Где находится Аллах? В чем смысл испытаний от аллаха.

Хвала Аллаху.

Вы задали вопрос о важном… О том, чего не достигает никто, кроме некоторых праведных людей Аллаха.

Любовь Аллаха – это степень, за получение которой соревнуются, вершат благие деяния, стремятся, самоотверженно работают и прилагают все свои усилия, за получение которой творят поклонение. Любовь Аллаха – это то, чего вожделеют сердца, то, что является пищей для души, усладой для глаз, то, без чего человек считается духовно мертвым. Любовь Аллаха – это свет, без которого ты оказываешься в глубокой темноте, это исцеление, без которой сердце останется больным, это сладость жизни, без которой она будет заполнена тревогами и печалями. Любовь Аллаха – это дух веры и деяний, положений и состояний. Это то, без чего все становится просто телом, без души .

Любовь Аллаха имеет свои причины и свои признаки, которые являются словно ключами от двери. Среди причин можно упомянуть следующие:

1. Следование пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь Всевышний Аллах в Своей Благородной Книге сказал:

قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله ويغفر لكم ذنوبكم والله غفور رحيم

Скажи: „Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный“ .

2-5. Смиренность перед мусульманами и достоинство перед неверующими. Борьба на пути Аллаха и страх только перед Всевышним Аллахом. Всевышний Аллах упомянул все эти качества в одном аяте:

يا أيها الذين آمنوا من يرتد منكم عن دينه فسوف يأتي الله بقوم يحبهم ويحبونه أذلة على المؤمنين أعزة على الكافرين يجاهدون في سبيل الله ولا يخافون لومة لائم

О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих .

В этом аяте Всевышний Аллах перечислил качества тех, кого Он любит. Первым из этих качеств является скромность, отсутствие высокомерия перед мусульманами и достоинство перед неверующими. Это проявляется в том, что мусульманин не преклоняется перед ними и не унижается. Следующим качеством является борьба на пути Аллаха: борьба против сатаны, неверующих, лицемеров и нечестивцев, борьба против своей души. Еще одно из качеств состоит в том, что они не страшатся порицания (упреков) других. Мусульманина, следующего канонам своей религии, не заботит то, что кто-то насмехается над ним или упрекает.

6. Совершение добровольного поклонения. В кудси хадисе Великий и Всемогущий Аллах сказал: Мой раб будет стараться приблизиться ко Мне, совершая добровольное (поклонение), пока Я не полюблю его . К добровольным видам поклонения относятся такие, как добровольная молитва, милостыня, малое паломничество, большое паломничество и пост.

8-12. Любовь, посещение друг друга, самопожертвование и искренность по отношению к друг другу ради Аллаха.

Эти качества упоминаются в одном хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В нем он передает слова Великого и Всемогущего Аллаха: Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, поддерживающих связь с друг другом ради Меня, ничего не жалеющих ради Меня и посещающих друг друга ради Меня . Слово искренность приводится у Ибн Хиббана . Оба хадиса аль-Альбани признал достоверными.

Беды для мусульманина лучше откладывания наказания на Судный День. И как же нет, если во время испытаний повышается его положение, и прощаются его грехи? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то не наказывает его в этом мире, но откладывает наказание до Судного Дня .

Ученые разъяснили, что тот, чьё наказание сдерживается, является лицемером. Воистину, Аллах откладывает его наказание, чтобы в День Стояния в полной мере наказать его за грех.

О Аллах, сделай нас из тех, кто люб Тебе!

Не задавай вопрос о благе, которое придет к тебе, если тебя полюбит Аллах… И о милости, которая будет дарована тебе… Достаточно тебе даже того, чтобы знать, что ты любимец Аллаха … Великие плоды любви Аллаха к своему рабу в том, что:

· его станут любить люди, и на земле ему будет хороший прием; как сказано в хадисе у аль-Бухари : Если Аллах полюбил кого-нибудь из своих рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: „Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты!“, после чего Джибриль начинает любить его. И обращается Джибриль к обитателям небес со словами: „Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!“, и обитатели небес начинают любить его, а потом ему начинают оказывать хороший прием и на земле ;

· будут ему великие милости, которые упоминаются в кудси хадисе от Абу Хурайры, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Воистину, Аллах сказал: „Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность. Мой раб будет стараться приблизиться ко Мне, совершая добровольное (поклонение), пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его. И ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться так, как необходимость забирать душу Моего верующего раба. Он не любит смерть, и Я не люблю доставлять ему неприятность“ .

