Когда коран разрешает есть сало при болезни. Почему мусульманам нельзя есть свинину: интересные факты

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.


Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.


К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!


В итоге мудрецы прошлого додумались, что гораздо проще и быстрее внушить своим близким, что свинья чуть ли не исчадие ада, чем объяснять, что это мясо может быть опасно для здоровья. В конце концов, мы ведь тоже не учим детей основам электродинамики, а просто объясняем, что нельзя совать пальцы в розетку.

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально - «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме - одной из ранних религиозных систем - запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.


Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем - бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах - прощающий, милостивый».


Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).


Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.


Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.


Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Версий того, почему Ислам запрещает употреблять в пищу свинину, достаточно много и большинство из них основаны на Священном Писании Корана. Идея такого запрета - «нечестие» при употреблении в пищу свинины. В Коране он упоминается в суре №5.

Этот запрет встречается 4 раза в Священном Писании: как известно, мусульмане число 4 считают «Божественным», а значит - истинным, а, следовательно, непринятие истины и нарушение запретов - ужасный грех.

Есть, конечно, и исключения. Запрет не распространяется на чрезвычайные ситуации: например, при полном отсутствии какой-либо еды. В таких случаях мусульманами может быть нарушен запрет на поедание свинины, чтобы не умереть от голода - данное действие по Корану не считается грехом.

Все же Ислам был не первой религией, которая ввела запрет на употребление свинины в пищу. Считается, что иудеи первыми ввели запрет на свинину. Даже бытует мнение, что Христос тоже запрещал употребление свиного мяса, просто христиане об этом забыли или не хотят вспоминать.

Древние истоки запрета свиного мяса

История сохранила для нас несколько притч и легенд, связанных с запретом.

  1. Есть притча, отвечающая на вопрос, почему Ислам запретил поедание свинины. Суть притчи заключается в том, что свинья - это бывший человек, проклятый Аллахом, а употреблять в пищу себе подобных является страшным грехом не только в Исламе.
  2. Существует легенда, объясняющая запрет: «Всевышний» показал неверующим чудо перевоплощения, превратив девушку в свинью. С тех пор к синому мясу никто не прикасается, поскольку считают, что это может быть человек, обращенный в свинью много лет тому назад.
  3. Еще одна версия запрета связана с проживанием мусульман в жарких странах, а свинина имеет свойство быстро портиться. Скорее всего воины брали свинину с собой в походы, где не было возможности приготовить все мясо сразу. Поэтому часто случались отравления, заражения болезнями и смертельные исходы.

Большая часть традиций основывается на прожитом опыте. Поэтому, когда такие случаи повторялись вновь и вновь, мусульманам пришлось отказаться от употребления свинины. Отсюда и пошёл этот запрет.

Все ли мусульмане поддерживают этот запрет?

Помимо того, что мусульманам нельзя есть свинину, им также запрещается есть мертвечину, мясо задушенных животных, и мясо, которое было разделано без упоминания Аллаха. В Исламе можно употреблять только «чистое» мясо - «халяль».

Чтобы мясо было «чистым», убой проводят по специальному обряду: мусульмане перерезают горло животному с произношением имени Аллаха. Человек, производящий убой, должен быть истинным мусульманином, христианином или иудеем, не страдающим слабоумием. Совершается убой только в дневное время. Важным условием в убое является полное обескровливание мяса.

Некоторые современные представители ислама не придерживаются столь жестких ограничений в употреблении пищи и не столь категоричны. Аргументом с их стороны, оправдывающим такую позицию, служит то, что запрет на употребление мяса свиньи слишком устаревший и в современном обществе ему не место.

Так или иначе, каждый сам выбирает для себя, следовать древним традициям своей религии или нет.

Свиное мясо – один из основных продуктов питания современного человека. Из него готовят первые и вторые блюда, холодные и горячие закуски, колбасы и т. д. Является ли свинина полезным продуктом, и почему мусульмане ее не едят?

