Анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения. Особенности наркотизации населения в современной России К основным характеристикам наркотизации общества не относится

1. Наркотизация - одна из важнейших социальных проблем

Наркотизация общества - одна из самых острых проблем не только российского, но и мирового сообщества. Ее проблема требует комплексного рассмотрения, при котором должны учитываться все механизмы: социальные, биологические, культурные. Безусловно, новым в исследованиях проблем наркомании является ее рассмотрение как формы девиантного поведения, обусловливающего специфический образ жизни наркомана. К сожалению, сама наркомания становится элементом современного образа жизни в нашей стране.

В последнее десятилетие наркотическая ситуация в России резко обострилась из-за серьезных изменений в причинно-следственных связях, характерных для процесса наркотизации. Известно, что статистика МВД России, Минздрава РФ, других министерств и ведомств не отражает реального положения вещей, когда дело касается такого латентного явления, как наркомания. По данным Минздрава, на конец 1999 года на медицинском учете состояло 300 тысяч наркоманов. По нормам ВОЗ, на учет становится в среднем каждый 50-й наркоман. По тем же данным, если доля наркоманов в структуре населения составляет от 7 процентов и более, то в этой стране происходят необратимые процессы дегенерации населения, разложения всех социальных структур. Наркокультура начинает воспроизводиться в ее собственных рамках. По расчетам специалистов, количество наркоманов в России перешло 7 процентов и составляет более 10 миллионов человек.

Методика изучения особенностей распространения наркомании в России, основанная на результатах государственной статистики, позволила выявить очаги распространения наркомании и токсикомании и показать своеобразие ситуации в отдельных регионах. В России насчитывается 24 региона повышенной наркотической опасности, где соответствующие показатели превышают средние по стране (показатель заболеваемости - 19,2 на 100 тысяч населения). Самые высокие показатели отмечены в Томской области (80,1), Тюменской (61), Иркутской (58,9), в Республике Тува (50,9), а также в Краснодарском, Приморском краях и Калининграде. Рост показателя распространенности наркомании характерен как для городского, так и для сельского населения, но в городах проблема наркомании проявляется острее, чем на селе. За последние пять лет показатель заболеваемости наркоманией увеличился в городе в 6,7 раза, а на селе - в 3,4 раза. Наркотики имеют сегодня свои устоявшиеся каналы распространения, отличные от тех, что были в прошлом. Причина - в изменившихся мотивах потребления и большей открытости между странами. Главный мотив сегодня - поиск эйфории, характер которой определяется культурно-социальными факторами.

Современное общество крайне заинтересовано в поиске оптимальных и интенсивных форм эффективного преодоления наркомании. Наркотизация населения ставит под угрозу осуществление национальных проектов в различных сферах - в здравоохранении, социальной, молодежной, демографической областях, в целом, национальную безопасность страны. Кроме того, наркотизация представляется не только опасной с социальной точки зрения, как фактор маргинализации отдельных групп и категорий граждан, но и как одна из ведущих причин общеуголовной преступности.

Выявлен новый источник пополнения числа наркоманов - маргинальные слои современного российского общества. Одной из наиболее распространенных характеристик родительских семей потребителей наркотиков до 1992 года был низкий материальный и образовательный уровень родителей. В настоящее время среди наркопотребителей значительна доля подростков, имеющих родителей с незаконченным и законченным высшим образованием, их наркотизация обуслоапена не столько собственной неадаптированностью, сколько социальной дезадаптацией родителей. К наркотикам приобщаются как дети родителей, потерявших свой социальный статус (имеющих высшее образование и не имеющих работы и, соответственно, заработка), так и равно дети родителей, приобретших принципиально новый социальный статус (уровень образования низкий, материальная обеспеченность высокая). Таким образом, важный фактор включения в наркопотребление - принадлежность к маргинальным слоям общества. Но к наркотикам проявляют склонность не столько сами маргиналы, сколько их дети. Особенности современных социально-экономических процессов в России способствуют интенсивному развитию маргинальности и, соответственно, повышению наркотизации.

С 1996 года возникла новая ситуация в распространении наркомании: эпидемическое ВИЧ-инфицирование потребителей наркотиков через иглы, шприцы и зараженные растворы наркотических средств, а через них инфицирование и здоровой части населения (на 90 процентов это лица, вводящие внутривенно кустарно изготовленные наркотики).

Социальная опасность наркотизации заключается еще и в том, что происходит снижение возрастной границы начала наркотизации до одиннадцати - тринадцати лет, в то же время первое знакомство с препаратами бытовой химии отмечается в семь - девять лет. То обстоятельство, что у подростков социализация проходит в группе сверстников, часто оказывается решающим фактором при распространении информации, моды, норм поведения, способов самоутверждения. У детей и подростков ведущим, в отличии от взрослых, является групповой мотив- следование образу действий группы, подчинение моде. Следовательно, групповая зависимость и взаимовлияние являются одной из существенных причин распространения интереса к наркотикам.

Еще одной тенденцией является изменение схемы распространения наркотиков. Ранее наркотики были сосредоточены в низших социальных слоях. В настоящее время процесс наркотизации идет от более обеспеченных к менее обеспеченным. Это обостряет криминальную ситуацию и приводит к повышению социальной опасности. В наркотизацию вовлечена молодежь всех социальных слоев. Среди подростков формируется субкультура предпочтения наркотиков традиционному потреблению алкоголя. Опасность наркотиков для здоровья молодого поколения нужно рассматривать в двух аспектах: последствия как разового (иногда случайного), так и систематического их приема.

Первый, как ни покажется неожиданным, представляет более серьезную проблему. Пробующих наркотик гораздо больше, чем вторых, но из-за них увеличивается риск опасных последствий первичной наркотизации. Некоторые погибают, не успев стать наркоманами, иногда при первых инъекциях. Трагедия этих эпизодов заключается в том, что умирают не наркоманы, а молодые здоровые люди из-за передозировок.

Употребление дорогостоящих для подростков наркотических веществ свидетельствует об их вовлеченности в криминальные структуры.

Злоупотребление психоактивными веществами вносит свой вклад в распространение половых извращений в обществе. Этот ущерб еще по-настоящему не оценен, как не оценено и влияние потребления наркотиков на рост криминала. Из рассказов большинства опрошенных -любителей подвальных и чердачных компаний - следует, что, например, утрата социальных связей и отсутствие источников заработка превращает некоторых потребителей наркотиков в пассивных гомосексуалистов ради заработка на наркотик.

Взаимосвязь преступности и наркомании. Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в среднем по стране ежегодно увеличивается в два раза практически по всей совокупности деяний, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. Рост регистрируемой преступности не дает представления о всем массиве преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков. Подавляющее большинство их остается латентными, в статистике отражаются только каждое третье преступное деяние и каждое седьмое из деяний, совершаемых с целью сбыта.

По данным наших исследований, наметилась тенденция изменения соотношения числа осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и числа осужденных за другие преступления. Среди преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, высока доля лиц, совершающих групповые преступления. Рецидив преступности среди наркоманов значительно превышает уровень общей рецидивной преступности. Наркоманы-рецидивисты - одна из самых молодых возрастных групп. Неоднократная судимость чаще всего связана с наркоманической преступностью, в первую очередь - со сбытом наркотиков. Установлено, что один сбытчик обслуживает 18-20 потребителей. С другой стороны, известен прозелитизм наркоманов. Каждый наркоман, по оценочным данным, «заражает» шесть-десять человек. Большинство потребителей наркотиков в той или иной форме совершают противоправные действия в сфере незаконного оборота наркотиков.

Наркоманы, имеющие судимость за незаконные действия с наркотиками, имеют более высокий образовательный уровень, чем среднестатистические преступники. Доля лиц, имеющих среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование вдвое больше, чем в группе с судимостью за другие преступления.

