Ибн аль-хаджи аль-гидатли. Угнетение и притеснение

Еще более болезненным ударом было закрытие религиозных школ. В 1929 году ВЦИК СССР запретил преподавание мусульманского вероучения. В целом, ситуация очень напоминала ту, что была с Православной церковью: те же гонения и аресты, конфискации и закрытия мечетей и медресе. И так же как с Православием, положение несколько смягчилось в годы Великой Отечественной войны. Даже удалось открыть несколько религиозных школ. Тем не менее, общий образовательный уровень исламского духовенства был довольно низким. Например, к 1990 году из 857 имамов и муэдзинов России только 21 имел высшее образование. Многие представители духовенства не имели религиозного образования. В Советском Союзе функционировали только одно медресе в Бухаре и исламский институт в Ташкенте. Открывать дополнительные исламские образовательные учреждения советская власть не разрешала. Так, Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, в ведении которого находились 211 мечетей, смогло открыть богословские курсы для священнослужителей только в 1989 году.

Большой удар по мусульманскому образованию нанесла борьба с арабским языком. Было уничтожено много экземпляров Корана на арабском, среди которых были уникальные произведения книжного искусства.

С началом капиталистической эпохи, когда всё вокруг стало бурно меняться, лакмусовой бумажкой произошедших перемен можно назвать места заключения под стражей. Тюрьмы, колонии, следственные изоляторы были битком заполнены осуждёнными и ожидающими вынесения приговора.

Советская пенитенциарная система не была рассчитана на такое количество вдруг появившихся преступников, поэтому в переполненных камерах и бараках практически не хватало мест и люди были вынуждены спать по очереди. Санитарно-гигиеническая обстановка в них не соответствовала никаким нормам, заключённые часто болели, лишённые свободы лишались и здоровья.

И лишь с недавних пор, с желанием России вступить в ЕЭС или по другим причинам, в исправительно-трудовых колониях, как и в других местах лишения свободы, произошли значительные изменения. Появились определённые нормы, по которым обозначено нахождение того или иного количества заключённых под стражей людей на условно взятое пространство помещения. В камерах стала появляться бытовая техника, и сейчас некоторые даже умудряются созваниваться по сотовым телефонам со своими близкими.

Вместе с тем, как и во всей стране, зэки повернулись к духовному миру, стали молиться, соблюдать другие религиозные обязанности. Как-никак, где, если не здесь, позаботиться о душе, вспомнить о грехах и попытаться их замолить? Визиты священнослужителей, лекции на духовную тему стали обычными или, по крайней мере, не выходящими из ряда вон событиями тюремной жизни. Видимо, и в руководстве УФСИН хорошо понимают, что в исправлении заключённого (если такое вообще возможно) большую, неоценимую роль может сыграть вера.

Верующий заключённый будет стремиться измениться в лучшую сторону не из-за страха перед карцером или дубинкой надзирателя, а из-за боязни гнева Господа, из-за стремления служить Ему. Одни, имея время осмыслить пройдённый путь, совершённые ошибки и грехи, нередко обращаются к вере, находят утешение в богослужении, именно здесь обретают Истину. Другие, будучи верующими, совершив противозаконное действие и попав за колючую проволоку, желают продолжать богослужение. И тем, и другим, как и всем прочим, открыты врата раскаяния.

Большинство руководителей колоний, прекрасно понимая благотворное влияние религии, создают все условия для совершения осуждёнными религиозных обрядов. Для этих целей отводятся специальные помещения, обеспечивается соответствующая литература, приглашаются православные священнослужители, мусульманские имамы.

В отдельных регионах России в местах заключения под стражей у верующих нет претензий к системе надзора. Например, в Дагестане во всех колониях и следственных изоляторах заключённым созданы весьма приемлемые условия для совершения намаза, держания поста и употребления дозволенной (халяль) еды. Более того, в колониях есть возможность для совершения пятничной молитвы, отдельные комнаты выполняют роль мечети, где есть свой имам и муэдзин. Заключённых время от времени посещают сотрудники ДУМД с лекциями-наставлениями. Другими словами, в регионе, в котором имеются большие проблемы с экстремизмом и терроризмом, очень хорошо понимают важность религиозного фактора в этом вопросе и не допускают ущемления прав верующих.

