Пятидесятники: кто они, чем опасны. Русские пятидесятники Что за вера 5 десятники

Пятидесятничество - одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в конце XIX - начале XX вв. в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движенииривайвелизма (англ.revival - «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII в. среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и др. стран, и в развившемся в рамках последнего «Движении Святости» (англ.Holiness Movement ).

Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы, то отсюда и название «пятидесятники» .

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется в говорении на «иных языках» (глоссолалии). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что это не разговор на обычных иностранных языках, а особая речь, обычно непонятная как самим говорящим, так и слушающим, - впрочем, реально существующие, но неизвестные говорящему языки тоже считаются проявлением этого дара. Это дар дан Богом для общения человека с Духом Святым, как об этом говорят 1-ое Послание Коринфянам 12-14 главы и другие места Библии.

Впоследствии Дух Святой наделяет верующего другими дарами, из которых пятидесятники особенно выделяют дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков. См. 1 Коринфянам 12:8-10.

Пятидесятники признают два таинства - водное крещение и Вечерю Господню (причастие). Некоторые из них понимают таинства символически, а не сакраментально. Также признают следующие обряды: бракосочетание, благословение детей, молитву о больных, рукоположение, иногда омовение ног (во время причастия).

История

Пятидесятническое движение возникло на стыке XIX-XX веков в атмосфере поисков ответа на угрозу либерального христианства. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты.

Джон Уэсли

Началом процесса, завершившегося возникновением пятидесятничества, следует считать деятельность выдающегося проповедника XVIII века Джона Уэсли, основателя церкви методистов. Во-первых, именно методизм стал тем богословским и социальным контекстом, в котором полтора столетия спустя родилось пятидесятничество [источник? ] . Во-вторых, именно во время проповедей Уэсли, по некоторым свидетельствам, начали происходить явления, сходные с пятидесятническими переживаниями (хотя сам Уэсли их и не поощрял) [источник? ] :

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории пятидесятнического движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея. Он уверовал в 21 год и стал известен, как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США, Англии и Шотландии, обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт и он впервые, по-настоящему употребил этот термин. Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном». [источник? ]

И ещё одна цитата:

«Я получил мощное Крещение Духом Святым без малейшего ожидания, не имея ни малейшей мысли об этом. Дух Святой сошёл на меня таким образом, что, казалось, пронизывал моё тело и дух, как поток текущей любви, как дыхание Божие. Никакие слова не могут описать любовь, которая была излита в мое сердце. Я громко плакал от радости и счастья и, наконец, был вынужден выразить мои чувства в громком крике» .» [источник? ]

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди. Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние. «Я могу лишь сказать одно, что Бог открылся мне, и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что стал упрашивать Его, чтобы остаться подольше в Его руке». Он основал Чикагский Библейский Институт Муди и директором этого института назначил человека по имени Торрей, который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Движение Святости и Кесвикское Движение

Кесвикское движение «Higher Life» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того очень много говорили о божественном исцелении, являющемся одним из самых необходимых даров церкви.

Движение исцеления

Чарльз Фокс Пархэм

Начало связано с Чарльзом Пархэмом. Он был священником и, читая Деяния, пришел к выводу что Христиане обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику также не является возможным. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и ее учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика, штат Канзас он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; 40 студентов откликнулись.

В декабре Пархам должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращению, он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в 5 случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках.

  • 1. В день пятидесятницы
  • 2. В Самарии
  • 3. В Дамаске
  • 4. В Кессарии
  • 5. В Ефесе

Чудо глоссолалии

Пархам предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились все утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1900 года студентка Агнес Озман вспомнила, что руки возлагали.

Это одна из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из исходных дат истории своего движения. Они указывают на тот день, как на первый, со дней ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым духом, когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Чарльз Пархам очень обрадовался, что он будет теперь проповедовать везде. Но он не дошёл и до середины Канзаса. Его нигде не приняли, встретив «в штыки» саму идею говорения на языках. В Америке невозрожденные христиане настолько жестоко относились к движению святости, что отлавливали идущих на собрание и били их палками. Чарльзу Пархаму не удалось продолжать работу в школе, этот особняк «Стоуна» продали и ничего у него дальше не получилось.