С учетом латентности незаконного оборота наркотиков прогноз этого вида преступности неблагоприятен: незаконный оборот наркотиков будет увеличиваться. Главное его последствие - рост наркотизации.

Показателем роста наркотизации общества является увеличение доли женщин - потребителей наркотиков. Уровень заболеваемости женщин, превышающий средний, зафиксирован в 23 регионах России. Доля женщин-наркоманок колеблется от 12 до 30 процентов. В конце 1980-х годов этот показатель колебался от 2 до 7 процентов. Соотношение между женщинами и мужчинами - 1:7. Резко увеличилось число женщин, которым впервые поставлен диагноз «наркомания». Отмечается рост женской преступности, связанной с потреблением наркотиков, преобладают тяжелые формы наркомании с выраженными медицинскими и социальными последствиями. Наркомания распространена в большей степени среди молодых женщин до тридцати лет. По многим характеристикам к этой группе примыкают и женщины от тридцати до сорока пяти лет.

В основе наркотизации женщин лежит деформация патологического и социального характера, причиной и следствием которой является обесценивание жизни. Выявлено своеобразие причин приобщения женщин к наркотикам.

Во многих случаях потребление наркотиков женщинами является средством адаптации к условиям жизни. Своеобразным вариантом адаптации можно считать добровольное включение женщин в потребление наркотиков для сохранения интимных отношений с партнером-наркоманом. В связи с ростом женской наркотизации обостряется и проблема потомства наркоманов. Будущее детей обернется их психическим нездоровьем. Социальными последствиями рождения и воспитания таких детей будет снижение интеллектуального, нравственного и экономического потенциала общества, которое приведет, в свою очередь, к новым демографическим проблемам.

Особенностью наркотизации российского населения в последние годы является увеличение доли женщин среднего и старшего возрастов - потребителей наркотических и наркогенных веществ. Одна из причин увлечения транквилизаторами и снотворными получила широкое распространение в тех группах, которые в общественном мнении не имеют ничего общего с наркоманией.

Проблема наркотизации в старших возрастных группах в настоящее время не менее актуальна, чем в молодежных, и требует пристального внимания исследователей.

Пенсионеры-наркоманы. Безусловно, новой и тревожной тенденцией является наркотизация в возрасте «обратного развития» (послепенсионный возраст), проявляющаяся чаще среди женщин. Она обычно проходит в одиночестве, является вторичной по отношению к уже имеющимся возрастным расстройствам и связанным с ними социальным проблемам. Основной мотив наркотизации в этом случае - потребность улучшить свое психическое состояние, снять неприятные ощущения, связанные с ухудшением здоровья. Начало наркотизации мужчин и женщин - медленно развивающийся процесс, в дальнейшем включающий в себя применение нелегальных средств (психоделики, стимуляторы), приобретаемых на черном рынке.

Аддиктивное поведение людей, определяемое как стремление к уходу от реальности, - проблема новая и очень серьезная. В связи с неуверенностью в завтрашнем дне многие будут стремиться изменить свое положение путем трансформации психического состояния, стараясь помочь себе искусственно, применяя лекарственные препараты. Так как количество наркотизируемых определенно будет расти, то становится особенно важной профилактическая работа, целью которой должно стать оказание социально-психологической помощи всем половозрастным группам.

Обнаружена непосредственная связь между вовлечением в наркоманию и приобретением принципиально нового для нашего общества социального статуса - работа в коммерческой сфере в качестве наемного лица или частного собственника. В настоящее время в группе повышенного риска находится та часть нашего общества, с которой оно связывает надежды на реформирование страны.

Таким образом, современная наркоситуация характеризуется бурным ростом числа потребителей, расширением географии детской наркомании, изменением структуры потребления наркотиков (переход на так называемые тяжелые наркотики), сохранением высокой доли потребления различных синтетических веществ, активным процессом незаконного оборота наркотиков.

Особенностью ситуации является нарастающая динамика распространения наркотизации молодежи, придающая наркотикам статус социально-культурологического явления с особой формой субкультуры. В каждом регионе формируется своя наркотическая субкультура, доминирует своя технология приготовления и потребления наркотиков.

Виды социальных проблем и их место в социальной работе

В РФ около 13 млн. человек являются инвалидами, многие из них утратили трудоспособность и оказались в условиях социальной изоляции. Велико и число людей, временно утративших трудоспособность в результате физических и психических заболеваний...

Демографические проблемы развитых стран

На современном этапе миграционные процессы, находясь под влиянием глобализации, значительно изменились, приобрели новые характерные черты, усилили свое влияние на политическую, социально-экономическую и духовные сферы жизни общества...

Особенности демографических проблем в современном мире

Работа общественных объединений и благотворительных организаций на территории Кировской области

Благотворительные организации оказывают значительную помощь государственным структурам, беря на себя часть функций государства. Они оказывают финансовую помощь и являются источником средств для реализации социальных проблем...

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей)...

Работа социального работника с неблагополучной семьей

Нестабильность семейной жизни появляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью зачастую прибегают к нелегальным...

Социальные проблемы молодежи

Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом. Социальная проблема -- это сложная познавательная задача...

Социальные проблемы молодых семей в современном обществе

Большинство россиян живут в семьях, общее их число более 40 млн. Массовая семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Неполные семьи без супружеской пары составляют около 19%. Это чаще всего сольная семья матери с детьми...

Соціальне сирітство в Україні: стан та перспективи подолання

Поняття соціального сирітства. Гостра соціальна криза, яка охопила країну на початку 90-х років минулого століття, відобразилась не тільки на матеріальному добробуті, але й на моральному здоровї сімї...

Технологии социальной работы с женщинами

Технология социальной работы с семьей

Поскольку жизнедеятельность семьи определяется закономерностями развития общества, то, как социальный институт, она прошла длительный путь развития и адаптации к самым различным условиям...

Введение

Наркотизация - одна из самых острых проблем современного общества, об этом свидетельствуют данные статистики. Число наркоманов в России, по разным оценкам, составляет от 3 до 8 млн. человек. Такие данные привел начальник управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств (ФСКН) России Б. Целинский.

Последствия наркотизации общества разрушительны. Наркотики способны взорвать фундаментальные основы безопасности человека, общества и государства, разрушить национальный генофонд (основными фактором сверхсмертности россиян является высокий уровень потребления алкоголя, табака и наркотиков), нравственные, социальные, политические, экономические устои, стать причиной техногенных аварий и катастроф, военных конфликтов. Следовательно, наркомания проблема всего мирового сообщества.

Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 4 основных направления, 4 группы факторов наркотизации; социологические, включающие влияние общества и семьи, биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике, и культурологические аспекты наркотизма, т. к. влияние определенной культурной традиции употребления наркотиков позволяет объяснить мотивы, не поддающиеся объяснению тремя перечисленными факторами.

Цель - рассмотреть наркотизацию как социальную проблему, выявить социальные и психологические причины ее столь масштабного распространения

1. Рассмотреть наркотизацию как острую социальную проблему

2. Среди факторов, которые служат причиной наркотизации общества отдельно рассмотреть социальные и психологические аспекты.

3. Среди социальных причин наркотизации рассмотреть семью, как определяющий фактор.

Наркотизация - одна из важнейших социальных проблем

Наркотизация общества - одна из самых острых проблем не только российского, но и мирового сообщества. Ее проблема требует комплексного рассмотрения, при котором должны учитываться все механизмы: социальные, биологические, культурные. Безусловно, новым в исследованиях проблем наркомании является ее рассмотрение как формы девиантного поведения, обусловливающего специфический образ жизни наркомана. К сожалению, сама наркомания становится элементом современного образа жизни в нашей стране.

