Основы черчения и разметки. Типы графических изображений Процесс изготовления изделия из древесины

Курс лекций

По дисциплине

«Инженерная компьютерная графика»

Курс лекций

по дисциплине «Инженерная компьютерная графика»

Пояснительная записка
Введение
Лекция 1.Системы автоматизированного проектирования в решении важнейших технических проблем.
Лекция 2. Системы двумерного автоматизированного проектирования.
Лекция 3. Разработка моделей с использованием систем трехмерного проектирования.
Лекция 4.. Основные сведения по оформлению чертежей.
Лекция 5. Основы геометрических построений.
Лекция 6. Изображения в ортогональных проекциях: виды, разрезы, сечения.
Лекция 7. Метод проекций. Эпюр Монжа.
Лекция 8. Плоскость. Способы преобразования проекций.
Лекция 9. Схема, ее назначение и содержание. Общие правила выполнения электрических схем.
Лекция 10. Правила выполнения схемы объектов сетевой инфраструктуры.
Лекция 11. Функциональные возможности графических систем. Программа КОМПАС-График.
Лекция 12. Основные принципы моделирования в графических системах. Программа КОМПАС-3D.
Список литературы

Пояснительная записка

Инженерная компьютерная графика относится к циклу общепрофессиональных учебных дисциплин, составляющих основу подготовки специалистов по специальности «Компьютерные сети».

Цель изучения теоретической части дисциплины состоит в том, чтобы приобрести знания в области средств инженерной и компьютерной графики; методов и приемов выполнения схем электрического оборудования и объектов сетевой инфраструктуры; основных функциональных возможностей современных графических систем; моделирования в рамках графических систем.

Знания, приобретенные при изучении теоретической части дисциплины, необходимы как при изучении общепрофессиональных дисциплин, так и в последующей профессиональной деятельности.

Учебное пособие «Курс лекций по дисциплине «Инженерная компьютерная графика», часть 1 составлено в соответствии с программой учебной дисциплины «Инженерная компьютерная графика» для студентов второго курса специальности 230111 «Компьютерные сети».

Введение

1. Что такое чертеж?

2. Об истории возникновения графических способов изображений и чертежа.

3. Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

4. Организация рабочего места при выполнении графических работ.

5. Вопросы и задания.

Что такое чертеж?

Чертеж - это документ, содержащий изображение изделия (электрической схемы или архитектурного сооружения), а также другие данные (размеры, масштаб, технические требования), необходимые для его изготовления (строительства) и контроля.

Например, для того чтобы изготовить деталь «Рамка», надо знать ее форму, размеры, материал, из которого она будет изготовлена. Все перечисленные данные должен содержать чертеж (рис. 1).

На чертежах изображаются различные изделия: детали (например: линейка, спица), сборочные единицы (например: валик для малярных работ, авторучка), комплекты (например: набор столярных инструментов, набор фломастеров), комплексы (например: токарно-фрезерный цех, луноход).

Изделие - любой предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению.

Деталь (от фр. detail) - изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Например, вязальная спица является деталью, поскольку она изготовлена из однородного материала - алюминиевого сплава, без применения каких-либо сборочных операций (свинчивание, клепка).

Сборочная единица - изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями (свинчиванием, клепкой, сваркой, сшиванием). Например: автомобиль, станок.

Комплект (от лат. completus - полный) - набор каких-либо предметов, отвечающих определенному назначению. Например: маникюрный набор, готовальня, персональный компьютер.

Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) - совокупность чего-либо (изделий, зданий), образующих одно целое. Например, градостроительный комплекс или системный блок.

Все перечисленные виды изделий вы сможете изобразить, если овладеете методами и правилами выполнения и оформления технической документации. А если это не потребуется для будущей специальности, то что же даст каждому из вас изучение предмета? Ответ прост: изучение ИКГ будет способствовать развитию образного и логического мышления, сообразительности, внимания, усидчивости и аккуратности, так необходимых людям различных профессий. Кроме того, знание чертежа позволит вам осуществлять мелкий ремонт бытовых приборов в домашних условиях.

Об истории возникновения графических способов изображений и чертежа

В технике используется множество способов, с помощью которых получают различные графические изображения. Наиболее употребимые из них создавались и совершенствовались в течение многих веков.

К сожалению, история сохранила не много исторических документов, по которым возможно проследить эволюцию графических способов отображения информации. Однако совершенно очевидно, что их основы закладывались в глубокой древности.

Рассматривая историю развития изображений, принятых в технике, следует обратиться к истокам - первобытным рисункам и древним пиктограммам. Именно в них берет свое начало, зарождается и формируется графический язык, основой которого являются способы изображений. Из истории вы знаете, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В дальнейшем на его основе развивалось рисунчатое письмо. В древности многие народы любую информацию (донесения о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания, любовные послания) передавали с помощью рисунков. На рис. 2а изображено иероглифическое письмо, выполненное с помощью символов - иероглифов. Расшифровка некоторых иероглифов приведена на рис. 2б. Древние иероглифы, как правило, представляют собой контурные рисунки. Именно эта особенность изображения «роднит» его с контурными изображениями чертежа.

Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков.

Одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.) считается так называемый вавилонский чертеж, выполненный на глиняной табличке.

Рисунки, планы, чертежи эпохи средневековья не указывают на какое-либо заметное развитие существовавших способов изображений. Однако есть основания утверждать, что в этот период зарождался архитектурный чертеж.

