Что делать, если нарушилось омовение во время молитвы.

Желательно ли человеку, находящемуся в состоянии хронического нарушения омовения (да’им аль-хадас) по причине истихады или из-за непрекращающегося выхода (капель) мочи, совершать сунны омовения? Есть ли другие вещи, которые желательно совершать такому человеку, чтобы его очищение и намаз не нарушались? И какие требования для того, чтобы человек попадал в эту категорию?

1. Остается ли желательным для того, кто хронически теряет омовение, совершать сунны намаза и вуду?

Да, тому, кто находится в таком состоянии (да’им аль-хадас), по-прежнему рекомендуется совершать сунны омовения и намаза так же, как и обычному человеку.

2. По каким критериям определяется, что человек находится в состоянии хронического нарушения малого омовения? Человек находится в состоянии хронического нарушения омовения в том случае, если из его интимных частей выходит какое-либо вещество (таким образом, что омовение постоянно нарушается) с такой частотой, что ему не хватает времени, чтобы совершить очищение и помолиться без того, чтобы омовение было вновь нарушено (выходом этого вещества).

3. Что делать, если вещество выходит с перерывами, но продолжительность этих перерывов непредсказуема? Согласно фетве ученого Хабиба Зайна ибн Сумайта аль-Хадрами, человек находится в состоянии хронического нарушения малого омовения даже в том случае, если иногда у него бывает достаточно времени для того, чтобы помолиться между двумя нарушениями вуду, но он не может точно предвидеть, когда это произойдет.

4. Что, если мое омовение часто нарушается, но есть достаточно времени между нарушениями, чтобы я мог сделать омовение и совершить намаз? Если человек видит, что что-то часто выходит из его интимных мест, но между этим у него достаточно времени, чтобы очиститься и помолиться, он не относится к категории людей, которые страдают хроническим нарушением малого омовения [поэтому ему не делается послабление и он должен молиться подобно тому, как молится здоровый человек]. Такому человеку нужно искать время, когда ничего не выходит, и молиться в этом промежутке.

5. Есть ли специальные правила, которым должен следовать человек в таком состоянии, чтобы его малое омовение и намаз считались действительными? Малое омовение человека, который находится в состоянии «да’им аль-хадас», не будет действительным, если совершить его до наступления времени намаза, который он намеревается совершить. После наступления времени намаза такому человеку надо смыть нечистоты со своих интимных мест, подложить туда что-либо наподобие кусочка ткани и закрепить его так, чтобы минимизировать выход и распространение нечистот, которые не прекращают выходить.

Затем следует незамедлительно, не откладывая, совершить омовение и молитву, чтобы свести к минимуму нарушение омовения, насколько это возможно. Если в этом случае вещество все-таки вышло, это не влияет на действительность намаза, потому что, с юридической точки зрения, на людей, относящихся к данной категории, не распространяется ряд хукмов, которые относятся к обычным людям.

Человеку «да’им аль-хадас» дозволено исполнить лишь один фарз-намаз с этим омовением, а необязательных – сколько угодно. Если человек намеревается совершить второй фард, он должен повторить весь процесс очищения. Таково решение нашей школы.

6. Есть ли какие-то послабления, чтобы уменьшить частоту совершаемых омовений, например, если человек хочет восстанавливать пропущенные намазы? Маликитские ученые имеют немного отличную от нашей позицию. Они говорят, что в случае, если малое омовение постоянно нарушается за период половины целой молитвы или чаще, то, когда человек вошел в состояние малого омовения, оно не считается нарушенным (при выходе вещества), как об этом сказал великий ученый маликитского мазхаба Уляйш аль-Малики в книге «Минан аль-Джалиль» (1/65). Султан ученых (великий алим-шафиит) аль-Изз ибн Абдус-Салям указал в своей «Фатава» (с. 360), что следовать этому решению дозволено (тем, кто придерживается шафиитского мазхаба).