Уэльское пробуждение 1904-1905 гг.

Пробуждение в Уэльсе развивалось по достаточно необычному, нехарактерному сценарию, показывая следующие ситуации: обращение в активную христианскую веру людей, ранее совершенно не интересовавшихся ею [источник? ] , отсутствие судебных дел (вплоть до того, что городские власти символически подарили белые перчатки судьям - в знак их свободы от прямой работы), трактиры были пусты, не слышалось больше ругательных слов [источник? ] , чтение бульварных романов резко сократилось, футбольные клубы (чьи игры сопровождались агрессией и драками) были распущены [источник? ] , театральное общество города уехало из-за резкого снижения интереса публики к театру [источник? ] . До декабря 1904 года насчитывалось 70 тыс. верующих-христиан, к маю 1905 года их было уже 85 тысяч [источник? ] .

В середине прошлого века возникло «Движение Святости», они утверждали взаимосвязь рождения свыше и освящения. У людей стал просыпаться интерес, чтобы сила Божия более могущественно действовала в церкви. Во многих случаях, по утверждению верующих, сила Духа Святого действовала так, как впоследствии была воспринята и сформулирована в пятидесятническом движении.

Это состояние Церкви, в котором появилось пятидесятническое движение.

Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархам переехал в Эльдорадо Спенес и в его служении произошёл перелом. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. О нем разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархама стала видеть.

Через 5 лет в городе Хьюстон штата Канзас Пархам объявил об открытии второй школы. В эту школу пришёл Уильям Сеймур - рукоположённый чернокожий служитель. В начале 1906 года Сеймур едет в Лос-Анжелес, где он встречает проповедника Франка Бартельмана, который успел подготовить почву грядущему пробуждению. 9 апреля 1906 года на одной из проповедей Сеймура, Бог начал крестить Духом Святым слушающих. Он открывает Миссию Апостолькой Веры на улице Азуза, 312. Это место, на определенное время, стало центром пятидесятнического движения. Пробуждение на Азуза-стрит продолжалось 3 года (1000 дней).

Норвежский священнослужитель епископальной методистской церкви Томас Балл Барат, познакомившись в США с пятидесятническим учением, принял крещение Духом Святым. Он привёз весть о пятидесятничестве в Европу, Скандинавию и Прибалтику. Самое сильное сопротивление пятидесятничество получило в Германии. Происходящее на собраниях пятидесятнических проповедников было воспринято как действия сатаны, и, как реакция, членами некоторых евангельских церквей в 1910 году была подписана «Берлинская декларация», в которой говорилось, что пятидесятническое движение имеет происхождение не от Бога, а от дьявола. Оно было приравнено к оккультным вещам. Германия надолго оказалась закрытой для пятидесятнического движения.

В 30-х годах человек по имени Дэвид Дю Плесси (которого прозвали «мистер Пятидесятница») встретился с одним известным проповедником-пятидесятником Смитом Вигглсвортом, который сказал ему, что мощное пробуждение, связанное с излиянием Духа Святого, вскоре посетит традиционные церкви, и ему предстоит в нем участвовать. В 1948 году, когда Дю Плесси готовил одну пятидесятническую конференцию, его машина попала под поезд. Он оказался в больнице, где якобы услышал голос Бога: «Время о котором Я говорил - наступило. Я хочу чтобы ты пошёл в другие традиционные церкви».

Так был сделан первый шаг к возникновению харизматического движения.

Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: существует только один Бог-Отец, а Иисус был лишь его воплощением, Дух Святой не личность, а сила). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

Первые вести о крещении Духом Святым (в понимании пятидесятников) проникли в Россию через Финляндию и Прибалтику, которые входили тогда в состав российской Империи. Первыми проповедниками пятидесятничества там были Томас Баратт (Норвегия)и Леви Петрус (Швеция). Известно, что в 1910 г. в Эстонии уже были пятидесятнические общины. Томасс Баратт, проповедовал в Санкт-Петербурге в 1911 год. Это было самая первая волна, шедшая с севера. Однако многие люди, связанные с этим движением, после встречи с Эндрю Уршаном, представителем т. н. учения «единственников» («only Jesus»), приняли унитарианскую концепцию (они не верили в Троицу). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа они перекрещивали «во Имя Господа Иисуса». Они известны, как единственники или евангельские христиане в духе Апостольском.

Дальнейший импульс шёл с запада через Библейскую Школу в г. Данциге (Германия), (Польша). Густав Шмидт, Артур Бергхольц, Оскар Эске проповедовали на западе Украины. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»). Эта школа относится к Ассамблее Бога - одной из самых крупных пятидесятнических объединений в мире.

Основное направление пятидесятничества в России, исключая времена перестройки, связано с Иваном Воронаевым и Василием Колтовичем. Воронаев родился России, но после того, как он присоединился к баптистской церкви он был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны православия. В США он получил крещение Духом Святым и в 1919 г. он основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин. В 1924 году Союз Веры Евангельской насчитывал уже 350 общин и 80 тысяч членов. В общине города Одесса (куда к тому времени переехал Воронаев) состояло 1000 членов. В 1929 году было принято новое законодательство о религиозных объединениях, многих верующих арестовали, а общины перешли не нелегальное положение и стали собираться тайно, как и продолжали собираться до развала СССР.

Современная ситуация

В настоящее вемя на территории России действуют три основных объединения:

  • Российская Церковь Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ)
  • Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ)
  • Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ)

Эти три объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве насильственной (со стороны гос. власти) регистрации общин и объединения с Всесоюзным Советом Евангельских христиан-баптистов (баптисты). Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи с чем подвергались преследованиям.

Наблюдаются серьёзные разночтения в богословских доктринах и практического понимания христианства традиционных пятидесятников и харизматов, часть разногласий отражена в статьяхлиберализм в христианстве и консерватизм в христианстве.

В 1995 от ОХЦВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской, ставший, фактически, основным объединением харизматических церквей России.

Также существует Объединение Независимых Церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники из харизматического союза более активны в социальной сфере, чем консерваторы. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг», нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих.

Кто такие пятидесятники? Что они проповедуют? Это секта?

  1. "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням".

    Религия.
    Проповедуют Христа. Секта - это оскорбление и ничего больше.
    Ни одна христианская религия не может быть сектой, т. к. это не части
    братсва Иисуса Христа.
    Иисус предупреждал, что появяться люди, которые будут льстить слуху.
    Вот один из вариантов для них.
    Кому то пообещали жизнь на райской земле, а этих объявили святыми.
    Учатся говорить на языках.
    Часть Вавилона Великого.

  2. Это христианская церковь, но мне больше по душе баптисты.
  3. Пятидесятники это секта, ближе всего по вероучению к баптистам, но отличаются учением о крещении Духом Святым со знамением дара языков.
  4. Это секта. Хуже евангелистов и баптистов. Те хотя бы не беснуются и не орут разными голосами.
  5. Пятидесятники-это верущие христиане, принявшие Слово Божие таковым, какое Оно есть по существу.Они проповедуют Христа распятого за наши грехи и Воскревшего для нашего оправдания. Они принимают крещение Духом Святым таковым, как было в первые века-со знамением иных языков и дарами Духа Святого. Заходите ко мне в мой мир. Я пятидесятник.
  6. сходите к ним в собрание и увидите
  7. Среди моих знакомых есть и баптисты и пятидесятники. Так вот пятидесятники мне кажуться гораздо ближе к чистому христианству. И не слушайте вы этого Стеняева. Говорит абы-што с таким умным видом. Я был на его лекциях-проповедях. Православный иезуит.

    Про Дворкина я вообще молчу.

