Как нанести патину на старых медных монетах: рабочие способы. Способы придания медным изделиям старинного вида Патина на медных монетах своими руками

Патинирование меди, или оксидирование, - это создание на поверхности металла искусственной оксидной пленки. Его применяют для состаривания медных и латунных украшений, предметов интерьера из бронзы (например, деталей шкатулок или мебели, статуэток). Антиквары обрабатывают монеты, чтобы придать им аутентичный вид после чистки, когда натуральная патина повреждена или ее пришлось снять.

По составу искусственные оксидные пленки аналогичны атмосферной патине, но некоторые из них легко стираются, поэтому их покрывают лаком. Есть несколько способов обработки металла для нанесения на него пленки оксида, при этом патинирование латуни и меди проводят одинаково:

  • Химический (обработка химреактивами). Часть растворов токсична или работа с ними требует соблюдения сложной технологии; другие можно без боязни использовать дома.
  • Электрохимический (обработка в ванночке с электролитом).
  • Термический (воздействие огнем).

Патинированная медь

Перед началом работы предмет очищают, обезжиривают спиртом или средством для посуды, промывают и высушивают. Изделия с рельефными деталями и монеты после обработки не протирают тканью, а сушат в опилках. Ткань стирает непрочные пленки, а в углублениях остается влага, и цвет в них продолжает меняться, хотя и менее интенсивно.

Быстрые способы

1) Патинирование меди в домашних условиях можно проводить всеми способами, однако самый простой из них - термический. Если водить струей огня по поверхности металла, получаются радужные разводы от бледно-желтого и оранжевого до лилового - по мере нагрева окраска металла становится темнее. Если у вас нет ювелирной горелки, зажмите украшение в плоскогубцах и «обмакивайте» его в краешек пламени на конфорке кухонной плиты. Опустите раскаленную деталь в воду, и «цвета побежалости» зафиксируются, а чтобы окраска не стиралась, ее покрывают лаком.

2) Для простого химического патинирования используют серную мазь. Наложите слой мази на деталь и оставьте на 3-4 часа, а потом вымойте ее мылом или средством для посуды.

  • Серная мазь очень жирная, поэтому не применяйте ее для предметов с рельефом: из углублений трудно убирать ее остатки.
  • При окислении меди на воздухе образуется темная и неустойчивая к истиранию патина. Наносите состав на предметы, погруженные в воду, смазав их вазелином: мазь ляжет равномернее, а оттенок будет слабее.
  • Чтобы снять неудачную патину положите украшение или монету на 10 минут в теплый раствор лимонной кислоты или отмойте хозяйственным мылом под струей воды.

3) Безопасный и действенный способ облагородить цвет брошки, кольца, монеты - использовать вареное яйцо. Дайте ему остыть, поместите в пакет, разомните вместе со скорлупой и положите в смесь обезжиренный предмет. Через полчаса на украшении появится «налет старины», а 5-6 часов выдержки дадут прочную радужную патину.

Состав с серной печенью

Серной печенью, или печеной серой, называют сернистое соединение натрия или калия, полученное сплавлением порошка серы с поташом (древесной золой) либо содой. Она продается в магазинах химреактивов в виде гранул, порошка или геля. Состав с содой можно приготовить самостоятельно:

  • расплавьте 20 г серы и добавляйте в нее соду, пока смесь не перестанет пузыриться;
  • долейте 50 мл воды, перемешайте и кипятите 2 минуты.

Когда жидкость отстоится и остынет, ее сливают, оставляя осадок, и хранят в холодильнике в закупоренной непрозрачной банке 2-3 дня. Для раствора из покупного сырья берут 10-20 г порошка либо гранул на литр воды, а гель наносят в неизменном виде или разбавляют. В подогретой жидкости реакция идет активнее, но можно прогреть под струей горячей воды саму деталь и опустить ее в холодный раствор. Цвет пленки варьируется от красновато-коричневого, пурпурного, густо-лилового до черного и зависит от концентрации, температуры и времени выдержки.