В последнее десятилетие наркотическая ситуация в России резко обострилась из-за серьезных изменений в причинно-следственных связях, характерных для процесса наркотизации. Известно, что статистика МВД России, Минздрава РФ, других министерств и ведомств не отражает реального положения вещей, когда дело касается такого латентного явления, как наркомания. По данным Минздрава, на конец 1999 года на медицинском учете состояло 300 тысяч наркоманов. По нормам ВОЗ, на учет становится в среднем каждый 50-й наркоман. По тем же данным, если доля наркоманов в структуре населения составляет от 7 процентов и более, то в этой стране происходят необратимые процессы дегенерации населения, разложения всех социальных структур. Наркокультура начинает воспроизводиться в ее собственных рамках. По расчетам специалистов, количество наркоманов в России перешло 7 процентов и составляет более 10 миллионов человек.

Методика изучения особенностей распространения наркомании в России, основанная на результатах государственной статистики, позволила выявить очаги распространения наркомании и токсикомании и показать своеобразие ситуации в отдельных регионах. В России насчитывается 24 региона повышенной наркотической опасности, где соответствующие показатели превышают средние по стране (показатель заболеваемости - 19,2 на 100 тысяч населения). Самые высокие показатели отмечены в Томской области (80,1), Тюменской (61), Иркутской (58,9), в Республике Тува (50,9), а также в Краснодарском, Приморском краях и Калининграде. Рост показателя распространенности наркомании характерен как для городского, так и для сельского населения, но в городах проблема наркомании проявляется острее, чем на селе. За последние пять лет показатель заболеваемости наркоманией увеличился в городе в 6,7 раза, а на селе - в 3,4 раза. Наркотики имеют сегодня свои устоявшиеся каналы распространения, отличные от тех, что были в прошлом. Причина - в изменившихся мотивах потребления и большей открытости между странами. Главный мотив сегодня - поиск эйфории, характер которой определяется культурно-социальными факторами.

Современное общество крайне заинтересовано в поиске оптимальных и интенсивных форм эффективного преодоления наркомании. Наркотизация населения ставит под угрозу осуществление национальных проектов в различных сферах - в здравоохранении, социальной, молодежной, демографической областях, в целом, национальную безопасность страны. Кроме того, наркотизация представляется не только опасной с социальной точки зрения, как фактор маргинализации отдельных групп и категорий граждан, но и как одна из ведущих причин общеуголовной преступности.

Выявлен новый источник пополнения числа наркоманов - маргинальные слои современного российского общества. Одной из наиболее распространенных характеристик родительских семей потребителей наркотиков до 1992 года был низкий материальный и образовательный уровень родителей. В настоящее время среди наркопотребителей значительна доля подростков, имеющих родителей с незаконченным и законченным высшим образованием, их наркотизация обуслоапена не столько собственной неадаптированностью, сколько социальной дезадаптацией родителей. К наркотикам приобщаются как дети родителей, потерявших свой социальный статус (имеющих высшее образование и не имеющих работы и, соответственно, заработка), так и равно дети родителей, приобретших принципиально новый социальный статус (уровень образования низкий, материальная обеспеченность высокая). Таким образом, важный фактор включения в наркопотребление - принадлежность к маргинальным слоям общества. Но к наркотикам проявляют склонность не столько сами маргиналы, сколько их дети. Особенности современных социально-экономических процессов в России способствуют интенсивному развитию маргинальности и, соответственно, повышению наркотизации.

С 1996 года возникла новая ситуация в распространении наркомании: эпидемическое ВИЧ-инфицирование потребителей наркотиков через иглы, шприцы и зараженные растворы наркотических средств, а через них инфицирование и здоровой части населения (на 90 процентов это лица, вводящие внутривенно кустарно изготовленные наркотики).

Социальная опасность наркотизации заключается еще и в том, что происходит снижение возрастной границы начала наркотизации до одиннадцати - тринадцати лет, в то же время первое знакомство с препаратами бытовой химии отмечается в семь - девять лет. То обстоятельство, что у подростков социализация проходит в группе сверстников, часто оказывается решающим фактором при распространении информации, моды, норм поведения, способов самоутверждения. У детей и подростков ведущим, в отличии от взрослых, является групповой мотив- следование образу действий группы, подчинение моде. Следовательно, групповая зависимость и взаимовлияние являются одной из существенных причин распространения интереса к наркотикам.

Еще одной тенденцией является изменение схемы распространения наркотиков. Ранее наркотики были сосредоточены в низших социальных слоях. В настоящее время процесс наркотизации идет от более обеспеченных к менее обеспеченным. Это обостряет криминальную ситуацию и приводит к повышению социальной опасности. В наркотизацию вовлечена молодежь всех социальных слоев. Среди подростков формируется субкультура предпочтения наркотиков традиционному потреблению алкоголя. Опасность наркотиков для здоровья молодого поколения нужно рассматривать в двух аспектах: последствия как разового (иногда случайного), так и систематического их приема.

Первый, как ни покажется неожиданным, представляет более серьезную проблему. Пробующих наркотик гораздо больше, чем вторых, но из-за них увеличивается риск опасных последствий первичной наркотизации. Некоторые погибают, не успев стать наркоманами, иногда при первых инъекциях. Трагедия этих эпизодов заключается в том, что умирают не наркоманы, а молодые здоровые люди из-за передозировок.

Употребление дорогостоящих для подростков наркотических веществ свидетельствует об их вовлеченности в криминальные структуры.

Злоупотребление психоактивными веществами вносит свой вклад в распространение половых извращений в обществе. Этот ущерб еще по-настоящему не оценен, как не оценено и влияние потребления наркотиков на рост криминала. Из рассказов большинства опрошенных -любителей подвальных и чердачных компаний - следует, что, например, утрата социальных связей и отсутствие источников заработка превращает некоторых потребителей наркотиков в пассивных гомосексуалистов ради заработка на наркотик.

Взаимосвязь преступности и наркомании. Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в среднем по стране ежегодно увеличивается в два раза практически по всей совокупности деяний, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. Рост регистрируемой преступности не дает представления о всем массиве преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков. Подавляющее большинство их остается латентными, в статистике отражаются только каждое третье преступное деяние и каждое седьмое из деяний, совершаемых с целью сбыта.

По данным наших исследований, наметилась тенденция изменения соотношения числа осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и числа осужденных за другие преступления. Среди преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, высока доля лиц, совершающих групповые преступления. Рецидив преступности среди наркоманов значительно превышает уровень общей рецидивной преступности. Наркоманы-рецидивисты - одна из самых молодых возрастных групп. Неоднократная судимость чаще всего связана с наркоманической преступностью, в первую очередь - со сбытом наркотиков. Установлено, что один сбытчик обслуживает 18-20 потребителей. С другой стороны, известен прозелитизм наркоманов. Каждый наркоман, по оценочным данным, «заражает» шесть-десять человек. Большинство потребителей наркотиков в той или иной форме совершают противоправные действия в сфере незаконного оборота наркотиков.

Наркоманы, имеющие судимость за незаконные действия с наркотиками, имеют более высокий образовательный уровень, чем среднестатистические преступники. Доля лиц, имеющих среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование вдвое больше, чем в группе с судимостью за другие преступления.

С учетом латентности незаконного оборота наркотиков прогноз этого вида преступности неблагоприятен: незаконный оборот наркотиков будет увеличиваться. Главное его последствие - рост наркотизации.

