Проявлять терпение. Терпишь ты или терпят тебя

24.09.2021 Станки
ﷺ спрашивали, чем является иман, он иногда просто резюмировал: «Иман – это терпение » . В другом хадисе Пророк ﷺ говорил: «Терпение для имана имеет такое же значение, как голова для тела, и если уйдёт терпение, уйдёт и иман» .

Лексическое значение слова «терпение» – удерживание. Всевышний в Коране говорит (смысл): «И удерживай себя вместе с теми, которые обращаются, взывают к Аллаху мольбами по утрам и вечерам, стремясь к довольствию Аллаха. Не отводи свои глаза от этих людей, желая прелести этого мира, и не подчиняйся тому, чьё сердце Мы сделали отвлечённым от Нашего поминания, не будь с теми, кто предпочитает следовать за своими страстями» (сура «Аль-Кахф», аят 28).

Многие сегодня терпят из каких-то соображений, из страха перед кем-то или чем-то, ради личных целей, ради кого-то. Но Всевышний призывает нас не к такому терпению . Всевышний говорит в Коране о тех людях, которые терпели ради Всевышнего Аллаха , исполняли намаз, расходовали из того, чем их наградил Аллах, – тайно и явно, на зло отвечали добром.

Обратите внимание, всё наше поклонение связано с терпением . Чтобы пять раз в день совершать намаз, нужно терпение , и поэтому, наверное, многие, из-за его отсутствия, намаз не выполняют. У них не хватает терпения пять раз в день совершить омовение и встать перед Всевышним; они не постятся, не желая испытывать чувство голода. Терпение нужно и при совершении обрядов паломничества – хаджа, при выдаче закята. Благой нрав, к которому нас призывают Пророк ﷺ и Коран , связан с терпением . Чтобы быть щедрым, надо терпеть; чтобы быть храбрым, смелым в истине, – надо терпеть.

Нуждаются ли, кроме человека, другие творения в терпении?

Ангелам не нужно терпение, потому что они созданы только для поклонения, они чисты разумом, ни на миг не отвлечены от поминания Господа. Животные тоже лишены терпения, так как они следуют за своими страстями, инстинктами. И только человек, это его удивительная особенность, находится между двумя силами, которые нас всегда тянут в одну из двух сторон. Мы созданы из разума, которым наделены ангелы, и из похоти и страсти, которыми наделены животные. Страсти нас тянут к земле, к удовлетворению своих потребностей, а разум – к познанию Творца , к мудрости, к обретению знаний.

Человек наделён свободой выбора между ними. Уверовавший (мумин) всегда всё терпит и делает то, что приводит к довольствию Бога. Так устроено наше естество: наша душа требует поминания Господа , требует любви, диалога с Ним. Создатель в Коране , буквально в трёх аятах, говорит о том, с помощью чего мы можем войти в Рай (смысл): «Аллах воздал им Рай за то, что они терпели» . Во втором аяте сказано (смысл): «Обитатели Рая, тем, кому уготовлен Рай, получат награду от Всевышнего Аллаха – дворцы в Раю – за то, что терпели, и будут там слышать от других только приветствие» . В третьем аяте сказано (смысл): «Мир вам, входящим в Рай с тем, что вы терпели, и как прекрасна эта последняя обитель!» Дай Аллах, чтобы эти слова мы услышали в Судный день! Амин.

Но прежде чем услышать их, на этом свете придётся много терпеть. Аллах говорит (смысл): «Воистину, человек создан нетерпеливым. Когда его коснётся какая-нибудь беда, он тут же проявляет нетерпимость. А когда будет благо, он сразу же становится жадным, за исключением совершающих намаз» .

Самый лучший вид терпения – когда человек может наказать того, кто был с ним несправедлив, но ради Аллаха проявляет терпение и прощает. И поэтому Пророк ﷺ сказал: «Самый любимый для меня глоток – это глоток терпения , когда я сдерживаю свой гнев, и какой бы раб Аллаха ни сдержал свой гнев, Всевышний непременно заполнит его сердце верой (иманом)» .