Однако с большим прискорбием можно сказать, что до сих пор есть отдельные руководители колоний и следственных изоляторов, где грубо нарушаются права человека, закреплённые основным законом страны - Конституцией.

Особенно эта проблема коснулась мусульман. В некоторых колониях приверженцев Ислама, независимо от того, вор он или осуждён за терроризм, заранее и предвзято считают опасными, потенциальными нарушителями порядка.

Им не то что гарантированные законом условия не создают, но и всячески пытаются лишить возможности для элементарного богослужения.

Есть факты, когда мусульман преследуют за соблюдение ими своих религиозных обязанностей.

Верующих, какого бы верования они ни придерживались, не может оставить равнодушными насилие по отношению к религии. Людей, лишённых свободы (и так несущих наказание), нельзя лишать возможности соблюдать обряды веры, тем самым отнимая у них возможность перемены, раскаяния, стремления к улучшению нравственности.

В письме, которое недавно пришло в адрес редакции, подробно рассказывается о таком случае.

«Я, Рамжаева Татьяна Сергеевна (приняла Ислам 8 лет назад), хочу рассказать о притеснении мусульман в местах заключения из-за соблюдения ими основ своей религии. Данная колония ИК-6 находится во Владимирской области, п. Мелехово (Ковровский район). В этой колонии отбывает наказание мой муж, тоже мусульманин, принявший Ислам в 20 лет. Так вот, вначале сотрудники этого учреждения просто запрещали мусульманам иметь молитвенные коврики, и заключённым приходилось молиться на собственных телогрейках, футболках или полотенцах. После моего обращения к имаму Владимирской области Ринату-хазрату Ибрагимову была произведена проверка в этом учреждении. Сотрудники пообещали имаму, что разберутся в данной ситуации и улучшат положение заключённых-мусульман. Они даже обещали выделить им комнату для молений (подобие мечети). Но 25 марта 2012 года мне снова позвонил муж и сообщил о том, что притеснений стало ещё больше. Сейчас сотрудники колонии обещают провести обряд крещения всех мусульман, которые находятся в этой колонии. В этой колонии отбывают наказание чеченцы, ингуши, таджики, узбеки, кабардинцы, а также много русских мусульман. Сотрудников колонии не смущает то, что в Конституции Российской Федерации есть статья, в которой закреплена свобода вероисповедания, по которой каждый человек имеет право не только свободно исповедовать любую религию, но и поступать в соответствии с её предписаниями. По моей последней информации, сотрудники ИК-6 начали жестоко избивать мусульман за выполнение ими намаза или отказ кушать свинину».

Родственники заключённых, стараясь помочь им, пишут по инстанциям, пытаются отстоять их права, но мало что получается. Наверное, будет правильно братьям-мусульманам, да и другим людям, болеющим за права человека, не оставаться в стороне от этой проблемы. Если нет смысла обращаться с просьбой к руководству колонии изменить ситуацию, можно попробовать донести информацию о сути проблемы до властей.

Главное - не молчать и не делать вид, что ничего страшного нет в ущемлении прав заключённых совершать религиозные обязанности. Всеми доступными средствами надо пытаться решить проблему. Журналисты могут говорить или писать о ней, юристы подскажут, как правильно составить обращение и куда его отправлять, да и другим найдётся чем помочь.

Надоело пропускать премьеры в кинотеатре из-за бешеного ритма жизни? Устали от того, что по телеканалам стоящие фильмы транслируются в неудобное для Вас время? В Вашей семье часто родные делят пульт от телевизора? Ребенок просит посмотреть мультфильмы для детей, когда Вы заняты, а на каналах нет хороших мультфильмов? И, в конце концов, Вы просто хотите расслабиться после трудового дня на диване в домашней одежде за просмотром интересного фильма или сериала?

Для этого лучше всего иметь всегда в закладках любимый сайт, который станет для Вас лучшим другом и помощником. «А как же выбрать такой сайт, когда их так много?» - спросите Вы. Лучшим выбором для Вас будет именно наш видео сайт

Почему именно наш ресурс? Потому что он объединяет в себе множество положительных особенностей, которые делают его универсальным, удобным и простым. Вот список основных преимуществ ресурса.

