Молитва приветствия мечети. Правовое положение (хукм) молитвы приветствия мечети

Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

« Аллахумма-фтахлии абваба рахматика » перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости» . затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!» . Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается. Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия. Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

Намаз упускается, если он стоял долго, в независимости от того, было ли это сделано осознанно или по забывчивости. Длинным считается такой промежуток времени, который превышает среднее время совершения двух ракаатов. Но если он стоял не долго, то время намаза-тахият не упускается, даже если он стоял умышленно.

Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

«СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого» . Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Когда не следует совершать намаз-тахият?

  • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
  • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной
  • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
  • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это - согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву» )
  • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
  • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

Как читать тахитуль-масджид намаз?

Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Намаз-тахийят – это двухракаатный намаз, совершаемый после входа в мечеть.

При входе в мечеть произносят салават – формулу благословения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), затем читают:

اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

Перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости».

В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

Этот намаз следует совершать всякий раз при входе в мечеть, даже если вы вошли ненадолго. Если вы вышли на короткое время и снова зашли, то и в этом случае следует совершить тахийят. Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.). Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

Если мусульманин сядет в мечети, то время совершения намаза-тахийят заканчивается. Так же заканчивается его время при отказе его совершения. Но если он сел по забывчивости и не прошло времени больше, чем нужно для совершения двухракаатного намаза, то время намаза-тахийят не считается законченным. Время его не заканчивается и в том случае, если присесть, с намерением тут же встать, например, из-за усталости или присесть, чтобы испить воды. Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить, то ему желательно четыре раза произнести:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

Перевод: «Пречист Аллах, всякая хвала Аллаху, нет божества, которому следовало бы поклонятся кроме Аллаха, Аллах велик и нет силы оставить плохое и нет мощи совершить хорошее, кроме как от Аллаха Великого и Величественного».

Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

Если в пятницу мусульманин войдёт в мечеть во время чтения проповеди (хутбы) имамом, то и тогда ему следует совершить намаз-тахийят.

В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намаз-тахийят – это настоятельная сунна (суннатун муаккадатун). Его разрешают совершать и в периоды, когда совершать намазы нежелательно. Но если его пропустили, то возмещать уже не надо.

Намерение произносится так: «Я вознамерился совершить намаз-тахийят».

Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

Мухаммад Халиков

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

По многочисленным просьбам одного человека выкладываю... Как совершать пятничный намаз?

Пятничный намаз - это двухракаатный кол-лективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, пример-но 14,5 лет) и проживающих в данном населен-ном пункте.Чтобы пятничный намаз считался действи-тельным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв). В каждом населенном пункте пятничный на-маз совершают всей общиной в одном месте -в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допуска-ется совершение пятничного намаза в другой мече-ти.

При условии что вы пришли в пятничный день во время в мечеть то вы совершаете двухракатный суннат - тасбих намаза (за мечеть), слышите слова призыва на молитву (Ас-соля....)! а затем начинается проповедь имама (на русском языке)... она длиться минут 40 следом дается АЗАН! после него имам делает короткие объявления и мы слышим иКАМАТ после него совершается 4х ракатный ДЖАНАЗА намаз (без поклонов) где каждый ракат начинается с Такбира (прославление Творца словами "АЛЛАХу Акбар!")...

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отно-шению к умершему мусульманину является со-вершение над усопшим джаназа-намаза, пред-варительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

Порядок совершения джаназа-намаза

  1. Необходимо иметь мысленное намерение, желательно также произносить его: "Я намерева-юсь совершить срарз-джаназа-намаз за душу (тако-го-то - имя усопшего) сына (дочери такого-то - имя отца усопшего), во имя Аллаха". Если же не знаешь имя усопшего, можно сказать "...за душу этого усоп-шего". Совершая джаназа-намаз за имамом можно сказать "...за того (затех), за кого сделал нийят (со-вершает намаз) имам".
  2. С поднятием рук, как и в обычном намазе, произносят и Аллаху акбар" для вступления в на-маз.
  3. Опустив руки и положив их на живот, чи-тают суру "Фатиха".
  4. После чтения суры "Фатиха" опять подни-мают руки, как и в начале, и произносят "Аллагьу ан бар ".

5. Опустив руки и положив их на живот, как и
при чтении суры "Фатиха", читают салават: "Ал-лахгьумма са.ии г/ала Мух1аммад". (Можно чи-тать и более длинные варианты салавата, лучше всего "кама салайта").

  1. Опять поднимают руки и произносят "Ал-лаху акбар ".
  2. Опустив и положив руки на живот, читают дуа за усопшего:

"Аллагьумма гъфир лагьу ва рх1амгьу" (если усопшая женщина - "Аллахгьумма гъфир лагьа ва рх1амгьа ", если намаз совершают за многих - "Ал-лахгьумма гъфир лагьум ва рх1ам гьум то есть в зависимости от рода и числа меняется только окон-чание). Есть и другая, более длинная молитва (дуа), читаемая при этом 22 . Но для начала достаточно и приведенной молитвы.