Состав для чернения меди может испортить вставки в кольце, кулоне, сережках. Восприимчивы к реактивам жемчуг и некоторые камни - бирюза, агаты, яшма.

Оксидирование в парах аммиака

Нашатырный спирт, или 10 % водный раствор аммиака, применяют для тонирования меди в коричневый, оливковый цвет (в углублениях - до синего и черного), пятнистый голубой с вкраплениями меди. Если перед обработкой опустить деталь в раствор поваренной соли, на темной поверхности проступят ярко-голубые или темно-голубые вкрапления.

Гладкая поверхность предварительно шлифуется наждачной бумагой или шлифмашинкой с насадками: тогда пленка ляжет ровнее и ее тон будет однороднее. Фактурную поверхность не шлифуют - перепады тона в углублениях и шероховатостях создают дополнительный художественный эффект.

Каждый из вариантов патинирования меди в парах аммиака имеет свои недостатки и преимущества, на цвет пленки это не влияет. Учитывайте, что нашатырь способен повредить тонированные агаты, малахит, натуральный жемчуг, бирюзу. Он безопасен для кварцев (аметисты, цитрины), гранатов, стекла, камней Сваровски.

1) Раствор наливают в рюмку (один колпачок пластиковой бутылки), ставят на дно контейнера, вокруг раскладывают предметы для обработки и закрывают крышку. Медь темнеет через 30-60 минут и приобретает темно-оливковый цвет. Таким способом удобно оксидировать большое количество деталей, но из-за низкой концентрации аммиака в воздухе процесс может длиться от 4 до 6-8 часов для других металлов.

2) Деталь погружают в раствор. А если нужно состарить части украшения, вставки которого неустойчивы к раствору аммиака, их подвешивают в стеклянную емкость, на дно которой наливают нашатырный спирт. Для этого применяют проволоку сечением 0,4 или 0,3 мм: ее свободный конец выводят через дырочки в крышке. При этом способе оксидирование происходит за 10-15 минут.

Если подвесить предмет не получится, мелкие детали кладут на подставки из колпачков, а крупные закрепляют на каркасе из деревянных палочек. При таком способе обработки одновременно окрашивают меньше предметов.

Получив нужный оттенок, достаньте и промойте деталь. Иногда процесс проходится повторять, так как окончательный цвет патины проявляется, когда медь высохнет. Готовое украшение покрывают воском или лаком в аэрозоле, например, Krylon Matte Finish.

Патинирование в опилках

Для работы используют чистые отходы деревообработки. Опилки из клееной фанеры использовать нельзя, так как клей реагирует с патинирующим раствором. Таким способом на меди получают крапчатый розовый, голубой и черный оттенки, а на латуни - крапчатые золотой, зеленый или голубой, коричневый, черный. Раствор готовят из:

  • 16 грамм соли;
  • 300 мл (для латуни и других сплавов) / 600 мл (для меди) нашатырного спирта;
  • 700 мл воды.

Смешайте ингредиенты и пропитайте раствором опилки - они должны быть влажными, но не мокрыми. Поместите смесь в пластиковый контейнер, погрузите в них изделие, закупорьте емкость. Положите пару кусочков меди близко к поверхности смеси, чтобы по их цвету контролировать окрашивание, не касаясь обрабатываемого предмета.

Раствор можно использовать не только с опилками, но и с другими впитывающими влагу носителями: сухой листвой, сеном, наполнителем для кошачьих лотков. Время обработки зависит от того, в каком носителе окрашивается металл (для меди в опилках это 4-6 часов, для латуни - от 12 часов до суток) и от структуры носителя. Материалы с мелкой текстурой нельзя ворошить во время процесса, а изделие в листьях или сене нужно поворачивать, чтобы окраска шла равномерно.