Показателем роста наркотизации общества является увеличение доли женщин - потребителей наркотиков. Уровень заболеваемости женщин, превышающий средний, зафиксирован в 23 регионах России. Доля женщин-наркоманок колеблется от 12 до 30 процентов. В конце 1980-х годов этот показатель колебался от 2 до 7 процентов. Соотношение между женщинами и мужчинами - 1:7. Резко увеличилось число женщин, которым впервые поставлен диагноз «наркомания». Отмечается рост женской преступности, связанной с потреблением наркотиков, преобладают тяжелые формы наркомании с выраженными медицинскими и социальными последствиями. Наркомания распространена в большей степени среди молодых женщин до тридцати лет. По многим характеристикам к этой группе примыкают и женщины от тридцати до сорока пяти лет.

В основе наркотизации женщин лежит деформация патологического и социального характера, причиной и следствием которой является обесценивание жизни. Выявлено своеобразие причин приобщения женщин к наркотикам.

Во многих случаях потребление наркотиков женщинами является средством адаптации к условиям жизни. Своеобразным вариантом адаптации можно считать добровольное включение женщин в потребление наркотиков для сохранения интимных отношений с партнером-наркоманом. В связи с ростом женской наркотизации обостряется и проблема потомства наркоманов. Будущее детей обернется их психическим нездоровьем. Социальными последствиями рождения и воспитания таких детей будет снижение интеллектуального, нравственного и экономического потенциала общества, которое приведет, в свою очередь, к новым демографическим проблемам.

Особенностью наркотизации российского населения в последние годы является увеличение доли женщин среднего и старшего возрастов - потребителей наркотических и наркогенных веществ. Одна из причин увлечения транквилизаторами и снотворными получила широкое распространение в тех группах, которые в общественном мнении не имеют ничего общего с наркоманией.

Проблема наркотизации в старших возрастных группах в настоящее время не менее актуальна, чем в молодежных, и требует пристального внимания исследователей.

Пенсионеры-наркоманы. Безусловно, новой и тревожной тенденцией является наркотизация в возрасте «обратного развития» (послепенсионный возраст), проявляющаяся чаще среди женщин. Она обычно проходит в одиночестве, является вторичной по отношению к уже имеющимся возрастным расстройствам и связанным с ними социальным проблемам. Основной мотив наркотизации в этом случае - потребность улучшить свое психическое состояние, снять неприятные ощущения, связанные с ухудшением здоровья. Начало наркотизации мужчин и женщин - медленно развивающийся процесс, в дальнейшем включающий в себя применение нелегальных средств (психоделики, стимуляторы), приобретаемых на черном рынке.

Аддиктивное поведение людей, определяемое как стремление к уходу от реальности, - проблема новая и очень серьезная. В связи с неуверенностью в завтрашнем дне многие будут стремиться изменить свое положение путем трансформации психического состояния, стараясь помочь себе искусственно, применяя лекарственные препараты. Так как количество наркотизируемых определенно будет расти, то становится особенно важной профилактическая работа, целью которой должно стать оказание социально-психологической помощи всем половозрастным группам.

Обнаружена непосредственная связь между вовлечением в наркоманию и приобретением принципиально нового для нашего общества социального статуса - работа в коммерческой сфере в качестве наемного лица или частного собственника. В настоящее время в группе повышенного риска находится та часть нашего общества, с которой оно связывает надежды на реформирование страны.

Таким образом, современная наркоситуация характеризуется бурным ростом числа потребителей, расширением географии детской наркомании, изменением структуры потребления наркотиков (переход на так называемые тяжелые наркотики), сохранением высокой доли потребления различных синтетических веществ, активным процессом незаконного оборота наркотиков.

Особенностью ситуации является нарастающая динамика распространения наркотизации молодежи, придающая наркотикам статус социально-культурологического явления с особой формой субкультуры. В каждом регионе формируется своя наркотическая субкультура, доминирует своя технология приготовления и потребления наркотиков.

Социальные болезни – болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя. К социальным болезням относят: наркоманию, алкоголизм, табакокурение, токсикоманию и др.

Рассмотрим лишь небольшую часть социальных болезней.

Наркоманией называется группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции (синдрома отмены) при прекращении их приема . Основными характеристиками наркомании являются приобретенная в результате злоупотребления наркотическим средством измененная реактивность к нему, что выражается в патологическом пристрастии (влечении) к наркотику, измененная восприимчивость, изменение первоначального действия наркотика на организм, возникновение абстинентного синдрома вслед за прекращением употребления наркотического средства. В нашей стране к наркомании относят патологическое пристрастие к веществам, которые согласно списку Постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом СССР (РФ), отнесены к наркотическим средствам.

Термин "наркомания" определяется не столько с клинических позиций, сколько с медико-юридических и социальных и применяется только с учетом болезненных патологических состояний, которые вызываются злоупотреблением соответствующими веществами или лекарственными препаратами. Такое применение этого термина вызвало необходимость введения в терминологию клинического определения злоупотребления соответствующими веществами или лекарственными средствами, не признанными законом наркотическими, дополнительного понятия "токсикомания".

На территории РФ применяется унифицированный термин "наркомания" для обозначения болезненного состояния, вызванного потреблением наркотических средств. Таким образом, к наркомании относятся только те случаи немедицинского потребления вещества или лекарственных средств, которые в установленном порядке отнесены к наркотическим средствам.

С клинической позиции, наркомании и токсикомании патогенетически весьма схожи . Единой платформой для определения наркомании является лишь тот факт, что болезненное состояние возникло в связи с потреблением наркотических веществ или лекарственных средств, а токсикомания развилась как результат потребления лекарственного средства или иного вещества, не отнесенного к наркотическим. В остальном же, клиническая картина той или иной формы наркомании зависит от особенностей наркотического вещества, являющегося предметом злоупотребления. Так, хорошо известно, насколько своеобразно протекает морфинная наркомания в отличие от кокаиновой наркомании. Исходя из этих позиций не случайно для характеристики болезненных состояний, связанных со злоупотреблением наркотическими средствами, используется термин во множественном числе ("наркомании") и в каждом случае, для каждой формы наркомании используется прилагательное, характеризующее тот или иной вид наркомании: морфинная наркомания (морфинизм), кокаиновая наркомания, гашишная и др.

Табакокурение (или просто курение) – вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет. Одна из самых распространенных социальных болезней, иногда приводит к серьезным нарушениям здоровья.

Факторы как социально-экономическое положение, уровень безработицы, уровень заработной платы и доходов населения, инфляция, наличие очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, наличие значительного количества учреждений уголовно-исполнительной системы, феномен «легальных наркотиков», развитие «клубной» молодежной субкультуры, поощряющей потребление наркотиков.

Ситуация с исполнением бюджета Удмуртской Республики положительно сказывается на финансировании антинаркотических и других государственных социальных программ. Следует отметить, что доля расходов республиканского бюджета на приоритетные социальные задачи остается наиболее высокой, что позволяет прогнозировать стабильность социально-экономического положения в республике – основного глобального фактора, обеспечивающего предупреждение наркотизации наименее защищенной части населения республики.

Оптимизм внушает и последовательное экономическое развитие республики.

Рост сельскохозяйственного производства является позитивным фактором развития наркоситуации в Удмуртской Республике. Важно не допустить сокращения обрабатываемых площадей и объемов животноводства, что может способствовать снижению уровня занятости и размера доходов сельчан. В этих условиях культивирование мака для собственного потребления, а чаще всего на продажу, может стать одним из альтернативных источников доходов для сельчан.