    Бесплатный доступ. Многие сайты просят клиентов покупать подписку, чем наш портал не занимается, так как считает, что у людей должен быть свободный доступ в сети интернет ко всему. Мы не берем с наших зрителей плату за просмотр!

    Не нужно никакой регистрации и СМС на сомнительные номера телефонов. Мы не собираем конфиденциальную информацию о наших пользователях. Каждый имеет право на анонимность в интернете, что мы и поддерживаем.

    Отличное качество видео. Мы загружаем материалы исключительно в HD формате, что, безусловно, способно порадовать любимых пользователей. Ведь гораздо приятнее смотреть хороший фильм с качественной картинкой, чем с изображением низкого качества.

    Огромный выбор. Здесь Вы найдете видео на любой вкус. Даже самому заядлому киноману всегда найдется, что посмотреть у нас. Для детей есть мультфильмы в хорошем качестве, познавательные программы о животных и природе. Мужчины найдут для себя интересными каналы о новостях, спорте, автомобилях, а также о науке и технике. А для наших любимых женщин мы подобрали канала о моде и стиле, о знаменитостях, ну и конечно музыкальные клипы. Устроив вечер в кругу семьи, или с друзьями Вы сможете подобрать веселую семейную комедию. Влюбленная пара понежиться за просмотром любовной мелодрамы. После рабочего дня расслабиться помогает захватывающий сериал или детектив. Фильмы в HD формате нового времени и прошлых лет представлены на абсолютно любой вкус и могут удовлетворить потребности любого зрителя.

    Возможность скачивать видео. Абсолютно любой материал на сайте можно скачать к себе на компьютер или флешку. Если вдруг Вы соберетесь на дачу с ноутбуком, где нет интернета, или захотите посмотреть фильм на большом экране телевизора, то Вы всегда можете заранее скачать, а после посмотреть в нужный момент. При этом Вам не придется ждать своей очереди, чтобы скачать видео, как это бывает на торрентах или других похожих сайтах.

    Безопасность. Мы следим за чистотой контента, каждый файл перед закачкой проверяется. Поэтому на нашем сайте нет никаких вирусов и шпионских программ, и мы тщательно следим за этим.

    Новинки. Регулярно мы обновляем и добавляем на портал новые мультфильмы, сериалы, ТВ-шоу, музыкальные клипы, новости, обзоры, мультсериалы и т.д. и всё это Вы можете посмотреть совершенно бесплатно, без регистрации и смс. Мы стараемся для Вас, для наших любимых посетителей.

    Онлайн-просмотр. На нашем сайте не обязательно предварительно скачивать фильм, чтобы его посмотреть, достаточно просто включить и наслаждаться просмотром. Благодаря профессиональной настройке не будет никаких торможений, и ничто не сможет Вам помешать посмотреть интересный фильм.

    Закладка. На сайте можно нажатием одной кнопки со звездочкой отравить видео в закладки и вернуться к нему позже. У каждого, наверняка бывало, что увидел на сайте интересное видео, которое хочешь посмотреть, но прямо сейчас нет возможности. Данная кнопка поможет Вам в этом и, освободившись, Вы с легкостью сможете посмотреть, то что хотели.

    Удобный интерфейс. Поиск нужного видео не займет у Вас много времени, так как сайт лучшим образом адаптирован для пользователей, и всё интуитивно понятно. Даже ребенок сможет разобраться и включить для себя мультфильм или какую-нибудь программу о животных, природе.

Кино как искусство появилось сравнительно недавно, но уже успело тесно переплестись с нашей жизнью. Множество людей из-за спешки нашего времени уже годами не ходили в театр, в галерею или музеи. Однако трудно себе представить человека, который не смотрел сериал или фильм хотя бы месяц. Киноискусство является синтезом театра, музыки, изобразительного искусства и литературы. Таким образом, оно дает даже самому занятому человеку, у которого нет времени ходить по театрам и галереям, быть ближе к искусству и духовно совершенствоваться.