Также на интенсивность цвета и другие параметры оксидной пленки влияют:

  • Пропорции нашатырного спирта и/или соли.
  • Увлажненность носителя. Если опилки недостаточно влажные, окрашивание будет слабым, если мокрые - крапчатой окраски не получится (поверхность меди стравится).

Промойте и высушите детали в сухих опилках. Готовая смесь пригодна в течение нескольких дней, а раствор в герметичной таре в холодильнике либо погребе хранится довольно долго.

Электрохимический способ

Цветное («радужное») электрохимическое патинирование применяют не для состаривания, а для декорирования изделий. Его оттенки зависят от напряжения, температуры электролита, времени воздействия, текстуры поверхности. Как источник тока можно использовать автомобильный аккумулятор: «плюс» подается на медную палочку-анод, «минус» - на обрабатываемую деталь.

Для приготовления электролита понадобится 60 г медного купороса; 90 г рафинада, 45 г каустической соды (едкий натр) и дистиллированная вода. Работать придется в резиновых перчатках, респираторе и защитных очках - раствор настолько едкий, что его можно было бы использовать для прочистки сантехники. Патинирование проводят с открытыми окнами в помещении с мощной вытяжкой.

  • Подогрейте 300 мл воды до 60-80 градусов, растворите в ней медный купорос и сахар.
  • В таком же количестве холодной воды растворите едкий натр, понемногу всыпая его в емкость (если всыпать порцию сразу, то вода закипит - при растворении NaOH в воде выделяется тепло).
  • К раствору едкого натра небольшими порциями и перемешивая доливайте раствор купороса с сахаром. Добавьте воды до литра.

Патинирование медной монеты

Получившуюся темно-синюю непрозрачную жидкость подогрейте до 80°С, опустите в нее украшение и выдержите минуту. После этого подавайте напряжение от 0,6 до 1,1 V, в зависимости от размера предмета (чем оно выше, тем быстрее реакция и темнее цвет). Так, при 0,7-1,0 V возникают золотистые с нарастанием к розовому оттенки; при 1,2-1,4 V - фуксиевые, которые переходят в зеленоватые; дальше идут синие и фиолетовые. После этого гамма повторяется, поэтому если вы не успели достать деталь, уловив нужную окраску, дождитесь очередного цикла.

Зависимость цвета патины от времени воздействия.

Время воздействия, секунд Оттенок оксидной пленки для меди
2 Коричневый
2-3,5 Фиолетовый
3,5-5,3 Синий
5,3-6,3 Голубой
6,3-8,5 Бледно-зеленый
8,5-12 Желтый
12-13 Оранжевый
13-15,5 Красно-лиловый
15,5-17 Зелено-синий
17-21 Зеленый
21-25 Розово-красный

Попробуйте рывком повысить напряжение до 1,7-2 V на 1-2 секунды. Цвет патинируемой детали может оказаться любым, но скорее всего, вы получите оксидную пленку с голографическим эффектом. В зависимости от угла, под которым на него смотрят, поверхность кажется то красно-фиолетовой, то зеленой.

Патина, полученная гальваническим способом, безопасна для кожи и довольно стойкая, но ее не помешает покрыть лаком, например, акриловым изоляционным Plastik 71. Он продается в магазинах для радиолюбителей («лак для печатных плат») и предназначен для защиты электронных компонентов от влаги и повреждений. В отличие от многих других составов, он не стирает и не меняет цвет оксидной пленки на патинированном металле.

Всем известно, что коллекционирование является достаточно скрупулезным занятием. Абсолютно каждый нумизмат может неделями выискивать нужную ему монету в подходящем состоянии, но сожалению же малое количество старинных монет находятся в удовлетворительном состоянии.

И поэтому часто приходится покупать монеты немного не соответствующие своим ожиданиям. Из-за этой проблемы сообществом нумизматов было найдено несколько методик по преданию медным монетам нужного облика.

