Почему нельзя грешить? Можно ли жить не греша? Грех — состояние сердца.

В богородичные праздники читается Евангелие от Луки (Лк. 10:38-42) о том, как Господь приходит в дом к Марфе и Марии, – такой привычный и знакомый отрывок, что знаешь его уже почти наизусть. И от этого как-то он уже давно не трогает сердце, ведь и так всё понятно же. Слышишь одну строчку и уже знаешь, какими будут следующие слова. И что Мария «благую часть избра», тоже давно известно.

Некоторые авторы, например библеист Илья Яковлевич Гриц, призывают читать Писание с распахнутым взглядом, как будто первый раз, с удивлением и попыткой расслышать, что именно сейчас отзывается. Читать медленно, вслушиваясь в каждое слово, размышляя, может быть, над каким-то стихом или даже одним словом, которое сегодня услышалось как особенно важное. Владыка Антоний Сурожский много об этом говорит. Эх, непростая задача – услышать что-то новое в таком старом и знакомом тексте.

Иисус в моей квартире?

«В то время вошел Иисус в одно селение». Вошел. Пришел Сам. Его, может быть, и не знали и не звали, как это нередко бывало, но Он приходит Сам. И приходит не только для красивой проповеди перед тысячами слушателей, а входит в быт, в обычную повседневную жизнь людей и просто поселяется (например, Мф. 4:13) с ними – живет в одном доме, ест за одним столом.

Если я вроде как верю, что Бог всегда рядом, могу ли я допустить, чтобы Иисус пришел в мой район и в мой дом? Если бы я была жительницей тех селений, какой была бы моя реакция на известие, что Он пришел в нашу деревню? Не знаю, как вы, а мне кажется, я первым делом бы растерялась и испугалась. И тогда вопрос, всё ли в порядке в моих отношениях с Богом, если я Его, как выясняется, первым делом боюсь. Конечно, мне было бы и дико интересно, и захотелось бы побежать на Него посмотреть, и, может быть, дотронуться (привет апостолу Фоме), а то глазам своим не верю. Но что дальше?

«Марфа приняла Его в дом свой». Кто-то Его не принял. Не всякого человека мы легко приглашаем в гости, впускаем в свое интимное пространство – в свой дом. Дом – место, где ты можешь быть собой, где не надо соблюдать приличия, где можно расслабиться, ходить в мятом халате, реветь или ругаться, хохотать до колик в животе или надуться и молчать. Не случайно мы нередко бываем очень приличными людьми с коллегами или друзьями, в обществе, на людях, и совершенно дикими и порой трудно выносимыми для близких у себя дома. До ма можно уже без купюр, как на душу легло. Конечно, дома бывают разные и всякие могут быть домашние традиции, но в целом всё же до ма мы без корсета и макияжа.

Марфа приняла Его в дом свой, впустила. Ей не удалось расслабиться, она много суетится, старается для гостей, но она Его приняла. Интересно, вот если честно, а я готова была бы впустить Христа в свой дом, в свою московскую хрущевскую квартиру? Пустить Его так близко? Пустить туда, где я не очень-то хороша и не всегда прилична? Быть с Ним не только когда я благочестиво стою в храме, то есть прихожу к Нему в Его дом, а когда я бываю злой и уставшей и мне ни до чего… Хотела бы я, чтобы Он жил со мной под одним потолком каждый день? Каково бы мне это было?

Не знаю, как вы, а я, похоже, не могу сказать уверенное «да». И это страшно. И чего тогда удивляться, что Бога в моей жизни так мало, если я сама не готова до конца впустить Его в свою жизнь? А с другой стороны, мне кажется, что если бы это было возможно, вот так просто жить с Иисусом вместе, ездить с Ним в набитом метро, ходить на работу, готовить еду, делать уборку и еще много чего делать вместе – всё время с Ним – то тогда и грешить было бы уже как-то некстати.