Одним из плодов терпения является успех, и в этой связи даже неверующие, атеисты проявляют терпение. У одного очень великого изобретателя спросили, как он добился таких высот в науке. Он ответил: «99 частей из 100 я отдавал труду, это было терпение, и какая-то часть была вдохновением».

Проявляя терпение, мы улучшаем свой нрав. А как известно, истинным украшением человека является не яркая внешность, а благой нрав.

Правило 8. Проявляйте терпение к окружающим

Сознательно настраивая себя проявлять коммуникативную толерантность, человек тем самым резко ограничивает выход вовне энергии, сопровождающей раздражение и недовольство партнеров. Приходится усилием воли гасить в себе негативную энергию, возникающую в тех случаях, когда партнер не такой, как ты. Он иначе думает, оценивает, поступает – это тебе не нравится. Он чем-то неприятен, что-то в нем неприемлемо, – с этим хочется бороться. В конце концов порой он просто действует на нервы. И вот в момент энергетического всплеска надо заставить себя сохранять самообладание. Сложнейшая задача. Многие люди с ней не справляются. Почему? Они делают элементарную ошибку: стараются сдерживать себя в конкретной ситуации. Вот индивид, который мне чем-то неприятен, и я постараюсь относится к нему терпеливо. Когда-то тактика оправдывает себя, а чаще нет. Встречается новый партнер с некоммуникабельными качествами и вновь приходится сдерживать себя. Следует принципиально поменять тактику.

Научитесь проявлять коммуникативную толерантность «за рамками случая», то есть во всех житейских ситуациях.

Надо создать себе внутренний настрой, который помогал бы терпеливо относится к людям в принципе. Вот некоторые рекомендации.

1. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности везде и всегда, если это не противоречит общепринятым нормам при возникших обстоятельствах.

Следовать этому правилу легко, если вы согласитесь с тем, что оно логично и опирается на аксиомы:

1) рамки общепринятых норм весьма относительны и подвижны, но не вы их определяете в том или ином случае, а обстоятельства;

2) человек проявляет свою индивидуальность в силу того, что это естественная форма его бытия, а не потому что вы готовы разрешить ему это или нет;

3) каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно и привычно, а не так, как это делаете вы или как бы вам того хотелось.

2. Стремитесь чаще приспособиться к индивидуальности партнера, не наоборот – приспособить партнера к своей индивидуальности.

Для этого:

1) будьте более гибким в своих оценках других людей, учитывайте мотивы и обстоятельства их действий;

2) не старайтесь перевоспитать, переделать партнера, подогнать под себя и сделать его удобным;

3) откажитесь от привычки судить о партнерах или типах людей категорично, жестко, безапелляционно: люди переменчивы, они изменяются со временем, они по-разному проявляют себя как в одних и тех же, так и в различных ситуациях.

3. Не используйте себя в качестве эталона для оценки суждений, вкусов, взглядов, поступков других людей.

1) никто, в том числе и вы, не является идеалом, истиной в последней инстанции, выразителем бесспорных мнений, вкусов и оценок;

2) всякое ваше субъективное заявление вроде: я считаю, мне кажется, я бы поступил иначе и т. п., сразу же предполагает право партнера сформулировать собственное субъективное мнение.

4. Научитесь в своем сознании фиксировать степень принятия непринятия партнера, что позволит вам обдуманно реагировать на ситуацию.

Наиболее вероятны такие ситуации:

1) партнер импонирует вам полностью – дайте ему понять это, поддерживайте в себе соответствующее умонастроение, не фиксируйтесь на деталях, способных разочаровать в партнере, – таковые при желании можно найти в каждом;

2) партнер импонирует вам частично – постарайтесь руководствоваться в отношениях с ним лучшими представлениями о нем, способствуйте тому, чтобы он чаще и ярче проявлял лучшие свои качества, помогайте ему преодолевать или, по крайней мере, не показывать отрицательные качества;

3) партнер совсем не импонирует вам – в таком случае либо принимайте его таким, как он есть, если взаимодействие с ним неизбежно, либо постарайтесь нейтрализовать или уменьшить значимость различий между вашим и его «Я».

5. Почувствовав, что вы не принимаете партнера, что он вас раздражает, вызывает напряжение, сначала осознайте причину своего дискомфорта, а затем выберите уместный вариант поведения.

