Выразительные средства языка спит земля в сиянье. Презентация по литературе "изобразительно-выразительные средства языка"

ТРОПЫ – слова, используемые в переносном значении. Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение. С их помощью автор передаёт своё отношение к изображаемому.

Определение тропа Роль в тексте Примеры
ЭПИТЕТ – образное определение, которое выражается обычно именем прилагательным («жестокая буря») в переносном значении, но может быть и наречием («горячо любить»). Усиливают выразительность, образность, яркость языка. Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к изображаемому; раскрывают внутреннее состояние героя. А за рекою робко блестят золотые огни. Через полчаса раздались нетерпеливые звонки. Выйти из операционной, устало так улыбнуться и сказать… А Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. МаленькийТимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо.
СРАВНЕНИЕ - сопоставление предметов на основании общего у них признака. Обы-чно сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто. Также может выражаться формой творительного падежа существительных . Может присоединяться словами подобный, похожий.
Сравнения, как и эпитеты, играют те же роли в тексте: усиление его изобразительности и образности, создание более ярких, выразительных образов; выделение, подчеркивание каких-либо существенных признаков изображаемых предметов, их признаков, качеств, действий; выражение авторских оценок и эмоций. Собака вздохнула глубоко и громко, как человек. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит Змейкой мчится по земле позёмка. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств; для выражения авторских характеристик предметов. Спит земля в сиянье голубом.Про учительницу Ксению Андреевну говорили, что у неё руки поют. Дикая рябинка со своею благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила птичек.
МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Поэтому метафору часто можно переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста усиливает зримость и наглядность изображаемого. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. Багровый костёр заката. Всей своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. И теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа. Увидеть глаза, которые остановились от страха и ожидания.
ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) - замена названия предмета каким-либо описательным оборотом. Перифразы позволяют: выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого предмета; ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; избежать неоправданного повтора. Перифразы (особенно развернутые) позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание. Так вот и сидел я на полянке, отдыхал и разглядывал лесного короля. (т.е. оленя) Покорители горных вершин (альпинисты) Город белых ночей (Петербург) Чёрное золото (нефть)
ИРОНИЯ – скрытая насмешка. Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Оценка того, что осмеивается. Высмеивание отрицательных качеств предмета, героя. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?) (в обращении к ослу). Продаются мужские костюмы. А цвета какие? Огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато-серый…
ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям яркую эмоциональную окраску, передавать авторскую оценку. Звонили, наверное, раз сто. Опять рыжики нашёл Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. Мурлышка – вся её жизнь.
ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета. Мужичок с ноготок. Мы – меньше муравьёв лесных.

Синтаксические средства (фигуры речи)



Фигуры речи – это особые синтаксические конструкции.

Антитеза выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен;. . . если надо молчать - ты кричишь; когда следует говорить- ты молчишь .

Градаци я - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в порядке убывания значений (“нисходящей градации”). Полная жизнь русской классики в школе - это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой - то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. . . ” Первое предложение построено на основе “восходящей” градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.

Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.

Лексический повтор - повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.

Анафора - разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи.

Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. . . Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. . . Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Период - это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена - тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература - это наша национальная гордость!

Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы!

Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально - оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?

Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы , жадность – в обличии волка , коварство – в виде змеи .

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно - смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флёров - всё умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Эллипсис - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех – окнах любопытные, на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо - комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.

Пафос - (чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем.

Подготовила:

Попова Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении

  • ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку
  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)

  • Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО
  • Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит


МЕТАФОРА

Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение
  • Пустых небес прозрачное стекло ;

Багровый костёр заката

(И.А. Бунин»

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)

МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь
  • Все флаги в гости будут к нам

(А.С. Пушкин)
  • Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)

  • Выпил всю бутылку


МЕТОНИМИЯ

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)

  • Я прочитал всего Тургенева.

  • Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)

  • Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»

  • (В. Маяковский)


ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета
  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

  • В сто тысяч солнц закат пылал.


АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
  • Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!


АНАФОРА

Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди , когда наводят грусть

Жёлтые дожди

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности
  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!


АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков
  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.


АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных
  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь


ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.
  • За тридевять земель, зарубить себе на носу


Алгоритм выполнения А3

  • Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин;

  • Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов

  • Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности

  • Выбери правильный ответ


Задание № 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия

  • Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?..

  • Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает.

  • «Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня.

  • Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса


Задание № 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола

  • Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую.

  • Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет».

  • - Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза.

  • - Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.


Задание №3 . Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет.

  • Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.

  • Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.

  • На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.

  • Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.


Изобразительно-выразительные средства ТРОПЫ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ


ТРОПЫ – это слова и обороты речи, которые усиливают ее выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.


  • ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку

  • Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет , как дитя. (А.С. Пушкин)
  • Спит земля в сиянье голубом.

(М.Ю. Лермонтов)


СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО

  • Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит

МЕТАФОРА

Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение

  • Пустых небес прозрачное стекло ;

Багровый костёр заката

(И.А. Бунин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)


МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь

  • Все флаги в гости будут к нам

(А.С. Пушкин)

  • Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
  • Выпил всю бутылку

МЕТОНИМИЯ

  • Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
  • Я прочитал всего Тургенева.
  • Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов)
  • Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!»
  • (В. Маяковский)

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
  • В сто тысяч солнц закат пылал.

ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на читателя.


АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

  • Ты и убогая , Ты и обильная , Ты и могучая , ты и всесильная , Матушка – Русь!

Лексический повтор

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности

  • Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!

АНАФОРА

Единоначалие, повторение сходных слов в начале строф.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди , когда наводят грусть

Жёлтые дожди


ЭПИФОРА

Разновидность повтора, при котором совпадают окончания стихотворных строк (последних слов).

Струится нетихнущий дождь,

Томительный дождь.

В. Я. Брюсов


АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

  • Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных

  • Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле.

  • За тридевять земель, зарубить себе на носу

ГРАДАЦИЯ

Фигура, основанная на использовании ряда слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им значения.

Не жалею, не зову, не плачу.

С. А. Есенин


ИНВЕРСИЯ

Обратный порядок слов.

И курганов зеленеет

Убегающая цепь…


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопрос, который не требует ответа.

И какой же русский не любит быстрой еды?

Н. В. Гоголь


Интернет - ресурсы

Лиственная виньетка

Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Сайт: http://pedsovet.su/


Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Крючкова

Галина

Анатольевна

I. Тропы

(слова и выражения , используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа Что понимается под этим тропом Пример
Эпитет Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальныеполяны льет печально свет она.
Олицетворение Уподобление неживых предметов человеку Спит земля в сиянье голубом.
Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений (используются союзы КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО) Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит.
Метафора Скрытое сравнение Горит восток зарею новой…
Гипербола Излишнее преувеличение свойств предмета В сто тысяч солнц закат пылал…
Литота Чрезмерное преумень- шение свойств предмета Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
Ирония Скрытая насмешка; употребление выражения в смысле, обратном буквальному Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к Ослу в басне И. Крылова)
Перифраза Замена названия предмета описательным оборотом Царь зверей (лев). Братья наши меньшие (животные)
Метонимия Замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (то есть корабли с флагами всех стран)
Синекдоха Название части предмета употребляется вместо названия целого или наоборот Пуще всего береги копейку (то есть деньги)

II. Фигуры речи

(особые синтаксические конструкции , придающие речи выразительность )

Название фигуры речи Что понимается под этой фигурой речи Пример
Антитеза Резкое противопоставление(используются антонимы) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!
Инверсия Обратныйпорядок слов Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)
Оксюморон Сочетание несочетаемых понятий Сладкая горечь воспоминаний.
Градация Расположение слов (однородных членов) по нарастанию или убыванию их значения Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах.
Парцелляция Намеренное разделение одного предложения на несколькочастей Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
Анафора Повторение сходных слов в начале близко расположенных фраз Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Эпифора Повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Риторический вопрос Вопрос, который не требует ответа Что день грядущий нам готовит?
Риторическое обращение Эмоциональноеобраще-ниек людям, которые не участвуют в общении, или к неодушевленнымпредметам Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете!
Эллипсис Пропуск сказуемого, при-дающий речи динамизм Мы села – в пепел, грады – в прах.
Лексический повтор Намеренное повторение одних и тех же слов для усиления эмоциональ-ности высказывания Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спалиоблака!
Вопросно-ответная форма изложения Форма изложения, при которой чередуются вопросыи ответы Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно .
Синтаксический параллелизм Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.
Однородные члены предложения Перечисляемые действия, предметы, признаки Были это веселые, сильные и смелые люди!

III. Звукопись

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно

В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте –
гипербола.

К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от

сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

А. Блок

Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков...

А. Фет

Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...

С. Есенин

Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

С. Есенин

Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

А.С. Пушкин

В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой...

А. Пушкин

Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада...

А. Пушкин

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А.К. Толстой

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери -
бушлаты,
шинели,
тулупы...

В. Маяковский

2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей...

М. Лермонтов

И гордый внук славян, и финн...

А. Пушкин

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

А. Блок

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо!

В. Маяковский

6) Замена видового понятия родовым:

"Ну что ж, Садись, светило!"

В. Маяковский

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

"Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия -"выжженная степь" на другое - внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

М. Лермонтов

Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения обычно соединяется союзами "как", "как будто", "словно", "точно" и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
"У меня ль молодца кудри - чесаный лен" Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
"Заутра казнь, привычный пир народу" А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.

А. Пушкин

Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.

А. Пушкин

Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:

Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М. Лермонтов

В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:

Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.

А. Пушкин

Я не парю - сижу орлом.

А. Пушкин

Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом "под":
"Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями..."

М. Шолохов.

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

Н.А. Некрасов

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

В. Маяковский

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

Ф.И. Тютчев

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

А. Блок

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…

К. Бальмонт

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

Н.А. Некрасов

АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

А.С. Пушкин

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…

Н. Некрасов

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...

С.Есенин.

Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

…Как вдруг из лесу шасть

На них медведь разинул пасть …

А.Н. Крылов

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

А.С. Пушкин

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

А. Блок

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие .

Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют...

М. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать…

М.Ю. Лермонтов

ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Преданья старины глубокой

А.С. Пушкин

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

А. Пушкин

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

А. С. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

А. С. Пушкин

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры ; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.