Также кино заняло сферу и общедоступного развлечения. Просмотр комедий, боевиков, вестернов и т.д. отлично вписывается в какой-нибудь вечер в кругу семьи. Ужастики отлично щекочут нервы даже самого бесстрашного человека. Мультфильмы обожают дети, а некоторые можно смотреть и всей семьей. Познавательные видео помогают расширить знания, посмотреть на мир шире и удовлетворить собственное природное любопытство.

Человек в двадцать первом веке уже не может представить свою жизнь без технологий будущего, кажется, в будущем машины, роботы и техника смогуд заменить человека, а точнее выполнение многих автоматических работ, по этому каждый хочет смотреть какие технологии будут в будущем. На сайте Вам и не нужно откладывать просмотр, просто добавьте видео в закладки и в любой момент можете к нему вернутся и отлично провести время за просмотром качественного видео.

Не отказывайте себе в удовольствии, начните смотреть уже прямо сейчас! Знакомьтесь с обновлениями, с новинками, выбирайте то, что хотели бы посмотреть позже. Порадуйте себя и близких интересными фильмами в хорошем качестве!

Аллах создал Своих рабов из числа людей мужчинами и женщинами. Он разделил их на расы, народности и племена, чтобы они знакомились, дружили. Всевышний потребовал от людей жить и относиться друг к другу, как братья. И так, чтобы не притеснял сильный слабого, старший младшего, обладающий властью не обладающего ею. Создатель запретил рабам своим посягать на жизнь, честь, права и имущество друг друга.

«Бойтесь притеснения, поистине оно обернется мраком в Судный день и остерегайтесь скупости, поистине скупость погубила тех, кто были до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного» (Муслим). Для притеснителя его деяния обернутся мраком, в то время, когда верующие рабы Аллаха в Судный день будут идти, озаряя себе путь светом своих благих деяний и будучи окруженными им. Притеснители же будут окутаны мраком, не видя ничего вокруг себя, кроме ужаса и страха, и таким образом будут брошены в пламя Ада.

Всевышний говорит в Коране (смысл): «И не считай (о, Мухаммад), будто не ведает Аллах о том, чем заняты притеснители. Дает он только отсрочку им до того дня (т.е. до Судного дня), когда люди будут возводить взоры от страха того, что они увидели» (сура «Ибрахим», аят 42).

То есть, наказание, уготованное для них, будет настолько сильным, что они не смогут отвести и сомкнуть глаз.

Притеснения могут быть различными. И самым большим из них является то, которым человек наносит вред самому себе, совершая грехи.

«Нет более нечестивого и несправедливого к истине и к себе, чем человек, которому дали понятия Корана, т. е. веры в Аллаха, но он отвращается от веры. Мы воздадим нечестивым грешникам возмездием!» (сура «ас-Саджда», аят 22).

«Мы подвергли много селений, жители которых ослушивались повелений своего Господа и Его посланников, суровой расплате. Мы сочли все их деяния полностью и целиком, чтобы рассчитаться с ними за них на этом свете. Мы подвергли их мучительному наказанию» (сура «ат-Талак», аят 8).

Но Аллах не торопится наказывать рабов Своих и дает им время, чтобы они покаялись. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине Аллах оставляет притеснителя до тех пор, пока не накажет его. Наказания же он не избегнет» .

Всевышний также сказал (смысл): «Мучительное наказание, о, Пророк, постигшее народ Нуха, адитов, самудян и других, такое же суровое наказание, которое Всевышний посылает, когда Он направляет неправедным, неверным и нечестивым из обитателей селений. Поистине наказание Аллаха сильно и мучительно!» (сура «Худ», аят 102).

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму). Посмотрите, разве не зульму то, что родители не обучают своих детей Исламу, разве не зульму то, что люди вовремя не платят или не доплачивают, а то и вовсе не расплачиваются со своими рабочими?

Среди людей увеличились такие негативные явления, как произвол, несправедливость, угнетение, бесчестие и насилие. Для многих слово «справедливость» перестало иметь значение.

Зульму происходит повсеместно. В некоторых школах и учреждениях женщинам запрещают ношение исламской одежды и грозят увольнением.