Больше шансов нормализовать отношения с партнером, если вы действуете по такой схеме:

1) конкретизируете, что именно не принимаете в нем – особенности проявления интеллекта, эмоций, ценностей, этическое или эстетическое содержание, энергодинамические свойства или определенные черты характера и т. д.;

2) сообразите, как лучше всего при возникших обстоятельствах преодолеть неодобряемые различия между вашими «Я».

Например, вы нашли неприятные различия в сфере интеллекта – «поднимайте», насколько это возможно, партнера до своего уровня, если ваш интеллект сильнее, а если преимущество на стороне партнера, примите его. Вы заметили, что партнер заботится преимущественно о своих интересах и это раздражает вас, – подчеркните, какие интересы партнера вы принимаете полностью или частично, затем попросите его выразить отношение к вашим интересам. Вы обнаружили, что в оценке явлений, предложений или фактов вы руководствуетесь иными критериями по сравнению с партнером, – договоритесь о взаимоприемлемом варианте.

Различия касаются существенных этических принципов – отстаивайте гуманистические ценности – добро, справедливость, руководствуйтесь чувством долга; не совпадают второстепенные этические моменты – не заостряйте на них внимание, если это не повредит вашей репутации. Логика, которой вы руководствуетесь, проста: на каждую конкретную выявленную причину, вызывающую неприятие партнера, вы отвечаете конкретным взвешенным действием.

Коммуникативную нетерпимость нельзя преодолеть при помощи эмоций, амбиций, взаимных упреков и прочих деструктивных средств воздействия.

Предлагаем вашему вниманию различные формулы самосознания, усвоив которые, можно повысить уровень коммуникативной толерантности. Возьмите на вооружение некоторые, наиболее привлекательные для вас.

Формулы принятия другого человека

Возлюби ближнего, как самого себя.

Принимай человека, как он есть, ибо каждый имеет право быть самим собой.

Природа создала человека таким, как он есть, почему же я беру на себя право переделывать его.

Я не принимаю человека, потому что он не такой как я. Но ведь таким он и должен быть – значит надо его принять.

Уважай мнение другого, ибо оно интересно и дорого ему.

Не требуй от человека максимального, ибо идеальных людей не бывает.

Не осуждай тех, кто пожаловался тебе на свою судьбу, рассказывал о болезнях или неудачах. Пойми, что человек переживает трудную минуту и ждет участия.

Надо давать людям шанс быть самими собой, иначе они будут вас разочаровывать.

Наберись мужества признать, если кто-то оказывается умнее, нравственнее тебя, больше и лучше умеет. Это покажет твою самокритичность и побудит учиться у других.

Не отталкивай партнера по взаимодействию высокомерием, заносчивостью, категоричностью оценок. Если ты глуп, то у тебя нет оснований кичиться. Если же ты умен, но кичишься этим, то это показывает твои комплексы.

Собеседника надо учить так, чтобы он этого не чувствовал, но захотел бы получить новые знания. Многие люди знают только то, что они хотят знать.

Проявляй уважение к мнению собеседника, даже если ты его совсем не разделяешь.

Формулы усмирения гордыни и снижения притязаний

Не обвиняй других, в чем ты сам повинен (например, вы признаетесь себе: это я неловок, я раздражен, я несообразителен).

Ищи причины неприятия другого или несовместимости в себе. Рассуждай так: мне не нравится этот человек, потому что я… – найди причины в себе: нетерпелив, высокомерен, категоричен, заносчив и т. п.

Не раздражайся неловкостью, несообразительностью, слабостью другого – сам таким бываешь.

Относись терпеливо и с пониманием к тому, что человек изливает душу – у всех бывает такая потребность.

Спокойно воспринимай атаки со стороны окружающих. Печально, если кто-нибудь не подвергнется нападениям. Значит его энергия в очень слабом состоянии и не вызывает противодействия. Только несведущие могут считать нападение несчастьем (из книги «Живая этика», Агни Йога).

Сначала усовершенствуйся сам, а потом критикуй другого. Конфуций сказал: «Не жалуйся по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен».