  8. Пятидесятники - христиане веры евангельской. Это официально зарегистрированная государством Церковь, к которой хорошо относятся все умные люди, которые способны наблюдать, анализировать, сопоставлять. Мне понравилось, что в нашем городе одна мама (ее сын - наркоман принес много страданий) спросила у соседа - православного батюшки куда бежать, где искать помощь. И он на полном серьезе сказал -иди к пятидесятникам- там молитвы сильные и центры реабилитации алко и наркозависимых есть.
    Мы проповедует Христа - Сына Божьего родившего во плоти от девы Марии, распятого за грехи наши и воскресшего, чтобы и мы с Ним воскресли для новой жизни. Сектой нашу Церковь называют по старинке (наследие атеистического общества.)Тогда лилось много грязи и клеветы на верующих.
    Мы каемся в своих грехах, Исповедуем Господа Иисуса Христа Спасителем, принимаем святое водное крещение по вере, и получаем от Бога дар Духа Святого. В этом даре - сила Божья. Иисус говорил ученикам " Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой!. " Хочу предупредить атеистов - не кощунствуйте: любой грех простится человеку, кроме хулы на Духа Святого. Наша церковь выполняет великое поручение Иисуса Христа - проповедуем Евангелие всем людям, чтобы все имели шанс спастись. Чтобы на суде Белого престола никто не сказал: я об этом не слыхал!
    Я уверена, что любой человек имеет возможность придти в пятидесятническую церковь и убедиться: все что там говорится - полностью соответствует Слову Божьему. Так мы и жить стараемся. И не принимаем огульных беспочвенных обвинений в наш адрес. Готова так же искренне ответить на ваши любые вопросы.
  9. Тоже самое, что и баптисты, с разницей только, что пятидесятники практикуют молитвы на иных языках.
  10. протистантское направление.
    проповедуют сво понимание христьянства основанное на ериси.
    На пятидесятый день было сошествие Духа Святого.
    Читай деяния опосталов.
  11. трясуны.
  12. Христиане веры евангельской (ХВЕ) - пятидесятники имеют много течений в своей среде: от смиренно- баптистского до агрессивно- харизматического.
    все пятидесятники (как и баптисты) проповедуют евангелие. Потому и называются: евангельские христиане.
    В отношении православия это секта, в отношении протестантов - братья.

Промышляет не только РПЦ, но и все остальные «кроткие последователи Христа». Однако поскольку федеральная власть не участвует в прямой поддержке «других христиан», им часто приходится находить другие источники дохода.

В данном случае речь идет о т.н. «Пятидесятниках». Т.е. группа протестантов-христиан. Вероятно, вся деятельность коих осуществляется при поддержке западных соратников, как это чаще всего бывает, если речь идет о протестантах вообще. Впрочем, им, как и всем остальным, денег всегда «мало», так что нужно искать всегда альтернативные источники дохода.

Хотелось бы чуточку рассказать о самой группе. Во-первых, появилось это все в начале XXвека в США. Сторонники культа считают важной частью «прямое общение с богом», т.е. они верят, что порой могут в буквальном смысле разговаривать с божеством. Не удивительно поэтому, что они часто «предсказывают» конец света, а также «лечатся молитвами».

Понятно, что их бы назвали полными психами, если бы они общались не с Иисусом, а, например, с другим божеством (с Мневисом, например). А раз они общаются с Иисусом, то все в порядке (особенно в США). К слову, называются они пятидесятниками лишь постольку, поскольку Иисус пришел навестить апостолов именно через 50 дней после «воскрешения». Кажется, все логично, не так ли?

Важным элементом культа является утверждение о том, что пятидесятники такие же христиане, как и апостолы Иисуса. Т.е. они утверждают, что бог их наделил свойством «говорить на разных языках», как было записано в библии. Однако на деле их разговоры на «иных языках» представляют лишь нелепое бормотание, и рассчитано на невежд. Они могут сказать: «абапоал выалаов поаоа» и уточнить, что это на арабском или венгерском, к примеру (конечно, только тем, кто не знает эти языки).