В эпоху Возрождения открывались законы перспективы, закладывались практические основы отображения технической информации новыми графическими способами. Великим Леонардо да Винчи (1452-1519) в наследство потомкам были оставлены графические изображения летательного аппарата, метательных машин. Они были выполнены особым способом, который его современники называли «конической перспективой». Этот способ не потерял своей актуальности по сей день. В настоящее время он называется «линейной перспективой» и используется в архитектуре, рисунке, живописи, дизайне.

Несмотря на то, что рисунок не дает полного представления о внутреннем устройстве и действительных размерах изображаемого объекта, долгое время им пользовались как основным техническим документом, с помощью которого строили различные сооружения. Так, например, знаменитый своей архитектурой Софийский собор в Киеве (XI в.) был воздвигнут по рисункам. В Древней Руси по рисункам были построены новгородские и московские храмы и многие другие замечательные памятники старины.

Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения - технические рисунки.

Развитие способов изображений на Руси шло самобытным путем. На миниатюрах XIV-XV вв. мы можем увидеть изображения, которые напоминают современные аксонометрические изображения и технические рисунки, используемые в настоящее время в технической графике (рис. 3).

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками» (чертежниками), упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана IV. Другие изображения - чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета» и широко использовались русскими мастерами и строителями. Примером может служить чертеж-план части Кремля, выполненный П. Годуновым в начале XVII в. (рис. 4).

В России существовали графические способы, которые позволяли изобразить машину, архитектурное сооружение с нескольких сторон, чтобы получить более полное представление об их форме и размерах. Но так как эти изображения проекционно не связывались между собой, ими было трудно пользоваться. В конце XVII в. в России вводятся масштабные изображения (рис. 5). На чертежах начинают указывать масштабы и размеры.

Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. В XVIII в. условный (иногда примитивный) рисунок уступает место другому виду графического изображения - чертежу. Русские чертежники и сам царь Петр I выполняли чертежи методом, который позже будет назван методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра I преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, названные профилями (профиль спереди, сверху) (рис. 6), которые стали прообразами современных изображений в системе трех проекций, используемых на чертежах.

С большим мастерством выполняли чертежи крупнейшие русские механики и изобретатели. Сохранились чертежи мостов через Неву, семафорного телеграфа, водохода и другие проекты выполненные И.П. Кулибиным. Интерес представляют способы отображения формы изделия на чертежах, используемые: Федором Борзовым при создании подъемного ворота, Р. Глинковым при проектировании деталей прядильно-чесальной машины (рис. 7), И.И. Ползуновым при изобретении парового двигателя, отцом и сыном Черепановыми при строительстве первого в России паровоза.

Дошедшие до нас рисунки и чертежи XVII-XVIII вв. свидетельствуют не только о высоком искусстве их выполнения, но и об использовании метода прямоугольного проецирования задолго до его теоретического обоснования.

Большой вклад в развитие технической графики внес Я.А. Севастьянов, издав в 1818 г. труд, который позволил придать чертежам большую информативность.

Развитию технической графики посвятили свои труды профессора А.И. Добряков, Н.А. Рынин, Д.И. Каргин, Н.Ф. Четвертухин и другие.

С течением времени изображения совершенствовались, видоизменялись, становились удобными для работы и постепенно преобразовывались в изображения современного чертежа.

Вся история развития чертежа непрерывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием "кружала" - циркуля, "наугольника" - угольника и разных кругломерных снастей, что занимало много времени. В начале XX столетия была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей. В настоящее время созданы автоматизированные способы выполнения чертежей, которые значительно упростили этот процесс и ускорили разработку проектно-конструкторской документации. Однако создать и проверить компьютерный чертеж невозможно, не зная основ графического языка, с которыми вы познакомитесь, изучая предмет "Инженерная компьютерная графика".

Графический язык часто называют международным техническим языком общения, потому что технически грамотные люди могут читать чертежи, выполненные в разных странах мира.

Виды графических изображений Рисунок – выполняется от руки, размеры не выдерживаются. Эскиз – выполняется от руки и проекции выдерживаются « на глаз». Чертеж - это графическое изображение предмета или его части с точным соблюдением размеров. Сборочный чертеж – изображается изделие целиком, в сборе. Развертки – изображения изделий, которые «выкраивается» из целого листа материала и сгибаются по определенным линиям. Схемы – это условные изображения, показывающие принцип действия устройств. Технический рисунок – наглядное изображение, выполненное от руки с примерным соблюдением пропорций. Аксонометрические проекции – наглядные изображения, выполненные точно по размерам по определенным правилам. Наглядные изображения – показывают деталь целиком, в объеме.




Определение понятия «аксонометрические проекции» Аксонометрической проекцией называют изображение, полученное при параллельном проецировании предмета вместе с осями прямоугольных координат на какую-либо плоскость. z x y z x y z z x y Принцип построения аксонометрических проекций на примере куба x y Р Р


Происхождение названия Само слово «аксонометрия» происходит от греческих слов «аксон» -ось и «метрио»- измерять, то есть дословно оно переводится так: «измерение по осям». Если размеры детали при проецировании искажаются по всем трем осям c одинаковым коэффициентом искажения, то проекция называется изометрической (от греческого isos- одинаковый). Если при проецировании размеры детали искажаются одинаково по двум осям то проекция называется диметрической (от греческого di-двойной). Если же размеры детали искажаются по всем трем осям с разными коэффициентами искажения, то проекция называется три метрической.