Управление процессом профилактики наркотизации предполагает :

  • формирование адекватного отношения населения к наркотизации как негативному социальному явлению, угрожающему безопасности общества;

  • обучение методам противодействия наркотизации;

  • воспитание соответствующих качеств личности.
Выделяют следующие условия эффективности профилактики наркотизации:

  • системность , то есть учет в профилактической деятельности совокупности политических и социальных факторов, определяющих готовность населения к диалогу и непосредственному участию в процессе профилактики наркотизации;

  • парциальность (представление о профилактике наркотизации как о части государственной политики);

  • проблемная адекватность (отражение в содержании профилактики наркотизации реальных проблем общества);

  • когнитивная адекватность (соответствие содержания профилактики наркотизации действующему законодательству в сфере контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ);

  • персонификация (обеспечение прямого, непосредственного участия органов государственного управления в разрешении проблем общества, ставших причинами и поводами развития наркотической ситуации);

  • альтернативная выгода (создание в обществе условий, способствующих участию населения в осуществлении профилактики наркотизации);

  • использование обратных связей , которые служат ведущим фактором формирования системных свойств в управлении профилактикой наркотизации.
Наиболее значимыми факторами процесса профилактики наркотизации являются:

  • Когнитивный (обеспечение формирования у населения целостного представления о государственной политике профилактики наркотизации. Проявляется в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации научных знаний о субъектах и объектах процесса управления. Обеспечивает познание и анализ явлений, возникающих в ходе развития наркотической ситуации).

  • Субординационный (предназначен для использования в процессе профилактики прав и полномочий субъекта издавать нормативно-правовые акты, отдавать распоряжения и требовать их исполнения).

  • Коммуникативный (означает, что процесс профилактики невозможно организовать вне установления различных коммуникативных связей между его участниками на основе постоянного взаимодействия и обмена информацией).

  • Дидактический (включает в себя нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную политику в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ).

  • Формирующий (отражает сферу воспитательной деятельности). Поставив во главу угла создание личности, исповедующей и реализующей закон, государство недооценило фактическое положение дел. Для эффективного осуществления профилактики наркотизации необходимо формирование у населения нравственных качеств, создание условий для проявления гражданами регулируемой социально-правовой активности.
Выявленные факторы профилактики наркотизации находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему, действующую поэтапно на основе рассмотренных ранее принципов.

В решении проблемы противодействия наркотизации общества обнаружена устойчивая зависимость, которая могла бы быть отнесена к разряду закономерностей. Она заключается в том, что даже в демократическом государстве гражданин обладает достаточно определенным уровнем свободы, обусловленным его правами, обязанностями и правовыми ограничениями, базирующимися на законе. Свобода личности является имманентной характеристикой человеческой деятельности, определяющей уровень самосознания и ответственности за те или иные действия. Жесткая регламентация личной свободы сдерживает граждан в творческих поисках оптимальных приемов и методов осуществления антинаркотической деятельности, препятствуя тем самым развитию потребности в самореализации личности.
Доверие населения к государству – необходимое условие эффективной профилактики наркотизации
Современные социальные исследования выделяют три уровня доверия . Минимальный уровень представляет доверие человека к самому себе, внутреннюю легитимацию индивидуального мнения и поведения; другой уровень доверия основан на личном опыте отношений человека с иной личностью; третий уровень – институциональное доверие, определяемое отношением человека к государству, его политическим, экономическим, социальным институтам. К сожалению, в российском обществе доверие нередко не преодолевает даже индивидуальный уровень.

Ведущую роль доверия общества к государству отмечали представители классической немецкой социологии М. Вебер и Г. Зиммель, называя его одной из наиболее важных синтезирующих сил.

Основные факторы, формирующие предпосылки прогрессирующего развития наркотизации общества, вопреки распространенному мнению, в большей части обусловлены не низкой эффективностью работы правоохранительных органов, а совсем другими причинами.

Несмотря на то, что их неудовлетворительная деятельность по обеспечению безопасности населения оказывает отрицательное влияние на распространенность наркомании и криминальных проявлений наркобизнеса, однако, в первую очередь речь должна идти о нравственном и социально-психологическом состоянии самого социума. При формировании государственной политики следует исходить из того, что именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл законов, их содержание и применение.

На общем фоне правового нигилизма населения, невиданного ранее падения престижа норм морали и права, законности и справедливости активно разрастаются метастазы бездуховной потребительской психологии общественных отношений, ориентации на бесцеремонное разрушение прежних идеалов при отсутствии общественно ценных эталонов поведения.

Общество пока не смогло найти достойных эквивалентов утраченных иллюзий, не сумело заменить их адекватными по значимости для большей части населения ориентирами, способными выполнить роль объединяющего фактора и стимула к прогрессивному движению. Эта задача уже длительное время безуспешно требует своего решения, для чего необходимо создание в обществе новой морально-психологической ситуации. В противном случае духовно-нравственный вакуум и неопределенность перспектив приведут нас в сети, умело расставляемые апологетами «твердой руки» и возврата в консервативное прошлое.

К сожалению, население не всегда готово связать решение этих проблем с той или иной политической идеологией. Во многом это связано с сохраняющейся неразвитостью политических партий, не ставшими пока политическими акторами, которые могли бы инициировать и корректировать конструктивный диалог власти и общества.

По справедливому замечанию Г.В. Мальцева, в современных общественно-политических условиях государство зачастую не способно обеспечить реализацию стратегии индоктринации – идеологического воспитания граждан и пропаганды идей, обеспечивающих добровольное принятие власти 1 .

Преодоление локализации доверия является одной из важных задач современного российского общества, как и других государств, переживающих трансформационные процессы. Процветание безнаказанной преступности стало одной из основных причин возникновения в обществе психологического дискомфорта, чувства незащищенности и постоянной опасности. Росту в обществе нигилистических настроений по отношению к деятельности правоохранительных органов во многом способствует латентная преступность.

В настоящее время государством предпринимаются шаги к восстановлению деформированных звеньев системы социального контроля и организации ее деятельности, исходя из новых реалий. Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути является падение авторитета правоохранительных органов, утрата доверия и уважения к ним со стороны преобладающего большинства населения. Этот феномен обусловлен неудовлетворенностью обществом не столько содержанием и объемом компетенции, сколько качеством правоохранительной деятельности, которое переживало процесс перманентного снижения на протяжении длительного времени.

С целью сдерживания нарастающей волны наркотизации специалисты и ученые пытаются выявить ее причины . Некоторые из них, как уже отмечалось, в качестве основных причин роста преступности видят ухудшение экономических условий, другие – рост детской безнадзорности и беспризорности, третьи – культ насилия, господствующий в работе средств массовой информации, четвертые – недостатки действующего законодательства, пятые – нестабильность общественного устройства и т.д.

Безусловно, данные причины оказывают влияние на состояние правосознания, но крайне затруднительно с достаточной долей уверенности только этим объяснить распространение наркомании, особенно среди молодежи. Можно предположить существование определенных социальных закономерностей, обусловленных переходом российского общества в качественно новое состояние и способствующих росту преступности.

Интеграция экономики, включая ее техническое совершенствование, повлекла за собой и побочное следствие – интеграцию нелегальной экономики. Наркобизнес, наряду с незаконной торговлей оружием составляющий значительную часть теневой экономики, активно использует интеграционные процессы для усиления своего влияния на мировое пространство. Организатором прогрессирующего процесса незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ является транснациональный наркобизнес, который не только постоянно наращивает свои объемы, но и развивается в направлении материально-технического и технологического вооружения.

Большинством исследователей отмечается высокий уровень организованности преступности в сфере наркоторговли, что обусловлено спецификой рассматриваемой разновидности криминальной экономики, предусматривающий систему производства сырья, переработку, транспортировку, контрабанду и разветвленную сеть сбыта. Это свидетельствует о том, что процесс наркотизации общества рассматривается криминальными структурами прежде всего с точки зрения экономических интересов.

Сыграла свою роль естественная либерализация правовых барьеров на пути наркобизнеса – следствие общей либерализации правового режима на постсоветском пространстве. Только во второй половине девяностых годов в России начала формироваться адекватная сегодняшним условиям и международным стандартам система антинаркотического законодательства, но этот процесс, как уже отмечалось, развивается медленно, равно как не организовано эффективное правоприменение существующей юридической базы.

