской семьи, которую постигло то, что постигло семью Абу Салямы, и я не встречала более благородного спутника, чем ‘Усман ибн Талха» [Сира Ибн Хишам 1/469-470].

7. Истории Биляля, Хаббаба, ‘Аммара и других беззащитных мусульман, которых неверующие наказывали из-за веры, показывают, что они испытали на этом пути страшные мучения, но не оставили свою религию. Если это и свидетельствует о чём-либо, то лишь об их непоколебимой любви к Аллаху и удовлетворённости Его религией и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха.

Эти блестящие примеры указывают на то, как сильно сподвижники, да будет доволен ими Аллах, стремились к любви Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и состязались в выполнении шариатских предписаний. Так же поступали и те, кто пришёл после них. Они явили собой восхитительные примеры благочестия. Биографические и исторические книги полны блестящих рассказов о них. Как может быть иначе, если они ощутили вкус и сладость веры и почувствовали неописуемую радость и успокоение?!

Ибн аль-Каййим передал высказывания праведных мусульман по этому поводу:

إِنَّهُ لَيَمُرُّ بِالقَلْبِ أَوْقَاتٌ أَقُولُ فِيهَا: إِنْ كَانَ أَهْلُ الجَنَّةِ في مِثْلِ هذا، إِنَّهُمْ لَفِي عَيْشٍ طَيِّبٍ .

«Поистине, иногда сердце оказывается в таком состоянии, что я говорю: “Если обитатели рая испытывают нечто подобное, то их жизнь прекрасна”»;

إِنَّهُ لَيَمُرُّ بِالقَلْبِ أَوْقَاتٌ يَهْتَزُّ فِيهَا طَرَباً بِأُنْسِهِ بِاللهِ وَحُبِّهِ لَهُ .

«Поистине, бывают времена, когда сердце трепещет от радости общения с Аллахом и любви к Нему»;

مَسَاكِينُ أَهْلُ الغَفْلَةِ، خَرَجُوا مِنَ الدُّنْيَا وَمَا ذَاقُوا أَطْيَبَ مَا فِيهَا .

«Несчастны беспечные люди, которые покинули этот мир, так и не вкусив самого приятного в ней»;

لَوْ عَلِمَ المُلُوكُ وَأَبْنَاءُ المُلُوكِ مَا نُحْنُ فِيهِ لَجَالَدُونَا عَلَيْهِ بِالسُّيُوفِ .

«Если бы цари и их сыновья знали о нашем блаженстве, то высекли бы нас за это мечами» [Игаса аль-ляхфан 2/197].

Они были истинно верующими и исполняли свои обязанности, ибо истинное поклонение - это совершенная любовь вместе с полным подчинением и покорностью любимому. Нет поклонения, кроме поклонения истинно любящих. Они удостоены почёта в мирской и в последней жизнях. Они находятся в безопасности и следуют прямым путём.

Любовь Всевышнего – это защита, забота, покровительство в больших и малых делах, это облегчение трудностей и одаривание благами (в большей части духовными, теми, которые угодны Ему – милосердие, смирение, разум, богобоязненность, терпение и др). Но даже если есть эти признаки, то как понять, что в них проявляется любовь к Всевышнему? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал черты, по которым можно узнать любовь Всевышнего к Своему рабу.

1. Любовь окружающих людей.

Всевышний Аллах одаривает человека радушием окружающего мира, симпатией и почетом среди людей. Так от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах начинает испытывать любовь к кому-либо из Своих рабов, Он обращается к Джибрилу (а.с.) и говорит: «Поистине, Я люблю такого-то, полюби его и ты!», и Джибрил также начинает испытывать к нему любовь и возглашает среди обитателей небес: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!», и обитатели небес также начинают любить его, а потом его начинают хорошо принимать на земле.

Если Аллах начинает испытывать ненависть к кому-либо из рабов, Он обращается к Джибрилу и говорит: «Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!», и Джибрил также начинает испытывать к нему ненависть и возглашает среди обитателей небес: «Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте же его и вы!», и обитатели небес также начинают испытывать к нему ненависть, а потом его начинают с ненавистью принимать и на земле» (Бухари, Муслим)

2. Испытания

Он Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, чем больше испытание, тем больше награда. Поистине, если Аллах полюбил народ, Он непременно испытает его. Кто останется довольным, тем будет доволен Аллах, а кто проявит недовольство, на того падет Его гнев» (ат-Тирмизи)

Испытания могут быть в разных формах, объединяет их то, что они служат очищением от грехов и средством приближения к Аллаху. А степень тяжести также разнится в зависимости от уровня человека перед Всевышним. Саад ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Кого из людей Аллах подвергает наибольшим бедам?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пророков, затем подобных им, затем подобных им. Человек испытывается в соответствии со своей религией. Чем тверже его религия, тем сильнее испытания, чем слабее религия, тем легче испытания. После успешно пройденного испытания человек ходит по земле безгрешным» (ат-Тирмизи, 2396)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

3. Благой конец

Всевышний отмечает Своего любимого раба красивым концом – во время совершения им благодеяния. В хадисе от Ахмада (17330), Ибн Хиббана (342) и аль-Хакима (1207) передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах любит Своего раба, Он его особо отмечает». Сподвижники спросили о смысле этого, и он сказал: «Аллах помогает человеку быть на богоугодном деле перед самой смертью, чтобы соседи и все окружающие были довольны им».

Помимо перечисленных признаков некоторые ученые также относили к признакам любви Аллаха к человеку такие, как оберегание его с детства от порочности и воспитание в лучшем свете, доброта, милосердное отношение этого человека к другим людям, легкость в совершении благодеяний, а также согласно некоторым хадисам - понимание религии.

Пусть Всевышний сделает нас из числа Своих любимых, благодарных и искренних рабов.