Будь снисходителен к ошибкам других.

Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство – и большинство глупцов так и делает. Но для того, чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание (из Д. Карнеги).

Умей признаться себе: я многого не знаю, но хочу узнать. Это развернет тебя навстречу новой информации, к более компетентному партнеру и заставит внимательно выслушивать других.

Формулы обуздания и ограничения своего Я

Не действуй человеку на нервы – ему и без тебя тошно.

Больше слушай, а не говори: важнее знать мнение других, свое ты и так знаешь.

Научись не говорить то, что ты не хочешь говорить партнеру.

Не давай дремать своей совести, не заключай с ней сделок. Безнравственные поступки исправить невозможно.

Лучше пожертвовать своими интересами, чем ущемлять интересы другого – душа становится чище.

Облегчай душу благородным поступком, но так, чтобы этого не афишировать.

Доброта чаще всего требует личной жертвы.

Самое хорошее коммуникативное качество мужчины – сдержанность. Следовательно, не показывай своего раздражения по мелочам.

Самое хорошее коммуникативное качество женщины – мягкость. Следовательно, не показывай жестокость, резкость, а тем более грубость.

Умей владеть собой, если не хочешь, чтобы владели тобой.

В минуту раздражения, смятения помни, что молчание лучший друг. Но пусть тишина не будет затишьем злобы. Пусть хотя бы на мгновение успокоится ритм сердца (из книги «Живая этика», Агни Йога).

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Диля Еникеева

Принципы интимного общения – нежность, терпение и взаимопонимание Нетерпеливый мужчина и бездеятельная женщина не получат удовольствия от любви. А. и С. Голон Если вам не нравятся некоторые прикосновения, не нужно раздраженно отпихивать партнера. Этим вы огорчите его

Из книги Ум человека автора Олег Геннадьевич Торсунов

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно – пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому,

Из книги Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью автора Мария Шапиро

Увеличение общей активности, расширение контактов с окружающим миром Познавательная активность ребенка зависит от многих факторов, в том числе от уровня общей активности и особенностей его опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми. У ребенка с особенностями

Из книги Психоэнергетика автора Виктор Васильевич Бойко

Правило 1. Проявляйте заботу о привлекательности психогигиенического «Я-образа» ? Психогигиенический «Я-образ» – это часть целостного внешнего облика человека, которая отражает состояние его психического здоровья – интеллектуального, эмоционального, нравственного и

Из книги Вода – наместник Бога на Земле автора Юрий Андреевич Андреев

Правило 4. Проявляйте экспрессию в коммуникабельной форме У каждого из нас имеется, так сказать, дежурный вариант экспрессии – улыбка, взгляд, тон речи, жесты и позы. Ими мы пользуемся чаще всего, в привычной обстановке, в типичных ситуациях – на работе, дома, при

Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

Обретение информации: провидческая работа человека в связке с водой и всем окружающим нас миром Сейчас я вновь акцентирую внимание на том, что мозг на 90% состоит из воды и, следовательно... Следовательно, он способен получать через воду информацию самого удивительного

Из книги Супер-аэробика для лица и шеи. Морщинам – категоричное «нет»! автора Мария Вадимовна Жукова

Правило 90 % Чтобы увеличить продолжительность жизни и вдобавок похудеть, надо следовать одному правилу – План на жизнь должен по крайней мере на 90 % состоять из нерафинированной пищи растительного происхождения. Те из моих пациентов, которые добились наилучших

Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Инна Тихонова

Правило 1 Каждое утро начинайте с упражнения «Внутренняя улыбка». Оно не отнимет у вас ни сил, ни времени, а результаты даст потрясающие. Делайте его всегда, наполняйте себя энергией собственной улыбки и созидания. Жизнь повернется к вам своими лучшими гранями, вот

Из книги Самый полезный напиток на Земле. Сухое красное вино. Правда, которую от нас скрывают! автора Владимир Самарин

39. Терпение и труд все перетрут Просидев на диете неделю и не увидев результата, не отчаивайтесь: эффект появится лишь после 21 дня здорового питания. Не все сразу. Темп похудения нужно выбирать с учетом специфики кожи. Кому-то удается худеть быстро и выглядеть хорошо, но

Из книги автора

Сообщаем окружающим о своей беременности Во втором триместре у вашей ненаглядной беременной «половинки», скорее всего, вырастет живот (хотя у матери Рона ничего не было заметно до шестого месяца - возможно, потому что она довольно высокого роста).Нет никаких строгих

Терпение – это очень важное человеческое качество, необходимое в жизни. Без него мы совершаем множество ошибок на жизненном пути. Не зря в народе имеет место быть поговорка: «Поспешишь, людей насмешишь». Это действительно так.