Мусульмане не употребляют свинину - это факт, но мало кто знает почему. В этой статье попробуем разобраться детально почему мусульмане не едят свинину.

Что говорится в словаре о слове «свинья»:

  1. Парнокопытное млекопитающее, одомашненный вид которого разводят для получения мяса, сала, щетины, шкур.
  2. Самка этого животного (в отличие от хряка, борова).
  3. Грязный, неопрятный человек; неряха.
  4. Невежественный, некультурный человек с низменными привычками.

Употреблять в пищу свинину мусульманам запрещает Священный Коран. Некоторые аяты (структурные единицы Корана) указывают на это прямо, например: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» (сура 2, аят 173).

Упомянуты в Коране и случаи, в которых допускается нарушение данного запрета: «Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (та же сура, тот же аят – 2:173). Это означает, что в случае крайней необходимости (например, для спасения жизни) правоверный мусульманин не осквернится, употребив запретное в пищу, и на нем не будет греха. Согласно Корану, человек обязан, в первую очередь, заботиться о спасении собственной жизни – бесценного дара Аллаха, которым следует дорожить больше всего остального.

Есть в Коране и такой аят: «Тот, кого проклял Аллах и на кого разгневался, и сделал из них обезьян и свиней, и кто поклонялся тирану. Они – злостнее по месту и более сбившиеся с прямого пути» (сура 5, аят 60). Это означает, что без крайней необходимости мусульманин не должен прикасаться к свинине. Поскольку глубочайший смысл Корана до сих пор так и не познан, правоверные мусульмане неукоснительно, слово в слово выполняют все его предписания, в том числе и запрет на употребление свинины. В исламе принято считать свиней бывшими людьми, проклятыми Аллахом за поклонение тирану – такому же смертному, как и любой человек.

Первой религией, запретившей употребление свинины, является иудаизм. Согласно Торе, животное, мясо которого можно есть, должно быть одновременно жвачным и парнокопытным (т. е. его копыта должны быть раздвоенными). Свинья соответствует только первому условию – она действительно является парнокопытным животным. Второе же условие не выполняется – свинья не жует жвачку, поэтому ее мясо не считается кошерным (т. е. разрешенным к употреблению).

Читайте также наши статьи:

У свиньи более высокое содержание гормона роста, а также более высокий уровень холестерина и липидов по сравнению с другими животными и человеком. Научно доказано, что антитела, гормоны, холестерин и липиды, содержащиеся в свинине в больших количествах, представляют серьезную угрозу для здоровья человека.

«Я есть то, что я ем», – эти слова принадлежат великому врачевателю древности – Гиппократу. Хотя он покинул этот мир задолго до написания Корана, мусульмане вполне могут использовать его крылатое изречение в качестве еще одного довода в пользу запрета употреблять в пищу свиное мясо. Питайтесь правильно и будьте здоровы!

  • Информация на нашем сайте носит познавательный и просветительный характер. Однако данная информация ни в коей мере не является пособием по самолечению. Обязательно проконсультируйтесь с врачом.

    Всем известно, что у мусульман и иудеев существует религиозный запрет на употребление свинины. Почему же христиане избежали этой участи?

    Однако и евреи, и арабы в первую очередь руководствуются не столько заботой о своем здоровье, сколько исполнением религиозных заповедей. На страницах Торы и Корана неоднократно затрагиваются вопросы правильного питания, разрешенных и запрещенных продуктов. В числе последних – свинина. Однако у каждой религии свои нюансы.
    Одной из важнейших составляющих ислама являются такие понятия как «халяль» (все, что дозволено Аллахом) и «харам» (находящееся под запретом). Они распространяются и на пищу. В Коране (сура 5, аят 3) написано: «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха».
    Как известно, свинина – тяжелый продукт, а с точки зрения ислама избыточное питание – грех. Об этом речь в другом аяте: «Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!» (Коран. 6:141).
    У мусульман также запрещены продукты, появившиеся на рынке относительно недавно и содержащие в себе добавки, в состав которых входит свиной жир. Этим грешат отдельные производители сыра, шоколада, хлебобулочных изделий, газированных напитков, мыла и зубных паст. Современные исламские ученые здесь руководствуются не только религиозными заповедями, но и медициной, объясняя, что свиной жир плохо усваивается человеческим организмом.