Этот священный хадис включает в себя несколько милостей, которые получит человек, которого любит Аллах:

1. …стану его слухом, посредством которого он будет слышать , то есть он станет слышать только то, что любо Аллаху;

2. …его зрением, посредством которого он будет видеть , то есть он не будет видеть то, что не любит Аллах;

3. …его рукой, которой он будет хватать , то есть он станет совершать рукой только те движения, которыми доволен Аллах;

4. …его ногой, с помощью которой он будет ходить , то есть он не станет ходить в те места, которыми не доволен Аллах;

5. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это) , его мольба, его просьба будет принята;

6. …если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его , защита Аллаха будет хранить его от всякого зла.

Просим Аллаха облегчить нам дела, слова и мысли, которыми Он доволен…

А Аллаху ведомо лучше.

Судьбы людей в день воскрешения будут сильно различаться. Одним будет позволено войти в рай без расчета. Другим напомнят о том, как они жили на земле, но их добрые и дурные дела не будут подсчитаны. Третьи узнают свой приговор после того, как их деяния будут взвешены на весах. Некоторые грешники будут заточены в ад сразу после начала суда и там будут дожидаться своей очереди. Если дело дойдет до расчета, то Аллах потребует от человека признать каждый грех, в котором его обвинят. Верующие смиренно признаются во всем, что совершили, и признают каждое благо, которым Аллах одарил их, а неверующие и лицемеры будут отрицать то, что записали ангелы. Зло разлетится повсюду и вернется к людям, которые совершили его. Суд будет страшным, ибо велики грехи людей и мала их благодарность. Расплата будет так близка, что даже пророки будут молить только о собственном спасении. Но судить людей будет не жестокий тиран, а Всемилостивый Господь.

Аллах будет искать повод для прощения рабов. Он простит все, что они совершили по ошибке, под принуждением или по забывчивости. Он простит тех, кто искренне заблуждался, но старался найти истину. Он напомнит людям о самом неприметном благодеянии, которое они совершили, чтобы вознаградить за него удивительным образом. Он спасет того, кто имел возможность отомстить, но ради Аллаха предпочел прощение. Он простит того, кто сам нуждался в деньгах, но ради Аллаха предпочел помочь брату. А сколько верующих будут прощены только за то, что не придавали сотоварищей Аллаху! В хадисе сообщается, что Всевышний сказал: «О сын Адама, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на твои грехи, пока ты будешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если грехи твои достигнут небесных туч, а потом ты попросишь прощения у Меня, то Я прощу тебя! О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами величиной с землю и предстанешь предо Мной, не приобщив ко Мне ничего, то Я дарую тебе столько же прощения» (ат-Тирмизи).

Каждый приговор Всевышнего будет исполнен мудрости, но трудно постичь эту мудрость, рассуждая земными категориями. Как вообще можно понять, что Аллах простит блудницу за то, что она напоила изнывавшую от жажды собаку (ал-Бухари и Муслим), и накажет верующую женщину, которая обижала соседей? Или как можно понять, что в рай попадет человек, который не совершил ни единого доброго поступка и даже надеялся, что Аллах не сумеет воскресить его?! Когда смерть подступила к нему, он завещал своим сыновьям предать его тело огню, а потом развеять половину его праха по земле, а половину - по морю. «Клянусь Аллахом, - сказал он, - если Аллах сумеет воскресить меня, то накажет так, как не наказывал никого из людей». Когда он умер, сыновья исполнили его завещание, а в день воскрешения Аллах призовет его и спросит: «Почему ты поступил так?» Он ответит: «Господи, из страха перед Тобой, и Ты знаешь это». И тогда Аллах Всемогущий простит его (ал-Бухари и Муслим).