Когда и зачем необходимо патинирование медных монет

Есть несколько причин, почему нумизматы проделывают патинирование с монетами:

  1. Монета была куплена или же найдена в плохом состоянии. Например, сейчас на рынке достаточно много медных копеек, которые были откопаны с помощью металлоискателя. В таком случае, на «медяшке» образуются очаги коррозии, от которых необходимо избавиться. Бывают случаи, где находка уже обладает красивой патиной, но это скорее исключение. Это сильно зависит от грунта и места где её отыскали.
  2. Второй причиной проведения манипуляций является незнание предыдущих владельцев ценности сохранившейся патины. Чаще всего она стирается в попытках придать блеск. Или же её бросают в кислоту, после чего её окрас становится желто-оранжевым.
  3. Увеличение стоимости. Несомненно, что медная монета в коричневой патине заинтересует покупателя больше чем идентичный экземпляр, покрытый зелеными пятнами. На первый взгляд сохранность у них одинакова, но люди готовы немного переплатить за внешний вид.

Патинированием называется искусственное старение предметов. Проводится химической реакцией, в процессе которой образуется пленка или налет.

Сегодня же мы Вам подробно расскажем о лучших способах и инструкциях для нанесения патины. Не думайте, что это простое занятие, в процессе нужно соблюдать пропорции веществ иначе можно навсегда потерять редкую монету.

Рецепты патинирования медных монет в домашних условиях

Приведем Вам лучшие рецепты для самостоятельного патинирования монет. Если вы хотите достичь достойного результата, то не ленитесь предварительно подготовить материал.

Нуждающаяся в очистке медная копейка Российской Империи

Под этими словами подразумевается очистка от окислов и различных металлических наростов.

Советуем Вам для начала произвести данную процедуру на не дорогих экземплярах, чтобы немного потренироваться. Не стоит огорчаться, если у Вас, что-то не вышло. С первого раза сложно достичь нужного результата. Все приходит с опытом.

Серная мазь

Патинирование серной мазью не является наилучшим вариантов для коллекционера, потому что оно легко будет стираться даже при помощи губки.

Цвет же тоже нельзя будет назвать натуральным, он будет отдавать серым оттенком.

Технология достаточно проста и проводиться в три этапа:

  • Нанесите серную мазь на монету погруженную в теплую воду,
  • Подождите пока она получит нужную расцветку.
  • Смойте остатки мази с помощью мыльной воды.

Теплая вода необходима для медленного протекания реакции. Это поможет точнее подобрать цветовой тон.

Использование серной мазью на примере медного цента 2009 года

К единственному же достоинству применения серной мази можно отнести простоту и скорость появления патины.

Марганец и медный купорос

Если же Вы хотите, чтобы монета покрылась крепкой равномерной патиной, то лучше всего подойдет именно метод с применением марганца и медного купороса. Он придаст наиболее натуральный цвет изделию. Инструкция по приготовлению раствора не сложна.

Наглядный пример приминения раствора марганца и купороса

Всего потребуется 3-4 грамма марганца, 10 грамм медного купороса и пол литра воды нагретой до 90 градусов Цельсия. Во время патинирования не забывайте переворачивать монету, иначе стороны будут отличаться по цвету.

Старайтесь соблюдать пропорции иначе Вы можете не только не улучшить, но и навсегда потерять рельеф.

Также следите за поддержанием температуры, поэтому не забывайте время от времени греть раствор. Точных временных рамок по пребыванию монеты в растворе нет, нужно лишь дождаться пока равномерно ляжет патина.

Заключение

После прочтения нашей статьи Вы можете самостоятельно придать красивый старинный вид медных монет.

Главное не бойтесь экспериментировать и попробуйте каждый из описанных выше методов.

Так Вы сами сравните результаты. Помните, что описанные методы подходят только для медных монет, для других сплавов соответственно нужны другие решения.

Видео: Патинирование или старение медных монет

Со временем медные вещи теряют свой цвет и начинают приобретать тёмный или зелёный оттенок. Это происходит естественным путем в процессе окисления, но современные дизайнеры активно пропагандируют винтажные элементы интерьера, это выглядит красиво, изыскано, дорого.