Злишься на толпу в метро, а рядом Иисус – и как-то всё сразу меняется. Достали тебя коллеги, а рядом Он – и это стало уже так неважно. Хочешь осудить соседку, а посмотришь на Него, как Он с тобой рядом и тоже смотрит на эту жуткую соседку с такой беспредельной любовью и к ней и ко мне, как ни странно, что уже не до осуждения становится. И это не волевое усилие, потому что, мол, я решил больше никого не осуждать, которое, как известно, ни к чему не приводит. Это сущностное изменение, преображение изнутри, потому что рядом – Он Сам. Не об этом ли писали Святые Отцы, когда говорили о памяти Божией непрестанной?

В отличие от меня, Марфа и Мария пустили Его к себе. И Марфа хлопочет, старается о большом угощении – как это понятно! Наверняка кто-то из нас повел бы себя так же. Но долго так не продержишься. Если пришли гости и ты вокруг них прыгаешь, то на сколько дней тебя хватит? На то они и гости… А если кто-то пришел надолго и теперь живет с тобой в доме? Рано или поздно он увидит тебя таким, какой ты есть, когда ты уже не стараешься угодить и предстаешь в своей распрекрасности, как есть. Иисус жил в каких-то домах, то есть был не просто гостем на день-два. Ел и спал под одной крышей. Каково было тем людям? Каково было бы мне?

Кто я без суеты?

В современном русском переводе РБО 40-й стих звучит так: «Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении…». «Была вся в » – как это может быть важно, чтобы нам не быть полностью в чем-то, не быть полностью захваченными суетой и заботами, когда уже и меня-то нет, а есть только вот эти заботы. Трудно не «быть в», когда надо и то и это, надо думать о деньгах, о детях, о здоровье, о работе, да много о чем еще, и всё это ужасно важно и без меня пропадет и рухнет однозначно. И ведь это всё может отняться у нас в какой-то момент, в отличие от той благой части, которая не отнимется у Марии.

Не знаю, как вы, а я и помыслить не могу, чтобы что-то из того, о чем я суечусь и переживаю, когда-то исчезло или стало неважно, или ушло из-под моего контроля и стало существовать без моего влияния. Ведь это мои дела, мои проекты, мои друзья и т.д. И может быть, поэтому я так сильно вокруг них суечусь, что себя без них не представляю. Отними у меня это всё «мое», и что останется? Кто я тогда? Если я не преподаватель, не жена, не мать, не дочь, не друг, не хозяйка и т.д., то кто я? Кто я в своей обнаженности перед Богом? И существую ли я вообще в отрыве от того, что «мое», что я «имею»? Что в сухом остатке? Тяжелые вопросы, и мне о них думать не хочется, потому что трудно…

Марфа ведет себя, как бы мы сегодня сказали, без комплексов: прямо обращается к Гостю с жалобой на сестру и просьбой дать ей указание, чтобы та стала помогать, а не сидела без дела. Не обращается к Марии, а идет к третьему лицу, что само по себе не очень-то здорово. Интересно, что Господь не говорит ей, мол, что ты жалуешься на родственницу, пойди с ней сама разберись и что-то еще в этом духе, что было бы очень понятно в такой ситуации. Ну, я бы так сказала, наверно, на Его месте. Он обращается к ней лично и говорит о главном, то есть показывает ей правильную иерархию приоритетов.

А что Мария? «Сев у ног Господа, слушала слово Его». И всё. Больше ничего не делала . Странная такая… Ленивая? Нехозяйственная? Равнодушная? Возможно, Марфа подозревает ее в этом, и это тоже вполне понятно. Пришли гости, а она села и всё тут. Не заботится о ближнем – о своей сестре, не помогает. Не переживает, что о ней подумают, не старается хотя бы для приличия вести себя иначе. Не совсем нормальная какая-то. И как это важно нам иногда просто ничего не делать . Просто замолчать, сесть и слушать, как советовал владыка Антоний одной своей прихожанке. Просто позволить себе быть, а не действовать . Быть, а не суетиться. Слушать, а не тараторить. Сесть и замолчать, понимая, кто я и кто Ты…

Грех – единственное, что разделяет человека с Богом. Человек по своей природе полностью пропитан грехом. Грехи могут быть абсолютно разными: убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, злословие, магия, нечистые мысли и многое другое.

Древнееврейское слово, обозначающее грех, можно перевести на русский язык как «промах, преступление, неудача». Согрешить – значит допустить промах, преступить черту, нарушить норму праведности Божией в силу намеренного нравственного выбора, оскорбительного для Бога.