الرابع: إذا كان شخصٌ دائمَ الحدث إما لاستحاضة أو لسلس بول فهل يسن له أو لها أن يأتي بسنن الوضوء ؟ هل هناك أشياءُ أخرى ينبغي لهذا الشخص أن يعرفها حتى تصح طهارته وصلاته ؟ وكيف يعدّ شخص دائم الحدث ؟ 

الجواب : نعم يسنُّ لدائم الحدث الإتيانُ بسنن الوضوء وكذلك الصلاة كما يسنُّ ذلك للسليم . ودائمُ الحدث هو مَن يستمرُّ منه خروجُ شيء من السبيلين أو أحدهما بحيث لا يجد في الوقت ما يسعُ فعلَ الطهارة والصلاة من غير حدث ، ومثله أيضاً من يجد سعةً في الوقت لكن لا يستطيع ضبطَ ذلك ولا يعرف متى يكون كما أفتى به العلامةُ الحبيبُ زين بن سميط الحضرمي . أما مَن يكثر من خروج شيء من أحد السبيلين لكنه يجد سعةً في الوقت لفعل الطهارة والصلاة من غير حدث فليس هو دائم الحدث ، فليتحرَّ الوقتَ الذي يخلو فيه من الحدث ويتطهر ويصلي فيه . أما دائمُ الحدث المتقدم بيانه فلا تصح طهارته إلا بعد دخول وقت الصلاة التي يريد فعلها ، فإذا دخل الوقت وجب عليه غسلُ الموضع الذي أصابته النجاسة ، ثم يحشو فرجه بنحو قطنة ويلف عليه خرقةً لئلا تنتشر منه النجاسةُ التي تخرج منه في الصلاة ، ثم يتوضأ ويصلي فوراً دون تأخيرٍ تخفيفاً من الحدث ما أمكن ، ثم لو خرج منه شيء بعد ذلك وهو في الصلاة لم يضرَّ لأنه معذور . ويجوز لدائم الحدث أن يصلي بهذا الوضوء صلاةَ فرض واحدة وما شاء من النوافل ، فإذا أراد صلاةَ فرض ثانية وجب عليه إعادة الطهارة السابقة ، هذا حكمُ مذهبنا . لكن فصَّل السادةُ المالكيةُ في مثل ذلك فقالوا : إن كان الحدثُ يلازم الشخصَ نصفَ وقت الصلاة أو أكثر فلا ينقض الوضوء كما في «منح الجليل» (1/65) للعلامة عليش المالكي . وقد أشار سلطانُ العلماء العز ابن

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил человеку молиться, сдерживая при этом позывы к мочеиспусканию или опорожнению кишечника, а также занимать себя их сдерживанием (в молитве).

Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нет молитвы, если подали еду,и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды (Муслим № 560).

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, в своих комментариях в Сахих Муслим сказал:

Этот хадис свидетельствуют, что совершать молитву, когда подали еду, и человек желает её съесть, нежелательно. Молитва потеряет смирение, так как сердце человека в этом случае будет занято мыслями об угощении. Также нежелательно совершать молитву, сдерживая позывы к мочеиспусканию и к опорожнению кишечника (Шарх сахих Муслим. Т. 5. С. 46).

Однако эта нежелательность касается только человека, который преступил к молитве, уже испытывая позывы облегчиться. Если же человек преступил к молитве, не ощущая позывов к большой нужде или малой, но начал испытывать их посреди молитвы, то в сдерживании этих позывов нежелательности нет, если только они не станут препятствовать его молитве.

Иногда я чувствую необходимость опорожнить кишечник до молитвы, но молюсь, и в молитве уже этого не ощущаю. Будет ли моя молитва верной? А иногда происходит наоборот? Верна ли молитва в этом случае?

Ответ: Молящемуся нельзя приступать к молитве, сдерживая большую или малую нужду, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет молитвы, если подали еду,и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды“ (Муслим). Мудрость и польза этого запрета, а Аллах знает лучше, в том, что это мешает смирению в молитве. Однако если человек совершил молитву в подобном состоянии, то молитва его верна, но не полноценна, не совершенна, однако совершать её вновь не нужно. Если ты приступил к молитве, не ощущая позывов к большой или малой нужде, и они появились посреди молитвы, то молитва также верна, и в сдерживании этих позывов нет порицаемости, если только они не помешает закончить молитву (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 7. С. 25-26).

Для дополнительной информации обратитесь, пожалуйста, к ответу на вопрос № .

Во-вторых.