Не удивительно, что крестьяне российской империи достаточно быстро включились в данную организацию, поскольку бормотание проповедниках на якобы «других языках» для них казалось чем-то «уникальным». Такую уникальность может повторить любой человек, который умеет издавать звуки.

Поскольку они считают, что якобы умеют говорить на всех языках мира, то, понятно, они умеют и исцелять, и воскрешать людей. В них ведь в теории вселяет сам «святой дух» и прямо-таки действует через них.

Говорить о безумии можно долго. Однако ясно, что питаются они не «духом святым». Соответственно, они быстро сообразили, что могут зарабатывать на пропаганде, «исцелении», «крещении», и «откровениях» духа. Ведь можно у «духа» что-то спросить или узнать за дополнительную плату. Т.е. если экстрасенс может «говорить» с «духом» покойного родственника, то эти могут говорить со «святым духом», причем дешевле, чем это делает экстрасенс. Про исцеления от самых опасных болезней и говорить не стоит. Зачем обращаться к врачу, когда сам святой дух лечить будет?

В общем, пятидесятники в челябинской области имеют свой приход, который называется «Исход». Помимо «исцелений» и прочего, они также занимаются «лечением» алкоголиков и наркоманов. Понятно, что за дополнительную плату.

Как оказалось, деятельностью общительных сумасшедших со святым духом заинтересовалась прокуратура, поскольку поступали неоднократные жалобы о том, что эти «кроткие» люди попросту удерживают силой наркоманов и алкоголиков в своем якобы «реабилитационном центре». Держат, понятное дело, не просто так.

Из сообщения прокуратуры:

"Совершеннолетние граждане оказались во власти приверженцев евангелического христианства не по своей воле. В религиозную организацию их привели родственники в надежде, что они вылечатся от наркомании и алкоголизма молитвами и покаянием"

Т.е. фактически этим людям вместо реального лечения «промывали мозги» безумием о том, что можно общаться со святым духом и говорить на разных языках. Сомнительное, надо сказать, лечение.

Самое интересное, что везли туда людей со всей страны. Неизвестно каким образом, но эта организация пользовалось неким «авторитетом». Вероятно, не все знали о том, что данная организация исключительно имеет отношение к «Пятидесятникам». Думали, видимо, что это просто реабилитационный центр.

Получилось так, что людей держали в частном доме, запрещали из него выходить, кормили очень скудно, навязывали безумный культ. Родственникам запрещали посещать, дабы «не мешать исправлению». Делалось это для того, чтобы родственники платили деньги. В месяц 12 тысяч. Сумма не кажется большой, но вытягивали ее со старушек и проч.

В данный момент «реабилитационный» центр закрыт, и прокуратура проводит проверку. Вероятно, учреждение ликвидируют. Однако важно отметить, что подобное мракобесие характерно не только для пятидесятников. Сегодня религиозных «реабилитационных центов» существует много. И если прокуратура занимается протестантами или католиками, то центрами, где стоит надпись «РПЦ МП» они, понятное дело, не занимаются. Но лучше ли там? Ведь тоже будут собирать деньги и промывать мозги вместо реальной помощи.

Общие сведения

Хотя пробуждение происходило в конце 19 века - Пятидесятничество началось в первом веке, во время сошествия Духа Святого на учеников Иисуса 50 дней после его вознесения. отсюда и имя - пятидесятники. эта вероисповедание само подробно следует Евангелию. Пятидесятничество - одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в конце XIX - начале XX вв. в США. Его идейные истоки лежат в религиозно-философском движении ривайвелизма (англ. revival - «возрождение, пробуждение»), возникшем в XVIII в. среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и др. стран, и в развившемся в рамках последнего « » (англ. Holiness Movement ).

Пятидесятники особое значение придают Крещению Святым Духом , понимая его как особое духовное переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают это переживание тождественным пережитому апостолами на пятидесятый день после воскресения Христа. И поскольку день этот назван днем Пятидесятницы , то отсюда и название «пятидесятники» .

Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется евангелизацией (Деяния 1:8), но обязательным его знамением является говорение на иных языках (Деяния 2:4, 10:44-46, 19:6). Специфическое понимание явления «говорения на иных языках» является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что есть дар говорения на иных языках, который проявляется как в евангелизации иностранцам, так и вкупе с даром истолкования как дар пророчествования. Также, они считают, что есть молитва Духом, которая тоже является говорением на иных языках и которая очень важна для каждого верующего - Римл. 8:26, Еф. 6:18.

Впоследствии Дух Святой наделяет верующего другими дарами, из которых пятидесятники особенно выделяют дары слова мудрости, слова знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, истолкования языков. См. 1 Коринфянам 12:8-10.

Пятидесятники признают два таинства - водное крещение и Вечерю Господню (причастие). Некоторые из них понимают таинства символически, а не сакраментально. Также признают следующие обряды: бракосочетание , благословение детей, молитву о больных, рукоположение , иногда омовение ног (во время причастия).

История

Пятидесятническое движение возникло на стыке XIX-XX веков в атмосфере поисков ответа на угрозу либерального христианства . Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты.

Джон Уэсли

Началом процесса, завершившегося возникновением пятидесятничества, следует считать деятельность выдающегося проповедника XVIII века Джона Уэсли , основателя церкви методистов . Во-первых, именно методизм стал тем богословским и социальным контекстом, в котором полтора столетия спустя родилось пятидесятничество. Во-вторых, именно во время проповедей Уэсли, по некоторым свидетельствам, начали происходить явления, сходные с пятидесятническими переживаниями (хотя сам Уэсли их и не поощрял):

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории пятидесятнического движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея. Он уверовал в 21 год и стал известен, как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США , Англии и Шотландии , обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт и он впервые, по-настоящему употребил этот термин. Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном».

И ещё одна цитата:

«Я получил мощное Крещение Духом Святым без малейшего ожидания, не имея ни малейшей мысли об этом. Дух Святой сошёл на меня таким образом, что, казалось, пронизывал моё тело и дух, как поток текущей любви, как дыхание Божие. Никакие слова не могут описать любовь, которая была излита в мое сердце. Я громко плакал от радости и счастья и, наконец, был вынужден выразить мои чувства в громком крике» ."

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди. Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние. «Я могу лишь сказать одно, что Бог открылся мне, и я пережил столь огромное наслаждение Его любовью, что стал упрашивать Его, чтобы остаться подольше в Его руке». Он основал Чикагский Библейский Институт Муди и директором этого института назначил человека по имени Торрей, который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Движение Святости и Кесвикское Движение

Кесвикское движение «Higher Life» («Высшая жизнь»), получившее распространение благодаря нескольким американским проповедникам «движения святых» (Х. В. Смит и В. Е. Бордмен). Говоря о «втором благословении», они перенесли акцент с «сердечной чистоты» Уэсли на «наделение духовной силой для служения», а кроме того очень много говорили о божественном исцелении, являющемся одним из самых необходимых даров церкви.

Движение исцеления

Чарльз Фокс Пархэм

Начало связано с Чарльзом Пархэмом. Он был священником и, читая Деяния , пришел к выводу что Христиане обладали секретом, который они утратили. Пархэм прекрасно понимал, что один не сможет найти решение, и никакому отдельно взятому человеку решить данную проблематику также не является возможным. Он решил организовать Библейскую школу, где он должен стать директором и ее учеником, чтобы в таком составе искать этого блага. В г. Топика , штат Канзас он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; 40 студентов откликнулись.

В декабре Пархам должен был уехать на конференцию и дал задание ученикам. По возвращению, он обнаружил, что студенты школы, независимо друг от друга читая книгу Деяний, пришли к одному и тому же выводу: в 5 случаях, описанных в Деяниях, когда крещение получили впервые, зафиксировано говорение на языках.