Виды аксонометрических проекций косоугольную фронтальную диметрическую проекцию Если проецирующие параллельные лучи направлены к плоскости направлены к плоскости проекций Р под углом, меньшим 90°, под углом, меньшим 90°, а предмет повернут к нам передней гранью («лицом к лицу»), то получаем z y x p 45 °


Виды аксонометрических проекций Если грани детали наклонены к плоскости Р под равными углами, а проецирование на нее осуществляется параллельными лучами, перпендикулярными плоскости проекций, то получаем наглядное изображение, называемое прямоугольной изометрической проекцией z x y 90 °


Проецирование плоских фигур Прямоугольник – это проекции параллелепипеда и цилиндр, призмы. Треугольник – это проекция трехгранных пирамиды и призмы. Многоугольник – это проекция многогранных тел Квадрат – это проекция граней куба Окружность – это проекция шара и одна из проекций цилиндра


Косоугольная фронтальная диметрическая проекция Косоугольную фронтальную диметрическую проекцию (сокращенно: фронтальную диметрию) строят так: x 1 y z Откладывают размеры: а) по осям X и Z – истинные (1:1) б) по оси Y и линиям, параллельным ей – уменьшенные в два раза (1:2) 45 °




Изображение плоских фигур в диметрии Треугольник а y z x Для построения проекции треугольника надо: 2. По оси Х отложить длину основания а, разделить ее пополам – найти точку О, из которой провести линию, параллельную оси У (проекцию высоты треугольника) и отложить на ней половину ее длины.. а/2 а/2 а/2 а/2 а/2 а/2 а/2 а/2 о h h/ 2 3. Соединить полученные вершины треугольника отрезками прямых – это проекция его в диметрии Построить аксонометрические оси.


Прямоугольная изометрическая проекция. Прямоугольную изометрическую проекцию (сокращенно: изометрию) строят так: 1. Аксонометрические оси располагают следующим образом: z z x y 2. Размеры по всем осям и прямым, параллельным им, откладывают истинные (k иск.=1) 120 °


Удобный способ построения осей для выполнения изометрической проекции. Для простого построения изометрических осей (без транспортира) можно воспользоваться таким способом: провести вертикальную линию-ось Z провести вспомогательную горизонтальную линию из начала координат влево и вправо по ней отложить по 5 одинаковых отрезков (получим точки А и В) Из этих точек вертикально вниз отложить по 3 таких же отрезка (получим точки С и D) соединить эти точки с точкой О – получим оси X и Yпод нужным углом друг к другу о A B C D






Для построения изометрической проекции детали надо: Пример построения изометрической проекции по чертежу 1 Проанализировать геометрическую форму детали Чертеж детали Деталь представляет собой конструкцию из двух параллелепипедов разного размера, меньший из которых расположен на большем и центры их оснований совпадают


Пример построения изометрической проекции по чертежу z x y Изометрическая проекция детали. Линии невидимого контура выполняются штриховой линией 3. Отложить по осям X иY размеры, соответствующие длине и ширине основания нижнего параллелепипеда 4. Из концов этих отрезков провести прямые, параллельные осям Y и X до их пересечения 5. Из полученных вершин нижнего основания провести отрезки прямых, параллельные оси Z и равные высоте нижнего параллелепипеда 6. Соединить получившиеся точки – получится большой параллелепипед 7. Найти центр симметрии верхнего основания этого параллелепипеда и относительно него аналогично построить второй параллелепипед - меньший 2. Начертить аксонометрические оси


Особенности построения проекций деталей, имеющих отверстия цилиндрической формы Если деталь имеет отверстия в форме вырезанных цилиндров, то построение их аксонометрических проекций несколько усложняется. Важным моментом при этом является выбор вида проекции – он зависит от места расположения отверстия.


Выбор вида проецирования для деталей, имеющих отверстия цилиндрической формы Целесообразно выбирать в качестве вида наглядного изображения фронтальную диметрию, если отверстие расположено на передней грани детали – тогда отверстие не изменит своей формы и его построение будет достаточно простым. Так выглядит фронтальная диметрическая проекция детали, изображенной на рисунке 11.


Пример построения проекции детали с круглым отверстием на передней грани Для построения проекции детали надо: 1. Построить фронтальную диметрическую проекцию обычным способом – от передней или задней грани. 2. Начертить циркулем проекцию отверстия на исходной грани – окружность нужного радиуса из центра О. 3. Из этого центра окружности О провести ось отверстия параллельно оси У, то есть под углом 45 ° к оси X.. 4. От точки О отложить по оси отрезок прямой, равный половине глубины отверстия (искажение по оси Y) – получим точку О 1 – центр противоположной части отверстия. 5. Из точки О 1 провести циркулем окружность нужного радиуса и выделить сплошной линией ту ее часть, где она попадает внутрь первой окружности, оставшуюся часть ее обозначить штриховой линией, как и стенки цилиндра.. z y x o o1o1 Диметрическая проекция Чертеж детали Все линии невидимого контура выполняются штриховой линией.


Искажение отверстий круглой формы в изометрии Если в диметрии отверстие круглой формы на передней грани детали не искажалось, то в изометрии мы сталкиваемся с искажением формы круглого отверстия вне зависимости от того, на какой грани детали оно находится, В любом случае окружность превращается в эллипс, но для упрощения процесса построения его допустимо заменять овалом.