Кроме того, наркотизация стала в России своеобразной «платой за свободу», следствием глобального «социального аутсайдерства», когда многие люди оказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая приобрела стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации теряют свое значение, а на смену им, кроме горьковских университетов «улицы», ничего не пришло.

В результате процесс социализации носит все более негативный характер, граждане испытывают в настоящее время в большей степени духовный прессинг криминального мира и его ценностей, а не позитивное влияние институтов гражданского общества.

Именно деформация социализации, вызванная кризисом семьи, системы образования и воспитания, отсутствием эффективной государственной молодежной и детской политики и другими причинами, ведет к наркотизации.

Другой особенностью современного состояния наркотической ситуации в России является значительный рост проявлений криминальной агрессии как выражение экстремальности политической и экономической ситуации в стране. Известно, что агрессия имеет как внешнюю, так и интрасубъектную направленность. Интрасубъектная направленность агрессии прежде всего выражается в суициде. В России в последние годы на 100 тыс. населения совершалось 60-70 самоубийств, что в 3-3,5 раза превышает среднемировой уровень суицида, установленный Всемирной организацией здравоохранения. Криминальное проявление агрессии выражается прежде всего в таких формах насилия как умышленные убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.

Тенденция развития уровня преступности в прошедшие десятилетия неуклонно и ускоренно ухудшалась, и ее современный уровень (с количественной точки зрения) вовсе не является неожиданностью. За период с 1960 по 2000 гг. коэффициент преступности в России удваивался каждые 15 лет, и если эта тенденция сохранится, то уже через 60 лет Россию ожидает криминологический коллапс: большинство ее взрослого мужского населения будет причастно к преступности.

Анализ насильственной преступности свидетельствует о таких негативных тенденциях, как рост жестокости, широкое использование огнестрельного оружия, распространение заказных убийств, учащение случаев захвата заложников и, наконец, проявление агрессии как самоцели.

Характеристика преступности в России позволяет выделить негативные тенденции , имеющие общенациональное значение:


  • Количественный рост преступности в целом.

  • Значительное увеличение в структуре преступности доли тяжких и особо тяжких преступлений.

  • Существенное изменение мотивации противоправного поведения (широкое распространение корыстных преступлений).

  • Преобладание среди преступников лиц без постоянного источника дохода, что тесно связано с резкой дифференциацией населения по имущественному положению, обусловленной продолжающимися кризисными социально-экономическими процессами.

  • Увеличение относительного удельного веса преступности несовершеннолетних.
Приведенный анализ показывает, что криминогенная ситуация в России остается сложной. Законопослушное население страны не ощущает своей безопасности, не чувствует себя защищенным от преступных посягательств, что отражается на общем климате доверия по отношению к государству.

Правоохранительные органы в государственном механизме занимают специфическое место в силу возложенных на них задач по борьбе с преступностью, охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан. Для этого они наделены особыми государственно-властными полномочиями, подкрепленными необходимыми средствами и методами принуждения, приемами силового воздействия на правонарушителей вплоть до применения огнестрельного оружия.

Данная деятельность неизбежно сопряжена с вторжением при необходимости в личную жизнь человека, что обусловливает исключительную остроту вопроса о негативном отношении населения к правоохранительным органам и низкой степени доверия к ним. В правоохранительных органах обыватель, в основном, усматривает только силу, которая должна противостоять преступности. Борьба с преступностью задает основные содержательные и структурные параметры деятельности правоохранительных органов, а то, что оказывается за рамками борьбы с преступностью, воспринимается уже как менее значимое.

Узкий диапазон осознания только репрессивного значения функций правоохранительных органов инициирует прогрессирующий рост их отчужденности от общества. Проблема заключается в непонимании большей части населения того, что органы правопорядка не определяют состояние правоотношений и уровня преступности. Правовая ситуация определяется не только уровнем профессионализма и добросовестностью сотрудников, а в первую очередь уровнем развития общества, материальным благополучием граждан, их нормативной и ценностной культурой. Нарушение законов, несоблюдение элементарных прав и свобод человека, массовый произвол должностных лиц, коррупция, рост преступности свидетельствуют о низкой правовой культуре всего общества.

Система не заинтересована показывать реальное состояние преступности, поскольку нередко это влечет негативные последствия для сотрудников. В результате возникает парадоксальная ситуация, когда укрытие преступлений от учета, произвольное манипулирование статистикой составляют положительные факторы для органов государственной власти, выстраивают фундамент для иллюзорного движения вперед по пути укрепления безопасности и правопорядка.

Задачи, функции, средства и процедуры их реализации определяют касающийся практически всех граждан России объем коммуникаций, взаимоотношений правоохранительных органов и населения. Это подтверждает, что правоохранительные органы по разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих и профилактических функций являются самым дифференцированным и действительно ближайшим к населению звеном государственной власти.

Правоохранительные органы не могут отделять себя от общества, так как сами представляют собой часть общества, со всеми присущими ему недостатками. Однако правоохранительные органы обязаны очищаться от недостатков с более высокими, опережающими темпами, иначе они ни морально, ни физически не смогут успешно обеспечивать защиту законопослушного населения.

Критерии оценки деятельности правоохранительных органов должны реально, а не на словах стимулировать возвращение доверия народа к государству. На рост наркотизации в России, как и на всем постсоветском пространстве, оказывает влияние не только слабость правоохранительной системы, но и ее традиционная ориентированность на приоритет защиты интересов государства и общественной собственности, а не прав и свобод личности.

Уровень преступности, как известно, директивами и приказами не снижается. Вот почему степень эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков целесообразно определять не количественным анализом массива совершенных преступлений, а интенсивностью и качеством их раскрытия, привлечением к ответственности наркодельцов, а не наркоманов, являющихся во многом жертвами просчетов в социальной политике государства.

Правоохранительная деятельность органически вплетена в социальную жизнь общества. Поэтому ни сама правоохранительная деятельность, ни ее эффективность, ни используемые для ее оценки критерии и показатели не могут стать объективно направленными вне связи с социальными реалиями, интересами и потребностями населения.

В первую очередь, требует безотлагательного решения проблема обеспечения полноты регистрации преступлений в сфере наркооборота. Создание в России Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, безусловно, стало позитивным шагом в повышении эффективности государственной политики в указанной сфере. Вместе с тем, ответственность за предупреждение и выявление преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, несут и органы внутренних дел. Очень важно, чтобы возникающие нередко разногласия между двумя силовыми ведомствами (МВД России и Федеральной службой наркоконтроля) не инициировали эффект «перетягивания каната», результатом которого станет междоусобное противостояние.

Одним из приоритетных направлений противодействия наркотизации представляется минимизация фактов укрытия наркопреступлений от учета. Фактически невозможно обеспечить эффективную борьбу с незаконным оборотом наркотиков, если не иметь адекватного представления о реальных масштабах распространения наркомании.

Экстраполируя современные тенденции преступности России, криминологи (В.М. Баранов, Ю.В. Баулин, С.С. Горяинов, О.А. Колобов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев) высказывают опасение, что преступность приближается «к национальному порогу качественного и количественного насыщения», что именно преступность сейчас реально выступает едва ли не важнейшим препятствием демократических преобразований, поскольку «политическая и экономическая свобода не может существовать с петлей преступности на шее» 16 .

Существует мнение, что демократия и либерализм оказываются крайне неэффективными в противодействии наркотизации. Успешное противостояние преступности представляется как рациональная, хорошо организованная работа каждой личности, общества и государства. К обеспечению организации такой деятельности необходимо привлечь максимум воли и ресурсов, а также национальный и межгосударственный опыт борьбы с наркопреступностью.