  1. Еще раз поднимают руки и произносят "Аиаху акбар".
  2. Опустив и положив на живот руки, читают следующую молитву (дуа):

"Аллагьумма ла тах1римна ажрагьу, ва ла ш афиши пи баг/дагьу, ва гъфир лана ва лагьу". До заучивания данной молитвы можно читать ту же мо-литву, что и в предыдущий раз (смотрите пункт 7).
10. Дважды произносят "Салам", сначала по-ворачивая голову вправо, затем - влево.
По завершении намаза, вытянув руки вперед, еще раз читают дуа (молитву-мольбу) за усопшего.


после данного намаза совершаются два 2х ракатных суннат-ратиба намаза (делаются они отдельно от джамаата тоесть каждый делает сам по отдельности...)

после чего мы слышим еще один АЗАН за которым следует обязательная проповедь-ХУТБА состоящая из двух частей (хут1ба-специальная пятничная проповедь на арабском языке)... во время которой запрещается разговаривать между собой и с самим собой вслух:)!!! После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают "камат" (къамат) и приступают непосредственно к пятничному намазу...если вы пропустили хутбу тоесть не успели услышать хотябы ее конец то ваша пятничная молитва не считается. Поокончании ХУТБЫ звучит иКАМАТ (второй призыв на молитву похожий на азан но короче) имам спускается с МИНБАРА (очень высоко находящаяся кафедра) и становится перед джамаатом и вот теперь начинается обязательный пятничный - ДЖУМА намаз (РУЗМАН)!

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумг1а)

Порядок совершения такой же как у любого двухракатного намаза совершаемого джамаатом т.е. пока имам читает Фатиху все молчат и слушают... после того как он дочитывает ее каждый отдельно читает Фатиху... а имам начинает читать любую Суру из Корана... Во втором ракате после поясного поклона - рукъу иногда читается дуа Къунут (МАГЬДИНА).


В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного насе-ленного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомнева-ются) после пятничного намаза совершают и обыч-ный 4-ракаатный обеденный намаз. После него чи-тают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и со-вершают ратибаты (суннат-намазы).
Все! это не сложно...

Ас-саля́му ‘алейкум – мусульманское приветствие (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ - мир вам). На приветствие отвечают уа-алейкум ас-саля́м (араб. ‏وعليكم السلام‎‎ - и вам мир). Слово «салам», однокоренное с «ислам», буквально означало «мир с Богом».

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствия между собой!» (Муслим)

Варианты приветствий

Ассаляму алейкум – общепринятая форма приветствия без конкретизации по полу, так как грамматически указывает на второе лицо множественного числа (вам).

Ас-саля́му алейка (араб. السلام عليك‎‎ - мир тебе) - при обращении на «ты» к одному мужчине;

Ас-саля́му алейки (араб. السلام عليك‎‎ - мир тебе) - при обращении на «ты» к одной женщине;

Ас-саля́му алейкума (араб. السلام عليكما‎‎ - мир вам (обоим)) - при обращении к двум людям любого пола;

Ас-саля́му алейкунна (араб. السلام عليكن‎‎ - мир вам) - только при обращении к трём и более женщинам;

Ас-саля́му алейкуму (араб. السلام عليكم‎‎ - мир вам) - при обращении к группе из трёх или более человек, в которой есть хотя бы один мужчина; или высшему государственному лицу (королю, министру и так далее);

Ас-саля́му алейкум ва-рахмату-Лла́х (араб. السلام عليكم ورحمة الله‎‎) - форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха»;

Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. السلام عليكم ورحمة الله وبركاته‎‎) - форма приветствия, означающая: «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение».

Ва-алейкум ас-саля́м ва-рахмату-Лла́хи ва-барака́тух (араб. وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته‎‎) - форма ответа на приветствие, означающая: «И вам мир, милость Аллаха и Его благословение».

Саля́м (араб. سلام‎‎ - мир) - так мусульмане приветствуют друг друга в некоторых странах. Причем,так могут здороваться с мусульманами и между собой и представители других религий.

Адабы приветствия

1. Быть щедрыми на приветствия. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, никогда не был скуп на приветствие. В передаче от Абдуллы бин Амра: «Пророка спросили: "О, Посланник Всевышнего! Что в Исламе наилучшее?". "Наилучшее - если накормишь голодного, поприветствуешь и знакомых, и незнакомых", - ответил Пророк».

2. Обязательно отвечать на приветствие. «Салям» - это еще и дуа (мольба), произнесенная языком и идущая от сердца, и нужно обязательно отвечать тому, кто желает вам мира, милости и благословения.

3. Согласно Корану, мусульмане обязаны отвечать на приветствие, используя не меньше слов, чем тот кто поприветствовал первым.