Грех — состояние сердца

Человек грешен не только потому, что он совершает поступки, называемые грехами, но и потому, что пребывает в состоянии греховности. Грех, подобно болезни, является состоянием. И, как болезнь сопровождается многочисленными симптомами (болью, лихорадкой и слабостью), так и грех проявляется в различных недобрых делах. Но выйти из этого состояния, прекратив творить зло, человек не может, так же, как невозможно победить болезнь, убрав симптомы. Необходимо искоренить грех.

Поскольку грех – состояние сердца, попытки творить добро сами по себе не способны его искоренить. Добрые дела не помогают спасению, ибо человек не может изменить себя, свою природу. И только Бог способен изменить нас, обновив наши сердца: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19). Именно это Он и сделал для нас во Христе: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены» (Еф.2:4-5). Христос пришел на эту землю, прожил жизнь, не совершив ни одного греха, и принял мученическую смерть, взяв на Себя грехи человечества.

Можно ли быть хорошим и не спастись?

Вы, наверное, слышали такую фразу: «Мне незачем каяться, я не совершал греха. Никого не убил, не воровал, не обманывал, вел здоровый образ жизни. И вообще, ничего бесчеловечного не совершаю».

А бывает, что сердце человека столь сильно ожесточено грехом, что человек перестает чувствовать вину. Или же грешник намеренно оправдывает собственные грехи, все больше убеждаясь в своей правоте. Он прибегает к различным способам самооправдания и самообмана. Пытается сравнить собственное поведение с поведением других людей, которые, по его мнению, являются еще большими грешниками, нежели он сам.

Иоанн пишет о таких людях: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин.1:8). Апостол предостерегает людей от подобного обольщения. Не замечать за собою греха далеко не означает быть свободным от него. Ведь, как пишет пророк Иеремия: «Лукаво сердце человеческое, более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9). За всю мировую историю жил лишь один человек, Который не совершил ни одного греха – это Иисус Христос: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин.3:5).

Давайте посмотрим, как разные люди относятся ко греху.

Живущие в свое удовольствие

Многие порой не задумываются о вечности. Их девиз: «Живи здесь и сейчас, не думай о будущем, ведь живем-то один раз». Если принять такую позицию, то следует жить в свое удовольствие и не думать о последствиях.

Но мудрый царь Соломон говорил: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл.11:9). Бог не говорит, что земные наслаждения — это плохо, но дает понять, что за всякое действие человек даст отчет. Всякое чувство и влечение, каждый поступок «будут приведены Богом на суд», т. е. не избегнут Его оценки — одобряющей или осуждающей. Независимо от того, верит ли человек в жизнь после смерти или нет, она все равно наступит, а где ее станешь проводить, нужно решать уже сейчас.

Агностики

Агностики считают невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни. По мнению христианина, Бог есть. По мнению атеиста, Бога нет. Агностик же воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания существования Небесного Творца.

Большинство агностиков восхищаются жизнью и учением Иисуса Христа, изложенными в Евангелиях, но не более, чем восхищаются биографией какого-либо другого известного человека. А также воздерживаются от высказываний о вопросе вечной жизни.

Что касается греха, агностики считают это понятие бесполезным. Они допускают, что есть хорошие поступки и плохие. Более того, за плохими поступками должно следовать наказание, но лишь для исправления человека в лучшую сторону. А раз грех – понятие бесполезное, то нет надобности и в жертве Иисуса Христа.

Христиане

Христианин – это тот человек, который любит Господа и доказывает это своей жизнью. В переводе с греческого, слово «христианин» означает «последователь Мессии (т.е. Иисуса Христа)».

Как христианин относится ко греху? Он верит, что его грехи прощены благодаря жертве Христа, что он спасен и его ждет вечная жизнь с Богом. Он полностью осознает, что не может справиться с грехом без Бога, поэтому старается постоянно пребывать в учении Христа, назидая себя Словом Божиим, посещая богослужения, непрестанно молясь.

Как стать христианином?

Библия говорит: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13). Призывая имя Иисуса Христа, ты показываешь, что веришь в Него.