Мы вечно куда – то спешим и торопимся, как будто боимся чего – то не успеть в этой жизни. Чего страшного — то? Не успеем в этой жизни, доделаем в другой. Разве мы можем изменить свою жизнь в постоянной спешке, торопливости и суете? Вспоминаем другую поговорку: «Спешка – враг удовольствия». Где же наше спокойствие, с помощью которого можно добиться успеха и продвинуть свои дела намного быстрее, а главное, качественнее.

Когда мы торопимся, не обдумав предварительно свои действия, мы вредим себе, а в некоторых случаях, и другим людям. Мы можем поставить в неловкое положение себя или подвести коллегу, например, по работе в том случае, если мы оба ответственны за работу, которую делаем вместе.

Психологический словарь следующим образом определяет терпение:

Терпение – это социально – психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Нетерпеливость как противоположная черта личности – признак неуравновешенности. Неумения владеть собой, нередко – болезненного самолюбия.

Терпеливость и нетерпеливость.

Терпением наделены оптимистичные натуры, которые с достоинством выходят из любых трудных ситуаций и которые умеют ставить перед собой цели, добиваясь их, решая многие задачи. Делают они это не спеша, обдумывая каждый шаг. С терпением и внутренним спокойствием, но энергично и играя. Пессимисты склонны к постоянной унылости, они не верят себе и плывут по течению. Живут по принципу «как все». В силу того, что они ищут во всем негатив, впадают в панику, у них проявляется нетерпеливость и они могут совершать необдуманные поступки, которые могут привести их к неприятной ситуации, о которой пессимист будет сожалеть в последующем.

Люди, обладающие нордическим типом характера, во всех сферах жизнедеятельности имеют большой успех. Нордический тип характера имеют люди, обладающие силой воли, умеющие владеть собой в любой критической ситуации. Чтобы иметь такое качество в себе, нужно прилагать очень много усилий для укрепления , для духовного роста.

Терпение дает нам успешность в учебе. Если мы внимательно слушаем материал, то все понимаем, нам все интересно и мы можем сами воспроизвести пройденное, проявить творчество. Я имею в виду не учебу в школе, я говорю о любом виде обучения в период всей жизни человека. Мы постоянно и непрерывно чему – либо учимся. Это и есть процесс жизни, а не существования, это путь к личностному росту. А если нет терпения и внимания (что есть следствие нетерпеливости ), мы упускаем изучаемый материал. А вместе с ним многие полезные детали для нашего продвижения в собственных делах.

С помощью терпения мы прощаем ошибки других людей. Но это больше относится к такому качеству как терпимость. Терпимость – это черта людей, которые доброжелательно и уважительно относятся к взглядам и убеждениям других людей. Не приходят к спору, не имеют привычки навязывать свое мнение. Они принимают людей такими, какие они есть, без оглядки. Поэтому ошибки других (и свои тоже) им не кажутся ошибками. Ошибки – это один из способов прийти к правильному для определенного человека результату. Сколько людей, столько и способов пути к тому самому желаемому результату. Человек, обладающий терпением, как никто другой понимает это.

Что дает нам терпение?

Обладая терпением , мы можем выработать в себе такое качество, как выносливость при любых обстоятельствах.

Терпение дает нам больше сил и возможностей для преодоления сложностей внутреннего и внешнего мира.

Благодаря терпению , мы преодолеваем разрушающие чувства – и .

Мы перестаем суетиться, спешить и можем спокойно и вразумительно объяснить себе и другим происходящее. Можем в состоянии спокойствия и равновесия разрешить сложившуюся ситуацию или продумать план о предстоящем важном деле.