    Примечательно, что в исламе к свинине (как к запрещенному продукту) может быть приравнена и баранина, если она была приготовлена не по канонам халяля. К примеру, баран был убит в мучениях или перед смертью он видел, как погибает другое животное.
    В Торе, как и в Коране, также содержится очевидный запрет на употребление свинины: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Левит. 11:2-3).
    Оба эти признака есть у оленей, коров, коз, овец – их мясо кошерное. Свинья, даже несмотря на наличие раздвоенного копыта с глубоким разрезом, животное не жвачное, а поэтому для евреев запретное – «трефовое». «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Второзаконие. 14:8).
    Кроме того, иудаизм разрешает употребление птицы, однако она, как и жвачные копытные, должна быть приготовлена соответствующим образом. Животное забивается специальным остро наточенным ножом (чтобы причинить ему как можно меньше страдания), затем из туши удаляется вся кровь. Но даже правильно забитое животное может стать не кошерным, если, к примеру, будет приготовлено с молочными продуктами.

    А почему же в христианстве, для которого, как и для иудаизма, одной из главных Книг является Ветхий Завет, не существует запрета на употребление свинины? Более того, для многих христиан (например, русских или немцев) свинина – одно из любимейших мясных блюд.
    Ответ на этот вопрос можно найти в Новозаветных книгах. Вот, к примеру, слова апостола Павла: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя» (Гал. 3:24,25).
    Другими словами, Ветхий Завет исполнил свою роль – подготовил приход Мессии, и отныне следование некоторым его заповедям не является непременным условием вхождения в Царство Небесное. А ведь изначально наставления Бога о пище не содержали никаких запретов. «Всё движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт. 9:3).
    Вот еще одно место из Евангелия, уже в полной мере раскрывающее отношение Христа к этому столь щепетильному в иудаизме и исламе вопросу. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем».

    Многих интересует вопрос, почему мусульмане и евреи не употребляют в пищу свинину. Казалось бы, неприхотливое животное, которое дает много мяса. Мы же ее едим и чувствуем себя отлично. От многих можно услышать стандартный ответ: «Религия запрещает» или «Свинья - это грязное животное» . Но если вспомнить времена зарождения религий, то люди были не намного чище тех же свиней.

    Но есть еще и исторический аспект запрета употребления свинины данными религиями. Редакция «Так Просто!» расскажет тебе, почему нельзя есть мясо свиньи мусульманам и иудеям.

    Почему мусульмане не едят свинину

    Действительно, запрет на употребление в пищу мяса свиньи можно найти в Коране: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха» . Но почему же именно это животное?

    Поэтому употребление свинины вызывало множество тяжелых отравлений, заболеваний и смертей. Естественно, люди считали, что этих явлениий гораздо более глубокий смысл, чем угроза для здоровья. Если уж организм не принимает данное мясо, значит оно дьявольское. Следовательно, свинина была запрещена.

    Практически любой запрет в религии можно обосновать научно. Например, у иудеев есть запрет на употребление омаров, крабов и раков. Как нынче известно, в мясе этих морских жителей присутствует трупный яд птомаин. А законы кашрута запрещают есть мясо хищников, поскольку они плотоядные, а значит, в их организме очень много токсинов.

    Также интересен тот факт, что все авраамические религии запрещают есть свинину. «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Библия, Второзаконие, глава 14, стих 8). Существуют также легенды, что свиньи - это люди, превращенные Богом в животных. В любом случае свои традиции и религию нужно почитать, ведь в этом мире не всё поддается научному объяснению, а значит, есть что-то выше нас.