Призвать Его имя – означает обратиться к Богу в молитве покаяния, понимая, что спасение можно обрести только через Христа. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Ин.1:9). Когда ты исповедуешь свои грехи в молитве покаяния, Бог прощает тебя. Ведь Иисус уже заплатил за все твои грехи. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» (1Пет.3:18). Остается только это принять и жить для Господа.

Откуда пришел грех?

Первая запись и упоминание о грехе передается в Библии в связи с событиями, происходившими на небесах. Ангел Люцифер возгордился и захотел быть равным Богу (Ис.14:12-14). Бог изгнал Люцифера с небес за этот грех гордости, и он стал тем, кого Библия называет дьяволом, или сатаной.

Первый грех на земле описывается в Бытии, глава 3. Он произошел в Едемском саду. Бог сказал Адаму и Еве, что они не должны вкушать плода от дерева под названием «дерево познания добра и зла» (Быт.2:16,17). Они ослушались Бога и ели от запретного плода. Таким образом стали грешниками.

Библия говорит о грехе следующим образом:

– Нарушение Божьего закона, или беззаконие, есть грех (1Ин.3:4).

– Непокорность, или возмущение против Бога, есть грех (Иез.2:3).

– Всякая неправда есть грех (1Ин.5:17).

– Моральная нечистота, или блуд, есть грех (2Цар.12:9,13).

Елена Бессалова

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте,

Извините, что сразу не ответил на Ваш вопрос. Слишком был загружен, так что многие письма посетителей сайта оставались долго безответными. Сейчас же, сидя в аэропорту, пользуюсь окном во времени, и отвечаю на них. На ваше, хочу ответить достаточно развернуто, чтобы мой ответ мог послужить многим, оказавшимся в подобной ситуации.

Есть хорошее выражение: «Проигрывает тот, кто сдается», а в Писании сказано: «…семь раз упадет праведник, и встанет…»(Пр.24:16). Думаю, что сила праведности открывается не в том, что человек живет безошибочной жизнью, а в том, что всегда стремится к святости, и даже, если и упал, то делает все, чтобы подняться.

Апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15).

Если он себя не считал достигшим, то, даже самый благочестивый верующий, должен быть способен увидеть в своей жизни еще не достигнутые высоты, и начать стремиться к ним.

Совершенство, говоря словами Павла, открывается не в безошибочности, а в неотступном стремлении двигаться вперед к познанию Бога, не отчаиваясь, не сдаваясь и не допуская усыпляющей самоудовлетворенности.

Хуже было бы с вами, если бы вы, делая неправильные вещи, не стыдились своего поведения. Наличие стыда и понимание своей неправоты перед Богом, это уже хороший знак, но на этом останавливаться ни в коем случае не надо.

И я, и большинство уверовавших во Христа, когда пришли к Господу, не сразу прорвались во всех сферах своей жизни. Порой приходится каяться и каяться за повторение собственных глупостей или слабостей. Способность же победить сферы, в которых мы особенно слабы, иногда приходит легко, по Божьей благодати, а иногда – посредством того, что, когда кажется, уже ничего не изменится, однажды, становится так противно от сделанных ошибок, что, наконец, появляется сила им противостоять.

Есть битвы, которые нам не даются легко и цена, которую мы платим за то, чтобы в них победить, делает победу особенно ценной.

Так что же делать, чтобы не наступать «на те же грабли»? Дам вам, и всем у кого подобная ситуация несколько советов:

1) Признайте свою слабость в этой сфере. Вы самостоятельно не можете победить ваш грех.

Некоторые христиане думают, что если они будут говорить: «Я – сильный!», то они станут сильны. Истина в том, что, говорить о силе неплохо, но важно не забывать, что сильны-то мы ВО ХРИСТЕ, и без Него мы не можем делать ничего (Иоанн.15:5). Даже когда, мы читаем апостола Павла и стараемся применить его слова к своей жизни, нам надо правильно расставлять акценты: «Все могу в УКРЕПЛЯЮЩЕМ меня ИИСУСЕ ХРИСТЕ» (Фил.4:13).