Человек, который сомневается в выходе ветров, из-за этих сомнений малого омовения не теряет. Он должен продолжать молитву, и она в этом случае будет верной. Ему не требуется совершать её вновь, если только у него нет твердой уверенности, что ветры всё-таки вышли.

Передается от Са‘ида ибн Мусаййба, от ‘Аббада ибн Тамима, от его дяди, что однажды посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пожаловался человек, которому казалось, что он находит что-то во время молитвы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах (аль-Бухари № 137, Муслим 361).

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-либо станет чувствовать в своем животе что-то, и станет в этом сомневаться: вышли они (газы) или нет, то пусть не покидает мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах (Муслим № 362).

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № .

Следует обратить внимание, что слышание звука и ощущение запаха указывают на то, что необходимо убедиться в осквернении и нарушении омовения, какой бы ни была сама причина осквернения.

Хафиз ибн Хаджар сказал: Этот хадис доказывает, что молитва того, кто не уверен осквернении, остается верной. Но для уверенности не обязательно только услышать звук или почувствовать запах (Фатху-ль-Бари би-шархи сахихи-ль-Бухари. Т. 1. С. 238).

Постоянному Комитету по выдачам фетв и научных исследований задали вопрос: Каждый ли запах нарушает омовение? Я знаю, что ощущение запаха (испускаемых ветров) нарушает омовение, но мой вопрос в следующем: когда он нарушает? То есть нарушает ли омовение ощущение запаха наряду со звуком и ощущением выхода ветров? Или при ощущении запаха и слышании звука, без собственных ощущений? Прошу вас разъяснить этот вопрос, так как я запутался .

Ответ: «Хвала Одному лишь Аллаху. Мир и благословение Его посланнику, его семье и сподвижникам.

Что касается действий или явлений, которые нарушают омовение, то, если человек убедился, что вышли газы, услышав звук, или почувствовав запах, или другим способом, который убеждает его в нарушении омовения, то омовение нарушено. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда его спросили о мужчине, который обнаруживает что-то (у себя в кишечнике) во время молитвы, сказал: „Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах“ (аль-Бухари, Муслим)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 5. С. 255).

В-третьих.

Правило о том, что уверенность или твердая истина не может быть удалена сомнениями, является правилом общим и касается не только омовения и молитвы.

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис представляет собой один из принципов ислама и важное правило исламского правоведения. Правило гласит, что о вещах следует судить по их изначальному положению, пока нет убежденности в обратном. Внезапное сомнение не вредит изначальной убежденности. Примером служит вопрос, который упоминается в главе, где приводится этот хадис. Вопрос состоит в том, что когда человек уверен, что у него есть малое омовение, и у него появились сомнения в осквернении и нарушения омовения, то следовать нужно основе, а именно убежденности в наличии омовения. И нет разницы во времени возникновения сомнений: в молитве или вне её. Таков наш мазхаб и мазхаб большинства ученых-предшественников и современников. <…>

Другими примерами этого же правила являются следующие ситуации: когда человек сомневается в том, что дал развод жене, или что освободил раба, или сомневается в загрязнении нечистотой чистой воды, или в очищении от нечистоты, или в присутствии нечистоты на одежде, в пище и прочем, или в том, совершил он три рака‘ата молитвы или четыре, или в том, совершил он земной и поясной поклоны или нет, или имел ли намерение поститься, совершить молитву, омовение или намерение пребывать в мечети для поклонения, уже совершая эти виды поклонения или нет, и т.д. Во всех этих случаях сомнения не влияют на верность основы, и нужно придерживаться того, что действия, в котором человек сомневается, не было.