Превелик Аллах! Он любит прощать и не радуется тому, что грешники попадают в ад. Он сотворил нас, одаряет нас благами и принимает наши молитвы. Он радуется нашему покаянию и готов бежать навстречу нам. Он принимает нас такими, какие мы есть, и готов простить нас, стоит нам попросить прощения. Поэтому даже грешные среди нас имеют шанс на спасение, если в их сердцах нет гордыни и искрится крупица добра. Но воспользуется ли человек своим шансом? Сумеет ли он дать повод для того, чтобы Аллах простил его? Как он поступит, когда его спросят за совершенные грехи и преступления? Станет ли он оправдываться или смиренно признает свою вину? В тот день никому не удастся кривить душой, и язык извлечет то, что человек скрывал в потемках своей души. Лжец будет продолжать лгать, а лицемер - ухищряться. Когда грешнику вынесут обвинительный приговор, ад начнет глубоко дышать и реветь, как мулица ревет при виде ячменя. И будет грешник, не приобщавший сотоварищей к Аллаху. Когда ангелы поволокут его, ад попятится назад и сожмется, и Аллах спросит: «Что с тобой?» Ад ответит: «Он ищет у Тебя защиты от меня». Тогда Аллах прикажет ангелам: «Отпустите Моего раба». И будет грешник, которого поволокут в ад, а он воскликнет: «Господи, я не думал, что Ты поступишь со мной так!» Всевышний спросит: «Что же ты думал?» Он ответит: «Что попаду под милость Твою». Тогда Аллах прикажет: «Отпустите Моего раба» (Тафсир Ибн Касир).

Господи, укрепи сердца наши в этом мире и в тот час, когда смерть придет за нами! Поддержи нас словом истины в могиле и в тот день, когда мы предстанем перед Тобой! Облегчи наше положение и не предоставляй нас самим себе ни на мгновение ока! Аминь!

Любви Аллаха удостаиваются только очень немногие праведные рабы Аллаха. Если Аллах любит вас, не спрашивайте о благах, которых вы достигнете и пользе, которую вы приобретаете, достаточно вам знания, что вы любимы Аллахом.

Любовь Аллаха имеет признаки и причины (источники), которые являются тем же, что и ключ для двери.

Причины (достижения этой любви) включают в себя следующие вещи:

1. Следование указаниям Пророка (мир ему и благословение). Аллах говорит в Своей Книге (смысл):

«Скажи (о, Мухаммад людям) : Если вы (действительно) любите Аллаха, то следуйте за мной (т.е. примите единобожие Ислама, следуйте Корану и Сунне), тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи. И Аллах Прощающий, Милосердный» [ Аль-‘Имран 3:31 ].

2. Те, кто стремится к любви Аллаха, совершают множество дополнительных (нафиль) действий поклонения. Аллах говорит (в хадисе кудси):

«И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне, совершая добровольные (нафиля) дела, пока Я не полюблю его».
Дополнительное поклонение включает в себя дополнительные намазы, посты, милостыню, чтение Корана, раздачу милостыни, поминание Аллаха (зикр).

3. Любовь к братьям, когда они посещают друг друга, поддерживают друг друга и финансово, и морально, дают друг другу добрые советы ради Аллаха. Эти качества упоминаются в хадисе-кудси, где Всевышний говорит:

«Моя любовь становится обязательной для тех, которые любят друг друга ради Меня, Моя любовь обязательна для тех, которые посещают друг друга ради Меня, Моя любовь будет обязательна тем, которые помогают друг другу (в финансовых отношениях), Моя любовь будет обязательной для тех, кто поддерживает отношения ради Меня» (Ахмад, Ибн Хиббан).

Что нужно понимать под словами «двое, которые посещают друг друга ради Меня»? Это означает, что двое верующих посещают друг друга ради Аллаха, стремясь достичь Его довольства, любят друг друга ради Него и помогают друг другу в поклонении ради Него.

4. Признаком любви Аллаха служат также многочисленные жизненные испытания. Бедствия и несчастья являются испытаниями для человека, а это признак того, что Аллах любит его. Испытания для души подобны лекарствам для тела: даже если они горькие, мы все равно даем их тем людям, кого мы любим, для их же пользы, так и Аллах посылает нам испытания для нашей пользы.

В хадисе-кудси сказано: «Самая большая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит кого-то, Он испытывает его, тот, кто принимает это с терпением, удостаивается довольства Аллаха, а тот, кто жалуется, заслуживает Его гнев» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Бедствия, которые случаются с верующим в этой жизни, лучше для него, чем наказания, которые могут постигнуть его в будущей жизни. Как это может быть иначе, ведь посредством бед и несчастий стираются его грехи.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах желает блага для Своего раба, Он ускоряет для него наказание в этом мире, а когда Он гневается на Своего раба, Он откладывает его наказание, пока он (раб) не предстанет перед Ним со своими грехами в День Воскресения» (передал Ат-Тирмизи).