Но чтобы добиться красивого оттенка патины необязательно ждать несколько лет, можно состарить изделие искусственно. Способов для этого существует много. Можно подобрать для себя любой, который будет лучше всего подходить.

Основные инструменты

Применение различных способов состаривания подразумевает использование некоторых инструментов или подручных средств. Но есть универсальные предметы, которые используются при любом методе:

  • само изделие, тщательно обработанное;
  • плотные резиновые перчатки;
  • защитные очки для безопасности глаз;
  • средство для состаривания (уксус, аммиак, приготовленные растворы, ацетон, нашатырный спирт);
  • мыло или просто вода для очистки;
  • магнит для проверки состава;
  • горячая обработка (фен или любое другое нагревательное средство);
  • кисть;
  • специальная ёмкость (ведро, жестяные банки, пластиковые баночки);
  • средства для полировки и шлифовки (губка, тряпочка).

Использование нашатырного спирта

Перед началом работы нужно обработать медное изделие надфилем (специальный напильник для ювелирных работ) – такая подготовка помогает очистить вещь от грязи и привести её в порядок. Для обработки нашатырным спиртом понадобятся: само средство обработки, любая ёмкость с плотно закрывающейся крышкой, ватный диск и крышечка размером с него.

Ватный диск нужно вложить в маленькую крышечку, тщательно пропитать нашатырём и положить вместе с медным изделием в герметичную ёмкость. Через 10 минут можно увидеть, как медная вещь состарилась. При открывании ёмкости не стоит забывать, что можно почувствовать сильный запах спирта, поэтому лучше использовать защитную повязку.

Применение уксуса

Для того, чтобы состарить медную вещь при помощи уксуса, нужно тщательно её подготовить. Процесс подготовки состоит из нескольких этапов:

  • если медное изделие покрыто слоем лака, то его нужно снять. Для этого нужно либо подержать изделие в ёмкости с ацетоном, либо тщательно обработать кисточкой с тем же средством;
  • далее, медную вещь нужно залить горячей водой и промыть, чтобы лак сошёл окончательно;
  • если же медная вещь не имеет никакого дополнительного покрытия, то будет достаточно просто помыть ее с мылом;
  • процесс состаривания нельзя начинать, если изделие недостаточно просохло. Для ускорения сушки можете воспользоваться феном, но перед этом убедиться, что на меди не осталось никаких следов защитного покрытия, иначе медное изделие может загореться.

После того как подготовительный этап завершен, можно начать обработку уксусом. Большим плюсом такого метода является то, что при этом не нужно работать с вредными веществами и уксус всегда есть под рукой на кухне.

Как и в случае с ацетоном можно либо окунуть изделие в уксус, либо нанести его на кисточку и тщательно обработать вещь. Также если необходимо получить патину зелёного оттенка, то можно добавить ложку соли в уксус. После того как достигнут желаемый результат, медную вещь нужно промыть в тёплой воде и провести мягкую сушку при помощи полотенца.

Состаривание с серым оттенком при помощи серной печени

Для начала вам нужно приготовить серную печень. Это можно сделать следующим образом:

  • смешать порошок серы и поташ в составе 1:1 в жестяной банке, поставить смесь на огонь;
  • после того как смесь начала плавиться и темнеть, начинается процесс спекания;
  • через 15 минут жестяную банку нужно убрать с огня и дать смеси немного остыть.

Теперь можно приступать к подготовке раствора для того, чтобы начать патинирование и состарить медную вещь. Смешать 3 г соли и 3 г остывшей серной печени в 1 л воды. Тщательно перемешать раствор и опустить в него медное изделие. Когда медь приобрела необходимый серый оттенок, можно доставать изделие, затем промыть водой и высушить.