Ученые исключали из этого правила некоторые ситуации, которые известны и описаны в книгах по исламскому правоведению /фикх/. Для упоминания всех их объема этой книги не достаточно. Эти ситуации общеизвестны, в отношении их имеются возражения, ответы, и есть ситуации, в отношении которых есть разногласия» (ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 4. С. 49-50).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Это правило - необходимость опираться на то, в чем человек уверен, и отбросить сомнение - очень важно. На него указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Если кто-то из вас станет сомневаться в молитве, то путь отбросит сомнение и опирается на то, в чем он уверен“. Этот хадис применяется во многих областях фикха: в (вопросах) развода, договоров и пр. Если человек станет следовать этому правилу, то решатся многие его проблемы, исчезнут многие сомнения и наущения. Такова благодать слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Также это облегчение, которое дал ислам людям, так как Аллах не желает, чтобы мусульмане ощущали беспокойство и затруднение. Но желает, чтобы дела их были ясны. Если человек отдастся этим сомнениям, то его жизнь станет тяжелой, беспокойной, так как дьявол не остановится только на внушении наущений и сомнений в отношении верности очищения, но станет внушать их в вопросах, связанных с молитвой, постом и пр. И даже во всех жизненных вопросах, а также в вопросах, связанных с семьей. Шариат изначально закрыл дверь, ведущую к этим наущениям, велел оставить их и отталкивать, чтобы эти сомнения и наущения не имели никакого воздействия на душу человека» (аш-Шарху-ль-мумти‘ ‘аля зади-ль-мустакни‘. Т. 1. С. 312).

А Аллах знает лучше.

1. Почему среди мазхабов есть противоречия, и будут ли приняты наши намазы, если имамы мазхабов в чем-то ошиблись? 2. Как поступить, если кажется, что во время намаза вышли газы?

15.05.13. Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатуху уважаемый имам!
Хотел вам задать несколько вопросов.
1) Почему среди мазхабов есть противоречия? К примеру в одном мазхабе кровь это наджас а в другом кровь чиста. Тоесть если читать намаз когда с раны течет кровь по тому мазхабу который считает что кровь чиста, мой намаз принимается, а по другому мазхабу он не принимается? А в судный день если имам Абу Ханифа и другие мусульмане были правы в том что кровь это наджас то окажется что намаз последователей других мазхабов часто не принимался? Прошу вас разьяснить этот вопрос, так как хочу избавиться от невежественных предположений и получить правильный ответ.
2) Как мне известно, при омовении и при намазе если возникают сомнения нарушил ли ты омовение или нет, нельзя следовать предположениям, а надо следовать ясным доказательствам и быть уверенным в том что ты нарушил омовение чтобы его обновить или прервать намаз. Но во время намаза у меня иногда бывают ощущения что немного газа все же вышло. А если подумать что является причиной моих ощущений то становится ясно что это могло произойти только потому что газ вышел. Являются ли эти мысли причиной прервать намаз?
3) При общении с некоторыми лицами противоположного пола которые не покрываются, обычно смотрят в лицо, но если область вокруг лица непокрыта и в поле видимости попадают другие части тела, то можно ли на эту женщину вообще смотреть?

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух, Бейбит.

Для начала Вам следует знать, что главными источниками всех суннитских мазхабов являются Коран и сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Эти источники объемны и требуют огромных знаний прежде, чем человек сможет самостоятельно понимать их и выносить на их основании решения. В свою очередь, приобретение этих знаний требует огромной самоотдачи и усердия. В общем-то, тем, кто хочет получить эти знания в наибольшей мере, необходимо посвятить этому всю свою жизнь, оставив все остальные дела на второй, третий, и последующие планы.

Разумеется, каждый мусульманин обязан изучать свою религию в той степени, чтобы выполнять обязательные предписания и не совершать запретного. При этом, разумному человеку должно быть понятно, что вся умма не может оставить все свои дела и заниматься исключительно глубоким изучением исламских наук. Кроме основных познаний религии, мусульмане должны также заниматься вопросами медицины, образования, политики, науки, военного дела и т.д.

Если же каждый мусульманин будет изучать степень достоверности хадисов, самостоятельно проверяя каждого передатчика, а это лишь незначительная часть исламских наук, требующая большого количества времени, тогда у мусульман не останется времени на другие отрасли, также необходимые для жизнедеятельности.

Поэтому даже среди исламских ученых существует классификация по наукам, и лишь немногие из них овладевают всеми науками в полной мере, достигая степени муджтахида . Таким образом, каждый занимается своим делом, и незнающий обращается к знающему, как сказано об этом в Коране: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» . (ан-Нахль, 43).