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь»

Священный Коран. Сура 4 «Ан-Ниса» / «Женщины», аят 86

4. Мусульмане приветствуют друг друга, даже если они находятся в ссоре. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда встретятся два мусульманина, то пусть приветствуют друг друга, а если между ними произошла ссора или возникла вражда, то пусть также приветствуют друг друга» (Абу Дауд).

5. Первыми приветствуют: старший - младшего, горожанин - сельского жителя, всадник - пешего, стоящий - сидящего, хозяин - прислугу, отец - сына, мать - свою дочь. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий - сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) - большую» (Аль-Бухари, Муслим).

6. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Вновь прибывший из вас пусть приветствует присутствующих и покидающий вас пусть также выскажет приветствие остающимся. И не превосходит первое приветствие по значимости последнее».

7. Перед приветствием людей в мечети мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).

8. Мусульманам нельзя первым приветствовать:

  • Мужчинам - незнакомых девушек, молодых женщин
  • Читающего молитву (намаз), проповедь (хутбу) либо Коран
  • Совершающего поминание Аллаха (зикр) или произносящего проповедь
  • Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат)
  • Принимающего пищу или отправляющего естественную нужду
  • Человека, совершающего грех

Всевышний Аллах знает лучше

Представьте себе гостя, который приходит к вам домой, садится, занимается какими-то своими делами, удовлетворяет свои нужды, а затем уходит, даже не поздоровавшись с вами?... Последствия такого визита очевидны! А что если такое поведение повторяется еженедельно или даже ежедневно? Однако, мы сами ведем себя точно так же, даже не замечая этого.

Посещение дома Аллаха - это посещение Самого Аллаха

Человек, посещающий мечеть, описывается в хадисах как тот, кто посетил Самого Аллаха Тааля (Шуабуль Иман, хадис 2943, также см. Тахриджуль Ихья, хадис 408).

Передается, что однажды один сподвижник вошёл в мечеть Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и сел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал ему замечание, спросив его: «Что помешало тебе совершить два ракаата намаза, прежде чем ты сел?» Он ответил: «О, Посланник Аллаха, я так и собирался сделать, но увидел, что ты и остальные люди уже сидят». На что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда кто-нибудь из вас входит в мечеть, ему не следует садиться, пока он не совершит два ракаата приветственного намаза» (Сахих Муслим, т.1, с.248).

Абу Катада (радыАллаху анху) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал ему:

«Исполняй право мечети». Он спросил, что такое право мечети, на что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Два ракаата намаза, прежде чем сесть» (Сахих Ибн Хузеймы, 1824, Фатхуль Бари, т.1, с. 696, хадис 444).

Эти два ракаата называются тахийятуль-масджид (приветствие мечети). Алимы утверждают, что на самом деле это приветствие Самому Аллаху, поскольку мечети называются Его домом (Тахтави, с. 215, Шами, т.2, с. 18).

Важность, которую Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал этому намазу, видна из хадисов, приведенных выше. Некоторые ученые, поэтому, считали этот намаз ваджибом, хотя общепринятое мнение, что он является сунной (Фатхуль Бари, т.1, с.696, Шами, т.2, с. 18).

Признак Судного дня

Пренебрежение этой практикой в нашем обществе в настоящее время было предсказано в хадисах как один из признаков Судного дня. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал, что перед Судным днем человек будет приходить в мечеть и оставлять совершение двух ракаатов приветствия (тахийятуль-масджид ) (Фатхуль Бари ли Ибн Раджаб, т.3, с.277, Маджмау з-Заваид, т.2, с.24).

Ученые говорят, что сознательное пренебрежение этой практикой является макрух (порицаемым), поэтому, когда в следующий раз мы посетим мечеть, давайте будем более этичными. Поступая таким образом, мы укрепим нашу связь с Аллахом, а также с самой мечетью, иншаАллах.

Факихи утверждают, что сунна приветствия мечети будет выполнена, если человек совершит любой намаз при входе в мечеть (обязательный, желательный и т.д.) перед тем, как сядет. Можно даже совершить этот намаз уже после того, как человек сядет по забывчивости (Шами, т.2, с.18).

Во время макрух совершать намаз приветствия порицается

Ханафитские факихи пишут, что если человек входит в мечеть в то время, когда порицаемо совершать желательные намазы, ему не следует совершать намаз приветствия. Ему лучше будет заняться поминанием Аллаха и чтением тасбиха (Тахтави, с.215, Шами, т.2, с.18).

Временем макрух для совершения желательных намазов является:

  • Время после совершения обязательного утреннего намаза (фаджр) до того времени, когда до восхода солнца остается 15 минут (Сахих Бухари, хадис 586, Сахих Муслим, т.1, с.275).
  • В полдень (Сахих Муслим, т.1, с.276).
  • Время после совершения обязательного послеполуденного намаза (аср) до захода солнца (Сахих Бухари, хадис 586).
  • Во время пятничной хутбы (Насбур-райя, т.2, с.201-202).

В настоящее время степень пренебрежения этой сунной вызывает тревогу. Пусть Аллах Тааля вложит в нас понимание значимости этого намаза. Амин.