Применение готового раствора для состаривания

Этот метод является самым быстрым, поскольку само средство не нужно готовить самостоятельно, оно продаётся в готовом виде. Поскольку раствор для состаривания содержит в себе вредные для кожи вещества, не стоит забывать надевать перчатки и защитные очки.

Средство Brass Black Metal Finish для состаривания меди, производитель — американская компания Birchwood Casey

В разных растворах может быть разная информация по поводу того, в каких количествах следуют разводить жидкость, но всегда нужно следовать той инструкции, которая указана на этикетке купленного средства.

Когда подготовительные процессы завершены, можно начинать обрабатывать медное изделие. Для этого нужно несколько раз опустить медную вещь в раствор под разными углами, чтобы вся поверхность изделия была покрыта средством. Необходимо следить за тем, чтобы не было пузырьков, поскольку потом на их месте могут остаться светлые пятна.

Проделывать эту процедуру следует пока не получится нужный цвет. Передержка или, наоборот, слишком раннее поднятие изделия из раствора не является проблемой, так как при передержке можно обработать его скребком, а в случае, если нужный цвет не достигнут – опустить в средство снова. По окончании процесса медь должна быть высушена и обработана лаком, если нужно закрепить достигнутый результат.

Использование аммиака

Из всех представленных средств аммиак является самым едким веществом, но он лучше всех может состарить медь и даёт патину коричнево-зелёного оттенка. Минусом применения этого средства является то, что этот газ испаряется, из-за чего обработку им нужно осуществлять чаще, чем другими веществами. Для использования этого способа понадобится: сам аммиак без примесей, герметичное пластиковое ведро, небольшие деревянные бруски.


Патинирование или старение медных монет

Метод применения аммиака состоит из следующих этапов:

  • на дно ведра положить бруски таким образом, чтобы получилась небольшая, но устойчивая платформа;
  • налить в ведро аммиак, не доводя его уровень до верхней поверхности платформы;
  • поставить на деревянную конструкцию медное изделие так, чтобы оно крепко держалось на платформе. Если же оно упадёт с неё, то его нужно просто достать, промыть водой и снова разместить на брусках;
  • плотно закрыть ведро и проверять готовность каждый час. Обычно процедура занимает несколько часов. Во время проверки появления нужного оттенка нельзя вдыхать пары аммиака.

Сушка, как и в случае с другими способами, является обязательным и завершающим этапом состаривания. Сушить можно и естественным путём, не используя фен и другие горячие методы.

Покрывать лаком изделие не стоит, так как придётся периодически его снимать, потому что, как было сказано выше, обработка аммиаком осуществляется многократно в течение использования медной вещи.

Применение сернистого аммония

Для того чтобы состарить медь можно использовать вещество сернистого аммония, смешивание которого с другими веществами может придать изделию патину разных оттенков:

  • светло-коричневый – в одном литре воды смешиваются 5 г раствора сульфида аммония 18%, 124 г дихромата натрия, 15 г кислоты азота с плотностью 1 г на 1 см 3 , 5 г соляной кислоты. Смесь наносится кисточкой на изделие, смывается через 5 часов, а после высыхания повторить ещё 2 раза эту процедуру;
  • тёмно-коричневый – в одном литре воды смешиваются 9 г персульфата аммония и 50 г едкого натра. Раствор нагревается до 95 градусов. Изделие опускается в раствор на 5-25 минут в зависимости от желаемой насыщенности цвета, промывается, сушится. Процедура повторяется 3 раза.

Использование других различных веществ, которые помогают состарить предмет и дают патину разных оттенков:

  • золотистый – в одном литре воды смешиваются 1 г сульфида меди, 180 г едкого натра и 180 г молочного сахара. Раствор нужно греть 15 минут до 90 градусов. После чего в него опускается изделие также на 15 минут, а потом сушится.
  • золостисто-коричневый с малиновым отблеском – в одном литре воды смешиваются 50 г медного купороса и 5 г марганцово-кислого калия. Смесь нагревается до 80 градусов, а изделие держится в ней до получения необходимого результата.

