Письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица. Использование работы другой аудиторской организации

В ходе аудита сотрудники аудиторских организаций часто сталкиваются с ситуацией, когда не представляется возможным найти объективные доказательства какой-либо информации, и единственным подтверждением определённого фактора могут быть официальные разъяснения и заявления, предоставляемые руководством аудируемого лица.

В соответствие с ФПСАД № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица» перед обращением к руководству с целью получения разъяснений аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством того, что оно несёт ответственность за предоставленную бухгалтерскую отчётность, и осведомлённость об ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита информации .

Порядок обращения к руководству может быть оговорен при заключении договора. Если это не сделано, то аудитор вправе сам определить способ обращения - в зависимости от важности, объёма и содержания требуемой информации.

Обращения к руководству аудируемого лица могут быть письменными или устными. При любой форме обращения аудитор должен точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые предполагается получить или подтвердить. При этом, необходимо убедиться, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому может быть уточнение вопроса в личной беседе или анализ полученного вопроса. При подготовке запроса аудитору необходимо оценить, насколько хорошо информированы лица, предоставляющие разъяснения и пояснения по конкретной ситуации. Разъяснение можно считать надёжным лишь в том случае, если предоставляющие их лица занимают положение, которое позволяет им обладать необходимой информацией.

Получая разъяснения от руководства аудируемого лица, аудитор может затребовать информацию в форме:

Письменного официального разъяснения (письма-представления);

Письма, подготовленного аудитором и содержащего его точку зрения по определённому вопросу, а также запись руководства аудируемого лица о согласии с данной трактовкой;

Официально заверенных копий бухгалтерской отчётности, протоколов собрания совета директоров и т.д., содержащих сведения о позиции руководства по определённым вопросам.

Результаты опроса следует оценить с точки зрения надежности и при любых сомнениях проверить их достоверность. Стандарт не рекомендует аудитору полагаться на разъяснения, не подтвержденные результатами других аудиторских процедур. Если какая-то информация от руководства аудируемого лица противоречит другим доказательствам, необходимо снизить степень доверия в отношении всей информации, полученной от этого источника.

Разъяснения, полученные аудитором от руководства, не могут полностью заменить другие аудиторские доказательства по данному вопросу, так как источник не является независимым и информация может быть искажена в пользу аудируемого лица.

Если аудитору не удалось получить достаточно альтернативных доказательств по существенному для бухгалтерской отчетности вопросу, и аудитор полагает, что такие доказательства существуют, то ситуация рассматривается как ограничение объёма аудита.

Информация, полученная в устной форме, должна быть включена в рабочие документы аудитора с отражением вопроса, с которым обращались к руководству, краткого содержания полученных устных разъяснений, оценки аудитором убедительности доказательств, в том числе полученных альтернативным способом.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Получение разъяснений от руководства аудируемого лица:

  1. Получение разъяснений от руководства аудируемого лица
  2. Общение с руководством аудируемого лица на заключительном этапе аудита
  3. Организационная деятельность может быть различная - по руководству хозяйством, по руководству социально-культурным строительством.
  4. ВОПРОС: Мой пример из современности, российской действительности. Когда у нас была ситуация с компанией «ЮКОС», было заявление руководства страны, что с руководством компании все будет в порядке, в результате акции «ЮКОСа» взмыли и инвесторы на этом заработали. После этого компания практически разрушилась, руководство посадили - была ли это политика?

Список изменяющих документов

(введено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 N 228)

Введение

1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении использования заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, процедур документального оформления заявлений и разъяснений руководства, а также действий аудитора при отказе руководства аудируемого лица предоставить надлежащие заявления и разъяснения.

2. До завершения аудита аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица.

Признание руководством аудируемого лица ответственности

за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица

3. Аудитор должен получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и подписания данной финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица. Аудитор может получить данные доказательства, проанализировав решения соответствующего органа, осуществляющего общее руководство деятельностью аудируемого лица, официальные заявления, представленные руководством аудируемого лица в письменной форме, или заверенную соответствующими подписями финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Использование заявлений и разъяснений руководства

аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств

4. Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждаются письменно. Примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, приведен в приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности.