Мы можем терпеливо, в спокойной семейной обстановке объяснить нашим непоседам – детям все, что угодно, и они поймут, нежели мы будем давать свои объяснения с раздражением, на бегу надевая обувь и плащ, хватая сумку и «как всегда», убегая. Мы постоянно спешим и торопимся.

Терпение дает нам много свободного времени. Это на самом деле так. Вырабатывая в себе терпение , мы приходим к равновесию, урегулированию себя, своего внутреннего Я. Люди придумали себе иллюзию – нужно делать все быстро, множество дел одновременно, тогда мы все успеем. Но заметьте, когда мы торопимся, накапливается еще больше дел, в десятки раз больше. И мы совершенно ничего не успеваем. Обратите внимание на это и сами легко увидите.

Как сформировать терпение в себе?

● Моя любимая тема: все приходит к нам . Продолжу. Свои корни терпение приобретает в семье. Родители как мудрые учителя для своего ребенка просто обязаны терпеливо объяснять, рассказывать и показывать ему все, что ново для ребенка, тем более то, что вызывает беспокойство у него. Спокойно отвечать на все его вопросы, обучая тем самым терпению . Конечно, сами родители показывают пример для подражания. Если они сами не обладают терпением и все время торопятся, находятся в состоянии раздражения, чего ждать от детей?

● Прилагать максимум усилий для собственного роста, непрерывно обучаясь в разных областях. Это может быть прочтение книг, различные учебы, тренинги, семинары. Это физические, способствующие внутреннему росту. Постоянно обучаясь, человек вырабатывает привычку к знаниям, вырабатывая терпение .

● , свои силы и возможности. Человек может все, если захочет. Сформировать терпение может каждый. Но это не простой труд, а трудиться многие не хотят.

● Учиться доводить начатое дело до конца, какие бы трудности не приходилось преодолевать. Многие пасуют перед трудностями и оставляют начатое, начиная делать что – то другое и снова встречаются с теми же проблемами. Это признак нетерпения. Поставте перед собой четкую цель и находите пути к её достижению.

Терпения и удачи!

Терпение – это качество сильного и морально устойчивого человека. Потому что сложно сдерживать себя в самые эмоциональные моменты жизни в период гнева, или нервного срыва. Но вознаграждение и степени терпеливых возвышены в соответствии со сложностями сдерживания себя, и Аллах говорит во многих местах о терпеливых людях, восхваляя их.

Имам Ахмад о количестве упоминаний терпеливых сказал:

الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع

«[О достоинстве] Терпения в Коране упоминается в девяносто местах ». Значит, девяносто раз Всевышний в Коране похвалил это качество. Вот один из многих аятов, где Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми » («аль-Бакара», аят 153). Терпение, особенно при постижении бед, является вознаграждаемым делом. По этому поводу Аллах в другом аяте говорит:

فاصبر إن وعد الله حق

Смысл: «Прояви терпение (т.е. стойкость) и Аллах даст тебе обещанное (т.е. награду) ».

Также Всевышний Аллах говорит:

وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً

Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни » («Алу Имран», аят 120).

Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) отмечал:

بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين

«Терпением и твёрдым знанием достигается предводительство в религии (преуспевает человек в этом мире и в мире вечном) ».

Очень много хадисов о терпении и стойкости, и всех их привести невозможно.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

والصبر ضياءً

«Терпение это есть свет (который будет освещать его могилу) » (привёл имам Мус-лим от Абу Малика аль-Ашари). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر

«Тому, кто старается проявлять терпение, Аллах даст его (терпение), и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение ».

Таких изречений очень много, и привести все нет необходимости.

Убеждение, которое должно быть у человека, которого постигло горе

Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахованы от бедствий и испытаний от Аллаха, парой, наоборот, последние бывают испытаны сильнее, как в пример для обычных людей.

Значит, у верующего должно быть убеждение, что Всевышний ниспосылает беды и трудности и только Он избавит его от них, как Сам Всемогущий Аллах сказал:

ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله

Смысл: «Не настигают беды, кроме как по воле Аллаха » («ат-Тагабун», аят 11). Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Аллаха и потому как только Аллах ниспосылает и удаляет беды, следовательно, и уповать тоже нужно только на Него.