Если вы не являетесь специалистом в области химии, то вам лучше воспользоваться готовыми средствами для состаривания меди или наиболее простыми способами (применение уксуса, например). Обывателю будет сложнее уловить необходимость тех или иных пропорций и не ошибиться в создании нужного раствора.

Если же имеется опыт в работе с химическими веществами, можно попробовать применять приготовленные растворы сначала на отдельных частях медного изделия, чтобы не делать патинирование заново при каждом неудачном результате.

Нужно избегать растворов с содержанием любого гипохлорита, поскольку это вещество очень сложно контролировать в домашних условиях и неосторожное его применение опаснее всего скажется на здоровье.

При использовании любого метода нужно помнить о своей защите: длинные перчатки и защитные очки нужно надевать обязательно.

Для закрепления результата можно использовать воск или парафин: они лучше лака убираются потом, когда понадобится проводить процедуру повторно. Это будет более уместно в том случае, если для состаривания был выбран метод с использованием аммиака.

Если есть сомнения в том, является ли изделие медным или нет, нужно отнести его в антикварную лавку. Специалист быстро сможет определить, из какого металла изготовлен предмет. Также можно проверить состав изделия, поднося к нему магнит. Если вещь прилипает к магниту, то скорее всего, это не медь, а всего лишь медное напыление, нанесённое на металл. В этом случае также можно состарить изделие, исключив при этом грубую обработку.

Видео: Патинирование меди в домашних условиях

Зачастую после чистки монета выглядит совсем плохо, я бы даже сказал не реально плохо. В основном это из за того, что так называемая патина была уничтожена и монета осталась в «неглиже». Продать такую монету весьма проблематично. Надо ее немного подготовить к продаже (как автомобиль) т.е. наложить патину.

Патинировать медные монеты, в принципе, не очень сложно. Основная трудность в том, чтобы приобретенный цвет как можно больше походил на натуральный. Способов патинирования медных монет много, у каждого есть свои плюсы и минусы. Я использую только три способа. Расскажу немного о них.

Патинирование медных монет с помощью марганца и медного купороса . Многие нумизматы считают этот способ наиболее «идеальным», так как цвет у монеты можно сделать от красного до темно коричневого, причем эта наведенная патина будет весьма похожа на натуральную. Патинирование происходит следующим образом – в нагретую до 90 градусов воду (0,5 литра), добавляете 3-4 грамма марганца и около 10 грамм медного купороса. Перемешиваете все и помещаете в этот раствор монеты. По мере остывания раствор немного подогреваете. Каждые 5 минут монеты переворачиваете и проверяете их цвет. Добиваетесь того, чтобы цвет стал ярко коричневым. Большой плюс этого патинирования в том, что цвет получается красивым и относительно устойчивым к смыванию.

Патинирование медных монет с помощью серной мази . «Настоящие» нумизматы презирают этот способ, который достаточно прост. Берете монету и намазываете ее слегка пальцами серной мазью. Все это делать нужно в едва теплой воде. Вода нужна для того, чтобы процесс окрашивания происходил медленнее. На выходе цвет у монеты будет от темно-коричневого до матового черного. Плюс в том, что самую убиенную монету можно немного оживить, а минус в том, что цвет ненатуральный и патина очень легко смывается. Для того, чтобы патину сделать естественной, после патинирования серной мазью, монету нужно натереть мягкой тряпочкой, смоченной в масле. Иногда можно добиться весьма недурственного цвета.

Очень мне нравится патинировать медные монеты естественным путем, т.е. солнцем и воздухом. Проводил такой эксперимент – очищенные до самой «наготы» монеты положил на крышу дома. Каждые две недели монеты переворачивал. Монеты четыре месяца жглись солнцем и омывались дождем. Итог был нормальным – цвет от ярко красного стал тускло коричневым. Если бы монеты пролежали на открытом воздухе хотя бы 7-8 месяцев, то они бы стали идеальными. Очень рекомендую этот способ для тех, кто не торопится. Результат будет восхитительным.