5. Письменные заявления и разъяснения, запрашиваемые у руководства аудируемого лица, рекомендуется ограничить вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

6. В ходе аудита руководство аудируемого лица по своей инициативе или в ответ на конкретные запросы представляет аудитору большое количество заявлений и разъяснений. Если подобные заявления и разъяснения касаются вопросов, существенных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен:

а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;

б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства аудируемого лица разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам;

в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

7. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Например, заявления руководства аудируемого лица относительно стоимости актива не могут заменить аудиторские доказательства стоимости актива, которые обычно используются аудитором для этих целей. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по вопросу, существенному для финансовой (бухгалтерской) отчетности, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение объема аудита.

8. В определенных случаях заявления и разъяснения руководства аудируемого лица могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства аудируемого лица, в частности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица).

9. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

Документальное оформление заявлений и разъяснений

руководства аудируемого лица

10. Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, подтверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства аудируемого лица, в форме краткого изложения бесед с руководством или материалов, предоставленных руководством аудируемого лица в письменной форме.

11. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица в письменной форме являются более надежным аудиторским доказательством, чем заявления и разъяснения в устной форме. Они могут быть оформлены в виде:

а) письма-представления руководства аудируемого лица;

б) подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства аудируемого лица по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается этим руководством;

в) документов, утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, экземпляра финансовой (бухгалтерской) отчетности, подписанного руководством аудируемого лица.

12. Запрашивая у руководства аудируемого лица письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, а также подписано, датировано и содержало необходимую информацию.

13. Письмо-представление, как правило, датируется руководством аудируемого лица той же датой, что и аудиторское заключение. Однако при определенных обстоятельствах специальное письмо с заявлениями и разъяснениями руководства аудируемого лица относительно конкретных операций или событий может быть получено как в ходе аудита, так и после даты аудиторского заключения (например, на дату открытого размещения ценных бумаг).

14. Письмо-представление, как правило, должно быть подписано теми руководителями аудируемого лица, которые несут основную ответственность за деятельность этого лица, в частности, за финансовую деятельность (например, генеральным директором, главным бухгалтером или финансовым директором аудируемого лица). В определенных обстоятельствах аудитору могут потребоваться письма-представления от других членов руководства аудируемого лица. Например, аудитор может посчитать необходимым получить официальное заявление относительно полноты представления протоколов всех собраний акционеров, заседаний совета директоров и иных органов управления аудируемого лица от сотрудника, ответственного за ведение данных протоколов.

Действия аудитора при отказе руководства аудируемого

лица представить заявления и разъяснения

15. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, это считается ограничением объема аудита. В связи с таким отказом аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. В подобных случаях аудитор должен также критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

Приложение

к правилу (стандарту) N 23

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Несмотря на то, что запрос аудитора о представлении заявлений и разъяснений руководства по различным вопросам может побудить руководство аудируемого лица обратить на них внимание и осветить эти вопросы более детально, аудитор должен знать об ограничениях, присущих заявлениям и разъяснениям руководства с точки зрения их использования в качестве аудиторских доказательств в соответствии с настоящим федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

(Бланк аудируемого лица)

_____________________________

(указывается адресат-аудитор)

Настоящее письмо направляется в связи с проводимым Вами аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности организации "YYY" с целью выражения мнения о том, отражает ли финансовая (бухгалтерская) отчетность достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации "YYY" на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г.

В соответствии с _____________________________________________

(указать документ, определяющий полномочия

руководителей)

мы признаем свою ответственность за достоверность финансовой

(бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с

требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании информации, которой мы располагаем, и понимания данных вопросов мы делаем следующие официальные заявления.

(Следует изложение заявлений и разъяснений, касающихся аудируемого лица. Ниже приведен примерный вариант, который может быть изменен в соответствии с конкретными обстоятельствами.)

1. Со стороны руководства организации "YYY" и ее работников, отвечающих за функционирование системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, не было допущено нарушений, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

2. Мы предоставили вам все бухгалтерские регистры и первичные документы, а также все протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров (иные материалы соответствующих органов управления других организаций), проведенные 15 марта 20(ХХ) г. и 30 сентября 20(ХХ) г. соответственно.