  • 4. В Кессарии

Чудо глоссолалии

Пархам предложил молиться о получении от Бога такого крещения со знамением иных языков. На другой день они молились все утро в собрании до полудня и весь день в особняке стояла атмосфера ожидания. В 19 часов в канун Нового 1900 года студентка Агнес Озман вспомнила, что руки возлагали.

Это одна из дат, которую пятидесятники рассматривают как одну из исходных дат истории своего движения. Они указывают на тот день, как на первый, со дней ранней церкви, когда было взыскано крещение Святым духом, когда говорения на языках ожидали, как исходного доказательства крещения Святым Духом. Чарльз Пархам очень обрадовался, что он будет теперь проповедовать везде. Но он не дошёл и до середины Канзаса . Его нигде не приняли, встретив «в штыки» саму идею говорения на языках. В Америке невозрожденные христиане настолько жестоко относились к движению святости, что отлавливали идущих на собрание и били их палками. Чарльзу Пархаму не удалось продолжать работу в школе, этот особняк «Стоуна» продали и ничего у него дальше не получилось.

Уэльское пробуждение 1904-1905 гг.

Пробуждение в Уэльсе развивалось по достаточно необычному, нехарактерному сценарию, показывая следующие ситуации: обращение в активную христианскую веру людей, ранее совершенно не интересовавшихся ею, отсутствие судебных дел (вплоть до того, что городские власти символически подарили белые перчатки судьям - в знак их свободы от прямой работы), трактиры были пусты, не слышалось больше ругательных слов, чтение бульварных романов резко сократилось, футбольные клубы (чьи игры сопровождались агрессией и драками) были распущены, театральное общество города уехало из-за резкого снижения интереса публики к театру. До декабря 1904 года насчитывалось 70 тыс. верующих-христиан, к маю 1905 года их было уже 85 тысяч.

В середине прошлого века возникло «Движение Святости», они утверждали взаимосвязь рождения свыше и освящения. У людей стал просыпаться интерес, чтобы сила Божия более могущественно действовала в церкви. Во многих случаях, по утверждению верующих, сила Духа Святого действовала так, как впоследствии была воспринята и сформулирована в пятидесятническом движении.

Это состояние Церкви, в котором появилось пятидесятническое движение.

Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархам переехал в Эльдорадо Спенес и в его служении произошёл перелом. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. О нем разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархама стала видеть.

Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. Матфея 1:20, 1-е Тимофея 3:16)). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

В 1995 от ОХЦВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской , ставший, фактически, основным объединением харизматических церквей России.

Также существует Объединение Независимых Церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники из харизматического союза более активны в социальной сфере, чем консерваторы. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг» , нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к

Факт 1. Пятидесятники – пацифисты

Среди традиционных пятидесятников распространены представления о непротивлении злу. В этой связи они не могут применять оружие против человека. Из-за религиозных убеждений многие пятидесятники не хотят идти в армию. Те же из них, кто не отказывается служить родине (а таких тоже немало), приходя в ряды вооруженных сил, объясняют, что готовы выполнять в армии любую работу, но только не могут взять в руки оружие. В советские времена некоторые из пятидесятников за отказ принять присягу были осуждены.

Факт 2. Пятидесятники не крестят детей

По мнению пятидесятников, человек должен сам принимать решение о крещении, будучи взрослым. Название этой церкви происходит от «пятидесятого дня» после воскрешения Христа, в который, по Библии, на апостолов снизошла сила Святого Духа. Поскольку в Крещении Святым Духом особое значение имеет духовное переживание и его эмоциональная сторона, пятидесятники предпочитают крещение в сознательном возрасте, когда человек уже может в полной мере осознать и проявить свои эмоции.

Факт 3. Проповедники церкви «общаются» с Христом

Во время массовых служб на многих пятидесятников снисходит «божественное откровение». Лидеры церкви не раз публично заявляли о своем собственном опыте прямого общения с Христом. Так, проповедник XIX века Чарльз Финней, который стал одним из первых значимых миссионеров церкви в Англии и США, писал, что однажды Христос явился к нему во время молитвы. Божий сын ни о чем не говорил с Финнеем, но якобы посмотрел на него так, что на проповедника моментом снизошла божественная благодать. Другой знаменитый пятидесятник , Моуди, в своих проповедях признавался, что был в «руках» бога.