Если я такой сильный, то зачем меня укреплять? Воистину, победа над грехом начинается тогда только, когда мы признаем свою слабость. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»(Лук.5:31), сказал Иисус. Именно с признания собственной слабости, греховности и не способности самим разобраться с проблемой и грехом, у нас появляется смиренная готовность искать помощи у Бога, молиться, и, в случае необходимости, быть готовыми обратиться за советам к церковным служителям.

2) Назовите вещи своими именами. Грех – это не просто слабость или черта характера, - это беззаконие!

Когда мы маскируем наши грехи красивыми словами, подобно: «небольшая проблемка», «слабость характера», «дурная привычка» и т.д., то у нас не возникает ни желания, ни готовности, осмыслено и сокрушенно каяться в них. Получить прощение грехов, называя их «ошибками» или «проблемами» невозможно.

Увидьте в своей неправоте беззаконие, которое противно Богу. У нас появляется сила победить грех, если в наших глазах «проблемка» будет распознана, как настоящее беззаконие.

Поверьте, гораздо легче бороться с врагами (читай – грехами), которых мы ненавидим. Возненавидьте свой грех!

3) Исповедуйте свой грех и покайтесь

Понимать свою неправоту перед Богом – это половина дела. Вокруг нас живет множество людей, прекрасно понимающих, что делают зло, но при этом, на йоту не пытающихся изменить положение вещей. Молчание - золото только тогда, когда время молчать. Согрешивший царь Давид, признавался: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4)

Господь дал нам уста, как ворота для нашего внутреннего человека, они показывают, чем мы уже наполнены, и влияют на то, что войдет в наше сердце. Открыв уста для признания себя грешником, мы открываем сердце для Божьего оправдания и освящения.

Именно поэтому, Давид, увидев, пагубность затворничества в своем грехе, признается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5)

Не мучайтесь в грехах и ошибках, откройте свое сердце Богу, исповедовав их пред Ним, и Он «будучи верен и праведен, простит … грехи … и очистит … от всякой неправды» (1 Иоанн. 1:9)

4) Обратитесь за помощью к служителю церкви.

Все грехи одинаково мерзки для Бога, но их серьезность, уровень влияния на нашу или чужую жизнь, порождаемые последствия делают их различными. Если, в случайно совершенном небольшом проступке, нам достаточно покаяться пред Богом и извиниться перед обиженным человеком, и мы знаем, что больше никогда так делать не будем, то в сферах серьезных беззаконий, или глубокой зависимости, или тупиковости ситуации, в одиночку нам преодолеть себя очень трудно.

Существует множество сфер, где, человек ищущий выхода, нуждается в исповедании греха не только перед Богом, но и перед Его представителем – Божьим слугой. Много раз я убеждался, что поддержка извне, готовность служителя выслушать человека, своевременный совет, молитва или ободрение, давали больший результат, чем многомесячные одиночные битвы человека с самим собой и своими проблемами.

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», мудро подметил взаимосвязь неисповеданного греха и болезни, апостол Иаков (Иак.5:16), рекомендовав нам не носить все в себе.

По данному вопросу, дам лишь совет, чтобы вы не торопились исповедовать свои грехи людям, неутвержденным, полным неверия, сплетникам или же тем, кто сам запутался в своей жизни, иначе, «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

5) Устраните из своей жизни все вещи, которые подталкивают или провоцируют данный грех.

Поверьте, не совсем разумно пытаться победить зависимость от алкоголя и продолжать ходить на пьяные вечеринки, поддерживая отношения с пьющими дружками, или же стараться победить похоть, но при этом, одним глазом посматривать грязные фильмы по кабельному телевидению и «ненароком» анонимно флиртовать в сайтах Интернет знакомств, сладострастно рассматривая фотографии девушек.

Псалмопевец сказал по этому поводу так: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс.100:3-5). Апостол Павел подтверждает сказанное подобным образом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15:33).

Грехи людей, порой напоминают некоторые убийственные болезнетворные бактерии: и те, и другие для своего стремительного развития нуждаются в благотворной среде обитания. Так устраните эту среду!

6) Молитесь и наполняйтесь словом Божьим.

Вряд ли у кого получалось изгнать тьму из пространства, и при этом, не заполнив его светом. Тьма уходит ровно в той мере, в которой приходит свет, и наша жизнь тому не исключение.