Зульму – это убийство и наказание невиновных, воровство, посягание на честь, кровь и имущество других людей. Многие молодые люди не считают для себя зазорным ударить более слабого, обидеть и накричать на старших, тем самым обидев и унизив их.

Одним из распространенных сегодня видов зульму является захват чужой земли. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто захватит землю притеснением размером в пядь, в Судный день на него оденут ожерелье из семи земель» (от ибн Умара хадис привели Бухари, Муслим, Ахмад).

Аллах угрожает наказанием не только тому, кто приближается к угнетению и притеснению, Он запрещает даже приближаться к тем, кто совершает зульму, а также остерегает нас от отказа в помощи угнетенному.

Притеснение – это нарушение тех границ, которые определил Всевышний. Сегодня мы живем в то время, когда сплошь и рядом происходят угнетения (зульму).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в другом хадисе говорит: «Кто будет ходить с притеснителем, чтобы помочь ему, зная, что он притеснитель, тот покинул Ислам» (Ахмад, Табарани).

Аллах в Хадис уль кудси говорит: «Клянусь Моим могуществом и величием, Я обязательно отомщу притеснителю в скором времени и позже, и Я обязательно отомщу тому, кто видел притесненного и не помог ему, в то время как мог помочь» (Ахмад).

В другом хадисе говорится: «Проклял Аллах того, кто увидел угнетенного и не помог ему» (Дайлами).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто будет виноват в притеснении относительно чести мусульманина или чего-то другого, то ему необходимо попросить прощения у угнетенного в тот же день до наступления того Дня, когда люди не смогут расплатиться деньгами, а если же он не попросит у него прощения, то в Судный день у него будут отняты хорошие поступки столько, сколько он совершал притеснение. А если же у него не будет хороших поступков, то грехи пострадавшего будут отданы ему» (Бухари).

То есть, он должен попросить прощения и восстановить нарушенные права.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим асхабам: «Знаете ли вы, кто настоящий банкрот?» Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закат, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад» .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Непременно все права в Судный День будут восстановлены, и даже рогатая овца возместит нерогатой» (Муслим и Тирмизи от абу Хурайра). Обо всем этом нужно хорошо помнить, дабы не оказаться в числе притеснителей. И в то же время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих хадисов дает нам право постоять за наши права, если на них посягают путем угнетения и притеснения. В достоверном хадисе, приведенном от Муслима, говорится: «Один человек пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и спросил: «Как ты думаешь, что мне делать, если ко мне придет человек, который хочет забрать мое имущество?». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты не давай ему свое имущество». Он спросил: «А если он будет сражаться со мной?», - «Тогда и ты сражайся с ним», - сказал Пророк. «А если он убьет меня?». Он сказал: «Тогда ты шахид». «А если я его убью?», - спросил человек. «Тогда он окажется в Аду», - ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» .

Также необходимо оказывать помощь не только тем из наших братьев, которых угнетают, но и тем, кто угнетает. Мы это понимаем из следующего хадиса: «Помоги своему брату, будь он притеснитель или притесненный». Один человек сказал: «Я помогу моему брату, если его будут притеснять, но как же я буду помогать угнетателю?». Пророк Мухаммад сказал: «Ты запретишь ему притеснять кого-то и тем самым поможешь ему» (Бухари).

В то же время отсутствие помощи притесненным грозит всеобщим бедствием.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине люди в то время, когда видят притеснителя и не препятствуют ему, то возможно Аллах объемлет их всех наказанием». «Когда ты увидишь, что моя умма не говорит притеснителю среди них: - ты притеснитель, то покинь их» (Тирмизи).