Построение овала y x o x y o a a z b b 1. Построить аксонометрические оси. 2. На соответствующей паре осей отложить отрезки a и b, длина которых определяет положение центра изменяемой окружности О 1. о 1 о 1 о 1 о 1 3. Провести через полученные точки прямые, параллельные осям, на их пересечении находится центр будущего овала О Из точки О 1 в обе стороны отложить на имеющихся прямых отрезки, равные радиусу исходной окружности r и получим точки A, B, C, D r r 5. Из полученных точек A, B, C, D провести прямые, параллельные осям X и Y до их пересечения – получим ромб PQRS, в который должен быть вписан овал.Провести его оси OS и PR D A B C S P Q R 6. Поместить иголку циркуля в точку Q, а вторую ножку – в точку С и провести из нее до точки D дугу радиуса QC. Аналогично чертится дуга AB из точки S. К М 7. Из точек К и М (на пересечении большой оси эллипса и радиусов больших дуг QC и SA) провести малые дуги AD и BC – получится требуемый овал. Точность совпадения концов дуг зависит от тщательности построения Для построения овала надо:




Пример построения изометрической проекции детали с круглым отверстием на одной из граней x z y o Чертеж детали Проекция детали Для построения проекции детали с круглым отверстием на одной из граней, надо: 1. Провести аксонометрические оси. 2. Построить наглядное изображение детали в изометрии стандартным образом. 3. На той грани детали, где расположено отверстие, отметить положение его центра О 1 и построить овал по рассмотренным ранее правилам. 4. Провести ось цилиндрического отверстия,отложить на ней глубину отверстия О 1 О 2 5. Относительно центра О 2 аналогично построить овал,соответствующий задней части отверстия.и выделить сплошной линией ту его часть,где он попадает внутрь передней части отверстия.Провести линии, обозначающие боковые стенки отверстия. Все линии невидимого контура проводятся штриховой линией О1О1 О2О2




В таком случае можно применить следующий способ: из построенной проекции детали вырезать переднюю ее четверть,разрезаяее двумя перпендикулярными между собой плоскостями, параллельными фронтальной и профильной плоскостям, тем самым самым сделав видимыми скрытые до того элементы конструкции. Аксонометрические проекции детали с вырезом в четверть.




Технический рисунок Наглядное изображение детали, выполненное от руки и с примерным соблюдением пропорций и размеров – это технический рисунок. При этом предполагается, что свет падает на предмет слева сверху. Штрихи наносятся тем гуще, чем темнее поверхность предмета. Для усиления эффекта объемности предмета на технических рисунках наносят штриховку.

Каждому человеку приходится встречаться с различными графическими изображениями и содержащими их документами: рисунками, схемами, наглядными изображениями, чертежами и т. п. (рис. 25).

Обычно под словосочетанием «графические изображения» подразумевают любые изображения, выполненные графическими средствами ручным (карандашом, тушью и т. п.) или машинным (компьютерная графика) способами, которые несут в себе разно­образную информацию (техническую, биохимическую и т. п.). В черчении под этим словосочетанием понимают почти то же са­мое, но графические изображения предназначены для передачи геометрической, технической и технологической информации о каком-либо изделии.

В науке и технике используются: диаграммы, графики, графы, схемы, чертежи, аксонометрические изображения, технические рисунки.

Диаграммы представляют собой изображения, показывающие соотношение отдельных частей чего-либо к целому с помощью круга, столбцов и др. (рис. 26).

Графики являются изображениями количественных и качест­венных показателей развития или состояния чего-либо при по­мощи кривых и ломаных линий (рис. 27). С ними вы уже знако­мились на уроках математики.

Графы - изображения, условно показывающие разнообраз­ные связи, существующие между понятиями, элементами систем, процессами и т. д., представленные с помощью простейших зна­ков (круга, квадрата) и связующих их линий (рис. 28).

Рис. 25. Графические изображения, выполненные ручным (а) и машин­ным (б) способами


Рис. 29. Схемы: а - оптическая; б - электрическая


Схемы представляют собой изображения, условно показы­вающие устройство какого-либо механизма (например, станка, гидравлической установки, электрической цепи и др.) и взаимо­действие его частей (рис. 29).

Чертеж содержит одно (чертеж развертки) или несколько изображений предмета , выполненных с соблюдением условных обозначений (чертеж стойки), определенных правил и масштаба (рис. 30, с, б).

Аксонометрическая проекция - изображение, полученное в результате параллельного проецирования объекта вместе с ося­ми прямоугольных координат на аксонометрическую плоскость проекций, где он отображается видимым с трех сторон одновре­менно (рис. 30, e).

Технический рисунок представляет собой изображение, обла­дающее основными свойствами аксонометрических проекций или перспективного рисунка, выполненное от руки в глазомерном масштабе с возможным оттенением изображенных поверхностей (см. рис. 25, б).

(В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с чертежа­ми, аксонометрическими изображениями и техническими рисун­ками на уроках черчения.)

Графические изображения и содержащие их документы пред­назначены для отображения различной информации, но не всегда несут абсолютно полную информацию об объекте (табл. 1). По чертежу можно судить не только о форме, размерах, но и о мате­риале, устройстве, объеме и других технических характеристи­ках объекта. Чертеж является наиболее информационно емким документом.


Рис. 30. Чертежи, содержащие одно (а), три (б) изображения и аксоно­метрическую проекцию (в)

План – конспект урока

Занятие № 3 «Графическое изображение деталей изделия»

Цель урока : ознакомить обучающихся с понятием «графическая документация», графическими изображениями: эскизом, техническим рисунком, чертежом, видами детали на чертеже (главный вид, вид слева и сверху), линиями чертежа (основные, размерные, выносные, штрихпунктирные и др.), понятием масштаба; научить школьников читать несложные чертежи, выполнять эскиз или технический рисунок простой детали; развивать графическую грамотность, аккуратность; кратко ознакомить с профессией инженер-конструктор.