3. Мы подтверждаем полноту информации, предоставленной в отношении аффилированных с организацией "YYY" лиц.

4. Финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

5. Организация "YYY" выполнила все договорные обязательства, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения. Кроме того, нами не были установлены какие-либо нарушения требований контролирующих органов, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения.

6. Следующая информация была должным образом отражена в бухгалтерском учете и там, где это следует, адекватно раскрыта в финансовой (бухгалтерской) отчетности (перечислить).

7. Мы не имеем никаких планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

8. Мы не имеем никаких планов прекращения производства какой-либо продукции, а также не имеем других планов или намерений, которые могут привести к возникновению избыточного количества или устареванию материально-производственных запасов, отражение в учете стоимости материально-производственных запасов соответствует существующим требованиям.

9. Организация "YYY" имеет право собственности на все свои активы. Не существует права изъятия активов организации "YYY" за долги, кроме указанных в примечании A к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

10. Мы отразили в учете или раскрыли в примечаниях все обязательства, как фактические, так и условные. В примечании Б к финансовой (бухгалтерской) отчетности отражены все гарантии, предоставленные нами третьим лицам.

11. За исключением данных, указанных в примечании В к финансовой (бухгалтерской) отчетности, не существует никаких событий, произошедших после отчетной даты, которые требуют корректировки или раскрытия в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

12. Иск организации "ZZZ" был удовлетворен путем выплаты общей суммы в размере ХХХ, что соответствующим образом отражено в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Не существует и не предвидится предъявления к организации "YYY" каких-либо других претензий, связанных с судебными разбирательствами.

____________________

Генеральный директор ______________________

(ф.и.о., подпись)

Главный бухгалтер ______________________

4. Аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Вероятность возникновения неправильного понимания аудитором позиции руководства аудируемого лица уменьшается, если устные заявления подтверждаются письменно. Примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, приведен в приложении к настоящему федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности.

5. Письменные заявления и разъяснения, запрашиваемые у руководства аудируемого лица, рекомендуется ограничить вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

6. В ходе аудита руководство аудируемого лица по своей инициативе или в ответ на конкретные запросы представляет аудитору большое количество заявлений и разъяснений. Если подобные заявления и разъяснения касаются вопросов, существенных для финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен:

а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;

б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства аудируемого лица разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам;

в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

7. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Например, заявления руководства аудируемого лица относительно стоимости актива не могут заменить аудиторские доказательства стоимости актива, которые обычно используются аудитором для этих целей. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по вопросу, существенному для финансовой (бухгалтерской) отчетности, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение объема аудита.

8. В определенных случаях заявления и разъяснения руководства аудируемого лица могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства аудируемого лица, в частности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица).

9. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» разработано с учетом международных стандартов аудита и устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - информация), руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

Данная информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Она включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. При этом аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица.

В соответствии с правилом (стандартом) № 22 руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер). Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

В ходе аудита аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.

Он должен учитывать, что организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для разных аудируемых лиц, что усложняет задачу по универсальному определению круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом. Аудитор должен основываться на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемого лица, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства РФ. Аудитору следует учитывать права и обязанности соответствующих лиц.

В случае, когда управленческая структура аудируемого лица четко не определена или представители собственника не могут быть четко определены в соответствии с условиями задания или, согласно законодательству РФ, аудитор приходит к соглашению с аудируемым лицом в отношении того, кому должна сообщаться информация.

Во избежание недоразумений в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать только ту информацию, выявленную им в результате аудита, которая представляет интерес для управления, и что аудитор не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом. В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также:

указываться форма, в которой будет сообщаться информация;

определяться надлежащие получатели информации;

определяться конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность.

Следует иметь в виду, что сообщение информации будет более эффективно при налаживании конструктивных рабочих взаимоотношений между аудитором и руководством или представителями собственника аудируемого лица. Данные взаимоотношения должны развиваться с учетом соблюдения требований профессиональной этики, независимости и объективности.

Аудитор обязан рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации. Такая информация отражает:

Общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица.

Выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.

Возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств).

Предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом.

Существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность.

Разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет.

Предполагаемые модификации аудиторского заключения.

Другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства).

Вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита).

Аудитор должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что: сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита; аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

На аудитора возложена обязанность по своевременному сообщению информации, что дает возможность представителям собственника и руководству аудируемого лица оперативно принимать надлежащие меры.

Для своевременного сообщения информации аудитор должен обсудить с представителями собственника и руководства аудируемого лица порядок, принципы и сроки сообщения такой информации. В определенных случаях в связи с необходимостью решения срочного вопроса аудитор может сообщить о нем раньше, чем это было согласовано предварительно.

Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме. На решение аудитора о том, сообщать ли информацию в устной или письменной форме, влияют следующие факторы:

Размер, структура, организационно-правовая форма и техническое обеспечение аудируемого лица.

Характер, важность и особенности информации, полученной по результатам аудита, представляющей интерес для управления аудируемым лицом.

Существующие договоренности между аудитором и аудируемым лицом в отношении регулярных встреч или докладов.

Принятые аудитором формы взаимодействия с представителями собственника и руководства аудируемого лица.

Если информация, представляющая интерес для управления аудируемым лицом, сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить в рабочих документах эту информацию и реакцию на нее получателей информации. Данные документы могут иметь форму копий протоколов обсуждений, проводимых аудитором с представителями собственника и руководства аудируемого лица. В ряде случаев в зависимости от характера, важности и особенностей информации целесообразно, чтобы аудитор получал от представителей собственника и руководства аудируемого лица письменные подтверждения в отношении любых устных сообщений по вопросам аудита, представляющим интерес для управления аудируемым лицом.

Как правило, аудитор предварительно обсуждает с руководством аудируемого лица вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, за исключением тех вопросов, которые ставят под сомнение компетентность или порядочность самого руководства. Предварительные обсуждения с руководством аудируемого лица играют важную роль в прояснении фактов и вопросов, а также для обеспечения возможности руководству аудируемого лица предоставить дополнительную информацию. Если руководство аудируемого лица соглашается самостоятельно (без участия аудитора) сообщить информацию, представляющую интерес для управления аудируемым лицом, представителям собственника, то аудитору может не потребоваться повторное сообщение данной информации при условии, что аудитор удовлетворен эффективностью и надлежащим характером сообщения такой информации.

Если аудитор на основании своего профессионального суждения приходит к выводу о необходимости модифицировать аудиторское заключение в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 6, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемого лица, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.

Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемым лицом, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемого лица.

Аудитор обязан выполнять требования законодательства РФ и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В случаях, когда потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по предоставлению информации носят сложный характер, аудитору целесообразно получить юридическую консультацию.

Нормативными правовыми актами РФ могут устанавливаться обязательства аудитора в отношении сообщения информации, представляющей интерес для управления аудируемым лицом. Данные дополнительные обязательства могут влиять на содержание, форму и сроки представления аудитором информации надлежащим получателям.

"Аудиторские ведомости", 2005, N 10

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Если получение надлежащих аудиторских доказательств путем проведения инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, аналитических процедур не представляется возможным, то применяется такой метод, как направление запросов руководству или ответственным сотрудникам аудируемого лица.

Согласно п. п. 4 и 22 федерального Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 5 "Аудиторские доказательства" (далее - Правило N 5) письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица относятся к аудиторским доказательствам, а направление запроса является процедурой получения аудиторских доказательств.

Такие Правила (стандарты) аудиторской деятельности, как "Аффилированные лица", "События после отчетной даты", "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица", "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита", "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита", "Аналитические процедуры", прямо предусматривают случаи, когда аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица. Поскольку в указанных Правилах (стандартах) аудиторской деятельности употреблены термины "должен получить" или "следует получить", то неполучение аудитором таких заявлений и разъяснений руководства будет рассматриваться как невыполнение требований федеральных Правил (стандартов) аудиторской деятельности в части сбора аудиторских доказательств.

В соответствии с п. 4 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 23 "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица" (далее - Правило N 23) аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Так, в ходе тестирования допущения непрерывности деятельности аудируемого лица при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности разъяснения и заявления руководства могут оказаться единственными существенными аудиторскими доказательствами, касающимися не оформленных документально планов и намерений руководства, например, в части планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в аудируемой отчетности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица.