Ученые пояснили, что тот, кто защищен в этом мире от бедствий и испытаний, скорее всего, является лицемером, ведь Аллах удерживает его наказание в этом мире, с тем, чтобы привести его со всеми его грехами в День Воскресения.

Великими плодами любви Аллаха для Его рабов являются следующие:

Аллах упоминает в хадисе кудси о великих добродетелях тех, кого Он любит:

Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Всякому, кто проявляет вражду к тому, кто предан Мне, Я объявлю войну. И самое любимое для Меня из того, посредством выполнения чего, раб приближается ко Мне - это то, что Я вменил ему в обязанность.

И не перестанет раб Мой приближаться ко Мне, совершая добровольные (нафиля) дела, пока Я не полюблю его». Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он слышит, и стану его зрением, которым он видит, и стану его рукой, которой он поражает, и стану его ногой, которой он ходит. И если он попросит Меня, Я непременно дам ему, а если он попросит у Меня защиты, то Я обязательно защищу его» (Передается у аль-Бухари).

Этот хадис включает в себя ряд обещаний Аллаха Своему рабу:

1) «Я буду слухом его, которым он слышит» — то есть, он не будет прислушиваться ни к чему, кроме того, что любит Аллах.

2). «Буду рукой, которой он поражает» — то есть, он не будет делать ничего из того, что не любит Аллах.

3) «Буду его ногой, которой он ступает» — он не будет ходить в сторону того, что не любит Аллах.

4) «Если он попросит Меня о чем-то, я дам ему» — его дуа будут услышаны.

О Аллах, сделай нас среди тех, кого Ты любишь. Мы просим Аллаха помочь нам делать то, чем Он доволен. Амин.

Вопрос : Я слышал хадис о том, что для шайтана сложнее справиться с одним факихом (знаток мусульманского права), чем с тысячей поклоняющихся Аллаху. Как это понять?

Ответ : В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано:

لَفَقيهٌ واحِدٌ أشَدُّ على الشيطانِ من ألفِ عابدٍ

(Смысл) «Один учёный (факих) тяжелее для Шайтана, чем тысячи простых рабов Аллаха».

Смысл этого хадиса заключается в том, что человек, который изучил акиду и другие шариатские решения, тяжелее (то есть с таким человеком сложнее справиться) шайтану, чем тысячи простых поклоняющихся людей без знаний, соблюдающих пост, выстаивающих молитву ночью и т. п. Из этого хадиса можно понять, что шайтану сложно испортить благие поступки учёного, а у простого человека у шайтана больше шансов всё испортить.

Надпись из Корана на одежде

Вопрос : Можно ли аяты Корана писать на одежде?

Ответ : Конечно, этого делать нежелательно. Нужно проявлять этику по отношению к цитатам из Корана, поскольку это речь Творца. Человек в одежде с надписями из Корана может совершить немало действий, нарушающих этику по отношению к этим цитатам. Но если на одежде написаны аяты из Корана, к такой одежде надо относиться с уважением и почётом. Не допускается, чтобы аяты были написаны ниже пояса, не следует использовать такую одежду как повседневную; заходить в такой одежде в туалет запрещено.

Плач за усопшего

Вопрос : Можно ли плакать, когда умирает человек, и бывает ли умершему за это наказание?

Ответ : Плакать и печалиться по случаю смерти разрешается. Но нельзя при этом рвать на себе одежду, причитать и проявлять недовольство решением Аллаха.

Усопшему наказание за плач родных бывает лишь в том случае, если при жизни он оставит завещание, чтобы его оплакивали и причитали по нему, потому что это греховное завещание. А если просто тихо плакать, за это не бывает наказаний. Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) печалился, когда умирали его дети, внуки, сподвижники.

Обращение Аллаха к человеку

Вопрос : Как понять, что Аллах отворачивается от человека, совершающего намаз, когда тот отворачивается от Аллаха?

Ответ : Хаким передаёт хадис, что Аллах бывает обращён в сторону человека, когда он читает намаз, а когда человек начинает думать о другом, то Аллах отворачивается от него. Смысл этого хадиса в том, что в таком случае прекращает поступать к человеку милость Аллаха. Нельзя думать, что у Аллаха есть место, сторона и что Он, как творение, отворачивается – такое недопустимо по отношению к Аллаху.