Цели:

Образовательная: ознакомить обучающихся с графическими изображениями, видами детали на чертеже, правилами чтения чертежа, обучить приёмам выполнения эскиза.

Развивающая: графическую грамотность.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность, графическую грамотность.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, фронтальный опрос, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).

Планируемые результаты обучения.

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету

«Технология».

Познавательный интерес к изучению

нового, способам обобщения и

систематизации знаний.

Умение отвечать на вопросы.

Отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; чтение чертежа плоскостной детали.

Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Планирование собственной деятельности, оценка

качества и уровня усвоения.

Извлечение необходимой информации из беседы,

рассказа, лекции.

Корректирование деятельности: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап 2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные : планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2 . Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания:

Какие породы Вы знаете?

Достоинства и недостатки древесины..
- текстура древесины..

Виды древесных материалов..

Что прочнее при одинаковой толщине фанера или древесина?

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: c чего начинают изготовление изделий из древесины?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные : осознание своих возможностей.

Регулятивные : умение планировать свою работу.

Познавательные : умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные : сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

Понятие «графическая документация»,

- типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж,

- линии чертежа,

- о выполнении чертежей деталей

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные : мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные : целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения:

Показать обучающимся плакат с чертежами деталей из древесины, назвать все линии, имеющиеся па чертежах;

Виды на чертеже, количество видов на чертеже зависит только от сложности детали;

Масштаб (размер указывают действительный вне зависимости от масштаба);

Чтение чертежа;

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Личностные : осознание своих возможностей;

Регулятивные : умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные : вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 7 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

Задает вопросы:

Какие чертёжные инструменты используют для выполнения эскиза?

В каком случае на чертеже можно изобразить только два вида?

Чем размерная линия на чертеже отличается от выносной?

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.

Личностные :

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные : слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные : применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 40 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Предлагает задание на усвоение «новых знаний». Выполнение практической работы№2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины». Раздача образцов простых деталей из древесины (для п.2).

Текущий инструктаж : во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.

Перед п.2 сформулировать обучающимся требования, кото­рым должен удовлетворять готовый эскиз или технический рисунок:

1) правильный выбор масштаба;

2) изображение необходимого количества видов детали на эскизе,

3) рациональное использование поля чертежа;

4) отсутствие ошибок в изображении проекций детали;

5) соблюдение пропорций детали на эскизе или техническом рисунке;

6) чёткость линий графического изображения;

7) соблюдение толщины основных и размерных линий;

8) наличие всех необходимых размеров;

9) правильное обозначение размеров;

аккуратность выполнения чертежа (чистота поля).

Использование презентации рабочей тетради.

Ученики выполняют:

п. 1 чтение чертежа (рис.41):

Название детали «карандашница»;

Назначение детали- деталь входит в состав изделия «подставка для ручек и карандашей»;

Материал детали- древесина липы;

Чертёж изображён в масштабе М 1: 2;

На чертеже изображены два вида: главный и вид сверху;

Габаритные размеры детали - 140 х 60 х 25 мм;

Посередине деталь имеет ось симметрии, относительно ко­торой её верхняя поверхность скошена вправо и влево под углом 8 о;

На каждом скосе детали имеются по 3 глухих отверстия диа­метром 10 мм и глубиной 40 мм,

расстояние между которы­ми 20 мм.

(Основные данные о детали ученики заносят в таблицу ра­бочей тетради (п. 1 задания 2).

Название

детали

Материал

детали

Масштаб

изображения

Количество

видов на чертеже

п.2 рассмотреть и выполнить эскиз(технический рисунок) детали; измерить и нанести размеры.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию.

Коммуникативные : организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 8 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме « Графическое изображение деталей изделия»

Утверждение

Да

Нет

˅

˅

˅

˅

˅

Для проверки задания п.2 использовать анкету работ учащихся. Правильно выполненное требование-1балл, неправильно - 0 баллов. Оценка определяется как сумма баллов, делённая на два.

Ф.и.

ученика

Сумма

баллов

Оценка

Урок содержит несколько практический заданий поэтому подведение итогов осуществить с помощью комплексной оценки:

За выполнение эскиза;

За задание в рабочей тетради

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Личностные :

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала;

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 3 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

Конструктивный

- Творческий

1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §4.

2.Попробывать выполнить на компьютере эскиз несложной детали из древесины. Если эскиз получиться. Распечатать и вклеить в тетрадь.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

Для чего необходимо знать данный материал?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного предложения.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные : осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные : самооценка деятельности на уроке;

Познавательные : развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;

ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики

Учебно-методическое пособие

Казань 2011

Необходимые знания: Построение графических изображений и методика выполнения. Виды графических изображений. Применение линейных диаграмм и методика их построения. Графические изображения, отражающие сезонность явления. Плоскостные диаграммы и методика их построения. Графические изображения, используемые при наличии динамического явления.

Вопросы для подготовки:

1.Основные виды графических изображений.

2.Применение линейных диаграмм и методика их построения.

3.Графическиен изображения отражающие сезонность явления.

4.Плоскостные диаграммы и методика их построения.

5.Графические изображения, используемые при наличии динамического явления.

6.Графические изображения, представляющие структуру изучаемого процесса.

7.Требования к графическим изображениям.