Наполняйте свое сердце Словом Божьим, пребывайте в молитве, и вы станете обнаруживать, что слабость и податливость ко греху, начнет сменяться силой и твердостью духа. В псалтыре указан совершенный рецепт пути к святой жизни: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

7) Наконец, не сдавайтесь, если вдруг вы споткнулись.

Как-то Эдвин Луис Коул, с которым Господь дал мне в свое время возможность, быть знакомым, сказал: «Чемпионы, это не те, кто никогда не проигрывали, а те, кто никогда не сдаются». Он был прав! Нет ни одного фигуриста, который никогда не падал, чемпионы фигурного катания на своих тренировках падали бесчисленное количество раз. Чем же они отличаются от тех, которые в выходные, раз в год, идут на каток, чтобы попробовать себя на коньках? Да тем, что, в отличие от простых любителей, не утруждающих себя тренировками, профессиональные фигуристы идут и идут вперед к высоким целям, НЕ БОЯСЬ, что споткнутся.

Лучше не падать и приложить следует к этому все старания, но если же, по какой-то причине, вы все же споткнулись, то самое худшее, что можно сделать, это посчитать свое падшее состояние собственной судьбой. Не делайте так!

Я скажу вам, что и в моей жизни был период, когда я падал и падал. Это не был один день или неделя. Всё то время стало для меня не только вехой испытаний для меня, но и для моих самых близких людей, которые готовы были мне сострадать, когда я падал, и радоваться, когда я поднимался.

Падая, каждый раз мне приходилось прилагать усилия, чтобы подняться, и я не могу сказать, что всегда это было легко. Тот период моей жизни помог мне сформироваться как человеку…

После этого были и другие, не менее серьезные испытания: мне приходилось учиться пользоваться ложкой, рисовать, самому застегивать свою одежду, но именно в этих

трудностях и поражениях, приходили те навыки, которые так сильно приходились мне позже, во взрослой жизни…

Улыбнулись? Верно, ведь это не только моя история, а каждого человека. Все, что мы достигаем лежит через путь временных поражений (конечно же, не умышленных), но не они делают нас победителями, а постоянное стремление встать и идти дальше.

Мне очень нравится мысль апостола Павла, сказавшего как-то: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Слышите? Бог СИЛЕН восставить его.

Так что не теряйте ни веры, ни надежды, ни любви к Господу, поднимайтесь и идите вперед, и только таким образом, вы сможете в один день написать мне свидетельство о том, КАК вы смогли победить проблемы своей жизни.

Всех вам благ! И победы!

Вопрос: Прощает ли Бог, если мы совершаем один и тот же грех снова и снова?

Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос наилучшим образом, мы должны рассмотреть два убедительных отрывка из Священного Писания. Первый мы находим в книге Псалмов: «Как далек от заката восход – так удалил Он от нас наши грехи» (Псалом 102:12). Одним из самых эффективных приемов, который сатана применяет к христианам, заключается в том, чтобы убедить нас, что наши грехи на самом деле не прощены, несмотря на обещание Божьего Слова. Если мы искренне приняли Иисуса как своего Спасителя верой и все еще имеем неприятное ощущение относительно того, существует ли истинное прощение или нет, то можем подпасть под демоническую атаку. Демоны ненавидят, когда люди освобождаются из их рук, и пытаются посеять семена сомнения в наших умах относительно реальности нашего спасения. Одно из мощнейших средств из всего обширного арсенала трюков сатаны заключается в том, чтобы постоянно напоминать нам о наших прошлых прегрешениях – он использует это, чтобы «доказать», что Бог не смог простить нас. Нападки дьявола не позволяют нам просто положиться на обещания Бога и доверять Его любви.

Но этот псалом говорит нам, что Бог не только прощает наши грехи, но и удаляет их полностью из Своего присутствия. Это – глубокая мысль! Безусловно, нам сложно это понять, поэтому мы так легко начинаем беспокоиться о прощении, а не просто принимаем его. Ключ находится в том, чтобы просто оставить свои сомнения и чувство вины, и положиться на Его обещание прощения.

