Откуда мы знаем о занятиях простых египтян. Урок "Древний Египет

Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место. Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.


Немногие современные исламские города открывают свои красоты для иностранных туристов. Тем и интересен Египет, завораживающий древними пирамидами и величественными статуями фараонов. Более пяти миллионов человек со всего света приезжают в страну полюбоваться архитектурными красотами старинных зодчих и золотых песчаных пляжей. Комфортабельное проживание в отелях с великолепным сервисом и экскурсионное знакомство с древнеегипетским миром оставляют неизгладимые впечатления и заставляют вновь и вновь возвращаться в это таинственное место.

Южную жаркую страну, расположенную на северо-востоке африканского континента, практически вблизи экватора, рассекаемую на две половины самой полноводной рекой планеты Нилом, издревле заселяли скотоводы и земледельцы. Разливы Нила способствовали образованию плодородных земель и спасали от жажды, проживающих в раскаленной пустыне, бедуинов и кочевников. Уникальный никогда неиссякаемый водный источник и постоянно палящий солнечный свет в нильской долине оказали знаковое влияние на Древний Египет занятия и жизнь египтян. Весьма благоприятные природные условия для быстрого роста растений и животных.

Вдоль берегов Нила вырастал необыкновенный папирус, высотой до пяти метров, толстые стволы которого люди вырубали и использовали для строительства жилища, заборов и прочих хозяйственных сооружений. Обмазанные мокрой глиной стены из папируса, высохшие под лучами палящего солнца, становились твердыми и весьма надежными для защиты от ветра и диких животных. Из старых «папирусных бревен» делали лодки, а из молодых нежных побегов плели корзины, циновки и изготавливали папирусную бумагу для рисунков и письма. Сладкие побеги употребляли даже в пищу как в сыром, так и в вареном виде.

Заросли папируса и тростниковые кущи были настолько быстрорастущими, густыми и непроходимыми, что людям приходилось вырубать их топорами и прокладывать оросительные системы для полей с ячменем и заливных лугов для выпаса быков, коров и коз. Чтобы в пойменных лугах не образовывались болотные топи со зловонными газовыми испарениями, москитами и ядовитыми змеями, египтяне научились уничтожать болотные топи и строить оградительные дамбы и отводные сточные каналы. Но Древний Египет занятия своих жителей не ограничивал простым земледелием и скотоводством.

Значительная часть египтян занималась ремеслами и торговлей. Ювелирные и косметические лавки, ткацкие и кирпичные мастерские, гончарные и стекольные производства процветали в древнеегипетском царстве и определили будущее развитие великой цивилизации. Люди разных сословий населяли тогда страну. Кроме ремесленников, свободных крестьян и торговцев в Древнем Египте проживали жрецы, актеры, служители культа, знатные рабовладельцы и фараоны. Строились неописуемой красоты храмы и дворцы, возводились гробницы и пирамиды.


Карта дельты Нила Нил берет свое начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю Впадая в Средиземное море, река разделяется на несколько рукавов. Они образуют огромный треугольник – дельту

Долина Нила узкая: 12 -15 км Вокруг каменистые бесплодные пустыни Дождей почти не бывает Среднегодовая температура +25 -30˚ (летом + 52 ˚)

Долина реки Нил была покрыта зеленью: по берегам растут финиковые пальмы, душистые акации, высокий тростник

В реке обитают крокодилы, там много рыбы. В прибрежных зарослях можно увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи. Они считали свою землю даром этого бога В июне начинается разлив Нила. Река становилась мутнозеленого цвета, а затем красного. Вода прибывает с каждым днем, заливая всю долину до самых горных обрывов. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега и вода становилась голубой и прозрачной.

Во время ежегодных разливов реки земля покрывалась черным илом, образуя узкие полоски плодородной земли. Древние египтяне так и называли свою страну – Кемет, что значит "Черная земля".

Египтяне считали, что далеко на юге, за нильскими порогами, есть пещера, в которой сидит бог реки Хапи. У него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды и Нил выходит из берегов. Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Поэтому и начинаются разливы Нила.

Время разлива и оживления природы называлось "ахет". В эти дни повсюду справляли праздники в честь Нила, пели ему гимны: Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему, и богатства обретают по его воле. Распевая торжественные песни, египтяне шли по берегу реки, неся впереди статую самого бога Нила - Хапи. Статуэтка бога Хапи. Лувр. Париж.