Основная литература:

1. Социальная гигиена и организация здравоохранения (учебное руководство). Под ред. Ю.П. Лисицына. - Казань, 1999.

2. Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. Ю. П. Лисицына. - Москва, 2002.

3. Лекции.

Дополнительная литература:

1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник-М: Гэотар –Мед, 2002 – 520 с.: пл- (Серия 21 век)

2. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / под. Ред. В.А.Миняева, Н.И.Вишнякова- М.: Мед пресс-информ, 2002-528 с.

3. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Медицина, 1984 - 399 с.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Результаты исследования (полученные показатели) для наглядности могут быть представлены в виде различных графических изображений.

Статистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика более наглядно, чем числа, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала.

Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации.

При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего, график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл и состоит, чтобы наглядно изобразить статистические показатели. Кроме того, график должен быть выразительным, доходчивым и понятным.

График состоит из графического образа и вспомогательных элементов. Графический образ – это совокупность линий, фигур, точек, которыми изображены статистические данные. Вспомогательные элементы включают общий заголовок, условные обозначения, оси координат, шкалы с масштабами и числовую сетку.

В заголовке (названии) графика определяется задача, которая решается при помощи графика, дается характеристика места и времени, к которому относится график.

Надписи вдоль масштабных шкал указывают, в каких единицах измеряются признаки.

Виды графических изображений

Существует множество видов графических изображений (Рис. 1, 2). Их классификация основана на ряде признаков. К ним относятся:

А) способ построения графического образа;

Б) геометрические знаки, изображающие статистические показатели и отношения;

В) задачи, решаемые с помощью графического изображения.

Линейные

Плоскостные

Объемные

Статистические кривые

Столбиковые

Полосовые

Квадратные

Круговые

Секторные

Фигурные

Точечные

Фоновые

Поверхности распределения

Рис. 1. Классификация статистических графиков по форме графического образа

СТАТИСТИЧЕКИЕ ГРАФИКИ ПО ФОРМЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА

Диаграммы

Статистические карты

Диаграммы

сравнения

Диаграммы

динамики

Структурные диаграммы

Картограмма

Картодиаграмма

Рис. 2. Классификация статистических графиков по способу построения и задачам изображения

Способы графического изображения экстенсивного показателя

Поскольку экстенсивный показатель - показатель статики, то графически он изображается только в виде внутристолбиковой или секторной (круговой) диаграммы, которые являются разновидностями плоскостных диаграмм, которые представляют цифровые данные в виде геометрических фигур в двух измерениях.

Секторная (круговая), внутристолбиковая диаграмма – применяется для изображения структуры показателя, например, заболеваемости с временной утратой трудоспособности или структуры смерти населения, где в круге, в столбике каждый компонент в соответствии со своим удельным весом занимает определенный сектор, часть.

Правила построения этих диаграмм можно представить, использовав при этом полученные данные удельного веса заболеваний в приведенном выше примере.

Пример построения секторной диаграммы (диаграмма 1, А) :

    Радиусом произвольного размера описывается окружность, которая принимается за 100% (если экстенсивные показатели выражены в процентах); при этом 1% соответствует 3,6° окружности.

    На окружности откладываются отрезки, соответствующие величинам распределяемой совокупности: удельный вес кори составляет 20%, эпидемического гепатита - 12%, прочих инфекционных заболеваний - 68% (соответственно в градусах - 72°; 43,2°; 244,8°).

    Соответствующие этим градусам отрезки соединяются линиями с центром окружности, образуя секторы. Каждый сектор представляет составную часть изучаемой совокупности. При этом необходимо помнить, что сумма всех удельных весов должна равняться 1%, а сумма отрезков в градусах должна составлять 360°.

Пример построения внутристолбиковой диаграммы (диаграмма 1, Б) :

Вышеизложенные данные можно представить также в виде внутристолбиковой диаграммы, принцип построения которой заключается в следующем: высота прямоугольника (масштаб выбирается произвольно) составляет всю совокупность и принимается за 100%. Удельный вес отдельных частей следует показать внутри прямоугольника, расположив части снизу вверх в порядке убывания процентов, при этом группа "прочие заболевания", так же как и в секторной диаграмме, откладывается последней. Все части выделяются различной штриховкой или расцветкой.

Каждый график должен иметь номер, четкое название, раскрывающее его сущность, масштаб с указанием единиц измерения и экспликацию, отражающую смысл принятых условных изображений.

Способы графического изображения интенсивного показателя

Графически интенсивные показатели могут быть представлены в виде любых из названных ниже диаграмм при наличии необходимой информации:

    линейные диаграммы (график) - применяется для изображения динамики явления (изменение показателей во времени).

Пример: Представить информацию о распространенности наркомании (табл. 1) в виде линейной диаграммы.

Таблица 1. Распространенность наркомании в РФ в динамике с 1980 по 2006 г. (на 100 000 населения)

В нашем примере необходимо нанести на координатное поле 2 ряда цифр - частота наркомании и годы. В соответствии с установленными требованиями к построению графиков необходимо соблюдать соотношение между масштабом по оси абсцисс и ординат как равное 3:4 или 5:8. В данном случае график будет более наглядным.

В примере на оси абсцисс (горизонтальная линия) в соответствии с выбранным исследователем масштабом отмечаются анализируемые годы, на оси ординат (вертикальная линия) в соответствии с вышеуказанным правилом - частота наркомании. В соответствии с построенными осями на координатное поле наносятся величины частоты наркомании соответствующего года. При последовательном соединении точек на графике получится непрерывная линия, наглядно представляющая динамику распространенности наркомании.