Направление запросов руководству аудируемого лица для получения информации о судебных делах и претензионных спорах, о долгосрочных финансовых вложениях упоминается наряду с другими процедурами получения аудиторских доказательств, предусмотренных Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях".

Таким образом, действующие правила аудита предусматривают использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве надлежащих аудиторских доказательств:

  • в ряде случаев в обязательном порядке независимо от возможности получения доказательств путем процедур проверки по существу;
  • если получить достаточные доказательства другим путем не представляется возможным;
  • наряду с другими процедурами получения аудиторских доказательств.

Анализ Правил (стандартов) аудиторской деятельности показывает, что запросы должны направляться на этапе планирования аудита (п. 6 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", п. 22 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" (далее - Правило N 13), п. п. 4 и 5 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 15 "Понимание деятельности аудируемого лица"), а также непосредственно в входе проверки аудируемой отчетности, в том числе относительно событий после отчетной даты.

Очевидно, что сбор аудиторских доказательств в форме заявлений и разъяснений должен быть закончен до завершения аудита.

Согласно п. 11 Правила N 23 таковые могут быть оформлены в виде:

  • письма-представления руководства аудируемого лица;
  • подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства аудируемого лица по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается этим руководством;
  • документов, утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, экземпляра финансовой (бухгалтерской) отчетности, подписанного руководством аудируемого лица.

Приложение к Правилу N 23 содержит примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, а также примерную форму, по которой указанные заявления и разъяснения должны быть получены.

Правило рекомендует ограничиться вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. Формулируя такие вопросы, аудитор должен исходить из рассчитанного в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 4 "Существенность в аудите" уровня существенности в отношении аудируемой отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

По мере планирования и осуществления аудиторской проверки аудитор направляет предусмотренному уставом аудируемого лица руководству - единоличному исполнительному органу, коллегиальному исполнительному органу, совету директоров, другому органу запросы, соответствующие их компетенции, в содержание которых целесообразно включать ссылки на федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, предусматривающие направление запросов и примерную форму ответов. Представляется целесообразным довести до сведения руководства аудируемого лица принятый аудитором уровень существенности, так как без знания его параметров руководство аудируемого лица не сможет сделать требуемые заявления, например предусмотренное п. 4 Приложения к Правилу N 23 заявление о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

При планировании аудита в соответствии с п. 22 Правила N 13 аудитор должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, чтобы:

  • понять оценку руководством аудируемого лица риска существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки, а также выяснить особенности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • получить представление о том, как организована руководством аудируемого лица система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и выявления ошибок;
  • определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате соответствующего служебного расследования, проведенного до начала аудита;
  • определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки.

В ходе проверки аудитором должны быть направлены запросы и получены письменные заявления руководства аудируемого лица по вопросам, представленным ниже.

На запрос на основании п. 48 Правила N 13 должно быть дано письменное заявление или разъяснение руководства аудируемого лица, содержащее информацию о том, что руководство аудируемого лица:

  • признает свою ответственность за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности <1>;
  • подтверждает свои обязанности по внедрению и обеспечению эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок;
  • выражает свое мнение о том, что неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, установленные аудитором при проведении аудита, являются не существенными по отдельности и в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руководства или прилагаться к нему;
  • проинформировало аудитора о всех важных фактах, относящихся к любому недобросовестному действию;
  • дает оценку риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок.
<1> Как указывалось ранее, п. 3 Правила N 23 требует от аудитора получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности. Надлежащее ее составление, по нашему мнению, более широкий термин, чем достоверность, в связи с чем получение заявления руководства об ответственности за надлежащее составление отчетности не требует получения аудиторских доказательств признания ответственности за ее достоверность.

На запрос на основании п. 23 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" - о том, что аудитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На запрос на основании п. 14 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 9 "Аффилированные лица":

  • о полноте представленной информации относительно определения круга аффилированных лиц;
  • о достоверности раскрытия информации об аффилированных лицах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На запрос на основании п. п. 4, 16 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 20 "Аналитические процедуры" - об отклонениях от ожидаемых закономерностей или взаимосвязей, противоречащих другой информации либо отличающихся от предполагаемых величин.