Гурии мужчинам, а женщинам?

Вопрос : Почему мужчинам гурии, а женщинам никто?

Ответ : Женщины тоже будут замужем, главное в Рай попасть, а там всё будет хорошо, да так хорошо, что словами описать или представить невозможно. Из-за скромности то, что ожидает в Раю женщин, было оставлено скрытым. Например, отец, чтобы побудить сына к какому-либо делу, может сказать: «Я поженю тебя на красивой религиозной девушке», а если отец пожелает побудить свою дочь, он же не скажет: «Я отдам тебя замуж за того красивого богобоязненного парня». Девушку побуждают украшениями, одеждой и т. п.

Мечеть аль-Акса

Вопрос : Кто положил основу мечети аль-Акса?

Ответ : Пророк Сулайман (мир ему).

Сура из Корана

Вопрос : В какой суре нет буквы «Мим»?

Ответ : В суре «аль-Кавсар».

Как известно из Свя щенного Корана, Аллах, будучи Господом обоих миров, а также Властелином и Владыкой всего сущего, является единственным Богом, достойным поклонения. Лишь Ему принадлежит власть на Земле и лишь по Его воле происходят те или иные события.

Творениям Всевышнего присущи вполне конкретные пространственные и временные рамки, так как пространство и время составляют основные атрибуты бытия. Люди, звери, птицы, растения имеют свои рост, длину, ширину, они когда-то были рождены и рано или поздно умрут.

Что же касается самого Создателя, то Он не имеет никаких временных ограничений. То есть Он никогда не был рождён (о чём ясно указано в ), и Его никогда не постигнет гибель, поскольку Он вечен и существовал во все времена. А вот относительно пространственных показателей нашего Творца в среде мусульманских учёных имеются разногласия.

Так где же находится Аллах и присущи ли ему какие-либо атрибуты, свойственные земным созданиям? По этому вопросу наибольшее распространение получили две точки зрения. Одни богословы уверены, что Всевышний - Он на небесах, другие же утверждают, что у Аллаха нет никаких пространственных ограничений, потому как Он находится везде. Разберём их подробнее.

«Небесная» версия

Среди мусульман превалирует точка зрения, что Аллах восседает на Троне, и находится он на небесах. К сторонникам данной позиции причисляют таких авторитетов прошлого, как Абу Ханифа, Мухаммад ибн Юсуф, Имам Захаби и другие.

Первый из них, основоположник ханафитского мазхаба, отвечая на вопрос некой женщины о том, где расположен Всевышний, пояснил: «Воистину, Он находится на небе, а не на земле».

Родоначальник маликитского мазхаба - имам Малик ибн Анас придерживался мнения, что Создатель располагается на Своём Троне. В частности, Абу Дауд приводит следующее высказывание имама Малика: «Творец на небесах, а Его знания охватывают всё сущее».

Мухаммед ибн Юсуф (один из наставников великого хадисоведа, имама аль-Бухари, чей сборник признан вторым после Корана письменным источником исламского права - прим. Islam . Global ) и вовсе считал, что те мусульмане, которые отрицают факт нахождения Господа миров на небесах, впадают в куфр, т.е. становятся неверующими.

Сторонники данной позиции в качестве аргументов приводят ряд коранических аятов. В частности, следующий:

«Воистину, ваш Господь - Аллах, Который создал небеса и землю за 6 дней, а потом вознёсся на Трон» (10:3)

В хадисах Пророка Мухаммада (с.г.в.) так же имеется немало подтверждений подобной точки зрения. К примеру, история о том, как Заключительный Божий посланник (с.г.в.) поинтересовался у одной женщины, где же находится Всевышний. И та ответила: «На небесах». Затем Милость миров (с.г.в.) спросил: «Кто я?» На что собеседница сказала: «Посланник Аллаха». Закончив разговор, Пророк (с.г.в.) заявил во всеуслышание: «Поистине, она - мусульманка» (данный риваят приводится Муслимом).

Однако противники «небесной версии» настаивают на необходимости понимать этот хадис не в прямом, а в переносном смысле. На их взгляд, здесь подразумевается всё величие Господа и возвышение Его над всеми существами, а не местоположение в физическом смысле на небесах.

Еще одним хадисом с конкретным указанием места нахождения Создателя можно назвать следующее высказывание Посланника (с.г.в.): «Вы не выражаете мне доверие в то время, как мне доверяет Тот, Кто на небесах» (Бухари).

Доводом в защиту данной позиции служит также изречение в адрес верующих ближайшего сподвижника Пророка ислама (с.г.в.) - Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), ставшего во главе мусульманской уммы после кончины своего соратника: «Кто поклонялся Мухаммаду - тот пусть знает, что Мухаммад умер. Кто же поклоняется Аллаху, то Он на небесах, и Он вечен» (Бухари).

Таким образом, этот лагерь мусульманских учёных приписывает конкретный пространственный ориентир места расположения Аллаха. По их мнению, вопрос о нахождении Господа миров является дозволенным для мусульман и не вступает в противоречие с Благородным Кораном.

«Всеобъемлющее присутствие»

Другая довольно распространённая точка зрения заключается в том, что Аллах не имеет пространственных ограничений и находится везде. Так считали мусульманские богословы Ибн Хаджар, аль-Куртуби, Абдул Кадир аль-Багдади и другие.

Имам ат-Тахауи писал, что Господь наш свободен от каких бы то ни было ограничений, не имеет частей тела, и ему не свойственны все шесть сторон. Исходя из этого, Аллах не может располагаться наверху относительно чего-либо, что, соответственно, свидетельствует о его нахождении во всём существующем пространстве. Аль-Багдади так же говорил, что Творец не имеет пространственно-временных ограничений, а присутствует везде и всегда.

Сторонники данной позиции ссылаются и на высказывание одного из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) Али ибн Абу Талиба (р.а.), которое приводит аль-Багдади в своём произведении «Аль муктабатуль-асрия»: «Аллах создал Трон не для того, чтобы расположиться на нём, а лишь для демонстрации Своего величия. Аллах существовал ещё до того, как было создано пространство». Согласно этому изречению, Всевышний не ограничивается лишь Своим Троном. И если Творец появился раньше, чем пространство и Трон, тогда где Он пребывал до этого? Кроме того, Господь миров во все времена остаётся неизменным идеалом. Исходя из этой предпосылки, Он не мог изначально пребывать вне какого-то места, а затем расположиться лишь в нём. Именно поэтому Всевышний есть везде.

В подтверждение своей версии богословы приводят астрономические факты. Как они отмечают, сегодня мало у кого вызывает сомнения, что наша планета имеет форму шара. Следовательно, участок небосвода, находящийся непосредственно над человеком в одной точке Земли, на противоположной её стороне будет находиться внизу, а не вверху. Таким образом, мнение о том, что Аллах на небесах, ошибочно, заключают эти учёные.

Доказательством своей позиции они считают и выдержки из Корана. Например:

«Он (Аллах) с вами где бы Вы ни были...» (57:4)

Однако оппоненты этой группы богословов настаивают, что здесь подразумевается не физическое расположение Творца рядом с верующими, а то, что люди всегда находятся под Его защитой.

Ещё одним подтверждением «вездесущности» Аллаха называют следующий аят:

«Мы ближе к нему (человеку), чем яремная вена...» (50:16),

то есть Всевышний присутствует и в самом человеке, причём вне зависимости от его местонахождения. Учитывая то обстоятельство, что пребывание людей в современном мире не ограничивается лишь нашей планетой, и сегодня человек имеет возможность летать в космос, то получается, что Создатель находится во всей Вселенной.

Приверженцы данной версии приводят и хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.), трактуемый как противоречащий мнению о небесном расположении Бога: «Ближе всего к своему Господу раб Аллаха оказывается во время земного поклона» (Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи). То есть если бы Господь находился на небе, то верующий, будучи в состоянии , был бы не ближе к Нему, а дальше. И этот хадис, как уверяют они, служит ярким свидетельством того, что Господь вездесущ и не ограничивается пребыванием лишь на небесах.

В целом, дискуссия мусульманских богословов о местонахождении Господа миров, равно как и о дозволенности задаваться подобного рода вопросами, продолжается по сей день. Каждая из сторон приводит свои доводы, заслуживающие уважения. Однако истина известна лишь Самому Аллаху.