Вывод: Анализ диаграммы позволяет наглядно представить постоянный рост частоты наркомании в РФ за 1980-2006 гг.

    радиальная диаграмма - является разновидностью линейной диаграммы, применяется для изображения динамики явления за замкнутый цикл времени: сутки, неделя, месяц, год. Например, сезонные колебания инфекционной заболеваемости, суточные колебания числа вызовов скорой помощи, колебания по дням недели числа выписываемых и госпитализируемых в стационары больных и т.д.

Пример: Представить информацию (табл. 2) о сезонных изменениях заболеваемости дизентерией в виде радиальной диаграммы.

Таблица 2. Сезонные изменения числа заболеваний дизентерией за изучаемый год в городе Н.

Построение радиальной диаграммы. Радиальная диаграмма строится на основе окружности:

    окружность делят при помощи транспортира на число секторов, соответствующее интервалам времени изучаемого цикла: 4 сектора при изучении явления за кварталы года, 7 секторов при изучении явления за дни недели, 12 секторов при изучении явления за год и т.д. В нашем примере окружность делится на 12 секторов по числу месяцев года;

    определяют среднемесячный уровень заболеваемости за год, который будет соответствовать длине радиуса окружности: (2+7+5+15+9+26+15+37+22+14+3+1)/12 = 13;

    на каждом радиусе, соответственно каждому месяцу откладывают в выбранном масштабе число случаев заболеваний дизентерией. Начинать необходимо с нуля градусов дуги окружности и продолжать далее по часовой стрелке. Длина отрезка соответствующего месяца может выходить за пределы окружности или находиться внутри окружности в зависимости от величины соответствующего месячного показателя числа случаев заболеваний дизентерией (в нашем примере число случаев дизентерии за IV месяц - 15, VII - 15, X - 22 выше среднемесячного показателя, а в остальные месяцы - меньше). Конечные точки отрезков соединяются линиями.

    Полученный многоугольник изображает колебания числа случаев заболеваний дизентерией за данный период времени - 12 мес.

Вывод: Анализ диаграммы позволяет увидеть значительные увеличения числа случаев заболевания дизентерией в летне-осенний период (с апреля по октябрь).

    столбиковой или ленточной диаграммы.

Интенсивные показатели графически изображаются также в виде плоскостных диаграмм. К ним относятся - столбиковые и ленточные диаграммы.

В виде столбиков целесообразно изображать интенсивные показатели для одного периода, но для разных заболеваний, территорий, коллективов или, наоборот, в разные периоды времени, но для одного заболевания, территории, коллектива.

При построении столбиковых диаграмм основание располагают на оси абсцисс. На оси ординат отмечают величину изучаемого признака в принятом масштабе. Ширина столбиков должна быть одинаковой. Столбики могут располагаться как на расстоянии друг от друга, так и рядом друг с другом.

Столбиковые диаграммы могут быть:

    вертикальными;

    горизонтальными (тогда они еще называются ленточными).

Пример построения столбиковой диаграммы . Представить информацию (табл. 3) об инфекционной заболеваемости в виде столбиковой диаграммы.

Таблица 3. Заболеваемость населения РФ скарлатиной и коклюшем в предыдущем и изучаемом годах (на 100 000 населения)

Для построения диаграммы необходимо на оси ординат поместить шкалу с нанесенными на ней делениями в соответствии с принятым масштабом, отражающими показатели заболеваемости.

Вывод: Диаграмма наглядно иллюстрирует значительное снижение заболеваемости населения РФ в изучаемом году скарлатиной и коклюшем.

Пример построения ленточной диаграммы . Представить информацию о заболеваемости с ВУТ в виде ленточной диаграммы (табл. 4).

Таблица 4. Число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) на 100 работающих различного возраста на предприятии Н. в изучаемом году

Для графического изображения в виде ленточной диаграммы изображения случаев заболеваемости с временной утратой трудоспособности выбираем основной признак, по которому будем строить диаграмму. В данном случае был выбран возраст.

На оси абсцисс в центре отмечаем отрезок длиной 1,5-2 см. Из крайних точек этого отрезка справа и слева восстанавливаем перпендикуляры, на которых откладываем одинаковые отрезки: они являются основаниями лент или горизонтальных "столбиков". Расстояние между лентами и их ширина должны быть одинаковыми, а число "лент" как справа (для женщин), так и слева (для мужчин) должно соответствовать количеству градаций основного признака. В данном примере их четыре - по числу возрастных группировок: до 19 лет, 20-35 лет, 36-49 лет, 50 лет и старше. Эти цифры вписываем между основаниями намеченных горизонтальных столбиков. Длина "лент" должна соответствовать размеру изображаемого явления в соответствии с выбранным масштабом. В нашем примере масштаб: 10 случаев утраты трудоспособности - 1 см.

Вывод: На диаграмме наглядно представлено наибольшее число случаев с временной утратой трудоспособности как у мужчин, так и у женщин в возрасте 36-49 лет, а наименьшее - у женщин в возрасте до 19 лет. Однако у мужчин практически во всех возрастных группировках число случаев утраты трудоспособности выше, чем у женщин, кроме возраста 50 лет и старше.

Графически показатель соотношения может быть представлен такими же диаграммами, как и интенсивный показатель.

Картограммы - это изображение статистических данных на контурной карте. При этом частота изучаемого явления может быть обозначена разной интенсивностью окраски или разной штриховкой.

Картодиаграммы - это изображение на контурной карте статистических данных в виде столбиков или других символов различного размера.