На запрос на основании пп. "г" п. 5 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 10 "События после отчетной даты", п. 16 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 17 "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях" - относительно судебных разбирательств и претензий, в которых участвует аудируемое лицо и которые могут существенно повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

На запрос на основании пп. "д" п. 5 Правила N 10 - относительно событий после отчетной даты, которые могли бы повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, в том числе:

  • текущее состояние счетов, которые были отражены в учете на основе предварительных данных;
  • принимались ли новые обязательства, осуществлялись ли новые займы, заключались ли договоры поручительства;
  • имела ли место или планируется продажа активов;
  • имели ли место или планируются выпуск новых акций или долговых обязательств, реорганизация или ликвидация аудируемого лица;
  • имели ли место случаи конфискации государством активов или их гибели, например в результате пожара или наводнения;
  • произошли ли какие-либо изменения, связанные с существующими рисками или условными фактами хозяйственной деятельности;
  • были ли внесены или рассматривается внесение каких-либо нетипичных бухгалтерских проводок;
  • произошли ли или могут произойти какие-либо события, которые поставят под вопрос надлежащий характер учетной политики, применявшейся при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, например события, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность допущения непрерывности деятельности.

На запрос на основании п. п. 12, 15 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 11 "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица":

  • о существовании каких-либо финансовых, производственных и других факторов или признаков, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности <1>;
  • о каких-либо событиях или условиях, которые выходят за рамки периода в 12 месяцев со дня отчетной даты и которые могут обусловливать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.
<1> Детальный перечень таких признаков указан в п. 6 Правила N 11.

Сравнение содержания перечисленных заявлений и разъяснений с примерными вопросами, указанными в Приложении к Правилу N 23, показывает, что перечень вопросов для включения в письмо-представление или в письмо аудитора с изложением понимания позиции руководства по невыясненному кругу вопросов заметно меньше, так как рядом разъяснений и заявлений в виде письменных ответов руководства аудитор уже будет располагать.

Представляется важным получение отдельных подтверждений и разъяснений руководства относительно права собственности на все отраженные в отчетности материальные активы, так как согласно п. 20 Правила N 5 в результате инспектирования материальных активов аудируемого лица представляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки.

Если аудитором не получены иным способом надлежащие доказательства, то руководству аудируемого лица достаточно сделать заявления и разъяснения относительно того, что:

  • аудитору представлены все бухгалтерские регистры и первичные документы, а также все протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров (иные материалы соответствующих органов управления других организаций), проведенных за последний календарный год;
  • организация выполнила все договорные обязательства, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения;
  • отсутствуют какие-либо нарушения требований контролирующих органов, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения;
  • не имеется никаких планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • не имеется никаких планов прекращения производства какой-либо продукции, а также не имеется других планов или намерений, которые могут привести к возникновению избыточного количества или устареванию материально-производственных запасов;
  • организация имеет право собственности на все свои активы и не существует права изъятия активов организации за долги, кроме указанных в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности <1>.
<1> См.: п. п. 2, 5, 7, 8, 9 Приложения к Правилу N 23.

Учитывая, что самостоятельная подготовка руководством аудируемого лица письма-представления составляет определенную сложность, аудитору лучше в каждом отдельном случае с учетом специфики деятельности аудируемого лица, результатов тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу подготовить завершающий запрос с вопросами, положительные или отрицательные ответы на которые составят основу письма-представления аудируемого лица.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" требует от аудитора проявления в ходе планирования и проведения аудита профессионального скептицизма и понимания того, что устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Поэтому аудитор, в соответствии с требованиями Правила N 23, должен:

  • получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;
  • оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства по аналогичным или другим вопросам;
  • определить компетентность и степень информированности лиц, представивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

В заключение необходимо обратить внимание на положения п. 15 Правила N 23. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, это считается ограничением объема аудита. В связи с таким отказом аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. В подобных случаях аудитор обязан критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

В.С.Ляховский

специалист

отдела стандартов и качества