Процедурой патинирования металлических дензнаков занимался, наверное, каждый более-менее опытный коллекционер-нумизмат. Этот процесс означает обработку монеты так, чтобы ее внешний вид соответствовал хорошо сохранившимся старинным образцам. Лучше, конечно, не доводить предмет коллекционирования до необходимости нанесения искусственного налета различных оттенков, имитирующих вековое существование.

Однако иногда металлические денежки требуется очистить от пятен коррозии и грязи — ведь они могли пролежать в земле многие годы. Вот тут-то и возникает опасность не только не повысить товарную стоимость монеты, а наоборот, окончательно уничтожить ее, так как вместе с грязью удаляется и благородный слой окислов (патины), образовавшихся в результате естественного старения.

Новичкам лучше не связываться с чисткой монет даже при сильном желании. Ну или если пробовать, то на «убитых» монетах, которые не жалко. Всякие медные «какалики» вполне подойдут для начальных экспериментов. Коллекционеры же со стажем могут заняться этим делом, но соблюдая определенную технологию для разных металлов. Именно металл, из которого состоит монета, диктует правила её чистки и патинирования.

Золотые денежки вообще чистить не требуется. В особых случаях, при основательном загрязнении их можно вымыть теплой мыльной водой, после чего тщательно просушить между кусочками мягкой ткани, которая не оставит микроскопических царапин на отшлифованной поверхности.

Сильно окисленные серебряные монеты можно очистить с помощью нашатырного спирта или раствора пищевой соды.

Для очистки медных или бронзовых монет лучше всего подходят медленные реактивы (например, трилон Б). Сильные реактивы типа серной или азотной кислоты применять не рекомендуется, так как они вместе с ржавчиной могут уничтожить и мелкие детали рисунка.

А вообще, одним из лучших способов чистки медных монет считается обычное хозяйственное мыло — настругаем, разведем в теплой воде до консистенции сметаны и кладем туда монетку. Пусть отмачивается и со временем вы увидите, что мыло становится зеленым — сходят ненужные окислы и грязь. Зачастую после того, как монета полежала в мыле пару-тройку месяцев — она готова, можно класть в коллекцию.

Если вы все-таки почистили монету так, что смыли все ее коллекционные достоинства, то здесь без искусственного патинирования (старения) не обойтись. С научной точки зрения благородный налет на старинных монетах является поверхностным окислением металла. Золотые изделия такому процессу практически не подвержены из-за чрезвычайной инертности этого химического элемента — поэтому их можно в расчет не брать. Для восстановления же патины на серебряных, медных или бронзовых монетах существует множество способов. Приведем некоторые из них.

Серебро

Для искусственного патинирования серебряных монет потребуется лишь морозильная камера и пузырек нашатырного спирта. Денежка помещается в морозилку и после получасового нахождения там аккуратно извлекается с помощью пинцета. Теперь осталось только подержать ее несколько минут обеими сторонами над открытой емкостью с нашатырным спиртом.

Под воздействием паров спирта металлическая поверхность начинает окисляться и приобретать сероватый оттенок (патину). Осталось только добиться равномерного цвета с обеих сторон — и можно считать, что дело сделано.

Медь


Очень натуральная патина получается в результате применения таких элементов как марганец и медный купорос. Процесс заключается в использовании раствора, приготовленного из 0.5 л теплой воды (90º С), 3-4 г марганца и 10 г медного купороса. Помещаете в раствор монеты и дожидаетесь появления на их поверхности ярко-коричневого цвета. Причем воду по мере остывания необходимо немного подогревать, а денежки каждые 5 минут переворачивать. В результате получается красивая патина, устойчивая к смыванию.

Пару раз пробовали такой способ — натирали монету серной мазью, патина тоже появляется, но не сказать, что она сильно похожа на естественную, цвет больше сероватый. Но в целом монетки выглядят неплохо.