Правильное понимание этого положения говорит нам о том, что если нам необходимо разъяснение по математике, мы обращаемся к математику, если по здоровью, то к врачу, если по религии, то к алиму. И нет сомнения в том, что имамы мазхабов, жившие во времена праведных предшественников, достигли наивысшей степени знаний. По этой причине, простые мусульмане обращаются к их школам, которые включают в себя не только их основателей, но и целую плеяду ученых, исследовавших Коран и Сунну, и постигших исламские науки.

Теперь, понимая тот высокий уровень и огромный объем знаний, которыми необходимо обладать для того, чтобы стать ученым, и вытекающую из этого необходимость следования за имамами мазхабов простым мусульманам, а также учитывая тот факт, что каждая школа опирается на Коран и Сунну, Вам следует понять, что разногласия между мазхабами вытекают из понимания этих источников, или, в случае отсутствия явных указаний, на собственный иджтихад, на который они, в отличие от простых мусульман, имеют право.

Каждая школа приводит свои доказательства – прямые или косвенные, и простые мусульмане не имеют возможности взвесить их доказательства и рассудить их, ведь для этого необходимо обладать большими знаниями, чем они. Для нас достаточно того, что эти школы основаны на Коране и Сунне, и следуя одному из мазхабов, мы следуем Корану и Сунне в понимании ученых.

К примеру, одним из доводов шафиитского мнения о нарушении омовения из-за выхода крови лег тот факт, что сахабы во время битвы, несмотря на свои раны, совершали намазы. Ученые ханафитского мазхаба посчитали это вынужденной мерой, обусловленно военными действиями. В основе же ханафитского мнения лежит хадис о том, что выход крови нарушает омовение (см. Ихтияр, гл.1).

Таким образом, каждый мазхаб приводит свои доказательства, которые простые мусульмане не могут взвесить не достигнув уровня имамов мазхабов, а Аллах не возлагает на душу большего, чем она способна. Поэтому мы не будем спрошены о тех вещах, которые не могли узнать, ведь мы живем спустя более 1400 лет после возникновения Ислама, и никто из нас не может спросить это у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы можем лишь обратиться к ученым, изучившим Коран и Сунну. Ведь сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если обладатель знаний вынесет правильное решение, то он получит двойную награду, а если он ошибется, то одну» . (Бухари, Муслим)

Для более ясного понимания, прочтите также данный ответ .

2. Если Вам кажется, что у Вас произошло выделение газа, но при этом Вы не уверены в этом и сомневаетесь, Вам необходимо оставить сомнения и следовать только явным признакам, как то: звук или запах . Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах" (Муслим).

3. Вам следует разговаривать (по необходимости) опустив взор в пол.


Вопрос от Тимура:

На протяжении многих лет не могу читать намаз, как полагается во время, тем более, когда не дома. Проблемы со здоровьем, иp-за которых не могу сохранять тахарат. Сейчас не совершаю намаз, что меня очень сильно беспокоит. Что делать, как ходить в мечеть в таком состоянии?

Обстоятельства, нарушающие малое омовение и имеющие хронический, то есть продолжительный характер, именуются «узр». Исходя из этого, если человек страдает недержанием мочи, кала, кровотечением из носа или иных частей тела или же истихазой, и если это расстройство непрерывно продолжается на протяжении всего времени намаза, если человек не может сохранить малое омовение на время, необходимое для совершения одного намаза, то такой человек считается обладателем оправдания (узра).

Человек, являющийся мазуром, должен совершать малое омовение, при наступлении времени каждого намаза, и с этим омовением в течение всего этого времени, он может совершать сколько угодно фард-намазов и нафиль-намазов. Он так же может возмещать долги по намазам, витр-намаз, праздничные намазы, а также джаназа-намаз. Появление признаков расстройства, которое является причиной оправдания, не влияет на этот хукм.

Например, малое омовение, совершенное мазуром с наступлением времени утреннего намаза, будет оставаться действительным до окончания времени намаза. С окончанием времени намаза, то есть с восходом солнца, совершенное им малое омовение будет уже недействительно, и с этим омовением он уже не сможет совершить какой-либо намаз. Однако если он совершил малое омовение после того, как его расстройство прекратилось, и если оно не возобновилось вновь и не возникло обстоятельств нарушающих малое омовение, то с истечением времени намаза это омовение не утратит своей действительности. Наоборот, этот человек будет считаться находящимся в состоянии малого омовения.