1. Жители египта. Фараон Вельможи Писцы Воины Земледельцы и ремесленники ФАРАОН-властитель страны. ВЕЛЬМОЖИ- знатные люди, царские советники, военачальники. ПИСЦЫ-сборщики налогов, делопроизводители. ВОИНЫ- охрана фараона и страны. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ- простые жители Египта, налогоплательщики.

3. Как жили простые египтяне. Простые египтяне жили в глиняных домах, а летом под навесом. В центре хижины располагался очаг, на полу лежали циновки. Их пища была скромной-хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах. Одежды на людях малов Египте очень жарко

4. Ремесло и торговля в Древнем Египте. Как вы думаете, люди каких профессий работали над изготовлением этих предметов? Самыми распространенными профессиями в Древнем Египте были: -камнерезчики, столяры, плотники, кораблестроители, ювелиры, ткачи, гончары.

5. Сбор налогов. Рисунок в гробнице вельможи. Роль сборщика налогов в Древнем Египте играли писцы Если кто-то налоги не платил, то он подвергался телесным наказаниям

Земледелие и скотоводство «+» Свет n Тепло n Вода (река и ее разливы) n Плодородная почва (ил) n «-» n Болота n Заросли тростника n Неравномерность орошения

Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей Оросительная (ирригационная) система – система каналов и водохранилищ, обеспечивающая поля водой.

Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из глины и тростника. Плотины огораживали поля со всех сторон и задерживали воду А чтобы она не застаивалась на поле, излишки спускали в реку через специальные “воротца” в насыпях

Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. Ведром черпали воду из колодца и поливали поля.

Поля египтян были изрезаны большими и маленькими каналами на правильные четырехугольники. Вся долина Нила, если посмотреть на нее сверху, напоминала шахматную доску Так тяжелым трудом превратили египтяне болота Нила в цветущие поля и сады

Природа Египта и занятия жителей Средиземное море «-» «+» 1. Свет 2. Тепло 3. Вода (река и ее разливы) 1. Болота каналы 2. Заросли тростника а тростника 3. Неравномерность 4. Плодородная орошения почва (ил) дамбы воротца шадуфы «Дар Нила» + труд людей

Решите задачу, которую задавали египетским школьникам: Каждый из 7 человек имеет семь кошек. Каждая кошка съедает по семь мышек, каждая мышка за одно лето может уничтожить 7 ячменных колосков, а из зерен одного колоска может вырасти 7 горстей ячменного зерна. Сколько горстей зерна ежегодно спасается благодаря кошкам?

Рузанна Турк
«Отправляемся в Древний Египет». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие знакомит дошкольников подготовительного возраста с Древним Египтом : его расположением на карте страны, искусством, условиями проживания. В занятие используются различные ситуации, которые развивают логическое мышление и воображение. Игровая форма помогает хорошему усвоению материала.

Задачи : Познакомить детей с жизнью Древних Египтян , их культуре и обычаю, о труде земледельцев, ремесла, искусство Древнего Египта , о богах которых они почитали, и письменность. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширить кругозор детей.

Предварительная работа : Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Демонстрационный материал : Презентация с картинками.

Оборудование : Одежда – египтян , сделанная из белой ткани, различные бусы, муляжи фрукт, посуда, карточки с иероглифами – «священное письмо» .

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Мы снова встретились с вами в этом зале чтоб продолжить наше путешествие по историй Древнего мира . Я хочу чтоб вы мне напомнили на прошлом занятие в кого мы превращались?

Дети : В первобытных людей.

Воспитатель : Правильно ребята в первобытных людей, мы с вами научились добывать пищу и одежду, мы теперь знаем как наши предки делали орудие труда. И сегодня мы с вами отправляемся в Древний Египет чтоб узнать расположение Древнего Египта и жизнь древних египтян . Страна Египет расположена в северо – восточной Африке где простираются огромные пустыни. Ребята кто мне скажет какая самая большая река в мире, которая протекает в Египте ?

Дети : Река Нил

Воспитатель : Да, ребята это река Нил. Долина реки была покрыта зеленью по берегам росли финиковые пальмы, душистые акаций и высокий тростник - папирус. Ребята, а кто знает что делали из папируса?

Дети : Из папируса делали материал который был похож на бумагу.

Воспитатель : Да ребята бумагу, которую так и называли папирус. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в трубочку – свиток. Ребята, а скажите мне какое письмо у египтян было в древности ?

Дети : Они рисовали значки, которые назывались – иероглифы.

Воспитатель : Да, правильно ребята. В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Трудно было выучить такое письмо. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру в которой вы продемонстрируете как мы выучили иероглифов.

Игра «Разгадай иероглифы»

Ход игры : Выкрадываются карточки с иероглифами, а ребенок выбирает любую карточку и называет название данного иероглифа.

Воспитатель : Молодцы ребята вот вы и показали что вы знаете древнеегипетское письмо . А что же ещё есть в Египте интересного ребята ?

Дети : Пирамиды.

Воспитатель : Семь самых знаменитых сооружений в старину называли «чудесами света» , и первое из них – египетские пирамиды . Ребята а скажите мне как называли повелителя Египта ?

Дети : Фараоном.

Воспитатель : Так вот пирамиды – это огромные гробницы фараонов. А кто их охраняет?

Дети : Большой сфинкс.

Воспитатель : Действительно, только чудом можно назвать сооружения пирамид в древности , так как, не было даже железных орудий труда. Ребята, а из чего делали пирамиды?

Дети : Из каминных глыб.

Воспитатели : А где они брали каменные глыбы?

Дети : Они делали в скале глубокие отверстия на одной линий. Потом в эти отверстия забивали деревянные колышки и поливали их водой. Колышки разбухали, и камень давал прямую трещину.

Воспитатель : Да ребята вы говорите все правильно, потом они шлифовали

камни песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Потом оставалось их поднять на высоту. А как поднимали камни на высоту?

Дети : делами из песка насыпь и тащили глыбы на верх.

Воспитатель : Молодцы ребята! Раз вы так хорошо знаете как строили в древности пирамиды , мы с вами сейчас перенесем глыбы для пирамид

П/И. «Перенеси глыбы»

Воспитатель : Ой как хорошо! Глыбы у нас уже есть для пирамид, а теперь давайте построим пирамиды.

Игра «Кто быстрее построит пирамиду» .

Ход игры : Разложить детали пирамиды в разброс, а ребенок должен собрать в нужном порядке.

Воспитатель : Какие хорошие пирамиды вы построили. Но ребята египтяне ни всегда только работали. Они очень любили музыку и развлечения. Ребята а скажите на каких музыкальных инструментах играли древние египтяне ?

Дети : Музыканты играли на арфах и лирах, флейтах, свирелях и барабанах.

Воспитатель : Когда гости наедались, со своим представлением выступали певцы и рассказчики, танце акробаты и жонглеры.

Так давайте представим что мы в пиршественном зале (ставим столы и несколько стульев накрывается стол фруктами и овощами, дети переодеваются в одежду египтян )

Вот и наши дети подготовились к пиру и будут нам сегодня читать стихи и танцевать.

Дети Чтение стихов

Я перед древностью склоняюсь ,

И храмов древних гордый вид ,

И вид прекрасных пирамид

Объять вниманием стараюсь .

О, Египет ! Слёзы души.

В выжженной, жёлтой пустыне.

Ты растаял в дымке времён,

А мне плакать доныне.

Позабыт твой тайный язык.

Твои знанья хранят пирамиды.

Ниоткуда ты вдруг возник,

В этом мире зла и обиды.

Тебе нужен был знойный песок,

Тишина, беспредельность пустыни.

Где с неба лился лучей поток.

Где глядел на тебя лучезарный бог,

А ночью – далёкой, безмолвной свечой

Звезда скорби с небес светила.

Прошли века, эпохи миновали,

Но не смотря на это, до сих пор,

Египта древнего загадки оставались

Непознанною тайной всех времен.

Величество его колонн и храмов,

Окутанное шепотом песков,

И пирамид вершины неустанно,

Пронзают небо, словно статуи богов.

История неведомого царства

Папирусы заполнила собой,

И гордый сфинкс со взглядом властным,

Гробницы охраняет, словно часовой.

Как ослепителен Египет и прекрасен ,

В туманном прошлом, загораясь как маяк,

Свой след в истории оставил не напрасно,

Для мировой культуры сделав первый шаг.

О сколько археологов трудились,

Чтоб разгадать загадки египтян ,

Богов неведомых узнали имена.

В пятом тысячелетии до нашей эры,

Цивилизация Египта родилась ,

На плодородных почвах земледелов,

Междоусобною борьбой за власть.

Сначала люди жили в ямах и пещерах,

Святилища, для поклоненья духам, строили в шатрах,

Но в общине всегда вождь оставался первым,

Простой народ, в оковы рабства заковав.

Рабы все также жили бедно.

Когда для знати строили дома.

И росписью гробниц их покрывали стены,

И фараонов восхваляли имена.

Воспитатель Ребята какие замечательные стихи вы нам подготовили. А еще они нам приготовили красивый танец «Египетские цветы »

Дети Танец «Египетские цветы »

Воспитатель Молодцы ребята очень красивый танец вы подготовили. Спасибо за выступление. Я думаю если у египтян были такие танцоры им скучать не приходилось. Ну вот наше путешествие подошло к концу и мы с вами узнали много нового про Египет , и как они работали и как отдыхали. Египтяне это именно тот народ который создал такое чудо света, как пирамиды. Но на этом наше путешествие не кончается следующая остановка Древняя Индия .

Характеризуются природные условия древнего Египта: 1) благоприятствовавшие развитию земледелия (обилие солнечного тепла и света; Нил как неиссякаемый источник влаги; разливы Нила, создавшие за тысячелетия толстый слой чернозема по берегам реки); 2) затруднявшие развитие земледелия (топи и заросли тростника, редкие дожди в долине Нила).

Неблагоприятные природные условия преодолевались согласованным трудом многих поколений, осушавших болота, вырубавших тростники и создавших сложную систему орошения. В IV тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство становятся в Египте главными занятиями.

В начале урока учитель может предложить одному ученику привести условие составленной дома задачи (обычно она однотипна задачам учебника), а другому - решить эту задачу. Однако проверку домашнего задания затягивать не рекомендуется: материал урока велик по объему.

План изучения : 1. Местоположение и природа древнего Египта. 2. Преобразование природы (расширение площади земель для посева, создание оросительной системы). 3. Земледелие и скотоводство - главные занятия египтян. 4. Возникновение обмена в Египте.

Учитель называет раздел (Его название здесь не поясняется, целесообразнее это сделать на Уроке, завершающем изучение раздела ) и тему, изучение которой займет около месяца.

1. Географическое положение Египта определяется по настенной карте полушарий: учитель показывает части света, предлагая учащимся назвать каждую, и, наконец, задерживает их внимание на Африке. Древний Египет был расположен в Северо-Восточной Африке. Где на карте север, северное направление? Где восток, восточное направление? Выслушивая ответы, учитель медленно двигает указку сначала вверх, потом вправо: в Северо-Восточной Африке течет одна из самых полноводных рек мира - Нил. По берегам Нила и был расположен древний Египет.

Продолжая работу с картой, полезно сравнить местоположение населенного пункта, где проходит урок (например, Москвы), с местоположением Египта. Из сравнения следует важный вывод: Египет расположен недалеко от экватора, это южная страна с большим числом жарких солнечных дней в году.

Учитель предлагает найти на карте №1:1) Египет; 2) выделенный рамкой район земного шара. Следует объяснение, что этот район представлен на другой карте - № 2, которую желательно держать перед глазами на всех уроках по истории Египта. Затем внимание обращается на вторую настенную карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», которая соответствует карте № 2.

Меловая схема нильской долины поможет представить природу Египта (см. пособие, рис. 7). Учитель обозначает синим мелом реку и море/желтым - пески пустыни, зеленым - болото. В процессе рассказа он побуждает школьников сопоставить возникающую на доске схему с картой № 2. Так, рисуя берег Средиземного моря, учитель спрашивает: «В какое море впадает Нил?»

Нил впадает в море несколькими рукавами (В древности была семь рукавов, в настоящее время их два ), - говорит учитель, продолжая рисовать. - Ту низменность, где Нил делится на рукава, древние греки называли дельтой. Она и в самом деле похожа на греческую букву «дельта», но в перевернутом виде (Греческая буква «дельта» имеет форму равнобедренного треугольника ). Нилу преграждают путь пороги. Что такое пороги? (Учащиеся дают ответ.)

Севернее порогов расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине, окаймленной Высокими каменистыми обрывами. К востоку и к западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудится в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды. Беспощадно палит солнце, вокруг, насколько видит глаз, горячие пески, и помощи ждать неоткуда. Жизнь была возможна только в долине. Ширина ее составляла всего 12-15 км,

Желательно конкретизировать представление о незначительной ширине нильской долины (а стало быть, и всей страны, зажатой с востока и запада горами и песчаными пустынями). Учитель может сказать, что ширина долины Нила примерно равна расстоянию от школы до... (называется знакомый учащимся пункт, расположенный в 12-15 км от школы). Подобное расстояние учащиеся пройдут пешком за три-четыре часа.

Завершая работу, учитель говорит, что древний Египет был расположен в долине и дельте Нила от порогов и до моря.

При закреплении материала могут быть предложены сначала частные задания : «Покажите на меловой схеме и на карте первый порог, дельту, границы между долиной Нила и пустыней», а затем обобщающее задание : «Покажите Египет и объясните, где он был расположен» (Допустимо, если при определении местоположения Египта учащиеся говорят: «...по берегам Нила...» (вместо: «...в долине Нила...»). Географическое понятие «речная долина» еще незнакомо пятиклассникам ). Выполняющему задание ученику разрешается пользоваться картой № 2.

Учитель рассказывает о разливах Нила, оказавших решающее влияние на жизнь египтян:

В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрываете трещинами, становится твердой как камень. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие пересыхают. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное: вода в нем все прибывает и прибывает. Откуда она берется? Что за загадка!? Тысячу километров бежит Нил по ужаснейшей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает, а Нил вздувается и выходит из берегов. Начинается раздив. Только самые возвышенные места не заливает водой. На что похожи они во время разлива? («На острова»,- отвечают учащиеся.)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля в Египте к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила, состоящего из мелких частиц горных пород и перегнивших растений.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Но никто из них не бывал в Центральной Африке, где берет начало Нил. Египтянам казалось, что разливы происходят по воле могущественного бога.

Если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи (к меловой схеме прикрепляется аппликация ). В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов... А на полях после разлива остается плодородный ил. Поэтому мы поем богу благодарственные песни» (см. стр. 53). Поверите ли вы, что в пещере за порогами живет бог Хапи? Получив ответ, учитель объясняет причины разливов (§6, п. 2).

В ходе беседы оценивается пригодность нильской долины в древности для развития земледельческого хозяйства. «Выясним, была ли природа Египта благоприятна для земледелия,- предлагает учитель. - Какие условия необходимы для быстрого роста растений? (Солнечный свет и тепло, плодородные почвы, вода.) Существовали ли эти условия в долине Нила или нет? Докажите».

2. Учитель говорит, что древнейшее население Египта занималось охотой и собирательством. Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине и дельте Нила «готовых» полей было мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся в низиндх вода загнивала - низины превращались в болота (на меловой схеме можно для примера обозначить болото на месте созданного прзднее искусственного Меридова озера). Болота приносили огромный вред: над ними вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные лспарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Египтяне упорным трудом уничтожали болота. Работая лопатами и мотыгами, они рыли в болотах каналы, в которые собиралась вода. Болотную воду по каналам отводили в Нил, а жаркое африканское солнце осушало почву.

Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. «Это выше, чем от пола до потолка в нашем классе!» - говорит учитель. Лес в Египте не рос, поэтому люди охотно использовали папирус в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки; из тонких побегов папируса плели коврики, на которых спали; молодые побеги употребляли в пищу. Впоследствии из папируса научились делать материал для письма, похожий на бумагу.

Однако заросли папируса занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и скот. Поэтому египтяне вырубали каменными, а позже медными топорами прибрежные тростники, освобождая землю под посев.

Напряженный труд многих поколений египтян привел к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.

Формируется представление о необходимости искусственного орошения в Египте:

Разлив Нила неравномерно орошал долину (орошать - значит «пропитывать водой»). Одни участки заливало водой в таком количестве, что растения гнили. Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды - растения здесь засыхали. Как быть? Ведь надеяться на дождь нельзя.

Египтяне стали строить заградительные дамбы в виде вала: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. С помощью шадуфов они поднимали воду на высокие поля (рассматривается либо рис. на стр. 35, либо цветн. рис. 5). Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Долина как бы разделилась на небольшие прямоугольные участки.

Вопросы : Почему египтяне вынуждены были орошать землю? Какие оросительные сооружения они создавали?

3. Описание земледельческих работ в древнем Египте можно сделать, использовав либо рис. 36 учебника, либо аппликации, разработанные З. И. Добрыниной. Последние нетрудно изготовить самостоятельно (см. пособие, рис. 8).

После разлива мягкую, жирную и влажную почву пахали на быках или коровах (1). В распаханную землю бросали зерно (2). Затем по полю прогоняли коз, овец и баранов, которые втаптывали семена в рыхлую почву, спасая их тем самым от птиц (3). Когда наступало время жатвы, выходили жнецы, в их деревянные серпы были вставлены кусочки заостренного камня (4). Сжатый хлеб перевозили на ток - круглую площадку для молотьбы и прогоняли по нему быков или ослов, которые копытами выбивали из колосьев спелые зерна (5). Вымолоченное зерно провеивали: руками или деревянными лопатками его подбрасывали высоко вверх, ветром относило более легкую шелуху, а тяжелые зерна падали вниз (6).

4. Вопрос излагается по учебнику/Допустимо также задать его на дом без объяснения на уроке.

В целом изложение подводит учащихся к выводу учебника, который может быть прочитан в конце урока (курсив на стр. 37).

Домашнее задание : § 6, вопрос 2 к § 6, вопрос 5 на стр.61.

Продолжаем наше путешествие в культуру Древнего Египта. Мы с Дашей уже узнали о том, что значил Нил в жизни египтян, что такое пирамиды, кто такие боги и фараоны. А сегодня мы решили поговорить с ней о загробной жизни. Тема изначально показалась мне не очень детской, но без этого изучение Египта было бы неполным.

Поэтому еще до начала всех наших игр, я приготовила для Даши пирамиду, которая открывается и закрывается (держится она на лентах, другого способа я не придумала). Наружные стены пирамиды я раскрасила: карта Египта, иероглифы, внутреннее устройство пирамиды. На одной внутренней стороне нарисовала процесс мумификации. А другие стороны оставила чистыми (скоро расскажу почему). Так вот начали мы наши игры с того, что почитали энциклопедию, в которой рассказывалось про загробную жизнь.

Я достала пирамиду, и Даша сначала ее просто рассматривала. Она узнала карту Египта, заинтересовалась иероглифами. Потом ее заинтересовал рисунок внутреннего устройства пирамиды и я стала рассказывать про усыпальницы фараонов и цариц, тоннели и многое другое.

Я предложила ей представить себя древними египтянами, которые мумифицировали фараонов. Мы прочитали о том, как происходил этот процесс, рассмотрели картинки. Я очень аккуратно рассказала о том, что органы фараона помещались в специальные погребальные сосуды и их охраняли каждого свой дух. Мы рассмотрели изображения этих сосудов и прочитали, что это были за органы (поговорили о них, используя атлас Тело человека).

Я достала маленькую куколку, сделанную накануне мной из фольги. Даша представила себе, что это фараон. Мы взяли бинт, разрезали его на полоски, и с помощью клея пва Даша начала процесс мумификации. Как только мумия была готова, мы поместили ее в специальный саркофаг (его я тоже сделала накануне из коробочки от лекарства маленькой. Я обклеила ее белой бумагой и распечатала рисунок мумии на саркофаге, который Даша раскрасила).

Именно в этот саркофаг Даша положила нашу мумию и мы закрыли саркофак и залепили его скотчем.

Я рассказала Даше про Ба и Ка и мы решили, что необходимо обставить гробницу нужными фараону вещами, к которым сможет вернуться Ка.

Древние египтяне верили, что после жизни земной их ждет жизнь загробная. Поэтому они так фанатично пытались сохранить свое тело после смерти. Египтяне верили в существовании Ба и Ка. Ба очень похоже на то, что мы называем душой. Ба изображали в обличии птицы с человеческой головой. После смерти Ба была неразрывно связана с телом.

Ка символизирует жизненную силу. Ее изображали, как подобие ее носителя с поднятыми вверх руками. Ка рождалась вместе с человеком. После смерти Ка направлялась в загробный мир для встречи с богами. Если тело человека было подобающим образом сохранено, то каждое утро Ка возвращалась, ела пищу, оставленную жрецом, а на закате опять отправлялась в загробный мир.

Чтобы само тело сохранилось как можно лучше, его мумифицировали. Фараоны считали, что для этого необходимо сделать несколько гробов. Само тело превращали в мумию.

Мы взяли нашу волшебную коробочку (в нее мы складываем все картинки, вырезанные из старых журналов и ненужных книг с заданиями) и нашли все, что может потребоваться фараону (мебели не оказалось в нашем арсенале картинок). Это все Даша разделила на группы и оклеила ими стены пирамиды изнутри. Вот такую погребальную процедуру мы совершили.

Далее мы перешли к играм с «Рабочей тетрадью египтолога » (изд-во Пешком в историю). Мы сделали предложенную нам книжечку-напоминалку о процессе мумификации и поиграли в игру-бродику, которую нашли на последнем развороте книги.

Игра нам очень понравилась. В ней мы путешествовали по загробному миру, выполняли задания и повторяли пройденную информацию.

Завершила Даша тему, выполняя игры и задания из книги про Древний Египет.