Зная, что все беды – это решение Аллаха, нельзя быть недовольным Его решениями. От всех Его решений есть польза для рабов, ибо Аллах справедлив и не притесняет их, Он Сам для Себя запретил притеснять Своих рабов.

Одна и мудростей – Аллах, конечно, знает лучше – ниспослания бед в том, что беды ниспосылает Аллах для смывания грехов Cвоих рабов, а если же если рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك

«Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами » (Ибн Хаббан № 2896 в своей книге «Сахих»).

Также сказал:

ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه

«Не настигнет верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, вплоть до того, что даже колючка вонзится, и он почувствует боль, кроме как Аллах прощает грехи по причине этого » (имам аль-Бухари). Малейшая боль или любое испытание Аллах устанавли-вает причиной смывания грехов или возвеличивания степени.

Отсутствие бед – повод для беспокойства

Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство вызывает, то если беды вообще отсутствуют, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет блага в рабе, у которого не умаляется имущество и не испытывал телесные болезни, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает и при испытании проявляющий терпения » (Ибн Аби Дунья). Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من يرد الله به خيراً يصب منه

«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия » (имам аль-Бухарий).

Как проявлять терпение

Когда человек проявляет терпение, он должен проявлять его искренне, ради Аллаха, а не по другим причинам, как Аллах сказал:

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ

Смысл: «Прояви терпение (Мухаммад), как улуль-азми (как Пророки улуль-зам)» («аль-Ахкаф», аят 35). А как понять этот аят? Этот аят означает, что надо быть стойким не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями, как поступали великие Пророки (мир ем и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول : إنا لله وإنا إليه راجعون . اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها إلا أجره الله في مصيبته وأخلف له خيراً منها

«Не настигнет беда раба, и он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха и к Нему возвратимся. О, Аллах! Последуй за этой бедой благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба » (имам Муслим). То есть, пусть тот, на кого пало горе и печаль обратится к Аллаху со словами, которые приведены в этом хадисе и Аллах воздаст сполна, за его терпение.

Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:

1) Быть убеждённым, что все происходит по воле Аллаха, и только Аллах избавит от бед.

2) Не жаловаться, кроме как Аллаху.

3) Переносить горе, только лишь уповая на Аллаха и ради Аллаха.

4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Аллаха.

Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе человек не получит ничего, кроме напрасных страданий. Тяжкий грех жаловаться и не благодарить Аллаха за любое Его решение.

Да ни лишит нас Аллах стойкости в ответственный и нужный момент. Амин!

Сознательно настраивая себя проявлять коммуникативную толерантность, человек тем самым резко ограничивает выход вовне энергии, сопровождающей раздражение и недовольство партнеров. Приходится усилием воли гасить в себе негативную энергию, возникающую в тех случаях, когда партнер не такой, как ты. Он иначе думает, оценивает, поступает – это тебе не нравится. Он чем‑то неприятен, что‑то в нем неприемлемо, – с этим хочется бороться. В конце концов порой он просто действует на нервы. И вот в момент энергетического всплеска надо заставить себя сохранять самообладание. Сложнейшая задача. Многие люди с ней не справляются. Почему? Они делают элементарную ошибку: стараются сдерживать себя в конкретной ситуации. Вот индивид, который мне чем‑то неприятен, и я постараюсь относится к нему терпеливо. Когда‑то тактика оправдывает себя, а чаще нет. Встречается новый партнер с некоммуникабельными качествами и вновь приходится сдерживать себя. Следует принципиально поменять тактику.

Научитесь проявлять коммуникативную толерантность «за рамками случая», то есть во всех житейских ситуациях.

Надо создать себе внутренний настрой, который помогал бы терпеливо относится к людям в принципе. Вот некоторые рекомендации.

1. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности везде и всегда, если это не противоречит общепринятым нормам при возникших обстоятельствах.