Посмотрите, как поступил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с притеснителем, которым оказался Абу Джахль, когда он не заплатил за товар. Как-то Абу Джахль купил у Араши верблюда и стал тянуть с деньгами, и он пришел в место, где сидели многобожники, и обратился к ним за помощью, чтобы получить свои деньги. Они же захотели поиздеваться над ним и над Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: «Тебе следует обратиться к Мухаммаду ибн Абдуллаху (да благословит его Аллах и приветствует), он единственный, кто может помочь тебе». Язычники сидели в ожидании схватки между ними. И им не терпелось увидеть победу Абу Джахля. Этот человек пошел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пожаловался на Абу Джахля. Пророк (мир ему и благословение) пошел вместе с ним, несмотря на то, что враждовал с Абу Джахлем, и постучался в его двери. Абу Джахль закричал от злости: «Кто стучит?». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил, что это Мухаммад. Абу Джахль, услышав это, вышел из себя и полный ярости и гнева, изменившись в лице, вышел к нему. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал ему: «Возмести ему его права». И Абу Джахль не стал перечить ему, а, наоборот, вежливо сказал тому человеку: «Постой здесь, пока я не отдам тебе твой долг». Курайшиты были удивлены этим и сказали Абу Джахлю: «Горе тебе, о, Абу Джахль, мы не видели, чтобы ты делал когда-либо подобное». Абу Джахль сказал: «Горе вам, клянусь Аллахом, когда они постучались ко мне, я услышал голос, переполнивший меня страхом».

Из этого хадиса становится ясно, что тому, кто станет на защиту притесненного, Аллах непременно поможет и укрепит его ноги в Судный День на мосту Сират. Однажды пророк Дауд (мир ему) воззвал к Аллаху: «О, мой Господь! Какие рабы более любимы Тебе?» . Аллах сказал: «Наилюбимые для Меня те рабы, у которых богобоязненное сердце, чистые руки, которые не причиняют вреда никому, не сплетничают и, даже если сдвинутся горы, они не сдвинутся, они любят Меня и любят тех, кто любит Меня и делают так, чтобы рабы мои полюбили Меня» . Пророк Дауд (мир ему) спросил: «Как возможно сделать так, чтобы рабы полюбили Тебя?» . Аллах сказал: «Он будет напоминать им о Моих милостях и щедротах. О, Дауд! Нет такого раба, который помогает угнетенному, кроме как Я укреплю его ноги на мосту Сират в тот день, когда стопы других будут соскальзывать» .

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет такого мусульманина, который не оставил бы без помощи другого мусульманина в том месте, где унижают его честь и достоинство, кроме как оставит его Аллах без помощи там, где он будет нуждаться в ней» .

Табарани приводит хадис от ибн Масуда, в котором говорится: «Не притесняйте никого, а иначе вы будете взывать к Аллаху и не будет вам отвечено, будете просить дождя и вы не получите его, будете взывать о помощи и вам не помогут» .

К тому же надо опасаться от обращения к Аллаху (дуа) притесненного, так как между его мольбой и Аллахом нет никаких преград, поскольку Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь мольбы притесненного, поскольку нет между ней и Аллахом никаких преград» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Насаи).

Мьянма вновь оказалась в центре внимания мировой прессы: 1 июля толпа буддистов сожгла мечеть в деревне Хпакант, штат Качин. Нападавших вывел из себя тот факт, что мусульманское молитвенное сооружение построено слишком близко к буддистскому храму. За неделю до этого аналогичный инцидент случился в провинции Пегу (Баго). Там тоже была разрушена мечеть, а также избит местный житель — мусульманин.

  • Reuters

Такие происшествия — не редкость в современной Мьянме. Это государство Юго-Восточной Азии граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш с населением 170 млн человек мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением 55 млн человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан), исторической для мьянманцев земле, колыбели бирманской нации. Обосновались, но не ассимилировались.

Мигранты с корнями

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, — поясняет в беседе с RT живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. — С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

С бенгальцами рохинджа — совсем другая история. Официально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. «После того как к власти пришла Национальная лига за демократию во главе с нобелевским лауреатом Аун Сан Су Чжи, официальная формулировка была скорректирована. Перестали говорить «бенгальцы», стали говорить «мусульмане, проживающие в араканской области», — рассказывает RT доцент МГИМО, специалист по Мьянме Ксения Ефремова. — Но проблема в том, что сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют».

  • Reuters

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, — рассказывает Пётр Козьма. — Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость — в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», — заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

  • Reuters

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане — одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма — это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — добавляет Пётр Козьма. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

  • Reuters

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», — говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки — за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе — что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», — заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков.