Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе

Программное содержание: уточнить произношение звука «у», учить четко произносить его в звукоподражаниях и словах, учить находить звук среди других звуков, называть слова с заданным звуком, познакомить с буквой У, называть существительные в единственном и множественном числе, в именительном и винительном падежах, развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: Предметные картинки: паровозик, утка, удочка, улитка, утюг, уж, усы, поросёнок, филин. Сюжетные картинки: «Заблудился в лесу», «Плачет малыш». Символ звука «у» и буква У. Карточки-схемы. Зеркала.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра на развитие моторно-слуховой памяти. Педагог предлагает детям воспроизвести простой ритмический рисунок Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

2. Артикуляционная гимнастики. Дети работают перед индивидуальными зеркалами. Растянуть губки в улыбке. Зубки спрятаны. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.

Губки растянуты в улыбке, зубки открыты. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.

Вытянуть губки трубочкой. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторить пять раз.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжим знакомство с гласным звуком «у» и познакомимся с буквой У. Чтобы правильно произносить гласный звук «у» вытяните губки трубочкой, положите ладошку на горлышко. Послушайте, как оно гудит. Скажем дружно: у ууууу. Дети повторяют упражнение несколько раз. Игра «Паровозик». Педагог предлагает детям стать друг за другом, положив руки на плечи товарищу. Дети двигаются по группе. Водящий объявляет остановки, паровозик гудит: ууууууу.

4. Работа с картинками. Выставляется картинка «Заблудилась в лесу». Выясняется, что кричат в лесу, когда заблудятся. Как кричат громко или тихо. Дети проговаривают: -Ау-ау-ау. Тихо и громко.

Картинка «Плачущий ребёнок». Выясняется, что малыш плачет: -уа -уа-уа. Картинка «Свинка отдыхает» Довольная пыхтит: -уф -уф -уф. Картинка «На суку сидит филин». Он пугает: -уф -уф -уф.

Как гудит паровозик?

Как кричат в лесу?

Как плачет ребёнок?

Как дышит свинка?

Как кричит филин?

Какой звук мы слышали чаще других звуков?

Это . Мы его можем долго тянуть и петь.

Педагог демонстрирует сигнал звука «у» и сравнивает его с артикуляцией звука «у». Дети сравнивают кружок на карточке с артикуляцией звука « у» перед зеркалом.

5. Различение звука «у» среди других звуков. Педагог называет гласные звуки, дети поднимают сигнал только на звук «у».

Что делают губки когда произносят звук «у»?

Губки вытягиваются трубочкой и рисуют маленький кружок.

6. Проговаривание слогов и звукоподражаний перед зеркалами.

Ту-ту-ту-ту. Ду-ду-ду-ду. Му -му- му- му. Ку-ку-ку-ку. Уф-уф-уф-уф. Ум-ум- ум-ум.

7. Физминутка.

«Филин». Дети- мышки, водящий- филин. Филин ловит мышек с возгласом -уууф-ууууф-уууф, после слов.

Мышки по полю гуляли

Мышки зернышки искали.

Тише мышки филин близко.

8. Называние слов со звуком «у». Выделение звука «у» голосом. Исключение лишней картинки.

На доску выставляются картинки: уж, улитка, утка, муха, кот.

Дать объяснение, почему слово кот лишнее.

9. Разделить слова на слоги, расположив их на наборном полотне или распределить по вагончикам. Слова с одним слогом в первый вагон, с двумя слогами во второй вагон, с тремя слогами в третий вагон. Определить место звука «у», обозначить звук «у» сигналом. Познакомить с буквой У. Выложить букву из палочек. Напечатать букву на карточке-схеме.

10. Дидактическая игра «Магазин».

Дети выбирают игрушки только со звуком «у». Называют игрушку и выделяют звук «у» голосом. В конце игры выясняется, почему не куплены оставшиеся игрушки. Детям даётся возможность поиграть с игрушками.

11. Итог занятия.

Оценка работы детей на занятии.

Бандурина Т.

Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ У, у

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой У, у ; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [у] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «труба», «стул»; создать условия для развития речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву У, у ; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [у] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стул», «труба» без проведения звукового анализа.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Ход урока

    Орг. момент

Ребята, как вы думаете, что такое чудо ? (Что-то необыкновенное, сверхъестественное)

Девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости».

Я хочу чтобы мы сегодня на уроке были мудрыми и смогли увидеть в обычных предметах и словах чудесное, интересное.

2. Актуализация знаний

* Игра «Поставьте буквы правильно»

А о О а Я Ё ё я

На какие группы можно разделить все эти буквы?

твердого согласного? а о

Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? я ё

* Фонетическая зарядка.

Как воет волк?

Как корова мычит?

Как кукушка кукует?

Какой звук повторялся всякий раз, когда вы отвечали на вопросы?

ФИЗМИНУТКА

3. Открытие нового знания. (СЛАЙД 1)

Звуковой анализ слов «труба», «стул» ВЫЛОЖИТЬ СХЕМЫ на доске

Назовите третий звук в словах тру ба и сту л.

Какие согласные звуки стоят в словах труба и стул перед звуком у?

Звук у после твердого согласного обозначается буквой Уу .

(СЛАЙД 2)

Рассмотрите большую и маленькую буквы Уу. Сравните их.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

(Заменить в схеме звук буквой у )

*Занимательные задания с буквами. (СЛАЙД 3)

На букву "А" напал недуг,

И встало "У" взамен подружки.

Прошу я лак -

Дают мне … (лук),

Хрюкают, как … (Чушки).

Там, где стоял

С водою бак,

Внезапно вырос … (Бук).

Подумал дятел:

"Так-так-так",

А вышло: …. ("Тук-тук-тук").

*Занимательные модели слов . (СЛАЙД 4)

…у… (зуд, суп)

… …у… (стук, стул, паук, круг)

*Отгадайте загадку.

Вдоль по речке , по водице

Плывет лодок вереница ,

Впереди корабль идет ,

За собою их ведет,

Весел нет у малых лодок ,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу повернет. (Утка, утята) (СЛАЙД 5)

(СЛАЙД 6) (Выложите схемы слов у себя на партах УТКА УТЯТА)

* Определите кто лишний . (СЛАЙД 7)

Назовите предметы которые вы видите. Внимательно слушайте названия этих предметов. Какой предмет здесь лишний и почему?

*Рассказ по серии сюжетных картинок. (СЛАЙД 8)

Посмотрите и расскажите, что произошло с этим медведем.

4. Итог урока.

С чем мы познакомились сегодня на уроке?

5. Рефлексия.

- Закончите предложение.

Сегодня на уроке ……

Знакомство со звуком (а) и буквой А.

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Оргмомент

Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

- Отгадайте загадки.

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор.... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его...(арбуз)

Какой звук вы слышите в этих словах?

Правильно, слышится звук «А».

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

(- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

Игра «Придумай предложение»

(придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Снова – правою ногой.

Снова – левою ногой

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы.

По команде – раз!

А над нами весело

Шелестит листва

Опускаем руки мы.

По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

На что похожа буква А?

Из скольких элементов состоит буква?

Игра «Найди букву А»

Выкладывание буквы из палочек.

Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

Прорисовывание буквы в воздухе.

Печатание буквы.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • Звуковой анализ слов «труба», «стул». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение слов «утка», «утята».
  • Соотнесение схем со словами.

Виды деятельности

    Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. Соотносить звук и соответствующую ему букву. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Сравнивать звуковой и буквенный состав слов.
Название этапа Методический комментарий
1 1. Актуализация знаний Учитель. Поставьте в клеточки нужные буквы. Расскажите, какие буквы пишутся после мягких согласных. Вспомните и те, которые пишутся после твёрдых согласных.
2 2.1. Изучение нового материала Звучит сигнал, на бой зовёт! Вставай, солдат, она поёт! (Труба) Давайте составим звуковую модель слова «труба».
3 2.2. Изучение нового материала Учитель. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходит. Сам всегда стоит, а другим сидеть велит. (Стул) Давайте составим звуковую модель слова «стул»
4 2.3. Изучение нового материала Учитель. Давайте заменим красные квадраты гласных звуков буквами в словах «труба» и «стул». Посмотрите на модели слов. После каких согласных стоит буква «у»? Буквой «у» обозначают гласный звук после твёрдого согласного.
5 3. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником Звуковой анализ слов «утка», «утята». Сравнение звукового и буквенного состава этих слов. Учитель. Рассмотрите картинки и схемы к ним. Догадайтесь по рисункам, какие слова задуманы. Определите, какие схемы подходят к этим словам. Сравните звуковой состав этих слов. Сравните буквенный состав. Определить, в каком слове один и тот же звук обозначен разными буквами (в слове «утята» звук [а] после мягкого согласного обозначен буквой «я», после твёрдого согласного этот звук обозначен буквой «а»). А теперь давайте поиграем. Я буду называть животное, а вы назовите его детёныша: кошка-котёнок, собака-щенок и т. д.
6 4.1. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа Учитель. Рассмотрите картинки. Назовите рисунки. Определите, какие схемы подходят этим словам? Объясните, почему они подходят
7 4.2. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа Учитель. Рассмотрите картинки. Назовите каждую, выделяя звук [у]. Соедините линиями схемы и картинки.
8 5. Обобщение и систематизация знаний. Работа по учебнику Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 43. Как мы можем озаглавить рассказ, составленный по этим картинкам? Составьте и запишите рассказ по этим картинкам. Как мы можем это сделать? (Ответы детей.) Давайте обозначим каждое предложение полоской. Прочитайте предложения.

занятие 2: 6-7 лет

Тема : Звук и буква У.

Цель: Учить называть и узнавать букву У, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.

    Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.

    «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой

первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо)».

«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.

Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».

(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).

«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».

    Игра «Поймай звук».

«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»

(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.

« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).

(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).

Слушайте другую загадку:

«Сама ползет, на себе дом везет».

Это… (улитка).(Выставляется картинка).

У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).

«Слушайте еще одну загадку:

«Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).

«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка)».

    Динамическая пауза.

«Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).

    Д/и «Паровоз».

    Игра «Будь внимательным».

Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

В каких словах вы услышали звук У?

    Знакомство с буквой и звуком Уу.

(Выставляется домик для гласных звуков и буква У) .

Педагог знакомит детей с буквой.

Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

    На что похожа эта буква?

Вот улитка у дорожки.

Вверх торчат смешные рожки,

Та улитка буква У,

Я везде ее найду.

    Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

    Пишем большую и маленькую букву Уу.

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Пишем букву У большую и маленькую.

    «Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У» . (Используя

карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.

    Прослушать песенку с буквой У.

    Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?