Следовать этому правилу легко, если вы согласитесь с тем, что оно логично и опирается на аксиомы:

1) рамки общепринятых норм весьма относительны и подвижны, но не вы их определяете в том или ином случае, а обстоятельства;

2) человек проявляет свою индивидуальность в силу того, что это естественная форма его бытия, а не потому что вы готовы разрешить ему это или нет;

3) каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно и привычно, а не так, как это делаете вы или как бы вам того хотелось.

2. Стремитесь чаще приспособиться к индивидуальности партнера, не наоборот – приспособить партнера к своей индивидуальности.

Для этого:

1) будьте более гибким в своих оценках других людей, учитывайте мотивы и обстоятельства их действий;

2) не старайтесь перевоспитать, переделать партнера, подогнать под себя и сделать его удобным;

3) откажитесь от привычки судить о партнерах или типах людей категорично, жестко, безапелляционно: люди переменчивы, они изменяются со временем, они по‑разному проявляют себя как в одних и тех же, так и в различных ситуациях.

3. Не используйте себя в качестве эталона для оценки суждений, вкусов, взглядов, поступков других людей.



1) никто, в том числе и вы, не является идеалом, истиной в последней инстанции, выразителем бесспорных мнений, вкусов и оценок;

2) всякое ваше субъективное заявление вроде: я считаю, мне кажется, я бы поступил иначе и т. п., сразу же предполагает право партнера сформулировать собственное субъективное мнение.

4. Научитесь в своем сознании фиксировать степень принятия непринятия партнера, что позволит вам обдуманно реагировать на ситуацию.

Наиболее вероятны такие ситуации:

1) партнер импонирует вам полностью – дайте ему понять это, поддерживайте в себе соответствующее умонастроение, не фиксируйтесь на деталях, способных разочаровать в партнере, – таковые при желании можно найти в каждом;

2) партнер импонирует вам частично – постарайтесь руководствоваться в отношениях с ним лучшими представлениями о нем, способствуйте тому, чтобы он чаще и ярче проявлял лучшие свои качества, помогайте ему преодолевать или, по крайней мере, не показывать отрицательные качества;

3) партнер совсем не импонирует вам – в таком случае либо принимайте его таким, как он есть, если взаимодействие с ним неизбежно, либо постарайтесь нейтрализовать или уменьшить значимость различий между вашим и его «Я».

5. Почувствовав, что вы не принимаете партнера, что он вас раздражает, вызывает напряжение, сначала осознайте причину своего дискомфорта, а затем выберите уместный вариант поведения.

Больше шансов нормализовать отношения с партнером, если вы действуете по такой схеме:

1) конкретизируете, что именно не принимаете в нем – особенности проявления интеллекта, эмоций, ценностей, этическое или эстетическое содержание, энергодинамические свойства или определенные черты характера и т. д.;

2) сообразите, как лучше всего при возникших обстоятельствах преодолеть неодобряемые различия между вашими «Я».

Например, вы нашли неприятные различия в сфере интеллекта – «поднимайте», насколько это возможно, партнера до своего уровня, если ваш интеллект сильнее, а если преимущество на стороне партнера, примите его. Вы заметили, что партнер заботится преимущественно о своих интересах и это раздражает вас, – подчеркните, какие интересы партнера вы принимаете полностью или частично, затем попросите его выразить отношение к вашим интересам. Вы обнаружили, что в оценке явлений, предложений или фактов вы руководствуетесь иными критериями по сравнению с партнером, – договоритесь о взаимоприемлемом варианте.

Различия касаются существенных этических принципов – отстаивайте гуманистические ценности – добро, справедливость, руководствуйтесь чувством долга; не совпадают второстепенные этические моменты – не заостряйте на них внимание, если это не повредит вашей репутации. Логика, которой вы руководствуетесь, проста: на каждую конкретную выявленную причину, вызывающую неприятие партнера, вы отвечаете конкретным взвешенным действием.

Коммуникативную нетерпимость нельзя преодолеть при помощи эмоций, амбиций, взаимных упреков и прочих деструктивных средств воздействия.

Предлагаем вашему вниманию различные формулы самосознания, усвоив которые, можно повысить уровень коммуникативной толерантности. Возьмите на вооружение некоторые, наиболее привлекательные для вас.