Второй отрывок записан в 1 Иоанна 1:9: «Если признаем наши грехи, Он, справедливый и верный, простит нам грехи и очистит от всякого зла». Какое невероятное обещание! Бог прощает грехи своих детей, если они приходят к Нему с покаянием и просят о прощении. Божья благодать настолько велика, что она может очистить грешника от греха и он становится дитем Божьим; даже когда мы спотыкаемся, мы все еще можем быть прощены.

В Евангелии от Матфея 18:21–22 мы читаем: «Тогда подошел к Нему Петр и спросил: "Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?" "Нет, не семь, а семьдесят раз по семь", – отвечает ему Иисус». Петр, вероятно, думал, что он был достаточно великодушен. Вместо того чтобы ответить человеку, согрешившему против него, тем самым, Петр предложил предоставить некоторую отсрочку, скажем, до семи раз. Но на восьмой раз прощение и милость должны были закончиться. Но Христос отверг правила распределения благодати, предложенные Петром, сказав, что прощение должно быть бесконечно для тех, кто действительно стремится к нему. Это возможно лишь благодаря бесконечной милости Бога, которую нам дает пролитая кровь Христа на кресте. Из-за Его прощающей силы мы можем всегда быть чистыми, если в смирении просим о прощении своих грехов.

В то же время, следует отметить, что постоянный и непрерывный грех спасенного человека не соответствует Библии (1 Иоанна 3:8–9). Вот почему Павел увещевает нас: «Задайте себе вопрос: тверды ли вы в вере? Испытайте сами себя! Или вы не знаете, что в вас Иисус Христос? Знаете, конечно, если только не провалились на испытании» (2 Коринфянам 13:5). Как христиане мы спотыкаемся, но мы не ведем образ жизни, наполненный нераскаянным грехом. У всех нас есть недостатки и мы можем впасть в грех, даже если не хотим этого. Даже апостол Павел делал то, что он не хотел делать, потому что грех проявлялся в его теле (Римлянам 7:15). Как и Павел, верующий должен ненавидеть грех, раскаиваться и просить о Божьей благодати для его преодоления (Римлянам 7:24–25). Хотя мы не должны падать, иногда это случается, потому что мы полагаемся на свои слабые силы. Когда наша вера ослабевает, и мы отказываемся от нашего Господа в словах и в жизни, как Петр, – даже тогда есть шанс покаяться и получить прощение наших грехов.

Еще один прием сатаны – заставить нас думать, что нет никакой надежды, что нет никакой возможности быть прощенными, исцеленными и восстановленными. Он будет пытаться заставлять нас ощущать себя в ловушке чувства вины, чтобы мы больше не считали себя достойными Божьего прощения. Но с каких пор мы когда-либо были достойны милости Бога? Бог полюбил нас, простил и избрал, чтобы находиться во Христе, еще до создания мира (Ефесянам 1:4–6) не из-за наших достижений, но чтобы «стать хвалой Его Славе, потому что мы первыми возложили надежды на Христа» (Ефесянам 1:12). Нет места, куда бы не распростиралась Божья благодать, и нет такой глубины, на которую мы можем упасть, чтобы Бог больше не мог вывести нас. Его милость больше всех наших грехов. Независимо от того, начинаем ли мы лишь отклоняться от курса или уже погрузились и тонем в грехах, благодать доступна.

Благодать – это дар от Бога (Ефесянам 2:8). Когда мы грешим, Дух обличит нас в этом грехе, что приведет к благочестивой скорби (2 Коринфянам 7:10–11). Он не будет осуждать наши души, как будто нет никакой надежды, так как нет больше осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Римлянам 8:1). Убеждение Духа в нас является проявлением любви и благодати. Благодать не является оправданием греха (Римлянам 6:1–2), и ею не стоит злоупотреблять – грех должен быть назван грехом, и он не может рассматриваться как что-то безвредное и безобидное. Нераскаявшимся верующим следует с любовью противостоять и вести к свободе, а неверующим следует сказать, что они нуждаются в покаянии. Но необходимо также указать на средство, ведь мы получили благодать на благодать (Иоанна 1:16). Это то, как мы живем, как мы спасены, как освящены и как мы будем сохранены и прославлены. Мы можем получить благодать, когда грешим, покаявшись и исповедуя наши грехи перед Богом. Зачем жить загрязненной жизнью, если Христос предлагает сделать нас чистыми и праведными в глазах Бога?