Принимая во внимание прогнозируемый рост наркопреступности, следует отметить, что ресурсные (прежде всего кадровые) возможности и квалификация правоохранительных органов должны также возрастать темпами, опережающими рост преступности. Пока состязание с наркобизнесом государство проигрывает, поэтому достаточно актуальной представляется задача получения объективной криминологической картины наркотической ситуации в обществе и оценки реальных возможностей общества в профилактике преступности.

Кроме того, необходимо обеспечить соблюдение обязательных требований к функционированию общегосударственной системы профилактики наркотизации:


  • упреждающий характер воздействия, подразумевающий своевременность и адекватность принимаемых мер, на основе анализа результатов непрерывного многопрофильного мониторинга оперативной, социально-экономической и социально-политической обстановки в сочетании с объективным прогнозом ее развития;

  • комплексный характер воздействия, обеспечивающий эффективное использование сил и средств государственных органов и общественных структур;

  • единое управление на федеральном уровне, реализующее цели и задачи профилактики наркотизации общества.
Настроение общества, как и любое другое социальное настроение, не отличается стабильностью, однако это не лишает его внутренней готовности к сопротивлению обстоятельствам. У населения появилось явно выраженное чувство стремления к покою, безопасности, что выражается в обращении к силе, которая сможет защитить население от произвола, правового беспредела.

Характер взаимоотношений между государственными органами и населением представляет собой один из значимых индикаторов социально-политической ситуации в стране. Незаконные действия сотрудников органов государственной власти в отношении прав и свобод личности или даже пренебрежительное отношение воспринимаются гражданами очень остро и болезненно.

Проблемой выступает и то, что подчас государство не только неэффективно выполняет свои функции, но и само нарушает права граждан. Факты беззакония в деятельности властных структур опасны не только тем, что причиняют непосредственный вред конкретному лицу, но и порождают правовой нигилизм общества. Люди теряют уверенность в своей защищенности государством.

Последние десятилетия развития страны не изменили к лучшему характер отношений граждан к государству, а напротив, усугубили его. Криминогенное влияние таких факторов, как социально-экономическое расслоение, очевидные проявления первоначального накопления капитала в форме массового обмана населения, рост бедности, безработицы с одновременным ростом неправедно нажитого богатства на другом полюсе, рухнувшее и с трудом воссоздаваемое правовое поле, прерванные экономические и организационные связи, «растворение» элементов культурной инфраструктуры ухудшили наркотическую ситуацию.

Рассогласование взаимодействия граждан и государства, являющееся итогом ошибочной, ориентированной на параметры государственной самооценки внутренней политики, находит свое выражение не только в росте наркотизации, но и в поведении законопослушных граждан, в их реакции на наркоманию, в оценках способности государства обеспечить общественную безопасность.
Преодоление коррупции в органах власти как фактор противодействия наркотизации общества
Проблема коррупции органов государственной власти уходит своими корнями в глубину российской истории. Так, конкретные проявления коррупции полицейского аппарата России нашли отражение в трудах профессора петербургской духовной академии Д.И. Ростиславова. В журнале «Русская старина» за май 1880 года он приводит факты сговора преступных групп и полицейских властей, отмечая, что в ХVIII-XIX в.в. полиция, «получая от воров и разбойников хорошие подарки, любила им покровительствовать, поэтому потихоньку давала им возможность убегать даже из острогов или не преследовала их надлежащим образом, а сама между тем уведомляла их о тех, кто на них доносил».

Последующие годы развития Российской империи стали не только периодом совершенствования и укрепления разветвленного чиновно-бюрократического аппарата, но одновременно и важнейшим этапом становления отечественной коррупции.

Традиции прошлых поколений получили такое мощное воплощение в современной России, возникшей на обломках тоталитаризма, что коррупция государственной власти пристально изучается не только национальной правовой наукой, но и юриспруденцией мирового сообщества. Деловые круги Запада и представляющие их интересы государственные структуры проявляют заметную обеспокоенность по поводу возможности осуществлять в нашей стране цивилизованную экономическую политику, нормально развивать бизнес, заниматься инвестированием на постсоветском пространстве.

На государственном уровне предупреждение и пресечение коррупции было названо приоритетной задачей еще в Указе Президента России от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» 17 , но и до настоящего времени многие положения данного документа так и остались невостребованными. Между тем, только дееспособный и эффективный аппарат исполнительной власти способен обеспечить успешную реализацию государственной политики в сфере противодействия наркотизации.

К особенностям организованной преступности настоящего периода относится формирование прочной системы коррумпированных связей, позволяющих безнаказанно осуществлять финансово значимые незаконные операции в сфере экономики, своевременно располагать достоверной информацией из правительственных кругов о прогнозируемой конъюнктуре, избегать правового воздействия со стороны фискальных органов.

Результаты некоторых исследований показывают, что прямые потери от коррупционной деятельности составляют от 15 до 24 % годового российского бюджета 18 .

Уголовный кодекс РФ содержит девятнадцать статей, которые применяют при квалификации преступных деяний коррупционеров 19 . При этом в кодексе отсутствует определение понятия «коррупция», что порождает ошибки и коллизии в правоприменительной практике. Характерно, что Россия является одной из немногих европейских стран, в которых отсутствует специальный закон о коррупции. Его различные проекты проходят обсуждения в комитетах Государственной Думы более десяти лет. В 2003 году Государственная Дума отклонила законопроект, предусматривающий принятие Кодекса служебного поведения должностных лиц государственных органов и государственных служащих. Он содержал один из важнейших инструментов противодействия коррупции – запрет на конфликт интересов, т. е. ситуацию, когда должностное лицо вправе или обязано принимать решения либо совершать действия, влекущие юридические последствия в отношении заинтересованных лиц.

Характерно, что Международный кодекс поведения государственных должностных лиц был принят еще в 1996 году. Именно в нем рассматривается понятие коллизии интересов и отмечается, что «в случае возможной или предполагаемой коллизии между обязанностями и частными интересами государственных должностных лиц, они действуют сообразно с мерами, установленными для того, чтобы уменьшить или устранить такую коллизию интересов» 3 .

Под коррупцией подразумевается преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и доверенных им прав в целях личного обогащения. Она не является самостоятельным составом преступления, а служит собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений.

Одним из наиболее опасных проявлений является открытое или завуалированное участие коррумпированных чиновников в легальных сферах экономики, проникновение скомпрометированных руководителей в законодательные структуры. Лавинообразное распространение наркомании протекает параллельно с повышением уровня коррупции, связанной с распространением наркотиков. Незаконный оборот наркотиков стал одним из ведущих направлений развития организованной преступности в целом. Безусловно, наркобизнес и наркомания как специфические социальные явления органично связаны с иными структурными элементами организованной преступности. Незаконный оборот наркотиков не может прогрессировать вне экономической, насильственно-корыстной, насильственной преступности, в свою очередь, существенным образом генерируя их.

Принципиальной особенностью современного этапа развития российского общества является смена причинно-следственной зависимости криминального поведения и наркомании. Если ранее криминализация предшествовала наркомании, инициируя ее, то сейчас наблюдается обратная зависимость: наркотизация общества становится фактором, способствующим совершению преступлений, приводит определенную часть населения на криминальный путь. Наркобизнес в России окончательно приобрел черты организованной преступной деятельности с ярко выраженным транснациональным характером, учитывающим глобальное разделение криминальной активности в масштабах всего мирового сообщества.

В отличие от прошлых лет, когда коррумпированные связи инициировались в целях реализации конкретных преступных акций, современная организованная преступность стимулирует коррупционные процессы в структурах исполнительной и законодательной власти в целях приобретения там долгосрочных влиятельных позиций.