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Создать диаграмму или график легче всего с помощью МАСТЕРА ДИАГРАММ электронных таблиц Excel. Это функция Excel, которая с помощью диалоговых окон позволяет получить всю необходимую информацию для построения диаграммы или графика и внедрения в рабочий лист.

Электронные таблицы Excel обладают большими возможностями для построения различных диаграмм и графиков. Построение графического изображения производится на основании серии или ряда данных.

Пример: требуется построить гистограмму заболеваемости гриппом за 6 лет, то рядом данных является заболеваемость гриппом в процентах (%) в ячейках В3:В8 (Рис. 3).

Рис. 3. Пример ряда данных для построения диаграммы

На диаграммах можно изобразить до 255 серий данных. Каждая серия может содержать до 4 тыс.значений. организовать серии данных можно как в строках, так и в столбцах.

Построение диаграмм и графиков выполняется с помощью МАСТЕРА ДИАГРАММ . Вызвать МАСТЕР ДИАГРАММ можно, выбрав пункт Диаграмма в меню Вставка (Рис. 4).

Рис. 4. Вставка диаграммы с помощью горизонтального меню

Для построения диаграммы следует:

    Вызвать МАСТЕР ДИАГРАММ . Выбрать тип диаграммы, установив курсор на стандартную диаграмму (Рис. 5). Нажать кнопку Далее .

Рис. 5. Выбор типа диаграммы.

    Второй этап работы мастера служит для выбора данных, по которым будет строиться диаграмма. Для этого следует щелкнуть мышью на вкладке Ряд (Рис. 6), затем – в окне выбора рядов данных на кнопке Добавить .

Рис.6. Окно добавления ряда данных

В окно Имя (Рис.7) вводится адрес ячейки В2 с именем ряда данных (Грипп). В окно Значения – диапазон ячейки В3:В8. В следующее окно Подписи оси Х вводится диапазон А3:А8. Если диалоговое окно МАСТЕРА ДИАГРАММ перекрывает таблицу, для удобства работы можно свернуть, а затем развернуть окно.

Рис.7. Ввод адреса имени таблицы.

В области предварительного просмотра в верхней части окна мастера появится отображение будущей диаграммы (Рис.8). Завершив работу во втором диалоговом окне, щелкнуть на кнопке Далее .

Рис. 8. Ввод адреса рядов данных и подписей по оси Х

    В третьем диалоговом окне вводят названия для различных частей диаграммы. Устанавливая курсор в соответствующие поля, вводят заголовки, как показано на Рис. 9. Заголовки и условные обозначения для рядов данных называются Легендой .

Рис. 9. Ввод параметров диаграммы

В меню Легенда можно изменить или убрать вывод этого элемента на диаграмме. Выполнив эти действия, следует щелкнуть на кнопке Далее .

    Последнее диалоговое окно предназначено для того, чтобы определить, где должна находиться создаваемая диагрмма. Ее можно разместить либо на новом листе, либо поместить как внедренный объект, плавающий над рабочим листом с данными. Поместить объект диаграммы в текущей рабочий лист можно, щелкнув левой кнопкой мыши на соответствующем переключателе, а затем на кнопке Готово (Рис. 10).

Рис. 10. Выбор расположения диаграммы

На рабочем листе появится диаграмма, представленная над поверхностью листа. Границы диаграммы окаймлены восемью черными квадратиками (маркерами выделения). Нажав левую кнопку мыши в области диаграммы и не отпустив ее, можно перетащить диаграмму на свободное место. Если установить курсор на маркер выделения, он принимает форму двунаправленной стрелки. Протаскивая его в нужном направлении, можно увеличить или уменьшить размер диаграммы.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ДИАГРАММ

Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена. При изменении данных в таблице Excel автоматически изменяет диаграмму в соответствии с новыми данными. если выделить диаграмму, щелкнув на ней левой кнопкой мыши, в главном меню появится пункт Диаграмма. С помощью пунктов этого меню можно добавить в диаграмму новые ряды данных или удалить ненужные, изменить тип диаграммы, изменить заголовки и масштаб осей и т.д. Кроме пунктов главного меню, редактирование осуществляется непосредственно в области диаграммы. Принцип редактирования в этом случае для всех элементов одинаков:

      Щелкнуть на редактируемом элементе левой кнопкой мыши. Появляются маркеры выделения.

      Правой кнопкой мыши вызывается контекстное меню.

      выбирается соответствующий пункт меню. В появившимся окне устанавливаются соответствующие параметры.

    Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с.

    Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 512 с.

    Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2003. - 368 с.

    Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2 томах). - СПб, 1998. -528 с.

    Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др.Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие) - Москва, 2000. - 432 с.

    С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М., Практика, 1998. - 459 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ :

    Для чего необходимо графическое изображение полученных данных?

    Каковы требования к построению графиков?

    Какой показатель изображается в виде секторной диаграммы?

    Как графически можно представить показатель соотношения?

    Какой вид графика применяется для изображения явления в динамике?

    Как графически можно представить заболеваемость мужчин и женщин в различных возрастных группах (до 19 лет, 20-35 лет, 36-49 лет, 50 лет и старше)?

    Что такое картограмма и картодиаграмма?

    Какой показатель изображается в виде картодиаграммы?

    При помощи какого графического изображения можно представить распространенность явления на территории?

    Какой вид графика является наиболее показательным для характеристики частоты явления по периодам в течение замкнутого цикла времени?

    Какой вид графического изображения используется для иллюстрации сезонности заболевания?