Факт 4. Лидер пятидесятников Моуди в детстве работал за еду

Дуайт Моуди

Один из самых авторитетных лидеров церкви пятидесятников, проповедник Дуайт Моуди никогда не выглядел как выходец из бедной семьи. Однако мало кто догадывается, что в детстве в меру упитанный, элегантно одетый, харизматичный пуританин имел восемь братьев и сестер, а родители его едва сводили концы с концами. В 1841 году, когда Моуди было всего 4 года, отец мальчика, простой каменщик, умер, не оставив никакого наследства. Детей по достижении сознательного возраста мать отправляла на работу к соседям. Маленький Дуайт за свои услуги получал молоко и кашу. И хотя работать сыну не очень нравилось, мама все равно не разрешала ему бросить работу.

Факт 5. Пятидесятник может заговорить на любом языке

Способность говорить на языках – один из главных спорных фактов, за которые течение критикует христианская церковь. По мнению пятидесятников, крещенный Святым Духом верующий получает этот дар говорения. Чтобы талант проявился, во время экстатических сеансов одни верующие «возлагают руки» на голову других. Однако многие ученые считают, что пятидесятники «путают» божий дар с психическим расстройством – глоссолалией, несвязная речь больных при котором вряд ли может быть воспринята как иностранные языки.

Несмотря на это, многие пятидесятники продолжают практиковать эту способность во время коллективных молебнов. История церкви гласит, что в начале XX века в Библейской школе Чарльза Пархэма он и его ученики независимо друг от друга обнаружили в Деяниях Апостолов один и тот же факт. После Крещения Святым духом в День Пятидесятницы, в Самарии, Эфесе и других местностях на верующих снизошло знамение, которое проявилось в неожиданном говорении на иностранных языках. После ряда экспериментов одна из студенток школы якобы заговорила на китайском и продолжала «общаться» на нем три дня.

Практики глоссолалии в обрядах святости характерны для многих религий, и особенно часто встречаются в нехристианских культах (шаманских практиках в Сибири, в Индонезии, Малайзии, у народов крайнего Севера, в Китае и Корее, в африканских племенных религиях). Ученые, которые обстоятельно изучали этот феномен, не раз отмечали, что в Библии «дар языков» может выступать своего рода аллегорией. В сюжетах о Крещении Святым духом он символизирует необходимость проповеди слова божьего на разных языках и именно в этом смысле может толковаться миссионерами.

Факт 6. Пятидесятники в США стали «третьей государственной религией»

По конституции в Соединенных штатах, где вероисповедание свободно, никакая религия не может быть признана государственной. Однако если говорить о численности конфессий, то за последние десятилетия число пятидесятников в стране увеличилось в несколько раз. Считается, что сегодня они являются третьей по количеству последователей религиозной группой после католиков и баптистов . Всего в США более 23% «ревайвалистов», в том числе классических пятидесятников и харизматов. Огромную их часть составляют афроамериканские харизматические церкви. В христианском мире в целом, по данным Pew Forum, пятидесятников – около 12-13% (279 миллионов человек).

Факт 7. «Святой смех» и рок-концерты

Одно из нетрадиционных, но популярных направлений веры пятидесятников – теология харизматов. Последователи этого движения практикуют на совместных собраниях «святой смех», «падение» и групповые танцы. Как и рядовые пятидесятники, они «говорят на языках», получают божественные откровения и входят в транс. Однако, кроме того, на их собраниях можно услышать современный рок, диско и техно-музыку. Иногда танцевальные и хоровые программы харизматов напоминают скорее шоу, чем молитвы. Поэтому в «главной» церкви пятидесятников эти практики, как правило, осуждаются.

Ксения Жарчинская