Если человек, являющийся мазуром, совершил малое омовение после восхода солнца, то с этим омовением он может совершать любые намаза до тех пор, пока не наступит время полуденного намаза. Главное, чтобы его омовение не нарушилось по какой-то другой причине.

Малое омовение человека, являющегося мазуром, нарушается не с наступлением, а с окончанием времени намаза. Таково мнение имама Абу Ханифы. И это является самым достоверным мнением.
По мнению имама Абу Юсуфа, так же, как омовение мазура нарушается с наступлением нового времени намаза, так же оно нарушается и с окончанием времени намаза.

Таким образом, малое омовение, совершенное после восхода солнца, станет недействительным с наступлением времени полуденного намаза. Имам Зуфар говорил по этому поводу: «Омовение мазура нарушается только с наступлением времени следующего намаза, и не нарушается с окончанием этого времени». Исходя из этого, малое омовение, совершенное для утреннего намаза, станет недействительным не с восходом солнца, а с наступлением времени полуденного намаза.

(По мнению имама Шафии, человек, являющийся мазуром, должен совершать малое омовение для каждого намаза, который он хочет совершить. Его омовение нарушается в тот момент, как только он завершит выполнение того или иного намаза).

После того, как у человека, являющегося мазуром, прекратились проявления его расстройства, он совершает омовение вследствие других обстоятельств, нарушающих его, но если снова появятся признаки расстройства, которым он страдает, то в этом случае его омовение будет нарушено. И необходимо будет совершить малое омовение заново. Так как предыдущее омовение не было связано с этим оправданием.

Однако если его расстройство не прервется, и он совершит омовение по причине этого расстройства или по причине иных обстоятельств, нарушающих омовение, то даже если на протяжении времени этого намаза появятся признаки этого расстройства, это не нарушит омовения. Так как считается, что он совершил малое омовение как вследствие расстройства, которым он страдает, так и вследствие других обстоятельств, нарушающих омовение.

Если человек, являющийся мазуром, может каким то образом воспрепятствовать проявлению своего расстройства, например, совершать намаз, сидя, при невозможности делать этого стоя, или совершать намаз глазами, при невозможности совершения земного поклона; или может без затруднений закрыть то место, из которого происходят выделения, то в этом случае он перестает считаться мазуром. Поэтому если после совершения малого омовения его расстройство каким-то образом проявится, то он не сможет совершить намаз с этим омовением.

До тех пор, пока у человека, являющегося мазуром, продолжается его расстройство, нечистоты, попадающие на его белье или одежду, не считаются препятствием для достоверности намаза. И в этом случае не имеет значения, превышают эти нечистоты то количество, которое является препятствием для намаза, или нет. Однако если эти нечистоты не коснуться одежды вторично, то их необходимо cмыть.

Как мы видим, благословенная религия ислам – это легкая религия. Для людей, страдающих каким-то расстройством, предусмотрены всесторонние облегчения и послабления. Отныне ни у кого нет никаких оправданий для невыполнения религиозных предписаний и обязанностей.

1. Несоблюдение хотя бы одного из условий правильности намаза. Например, несовершение омовения или неукрытие аврата.

2. Несовершение одного из составляющих частей намаза. Например, поясного или земного поклона.

3. Произнесение в намазе слов, не имеющих отношения к намазу. Даже если слово будет состоять из одной или двух букв, но будет иметь смысл. И не имеет значения, как оно было сказано: специально, по забывчивости, по ошибке, в ответ, по незнанию или вынужденно.

4. Чтение того, что не знаешь наизусть, когда читаешь, смотря в Коран.

5. Если в намазе произнёс салам с намерением приветствия или ответил на приветствие словами или рукопожатием.

6. Если в намазе попросил у Всевышнего то, что можно попросить у человека (одежду, еду, деньги).

7. Отворачивание груди от Киблы.

8. Совершение лишних движений в намазе так, что при виде человека можно было бы сказать, что он не совершает намаз. Это совершение трёх действий подряд в одном ракаате. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза.

9. Если нарушил омовение специально. Но если ненамеренно нарушил омовение в намазе, то молящийся может возобновить омовение и продолжить намаз.

10. Промедление на время совершения одного из составляющих намаза после ненамеренного нарушения омовения, бодрствуя.

11. Намеренное нарушение омовения в последнем сидении после чтения «Аттахийята».

12. Если нарушил полное омовение – без разницы, это нарушение от взгляда или от мыслей о женщине или это поллюция.

13. Если подумал, что нарушил омовение, но, выйдя из мечети, понял, что ошибся, то намаз недействителен. Если же намаз совершается вне мечети, то намаз нарушается после того, как человек пройдёт ряды джамаата. А если осознал ошибку до выхода из мечети или вне мечети до того, как выйдет из рядов джамаата, то намаз не нарушается.

14. Приём пищи или воды, находившихся за пределами рта, осознанно или по забывчивости, даже если количество пищи или воды будет малым. Но если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины, то намаз не нарушается. А если было больше горошины, то намаз недействителен.

15. Ненамеренное открывание одной четвёртой части органа аврата на время совершения одного из составляющих намаза. Но если аврат открыт намеренно, то намаз нарушается сразу.

16. Откашливание или отхаркивание без причины. Но если это сделано для лучшего чтения или освобождения горла, то намаз не нарушается.

18. Если совершающий намаз ответит чихающему: «Ярхамукаллах».

19. Если совершающий намаз на хорошее известие ответит: «Альхамдулиллях».

20. Если совершающий намаз на известие, приводящее в изумление, ответит: «Субханаллах» или «Ля иляха илляллах».

21. Если совершающий намаз на известие о горе скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи"ун».

22. Если имам или совершающий намаз один совершат ошибку и примут подсказку человека, не совершающего с ними вместе намаз.

23. Если во время намаза исправить ошибку кого-либо, кроме своего имама.

24. Если совершающий намаз за имамом совершил одно из обязательных действий намаза до имама, например совершил поясной поклон до имама и встал до того, как имам опустил голову для поясного поклона, и затем не повторил его вместе с имамом или после него.

25. Если одно из составляющих намаза провёл во сне, а затем не восполнил его.

27. Если во время чтения Корана молящийся совершит ошибку, изменяющую смысл Корана.

28. Тихий смех нарушает намаз, но если смех будет громким и его услышат стоящие с ним рядом, то нарушается и омовение.

29. Удлинение первых букв «А» в такбире «Аллаху Акбар».

30. Истечение срока ношения масху (кожаные чулки).

31. Если снял с ноги масху или они упали случайно.

32. Если совершающий намаз с таяммумом (сухое омовение) увидит воду и будет иметь возможность её использовать.

33. Если совершающий намаз голым увидит вещь, которой может укрыть аврат.

34. Если упадёт во время намаза повязка с зажившей раны.

35. Если во время намаза вспомнит о пропущенном намазе, то намаз нарушается в том случае, если общее количество всех его пропущенных намазов не превышает пяти.

36. Если совершающий намаз полупоклонами из-за болезни исцелится в намазе и сможет поклоны совершать полноценно.

37. Потеря сознания или приступ сумасшествия во время намаза.

38. Восход солнца во время утреннего намаза, достижение солнцем зенита во время обоих праздничных намазов и наступление времени послеобеденного намаза во время пятничного намаза.

39. Стояние в одном ряду рядом мужчины и женщины без преграды между ними в коллективном намазе за одним имамом.

40. Если на тело, одежду или на место совершения намаза попадёт наджас и останется там на время совершения одного из составляющих намаза.

41. Если имам по причине нарушения его омовения оставит вместо себя человека, который не может быть имамом по какой-либо причине.

42. Если произнесёт салам находящийся дома после двух ракаатов в трёх- или четырёхракаатном намазе, думая, что он путешественник, или думая, что это пятничный намаз, или перепутав таравих-намаз с ночным намазом.

Действия, не нарушающие намаз

1. Если по забывчивости человек произнёс салам для выхода из намаза.

2. Если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины.

3. Посмотрев на текст, понял его смысл, но не прочитал его вслух.

4. Если кто-нибудь пройдёт перед совершающим намаз. Прошедшему перед ним за это будет грех.

5. Если с вожделением посмотрел на аврат женщины, например на аврат жены, которой дал один развод, даже если с этим взглядом нарушается развод и возобновляется никях.