Метастазы коррупции интенсивно проникают в экономику государства. При фактическом отсутствии открытости, подотчетности и подконтрольности коррупция, являясь совокупным продуктом монополизации государственной власти, неизбежно ведет к авторитаризму и олигархии.

Коррупционный механизм представляет реальную угрозу правам и свободам личности в обществе, блокируя основные конституционные права граждан интересами преступных формирований путем лоббирования, протекционизма, а нередко – и прямого насилия. При отсутствии полноценной законодательной базы и уверенности в правовой защите обыватель вынужден вести себя по правилам, определяемым коррумпированными чиновниками. В общество постепенно проникает вирус философии преступного мира, инфицируя социально-психологический климат и сознание социума.

Состояние криминализации государственного аппарата российского общества сегодня вызывает тревогу даже у тех, кто сам тем или иным образом причастен к созданию преступного механизма, запущенного легковесными манипуляциями с рыночными реформами. Размытость правосознания элитарных гангстеров и полное отсутствие какого-либо социального контроля за их деяниями инициирует не только катализацию безответственности, но и одновременно заканчивает разрушать остатки государственных устоев.

Опытно-экспериментальное реформирование российского общества инициирует возрастающее в геометрической прогрессии хаотическое усложнение социального устройства, невиданный ранее рост структурной и функциональной дифференциации. Все это происходит на фоне значительного усиления влияния организованных преступных формирований (ОПФ) на социально-политическую и экономическую ситуацию в обществе, что обусловливает ее дальнейшее обострение. Проблема необходимости преодоления негативных тенденций и выхода из полосы перманентной нестабильности требует незамедлительного решения и, в первую очередь, путем интеграции различных государственных и общественных структур в процессе противодействия преступности.

Коррупция, являющаяся непременным спутником организованной преступности, развивается по спирали, начиная от мелкого клерка в районной администрации и заканчивая высокопоставленными чинами регионального правительства. Однако при всех различиях в должностном положении коррупционеров и величине получаемых ими преступных доходов неизменно соблюдается единый принцип, заключающийся в том, что немногочисленная группа лиц обогащается за счет большей части населения. Социальная дифференциация российского общества уже перешагнула порог, за которым в его верхних и нижних слоях начинают формироваться взаимоисключающие интересы.

Структура отечественной наркомафии условно состоит из трех блоков, которые в совокупности представляют собой классическую мафиозную пирамиду. В ее основании находится многочисленная группа розничных торговцев. Средняя часть пирамиды, ее важнейшее функциональное звено – оптовики и перевозчики с боевыми группами для охраны товара в дороге и торговцев на местах. Высший эшелон – интеллектуальный слой, мозг наркомафии, который никогда не принимает непосредственное участие в операциях с наркотиками. Его задача – разработка и планирование преступных операций, приобретение связей во властных структурах и проникновение в них, отмывание полученных средств.

Из отчетов высоких должностных лиц, тиражируемых официальными средствами массовой информации, может сложиться впечатление, что между государством и ОПФ ведется непримиримая борьба, однако фактически их отношения значительно противоречивее и сложнее. Отдельные представители государственных ведомств ведут двойную игру: и борются с организованной преступностью, и поддерживают ее вследствие своей коррумпированности, то есть вовлеченности в процесс незаконного обогащения путем использования должностных полномочий.

В известном смысле именно неумелая (или, напротив, хорошо запрограммированная) внутренняя политика государства создала необходимые условия для возникновения и развития организованной преступности. В результате коррумпированные представители государственного аппарата и организованная преступность извлекают обоюдную выгоду из своеобразного совместного предприятия. Вот почему некоторые правоохранительные структуры воюют с организованной преступностью в тех рамках, в которых их правоприменительная деятельность не затрагивает собственные противозаконные интересы.

Стало уже нормой оказание финансовой помощи правоохранительным органам со стороны коммерческих структур, которые приобретают для фискальных ведомств автомобили, оргтехнику, мебель, горюче-смазочные материалы. Однако не стоит забывать о том, что одновременно эти спонсоры получают индульгенции и охранные грамоты, дающие им право безнаказанно нарушать закон. Спонсорские подаяния разрушают правовое и нравственное сознание сотрудников, развращают их, уничтожают те пороговые величины, за которыми начинается путь к предательству интересов службы. Нередко под видом благотворительности осуществляется завуалированный подкуп властных структур.

Не менее значимой особенностью развития региональной организованной наркопреступности является усиление ее воздействия на политическую ситуацию в провинциальном обществе. Активно участвуя в избирательных кампаниях и щедро финансируя высокоэффективные избирательные технологии, ОПФ начинают приобретать квалифицированное большинство в местных советах и законодательных собраниях, что позволяет им лоббировать и проводить в жизнь любые региональные законы и постановления, способствующие приоритетному развитию подконтрольных им хозяйственных сфер в целях легализации доходов от наркооборота.

В результате создаются политизированные организованные преступные формирования, использующие в корыстных целях участие своих представителей в реализации государственных экономических программ, изымая при этом значительную часть прибыли крупных промышленных и перерабатывающих предприятий и оказывая влияние путем политического давления или насилия на распределение материальных и финансовых ресурсов. Тем самым подконтрольные ОПФ предприятия приоб ретают лидирующие позиции в экономике.

Еще в 2003 году в Комитете по законодательству Государственной Думы РФ были проведены парламентские слушания на тему «Проблемы уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Их рекомендации прямо констатировали угрожающий характер коррупции в органах, ответственных за противодействие незаконному обороту наркотиков. Потребители привлекаются к ответственности не вместе со сбытчиками, а вместо них. Разворачивается гонка за количественными, а не качественными показателями результативности работы. Следственные изоляторы и колонии переполнены сотнями тысяч наркозависимых молодых людей, привлекаемых за приобретение, хранение, перевозку либо ситуационный (некоммерческий) сбыт разовых доз. Неэффективность предпринимаемых мер очевидна.

Комитет по законодательству назвал одной из основных причин такого положения несовершенство редакции статей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, некоторых других статей главы 25 УК РФ. Основными недостатками названных положений УК РФ Комитет признал:


  1. смешение имеющих различную природу и несопоставимую степень общественной опасности преступлений: изготовление и переработка наркотических средств и психотропных веществ для личного потребления, их перевозка без цели сбыта приравнены в частях 2-4 статьи 228 к сбыту;

  2. отсутствие альтернативы «обязательное лечение вместо наказания» за правонарушения, не связанные со сбытом;

  3. безальтернативная санкция в виде лишения свободы за преступления, не связанные со сбытом (часть 1 статьи 228);

  4. отсутствие в статьях 228 и 230 квалифицированного состава, предусматривающего повышенную ответственность за совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения;

  5. неадекватность санкции по статье 230 (склонение к потреблению наркотиков, в том числе в отношении несовершеннолетних) повышенной общественной опасности этого деяния.
По мнению законодателей, наркотизация населения, прежде всего детей и молодежи, сопряженная с социально-экономическими проблемами, чревата опасными последствиями для всего общества и требует решительных и ответственных действий всех ветвей государственной власти. Первостепенной задачей государственной политики, отвечающей целям защиты жизни, здоровья и безопасности граждан, следует признать широкомасштабную и разностороннюю профилактику наркомании. Правоохранительные органы также должны сосредоточить свои усилия на решении в первую очередь профилактических задач в этой сфере: выявлении организованных преступных сообществ, занимающихся наркобизнесом, пресечении их деятельности, предотвращении вовлечения в потребление наркотиков.

В соответствии с указанными приоритетами, к наиболее строгой уголовной ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, должны привлекаться лица, занимающиеся наркоторговлей, извлекающие из этого сверхвысокие доходы и заинтересованных в увеличении числа потребителей. Нормы уголовного закона должны, с одной стороны, жестко карать торговцев наркотиками, с другой – ориентировать на лечение больных наркоманией.